🗊Презентация Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №1Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №2Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №3Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №4Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №5Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №6Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №7Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №8Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №9Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №10Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №11Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №12Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №13Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №14Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №15Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №16Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №17Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №18Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №19Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №20Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №21Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №22Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №23Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №24Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №25Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №26Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №27Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №28Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №29Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №30Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №31Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №32Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №33Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №34Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №35Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №36Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №37Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №38Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №39Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №40Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №41Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №42Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №43Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ, слайд №44

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Метод анализа иерархий. Методика метода МАИ. Доклад-сообщение содержит 44 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
МЕТОДИКА МЕТОДА МАИ
Описание слайда:
МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ МЕТОДИКА МЕТОДА МАИ

Слайд 2





СУТЬ МЕТОДА МАИ
Иерархия возникает тогда, когда системы, функционирующие на одном уровне, функционируют как части системы более высокого уровня, становясь подсистемами этой системы. МАИ является процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на более простые составляющие части дальнейшей обработки последовательности суждений лица, принимающего решения по парным сравнениям. включая процесс синтеза многих суждении, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений.
Описание слайда:
СУТЬ МЕТОДА МАИ Иерархия возникает тогда, когда системы, функционирующие на одном уровне, функционируют как части системы более высокого уровня, становясь подсистемами этой системы. МАИ является процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на более простые составляющие части дальнейшей обработки последовательности суждений лица, принимающего решения по парным сравнениям. включая процесс синтеза многих суждении, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений.

Слайд 3





ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
Построение качественной модели проблемы в виде иерархии, включающей цель, альтернативные варианты достижения цели и критерии для оценки качества альтернатив.
Определение приоритетов всех элементов иерархии с использованием метода парных сравнений.
Синтез глобальных приоритетов альтернатив путем линейной свертки приоритетов элементов на иерархии.
Проверка суждений на согласованность.
Принятие решения на основе полученных результатов.
Описание слайда:
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ Построение качественной модели проблемы в виде иерархии, включающей цель, альтернативные варианты достижения цели и критерии для оценки качества альтернатив. Определение приоритетов всех элементов иерархии с использованием метода парных сравнений. Синтез глобальных приоритетов альтернатив путем линейной свертки приоритетов элементов на иерархии. Проверка суждений на согласованность. Принятие решения на основе полученных результатов.

Слайд 4





ПОСТРОЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРОБЛЕМЫ –ПЕРВЫЙ ШАГ МАИ
Иерархическая структура объединяет цель выбора, критерии, альтернативы и другие факторы, влияющие на выбор решения. Построение такой структуры помогает проанализировать все аспекты проблемы.
Описание слайда:
ПОСТРОЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРОБЛЕМЫ –ПЕРВЫЙ ШАГ МАИ Иерархическая структура объединяет цель выбора, критерии, альтернативы и другие факторы, влияющие на выбор решения. Построение такой структуры помогает проанализировать все аспекты проблемы.

Слайд 5





ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Иерархические структуры, используемые в МАИ, представляет собой инструмент для качественного моделирования сложных проблем. Вершиной иерархии является главная цель; элементы нижнего уровня представляют множество вариантов достижения цели (альтернатив); элементы промежуточных уровней соответствуют критериям или факторам, которые связывают цель с альтернативами. Существуют специальные термины для описания иерархической структуры МАИ. Каждый уровень состоит из узлов. Элементы, исходящие из узла, принято называть его детьми (дочерними элементами). Элементы, из которых исходит узел, называются родительскими. Группы элементов, имеющие один и тот же родительский элемент, называются группами сравнения.
Описание слайда:
ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР Иерархические структуры, используемые в МАИ, представляет собой инструмент для качественного моделирования сложных проблем. Вершиной иерархии является главная цель; элементы нижнего уровня представляют множество вариантов достижения цели (альтернатив); элементы промежуточных уровней соответствуют критериям или факторам, которые связывают цель с альтернативами. Существуют специальные термины для описания иерархической структуры МАИ. Каждый уровень состоит из узлов. Элементы, исходящие из узла, принято называть его детьми (дочерними элементами). Элементы, из которых исходит узел, называются родительскими. Группы элементов, имеющие один и тот же родительский элемент, называются группами сравнения.

Слайд 6





ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР (продолжение)
Родительские элементы Альтернатив, как правило, исходящие из различных групп сравнения, называются покрывающими Критериями. Используя эти термины для описания представленной выше диаграммы, можно сказать, что четыре Критерия — это дети Цели; в свою очередь, Цель — это родительский элемент для любого из Критериев. Каждая Альтернатива — это дочерний элемент каждого из включающих ее Критериев. Всего на диаграмме присутствует две группы сравнения: группа, состоящая из четырех Критериев и группа, включающая три Альтернативы. Вид любой иерархии МАИ будет зависеть не только от объективного характера рассматриваемой проблемы, но и от знаний, суждений, системы ценностей, мнений, желаний и т. п. участников процесса.
Описание слайда:
ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР (продолжение) Родительские элементы Альтернатив, как правило, исходящие из различных групп сравнения, называются покрывающими Критериями. Используя эти термины для описания представленной выше диаграммы, можно сказать, что четыре Критерия — это дети Цели; в свою очередь, Цель — это родительский элемент для любого из Критериев. Каждая Альтернатива — это дочерний элемент каждого из включающих ее Критериев. Всего на диаграмме присутствует две группы сравнения: группа, состоящая из четырех Критериев и группа, включающая три Альтернативы. Вид любой иерархии МАИ будет зависеть не только от объективного характера рассматриваемой проблемы, но и от знаний, суждений, системы ценностей, мнений, желаний и т. п. участников процесса.

Слайд 7





РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ
Приоритеты — это числа, которые связаны с узлами иерархии. Они представляют собой относительные веса элементов в каждой группе. Подобно вероятностям, приоритеты — безразмерные величины, которые могут принимать значения от нуля до единицы. Чем больше величина приоритета, тем более значимым является соответствующий ему элемент. Сумма приоритетов элементов, подчиненных одному элементу выше лежащего уровня иерархии, равна единице. Приоритет цели по определению равен 1.0. Рассмотрим простой пример, поясняющий методику вычисления приоритетов.
Описание слайда:
РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ Приоритеты — это числа, которые связаны с узлами иерархии. Они представляют собой относительные веса элементов в каждой группе. Подобно вероятностям, приоритеты — безразмерные величины, которые могут принимать значения от нуля до единицы. Чем больше величина приоритета, тем более значимым является соответствующий ему элемент. Сумма приоритетов элементов, подчиненных одному элементу выше лежащего уровня иерархии, равна единице. Приоритет цели по определению равен 1.0. Рассмотрим простой пример, поясняющий методику вычисления приоритетов.

Слайд 8





ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАИ С ПРИОРИТЕТАМИ, ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПО УМОЛЧАНИЮ (рис. 1)
.
Описание слайда:
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАИ С ПРИОРИТЕТАМИ, ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПО УМОЛЧАНИЮ (рис. 1) .

Слайд 9





ПОЯСНЕНИЯ К РИС.1
На рис.1  показана иерархия, в которой приоритеты всех элементов не устанавливались ЛПР. В таком случае по умолчанию приоритеты элементов считаются одинаковыми, т.е.все четыре критерия имеют равную важность с точки зрения цели, а приоритеты всех альтернатив равны по всем критериями. Др.словами, альтернативы в этом примере неразличимы. Сумма приоритетов элементов любого уровня, равна единице. Глобальные приоритеты альтернатив относительно цели вычисляются путем умножения локального приоритета каждой альтернативы на приоритет каждого критерия и суммирования по всем критериям.
Описание слайда:
ПОЯСНЕНИЯ К РИС.1 На рис.1 показана иерархия, в которой приоритеты всех элементов не устанавливались ЛПР. В таком случае по умолчанию приоритеты элементов считаются одинаковыми, т.е.все четыре критерия имеют равную важность с точки зрения цели, а приоритеты всех альтернатив равны по всем критериями. Др.словами, альтернативы в этом примере неразличимы. Сумма приоритетов элементов любого уровня, равна единице. Глобальные приоритеты альтернатив относительно цели вычисляются путем умножения локального приоритета каждой альтернативы на приоритет каждого критерия и суммирования по всем критериям.

Слайд 10





РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С РАЗЫМИ ПРИОРИТЕТАМИ ДЛЯ АЛЬТЕРНАТИВ 
Предпочтительная альтернатива – А1
Описание слайда:
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С РАЗЫМИ ПРИОРИТЕТАМИ ДЛЯ АЛЬТЕРНАТИВ Предпочтительная альтернатива – А1

Слайд 11





РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ИЗМЕНИВШИМИСЯ ПРИОРИТЕТАМИ ДЛЯ КРИТЕРИЕВ
Описание слайда:
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ИЗМЕНИВШИМИСЯ ПРИОРИТЕТАМИ ДЛЯ КРИТЕРИЕВ

Слайд 12





АЛГОРИТМ МЕТОДА МАИ
Описание слайда:
АЛГОРИТМ МЕТОДА МАИ

Слайд 13





1 ШАГ – ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОБЛЕМЫ
Описание слайда:
1 ШАГ – ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОБЛЕМЫ

Слайд 14





ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ
Второй этап. После иерархического представления задачи необходимо установить приоритеты критериев и оценить каждую из альтернатив по критериям, определив наиболее важную их них.
В МАИ элементы сравниваются попарно по отношению к их влиянию на общую для них характеристику. 
Парные сравнения приводят к записи характеристик сравнений в виде квадратной матрицы.
Эта матрица обратно симметричная, т.е. имеет место свойство: aij=1/aji,  где индексы i и j - номер строки и номер столбца, на пересечении которых стоит элемент.
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ Второй этап. После иерархического представления задачи необходимо установить приоритеты критериев и оценить каждую из альтернатив по критериям, определив наиболее важную их них. В МАИ элементы сравниваются попарно по отношению к их влиянию на общую для них характеристику. Парные сравнения приводят к записи характеристик сравнений в виде квадратной матрицы. Эта матрица обратно симметричная, т.е. имеет место свойство: aij=1/aji, где индексы i и j - номер строки и номер столбца, на пересечении которых стоит элемент.

Слайд 15





ШКАЛА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВАЖНОСТИ
Описание слайда:
ШКАЛА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВАЖНОСТИ

Слайд 16





РАСЧЕТ ВЕКТОРА ПРИОРИТЕТОВ
Для определения относительной ценности каждого элемента необходимо найти геометрическое среднее.  С этой целью нужно перемножить n элементов каждой строки и из полученного результата извлечь корни n-й степени. Полученные числа ωi i=1÷n необходимо нормировать.  Для этого определяем нормирующий множитель          r =ω1 +ω2 +ω3 + ………+ ωn.  и каждое из чисел ωi делим на r  
q2i = ωi/r, (i = 1,2,3, . . . . . . n). 
В результате получаем вектор приоритетов:
q2 = (q21, q22, q23, …..q2n), где индекс 2 означает, что вектор приоритетов относится ко второму уровню иерархии.
Подобную процедуру проделываем для всех матриц парных сравнений.
Описание слайда:
РАСЧЕТ ВЕКТОРА ПРИОРИТЕТОВ Для определения относительной ценности каждого элемента необходимо найти геометрическое среднее. С этой целью нужно перемножить n элементов каждой строки и из полученного результата извлечь корни n-й степени. Полученные числа ωi i=1÷n необходимо нормировать. Для этого определяем нормирующий множитель r =ω1 +ω2 +ω3 + ………+ ωn. и каждое из чисел ωi делим на r q2i = ωi/r, (i = 1,2,3, . . . . . . n). В результате получаем вектор приоритетов: q2 = (q21, q22, q23, …..q2n), где индекс 2 означает, что вектор приоритетов относится ко второму уровню иерархии. Подобную процедуру проделываем для всех матриц парных сравнений.

Слайд 17





СОГЛАСОВАННОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ
Любая матрица суждений в общем случае не согласована, так как суждения отражают субъективные мнения ЛПР, а сравнение элементов, которые имеют количественные эквиваленты, может быть несогласованным из-за присутствия погрешности при проведении измерений. Нужен способ оценки степени согласованности при решении конкретной задачи.
Метод анализа иерархий дает возможность провести такую оценку.
.
Описание слайда:
СОГЛАСОВАННОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ Любая матрица суждений в общем случае не согласована, так как суждения отражают субъективные мнения ЛПР, а сравнение элементов, которые имеют количественные эквиваленты, может быть несогласованным из-за присутствия погрешности при проведении измерений. Нужен способ оценки степени согласованности при решении конкретной задачи. Метод анализа иерархий дает возможность провести такую оценку. .

Слайд 18





СОГЛАСОВАННОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ (продолжение)
Вместе с матрицей парных сравнений мы имеем меру оценки степени отклонения от согласованности. Когда такие отклонения превышают установленные пределы тем, кто проводит решение задачи, необходимо их пересмотреть.
С этой целью необходимо определить индекс согласованности и отношение согласованности. Действия для определения ИС
Определяется сумма каждого j-го столбца матрицы суждений
sj = а1j + а2j+ а3j + ……… + аn j, j=1,2,3, …. ,n
Описание слайда:
СОГЛАСОВАННОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ (продолжение) Вместе с матрицей парных сравнений мы имеем меру оценки степени отклонения от согласованности. Когда такие отклонения превышают установленные пределы тем, кто проводит решение задачи, необходимо их пересмотреть. С этой целью необходимо определить индекс согласованности и отношение согласованности. Действия для определения ИС Определяется сумма каждого j-го столбца матрицы суждений sj = а1j + а2j+ а3j + ……… + аn j, j=1,2,3, …. ,n

Слайд 19





СОГЛАСОВАННОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ (продолжение)
Затем полученный результат умножается на j-ю компоненту нормализованного вектора приоритетов q2, т.е. сумму суждений первого столбца на первую компоненту, сумму суждений второго столбца - на вторую и т.д.
рj= sj·q2j, j=1,2,3, ……, n. 
Сумма чисел рj отражает пропорциональность предпочтений, чем ближе эта величина к n (числу объектов и видов действия в матрице парных сравнений), тем более согласованы суждения. Вычисляется
Зmax = р1+р2+р3+ ……+рn. 
Отклонение от согласованности выражается индексом согласованности
Описание слайда:
СОГЛАСОВАННОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ (продолжение) Затем полученный результат умножается на j-ю компоненту нормализованного вектора приоритетов q2, т.е. сумму суждений первого столбца на первую компоненту, сумму суждений второго столбца - на вторую и т.д. рj= sj·q2j, j=1,2,3, ……, n. Сумма чисел рj отражает пропорциональность предпочтений, чем ближе эта величина к n (числу объектов и видов действия в матрице парных сравнений), тем более согласованы суждения. Вычисляется Зmax = р1+р2+р3+ ……+рn. Отклонение от согласованности выражается индексом согласованности

Слайд 20





ФОРМУЛА ДЛЯ РАСЧЕТА ИС
Описание слайда:
ФОРМУЛА ДЛЯ РАСЧЕТА ИС

Слайд 21





ОТНОШЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ОС
Для определения того, насколько точно индекс согласованности ИС отражает согласованность суждений его необходимо сравнить со случайным индексом (СИ) согласованности, который соответствует матрице со случайными суждениями, выбранными из шкалы
1/9, 1/8, 1/7, 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,
при условии равной вероятности выбора любого из приведённых чисел. Отношение индекса согласованности ИС к среднему значению случайного индекса согласованности СИ называется отношением согласованности ОС.  Значение ОС меньше или равное 0.10 считается приемлемым.
Описание слайда:
ОТНОШЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ОС Для определения того, насколько точно индекс согласованности ИС отражает согласованность суждений его необходимо сравнить со случайным индексом (СИ) согласованности, который соответствует матрице со случайными суждениями, выбранными из шкалы 1/9, 1/8, 1/7, 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, при условии равной вероятности выбора любого из приведённых чисел. Отношение индекса согласованности ИС к среднему значению случайного индекса согласованности СИ называется отношением согласованности ОС. Значение ОС меньше или равное 0.10 считается приемлемым.

Слайд 22





РАСЧЕТ ОС
Описание слайда:
РАСЧЕТ ОС

Слайд 23





СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛУЧАЙНОЙ СОГЛАСОВАННОСТИ
Описание слайда:
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛУЧАЙНОЙ СОГЛАСОВАННОСТИ

Слайд 24





ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ АЛЬТЕРНАТИВ
Для определения приоритетов альтернатив необходимо локальные приоритеты умножить на приоритет соответствующего критерия на высшем уровне и найти суммы по каждому элементу в соответствии с критериями, на которые воздействует этот элемент.
Обозначим через
q3k - вектор приоритетов k-й матрицы, расположенной на третьем уровне;
q3ki - i-й элемент вектор приоритетов k-й матрицы суждений, расположенной на третьем уровне;
q2k- k-й элемент вектор приоритетов матрицы суждений, расположенной на втором уровне;
qj - приоритет j-го элемента третьего уровня.
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ АЛЬТЕРНАТИВ Для определения приоритетов альтернатив необходимо локальные приоритеты умножить на приоритет соответствующего критерия на высшем уровне и найти суммы по каждому элементу в соответствии с критериями, на которые воздействует этот элемент. Обозначим через q3k - вектор приоритетов k-й матрицы, расположенной на третьем уровне; q3ki - i-й элемент вектор приоритетов k-й матрицы суждений, расположенной на третьем уровне; q2k- k-й элемент вектор приоритетов матрицы суждений, расположенной на втором уровне; qj - приоритет j-го элемента третьего уровня.

Слайд 25





ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ АЛЬТЕРНАТИВ (продолжение)
Тогда приоритет j-го элемента третьего уровня определяется как
q1 = q311·q21 + q321 ·q22 + q331·q23 + . . . + q3n1·q2n

q2 = q312·q21 + q322 ·q22 + q332·q23 + . . . + q3n2·q2n

q3 = q313·q21 + q323· q22 + q333·q23 + . . . + q3n3·q2n 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

qn = q31n·q21 + q32n·q22 + q33n·q23 + . . . + q3nn·q2n
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ АЛЬТЕРНАТИВ (продолжение) Тогда приоритет j-го элемента третьего уровня определяется как q1 = q311·q21 + q321 ·q22 + q331·q23 + . . . + q3n1·q2n q2 = q312·q21 + q322 ·q22 + q332·q23 + . . . + q3n2·q2n q3 = q313·q21 + q323· q22 + q333·q23 + . . . + q3n3·q2n  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . qn = q31n·q21 + q32n·q22 + q33n·q23 + . . . + q3nn·q2n

Слайд 26





ПРИМЕР МЕТОДА МАИ
Описание слайда:
ПРИМЕР МЕТОДА МАИ

Слайд 27





УСЛОВИЯ  ЗАДАЧИ
Цель – выбрать лучшую альтернативу из заданных трех А1,А2, А3.
Каждая альтернатива оценивается по трем критериям К1,К2, К3.
Описание слайда:
УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ Цель – выбрать лучшую альтернативу из заданных трех А1,А2, А3. Каждая альтернатива оценивается по трем критериям К1,К2, К3.

Слайд 28





ИЕРАРХИЯ ПРОБЛЕМЫ
.
Описание слайда:
ИЕРАРХИЯ ПРОБЛЕМЫ .

Слайд 29





МАТРИЦА ПОПАРНОГО СРАВНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ
Описание слайда:
МАТРИЦА ПОПАРНОГО СРАВНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ

Слайд 30





ПРИОРИТЕТЫ КРИТЕРИЕВ
Находим произведения элементов, находящихся в каждой строке:
1-я строка ω1 = √1·3·7 = 2,759; берутся корни 3-й степени (3- матрицы
2-я строка ω2 = √1/3 ·1·3 = 1,0;                      размерность  матрицы)
3-я строка ω3 = √1/7·1/3·1 = 0,362.
Проводим нормализацию полученных чисел.
Для этого определяем нормирующий множитель r
r = 2,759 + 1,0 + 0,362 = 4,121.
Вектор приоритетов  
q21 = ω1/r = 2,759/4,121 = 0,6697;
q22 = ω2/r = 1,000/4,121 = 0,243;
q23 = ω3/r = 0,362/4,121 = 0,088.
Числа q21, q22 и q23 являются компонентами вектора приоритетов критериев К1, К2 и К3 соответственно 
q2 = (0.,67; 0,243; 0,088).
Описание слайда:
ПРИОРИТЕТЫ КРИТЕРИЕВ Находим произведения элементов, находящихся в каждой строке: 1-я строка ω1 = √1·3·7 = 2,759; берутся корни 3-й степени (3- матрицы 2-я строка ω2 = √1/3 ·1·3 = 1,0; размерность матрицы) 3-я строка ω3 = √1/7·1/3·1 = 0,362. Проводим нормализацию полученных чисел. Для этого определяем нормирующий множитель r r = 2,759 + 1,0 + 0,362 = 4,121. Вектор приоритетов q21 = ω1/r = 2,759/4,121 = 0,6697; q22 = ω2/r = 1,000/4,121 = 0,243; q23 = ω3/r = 0,362/4,121 = 0,088. Числа q21, q22 и q23 являются компонентами вектора приоритетов критериев К1, К2 и К3 соответственно q2 = (0.,67; 0,243; 0,088).

Слайд 31





ПРОВЕРКА СОГЛАСОВАННОСТИ
Вычисляем:
s1 = 1+ 1/3 + 1/7 = 31/21; p1 = s1·q21 = 31/21·0,669 = 0,988;

s2 = 3 +1 + 1/3 = 13/3; p2 = s2·q22 = 13/3·0,243 = 1,051;

s3 = 7 + 3 + 1 = 11; p3 = s3·q23 = 11·0,088 = 0,967.
Зmax = р1+р2+р3 = 0,988 + 1,051 + 0,967 = 3,006;

ИС = (Зmax - n)/( n - 1) = (3,006 - 3)/(3 -1) = 0,003;

      ОС = ИС/СИ = 0,003/0,58 = 0,005 <0, 1
     Суждения экспертов согласованы.
Описание слайда:
ПРОВЕРКА СОГЛАСОВАННОСТИ Вычисляем: s1 = 1+ 1/3 + 1/7 = 31/21; p1 = s1·q21 = 31/21·0,669 = 0,988; s2 = 3 +1 + 1/3 = 13/3; p2 = s2·q22 = 13/3·0,243 = 1,051; s3 = 7 + 3 + 1 = 11; p3 = s3·q23 = 11·0,088 = 0,967. Зmax = р1+р2+р3 = 0,988 + 1,051 + 0,967 = 3,006; ИС = (Зmax - n)/( n - 1) = (3,006 - 3)/(3 -1) = 0,003; ОС = ИС/СИ = 0,003/0,58 = 0,005 <0, 1 Суждения экспертов согласованы.

Слайд 32





МАТРИЦА ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ И ПРИОРИТЕТЫ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ  К1
Описание слайда:
МАТРИЦА ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ И ПРИОРИТЕТЫ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К1

Слайд 33





МАТРИЦА ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ И ПРИОРИТЕТЫ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ  К2
Описание слайда:
МАТРИЦА ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ И ПРИОРИТЕТЫ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К2

Слайд 34





МАТРИЦА ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ И ПРИОРИТЕТЫ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ  К3
Описание слайда:
МАТРИЦА ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ И ПРИОРИТЕТЫ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К3

Слайд 35





ПРИОРИТЕТЫ АЛЬТЕРНАТИВ
q1 = q311·q21 + q321·q22 + q331·q23 = 0,30·0,67 + 0,58·0,24 + 0,67·0,09 = 0,40;
q2 = q312·q21 + q322·q22 + q332·q23 = 0,63·0,67 + 0,35·0,24 + 0,23·0,09 = 0,53;
q3 = q313·q21 + q322·q22 + q333·q23 = 0,06·0,67 + 0,07·0,24 + 0,10·0,09 = 0,07.
альтернатива А1 - приоритет равен 0,40;

альтернатива А2 - приоритет равен 0,53;

альтернатива А3 - приоритет равен 0,07.
Лучшая альтернатива А2
Описание слайда:
ПРИОРИТЕТЫ АЛЬТЕРНАТИВ q1 = q311·q21 + q321·q22 + q331·q23 = 0,30·0,67 + 0,58·0,24 + 0,67·0,09 = 0,40; q2 = q312·q21 + q322·q22 + q332·q23 = 0,63·0,67 + 0,35·0,24 + 0,23·0,09 = 0,53; q3 = q313·q21 + q322·q22 + q333·q23 = 0,06·0,67 + 0,07·0,24 + 0,10·0,09 = 0,07. альтернатива А1 - приоритет равен 0,40; альтернатива А2 - приоритет равен 0,53; альтернатива А3 - приоритет равен 0,07. Лучшая альтернатива А2

Слайд 36





ЗАДАЧА НА ДОМ
Описание слайда:
ЗАДАЧА НА ДОМ

Слайд 37





ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Нужно произвести выбор секретаря из девушек, подавших резюме. Отбор девушек происходит по пяти критериям:
1. Знание делопроизводства.
2. Внешний вид.
3. Знание английского языка.
4. Знание компьютера.
5. Умение разговаривать по телефону.
Собеседование прошли четыре девушки.                                                     1. 1. Ольга. 2. Елена. 3. Светлана. 4. Жанна
После собеседования получились следующее описание девушек:
Описание слайда:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Нужно произвести выбор секретаря из девушек, подавших резюме. Отбор девушек происходит по пяти критериям: 1. Знание делопроизводства. 2. Внешний вид. 3. Знание английского языка. 4. Знание компьютера. 5. Умение разговаривать по телефону. Собеседование прошли четыре девушки. 1. 1. Ольга. 2. Елена. 3. Светлана. 4. Жанна После собеседования получились следующее описание девушек:

Слайд 38





ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ (продолжение)
1. Ольга.  Приятная внешность. Отличное знание английского языка. Хорошее знание делопроизводства. Нет навыков работы на компьютере, посредственное общение по телефону.
2. Елена. Красивая, приятная внешность, хорошее умение общаться по телефону. Незнание английского языка, нет навыков работы на компьютере, делопроизводство знает весьма плохо.
3. Светлана.  Очень хорошее знание делопроизводства, хорошие навыки работы на компьютере, достаточно хорошо общается по телефону. Не очень приятная внешность, посредственное знание английского языка. 
4. Жанна. Приятная внешность, неплохие навыки работы на компьютере, достаточно хорошее знание английского языка. По телефону общается плохо, не знает делопроизводство.
Описание слайда:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ (продолжение) 1. Ольга. Приятная внешность. Отличное знание английского языка. Хорошее знание делопроизводства. Нет навыков работы на компьютере, посредственное общение по телефону. 2. Елена. Красивая, приятная внешность, хорошее умение общаться по телефону. Незнание английского языка, нет навыков работы на компьютере, делопроизводство знает весьма плохо. 3. Светлана. Очень хорошее знание делопроизводства, хорошие навыки работы на компьютере, достаточно хорошо общается по телефону. Не очень приятная внешность, посредственное знание английского языка. 4. Жанна. Приятная внешность, неплохие навыки работы на компьютере, достаточно хорошее знание английского языка. По телефону общается плохо, не знает делопроизводство.

Слайд 39





МАТРИЦА ПОПАРНОГО СРАВНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ
Описание слайда:
МАТРИЦА ПОПАРНОГО СРАВНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ

Слайд 40





ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К1
Описание слайда:
ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К1

Слайд 41





ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К2
Описание слайда:
ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К2

Слайд 42





ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К3
Описание слайда:
ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К3

Слайд 43





ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К4
Описание слайда:
ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К4

Слайд 44





ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К5
Описание слайда:
ПОПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПО КРИТЕРИЮ К5



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию