🗊Методы решения экстремальных задач

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Методы решения экстремальных задач, слайд №1Методы решения экстремальных задач, слайд №2Методы решения экстремальных задач, слайд №3Методы решения экстремальных задач, слайд №4Методы решения экстремальных задач, слайд №5Методы решения экстремальных задач, слайд №6Методы решения экстремальных задач, слайд №7Методы решения экстремальных задач, слайд №8Методы решения экстремальных задач, слайд №9Методы решения экстремальных задач, слайд №10Методы решения экстремальных задач, слайд №11Методы решения экстремальных задач, слайд №12Методы решения экстремальных задач, слайд №13Методы решения экстремальных задач, слайд №14Методы решения экстремальных задач, слайд №15Методы решения экстремальных задач, слайд №16Методы решения экстремальных задач, слайд №17Методы решения экстремальных задач, слайд №18Методы решения экстремальных задач, слайд №19Методы решения экстремальных задач, слайд №20Методы решения экстремальных задач, слайд №21Методы решения экстремальных задач, слайд №22Методы решения экстремальных задач, слайд №23Методы решения экстремальных задач, слайд №24Методы решения экстремальных задач, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Методы решения экстремальных задач. Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Методы решения экстремальных задач
Описание слайда:
Методы решения экстремальных задач

Слайд 2





Актуальность темы
    Решение экстремальных задач способствует углублению и обогащению математических знаний. Возникает необходимость знакомить учащихся с различными методами их решения, так как в 11 классе решаются задачи только с помощью дифференциального исчисления.
Описание слайда:
Актуальность темы Решение экстремальных задач способствует углублению и обогащению математических знаний. Возникает необходимость знакомить учащихся с различными методами их решения, так как в 11 классе решаются задачи только с помощью дифференциального исчисления.

Слайд 3





Цель изучения занятий
    формировать у школьников представление о том, что экстремальная  задача — математическая модель процессов реальной действительности; формировать у учащихся умения решать оптимизационные задачи методами, характерными для данного класса задач.
Описание слайда:
Цель изучения занятий формировать у школьников представление о том, что экстремальная задача — математическая модель процессов реальной действительности; формировать у учащихся умения решать оптимизационные задачи методами, характерными для данного класса задач.

Слайд 4





Диагностируемые цели:

 
   В результате проведения занятий по теме  ученик знает:
Что называется экстремальной задачей;
алгоритм решения экстремальных задач;
основные методы решения экстремальных задач: метод опорных функций; метод, основанный на применении некоторых теорем.
Описание слайда:
Диагностируемые цели:   В результате проведения занятий по теме ученик знает: Что называется экстремальной задачей; алгоритм решения экстремальных задач; основные методы решения экстремальных задач: метод опорных функций; метод, основанный на применении некоторых теорем.

Слайд 5





Планирование занятий

Тема 1. «Использование свойств квадратичной функции при решении задач»  (1 час) Тема 2. «Использование понятия синуса и косинуса угла при решении задач»  (2 часа)
Тема 3. «Решение экстремальных задач с применением некоторых теорем» (2 часа)
Тема 4.  «Решение прикладных задач» (1 час)
Тема 5. «Решение древнейших задач с помощью производной» (1 час)
Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)
Описание слайда:
Планирование занятий Тема 1. «Использование свойств квадратичной функции при решении задач» (1 час) Тема 2. «Использование понятия синуса и косинуса угла при решении задач» (2 часа) Тема 3. «Решение экстремальных задач с применением некоторых теорем» (2 часа) Тема 4. «Решение прикладных задач» (1 час) Тема 5. «Решение древнейших задач с помощью производной» (1 час) Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)

Слайд 6





Содержание занятий
    Занятие 1
    Цель: Сформировать представление учащихся о понятии экстремальной задачи, об алгоритме её решения; Выделить свойства квадратичной функции, которые могут быть использованы при решении задач.
      Задача 1. Зависимость между размером используемой площади полей и валовым доходом из расчета на 100 га угодий лесостепной зоны Львовской области выражена функцией у =9+9х-1,5х2  где х – площадь сельскохозяйственных угодий (в тыс. га), у – валовой доход на 100 га сельскохозяйственных угодий (в тыс. руб.). При какой площади хозяйство будет иметь наибольший доход?
Описание слайда:
Содержание занятий Занятие 1 Цель: Сформировать представление учащихся о понятии экстремальной задачи, об алгоритме её решения; Выделить свойства квадратичной функции, которые могут быть использованы при решении задач. Задача 1. Зависимость между размером используемой площади полей и валовым доходом из расчета на 100 га угодий лесостепной зоны Львовской области выражена функцией у =9+9х-1,5х2 где х – площадь сельскохозяйственных угодий (в тыс. га), у – валовой доход на 100 га сельскохозяйственных угодий (в тыс. руб.). При какой площади хозяйство будет иметь наибольший доход?

Слайд 7





Занятия 2,3,4
    Цель: Создать условия, при которых школьники установят, каким образом понятия синуса и косинуса угла могут быть использованы при решении задач. Повторяются теоретические положения.                  Цель: Закрепить изученный материал решением задач.
    Цель:  Рассмотреть применимость некоторых теорем при решении  задач.
Описание слайда:
Занятия 2,3,4 Цель: Создать условия, при которых школьники установят, каким образом понятия синуса и косинуса угла могут быть использованы при решении задач. Повторяются теоретические положения. Цель: Закрепить изученный материал решением задач. Цель: Рассмотреть применимость некоторых теорем при решении задач.

Слайд 8





Занятия 5, 6
    Цель: Рассмотреть применимость некоторых теорем при решении экстремальных задач.
    Цель: Рассмотреть методы решения прикладных экстремальных задач различными способами.
    На занятиях решаются задачи на закрепление изученного материала по данной теме.
Описание слайда:
Занятия 5, 6 Цель: Рассмотреть применимость некоторых теорем при решении экстремальных задач. Цель: Рассмотреть методы решения прикладных экстремальных задач различными способами. На занятиях решаются задачи на закрепление изученного материала по данной теме.

Слайд 9





Занятия 7,8,9
    Цель: Рассмотреть применимость производной к решению древнейших задач.
      Задача Герона, задача Кеплера о вписанном цилиндре, задача Тартальи, задача Евклида о параллелограмме наибольшей площади, вписанном в треугольник. Перевод задач на математический язык, их решение основным методом.
    Цель: Систематизировать и обобщить основные теоретические факты, полученные при изучении занятий.
    Цель: Систематизировать и обобщить основные теоретические факты, получить обратную связь от учащихся .
Описание слайда:
Занятия 7,8,9 Цель: Рассмотреть применимость производной к решению древнейших задач. Задача Герона, задача Кеплера о вписанном цилиндре, задача Тартальи, задача Евклида о параллелограмме наибольшей площади, вписанном в треугольник. Перевод задач на математический язык, их решение основным методом. Цель: Систематизировать и обобщить основные теоретические факты, полученные при изучении занятий. Цель: Систематизировать и обобщить основные теоретические факты, получить обратную связь от учащихся .

Слайд 10





Конспект занятия
    Занятие 1. «Экстремальные задачи. Использование свойств квадратичной функции при решении задач»

    Цель: создать условия, при которых школьники установят, какие свойства квадратичной функции могут быть использованы при решении задач.
Описание слайда:
Конспект занятия Занятие 1. «Экстремальные задачи. Использование свойств квадратичной функции при решении задач» Цель: создать условия, при которых школьники установят, какие свойства квадратичной функции могут быть использованы при решении задач.

Слайд 11





Диагностируемые цели:
В результате ученик знает:
что называется экстремальной задачей;
алгоритм решения экстремальных задач;
один из методов решения задачи, а именно – использование свойств квадратичной функции.
Описание слайда:
Диагностируемые цели: В результате ученик знает: что называется экстремальной задачей; алгоритм решения экстремальных задач; один из методов решения задачи, а именно – использование свойств квадратичной функции.

Слайд 12





Диагностируемые цели:
В результате ученик умеет:
находить наибольшее или наименьшее значение квадратичной функции (используя теорему о наибольшем (наименьшем) значении квадратичной функции)
Описание слайда:
Диагностируемые цели: В результате ученик умеет: находить наибольшее или наименьшее значение квадратичной функции (используя теорему о наибольшем (наименьшем) значении квадратичной функции)

Слайд 13





Методы обучения:
по источнику передачи и характеру восприятия информации – словесные (эвристическая беседа), а также практические (поиск наибольшего или наименьшего значения квадратичной функции по готовым чертежам);
по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковая;
по степени управления учебной деятельностью – под руководством учителя через систему целесообразно подобранных задач и вопросов;
метод мотивации – практическая необходимость;
Описание слайда:
Методы обучения: по источнику передачи и характеру восприятия информации – словесные (эвристическая беседа), а также практические (поиск наибольшего или наименьшего значения квадратичной функции по готовым чертежам); по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковая; по степени управления учебной деятельностью – под руководством учителя через систему целесообразно подобранных задач и вопросов; метод мотивации – практическая необходимость;

Слайд 14





Ход занятия
    На доске написана цитата: 
    «…особенную важность имеют те науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды»
П. Л. Чебышев (1821-1894)
Описание слайда:
Ход занятия На доске написана цитата: «…особенную важность имеют те науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды» П. Л. Чебышев (1821-1894)

Слайд 15






Из курса восьмого класса вам известно, что любую квадратичную функцию у=ах2+вх+с  с помощью выделения полного квадрата можно записать в виде у=ах2+вх+с=а ( х+в/2а)2+(4ас-в2)/4а
. Основные возможности квадратичной функции, в плане решения оптимизационных задач, связаны именно с таким её представлением: у =а (х-х0)2+у0
Скажите, какие координаты имеет тогда вершина параболы?
Описание слайда:
Из курса восьмого класса вам известно, что любую квадратичную функцию у=ах2+вх+с с помощью выделения полного квадрата можно записать в виде у=ах2+вх+с=а ( х+в/2а)2+(4ас-в2)/4а . Основные возможности квадратичной функции, в плане решения оптимизационных задач, связаны именно с таким её представлением: у =а (х-х0)2+у0 Скажите, какие координаты имеет тогда вершина параболы?

Слайд 16





Ход занятия 
 Учитель Далее, учитывая знак числа а, то есть направление ветвей параболы, можно без труда найти наименьшее или наибольшее значение квадратичной функции . Чему оно будет равно? Теперь сформулируем теорему о наибольшем (наименьшем) значении квадратичной функции. Ученики (записывают в тетрадь). Теорема о наибольшем (наименьшем) значении квадратичной функции. Если а>0 ( а<0), то функция у=ах2+вх+с при х = -в /2а принимает наименьшее (наибольшее) значение, равное 4ас-в2/4а.
Описание слайда:
Ход занятия Учитель Далее, учитывая знак числа а, то есть направление ветвей параболы, можно без труда найти наименьшее или наибольшее значение квадратичной функции . Чему оно будет равно? Теперь сформулируем теорему о наибольшем (наименьшем) значении квадратичной функции. Ученики (записывают в тетрадь). Теорема о наибольшем (наименьшем) значении квадратичной функции. Если а>0 ( а<0), то функция у=ах2+вх+с при х = -в /2а принимает наименьшее (наибольшее) значение, равное 4ас-в2/4а.

Слайд 17







   Учитель. Начнём работу с решения задачи 1. 
      Задача 1. Зависимость между размером используемой площади полей и валовым доходом из расчета на 100 га сельскохозяйственных угодий лесостепной зоны Львовской области выражена функцией у =9+9х-1,5х2, где х – площадь сельскохозяйственных угодий (в тыс. га), у – валовой доход на 100 га сельскохозяйственных угодий (в млн. руб.). При какой площади хозяйство будет иметь наибольший доход? Каков будет этот доход?
    На доске и в тетрадях учеников появляются  записи:
    Задача 1. Функция у =9+9х-1,5х2  принимает наибольшее значение при х=-9/2(-1,5) , х=3 (тыс. га.),
     унаиб=4(-1,5)9-92/4(-1,5) , у=22,5(млн. руб.).
    Ответ: хозяйство будет иметь наибольший доход на 100 га сельск. угодий, равный приблизительно22,5  млн. руб., при площади 3 тыс. га.
Описание слайда:
Учитель. Начнём работу с решения задачи 1. Задача 1. Зависимость между размером используемой площади полей и валовым доходом из расчета на 100 га сельскохозяйственных угодий лесостепной зоны Львовской области выражена функцией у =9+9х-1,5х2, где х – площадь сельскохозяйственных угодий (в тыс. га), у – валовой доход на 100 га сельскохозяйственных угодий (в млн. руб.). При какой площади хозяйство будет иметь наибольший доход? Каков будет этот доход? На доске и в тетрадях учеников появляются записи: Задача 1. Функция у =9+9х-1,5х2 принимает наибольшее значение при х=-9/2(-1,5) , х=3 (тыс. га.), унаиб=4(-1,5)9-92/4(-1,5) , у=22,5(млн. руб.). Ответ: хозяйство будет иметь наибольший доход на 100 га сельск. угодий, равный приблизительно22,5 млн. руб., при площади 3 тыс. га.

Слайд 18





Схема решения задач
Учитель любая экстремальная задача  может быть решена по следующей схеме, состоящей из пяти этапов. 
Проанализировав условие задачи, определяют, наибольшее или наименьшее значение какой величины следует найти (часто говорят: какую величину следует оптимизировать?).
Одну из неизвестных величин принимают за независимую переменную и обозначают её буквой х . Определяют границы изменения х.
Описание слайда:
Схема решения задач Учитель любая экстремальная задача может быть решена по следующей схеме, состоящей из пяти этапов. Проанализировав условие задачи, определяют, наибольшее или наименьшее значение какой величины следует найти (часто говорят: какую величину следует оптимизировать?). Одну из неизвестных величин принимают за независимую переменную и обозначают её буквой х . Определяют границы изменения х.

Слайд 19






Исходя из условия задачи величину, наибольшее или наименьшее значение которой требуется найти, выражают через х  и известные величины (чаще всего зависимость выражается с помощью функции у=f(х))).
Находят средствами математики наибольшее или наименьшее значение на промежутке изменения  х .
Интерпретируют результат для рассматриваемой задачи. Записывают ответ.
Описание слайда:
Исходя из условия задачи величину, наибольшее или наименьшее значение которой требуется найти, выражают через х и известные величины (чаще всего зависимость выражается с помощью функции у=f(х))). Находят средствами математики наибольшее или наименьшее значение на промежутке изменения х . Интерпретируют результат для рассматриваемой задачи. Записывают ответ.

Слайд 20





Задача №2
     Задача 2. На плоскости даны три точки А, В и С, не лежащие на одной прямой. Из точки А на  ВС опущен перпендикуляр АД, при чём АД=а,ВД=в , и СД=с   . На отрезке ВД отмечена точка М так, чтобы значение суммы квадратов расстояний от М до А,В и С было наименьшим. Найти это значение.
     Решение. 1 этап. Оптимизируемая величина: АМ2+ВМ2+СМ2 . 2этап. Независимая переменная: МД=х , о<х<в ,
     3 этап. 1) ∆АДМ- прямоугольный ,
     поэтому по теореме Пифагора
     АМ2=МД2+АД2=х2+а2  ; 2) ВМ=(в-х)2 ;
     3) СМ=(с+х)2 ;4) у=3х2+2(с-в)х+а2+в2+с2  
    4 этап. унаим=а2+2/3(в2+вс+с2) 5 этап.
    Ответ: наим. значение суммы квадратов 
     расстояний а2+2/3(в2+вс+с2) равно .
Описание слайда:
Задача №2 Задача 2. На плоскости даны три точки А, В и С, не лежащие на одной прямой. Из точки А на ВС опущен перпендикуляр АД, при чём АД=а,ВД=в , и СД=с . На отрезке ВД отмечена точка М так, чтобы значение суммы квадратов расстояний от М до А,В и С было наименьшим. Найти это значение. Решение. 1 этап. Оптимизируемая величина: АМ2+ВМ2+СМ2 . 2этап. Независимая переменная: МД=х , о<х<в , 3 этап. 1) ∆АДМ- прямоугольный , поэтому по теореме Пифагора АМ2=МД2+АД2=х2+а2 ; 2) ВМ=(в-х)2 ; 3) СМ=(с+х)2 ;4) у=3х2+2(с-в)х+а2+в2+с2 4 этап. унаим=а2+2/3(в2+вс+с2) 5 этап. Ответ: наим. значение суммы квадратов расстояний а2+2/3(в2+вс+с2) равно .

Слайд 21





Задача №3
     Задача 3. Отрезок длиной  а разделить на две части так, чтобы сумма площадей квадратов, построенных на его частях, была наименьшей. Учитель. Какую величину 
      следует оптимизировать? Чему равна площадь 
      квадрата ADFG?  DBNM ?  Какой вид примет
      оптимизируемая величина?  
     Подумайте, какую из величин следует принять за независимую переменную? Теперь определите границы изменения  х.  Выразим оптимизируемую величину через  х. Найдем наименьшее значение функции и интерпретируем результат задачи. 
     Ответ: следует разделить отрезок пополам.
Описание слайда:
Задача №3 Задача 3. Отрезок длиной а разделить на две части так, чтобы сумма площадей квадратов, построенных на его частях, была наименьшей. Учитель. Какую величину следует оптимизировать? Чему равна площадь квадрата ADFG? DBNM ? Какой вид примет оптимизируемая величина? Подумайте, какую из величин следует принять за независимую переменную? Теперь определите границы изменения х. Выразим оптимизируемую величину через х. Найдем наименьшее значение функции и интерпретируем результат задачи. Ответ: следует разделить отрезок пополам.

Слайд 22





Решение задачи
    На доске и в тетрадях учеников появляются следующие записи:
    Задача 3. 1 этап. Оптимизируемая величина: SADFG+SDBNM,
    2 этап. Независимая переменная:AD=x  , o<x<a ,
    3 этап. SADFG+SDBNM =AD2+DB2=x2+(a-x)2 = x2+a2-2ax+x2 = 2x2-2ax+a2,
    4 этап.  y(x)=2x2-2ax+a2      х=a|2.
    5 этап. Ответ: следует разделить отрезок пополам.
.
5 этап. Ответ: следует разделить отрезок пополам.
Описание слайда:
Решение задачи На доске и в тетрадях учеников появляются следующие записи: Задача 3. 1 этап. Оптимизируемая величина: SADFG+SDBNM, 2 этап. Независимая переменная:AD=x , o<x<a , 3 этап. SADFG+SDBNM =AD2+DB2=x2+(a-x)2 = x2+a2-2ax+x2 = 2x2-2ax+a2, 4 этап. y(x)=2x2-2ax+a2 х=a|2. 5 этап. Ответ: следует разделить отрезок пополам. . 5 этап. Ответ: следует разделить отрезок пополам.

Слайд 23





Домашнее задание
      Сегодня на уроке вы узнали много нового. Дома вы решите задачу 4, используя рассмотренную на уроке схему. 
    Задача 4. На учебном полигоне произведён выстрел из зенитного орудия в вертикальном направлении неразрывающимся снарядом. Требуется определить наибольшую высоту подъёма снаряда, если начальная скорость снарядаV0=300 m/c.
     Ускорение земного притяжения считать равным 10 m/c2, а сопротивлением воздуха пренебречь.
Описание слайда:
Домашнее задание Сегодня на уроке вы узнали много нового. Дома вы решите задачу 4, используя рассмотренную на уроке схему. Задача 4. На учебном полигоне произведён выстрел из зенитного орудия в вертикальном направлении неразрывающимся снарядом. Требуется определить наибольшую высоту подъёма снаряда, если начальная скорость снарядаV0=300 m/c. Ускорение земного притяжения считать равным 10 m/c2, а сопротивлением воздуха пренебречь.

Слайд 24





Литература
Смирнова И., Смирнов В. Экстремальные задачи по геометрии. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.: ил.
Алгебра: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — М.: Просвещение,2002. —384с.: ил.
Алгебра: Учеб. для 8 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.: ил.
Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.: ил.
Виленкин Н.Я. Алгебра для 9 кл. с угл. изуч. математики. М.: «Посвещение».-2005год.
Описание слайда:
Литература Смирнова И., Смирнов В. Экстремальные задачи по геометрии. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.: ил. Алгебра: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — М.: Просвещение,2002. —384с.: ил. Алгебра: Учеб. для 8 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.: ил. Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.: ил. Виленкин Н.Я. Алгебра для 9 кл. с угл. изуч. математики. М.: «Посвещение».-2005год.

Слайд 25





Литература
Описание слайда:
Литература



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию