🗊Презентация Математическое моделирование. Линейное программирование

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №1Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №2Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №3Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №4Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №5Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №6Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №7Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №8Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №9Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №10Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №11Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №12Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №13Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №14Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №15Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №16Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №17Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №18Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №19Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №20Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №21Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №22Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №23Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №24Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №25Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №26Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №27Математическое моделирование. Линейное программирование, слайд №28

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Математическое моделирование. Линейное программирование. Доклад-сообщение содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Задачи оптимизации
Описание слайда:
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Задачи оптимизации

Слайд 2





Линейное программирование
Линейным программированием называют задачи оптимизации, в которых целевая функция является линейной функцией своих аргументов, а условия, определяющие их допустимые значения, имеют вид линейных уравнений и неравенств [1]. 
Рассмотрим линейную целевую функцию с одной переменной управления,					 
причем линейная модель физического процесса выражается как 						 
Подставив второе в первое, получим G-форму целевой функции:
 				 
или , 				 
где  
Видно, что при ψ1 > 0 максимум достигается при x = + ∞, а минимум – при x = – ∞.
Описание слайда:
Линейное программирование Линейным программированием называют задачи оптимизации, в которых целевая функция является линейной функцией своих аргументов, а условия, определяющие их допустимые значения, имеют вид линейных уравнений и неравенств [1]. Рассмотрим линейную целевую функцию с одной переменной управления, причем линейная модель физического процесса выражается как Подставив второе в первое, получим G-форму целевой функции: или , где Видно, что при ψ1 > 0 максимум достигается при x = + ∞, а минимум – при x = – ∞.

Слайд 3





Линейное программирование
Таким образом, линейные целевые функции (как с одной переменной, так и с n-переменными) при отсутствии ограничений не имеют конечного оптимума, поэтому в задачах оптимизации целевой функции ограничения играют принципиальную роль. В дальнейшем будет показано, что совокупность любого числа линейных ограничений выделяет в пространстве x1, x2, …, xn некоторый выпуклый многогранник области возможных значений переменных управления. Экстремум целевой функции достигается в одной из его вершин. 
При этом линиями равного уровня целевой функции являются линии, соединяющие точки, в которых значения целевой функции равны между собой.
Описание слайда:
Линейное программирование Таким образом, линейные целевые функции (как с одной переменной, так и с n-переменными) при отсутствии ограничений не имеют конечного оптимума, поэтому в задачах оптимизации целевой функции ограничения играют принципиальную роль. В дальнейшем будет показано, что совокупность любого числа линейных ограничений выделяет в пространстве x1, x2, …, xn некоторый выпуклый многогранник области возможных значений переменных управления. Экстремум целевой функции достигается в одной из его вершин. При этом линиями равного уровня целевой функции являются линии, соединяющие точки, в которых значения целевой функции равны между собой.

Слайд 4





Линейное программирование
Для линейной функции с двумя переменными управления
 линии равного уровня, нанесенные на плоскость
 (x1, x2), представляют собой прямые линии типа
Описание слайда:
Линейное программирование Для линейной функции с двумя переменными управления линии равного уровня, нанесенные на плоскость (x1, x2), представляют собой прямые линии типа

Слайд 5





Линейное программирование
Рассмотрим линейное программирование на примере максимизации функции
при условии, что ограничениями являются
Координаты точек пересечения ограничивающих линий могут быть найдены алгебраическим либо графическим способом. В результате получим
A(0,8); B(1,5); C(4,1); D(7,0); E(10,0); F(10,9); G(0,9).
Минимум находится в точке С, а максимум – в точке F, причем 
Gmin = 150, а Gmax = 700.
Описание слайда:
Линейное программирование Рассмотрим линейное программирование на примере максимизации функции при условии, что ограничениями являются Координаты точек пересечения ограничивающих линий могут быть найдены алгебраическим либо графическим способом. В результате получим A(0,8); B(1,5); C(4,1); D(7,0); E(10,0); F(10,9); G(0,9). Минимум находится в точке С, а максимум – в точке F, причем Gmin = 150, а Gmax = 700.

Слайд 6





Линейное программирование
Описание слайда:
Линейное программирование

Слайд 7





Транспортная задача
В городе имеется два склада цемента и два завода ЖБИ, потребляющих этот цемент. Ежедневно с первого склада вывозится 50 т цемента, со второго – 70 т. Этот цемент доставляется на заводы, причем первый завод получает 40 т, второй – 80 т. Допустим, что перевозка одной тонны цемента с первого склада на первый завод стоит 120 руб., с первого склада на второй завод – 160 руб., со второго склада на первый завод – 80 руб., и со второго склада на второй завод – 100 руб. Как нужно спланировать перевозки, чтобы их стоимость была минимальной?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, дадим математическую постановку задачи.
Обозначим через x1 и х2 количество цемента, который следует перевезти с первого склада соответственно на первый и второй заводы, а через x3 и x4 – количество цемента, который нужно перевезти со второго склада на первый и второй заводы.
Описание слайда:
Транспортная задача В городе имеется два склада цемента и два завода ЖБИ, потребляющих этот цемент. Ежедневно с первого склада вывозится 50 т цемента, со второго – 70 т. Этот цемент доставляется на заводы, причем первый завод получает 40 т, второй – 80 т. Допустим, что перевозка одной тонны цемента с первого склада на первый завод стоит 120 руб., с первого склада на второй завод – 160 руб., со второго склада на первый завод – 80 руб., и со второго склада на второй завод – 100 руб. Как нужно спланировать перевозки, чтобы их стоимость была минимальной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, дадим математическую постановку задачи. Обозначим через x1 и х2 количество цемента, который следует перевезти с первого склада соответственно на первый и второй заводы, а через x3 и x4 – количество цемента, который нужно перевезти со второго склада на первый и второй заводы.

Слайд 8





Транспортная задача
Эти условия приводят к системе уравнений
xi  ≥ 0,	i = 1, 2, 3, 4.
Первые два уравнения системы определяют, сколько цемента нужно вывезти с каждого склада, два других уравнения показывают, сколько цемента нужно привезти на каждый завод. Неравенство означает, что в обратном направ­лении с заводов на склады цемент не возят. Общая стоимость всех перевозок определяется формулой
	G = 120x1+160x2+80x3+100x4.
Описание слайда:
Транспортная задача Эти условия приводят к системе уравнений xi ≥ 0, i = 1, 2, 3, 4. Первые два уравнения системы определяют, сколько цемента нужно вывезти с каждого склада, два других уравнения показывают, сколько цемента нужно привезти на каждый завод. Неравенство означает, что в обратном направ­лении с заводов на склады цемент не возят. Общая стоимость всех перевозок определяется формулой G = 120x1+160x2+80x3+100x4.

Слайд 9





Транспортная задача
С математической точки зрения задача заключается в том, чтобы найти числа xi, удовлетворяющие заданным условиям и минимизировать стоимость перевозок .
Рассмотрим систему уравнений. Это система четырех уравнении с четырьмя неизвестными. Однако независимыми в ней являются только первые три уравнения, четвертое – их следствие (если сложить 1-е и 2-е уравнения и вычесть 3-е, получится 4-е). Таким образом, фактически нужно рассмотреть следующую систему, эквивалентную:
Описание слайда:
Транспортная задача С математической точки зрения задача заключается в том, чтобы найти числа xi, удовлетворяющие заданным условиям и минимизировать стоимость перевозок . Рассмотрим систему уравнений. Это система четырех уравнении с четырьмя неизвестными. Однако независимыми в ней являются только первые три уравнения, четвертое – их следствие (если сложить 1-е и 2-е уравнения и вычесть 3-е, получится 4-е). Таким образом, фактически нужно рассмотреть следующую систему, эквивалентную:

Слайд 10





Транспортная задача
В ней число уравнений на единицу меньше числа неизвестных, так что мы можем выбрать какое-нибудь неизвестное, например x1, и выразить через него с помощью уравнений три остальные. 
Соответствующие формулы имеют вид
Учитывая неравенства, получаем систему
Описание слайда:
Транспортная задача В ней число уравнений на единицу меньше числа неизвестных, так что мы можем выбрать какое-нибудь неизвестное, например x1, и выразить через него с помощью уравнений три остальные. Соответствующие формулы имеют вид Учитывая неравенства, получаем систему

Слайд 11





Транспортная задача
из которой 0 ≤ x1 ≤ 40.	
Таким образом, задавая любое x1, удовлетворяющее последнему неравенству, и вычисляя x2, x3, x4, мы получим один из возможных планов перевозки. При реализации этого плана с каждого склада будет вывезено и на каждый завод доставлено нужное количество цемента.
Вычислим стоимость перевозок G = 14200–20x1.			
Эта формула определяет величину G как функцию одной переменной x1, которую можно выбирать произвольно.
Стоимость окажется минимальной, если мы придадим величине x1 наибольшее возможное значение: x1 = 40. Значения остальных величин xi находятся по x1 .
Описание слайда:
Транспортная задача из которой 0 ≤ x1 ≤ 40. Таким образом, задавая любое x1, удовлетворяющее последнему неравенству, и вычисляя x2, x3, x4, мы получим один из возможных планов перевозки. При реализации этого плана с каждого склада будет вывезено и на каждый завод доставлено нужное количество цемента. Вычислим стоимость перевозок G = 14200–20x1. Эта формула определяет величину G как функцию одной переменной x1, которую можно выбирать произвольно. Стоимость окажется минимальной, если мы придадим величине x1 наибольшее возможное значение: x1 = 40. Значения остальных величин xi находятся по x1 .

Слайд 12





Транспортная задача
Итак, оптимальный по стоимости план перевозок имеет вид
Стоимость перевозок в этом случае составляет 13400 руб. При любом другом допустимом плане перевозок она окажется выше: G > Gmin .
Описание слайда:
Транспортная задача Итак, оптимальный по стоимости план перевозок имеет вид Стоимость перевозок в этом случае составляет 13400 руб. При любом другом допустимом плане перевозок она окажется выше: G > Gmin .

Слайд 13





Задача о использовании ресурсов
Мебельная фабрика выпускает стулья двух типов. На изготовление одного стула первого типа, стоимостью 800 руб., расходуется 2 п.м досок стандартного сечения, 0,5 м2 обивочной ткани и 2 чел.-ч рабочего времени. Для стульев второго типа аналогичные данные составляют: 1200 руб., 4 п.м, 0,25 м2 и  2,5 чел.-ч.
Допустим, что в распоряжении фабрики имеется 440 п.м досок, 65 м2 обивочной ткани, 320 чел.-ч рабочего времени. Какое количество стульев каждого типа надо изготовить, чтобы в рамках этих ресурсов стоимость произведенной про­дукции была максимальной?
Для ответа на этот вопрос постараемся опять сформулировать задачу как математическую. Обозначим через х1 и х2 запланированное к производству число стульев соответственно первого и второго типов.
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Мебельная фабрика выпускает стулья двух типов. На изготовление одного стула первого типа, стоимостью 800 руб., расходуется 2 п.м досок стандартного сечения, 0,5 м2 обивочной ткани и 2 чел.-ч рабочего времени. Для стульев второго типа аналогичные данные составляют: 1200 руб., 4 п.м, 0,25 м2 и  2,5 чел.-ч. Допустим, что в распоряжении фабрики имеется 440 п.м досок, 65 м2 обивочной ткани, 320 чел.-ч рабочего времени. Какое количество стульев каждого типа надо изготовить, чтобы в рамках этих ресурсов стоимость произведенной про­дукции была максимальной? Для ответа на этот вопрос постараемся опять сформулировать задачу как математическую. Обозначим через х1 и х2 запланированное к производству число стульев соответственно первого и второго типов.

Слайд 14





Задача о использовании ресурсов
Ограниченный запас сырья и трудовых ресурсов означает, что x1 и х2 должны удовлетворять неравенствам
Кроме того, по смыслу задачи они должны быть неотрицательными
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Ограниченный запас сырья и трудовых ресурсов означает, что x1 и х2 должны удовлетворять неравенствам Кроме того, по смыслу задачи они должны быть неотрицательными

Слайд 15





Задача о использовании ресурсов
Стоимость запланированной к производству продукции определяется формулой
G(x1,x2) = 800x1+1200x2.				
Итак, с математической точки зрения задача составления оптимального по стоимости выпущенной продукции плана фабрики сводится к определению пары целых чисел x1, x2, удовлетворяющих линейным неравенствам, и дающих наибольшее значение линейной функции. Мы опять получили типичную задачу линейного программирования. По своей постановке она несколько отличается от транспортной задачи, однако это различие не существенно.
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Стоимость запланированной к производству продукции определяется формулой G(x1,x2) = 800x1+1200x2. Итак, с математической точки зрения задача составления оптимального по стоимости выпущенной продукции плана фабрики сводится к определению пары целых чисел x1, x2, удовлетворяющих линейным неравенствам, и дающих наибольшее значение линейной функции. Мы опять получили типичную задачу линейного программирования. По своей постановке она несколько отличается от транспортной задачи, однако это различие не существенно.

Слайд 16





Задача о использовании ресурсов
Для анализа сформулированной задачи рассмотрим плоскость и введем на ней декартову систему координат x1, x2. Найдем на этой плоскости множество точек, координаты которых удовлетворяют заданным условиям. При этом множество лежит в первой четверти. Выясним смысл ограничений, которые задаются неравенствами. Проведем на плоскости прямую, определяемую уравнением 2x1+4x2 = 440.
Она делит плоскость на две полуплоскости. На одной из них, расположенной ниже прямой, функция f1(x1,x2) = 2x1+4x2–440 принимает отрицательные значения; на другой, расположенной выше прямой, – положительные. Таким образом, первое из неравенств выполняется на множестве точек, которое включает в себя прямую и полуплоскость, расположенную ниже этой прямой. На рисунке соответствующая часть плоскости заштрихована.
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Для анализа сформулированной задачи рассмотрим плоскость и введем на ней декартову систему координат x1, x2. Найдем на этой плоскости множество точек, координаты которых удовлетворяют заданным условиям. При этом множество лежит в первой четверти. Выясним смысл ограничений, которые задаются неравенствами. Проведем на плоскости прямую, определяемую уравнением 2x1+4x2 = 440. Она делит плоскость на две полуплоскости. На одной из них, расположенной ниже прямой, функция f1(x1,x2) = 2x1+4x2–440 принимает отрицательные значения; на другой, расположенной выше прямой, – положительные. Таким образом, первое из неравенств выполняется на множестве точек, которое включает в себя прямую и полуплоскость, расположенную ниже этой прямой. На рисунке соответствующая часть плоскости заштрихована.

Слайд 17





Задача о использовании ресурсов
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов

Слайд 18





Задача о использовании ресурсов
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов

Слайд 19





Задача о использовании ресурсов
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов

Слайд 20





Задача о использовании ресурсов
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов

Слайд 21





Задача о использовании ресурсов
Любой точке Р с целочисленными координатами (x1, x2), принадлежащей данному пятиугольнику, соответствует план выпуска стульев, который может быть выполнен при имеющихся запасах сырья и трудовых ресурсах (реализуемый план). Наоборот, если точка Р не принадлежит пятиугольнику, то соответствующий план не может быть выполнен (нереализуемый план).
Рассмотрим на плоскости x1, x2 линии уровня целевой функции: 800x1+1200x2 = C.
Это уравнение описывает семейство прямых, параллельных прямой 
 800x1+1200x2 = 0.
При параллельном переносе этой прямой вправо параметр С возрастает, влево – убывает.
Свойства функции тесно связаны с прямыми. Вдоль каждой из них она сохраняет постоянное значение, равное С, а при переходе с одной прямой на другую ее значение меняется.
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Любой точке Р с целочисленными координатами (x1, x2), принадлежащей данному пятиугольнику, соответствует план выпуска стульев, который может быть выполнен при имеющихся запасах сырья и трудовых ресурсах (реализуемый план). Наоборот, если точка Р не принадлежит пятиугольнику, то соответствующий план не может быть выполнен (нереализуемый план). Рассмотрим на плоскости x1, x2 линии уровня целевой функции: 800x1+1200x2 = C. Это уравнение описывает семейство прямых, параллельных прямой  800x1+1200x2 = 0. При параллельном переносе этой прямой вправо параметр С возрастает, влево – убывает. Свойства функции тесно связаны с прямыми. Вдоль каждой из них она сохраняет постоянное значение, равное С, а при переходе с одной прямой на другую ее значение меняется.

Слайд 22





Задача о использовании ресурсов
Будем рассматривать только первую четверть. Предположим, что мы перешли из точки Р1, расположенной на одной прямой, в точку Р2, расположенную на другой прямой (рис). Если вторая прямая расположена дальше от начала координат, чем первая, то функция G при этом переходе возрастет. Отсюда следует важный вывод: оптимальный план должен располагаться на прямой семейства, наиболее удаленной от начала координат.
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Будем рассматривать только первую четверть. Предположим, что мы перешли из точки Р1, расположенной на одной прямой, в точку Р2, расположенную на другой прямой (рис). Если вторая прямая расположена дальше от начала координат, чем первая, то функция G при этом переходе возрастет. Отсюда следует важный вывод: оптимальный план должен располагаться на прямой семейства, наиболее удаленной от начала координат.

Слайд 23





Задача о использовании ресурсов
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов

Слайд 24





Задача о использовании ресурсов
Этот вывод позволяет закончить решение задачи. Рассмотрим рис. На нем воспроизведен пятиугольник реализуемых планов и нарисована прямая семейства, проходящая через точку М2 с координатами (60, 80). Она является предельной прямой семейства, имеющей общую точку с пятиугольником. Если мы попытаемся с помощью параллельного переноса отодвинуть ее дальше от начала координат, то получим прямую, не имеющую общих точек с пятиугольником, т. е. соответствующие планы нереализуемы.
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Этот вывод позволяет закончить решение задачи. Рассмотрим рис. На нем воспроизведен пятиугольник реализуемых планов и нарисована прямая семейства, проходящая через точку М2 с координатами (60, 80). Она является предельной прямой семейства, имеющей общую точку с пятиугольником. Если мы попытаемся с помощью параллельного переноса отодвинуть ее дальше от начала координат, то получим прямую, не имеющую общих точек с пятиугольником, т. е. соответствующие планы нереализуемы.

Слайд 25





Задача о использовании ресурсов
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов

Слайд 26





Задача о использовании ресурсов
Итак, оптимальный план найден, – он предписывает производство 60 стульев первого типа и 80 стульев второго типа. Стоимость этой продукции 144000 руб. На выполнение плана нужно затратить: 440 п.м досок, 50 м2 обивочной ткани, 320 чел. -ч рабочего времени.
Видно, что оптимальный план требует полного использования запаса досок и трудовых ресурсов, в то время как обивочная ткань будет израсходована не полностью – останется 15 м2.
Этот результат ясен из последнего рис. Точка M2, определяющая оптимальный план, является вершиной пятиугольника. 
Она лежит на пересечении прямых 2x1+4x2 = 440 и 2x1+5/2x2 = 320.
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Итак, оптимальный план найден, – он предписывает производство 60 стульев первого типа и 80 стульев второго типа. Стоимость этой продукции 144000 руб. На выполнение плана нужно затратить: 440 п.м досок, 50 м2 обивочной ткани, 320 чел. -ч рабочего времени. Видно, что оптимальный план требует полного использования запаса досок и трудовых ресурсов, в то время как обивочная ткань будет израсходована не полностью – останется 15 м2. Этот результат ясен из последнего рис. Точка M2, определяющая оптимальный план, является вершиной пятиугольника. Она лежит на пересечении прямых 2x1+4x2 = 440 и 2x1+5/2x2 = 320.

Слайд 27





Задача о использовании ресурсов
Уравнения этих прямых получаются из первого и третьего условий системы при замене их на строгие равенства. Это означает полный расход досок и трудовых ресурсов. Однако точка М2 не принадлежит прямой 
1/2x1+1/4x2 = 65,
так что второе условие связано с ограниченным запасом обивочной ткани, имеет форму неравенства 50 < 65.
Проведенный анализ показывает, что дальнейшее увеличение стоимости продукции регламентируется запасом досок и трудовыми ресурсами.
Описание слайда:
Задача о использовании ресурсов Уравнения этих прямых получаются из первого и третьего условий системы при замене их на строгие равенства. Это означает полный расход досок и трудовых ресурсов. Однако точка М2 не принадлежит прямой 1/2x1+1/4x2 = 65, так что второе условие связано с ограниченным запасом обивочной ткани, имеет форму неравенства 50 < 65. Проведенный анализ показывает, что дальнейшее увеличение стоимости продукции регламентируется запасом досок и трудовыми ресурсами.

Слайд 28





Используемая литература
1. Вводные лекции по прикладной математике / А.Н. Тихонов [и др.]. М. : Наука, 1984.
Описание слайда:
Используемая литература 1. Вводные лекции по прикладной математике / А.Н. Тихонов [и др.]. М. : Наука, 1984.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию