🗊Презентация Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР

Нажмите для полного просмотра!
Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР, слайд №1Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР, слайд №2Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР, слайд №3Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР, слайд №4Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР, слайд №5Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР, слайд №6

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР. Доклад-сообщение содержит 6 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР.
 План:  1. Альтернативная система обучения коммуникации «PECS».
                2. Стадии обучения альтернативной системы коммуникации.
                 3. Методика обучения альтернативной системы коммуникации.
                 4. Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК).  
Описание слайда:
Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР. План: 1. Альтернативная система обучения коммуникации «PECS». 2. Стадии обучения альтернативной системы коммуникации. 3. Методика обучения альтернативной системы коммуникации. 4. Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК).  

Слайд 2





Альтернативная система обучения коммуникации «PECS».
Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost из Программы исправления аутизма штата Делавэр. Д-р Bondy и г-жа Frost впоследствии создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней. 
У большинства детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) есть проблемы с общением с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребенок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение. Хотя многие дети с РАС способны на это, если они что-то хотят, они, как правило, не пользуются общением, чтобы показать что-то другому человеку или установить с ним социальный контакт. 
Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка последует за ними. 
Существует две основных причины для коммуникации:
Непреднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребенка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт. 
Преднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребенку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей. Для ребенка с РАС переход от непреднамеренной к преднамеренной коммуникации – это огромный прорыв вперед.
Описание слайда:
Альтернативная система обучения коммуникации «PECS». Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost из Программы исправления аутизма штата Делавэр. Д-р Bondy и г-жа Frost впоследствии создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней. У большинства детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) есть проблемы с общением с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребенок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение. Хотя многие дети с РАС способны на это, если они что-то хотят, они, как правило, не пользуются общением, чтобы показать что-то другому человеку или установить с ним социальный контакт. Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка последует за ними. Существует две основных причины для коммуникации: Непреднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребенка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт. Преднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребенку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей. Для ребенка с РАС переход от непреднамеренной к преднамеренной коммуникации – это огромный прорыв вперед.

Слайд 3





Стадии обучения альтернативной системы коммуникации.

Стадия коммуникации, которой достиг ребенок, зависит от трех вещей: 
                                 - Его способности взаимодействовать с другим человеком.
                                 - Как и когда он прибегает к коммуникации.
                                  - Его понимание коммуникации. 
Первая стадия – стадия самодостаточности  
    На этой стадии коммуникации кажется, что ребенку вообще не интересны люди вокруг него, он старается играть один. Его коммуникация может быть преимущественно непреднамеренной. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев РАС диагностируется у детей именно на этой стадии. 
Вторая стадия – стадия просьб 
    На этой стадии ребенок начинает осознавать, что его действия оказывают влияние на других людей. С большой вероятностью он будет прибегать к коммуникации, чтобы сообщить взрослому, что он хочет и что ему нравится. Для этого он может подталкивать или подводить взрослого к желанным предметам, местам или играм. 
 Третья стадия – стадия ранней коммуникации
     На этой стадии взаимодействие ребенка с окружающими продолжается дольше и становится более преднамеренным. У ребенка появляется эхо чужих слов, которым он пользуется для сообщения о своих потребностях. Постепенно ребенок начинает указывать на предметы, чтобы показать взрослому, что он хочет, а также начинает переводить взгляд. Это показывает, что ребенок начинает вовлекаться в двухстороннюю коммуникацию. 
Четвертая стадия – партнерская стадия 
       Когда ребенок переходит на эту стадию, его коммуникация становится более эффективной. Ребенок начинает пользоваться речью и становится способен поддержать простейший разговор. Хотя ребенок может казаться уверенным и компетентным, прибегая к коммуникации в знакомой обстановке (например, дома), у него могут возникнуть коммуникационные проблемы на незнакомой территории (например, в новом детском саду или школе). Именно в подобных ситуациях ребенок может прибегать к заученным чужим фразам и может показаться, что он игнорирует своего партнера по коммуникации, перебивая его и нарушая правила очереди в разговоре.
Описание слайда:
Стадии обучения альтернативной системы коммуникации. Стадия коммуникации, которой достиг ребенок, зависит от трех вещей: - Его способности взаимодействовать с другим человеком. - Как и когда он прибегает к коммуникации. - Его понимание коммуникации. Первая стадия – стадия самодостаточности  На этой стадии коммуникации кажется, что ребенку вообще не интересны люди вокруг него, он старается играть один. Его коммуникация может быть преимущественно непреднамеренной. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев РАС диагностируется у детей именно на этой стадии. Вторая стадия – стадия просьб На этой стадии ребенок начинает осознавать, что его действия оказывают влияние на других людей. С большой вероятностью он будет прибегать к коммуникации, чтобы сообщить взрослому, что он хочет и что ему нравится. Для этого он может подталкивать или подводить взрослого к желанным предметам, местам или играм. Третья стадия – стадия ранней коммуникации На этой стадии взаимодействие ребенка с окружающими продолжается дольше и становится более преднамеренным. У ребенка появляется эхо чужих слов, которым он пользуется для сообщения о своих потребностях. Постепенно ребенок начинает указывать на предметы, чтобы показать взрослому, что он хочет, а также начинает переводить взгляд. Это показывает, что ребенок начинает вовлекаться в двухстороннюю коммуникацию. Четвертая стадия – партнерская стадия Когда ребенок переходит на эту стадию, его коммуникация становится более эффективной. Ребенок начинает пользоваться речью и становится способен поддержать простейший разговор. Хотя ребенок может казаться уверенным и компетентным, прибегая к коммуникации в знакомой обстановке (например, дома), у него могут возникнуть коммуникационные проблемы на незнакомой территории (например, в новом детском саду или школе). Именно в подобных ситуациях ребенок может прибегать к заученным чужим фразам и может показаться, что он игнорирует своего партнера по коммуникации, перебивая его и нарушая правила очереди в разговоре.

Слайд 4





Методика обучения альтернативной системы коммуникации.

 Примите на себя роль не только помощника, но и учителя.
Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми.
Основной прием состоит в следующем – настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок.
Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию.
Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера.
 Предоставляйте ребенку положительную обратную связь.
Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. 
Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации.
 Поощрение просьб.
Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно.
Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса».
Давайте предметы постепенно.
Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие.
Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком.
Если вы следуете за ребенком, то наилучшая позиция – это взрослый лицом к лицу с ребенком, таким образом, взрослый сможет легко наблюдать за тем, что заинтересовало ребенка.
Описание слайда:
Методика обучения альтернативной системы коммуникации. Примите на себя роль не только помощника, но и учителя. Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми. Основной прием состоит в следующем – настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок. Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию. Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера. Предоставляйте ребенку положительную обратную связь. Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации. Поощрение просьб. Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно. Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса». Давайте предметы постепенно. Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие. Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком. Если вы следуете за ребенком, то наилучшая позиция – это взрослый лицом к лицу с ребенком, таким образом, взрослый сможет легко наблюдать за тем, что заинтересовало ребенка.

Слайд 5





Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди: 
Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди: 
Говорите как можно меньше и как можно медленнее
Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент. 
Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Сассман (1999) использует следующую подсказку, чтобы взрослые не забывали, как облегчить ребенку с РАС понимание речи: «Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте!»
Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребенком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребенка. Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребенку то, что вы обозначили. Если внимание ребенка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл. 
Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребенку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребенка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ. 
Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком. 
Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.
Описание слайда:
Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди: Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди: Говорите как можно меньше и как можно медленнее Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент. Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Сассман (1999) использует следующую подсказку, чтобы взрослые не забывали, как облегчить ребенку с РАС понимание речи: «Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте!» Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребенком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребенка. Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребенку то, что вы обозначили. Если внимание ребенка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл. Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребенку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребенка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ. Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком. Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.

Слайд 6





Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК).

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. 
Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребенку с РАС, включая: система PECS - коммуникационная система обмена картинками, жестовый язык, интерактивные коммуникационные доски, коммуникационные карточки-подсказки, книги разговоров, коммуникационные устройства с синтезатором речи 
С ребенком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации. 
- Тотальная коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка. 
- Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию. 
- Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса. 
- Книги разговоров  могут состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.  
 -  Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям с РАС. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM).
Если комбинировать ВАК, социальную поддержку, организационную поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с аутизмом.
Описание слайда:
Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК). Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребенку с РАС, включая: система PECS - коммуникационная система обмена картинками, жестовый язык, интерактивные коммуникационные доски, коммуникационные карточки-подсказки, книги разговоров, коммуникационные устройства с синтезатором речи С ребенком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации. - Тотальная коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка. - Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию. - Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса. - Книги разговоров могут состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.  - Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям с РАС. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM). Если комбинировать ВАК, социальную поддержку, организационную поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с аутизмом.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию