🗊Презентация Практикум. Средства связи предложений

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Практикум. Средства связи предложений, слайд №1Практикум. Средства связи предложений, слайд №2Практикум. Средства связи предложений, слайд №3Практикум. Средства связи предложений, слайд №4Практикум. Средства связи предложений, слайд №5Практикум. Средства связи предложений, слайд №6Практикум. Средства связи предложений, слайд №7Практикум. Средства связи предложений, слайд №8Практикум. Средства связи предложений, слайд №9Практикум. Средства связи предложений, слайд №10Практикум. Средства связи предложений, слайд №11Практикум. Средства связи предложений, слайд №12Практикум. Средства связи предложений, слайд №13

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Практикум. Средства связи предложений. Доклад-сообщение содержит 13 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Практикум 
Средства связи предложений
Описание слайда:
Практикум Средства связи предложений

Слайд 2






Виды связи предложений в тексте:
Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.( Схема цепной связи:  1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи: 1:  2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Описание слайда:
Виды связи предложений в тексте: Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.( Схема цепной связи:  1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п. Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи: 1:  2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Слайд 3






Упражнение1. Определи виды связи предложений в тексте:
 
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. 
 
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…
 
Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым.
 
Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли.
 
Описание слайда:
Упражнение1. Определи виды связи предложений в тексте:   Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.   Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…   Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым.   Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли.  

Слайд 4






СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Лексические средства связи:
Однотематическая лексика
Лексический повтор, однокоренные слова                                                               
Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Антонимы( в том числе и контекстуальные)
Описательные обороты.
Описание слайда:
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Лексические средства связи: Однотематическая лексика Лексический повтор, однокоренные слова Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот) Антонимы( в том числе и контекстуальные) Описательные обороты.

Слайд 5






Грамматические средства связи
Союзы (преимущественно сочинительные)
Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) – например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
(Все предложения двусоставные неполные)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств
 ( Указательное местоимение, синоним и частица) 
 
Описание слайда:
Грамматические средства связи Союзы (преимущественно сочинительные) Местоимения (личные, указательные, определительные и другие) Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие) Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие) Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) – например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Числительные( количественные, порядковые, собирательные) Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста (Все предложения двусоставные неполные) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств ( Указательное местоимение, синоним и частица)  

Слайд 6






Упражнение 2. Определи способ связи предложений в тексте.
1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.
2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили 
над нашими неудачами. (А.Пушкин)  
3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.
4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:
     - Как этот человек мог выразить мои переживания?!
     Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения  книги.
5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
6. Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.
7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
Описание слайда:
Упражнение 2. Определи способ связи предложений в тексте. 1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. 2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) 3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу. 4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: - Как этот человек мог выразить мои переживания?! Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги. 5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) 6. Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег. 7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. 8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.

Слайд 7






9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.
10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был
 до конца предан своей Родине.
 16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)  
19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.
 
Описание слайда:
9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться. 10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. 11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский) 12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево. 13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. 14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами. 15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине. 16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина. 17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия. 18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) 19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.  

Слайд 8






Упражнение 3. Лингвистическая задача
На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…
На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…
 
…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
Описание слайда:
Упражнение 3. Лингвистическая задача На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,… На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,… На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,… На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…   …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости. …рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

Слайд 9






Упражнение 4. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.
1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь.  Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
2. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
3.  Запевающий сон, зацветающий цвет,
   Исчезающий день, погасающий свет. 
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день. 
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз. 
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа. 
И не помню – откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.  (А. Блок)
Описание слайда:
Упражнение 4. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте. 1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. 2. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным. 3. Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет.  Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день.  Раздышались цветы – и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз.  Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа.  И не помню – откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)

Слайд 10






Определи средства связи предложений в тексте.
1.	Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
2.	Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. 
3.	В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
4.	А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 
5.	Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи.
6.	Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 
7.	Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
8.	Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 
9.	Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда.
Описание слайда:
Определи средства связи предложений в тексте. 1. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. 2. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. 3. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. 4. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 5. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. 6. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 7. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. 8. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 9. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда.

Слайд 11






Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). 
Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Направо пойдешь – богатым быть. Налево пойдешь – женатым быть. Прямо пойдешь – убитым быть.
Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле.
Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания.
"Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи.
Друг спорит. Недруг же поддакивает.
Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд.
 
Описание слайда:
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»). Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин). Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв) Направо пойдешь – богатым быть. Налево пойдешь – женатым быть. Прямо пойдешь – убитым быть. Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле. Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания. "Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи. Друг спорит. Недруг же поддакивает. Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд.  

Слайд 12






ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  «ТЕКСТ. СРЕДСТВА СВЯЗИ   ПРЕДЛОЖЕНИЙ  В  ТЕКСТЕ»
 
     Однажды читатель берёт в руки книгу …  Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает:
 - Как  этот человек мог выразить мои переживания?!    Однажды человек начинает постигать себя через книгу – пишет её или читает – он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.
     Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие  лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги.
     Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и  поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли …
     Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший экзамен по литературе  на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций: 
              - Белеет парус одинокий
               В тумане моря голубом…
      Ёщё вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж …
      И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое, стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой преградой на пути к солнцу.
      Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя … Человеку захочется, как свежего воздуха, полета, вдохновения.  
       Однажды … человек захочет постичь искусство слова … Это счастливый человек.  
Описание слайда:
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ТЕКСТ. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»   Однажды читатель берёт в руки книгу …  Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает: - Как  этот человек мог выразить мои переживания?!    Однажды человек начинает постигать себя через книгу – пишет её или читает – он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.     Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие  лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги.      Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и  поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли …      Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший экзамен по литературе  на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций:               - Белеет парус одинокий                В тумане моря голубом…       Ёщё вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж …       И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое, стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой преградой на пути к солнцу.       Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя … Человеку захочется, как свежего воздуха, полета, вдохновения.        Однажды … человек захочет постичь искусство слова … Это счастливый человек.  

Слайд 13






 
Определи тему текста.
Найди в тексте ключевые слова.
С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Какова роль в тексте повторяющегося слова «однажды»? (Глава, из которой взят отрывок, так и называется – «Однажды»).
Объясните значение слов ассоциация, эмоция, сопереживание.
Найди в тексте контекстуальные синонимы, антонимы, слова в переносном значении.
Запиши два последних абзаца, разбери предложения.
Описание слайда:
  Определи тему текста. Найди в тексте ключевые слова. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Какова роль в тексте повторяющегося слова «однажды»? (Глава, из которой взят отрывок, так и называется – «Однажды»). Объясните значение слов ассоциация, эмоция, сопереживание. Найди в тексте контекстуальные синонимы, антонимы, слова в переносном значении. Запиши два последних абзаца, разбери предложения.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию