Описание слайда:
2. Восхождение к понятию «экономический институт» (ценности-нормы-правила-институт)
ЦЕННОСТЬ – ЭТО ТО, ЧТО ИМЕЕТ ДЛЯ СУБЪЕКТА (ЛИЧНОСТИ, КОРПОРАТИВНОГО СООБЩЕСТВА, НАЦИИ В ЦЕЛОМ) БЕЗУСЛОВНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ; ЦЕННОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ СУБЪЕКТА (И НАПРОТИВ: КУЛЬТУРА ВСЕГДА ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ).
Ценности обычно определяются как «важные, нужные предметы и явления» (Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 5-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002. –С. 1215). Ценности носят субъектный характер. Не случайно, «многие теоретики морали считают ценности релятивными, зависимыми от субъекта и от его способа интерпретации мира» (Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 662). Ценность неотделима от человека. «Нравственные, общественно-политические, деловые качества человека выражают его ценностное бытие» (Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 436). «Ценности – особый социальный феномен положительной значимости в системе общественно-исторической деятельности людей. … Ценность, по И.Канту, «есть предмет, существование которого само по себе всегда есть цель, а не средство» (Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 435).
«Оценка и есть средство осознания ценности природного и социального мира, а вместе с тем осознания человеком собственной личностно-индивидуальной значимости» (Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 436-437).
СОЗИДАТЕЛЬНАЯ (ПРОГРЕССИВНАЯ) ЦЕННОСТЬ - ЭТО БЕЗУСЛОВНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СУБЪЕКТА ПРИНЦИПОВ ДОБРА (ДУХОВНОСТИ, ГУМАНИЗМА, ТВОРЧЕСТВА, ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ).