🗊Презентация Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №1Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №2Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №3Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №4Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №5Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №6Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №7Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №8Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №9Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №10Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №11Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №12Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №13Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №14Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №15Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №16Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №17Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №18Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №19Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №20Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №21Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №22Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №23Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №24Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №25Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №26Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №27Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №28Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №29Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения, слайд №30

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Развитие приемов умственной деятельности. Прием сравнения. Доклад-сообщение содержит 30 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Развитие приемов умственной деятельности
Описание слайда:
Развитие приемов умственной деятельности

Слайд 2





Понятие развивающего обучения
Развивающим называют такое обучение, которое оказывает «существенное влияние как на общие психические процессы развития детей, так и на развитие их специальных способностей» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения»)
Развитие обучающихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.
Описание слайда:
Понятие развивающего обучения Развивающим называют такое обучение, которое оказывает «существенное влияние как на общие психические процессы развития детей, так и на развитие их специальных способностей» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения») Развитие обучающихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.

Слайд 3





Виды деятельности
Репродуктивная (получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит)
Продуктивная деятельность
а) активная работа мышления;
б) овладение такими мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.
Описание слайда:
Виды деятельности Репродуктивная (получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит) Продуктивная деятельность а) активная работа мышления; б) овладение такими мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.

Слайд 4





Прием сравнения
Формирование этого приема у детей осуществляется поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания.
Возможна такая последовательность формирования приема сравнения:
а) выделение признаков или свойств одного объекта;
б) установление сходства и различия между признаками двух объектов;
в) выявление сходства между признаками 3, 4 и более объектов.
Описание слайда:
Прием сравнения Формирование этого приема у детей осуществляется поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания. Возможна такая последовательность формирования приема сравнения: а) выделение признаков или свойств одного объекта; б) установление сходства и различия между признаками двух объектов; в) выявление сходства между признаками 3, 4 и более объектов.

Слайд 5





Прием сравнения
	Объектами для сравнения могут быть
рисунки, 
предметы, хорошо знакомые детям, 
математические объекты: числа, выражения, равенства, текстов задач, геометрические фигуры, уравнения, вычислительные приемы.
Описание слайда:
Прием сравнения Объектами для сравнения могут быть рисунки, предметы, хорошо знакомые детям, математические объекты: числа, выражения, равенства, текстов задач, геометрические фигуры, уравнения, вычислительные приемы.

Слайд 6





Примеры  с использованием приема сравнения
В чем сходство и различие этих предметов? Что изменилось?
Описание слайда:
Примеры с использованием приема сравнения В чем сходство и различие этих предметов? Что изменилось?

Слайд 7





Примеры  с использованием приема сравнения
	В чем сходство и различие 
чисел: 32 и 45; 32 и 42; 32 и 23; 111 и 11;
выражений: 6 + 2,  6- 2; 9  4, 9  5;
Текстов задач:
Саша поймал 2 рыбки, а Паша – 6. На сколько больше рыбок поймал Паша, чем Саша?
Саша поймал 2 рыбки, а Паша – 6. Во сколько раз больше рыбок поймал Паша, чем Саша?
Описание слайда:
Примеры с использованием приема сравнения В чем сходство и различие чисел: 32 и 45; 32 и 42; 32 и 23; 111 и 11; выражений: 6 + 2, 6- 2; 9  4, 9  5; Текстов задач: Саша поймал 2 рыбки, а Паша – 6. На сколько больше рыбок поймал Паша, чем Саша? Саша поймал 2 рыбки, а Паша – 6. Во сколько раз больше рыбок поймал Паша, чем Саша?

Слайд 8





Выделять признаки сходства и различия
при сравнении двух объектов (предметов)
Описание слайда:
Выделять признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов)

Слайд 9





Выявлять правило (закономерность), по которому
изменяются предметы в ряду или составлена таблица
Описание слайда:
Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются предметы в ряду или составлена таблица

Слайд 10





Показатели сформированности приема сравнения
Умения самостоятельно выполнять задания без указания учителя или учебника на необходимость сравнения, без стандартных фраз: «Чем похожи?», «Чем отличаются?»
Примеры заданий:
а) убери «лишний» предмет;
б) расположи числа в порядке возрастания (17, 9, 7, 15, 27,2);
в) продолжи ряд чисел: 2,4,6,8, …; 1,5,9,13,…
г) сумма чисел в первом столбце равна 74. Как, не выполняя сложения чисел второго и третьего столбцов, найти их сумму:
Описание слайда:
Показатели сформированности приема сравнения Умения самостоятельно выполнять задания без указания учителя или учебника на необходимость сравнения, без стандартных фраз: «Чем похожи?», «Чем отличаются?» Примеры заданий: а) убери «лишний» предмет; б) расположи числа в порядке возрастания (17, 9, 7, 15, 27,2); в) продолжи ряд чисел: 2,4,6,8, …; 1,5,9,13,… г) сумма чисел в первом столбце равна 74. Как, не выполняя сложения чисел второго и третьего столбцов, найти их сумму:

Слайд 11






Разбейте фигуры на группы по каким –либо признакам
Описание слайда:
Разбейте фигуры на группы по каким –либо признакам

Слайд 12





Прием классификации
		Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие – основа приема классификации.
Условия классификации:
а) ни одно из подмножеств не пусто;
б) подмножества попарно не пересекаются;
в) объединение всех подмножеств составляет данное множество.
Описание слайда:
Прием классификации Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие – основа приема классификации. Условия классификации: а) ни одно из подмножеств не пусто; б) подмножества попарно не пересекаются; в) объединение всех подмножеств составляет данное множество.

Слайд 13





Формирование приема классификации
классификация хорошо знакомых предметов (по цвету, по форме, по размеру);
формирование умения производить классификацию формируется у школьников в тесной связи с изучением конкретного содержания. Например, для упражнений в счете предлагаются иллюстрации к которым можно поставить вопросы, начинающие со слова «Сколько…?»
Описание слайда:
Формирование приема классификации классификация хорошо знакомых предметов (по цвету, по форме, по размеру); формирование умения производить классификацию формируется у школьников в тесной связи с изучением конкретного содержания. Например, для упражнений в счете предлагаются иллюстрации к которым можно поставить вопросы, начинающие со слова «Сколько…?»

Слайд 14





Формирование приема классификации
	Например, при изучении нумерации чисел в пределах 100 можно предложить задание:
	по какому признаку можно разбить данные числа на две группы:
 33,84, 75, 22, 13, 11, 44, 53;
91, 81, 82, 95, 87, 94, 85;
45, 36, 25, 52, 54, 61, 16, 63, 43, 27, 72, 34.
ВСР: составьте аналогичные задания на классификацию с пятизначными и шестизначными числами.
Описание слайда:
Формирование приема классификации Например, при изучении нумерации чисел в пределах 100 можно предложить задание: по какому признаку можно разбить данные числа на две группы: 33,84, 75, 22, 13, 11, 44, 53; 91, 81, 82, 95, 87, 94, 85; 45, 36, 25, 52, 54, 61, 16, 63, 43, 27, 72, 34. ВСР: составьте аналогичные задания на классификацию с пятизначными и шестизначными числами.

Слайд 15





Формирование приема классификации
	Разбейте выражения на группы по какому-либо признаку:
 3+1; 4-1; 5+1; 6-1; 7+1; 8-1;
3+2; 6+3; 4+5; 9-2; 4+1; 7-2; 10-1; 6+1; 3+4;
57+4; 23+4; 36+2; 75+2; 68+4; 52+7; 76+7; 44+3; 88+6; 82+ 6.
Описание слайда:
Формирование приема классификации Разбейте выражения на группы по какому-либо признаку: 3+1; 4-1; 5+1; 6-1; 7+1; 8-1; 3+2; 6+3; 4+5; 9-2; 4+1; 7-2; 10-1; 6+1; 3+4; 57+4; 23+4; 36+2; 75+2; 68+4; 52+7; 76+7; 44+3; 88+6; 82+ 6.

Слайд 16





Формирование приема классификации 
(при знакомстве с новыми понятиями).
Описание слайда:
Формирование приема классификации (при знакомстве с новыми понятиями).

Слайд 17





Виды заданий на классификацию
Подготовительные задания. К ним относятся: «Убери «лишний предмет», «Нарисуй предметы такого же цвета (формы, размера)», «Дай название группе предметов», «какой предмет убрали?», «Что изменилось?»
Задания, в которых на основание классификации указывает учитель.
Задания, при выполнении которых дети сами выделяют основание классификации.
Описание слайда:
Виды заданий на классификацию Подготовительные задания. К ним относятся: «Убери «лишний предмет», «Нарисуй предметы такого же цвета (формы, размера)», «Дай название группе предметов», «какой предмет убрали?», «Что изменилось?» Задания, в которых на основание классификации указывает учитель. Задания, при выполнении которых дети сами выделяют основание классификации.

Слайд 18





Анализ
Анализ – это выделение элементов данного объекта, выделение признаков и свойств. 
	В задаче – это рассуждения от вопроса задачи с использованием данных условия.
Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.
	В задаче – это рассуждение от данных условия к вопросу.
Описание слайда:
Анализ Анализ – это выделение элементов данного объекта, выделение признаков и свойств. В задаче – это рассуждения от вопроса задачи с использованием данных условия. Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В задаче – это рассуждение от данных условия к вопросу.

Слайд 19





Взаимосвязь анализа и синтеза
Анализ осуществляется через синтез, синтез через анализ
Используем анализ и синтез при сравнении и классификации:
- выделяем необходимые признаки объектов (анализ);
- по выделенным признакам объединяем объекты в группы.
Выделив признаки объекта, установив закономерности, важно уметь включить их в новые связи.
Описание слайда:
Взаимосвязь анализа и синтеза Анализ осуществляется через синтез, синтез через анализ Используем анализ и синтез при сравнении и классификации: - выделяем необходимые признаки объектов (анализ); - по выделенным признакам объединяем объекты в группы. Выделив признаки объекта, установив закономерности, важно уметь включить их в новые связи.

Слайд 20





Использование анализа и синтеза при изучении материала
 а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;
 б) постановка различных заданий к данному математическому объекту.
Описание слайда:
Использование анализа и синтеза при изучении материала  а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий; б) постановка различных заданий к данному математическому объекту.

Слайд 21





Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий
Прочитай по-разному выражение 16-5
 Прочитай по-разному равенство15-5=10
Как по-разному можно назвать квадрат? 
Расскажи все, что ты знаешь о числе 325.
Описание слайда:
Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий Прочитай по-разному выражение 16-5  Прочитай по-разному равенство15-5=10 Как по-разному можно назвать квадрат?  Расскажи все, что ты знаешь о числе 325.

Слайд 22





Постановка различных заданий к данному математическому объекту
Рассмотрение математических объектов с точки зрения различных понятий является способом составления вариативных заданий. 
«Запишем все четные числа от 2 до 20 и все нечетные числа от 1 до 19». 
2, 4, 6, 8, 10,12,14,16,18,20 
1,3,5,7,9, 11, 13, 15, 17, 19
Разбей числа каждого ряда на две группы так, чтобы в каждой были числа, похожие между собой.
По какому правилу записан первый ряд? Продолжи его.
Описание слайда:
Постановка различных заданий к данному математическому объекту Рассмотрение математических объектов с точки зрения различных понятий является способом составления вариативных заданий.  «Запишем все четные числа от 2 до 20 и все нечетные числа от 1 до 19». 2, 4, 6, 8, 10,12,14,16,18,20  1,3,5,7,9, 11, 13, 15, 17, 19 Разбей числа каждого ряда на две группы так, чтобы в каждой были числа, похожие между собой. По какому правилу записан первый ряд? Продолжи его.

Слайд 23





Задания
Какие числа нужно вычеркнуть в первом ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего?
Можно ли выполнить это задание для второго ряда?
Подбери из первого ряда пары чисел, разность которых равна 10
Подбери из второго ряда пары чисел, разность которых равна 10
Какая пара «лишняя»? (10 и 20, в ней два двузначных числа, во всех других парах двузначное число и однозначное).
Найди в первом ряду сумму первого и последнего числа, сумму вторых чисел от начала и от конца ряда, сумму третьих чисел от начала и от конца ряда. Чем похожи эти суммы?
Выполни это же задание для второго ряда. Чем похожи полученные суммы?
Описание слайда:
Задания Какие числа нужно вычеркнуть в первом ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего? Можно ли выполнить это задание для второго ряда? Подбери из первого ряда пары чисел, разность которых равна 10 Подбери из второго ряда пары чисел, разность которых равна 10 Какая пара «лишняя»? (10 и 20, в ней два двузначных числа, во всех других парах двузначное число и однозначное). Найди в первом ряду сумму первого и последнего числа, сумму вторых чисел от начала и от конца ряда, сумму третьих чисел от начала и от конца ряда. Чем похожи эти суммы? Выполни это же задание для второго ряда. Чем похожи полученные суммы?

Слайд 24





Прием аналогии
Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный».
Понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.
Описание слайда:
Прием аналогии Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный». Понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.

Слайд 25





Использование приема аналогии
Аналогия основывается на сравнении.
 Для использования аналогии необходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается с ним по каким-либо признакам. 
Необходимо школьникам в доступной форме разъяснить суть этого приема, обратив их внимание на то, что в математике нередко новый способ действий можно открыть по догадке, вспомнив и проанализировав известный способ действий и данное новое задание.
Для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. В противном случае вывод может быть неверным.
Описание слайда:
Использование приема аналогии Аналогия основывается на сравнении. Для использования аналогии необходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается с ним по каким-либо признакам. Необходимо школьникам в доступной форме разъяснить суть этого приема, обратив их внимание на то, что в математике нередко новый способ действий можно открыть по догадке, вспомнив и проанализировав известный способ действий и данное новое задание. Для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. В противном случае вывод может быть неверным.

Слайд 26





Прием обобщения
Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений – основная характеристика приема обобщения.
Следует различать результат и процесс обобщения.
Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах.
Процесс же обобщения может быть организован по-разному. Говорят о двух типах обобщения:
 - теоретическом;
 - эмпирическом.
Описание слайда:
Прием обобщения Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений – основная характеристика приема обобщения. Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. Говорят о двух типах обобщения: - теоретическом; - эмпирическом.

Слайд 27





Эмпирическое обобщение
Эмпирическое обобщение является результатом индуктивных рассуждений.
Для организации индуктивных обобщений необходимо:
продумать подбор математических объектов;
рассмотреть как можно больше частных объектов, в которых повторяется закономерность, которую ученики должны подметить;
варьировать виды частных объектов, т. е. использовать схемы, таблицы, выражения и др.;
помогать детям словесно оформлять наблюдения.
Описание слайда:
Эмпирическое обобщение Эмпирическое обобщение является результатом индуктивных рассуждений. Для организации индуктивных обобщений необходимо: продумать подбор математических объектов; рассмотреть как можно больше частных объектов, в которых повторяется закономерность, которую ученики должны подметить; варьировать виды частных объектов, т. е. использовать схемы, таблицы, выражения и др.; помогать детям словесно оформлять наблюдения.

Слайд 28





Пример эмпирического обобщения
    Сумма двух натуральных чисел всегда меньше их произведения
2+3…2 3
    3+4…3 4
    4+5…4 5
    5+6…5 6
Вывод ложный, т.к. найдутся такие натуральные числа 1 и 2, что их сумма больше произведения.
Описание слайда:
Пример эмпирического обобщения Сумма двух натуральных чисел всегда меньше их произведения 2+3…2 3 3+4…3 4 4+5…4 5 5+6…5 6 Вывод ложный, т.к. найдутся такие натуральные числа 1 и 2, что их сумма больше произведения.

Слайд 29





Теоретическое обобщение
Основу теоретических обобщений курсе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова составляют предметные действия с величинами (длина, объем), а также различные приемы моделирования этих действий с помощью геометрических фигур и символов. 
Это создает определенные условия для выполнения теоретических обобщений. 
Описание слайда:
Теоретическое обобщение Основу теоретических обобщений курсе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова составляют предметные действия с величинами (длина, объем), а также различные приемы моделирования этих действий с помощью геометрических фигур и символов. Это создает определенные условия для выполнения теоретических обобщений. 

Слайд 30





Обобщения-соглашения
Наряду с эмпирическим и теоретическим обобщениями в курсе математики имеют место обобщения-соглашения. 
Примерами таких обобщений являются правила умножения на 1 и на 0, справедливые для любого числа. Их обычно сопровождают пояснениями:
	«в математике договорились...»,
 «в математике принято считать...».
Описание слайда:
Обобщения-соглашения Наряду с эмпирическим и теоретическим обобщениями в курсе математики имеют место обобщения-соглашения. Примерами таких обобщений являются правила умножения на 1 и на 0, справедливые для любого числа. Их обычно сопровождают пояснениями: «в математике договорились...», «в математике принято считать...».



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию