🗊Презентация Теория принятия решении в условиях неопределенности

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №1Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №2Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №3Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №4Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №5Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №6Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №7Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №8Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №9Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №10Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №11Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №12Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №13Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №14Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №15Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №16Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №17Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №18Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №19Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №20Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №21Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №22Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №23Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №24Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №25Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №26Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №27Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №28Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №29Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №30Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №31Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №32Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №33Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №34Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №35Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №36Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №37Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №38Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №39Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №40Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №41

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация Теория принятия решении в условиях неопределенности. Презентация содержит 41 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Презентация Теория принятия  решении в условиях неопределенности, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Основные вопросы
1. Принятие решений в условиях неопределенности
2. Основные понятия теории игр
3. Математическая модель игры
4. Игры с седловой точкой
5.Игры с природой
Описание слайда:
Основные вопросы 1. Принятие решений в условиях неопределенности 2. Основные понятия теории игр 3. Математическая модель игры 4. Игры с седловой точкой 5.Игры с природой

Слайд 3





 1. Принятие решений в условиях неопределенности 
Условия неопределенности при любых видах финансово-экономической деятельности обусловлены следующими факторами: 
1) отсутствие полной информации;
2) случайность;
3) противодействие.
1) Отсутствие полной информации о хозяйственной ситуации и перспективах ее изменения заставляет ЛПР искать возможность приобрести недостающую информацию или принимать решение наугад, опираясь на свой опыт и интуицию.
Описание слайда:
1. Принятие решений в условиях неопределенности Условия неопределенности при любых видах финансово-экономической деятельности обусловлены следующими факторами: 1) отсутствие полной информации; 2) случайность; 3) противодействие. 1) Отсутствие полной информации о хозяйственной ситуации и перспективах ее изменения заставляет ЛПР искать возможность приобрести недостающую информацию или принимать решение наугад, опираясь на свой опыт и интуицию.

Слайд 4





2) Случайность заранее нельзя предвидеть. В одинаковых условиях случайное событие может произойти, а может и не произойти, случайная величина может принимать различные значения, а случайные процессы в сходных условиях могут протекать по-разному.
2) Случайность заранее нельзя предвидеть. В одинаковых условиях случайное событие может произойти, а может и не произойти, случайная величина может принимать различные значения, а случайные процессы в сходных условиях могут протекать по-разному.
Однако при большом количестве наблюдений можно обнаружить, что в мире случайностей проявляются определенные закономерности.
Описание слайда:
2) Случайность заранее нельзя предвидеть. В одинаковых условиях случайное событие может произойти, а может и не произойти, случайная величина может принимать различные значения, а случайные процессы в сходных условиях могут протекать по-разному. 2) Случайность заранее нельзя предвидеть. В одинаковых условиях случайное событие может произойти, а может и не произойти, случайная величина может принимать различные значения, а случайные процессы в сходных условиях могут протекать по-разному. Однако при большом количестве наблюдений можно обнаружить, что в мире случайностей проявляются определенные закономерности.

Слайд 5





В качестве математического аппарата для изучения этих закономерностей используют теорию вероятностей и математическую статистику. 
В качестве математического аппарата для изучения этих закономерностей используют теорию вероятностей и математическую статистику. 
Количественной мерой возможности появления случайного события является вероятность.
За вероятность события А принимают отношение числа случаев, благоприятствующих наступлению этого события m к общему числу всех равновозможных случаев n:
Описание слайда:
В качестве математического аппарата для изучения этих закономерностей используют теорию вероятностей и математическую статистику. В качестве математического аппарата для изучения этих закономерностей используют теорию вероятностей и математическую статистику. Количественной мерой возможности появления случайного события является вероятность. За вероятность события А принимают отношение числа случаев, благоприятствующих наступлению этого события m к общему числу всех равновозможных случаев n:

Слайд 6





Финансовые показатели, которые используют при обосновании управленческих решений , часто представляют собой случайные величины. 
Финансовые показатели, которые используют при обосновании управленческих решений , часто представляют собой случайные величины. 
Если для случайной величины задан закон распределения (т.е. правило, устанавливающее связь между значениями случайной величины и их вероятностями), то можно определить математическое ожидание этой случайной величины.
Описание слайда:
Финансовые показатели, которые используют при обосновании управленческих решений , часто представляют собой случайные величины. Финансовые показатели, которые используют при обосновании управленческих решений , часто представляют собой случайные величины. Если для случайной величины задан закон распределения (т.е. правило, устанавливающее связь между значениями случайной величины и их вероятностями), то можно определить математическое ожидание этой случайной величины.

Слайд 7





Математическое ожидание дискретной случайной величины, заданной законом распределения:
Математическое ожидание дискретной случайной величины, заданной законом распределения:
определяется по формуле:
Описание слайда:
Математическое ожидание дискретной случайной величины, заданной законом распределения: Математическое ожидание дискретной случайной величины, заданной законом распределения: определяется по формуле:

Слайд 8





Пример. Предположим, случайный доход финансовой операции задан законом распределения:
Пример. Предположим, случайный доход финансовой операции задан законом распределения:
Определите математическое ожидание дохода.
Описание слайда:
Пример. Предположим, случайный доход финансовой операции задан законом распределения: Пример. Предположим, случайный доход финансовой операции задан законом распределения: Определите математическое ожидание дохода.

Слайд 9





При обосновании управленческих решений математическое ожидание  величины финансового показателя используют в качестве его прогнозируемого значения.  Это позволяет снизить уровень неопределенности , следовательно , и степень риска.
При обосновании управленческих решений математическое ожидание  величины финансового показателя используют в качестве его прогнозируемого значения.  Это позволяет снизить уровень неопределенности , следовательно , и степень риска.
3) Третьим фактором,  обусловливающим наличие неопределенности является фактор противодействия.
Описание слайда:
При обосновании управленческих решений математическое ожидание величины финансового показателя используют в качестве его прогнозируемого значения. Это позволяет снизить уровень неопределенности , следовательно , и степень риска. При обосновании управленческих решений математическое ожидание величины финансового показателя используют в качестве его прогнозируемого значения. Это позволяет снизить уровень неопределенности , следовательно , и степень риска. 3) Третьим фактором, обусловливающим наличие неопределенности является фактор противодействия.

Слайд 10





К противодействиям относятся  катастрофы, природные явления, войны, революции, конфликты в трудовых коллективах, конкуренция, нарушения договорных обязательств, изменения спроса, аварии, кражи и т.п.
К противодействиям относятся  катастрофы, природные явления, войны, революции, конфликты в трудовых коллективах, конкуренция, нарушения договорных обязательств, изменения спроса, аварии, кражи и т.п.
ЛПР должно выбрать такую стратегию, которая позволит уменьшить степень противодействия , что, в свою очередь, снизит риск.
Математический аппарат для выбора стратегии в конфликтных ситуациях – теория игр.
Описание слайда:
К противодействиям относятся катастрофы, природные явления, войны, революции, конфликты в трудовых коллективах, конкуренция, нарушения договорных обязательств, изменения спроса, аварии, кражи и т.п. К противодействиям относятся катастрофы, природные явления, войны, революции, конфликты в трудовых коллективах, конкуренция, нарушения договорных обязательств, изменения спроса, аварии, кражи и т.п. ЛПР должно выбрать такую стратегию, которая позволит уменьшить степень противодействия , что, в свою очередь, снизит риск. Математический аппарат для выбора стратегии в конфликтных ситуациях – теория игр.

Слайд 11





2. Основные понятия теории игр
Игрой называется математическая модель конфликтной ситуации. Стороны, участвующие в конфликте, называются участниками игры или игроками, а исход конфликта - выигрышем. 
Игра ведется по определенным правилам, которые представляют собой систему условий, регламентирующих возможные действия игроков.
Описание слайда:
2. Основные понятия теории игр Игрой называется математическая модель конфликтной ситуации. Стороны, участвующие в конфликте, называются участниками игры или игроками, а исход конфликта - выигрышем. Игра ведется по определенным правилам, которые представляют собой систему условий, регламентирующих возможные действия игроков.

Слайд 12





Ходом называется выбор одного из предложенных правилами игры действий и его осуществление.
Ходом называется выбор одного из предложенных правилами игры действий и его осуществление.
Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действий при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации.
Описание слайда:
Ходом называется выбор одного из предложенных правилами игры действий и его осуществление. Ходом называется выбор одного из предложенных правилами игры действий и его осуществление. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действий при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации.

Слайд 13





Для того, чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Любому из игроков невыгодно отказаться от своей стратегии в игре.
Для того, чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Любому из игроков невыгодно отказаться от своей стратегии в игре.
Описание слайда:
Для того, чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Любому из игроков невыгодно отказаться от своей стратегии в игре. Для того, чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Любому из игроков невыгодно отказаться от своей стратегии в игре.

Слайд 14





Математическая модель игры
Пусть игрок А располагает m стратегиями, которые обозначим А1, А2, … , Аm. Пусть у игрока В имеется n стратегий, обозначим их В1, В2, …,Вn. В этом случае игра имеет размерность m х n. В результате выбора игроками любой пары стратегий Аi и Вj        (i =1,2, … m; j = 1,2, …, n) однозначно определяется исход игры, т.е. выигрыш aij игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (-aij ) игрока В.
Описание слайда:
Математическая модель игры Пусть игрок А располагает m стратегиями, которые обозначим А1, А2, … , Аm. Пусть у игрока В имеется n стратегий, обозначим их В1, В2, …,Вn. В этом случае игра имеет размерность m х n. В результате выбора игроками любой пары стратегий Аi и Вj (i =1,2, … m; j = 1,2, …, n) однозначно определяется исход игры, т.е. выигрыш aij игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (-aij ) игрока В.

Слайд 15





Предположим, что значения aij известны для любой пары стратегий (Аi,Вj). Матрица Р =(aij), i = 1,2, … , m; j = 1,2, …,n, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi, и Вj, называется платежной матрицей или матрицей игры:
Предположим, что значения aij известны для любой пары стратегий (Аi,Вj). Матрица Р =(aij), i = 1,2, … , m; j = 1,2, …,n, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi, и Вj, называется платежной матрицей или матрицей игры:
Описание слайда:
Предположим, что значения aij известны для любой пары стратегий (Аi,Вj). Матрица Р =(aij), i = 1,2, … , m; j = 1,2, …,n, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi, и Вj, называется платежной матрицей или матрицей игры: Предположим, что значения aij известны для любой пары стратегий (Аi,Вj). Матрица Р =(aij), i = 1,2, … , m; j = 1,2, …,n, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi, и Вj, называется платежной матрицей или матрицей игры:

Слайд 16





Нижняя цена игры
Обозначим через i наименьший выигрыш игрока А при выборе им стратегии Аi для всех возможных стратегий игрока В (наименьшее число в i-ой строке платежной матрицы). Среди всех чисел i (i = 1,2, …, m) выберем наибольшее:  = mах {i }.
Число  называется нижней ценой игры. Это гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В.
Описание слайда:
Нижняя цена игры Обозначим через i наименьший выигрыш игрока А при выборе им стратегии Аi для всех возможных стратегий игрока В (наименьшее число в i-ой строке платежной матрицы). Среди всех чисел i (i = 1,2, …, m) выберем наибольшее:  = mах {i }. Число  называется нижней ценой игры. Это гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В.

Слайд 17





Верхняя цена игры
Игрок В заинтересован в том, чтобы уменьшить выигрыш игрока А, (а следовательно - свой проигрыш ). Выбирая стратегию Вj, он учитывает максимально возможный при этом выигрыш игрока А. Обозначим j наибольший возможный выигрыш игрока при выборе игроком В его стратегии Вj (наибольшее число в j-ом столбце платежной матрицы). Среди всех чисел j (j = 1,2, …, n) выберем наименьшее: = min{j }.
Число  называется верхней ценой игры. Это гарантированный проигрыш игрока В.
Описание слайда:
Верхняя цена игры Игрок В заинтересован в том, чтобы уменьшить выигрыш игрока А, (а следовательно - свой проигрыш ). Выбирая стратегию Вj, он учитывает максимально возможный при этом выигрыш игрока А. Обозначим j наибольший возможный выигрыш игрока при выборе игроком В его стратегии Вj (наибольшее число в j-ом столбце платежной матрицы). Среди всех чисел j (j = 1,2, …, n) выберем наименьшее: = min{j }. Число  называется верхней ценой игры. Это гарантированный проигрыш игрока В.

Слайд 18





Игра с седловой точкой
Фактический выигрыш игрока А при разумных действиях партнеров ограничен нижней и верхней ценой игры.
Если верхняя и нижняя цены игры совпадают, то общее значение верхней и нижней цены игры ==v называется ценой игры. В этом случае игра называется вполне определенной или игрой с седловой точкой.
Описание слайда:
Игра с седловой точкой Фактический выигрыш игрока А при разумных действиях партнеров ограничен нижней и верхней ценой игры. Если верхняя и нижняя цены игры совпадают, то общее значение верхней и нижней цены игры ==v называется ценой игры. В этом случае игра называется вполне определенной или игрой с седловой точкой.

Слайд 19





Седловой точкой называется элемент платежной матрицы, одновременно минимальный в своей строке и максимальный в своем столбце. 
Седловой точкой называется элемент платежной матрицы, одновременно минимальный в своей строке и максимальный в своем столбце. 
Седловой точке соответствуют оптимальные стратегии игроков Аi и Вj, их совокупность - это решение игры, которое обладает следующим свойством: если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то для другого отклонение от его оптимальной стратегии невыгодно. В этом случае говорят, что игра имеет решение в чистых стратегиях.
Описание слайда:
Седловой точкой называется элемент платежной матрицы, одновременно минимальный в своей строке и максимальный в своем столбце. Седловой точкой называется элемент платежной матрицы, одновременно минимальный в своей строке и максимальный в своем столбце. Седловой точке соответствуют оптимальные стратегии игроков Аi и Вj, их совокупность - это решение игры, которое обладает следующим свойством: если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то для другого отклонение от его оптимальной стратегии невыгодно. В этом случае говорят, что игра имеет решение в чистых стратегиях.

Слайд 20





Пример
Найти решение игры, заданной платежной матрицей:
(Игрок А имеет 3 стратегии: А1;А2;А3. Игрок В имеет 4 стратегии: В1;В2;В3;В4.
Описание слайда:
Пример Найти решение игры, заданной платежной матрицей: (Игрок А имеет 3 стратегии: А1;А2;А3. Игрок В имеет 4 стратегии: В1;В2;В3;В4.

Слайд 21





Решение:
Определим наименьшие по строкам числа i и наибольшие по столбцам числа j:
Определим нижнюю цену игры: 
 = mах {i } = mах {0,2,-1} =2.
Верхняя цена игры:
 = min{j } = min {3,2,4,5} = 2.
Описание слайда:
Решение: Определим наименьшие по строкам числа i и наибольшие по столбцам числа j: Определим нижнюю цену игры:  = mах {i } = mах {0,2,-1} =2. Верхняя цена игры: = min{j } = min {3,2,4,5} = 2.

Слайд 22





Поскольку ==v=2, то платежная матрица содержит седловую точку, а игра имеет решение в чистых стратегиях. 
Поскольку ==v=2, то платежная матрица содержит седловую точку, а игра имеет решение в чистых стратегиях. 
Седловая точка находится во второй строке и втором столбце, следовательно оптимальными являются стратегии А2 и В2. При этом цена игры v=2.
Описание слайда:
Поскольку ==v=2, то платежная матрица содержит седловую точку, а игра имеет решение в чистых стратегиях. Поскольку ==v=2, то платежная матрица содержит седловую точку, а игра имеет решение в чистых стратегиях. Седловая точка находится во второй строке и втором столбце, следовательно оптимальными являются стратегии А2 и В2. При этом цена игры v=2.

Слайд 23





Если игра не имеет седловой точки, то применение чистых стратегий не дает оптимального решения игры. В таком случае можно получить оптимальное решение, случайным образом чередуя чистые стратегии.
Если игра не имеет седловой точки, то применение чистых стратегий не дает оптимального решения игры. В таком случае можно получить оптимальное решение, случайным образом чередуя чистые стратегии.
Описание слайда:
Если игра не имеет седловой точки, то применение чистых стратегий не дает оптимального решения игры. В таком случае можно получить оптимальное решение, случайным образом чередуя чистые стратегии. Если игра не имеет седловой точки, то применение чистых стратегий не дает оптимального решения игры. В таком случае можно получить оптимальное решение, случайным образом чередуя чистые стратегии.

Слайд 24





Игры с природой
В некоторых случаях успех экономической деятельности зависит не от сознательно противодействующего конкурента, а от объективной действительности, которую принято называть "природой".
Пусть игрок А располагает m стратегиями, которые обозначим А1, А2, … , Аm, а относительно "природы" известно, что она может принимать n различных состояний, обозначим их Р1, Р2, … Рn.
Описание слайда:
Игры с природой В некоторых случаях успех экономической деятельности зависит не от сознательно противодействующего конкурента, а от объективной действительности, которую принято называть "природой". Пусть игрок А располагает m стратегиями, которые обозначим А1, А2, … , Аm, а относительно "природы" известно, что она может принимать n различных состояний, обозначим их Р1, Р2, … Рn.

Слайд 25





Известен выигрыш aij игрока А при каждой паре стратегий игрока и "природы", т.е. известна платежная матрица:
Известен выигрыш aij игрока А при каждой паре стратегий игрока и "природы", т.е. известна платежная матрица:
Описание слайда:
Известен выигрыш aij игрока А при каждой паре стратегий игрока и "природы", т.е. известна платежная матрица: Известен выигрыш aij игрока А при каждой паре стратегий игрока и "природы", т.е. известна платежная матрица:

Слайд 26





Игрок А в играх с "природой" старается действовать осмотрительно, используя стратегию, позволяющую получить наибольший выигрыш (наименьший проигрыш). 
Игрок А в играх с "природой" старается действовать осмотрительно, используя стратегию, позволяющую получить наибольший выигрыш (наименьший проигрыш). 
"Природа" (игрок Р) действует случайно, возможные стратегии определяются как ее состояние (погода, спрос на определенную продукцию, сочетание производственных факторов).
Описание слайда:
Игрок А в играх с "природой" старается действовать осмотрительно, используя стратегию, позволяющую получить наибольший выигрыш (наименьший проигрыш). Игрок А в играх с "природой" старается действовать осмотрительно, используя стратегию, позволяющую получить наибольший выигрыш (наименьший проигрыш). "Природа" (игрок Р) действует случайно, возможные стратегии определяются как ее состояние (погода, спрос на определенную продукцию, сочетание производственных факторов).

Слайд 27





Различают игры с "природой" в условиях определенности и игры с "природой" в условиях неопределенности.
Различают игры с "природой" в условиях определенности и игры с "природой" в условиях неопределенности.
В первом случае задано распределение вероятностей состояний природы, во втором - оно неизвестно. В этом случае приходится принимать решение в условиях риска.
Описание слайда:
Различают игры с "природой" в условиях определенности и игры с "природой" в условиях неопределенности. Различают игры с "природой" в условиях определенности и игры с "природой" в условиях неопределенности. В первом случае задано распределение вероятностей состояний природы, во втором - оно неизвестно. В этом случае приходится принимать решение в условиях риска.

Слайд 28





Риском игрока А при использовании стратегии Аi при состоянии "природы" Pj называется разность между выигрышем, который он получил бы, если бы знал Pj и выигрышем, который он получит в обычных условиях, применяя стратегию Аi:
Риском игрока А при использовании стратегии Аi при состоянии "природы" Pj называется разность между выигрышем, который он получил бы, если бы знал Pj и выигрышем, который он получит в обычных условиях, применяя стратегию Аi:
rij = j - ij,  где j = mах {ij }.
                                                      i
Рассмотрим критерии, используемые при решении игр с природой.
Описание слайда:
Риском игрока А при использовании стратегии Аi при состоянии "природы" Pj называется разность между выигрышем, который он получил бы, если бы знал Pj и выигрышем, который он получит в обычных условиях, применяя стратегию Аi: Риском игрока А при использовании стратегии Аi при состоянии "природы" Pj называется разность между выигрышем, который он получил бы, если бы знал Pj и выигрышем, который он получит в обычных условиях, применяя стратегию Аi: rij = j - ij, где j = mах {ij }. i Рассмотрим критерии, используемые при решении игр с природой.

Слайд 29





Критерий Бейеса-Лапласа
При известном распределении вероятностей различных состояний природы Р =( p1, p2, …, pn,), где     p1+ p2+…+ pn=1, критерием принятия решений является максимум математического ожидания выигрыша, т.е.
VB-L = mах  aij pj, где i = 1,2, …, m.
                      i         j
Описание слайда:
Критерий Бейеса-Лапласа При известном распределении вероятностей различных состояний природы Р =( p1, p2, …, pn,), где p1+ p2+…+ pn=1, критерием принятия решений является максимум математического ожидания выигрыша, т.е. VB-L = mах  aij pj, где i = 1,2, …, m. i j

Слайд 30





Критерий Лапласа
Если ни одно из состояний "природы" нельзя предпочесть другим, выдвигают гипотезу о том, что все они равновероятны:
 p1= p2=…=pn= 1/n.
Тогда VL = mах  aij ·1/n .                                                	                       i        j
Описание слайда:
Критерий Лапласа Если ни одно из состояний "природы" нельзя предпочесть другим, выдвигают гипотезу о том, что все они равновероятны: p1= p2=…=pn= 1/n. Тогда VL = mах  aij ·1/n . i j

Слайд 31





Максиминный критерий Вальда
Он основан на выборе стратегии игрока А, позволяющей гарантировать ему получение нижней цены игры:
VW= mах min aij.
                 i          j
Описание слайда:
Максиминный критерий Вальда Он основан на выборе стратегии игрока А, позволяющей гарантировать ему получение нижней цены игры: VW= mах min aij. i j

Слайд 32





Критерий минимального риска Сэвиджа
Рекомендует выбирать стратегию, при которой величина риска принимает наименьшее значение в самой неблагоприятной ситуации, т.е.
VS= min mах rij.
          i          j
Критерии Вальда и Сэвиджа основаны на пессимистической оценке обстановки. В отличие от них следующий критерий использует как пессимистический, так и оптимистический подход к ситуации.
Описание слайда:
Критерий минимального риска Сэвиджа Рекомендует выбирать стратегию, при которой величина риска принимает наименьшее значение в самой неблагоприятной ситуации, т.е. VS= min mах rij. i j Критерии Вальда и Сэвиджа основаны на пессимистической оценке обстановки. В отличие от них следующий критерий использует как пессимистический, так и оптимистический подход к ситуации.

Слайд 33





Критерий Гурвица
По этому критерию выбирается максимум линейной комбинации максимальных или минимальных выигрышей.
VH = mах { min aij +(1-) mах aij }. 
                 i                  j                               j
Если =1, критерий Гурвица превращается в пессимистический критерий Вальда. При =0 - в критерий крайнего оптимизма, рассчитанный на наилучшее стечение обстоятельств. Обычно  принимают в пределах от 0,5 до 0,7.
Описание слайда:
Критерий Гурвица По этому критерию выбирается максимум линейной комбинации максимальных или минимальных выигрышей. VH = mах { min aij +(1-) mах aij }. i j j Если =1, критерий Гурвица превращается в пессимистический критерий Вальда. При =0 - в критерий крайнего оптимизма, рассчитанный на наилучшее стечение обстоятельств. Обычно  принимают в пределах от 0,5 до 0,7.

Слайд 34





Задача
Возможно строительство четырех типов электростанций: тепловых (стратегия А1), приплотинных (А2), бесшлюзовых (А3), шлюзовых (А4). Эффективность каждого из типов зависит от различных факторов: режима рек, стоимости топлива и его перевозки и т.п. 
Предположим, что выделено четыре различных состояния, каждое из которых означает определенное сочетание факторов, влияющих на эффективность энергетических объектов.
Описание слайда:
Задача Возможно строительство четырех типов электростанций: тепловых (стратегия А1), приплотинных (А2), бесшлюзовых (А3), шлюзовых (А4). Эффективность каждого из типов зависит от различных факторов: режима рек, стоимости топлива и его перевозки и т.п. Предположим, что выделено четыре различных состояния, каждое из которых означает определенное сочетание факторов, влияющих на эффективность энергетических объектов.

Слайд 35





Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3 и Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных видов электростанций изменяется в зависимости от состояний природы и задана матрицей:
Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3 и Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных видов электростанций изменяется в зависимости от состояний природы и задана матрицей:
Необходимо проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию:
Описание слайда:
Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3 и Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных видов электростанций изменяется в зависимости от состояний природы и задана матрицей: Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3 и Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных видов электростанций изменяется в зависимости от состояний природы и задана матрицей: Необходимо проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию:

Слайд 36





а) на основе критерия Бейеса - Лапласа при заданном распределении вероятности состояний природы       Р = (1/7, 2/7, 3/7, 1/7);
а) на основе критерия Бейеса - Лапласа при заданном распределении вероятности состояний природы       Р = (1/7, 2/7, 3/7, 1/7);
б) на основе критерия Лапласа в предположении, что все состояния природы равновероятны;
в) используя максиминный критерий Вальда;
г) на базе критерия минимального риска Сэвиджа;
д) на основе критерия Гурвица при    = 0,6.
Описание слайда:
а) на основе критерия Бейеса - Лапласа при заданном распределении вероятности состояний природы Р = (1/7, 2/7, 3/7, 1/7); а) на основе критерия Бейеса - Лапласа при заданном распределении вероятности состояний природы Р = (1/7, 2/7, 3/7, 1/7); б) на основе критерия Лапласа в предположении, что все состояния природы равновероятны; в) используя максиминный критерий Вальда; г) на базе критерия минимального риска Сэвиджа; д) на основе критерия Гурвица при  = 0,6.

Слайд 37





Решение:
а) Определим математические ожидания выигрыша игрока А при выборе им стратегии Аi:
А1М1= 5·1/7 + 2·2/7+8·3/7+4·1/7 = 37/7 5,29;
А2М2= 2·1/7 + 3·2/7+4·3/7+12·1/7 = 32/7 4,57;
А3М3= 8·1/7 + 5·2/7+3·3/7+10·1/7 = 37/7 5,29;
А4  М4= 1·1/7 + 4·2/7+2·3/7+8·1/7 = 23/7 3,29.
VB-L = mах {5,29; 4,57; 5,29; 3,29} =5,29.
В соответствии с этим по критерию Бейеса-Лапласа наиболее предпочтительными являются стратегии А1 и А3.
Описание слайда:
Решение: а) Определим математические ожидания выигрыша игрока А при выборе им стратегии Аi: А1М1= 5·1/7 + 2·2/7+8·3/7+4·1/7 = 37/7 5,29; А2М2= 2·1/7 + 3·2/7+4·3/7+12·1/7 = 32/7 4,57; А3М3= 8·1/7 + 5·2/7+3·3/7+10·1/7 = 37/7 5,29; А4 М4= 1·1/7 + 4·2/7+2·3/7+8·1/7 = 23/7 3,29. VB-L = mах {5,29; 4,57; 5,29; 3,29} =5,29. В соответствии с этим по критерию Бейеса-Лапласа наиболее предпочтительными являются стратегии А1 и А3.

Слайд 38





б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1= p2= p3= p4=1/4.
б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1= p2= p3= p4=1/4.
Определим математические ожидания выигрыша игрока А при выборе им стратегии Аi:
 А1 a1j /4 =(5+2+8+4)/4=19/4=4,75;
А2 a2j /4=(2+3+4+12)/4=21/4=5,25;
А3 a3j /4=(8+5+3+10)/4=26/4=6,5;
А4 a4j /4=(1+4+2+8)/4=15/4=3,75.
Поскольку VL = mах {4,75; 5,25; 6,5; 3,75}= 6,5, то по критерию Лапласа оптимальной является стратегия А3.
Описание слайда:
б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1= p2= p3= p4=1/4. б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1= p2= p3= p4=1/4. Определим математические ожидания выигрыша игрока А при выборе им стратегии Аi: А1 a1j /4 =(5+2+8+4)/4=19/4=4,75; А2 a2j /4=(2+3+4+12)/4=21/4=5,25; А3 a3j /4=(8+5+3+10)/4=26/4=6,5; А4 a4j /4=(1+4+2+8)/4=15/4=3,75. Поскольку VL = mах {4,75; 5,25; 6,5; 3,75}= 6,5, то по критерию Лапласа оптимальной является стратегия А3.

Слайд 39





в) Согласно критерию Вальда
в) Согласно критерию Вальда
 VW= mах min aij. = mах {2,2,3,1}=3  	                 i        j
Следовательно максиминная стратегия игрока А - А3.
г) Построим матрицу рисков.
Описание слайда:
в) Согласно критерию Вальда в) Согласно критерию Вальда VW= mах min aij. = mах {2,2,3,1}=3 i j Следовательно максиминная стратегия игрока А - А3. г) Построим матрицу рисков.

Слайд 40





г) Согласно критерию Сэвиджа определяем:
г) Согласно критерию Сэвиджа определяем:
     VS=min mах r ij = min{8,6,5,7}= 5.
 В соответствии с этим критерием также наиболее предпочтительна стратегия А3.
Описание слайда:
г) Согласно критерию Сэвиджа определяем: г) Согласно критерию Сэвиджа определяем: VS=min mах r ij = min{8,6,5,7}= 5. В соответствии с этим критерием также наиболее предпочтительна стратегия А3.

Слайд 41





д) Воспользуемся критерием Гурвица при при  = 0,6. 
д) Воспользуемся критерием Гурвица при при  = 0,6. 
Определим значение                                             VH =mах {min aij+(1-)mах aij}=   
        mах {0,6 min aij + 0,4 mах aij}=          =mах {0,6·2 + 0,4·8;  0,6·2 + 0,4·12;     0,6·3+ 0,4·10; 0,6· 1 + 0,4· 8}= mах {4,4; 6,0; 5,8; 3,8}= 6,0. Таким образом, согласно критерию Гурвица оптимальной является стратегия А2.
Анализ результатов, проведенный на основе различных критериев, показывает, что доминирующей является стратегия А3.
Описание слайда:
д) Воспользуемся критерием Гурвица при при  = 0,6. д) Воспользуемся критерием Гурвица при при  = 0,6. Определим значение VH =mах {min aij+(1-)mах aij}= mах {0,6 min aij + 0,4 mах aij}= =mах {0,6·2 + 0,4·8; 0,6·2 + 0,4·12; 0,6·3+ 0,4·10; 0,6· 1 + 0,4· 8}= mах {4,4; 6,0; 5,8; 3,8}= 6,0. Таким образом, согласно критерию Гурвица оптимальной является стратегия А2. Анализ результатов, проведенный на основе различных критериев, показывает, что доминирующей является стратегия А3.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию