🗊Презентация Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

Нажмите для полного просмотра!
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №1Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №2Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №3Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №4Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №5Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №6Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №7Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №8Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №9Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №10Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №11Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №12Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №13Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №14Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №15Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №16Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №17Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №18Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №19Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №20Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №21Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №22Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №23Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №24Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №25Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №26Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №27Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №28Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №29Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №30Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №31Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №32Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №33Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №34Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №35Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №36Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №37Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №38Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №39Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №40Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №41Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №42Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №43Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №44Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №45Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №46Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №47Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №48Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №49Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №50Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №51Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №52Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №53Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №54Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №55Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №56Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №57Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, слайд №58

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Доклад-сообщение содержит 58 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ

Слайд 2





Психологическая, физиологическая и клиническая характеристика эмоциональной сферы
Описание слайда:
Психологическая, физиологическая и клиническая характеристика эмоциональной сферы

Слайд 3





Понятие об эмоциях
 Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины. Человек  переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляется в эмоциях.
В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции, сами по себе, могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.
 
Описание слайда:
Понятие об эмоциях  Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляется в эмоциях. В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции, сами по себе, могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.  

Слайд 4





Теории происхождения эмоций
Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известны периферическая и центральные теории. 
Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге, основной смысл которой выражен известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим», считает, что возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов - сердечной. По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов. Однако данная теория не может объяснить возникновение разных эмоций при одинаковых движения, все многообразие вообще эмоций или возможным отсутствием эмоций при искусственных изменениях телесного функционирования.
Сторонники центральной теории происхождения эмоций (Кеннон, Бард и др.) считали телесные процессы при эмоциях биологически целесообразными проявлениями эмоций в плане адекватной подготовки организма к ситуации, а сами эмоциональные переживания центрального генеза (таламус, гипоталамус, центральная часть лимбической системы) 
Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала, предложенная В.П.Симоновым, информационная теория эмоций. Согласно информационной теории эмоций, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации
 
Описание слайда:
Теории происхождения эмоций Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известны периферическая и центральные теории. Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге, основной смысл которой выражен известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим», считает, что возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов - сердечной. По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов. Однако данная теория не может объяснить возникновение разных эмоций при одинаковых движения, все многообразие вообще эмоций или возможным отсутствием эмоций при искусственных изменениях телесного функционирования. Сторонники центральной теории происхождения эмоций (Кеннон, Бард и др.) считали телесные процессы при эмоциях биологически целесообразными проявлениями эмоций в плане адекватной подготовки организма к ситуации, а сами эмоциональные переживания центрального генеза (таламус, гипоталамус, центральная часть лимбической системы) Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала, предложенная В.П.Симоновым, информационная теория эмоций. Согласно информационной теории эмоций, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации  

Слайд 5





Функции эмоций
В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем виде, непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, их основная функция –оценка. 
Эмоции оценивают субъективную значимость отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о ней субъекту.
Описание слайда:
Функции эмоций В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем виде, непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, их основная функция –оценка. Эмоции оценивают субъективную значимость отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о ней субъекту.

Слайд 6





Функции эмоций
Вторая функция эмоций – побуждение. Ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны. Например, эмоция возмущения, усиленная характерологическими особенностями, такими как повышенная обидчивость, сенситивность, ранимость, либо особой значимостью произошедшего, может заставить пойти на конфликт с обидчиком, даже вопреки более значимым перспективным целям. Повторяющееся проявление эмоции ревности может разрушить семью, даже вопреки сильной потребности в сохранении семейных взаимоотношений. Переживание обиды способно, иногда, разрушить самые прочные дружеские взаимоотношения.
Описание слайда:
Функции эмоций Вторая функция эмоций – побуждение. Ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны. Например, эмоция возмущения, усиленная характерологическими особенностями, такими как повышенная обидчивость, сенситивность, ранимость, либо особой значимостью произошедшего, может заставить пойти на конфликт с обидчиком, даже вопреки более значимым перспективным целям. Повторяющееся проявление эмоции ревности может разрушить семью, даже вопреки сильной потребности в сохранении семейных взаимоотношений. Переживание обиды способно, иногда, разрушить самые прочные дружеские взаимоотношения.

Слайд 7





Функции эмоций
Третья важная функция эмоций – организация. 
В норме, эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания. 
При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежания. С другой стороны, нарастание интенсивности эмоционального переживания может нарушить процессы всестороннего гибкого познания действительности, ограничивать или искажать их. Сильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию. Дезорганизующая функция эмоций – их способность нарушать целенаправленную деятельность.
Описание слайда:
Функции эмоций Третья важная функция эмоций – организация. В норме, эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания. При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежания. С другой стороны, нарастание интенсивности эмоционального переживания может нарушить процессы всестороннего гибкого познания действительности, ограничивать или искажать их. Сильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию. Дезорганизующая функция эмоций – их способность нарушать целенаправленную деятельность.

Слайд 8





Психологически, эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: 
Психологически, эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: 
эмоциональные реакции, 
эмоциональные состояния и 
эмоциональные свойства.
Описание слайда:
Психологически, эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: Психологически, эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства.

Слайд 9





Эмоциональные реакции 
связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами, они кратковременны и адекватны ситуации, например, реакция испуга на крик (аффект – стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию (сужение объема сознания)).
Описание слайда:
Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами, они кратковременны и адекватны ситуации, например, реакция испуга на крик (аффект – стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию (сужение объема сознания)).

Слайд 10





При эмоциональных состояниях,
 более длительных, более устойчивых, может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, для них характерно изменение нервно-психического тонуса в соответствии с содержанием эмоции.
Описание слайда:
При эмоциональных состояниях, более длительных, более устойчивых, может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, для них характерно изменение нервно-психического тонуса в соответствии с содержанием эмоции.

Слайд 11





К эмоциональным состояниям 
относятся настроение (относительно, слабо выраженное состояние, захватывающее в течении некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека) и страсть (сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, определяющая направление мыслей и поступков; по интенсивности приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение).
Описание слайда:
К эмоциональным состояниям относятся настроение (относительно, слабо выраженное состояние, захватывающее в течении некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека) и страсть (сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, определяющая направление мыслей и поступков; по интенсивности приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение).

Слайд 12





Эмоциональные свойства 
это наиболее устойчивые характеристики человека, например, такие как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная ригидность, эмоциональная реактивность.
Описание слайда:
Эмоциональные свойства это наиболее устойчивые характеристики человека, например, такие как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная ригидность, эмоциональная реактивность.

Слайд 13





Эмоциональная возбудимость – быстрота эмоционального «включения» – повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. 
Эмоциональная возбудимость – быстрота эмоционального «включения» – повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. 
Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими, в зависимости от меняющейся ситуации 
Свойство, противоположное лабильности, - эмоциональная ригидность, вязкость, патологическая стойкость эмоций 
Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа».
Описание слайда:
Эмоциональная возбудимость – быстрота эмоционального «включения» – повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. Эмоциональная возбудимость – быстрота эмоционального «включения» – повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими, в зависимости от меняющейся ситуации Свойство, противоположное лабильности, - эмоциональная ригидность, вязкость, патологическая стойкость эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа».

Слайд 14





Эмоции, как сложный процесс, физиологически осуществляются деятельностью корково-подкорковых структур головного мозга. 
Эмоции, как сложный процесс, физиологически осуществляются деятельностью корково-подкорковых структур головного мозга. 
В процессе интеграции эмоций первостепенная роль принадлежит гипоталамусу – своеобразному диспетчерскому пункту. Возбудимостью гипоталамуса и содержащихся в нем центров симпатической и парасимпатической нервной системы объясняются и сам факт появления эмоций, и их качественные особенности. 
Вот почему всякая эмоциональная реакция сопровождается выраженными изменениями пульса, АД, частоты дыхания, кровоснабжения органов, биохимических показателей и многим другим, что может играть роль объективных признаков эмоций.
Описание слайда:
Эмоции, как сложный процесс, физиологически осуществляются деятельностью корково-подкорковых структур головного мозга. Эмоции, как сложный процесс, физиологически осуществляются деятельностью корково-подкорковых структур головного мозга. В процессе интеграции эмоций первостепенная роль принадлежит гипоталамусу – своеобразному диспетчерскому пункту. Возбудимостью гипоталамуса и содержащихся в нем центров симпатической и парасимпатической нервной системы объясняются и сам факт появления эмоций, и их качественные особенности. Вот почему всякая эмоциональная реакция сопровождается выраженными изменениями пульса, АД, частоты дыхания, кровоснабжения органов, биохимических показателей и многим другим, что может играть роль объективных признаков эмоций.

Слайд 15





Внешними признаками эмоций, также, являются их телесные (моторные) проявления – мимика, поза и выразительные движения (пантомимика).
Внешними признаками эмоций, также, являются их телесные (моторные) проявления – мимика, поза и выразительные движения (пантомимика).
 
Таким образом, эмоции – многоуровневый процесс, включающий психический, физиологический (сомато-вегетативный) и моторный (поведенческий) компоненты. Причем, при разных вариантах эмоциональных проявлений данные уровни могут по-разному сочетаться и доминировать.
Описание слайда:
Внешними признаками эмоций, также, являются их телесные (моторные) проявления – мимика, поза и выразительные движения (пантомимика). Внешними признаками эмоций, также, являются их телесные (моторные) проявления – мимика, поза и выразительные движения (пантомимика).   Таким образом, эмоции – многоуровневый процесс, включающий психический, физиологический (сомато-вегетативный) и моторный (поведенческий) компоненты. Причем, при разных вариантах эмоциональных проявлений данные уровни могут по-разному сочетаться и доминировать.

Слайд 16





Патология эмоций
Описание слайда:
Патология эмоций

Слайд 17





Нарушение эмоциональных реакций
 Физиологический аффект - состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.
 
Описание слайда:
Нарушение эмоциональных реакций  Физиологический аффект - состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.  

Слайд 18





Нарушение эмоциональных реакций
Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица совершившие правонарушения в таком состоянии признаются невменяемыми.
Описание слайда:
Нарушение эмоциональных реакций Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица совершившие правонарушения в таком состоянии признаются невменяемыми.

Слайд 19





Расстройства эмоциональных состояний и свойств
Нарушение выраженности (силы) эмоций.
Нарушение адекватности эмоций
Нарушения устойчивости эмоций.
Расстройства настроения.
Описание слайда:
Расстройства эмоциональных состояний и свойств Нарушение выраженности (силы) эмоций. Нарушение адекватности эмоций Нарушения устойчивости эмоций. Расстройства настроения.

Слайд 20





Нарушение выраженности (силы) эмоций
Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях. 
Эмоциональная холодность –нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодного отношения ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.
Эмоциональная тупость – слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.
 
Описание слайда:
Нарушение выраженности (силы) эмоций Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях. Эмоциональная холодность –нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодного отношения ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении. Эмоциональная тупость – слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.  

Слайд 21





Нарушение выраженности (силы) эмоций
Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении (дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома. 
Апатия, как проявление депрессии, чаще характеризуется чувством безразличия с сужением круга интересов, либо их полным исчезновением, уменьшением или потерей желаний, побуждений и потребностей, больные говорят о скуке, лени, безволии, душевной вялости, безынициативности, что переживается болезненно (не депрессивная же апатия не воспринимается больными как нечто тягостное и, следовательно, не вызывает жалоб).
Описание слайда:
Нарушение выраженности (силы) эмоций Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении (дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома. Апатия, как проявление депрессии, чаще характеризуется чувством безразличия с сужением круга интересов, либо их полным исчезновением, уменьшением или потерей желаний, побуждений и потребностей, больные говорят о скуке, лени, безволии, душевной вялости, безынициативности, что переживается болезненно (не депрессивная же апатия не воспринимается больными как нечто тягостное и, следовательно, не вызывает жалоб).

Слайд 22





Нарушение адекватности эмоций
Эмоциональная амбивалентность – одновременное сосуществование антогонистических эмоций, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения. Симптом, встречающийся при шизофрении.
Эмоциональная неадекватность – возникновение эмоции, не соответствующей качественно, содержательно вызывающему ее раздражителю, пардоксальность эмоций (пациент с грустным лицом повествует о приятных впечатлениях). Так же встречается при шизофрении.
Описание слайда:
Нарушение адекватности эмоций Эмоциональная амбивалентность – одновременное сосуществование антогонистических эмоций, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения. Симптом, встречающийся при шизофрении. Эмоциональная неадекватность – возникновение эмоции, не соответствующей качественно, содержательно вызывающему ее раздражителю, пардоксальность эмоций (пациент с грустным лицом повествует о приятных впечатлениях). Так же встречается при шизофрении.

Слайд 23





Нарушения устойчивости эмоций
Эмоциональная лабильность – патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности.
Эксплозивность – повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга.
Слабодушие – состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.
Описание слайда:
Нарушения устойчивости эмоций Эмоциональная лабильность – патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности. Эксплозивность – повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга. Слабодушие – состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

Слайд 24





Расстройства настроения
Патологически повышенное настроение.
Гипертимия – болезненно повышенное настроение, сопровождающееся чувством радости, силы, энергетического подъема («веселость, брызжущая через край»), резко снижающее глубину и направленность познавательных процессов. Гипертимия – основной симптом маниакальных синдромов.
Эйфория – болезненно повышенное настроение, сопровождающееся чувством удовольствия, комфорта, благополучия, расслабленности, препятствует познавательным процессам. Эйфория встречается при интоксикациях (инфекционного, алкогольного и т.п. характера). 
Мория – веселое возбуждение с дурашливостью, детскостью, паясничанием, склонностью к плоским и грубым шуткам; всегда сопровождается симптомами интеллектуального снижения при глобальной деменции.
Экстаз – гипертимия с преобладанием восторга, вплоть до исступленного восхищения, чувства прозрения, озарения. Часто сочетается с растерянностью, кататоническими проявлениями, онейроидным помрачением сознания.
 
Описание слайда:
Расстройства настроения Патологически повышенное настроение. Гипертимия – болезненно повышенное настроение, сопровождающееся чувством радости, силы, энергетического подъема («веселость, брызжущая через край»), резко снижающее глубину и направленность познавательных процессов. Гипертимия – основной симптом маниакальных синдромов. Эйфория – болезненно повышенное настроение, сопровождающееся чувством удовольствия, комфорта, благополучия, расслабленности, препятствует познавательным процессам. Эйфория встречается при интоксикациях (инфекционного, алкогольного и т.п. характера). Мория – веселое возбуждение с дурашливостью, детскостью, паясничанием, склонностью к плоским и грубым шуткам; всегда сопровождается симптомами интеллектуального снижения при глобальной деменции. Экстаз – гипертимия с преобладанием восторга, вплоть до исступленного восхищения, чувства прозрения, озарения. Часто сочетается с растерянностью, кататоническими проявлениями, онейроидным помрачением сознания.  

Слайд 25





Расстройства настроения
Патологически пониженное настроение.
1) Гипотимия – болезненно пониженное настроение, переживаемое как, грусть, печаль, уныние, угнетенность, подавленность, скорбь, щемление, чувство безысходности, сопровождающееся чувством физического неблагополучия, пассивности, беспомощности, суицидными мыслями и поступками. Такой тип расстройства настроения характерен для депрессивных синдромов.
2) Дисфория – болезненно пониженное настроение, сопровождающееся раздражительно-тоскливо-злобным, мрачным чувством. Возникает и оканчивается внезапно. Может длиться часами или днями. Во время дисфории больные склонны к агрессивным действиям. Дисфории, преимущественно, наблюдаются у больных с неблагоприятно текущей эпилепсией, при травматических и других органических поражениях головного мозга.
Описание слайда:
Расстройства настроения Патологически пониженное настроение. 1) Гипотимия – болезненно пониженное настроение, переживаемое как, грусть, печаль, уныние, угнетенность, подавленность, скорбь, щемление, чувство безысходности, сопровождающееся чувством физического неблагополучия, пассивности, беспомощности, суицидными мыслями и поступками. Такой тип расстройства настроения характерен для депрессивных синдромов. 2) Дисфория – болезненно пониженное настроение, сопровождающееся раздражительно-тоскливо-злобным, мрачным чувством. Возникает и оканчивается внезапно. Может длиться часами или днями. Во время дисфории больные склонны к агрессивным действиям. Дисфории, преимущественно, наблюдаются у больных с неблагоприятно текущей эпилепсией, при травматических и других органических поражениях головного мозга.

Слайд 26





Расстройства настроения
3) Тревога – гипотимия в сочетании с ожиданием несчастья и чувством внутреннего напряжения, внутренним волнением, беспокойством, напряжением, чувством томительного ожидания грядущей беды, отчаянием, опасениями за судьбу родных.
Иногда тревога ощущается телесно с витальным оттенком, как зуд, внутренняя дрожь. Часто сочетается с двигательным (психомоторным) возбуждением. Как патологическое состояние тревога иррациональна и вызвана болезненными психическими переживаниями, а не реальными событиями (« что-то в мире должно случиться», – пытается, к примеру, объяснить свое беспокойство пациент). Встречается при многих острых психозах (острые параноидные психозы, синдромы помрачения сознания), при депрессии (тревожная депрессия). Тревожная окраска переживаний характерна для психопатологических состояний в пожилом возрасте. При неврозах (тревожные расстройства) тревога носит менее выраженный характер, отсутствует выраженное психомоторное возбуждение и сопровождается обильными вегетативными проявлениями (вегетативная тревога).
Описание слайда:
Расстройства настроения 3) Тревога – гипотимия в сочетании с ожиданием несчастья и чувством внутреннего напряжения, внутренним волнением, беспокойством, напряжением, чувством томительного ожидания грядущей беды, отчаянием, опасениями за судьбу родных. Иногда тревога ощущается телесно с витальным оттенком, как зуд, внутренняя дрожь. Часто сочетается с двигательным (психомоторным) возбуждением. Как патологическое состояние тревога иррациональна и вызвана болезненными психическими переживаниями, а не реальными событиями (« что-то в мире должно случиться», – пытается, к примеру, объяснить свое беспокойство пациент). Встречается при многих острых психозах (острые параноидные психозы, синдромы помрачения сознания), при депрессии (тревожная депрессия). Тревожная окраска переживаний характерна для психопатологических состояний в пожилом возрасте. При неврозах (тревожные расстройства) тревога носит менее выраженный характер, отсутствует выраженное психомоторное возбуждение и сопровождается обильными вегетативными проявлениями (вегетативная тревога).

Слайд 27





Расстройства настроения
4)Страх, как патологическое состояние - переживание сиюминутной опасности, с ощущением непосредственной угрозы жизни, благополучию, вызванное болезненным психическим состоянием без реального основания. Субъективно тяжело переносится. Встречается как в рамках острых психозов ( бредовые психозы, синдромы помрачения сознания), так и при неврозах навязчивых состояний в рамках фобий ( описаны выше).
Описание слайда:
Расстройства настроения 4)Страх, как патологическое состояние - переживание сиюминутной опасности, с ощущением непосредственной угрозы жизни, благополучию, вызванное болезненным психическим состоянием без реального основания. Субъективно тяжело переносится. Встречается как в рамках острых психозов ( бредовые психозы, синдромы помрачения сознания), так и при неврозах навязчивых состояний в рамках фобий ( описаны выше).

Слайд 28





Синдромы, связанные с расстройством эмоций
 
1. Депрессивный синдром.
Депрессия – одно из наиболее распространенных расстройств, встречающихся как в психиатрической, так и в общесоматической практике (3-6% в популяции).
Описание слайда:
Синдромы, связанные с расстройством эмоций   1. Депрессивный синдром. Депрессия – одно из наиболее распространенных расстройств, встречающихся как в психиатрической, так и в общесоматической практике (3-6% в популяции).

Слайд 29





Основу депрессивного синдрома составляет депрессивная триада, включающая: 
Основу депрессивного синдрома составляет депрессивная триада, включающая: 
а) болезненно пониженное настроение, 
б) идеаторные и 
в) психомоторные нарушения в виде общей заторможенности (хотя принципиально их характер зависит от характера пониженного настроения).
Описание слайда:
Основу депрессивного синдрома составляет депрессивная триада, включающая: Основу депрессивного синдрома составляет депрессивная триада, включающая: а) болезненно пониженное настроение, б) идеаторные и в) психомоторные нарушения в виде общей заторможенности (хотя принципиально их характер зависит от характера пониженного настроения).

Слайд 30





Болезненно пониженное настроение представляет собой структурно неоднородное образование. 
Болезненно пониженное настроение представляет собой структурно неоднородное образование. 
Можно выделить 3 основных компонента эмоционального звена депрессивного синдрома: тоскливый, тревожный и апатический. 
Они находятся в динамической связи друг с другом, но, как правило, на определенном отрезке времени или в отдельных случаях преобладает один из них.
Описание слайда:
Болезненно пониженное настроение представляет собой структурно неоднородное образование. Болезненно пониженное настроение представляет собой структурно неоднородное образование. Можно выделить 3 основных компонента эмоционального звена депрессивного синдрома: тоскливый, тревожный и апатический. Они находятся в динамической связи друг с другом, но, как правило, на определенном отрезке времени или в отдельных случаях преобладает один из них.

Слайд 31





Довольно характерна суточная ритмика депрессивных расстройств. Тоска и апатия достигают обычно максимальной выраженности в утренние часы, тревога более вариабельна и нередко усугубляется к вечеру.
Довольно характерна суточная ритмика депрессивных расстройств. Тоска и апатия достигают обычно максимальной выраженности в утренние часы, тревога более вариабельна и нередко усугубляется к вечеру.
Описание слайда:
Довольно характерна суточная ритмика депрессивных расстройств. Тоска и апатия достигают обычно максимальной выраженности в утренние часы, тревога более вариабельна и нередко усугубляется к вечеру. Довольно характерна суточная ритмика депрессивных расстройств. Тоска и апатия достигают обычно максимальной выраженности в утренние часы, тревога более вариабельна и нередко усугубляется к вечеру.

Слайд 32





В общем виде идеаторные расстройства при депрессивном синдроме характеризуются известной фиксированностью переживаний на определенной тематике, сужением объема свободных ассоциаций и изменением их темпа (чаще замедление).
В общем виде идеаторные расстройства при депрессивном синдроме характеризуются известной фиксированностью переживаний на определенной тематике, сужением объема свободных ассоциаций и изменением их темпа (чаще замедление).
В отдельных тяжелых случаях настолько затруднено осмысление ситуации, нарушены память и внимание, что состояние напоминает картину слабоумия. В зависимости же от характера пониженного настроения имеются и некоторые особенности идеаторных расстройств.
Описание слайда:
В общем виде идеаторные расстройства при депрессивном синдроме характеризуются известной фиксированностью переживаний на определенной тематике, сужением объема свободных ассоциаций и изменением их темпа (чаще замедление). В общем виде идеаторные расстройства при депрессивном синдроме характеризуются известной фиксированностью переживаний на определенной тематике, сужением объема свободных ассоциаций и изменением их темпа (чаще замедление). В отдельных тяжелых случаях настолько затруднено осмысление ситуации, нарушены память и внимание, что состояние напоминает картину слабоумия. В зависимости же от характера пониженного настроения имеются и некоторые особенности идеаторных расстройств.

Слайд 33





Психомоторные   депрессивные расстройства в еще большей степени, чем идеаторные, связаны с доминирующим настроением, что особенно наглядно прослеживается в экспрессии. Общая поведенческая и волевая активность, чаще всего, имеет тенденцию к снижению(гипобулия).
Психомоторные   депрессивные расстройства в еще большей степени, чем идеаторные, связаны с доминирующим настроением, что особенно наглядно прослеживается в экспрессии. Общая поведенческая и волевая активность, чаще всего, имеет тенденцию к снижению(гипобулия).
Описание слайда:
Психомоторные депрессивные расстройства в еще большей степени, чем идеаторные, связаны с доминирующим настроением, что особенно наглядно прослеживается в экспрессии. Общая поведенческая и волевая активность, чаще всего, имеет тенденцию к снижению(гипобулия). Психомоторные депрессивные расстройства в еще большей степени, чем идеаторные, связаны с доминирующим настроением, что особенно наглядно прослеживается в экспрессии. Общая поведенческая и волевая активность, чаще всего, имеет тенденцию к снижению(гипобулия).

Слайд 34





Наряду с основными «триадными» признаками в структуру депрессивного синдрома входят психопатологические феномены тесно спаянные с собственно эмоциональными расстройствами.
Наряду с основными «триадными» признаками в структуру депрессивного синдрома входят психопатологические феномены тесно спаянные с собственно эмоциональными расстройствами.
Описание слайда:
Наряду с основными «триадными» признаками в структуру депрессивного синдрома входят психопатологические феномены тесно спаянные с собственно эмоциональными расстройствами. Наряду с основными «триадными» признаками в структуру депрессивного синдрома входят психопатологические феномены тесно спаянные с собственно эмоциональными расстройствами.

Слайд 35





2.Маниакальный синдром
Маниакальный синдром – представлен следующей триадой симптомов: а) болезненно повышенное настроение (гипертимия); б) болезненно ускоренное мышление; в) психомоторное возбуждение. Больные оптимистично оценивают настоящее и будущее, ощущают необычайную бодрость, прилив сил, не утомляются, стремятся к деятельности, почти не спят, но из-за крайней изменчивости когнитивных процессов с выраженной отвлекаемостью внимания деятельность носит беспорядочный и непродуктивный характер.Повышение активности может достигать беспорядочного возбуждения (спутанная мания). Внешний вид больных манией: живая мимика, гиперемированное лицо, быстрые движения, неусидчивость, выглядят моложе своих лет. Больным свойственны переоценка собственной личности, своих способностей, вплоть до формирования бредовых идей величия. Оживление сферы влечений и побуждений - усиление аппетита (едят с жадностью, быстро глотают, плохо пережевывают пищу), полового влечения (легко вступают в беспорядочные половые связи, легко дают необоснованные обещания, женятся).
Описание слайда:
2.Маниакальный синдром Маниакальный синдром – представлен следующей триадой симптомов: а) болезненно повышенное настроение (гипертимия); б) болезненно ускоренное мышление; в) психомоторное возбуждение. Больные оптимистично оценивают настоящее и будущее, ощущают необычайную бодрость, прилив сил, не утомляются, стремятся к деятельности, почти не спят, но из-за крайней изменчивости когнитивных процессов с выраженной отвлекаемостью внимания деятельность носит беспорядочный и непродуктивный характер.Повышение активности может достигать беспорядочного возбуждения (спутанная мания). Внешний вид больных манией: живая мимика, гиперемированное лицо, быстрые движения, неусидчивость, выглядят моложе своих лет. Больным свойственны переоценка собственной личности, своих способностей, вплоть до формирования бредовых идей величия. Оживление сферы влечений и побуждений - усиление аппетита (едят с жадностью, быстро глотают, плохо пережевывают пищу), полового влечения (легко вступают в беспорядочные половые связи, легко дают необоснованные обещания, женятся).

Слайд 36





В зависимости от выраженности тех или иных компонентов различают несколько клинических вариантов мании. 
В зависимости от выраженности тех или иных компонентов различают несколько клинических вариантов мании. 
Гипомания – слабо выраженная мания. В этом состоянии больные производят впечатление веселых, компанейских, деловитых, хотя и несколько разбросанных в своей деятельности людей.
Гневливая мания – к триаде маниакальных симптомов присоединяется раздражительность, придирчивость, гневливость, склонность к агрессии.
Заторможенная и непродуктивная мании – отличаются отсутствием одного из основных признаков маниакального синдрома, в первом случае – двигательной активности, во втором – ускоренного мышления.
Маниакальный синдром встречается при маниакально-депрессивном психозе, аффективных приступах при шизофрении, при других психозах
Описание слайда:
В зависимости от выраженности тех или иных компонентов различают несколько клинических вариантов мании. В зависимости от выраженности тех или иных компонентов различают несколько клинических вариантов мании. Гипомания – слабо выраженная мания. В этом состоянии больные производят впечатление веселых, компанейских, деловитых, хотя и несколько разбросанных в своей деятельности людей. Гневливая мания – к триаде маниакальных симптомов присоединяется раздражительность, придирчивость, гневливость, склонность к агрессии. Заторможенная и непродуктивная мании – отличаются отсутствием одного из основных признаков маниакального синдрома, в первом случае – двигательной активности, во втором – ускоренного мышления. Маниакальный синдром встречается при маниакально-депрессивном психозе, аффективных приступах при шизофрении, при других психозах

Слайд 37





Волевая сфера
Воля - способность к активной сознательной и целенапраленной деятельности. Физиологической основой являются инстинкты.
Описание слайда:
Волевая сфера Воля - способность к активной сознательной и целенапраленной деятельности. Физиологической основой являются инстинкты.

Слайд 38





Функция воли – сознательная саморегуляция активности (активизация и торможение) (и рефлексивно, и под воздействием мотива)
Функция воли – сознательная саморегуляция активности (активизация и торможение) (и рефлексивно, и под воздействием мотива)
 
Воля позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями и познавательными процессами.
 
Описание слайда:
Функция воли – сознательная саморегуляция активности (активизация и торможение) (и рефлексивно, и под воздействием мотива) Функция воли – сознательная саморегуляция активности (активизация и торможение) (и рефлексивно, и под воздействием мотива)   Воля позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями и познавательными процессами.  

Слайд 39





Характеристики воли
- сила воли (какие препятствия преодолеваются, какой результат достигается, от чего отказался)
- целеустремленность (активная направленность на результат – стратегическое и оперативное)
- инициативность (объем и яркость идей)
- самостоятельность 
- выдержка (умение затормозить действия, чувства, мысли)
- решительность (принять решение и осуществить его)
- энергичность и настойчивость (концентрация сил для достижения цели / упрямство)
-самоконтроль, самооценка (контроль деятельности)
Описание слайда:
Характеристики воли - сила воли (какие препятствия преодолеваются, какой результат достигается, от чего отказался) - целеустремленность (активная направленность на результат – стратегическое и оперативное) - инициативность (объем и яркость идей) - самостоятельность - выдержка (умение затормозить действия, чувства, мысли) - решительность (принять решение и осуществить его) - энергичность и настойчивость (концентрация сил для достижения цели / упрямство) -самоконтроль, самооценка (контроль деятельности)

Слайд 40





Нарушения Воли 
Нарушения целенаправленности и продуктивности
 - парапраксии (нецеленаправленные и непродуктивные движения разного характера) 
-стереотипии
-эхопраксии (повтор движений собеседника)
- эхолалии (повтор слов собеседника)
- импульсивность (порывистые, внезапные, малопродуктивные действия; встречаются при психопатиях)
- амбитендентность (одновременно два противоположных действия; встречается при шизофрениях )
- негативизм (совершение прямо противоположных действий)
Описание слайда:
Нарушения Воли Нарушения целенаправленности и продуктивности  - парапраксии (нецеленаправленные и непродуктивные движения разного характера) -стереотипии -эхопраксии (повтор движений собеседника) - эхолалии (повтор слов собеседника) - импульсивность (порывистые, внезапные, малопродуктивные действия; встречаются при психопатиях) - амбитендентность (одновременно два противоположных действия; встречается при шизофрениях ) - негативизм (совершение прямо противоположных действий)

Слайд 41





Симптомы выхолащивания воли
 
Гипобулия – ослабление волевых побуждений. Утрата всякой деятельности, кроме деятельности, направленной на инстинктивных потребностей (встречается при депрессивных и астенических состояниях)
Абулия - отсутствие волевых побуждений. Безволие, утрачена всякая деятельность, снижена работоспособность (встречается при психогенной астении, на ранних стадиях шизофрении, связано с травмой лобных долей ГМ)
Описание слайда:
Симптомы выхолащивания воли   Гипобулия – ослабление волевых побуждений. Утрата всякой деятельности, кроме деятельности, направленной на инстинктивных потребностей (встречается при депрессивных и астенических состояниях) Абулия - отсутствие волевых побуждений. Безволие, утрачена всякая деятельность, снижена работоспособность (встречается при психогенной астении, на ранних стадиях шизофрении, связано с травмой лобных долей ГМ)

Слайд 42





Синдромы деятельных расстройств:
 - кататоническая возбудимость (нецеленаправленное, непроизвольное возбуждение с утратой критики и выраженное парапрактической симптоматикой,  госпитализация, встречается при кататонической форме шизофрении )
- кататонический ступор (нецеленаправленное и непродуктивное застывание в различных позах, восковидная гибкость)
Описание слайда:
Синдромы деятельных расстройств:  - кататоническая возбудимость (нецеленаправленное, непроизвольное возбуждение с утратой критики и выраженное парапрактической симптоматикой, госпитализация, встречается при кататонической форме шизофрении ) - кататонический ступор (нецеленаправленное и непродуктивное застывание в различных позах, восковидная гибкость)

Слайд 43





Расстройства влечений:
1. Нарушения пищевого инстинкта
- анорексия (отказ от еды; бредовые формы – отравления, самоуничижения…)
-булемия (патологическая прожорливость; встречается  при органическом поражении ГМ)
-капрофагия (пожирание несъедобных веществ)
Описание слайда:
Расстройства влечений: 1. Нарушения пищевого инстинкта - анорексия (отказ от еды; бредовые формы – отравления, самоуничижения…) -булемия (патологическая прожорливость; встречается при органическом поражении ГМ) -капрофагия (пожирание несъедобных веществ)

Слайд 44





Расстройства влечений:
2. Расстройства инстинкта самосохранения
- самоповреждение (причинение себе боли с получением чувств удовлетворения; психопатии)
- самокалечение (причинение необратимых повреждений)
- суицидальное поведение
Описание слайда:
Расстройства влечений: 2. Расстройства инстинкта самосохранения - самоповреждение (причинение себе боли с получением чувств удовлетворения; психопатии) - самокалечение (причинение необратимых повреждений) - суицидальное поведение

Слайд 45





Расстройства влечений:
3. Расстройства сексуального влечения (относят только то, что преследуется законом: педофилия, зоофилия, геронтофилия, некрофилия, истинный сексуальный садизм, истинный сексуальный мазохизм, эксгибиционизм)
Описание слайда:
Расстройства влечений: 3. Расстройства сексуального влечения (относят только то, что преследуется законом: педофилия, зоофилия, геронтофилия, некрофилия, истинный сексуальный садизм, истинный сексуальный мазохизм, эксгибиционизм)

Слайд 46





Расстройства влечений:
4. Компульсии – внезапно возникающее непреодолимое желание что-либо сделать с экстатическим удовлетворением после реализации:
- дромомания (куда-либо убежать; неизлечимо, т.к. связано со стволовыми центрами)
- клептомания
- пиромания
Описание слайда:
Расстройства влечений: 4. Компульсии – внезапно возникающее непреодолимое желание что-либо сделать с экстатическим удовлетворением после реализации: - дромомания (куда-либо убежать; неизлечимо, т.к. связано со стволовыми центрами) - клептомания - пиромания

Слайд 47





Повышение, снижение и изменения инстинктивной деятельности 
при некоторых симптомах и синдромах
Описание слайда:
Повышение, снижение и изменения инстинктивной деятельности при некоторых симптомах и синдромах

Слайд 48





Типы нарушения поведения 
 - социальная дезориентация  - для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения – неуправляемость, агрессивность, не понимание запретов, т.е. пониженная чувствительность к социальным нормам, несознательно сочетается с замедленным овладением предметными действиями. Причины – патология развития, органические нарушения, нераспознанный сенсорный дефект,  изменения условий жизни ребенка, социальная депривация.
 
- негативное самопредъявление  - особенно высокая потребность во внимании к себе (ярко выраженная демонстративность), нарушения общепринятых правил, грубость; сознательное; эти формы служат ребенку средством привлечения к себе внимания.  Причины – атмосфера повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте, позднее сменяющееся недостатком внимания, недостаточность сформированности содержательных форм делового общения со взрослыми.
Описание слайда:
Типы нарушения поведения  - социальная дезориентация - для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения – неуправляемость, агрессивность, не понимание запретов, т.е. пониженная чувствительность к социальным нормам, несознательно сочетается с замедленным овладением предметными действиями. Причины – патология развития, органические нарушения, нераспознанный сенсорный дефект, изменения условий жизни ребенка, социальная депривация.   - негативное самопредъявление - особенно высокая потребность во внимании к себе (ярко выраженная демонстративность), нарушения общепринятых правил, грубость; сознательное; эти формы служат ребенку средством привлечения к себе внимания. Причины – атмосфера повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте, позднее сменяющееся недостатком внимания, недостаточность сформированности содержательных форм делового общения со взрослыми.

Слайд 49





Типы нарушения поведения 
- семейная изоляция – застревание ребенка в системе отношений, характерных для более раннего возраста, неспособность адаптироваться в детской группе, повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность, боязнь окружающего мира. Причины – повышенная сензитивность, астения в результате перенесенных заболеваний или конституциональная слабость, РДА, если семья в силу различных причин сама по себе замкнута (беженцы, религия, …)
 
- хроническая неуспешность - несовпадение между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка (с началом систематических занятий), резко повышенная тревожность, дезорганизация действий, низкая результативность деятельности, представления о себе как о безнадежно плохом. При этом у ребенка высокая социализированность, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослого. Причины – несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка, неправильная диагностика имеющегося дефекта, завышенные ожидания родителей, неправильный стиль воспитания, семейные конфликты
 
Описание слайда:
Типы нарушения поведения - семейная изоляция – застревание ребенка в системе отношений, характерных для более раннего возраста, неспособность адаптироваться в детской группе, повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность, боязнь окружающего мира. Причины – повышенная сензитивность, астения в результате перенесенных заболеваний или конституциональная слабость, РДА, если семья в силу различных причин сама по себе замкнута (беженцы, религия, …)   - хроническая неуспешность - несовпадение между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка (с началом систематических занятий), резко повышенная тревожность, дезорганизация действий, низкая результативность деятельности, представления о себе как о безнадежно плохом. При этом у ребенка высокая социализированность, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослого. Причины – несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка, неправильная диагностика имеющегося дефекта, завышенные ожидания родителей, неправильный стиль воспитания, семейные конфликты  

Слайд 50





Типы нарушения поведения 
- уход от деятельности – внешняя пассивность, избегание деятельности. Сочетание тревожности и демонстративности: дети, которым не удается реализовать присущую им демонстративность  из-за повышенной тревожности. Этот конфликт разрешается благодаря гипертрофированному развитию защитного фантазирования, с помощью которого ребенок «отключается» от внешней активности. Причины – неблагополучие в семье, занятость родителей.
 
- вербализм – преобладание вербального развития (речи и словесной памяти) над развитием других познавательных процессов, характерна позиция «вундеркинда», выраженное преобладание вербальной активности над любыми другими ее формами. Причины – УО, ЗПР, установка родителей на воспитание «вундеркинда»
Описание слайда:
Типы нарушения поведения - уход от деятельности – внешняя пассивность, избегание деятельности. Сочетание тревожности и демонстративности: дети, которым не удается реализовать присущую им демонстративность из-за повышенной тревожности. Этот конфликт разрешается благодаря гипертрофированному развитию защитного фантазирования, с помощью которого ребенок «отключается» от внешней активности. Причины – неблагополучие в семье, занятость родителей.   - вербализм – преобладание вербального развития (речи и словесной памяти) над развитием других познавательных процессов, характерна позиция «вундеркинда», выраженное преобладание вербальной активности над любыми другими ее формами. Причины – УО, ЗПР, установка родителей на воспитание «вундеркинда»

Слайд 51





Все варианты расстройств эмоциональной сферы и нарушений поведения в отечественной науке и практике могут быть отнесены к тем или иным вариантам асинхронного развития. В этом случае необходимо понимание основных причин и механизмов, приводящих к подобного рода вариантам отклоняющегося развития.
Все варианты расстройств эмоциональной сферы и нарушений поведения в отечественной науке и практике могут быть отнесены к тем или иным вариантам асинхронного развития. В этом случае необходимо понимание основных причин и механизмов, приводящих к подобного рода вариантам отклоняющегося развития.
Асинхронное развитие получило свое название в связи с нарушением основного принципа развития – нормативной гетерохронии.
Описание слайда:
Все варианты расстройств эмоциональной сферы и нарушений поведения в отечественной науке и практике могут быть отнесены к тем или иным вариантам асинхронного развития. В этом случае необходимо понимание основных причин и механизмов, приводящих к подобного рода вариантам отклоняющегося развития. Все варианты расстройств эмоциональной сферы и нарушений поведения в отечественной науке и практике могут быть отнесены к тем или иным вариантам асинхронного развития. В этом случае необходимо понимание основных причин и механизмов, приводящих к подобного рода вариантам отклоняющегося развития. Асинхронное развитие получило свое название в связи с нарушением основного принципа развития – нормативной гетерохронии.

Слайд 52





В ситуации асинхронии развития наблюдаются выраженная неравномерность в развитии психических функций, сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как в формировании отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем и их взаимодействия.
В ситуации асинхронии развития наблюдаются выраженная неравномерность в развитии психических функций, сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как в формировании отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем и их взаимодействия.
Асинхрония развития присуща самым различным категориям отклоняющегося развития (пожалуй, только за исключением варианта истинно задержанного развития), то есть не является специфичной именно для данного типа отклоняющегося развития.
Описание слайда:
В ситуации асинхронии развития наблюдаются выраженная неравномерность в развитии психических функций, сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как в формировании отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем и их взаимодействия. В ситуации асинхронии развития наблюдаются выраженная неравномерность в развитии психических функций, сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как в формировании отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем и их взаимодействия. Асинхрония развития присуща самым различным категориям отклоняющегося развития (пожалуй, только за исключением варианта истинно задержанного развития), то есть не является специфичной именно для данного типа отклоняющегося развития.

Слайд 53





Асинхронное развитие имеет вполне определенные исторические основания. 
Асинхронное развитие имеет вполне определенные исторические основания. 
В данном случае речь идет именно об асинхронии как нарушении синхронии развития, а не об асинхронном развитии психических процессов и функциональных систем как нормативной гетерохронии. 
Следовательно, если признать, что процессуальные особенности, определяемые как «нормативная гетерохрония» – нормативная разновременность и разнодинамичность формирования психических процессов и систем (но синхронная по своей сути) – содержательно есть нормативная асинхрония, то непосредственно сам термин «асинхрония» (как и его содержательное наполнение) должен получить существование как антоним (выделено нами) понятия «нормативная гетерохрония».
Описание слайда:
Асинхронное развитие имеет вполне определенные исторические основания. Асинхронное развитие имеет вполне определенные исторические основания. В данном случае речь идет именно об асинхронии как нарушении синхронии развития, а не об асинхронном развитии психических процессов и функциональных систем как нормативной гетерохронии. Следовательно, если признать, что процессуальные особенности, определяемые как «нормативная гетерохрония» – нормативная разновременность и разнодинамичность формирования психических процессов и систем (но синхронная по своей сути) – содержательно есть нормативная асинхрония, то непосредственно сам термин «асинхрония» (как и его содержательное наполнение) должен получить существование как антоним (выделено нами) понятия «нормативная гетерохрония».

Слайд 54





В общем виде асинхронный тип развития приведен на схеме
Описание слайда:
В общем виде асинхронный тип развития приведен на схеме

Слайд 55





В зависимости от того, какой или какие компоненты базовой структурной организации (ментальные структуры или аффективная организация) формируются асинхронно (соответственно проявляясь и в наблюдаемой феноменологической асинхронии), мы будем наблюдать и различные виды.
В зависимости от того, какой или какие компоненты базовой структурной организации (ментальные структуры или аффективная организация) формируются асинхронно (соответственно проявляясь и в наблюдаемой феноменологической асинхронии), мы будем наблюдать и различные виды.
Таким образом, можно говорить о следующих видах асинхронного развития:
· Дисгармоничное развитие;
· Искаженное развитие;
· Одаренность (варианты одаренного развития).
Описание слайда:
В зависимости от того, какой или какие компоненты базовой структурной организации (ментальные структуры или аффективная организация) формируются асинхронно (соответственно проявляясь и в наблюдаемой феноменологической асинхронии), мы будем наблюдать и различные виды. В зависимости от того, какой или какие компоненты базовой структурной организации (ментальные структуры или аффективная организация) формируются асинхронно (соответственно проявляясь и в наблюдаемой феноменологической асинхронии), мы будем наблюдать и различные виды. Таким образом, можно говорить о следующих видах асинхронного развития: · Дисгармоничное развитие; · Искаженное развитие; · Одаренность (варианты одаренного развития).

Слайд 56





Варианты расстройств эмоциональной сферы у детей (варианты искаженного развития)
Говоря о детях с расстройствами эмоциональной сферы, мы в первую очередь будем иметь в виду именно различные варианты искаженного развития. В последнее десятилетие эти и схожие расстройства эмоционального развития и поведения принято называть расстройствами аутистического спектра (РАС). Наличие грубейшей несформированности (недостаточности) системы аффективной организации, как и искажений других базовых структур (регуляторных и ментальных) у детей с расстройствами эмоциональной сферы, приводящее к искажению всех пропорций развития, позволяет выделить так называемый искаженный вид развития.
Основным показателем искаженного развития, в его отличии от дисгармоничного, является не столько существенно большая выраженность асинхронии развития отдельных функций или их систем, сколько специфическое искажение всех адаптационных и приспособительных систем поведения, влекущее за собой выраженные специфические расстройства не только эмоциональной, волевой сфер, но и поведения в целом.
Описание слайда:
Варианты расстройств эмоциональной сферы у детей (варианты искаженного развития) Говоря о детях с расстройствами эмоциональной сферы, мы в первую очередь будем иметь в виду именно различные варианты искаженного развития. В последнее десятилетие эти и схожие расстройства эмоционального развития и поведения принято называть расстройствами аутистического спектра (РАС). Наличие грубейшей несформированности (недостаточности) системы аффективной организации, как и искажений других базовых структур (регуляторных и ментальных) у детей с расстройствами эмоциональной сферы, приводящее к искажению всех пропорций развития, позволяет выделить так называемый искаженный вид развития. Основным показателем искаженного развития, в его отличии от дисгармоничного, является не столько существенно большая выраженность асинхронии развития отдельных функций или их систем, сколько специфическое искажение всех адаптационных и приспособительных систем поведения, влекущее за собой выраженные специфические расстройства не только эмоциональной, волевой сфер, но и поведения в целом.

Слайд 57





Возникает ситуация, когда «верхние» уровни аффективной организации психического не опираются на сформированные «нижние» (чаще всего и являющиеся выражено дефицитарными), а функционируют изолированно, не способствуя задачам адаптации. Подобная ситуация характерна не только для развития системы аффективной организации поведения и сознания, но и для регуляторных и ментальных структур психического развития ребенка в целом. Само название данного вида показывает, что в этом случае можно говорить о нарушении основных законов психического развития, в том числе закона последовательного формирования тех или иных психических сфер. В этом случае мы сможем увидеть достаточную сформированность отдельных (в том числе и высших) уровней той или иной сферы при выраженной несформированности (вплоть до тотальной) низших уровней. Подобная сформированность «верхних» психических образований, в особенности если это касается когнитивной сферы, иногда создает впечатление высоких креативных способностей, иногда даже парциальной одаренности и талантливости.
Возникает ситуация, когда «верхние» уровни аффективной организации психического не опираются на сформированные «нижние» (чаще всего и являющиеся выражено дефицитарными), а функционируют изолированно, не способствуя задачам адаптации. Подобная ситуация характерна не только для развития системы аффективной организации поведения и сознания, но и для регуляторных и ментальных структур психического развития ребенка в целом. Само название данного вида показывает, что в этом случае можно говорить о нарушении основных законов психического развития, в том числе закона последовательного формирования тех или иных психических сфер. В этом случае мы сможем увидеть достаточную сформированность отдельных (в том числе и высших) уровней той или иной сферы при выраженной несформированности (вплоть до тотальной) низших уровней. Подобная сформированность «верхних» психических образований, в особенности если это касается когнитивной сферы, иногда создает впечатление высоких креативных способностей, иногда даже парциальной одаренности и талантливости.
В основу психологического подхода к классификации отклоняющегося развития в рамках данного вида асинхронного развития положено преимущественное «страдание» той или иной сферы (эмоционально-аффективной или когнитивной), что, в свою очередь, опираясь на понимание механизмов формирования соответствующих базовых структур, определяет всю феноменологию и «рисунок» психического развития.
Описание слайда:
Возникает ситуация, когда «верхние» уровни аффективной организации психического не опираются на сформированные «нижние» (чаще всего и являющиеся выражено дефицитарными), а функционируют изолированно, не способствуя задачам адаптации. Подобная ситуация характерна не только для развития системы аффективной организации поведения и сознания, но и для регуляторных и ментальных структур психического развития ребенка в целом. Само название данного вида показывает, что в этом случае можно говорить о нарушении основных законов психического развития, в том числе закона последовательного формирования тех или иных психических сфер. В этом случае мы сможем увидеть достаточную сформированность отдельных (в том числе и высших) уровней той или иной сферы при выраженной несформированности (вплоть до тотальной) низших уровней. Подобная сформированность «верхних» психических образований, в особенности если это касается когнитивной сферы, иногда создает впечатление высоких креативных способностей, иногда даже парциальной одаренности и талантливости. Возникает ситуация, когда «верхние» уровни аффективной организации психического не опираются на сформированные «нижние» (чаще всего и являющиеся выражено дефицитарными), а функционируют изолированно, не способствуя задачам адаптации. Подобная ситуация характерна не только для развития системы аффективной организации поведения и сознания, но и для регуляторных и ментальных структур психического развития ребенка в целом. Само название данного вида показывает, что в этом случае можно говорить о нарушении основных законов психического развития, в том числе закона последовательного формирования тех или иных психических сфер. В этом случае мы сможем увидеть достаточную сформированность отдельных (в том числе и высших) уровней той или иной сферы при выраженной несформированности (вплоть до тотальной) низших уровней. Подобная сформированность «верхних» психических образований, в особенности если это касается когнитивной сферы, иногда создает впечатление высоких креативных способностей, иногда даже парциальной одаренности и талантливости. В основу психологического подхода к классификации отклоняющегося развития в рамках данного вида асинхронного развития положено преимущественное «страдание» той или иной сферы (эмоционально-аффективной или когнитивной), что, в свою очередь, опираясь на понимание механизмов формирования соответствующих базовых структур, определяет всю феноменологию и «рисунок» психического развития.

Слайд 58





три варианта искаженного развития:
· искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы;
· искажение преимущественно когнитивной сферы;
· мозаичные варианты искаженного развития.
В реальности каждый из описываемых типологических вариантов имеет множество различных привнесений, особенностей, которые приводят к значительным трудностям отнесения развития ребенка к тому или иному типу. Наверно поэтому в настоящее время все больше используется обобщенное для всех категорий (и достаточно щадящее) наименование состояния детей как расстройства аутистического спектра.
Описание слайда:
три варианта искаженного развития: · искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы; · искажение преимущественно когнитивной сферы; · мозаичные варианты искаженного развития. В реальности каждый из описываемых типологических вариантов имеет множество различных привнесений, особенностей, которые приводят к значительным трудностям отнесения развития ребенка к тому или иному типу. Наверно поэтому в настоящее время все больше используется обобщенное для всех категорий (и достаточно щадящее) наименование состояния детей как расстройства аутистического спектра.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию