🗊Презентация Развитие системного подхода

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Развитие системного подхода, слайд №1Развитие системного подхода, слайд №2Развитие системного подхода, слайд №3Развитие системного подхода, слайд №4Развитие системного подхода, слайд №5Развитие системного подхода, слайд №6Развитие системного подхода, слайд №7Развитие системного подхода, слайд №8Развитие системного подхода, слайд №9Развитие системного подхода, слайд №10Развитие системного подхода, слайд №11Развитие системного подхода, слайд №12Развитие системного подхода, слайд №13Развитие системного подхода, слайд №14Развитие системного подхода, слайд №15Развитие системного подхода, слайд №16Развитие системного подхода, слайд №17Развитие системного подхода, слайд №18Развитие системного подхода, слайд №19Развитие системного подхода, слайд №20Развитие системного подхода, слайд №21Развитие системного подхода, слайд №22Развитие системного подхода, слайд №23Развитие системного подхода, слайд №24Развитие системного подхода, слайд №25Развитие системного подхода, слайд №26Развитие системного подхода, слайд №27Развитие системного подхода, слайд №28Развитие системного подхода, слайд №29

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Развитие системного подхода. Доклад-сообщение содержит 29 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема 4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА 
1. Ограничения системного подхода.
2. Направления развития СП к исследованиям социально-экономических систем.
3. Классификация методологий СА по Фладу и Джексону.
3. Роль метафор и когнитивного стиля в исследовании систем.
Описание слайда:
Тема 4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА 1. Ограничения системного подхода. 2. Направления развития СП к исследованиям социально-экономических систем. 3. Классификация методологий СА по Фладу и Джексону. 3. Роль метафор и когнитивного стиля в исследовании систем.

Слайд 2





Двойственность системности:
    
Во-первых, это методологический прием в познании и решениях. 
Во-вторых, это объективное свойство реальности. 
   И в том и в другом случаях можно говорить только о какой-то мере системности, большей или меньшей.
Описание слайда:
Двойственность системности: Во-первых, это методологический прием в познании и решениях. Во-вторых, это объективное свойство реальности. И в том и в другом случаях можно говорить только о какой-то мере системности, большей или меньшей.

Слайд 3





Ограничения системного подхода (А.И. Пригожин)
Во-первых, существуют малосистемные объекты или процессы, например творчество, особенно художественное. 
Во-вторых, неполнота систем, особенно естественных. Например, русский язык включает много правил, но правил постановки ударения нет, каждый случай — особый. 
В-третьих, противоречивость элементов в системах. Например инстинкты и мораль, чувства и разум в личности — противоборство между ними нередко антагонистично. 
В-четвертых, несистемные сбои (случайности, ошибки и т.д.). 
В-пятых, абсолютная сложность существующей и воображаемой реальностей, принципиально недоступная человеческому разуму.
В-шестых, относительная сложность — то же, что и выше, но в принципе доступная пониманию. 

В-седьмых, объекты несистемной природы — эмоции, ценности людей, интуиция, а также национальные и профессиональные общности и т.п.
Описание слайда:
Ограничения системного подхода (А.И. Пригожин) Во-первых, существуют малосистемные объекты или процессы, например творчество, особенно художественное. Во-вторых, неполнота систем, особенно естественных. Например, русский язык включает много правил, но правил постановки ударения нет, каждый случай — особый. В-третьих, противоречивость элементов в системах. Например инстинкты и мораль, чувства и разум в личности — противоборство между ними нередко антагонистично. В-четвертых, несистемные сбои (случайности, ошибки и т.д.). В-пятых, абсолютная сложность существующей и воображаемой реальностей, принципиально недоступная человеческому разуму. В-шестых, относительная сложность — то же, что и выше, но в принципе доступная пониманию. В-седьмых, объекты несистемной природы — эмоции, ценности людей, интуиция, а также национальные и профессиональные общности и т.п.

Слайд 4





Преодоление ограниченности системного подхода
Корректное применение системного подхода и понятия «система»
Расширение списка подходов и концепций (социокультурный, ситуационный, когнитивный и др.)
Описание слайда:
Преодоление ограниченности системного подхода Корректное применение системного подхода и понятия «система» Расширение списка подходов и концепций (социокультурный, ситуационный, когнитивный и др.)

Слайд 5





Типы экономических систем (Г.Б. Клейнер)
Описание слайда:
Типы экономических систем (Г.Б. Клейнер)

Слайд 6





4 базовые типа систем:
4 базовые типа систем:
- объектные системы (НО); играют ведущую роль в функционировании экономики, реализуют воспроизводственные функции;
 - процессы (ОН) – последовательные и более или менее эволюционные изменения состояния тех или иных фиксированных сред или объектов и их групп; процессы распространяют инновации в экономическом пространстве;
 - среды, средовые системы (НН) – системы взаимодействия экономических объектов и место протекания экономических процессов; заполняют межобъектное пространство, позволяют инновациям распространяться от объекта к объекту
- проекты (ОО) – относительно кратковременные существенные изменения ситуации в социально-экономической сфере; вносят элементы инноваций и мобильности.
Описание слайда:
4 базовые типа систем: 4 базовые типа систем: - объектные системы (НО); играют ведущую роль в функционировании экономики, реализуют воспроизводственные функции; - процессы (ОН) – последовательные и более или менее эволюционные изменения состояния тех или иных фиксированных сред или объектов и их групп; процессы распространяют инновации в экономическом пространстве; - среды, средовые системы (НН) – системы взаимодействия экономических объектов и место протекания экономических процессов; заполняют межобъектное пространство, позволяют инновациям распространяться от объекта к объекту - проекты (ОО) – относительно кратковременные существенные изменения ситуации в социально-экономической сфере; вносят элементы инноваций и мобильности.

Слайд 7





Основные методологии системного анализа (Р. Флад и М. Джексон)
Описание слайда:
Основные методологии системного анализа (Р. Флад и М. Джексон)

Слайд 8





Виды участия индивидов в системе
1. Унитаризм - высокая степень согласия относительно целей, ценностей, установок. Все принимают участие в принятии решений.
 2. Плюрализм - интересы и ценности могут различаться, но согласие все же достижимо за счет компромиссов и выработки приемлемых решений, принимаемых всеми участниками.
3. Принуждение - интересы, цели, ценности и установки различны, что нередко приводит к конфликтам, в результате чего одна часть системы навязывает свои решения другой части.
Описание слайда:
Виды участия индивидов в системе 1. Унитаризм - высокая степень согласия относительно целей, ценностей, установок. Все принимают участие в принятии решений.  2. Плюрализм - интересы и ценности могут различаться, но согласие все же достижимо за счет компромиссов и выработки приемлемых решений, принимаемых всеми участниками. 3. Принуждение - интересы, цели, ценности и установки различны, что нередко приводит к конфликтам, в результате чего одна часть системы навязывает свои решения другой части.

Слайд 9





Системотехническая концепция – рассматривает организацию как искусственную систему. В основе - кибернетическая модель организации (С. Бир, Д. Форрестер, С. Янг). Предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей. 
Системотехническая концепция – рассматривает организацию как искусственную систему. В основе - кибернетическая модель организации (С. Бир, Д. Форрестер, С. Янг). Предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей.
Описание слайда:
Системотехническая концепция – рассматривает организацию как искусственную систему. В основе - кибернетическая модель организации (С. Бир, Д. Форрестер, С. Янг). Предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей. Системотехническая концепция – рассматривает организацию как искусственную систему. В основе - кибернетическая модель организации (С. Бир, Д. Форрестер, С. Янг). Предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей.

Слайд 10





Принципы исследования "мягких" систем
У. Черчмен обратил внимание на возможную плюралистичность картин мира участников социальных систем (60-70-е гг. ХХ в.)
    К успеху проекта ведет тщательное выполнение следующих основных принципов:
а) оппонирование - в слабоструктурированных проблемах можно разобраться, если рассматривать их с различных точек зрения;
б) участие - в процессе принятия решений должны участвовать представители всех заинтересованных сторон;
в) интегративность - в процессе обсуждения различные точки зрения должны синтезироваться на более высоком уровне, что приводит к выработке общего плана действий;
г) обучение - в результате участники процесса системного анализа начинают лучше понимать свою фирму и ее проблемы.
Описание слайда:
Принципы исследования "мягких" систем У. Черчмен обратил внимание на возможную плюралистичность картин мира участников социальных систем (60-70-е гг. ХХ в.) К успеху проекта ведет тщательное выполнение следующих основных принципов: а) оппонирование - в слабоструктурированных проблемах можно разобраться, если рассматривать их с различных точек зрения; б) участие - в процессе принятия решений должны участвовать представители всех заинтересованных сторон; в) интегративность - в процессе обсуждения различные точки зрения должны синтезироваться на более высоком уровне, что приводит к выработке общего плана действий; г) обучение - в результате участники процесса системного анализа начинают лучше понимать свою фирму и ее проблемы.

Слайд 11





Принципы исследования "мягких" систем
Р. Акофф. Модель социальной организации должна принципиально измениться, она должна стать "социосистемной". Организация должна стать демократической - в принятии решений, особенно касающихся вопросов планирования работы организации, должны иметь возможность участвовать все заинтересованные лица.
Методология "интерактивного" планирования.
Описание слайда:
Принципы исследования "мягких" систем Р. Акофф. Модель социальной организации должна принципиально измениться, она должна стать "социосистемной". Организация должна стать демократической - в принятии решений, особенно касающихся вопросов планирования работы организации, должны иметь возможность участвовать все заинтересованные лица. Методология "интерактивного" планирования.

Слайд 12





Различия между "жесткими" и "мягкими" системами 
Системотехники и специалисты по исследованию операций применяют системный подход, чтобы оптимизировать функционирование систем. Задачи при этом в достаточной степени ясны, и основная проблема заключается в выборе наиболее эффективных решений. Жесткое системное мышление заставляет наблюдателя искать систему в изучаемой социальной ситуации, навязывает рассмотрение социального объекта в четких системных терминах (структура - функции, цели - средства). 
В "мягких" системах акторы могут иметь различные взгляды и соответственно выдвигать множество различных задач, которые, по их мнению, следует решить в данной ситуации.
Описание слайда:
Различия между "жесткими" и "мягкими" системами Системотехники и специалисты по исследованию операций применяют системный подход, чтобы оптимизировать функционирование систем. Задачи при этом в достаточной степени ясны, и основная проблема заключается в выборе наиболее эффективных решений. Жесткое системное мышление заставляет наблюдателя искать систему в изучаемой социальной ситуации, навязывает рассмотрение социального объекта в четких системных терминах (структура - функции, цели - средства). В "мягких" системах акторы могут иметь различные взгляды и соответственно выдвигать множество различных задач, которые, по их мнению, следует решить в данной ситуации.

Слайд 13





Методология "мягких" систем П. Чекленда
В методологии "мягких" систем (ММС) система рассматривается не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. ММС - системно-ориентированное руководство, помогающее справиться со сложностью окружающего человека реального мира.
Описание слайда:
Методология "мягких" систем П. Чекленда В методологии "мягких" систем (ММС) система рассматривается не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. ММС - системно-ориентированное руководство, помогающее справиться со сложностью окружающего человека реального мира.

Слайд 14





Различия между "жесткими" и "мягкими" системами
Чекленд вводит понятие активной системы (human activity system), в которой акторы действуют в соответствии со своей картиной мира, в рамках правил и практик, принятых в данной культуре.
Многие конфликтные ситуации могут рассматриваться как конфликт интерпретаций, сформированных различными культурами. 
Методология "мягких" систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания.
Описание слайда:
Различия между "жесткими" и "мягкими" системами Чекленд вводит понятие активной системы (human activity system), в которой акторы действуют в соответствии со своей картиной мира, в рамках правил и практик, принятых в данной культуре. Многие конфликтные ситуации могут рассматриваться как конфликт интерпретаций, сформированных различными культурами. Методология "мягких" систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания.

Слайд 15





Основные этапы методологии «мягких» систем
Описание слайда:
Основные этапы методологии «мягких» систем

Слайд 16





Методология "мягких" систем
Анализируя опыт применения ММС, Чекленд указывает, что его подход обладает двойной системностью - это система циклического обучения, в которой используются системные модели. От моделей не требуются истинность и адекватность - они должны быть "защитимы", т.е. служить средством организации дебатов о рассматриваемой проблеме.
Цикл этапов 1-7 может повторяться неоднократно до получения успешного результата, однако последовательность прохождения этапов не является жесткой. 
Подход Чекленда критикуют за наличие демаркационной черты, отделяющей реальный мир (этапы 1, 2, 5, 6, 7) от мира системных представлений (этапы 3 и 4). Чекленд пишет, что отделение системного мира носит не принципиальный теоретический, а эвристический характер. Все этапы являются частью одного целого - процесса принятия решений.
Описание слайда:
Методология "мягких" систем Анализируя опыт применения ММС, Чекленд указывает, что его подход обладает двойной системностью - это система циклического обучения, в которой используются системные модели. От моделей не требуются истинность и адекватность - они должны быть "защитимы", т.е. служить средством организации дебатов о рассматриваемой проблеме. Цикл этапов 1-7 может повторяться неоднократно до получения успешного результата, однако последовательность прохождения этапов не является жесткой. Подход Чекленда критикуют за наличие демаркационной черты, отделяющей реальный мир (этапы 1, 2, 5, 6, 7) от мира системных представлений (этапы 3 и 4). Чекленд пишет, что отделение системного мира носит не принципиальный теоретический, а эвристический характер. Все этапы являются частью одного целого - процесса принятия решений.

Слайд 17





Методология «критических» систем В. Ульриха
Критичность означает требование к тем, кто проектирует новую или модернизирует существующую социальную систему, осознать свои нормативные ценности, включая религиозные, этические, идеологические и политические установки, и самокритично оценить их возможное влияние на процесс планирования. 
Ульрих считает, что системный подход полезен не как теоретическая конструкция, а как практический способ решить, что именно следует сделать в конкретной ситуации. 
Методология Ульриха состоит из двух этапов. На первом этапе проектировщики заполняют анкету, при заполнении которой должны быть отражены как позиции проектировщиков, так и взгляды представителей всех остальных заинтересованных сторон.
Описание слайда:
Методология «критических» систем В. Ульриха Критичность означает требование к тем, кто проектирует новую или модернизирует существующую социальную систему, осознать свои нормативные ценности, включая религиозные, этические, идеологические и политические установки, и самокритично оценить их возможное влияние на процесс планирования. Ульрих считает, что системный подход полезен не как теоретическая конструкция, а как практический способ решить, что именно следует сделать в конкретной ситуации. Методология Ульриха состоит из двух этапов. На первом этапе проектировщики заполняют анкету, при заполнении которой должны быть отражены как позиции проектировщиков, так и взгляды представителей всех остальных заинтересованных сторон.

Слайд 18





Методология критических систем В. Ульриха
На втором этапе  организуется обсуждение выдвинутых проектировщиками предложений. Созданные на первом этапе анкеты помогают организовать "компетентные коммуникации"- диалог между двумя типами мышления: экспертного, системного и практического, обыденного. Такого рода обсуждения должны обеспечить системную целостность проекта.  
Данную методологию целесообразно применять для простых систем
Описание слайда:
Методология критических систем В. Ульриха На втором этапе организуется обсуждение выдвинутых проектировщиками предложений. Созданные на первом этапе анкеты помогают организовать "компетентные коммуникации"- диалог между двумя типами мышления: экспертного, системного и практического, обыденного. Такого рода обсуждения должны обеспечить системную целостность проекта. Данную методологию целесообразно применять для простых систем

Слайд 19





Проблемы внедрения результатов системного анализа
Р. Акофф предложил создать самостоятельный раздел теории системного анализа, названный им "теория практики".  Акофф и возглавляемый им институт "INTERACT" имели  более четырехсот успешно внедренных системных разработок.
Важную роль в обеспечении успеха разработки играет правильное построение взаимоотношений заказчика и системного аналитика.
Правильная организация разработки проекта. При этом принципы организации работы группы экспертов, успешно применяемые при разработке технических ("жестких") систем, в случае переноса их на социальную почву начинают давать сбой.
Акофф выделяет четыре подхода к решению социальных проблем:
1) отказ от каких-либо действий в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой;
2) поиск частичных решений, смягчающих проблемную ситуацию до приемлемого состояния;
3) поиск оптимальных наилучших решений;
4) растворение проблемы (dissolution).
Описание слайда:
Проблемы внедрения результатов системного анализа Р. Акофф предложил создать самостоятельный раздел теории системного анализа, названный им "теория практики". Акофф и возглавляемый им институт "INTERACT" имели более четырехсот успешно внедренных системных разработок. Важную роль в обеспечении успеха разработки играет правильное построение взаимоотношений заказчика и системного аналитика. Правильная организация разработки проекта. При этом принципы организации работы группы экспертов, успешно применяемые при разработке технических ("жестких") систем, в случае переноса их на социальную почву начинают давать сбой. Акофф выделяет четыре подхода к решению социальных проблем: 1) отказ от каких-либо действий в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой; 2) поиск частичных решений, смягчающих проблемную ситуацию до приемлемого состояния; 3) поиск оптимальных наилучших решений; 4) растворение проблемы (dissolution).

Слайд 20





Роль метафор и когнитивного стиля в исследовании систем 
Когнитивный стиль (классификация М. Маруямы)
иерархический (Н-тип), 
индивидуальный (I-тип) и 
морфогенетический, состоящий из двух типов (S-тип и G-тип) 
1. Особенности понимания и запоминания:
Н-тип склонен к ранжированию и классификации, последовательному восприятию и пониманию, поиску регулярности и общих черт, предпочитает четкие древовидные категориальные схемы.
I-тип старается различить и изолировать отдельные события и явления, каждое из которых рассматривается как уникальное и не связанное с другими.
S-тип стремится к целостному охвату взаимосвязанных явлений, распознает эмерджентные свойства систем, обусловленные связями между элементами, а также считает, что значение и смысл явлений зависят от контекста.
G-тип во многом близок S-типу, но обладает значительно большим творческим потенциалом, изобретает новые модели, находит новые контексты и новые значения, способен давать множественные интерпретации.
Описание слайда:
Роль метафор и когнитивного стиля в исследовании систем Когнитивный стиль (классификация М. Маруямы) иерархический (Н-тип),  индивидуальный (I-тип) и  морфогенетический, состоящий из двух типов (S-тип и G-тип) 1. Особенности понимания и запоминания: Н-тип склонен к ранжированию и классификации, последовательному восприятию и пониманию, поиску регулярности и общих черт, предпочитает четкие древовидные категориальные схемы. I-тип старается различить и изолировать отдельные события и явления, каждое из которых рассматривается как уникальное и не связанное с другими. S-тип стремится к целостному охвату взаимосвязанных явлений, распознает эмерджентные свойства систем, обусловленные связями между элементами, а также считает, что значение и смысл явлений зависят от контекста. G-тип во многом близок S-типу, но обладает значительно большим творческим потенциалом, изобретает новые модели, находит новые контексты и новые значения, способен давать множественные интерпретации.

Слайд 21





2. Концепции знания:
2. Концепции знания:
Н-тип полагает, что существует объективное знание, независимое от наблюдателя; ценит общие правила выше, чем ситуационные знания; считает, что различия в восприятии явлений обусловлены ошибками; доверяет только результатам количественного анализа.
I-тип считает, что знание состоит из конкретной информации, необходимой для каждого вида деятельности.
S- и G-типы склонны рассматривать явления с различных точек зрения, полагая, что разносторонний анализ ведет к более глубокому пониманию проблемы.
3. Социально-психологические черты личности:
Н-тип верит в универсальность заданной иерархии ценностей, существующие институты, социальные роли и статусы; люди данного типа верны принятым социальным конвенциям, склонны к этноцентризму.
I-тип ценит независимость, верит только собственным оценкам, не доверяет властям, восстает против принятых социальных норм и предписаний, склонен не доверять режимам и традициям.
S- и G-типы ценят сотрудничество, коллективные формы деятельности, приводящие к взаимной пользе. При этом G-тип обычно лидер, генератор новых идей, ценностей, смыслов. Ему удается найти новые формы взаимодействия, генерировать новые ситуации и контексты.G-тип обладает гибкостью и креативностью, позволяющими ему иногда отклоняться от действующих стандартов, вводя новые нормы и правила.
Описание слайда:
2. Концепции знания: 2. Концепции знания: Н-тип полагает, что существует объективное знание, независимое от наблюдателя; ценит общие правила выше, чем ситуационные знания; считает, что различия в восприятии явлений обусловлены ошибками; доверяет только результатам количественного анализа. I-тип считает, что знание состоит из конкретной информации, необходимой для каждого вида деятельности. S- и G-типы склонны рассматривать явления с различных точек зрения, полагая, что разносторонний анализ ведет к более глубокому пониманию проблемы. 3. Социально-психологические черты личности: Н-тип верит в универсальность заданной иерархии ценностей, существующие институты, социальные роли и статусы; люди данного типа верны принятым социальным конвенциям, склонны к этноцентризму. I-тип ценит независимость, верит только собственным оценкам, не доверяет властям, восстает против принятых социальных норм и предписаний, склонен не доверять режимам и традициям. S- и G-типы ценят сотрудничество, коллективные формы деятельности, приводящие к взаимной пользе. При этом G-тип обычно лидер, генератор новых идей, ценностей, смыслов. Ему удается найти новые формы взаимодействия, генерировать новые ситуации и контексты.G-тип обладает гибкостью и креативностью, позволяющими ему иногда отклоняться от действующих стандартов, вводя новые нормы и правила.

Слайд 22





Когнитивный стиль принятия решений (Р. Доусон)
Для стиля быка характерны опора на логику, быстрое принятие решения без учета других мнений. Бык готов к активной борьбе с конкурентами. 
Орел сходен с быком в напористости и целеустремленности, но склонен принимать решения интуитивно, не боясь риска. 
Наблюдатели - ищейка и пчела предпочитают внимательное, неторопливое изучение обстановки, тщательный сбор фактов. 
При этом пчела принимает решения интуитивно, предпочитая осторожные, выжидательные стратегии. Пчела готова решить любую проблему посредством создания рабочих групп и длительных обсуждений. 
Ищейка ориентирована на глубокое осмысление, изучение, анализ ситуации, скрупулезный расчет.
Описание слайда:
Когнитивный стиль принятия решений (Р. Доусон) Для стиля быка характерны опора на логику, быстрое принятие решения без учета других мнений. Бык готов к активной борьбе с конкурентами. Орел сходен с быком в напористости и целеустремленности, но склонен принимать решения интуитивно, не боясь риска. Наблюдатели - ищейка и пчела предпочитают внимательное, неторопливое изучение обстановки, тщательный сбор фактов. При этом пчела принимает решения интуитивно, предпочитая осторожные, выжидательные стратегии. Пчела готова решить любую проблему посредством создания рабочих групп и длительных обсуждений. Ищейка ориентирована на глубокое осмысление, изучение, анализ ситуации, скрупулезный расчет.

Слайд 23





Когнитивные аспекты использования метафор 
Метафора обычно рассматривается как видение одного объекта через другой. 
Результаты многочисленных исследований дают основания когнитологам считать, что метафора является одним из основных средств порождения нового знания. Рациональное мышление в значительной мере опирается на метафорические модели. Любой адекватный подход к рациональности требует использования воображения, а воображение неотделимо от метафорического рассуждения.
Многолетний опыт применения методологии"мягких" систем показал, что практические работники, как правило, настроены довольно консервативно и не доверяют абстрактным, концептуальным моделям, разработанным системными аналитиками. В этих условиях метафоры оказываются очень эффективным средством понимания новых теоретических подходов с помощью аналогий, атрибуты которых всем хорошо знакомы и вызывают доверие.
Описание слайда:
Когнитивные аспекты использования метафор Метафора обычно рассматривается как видение одного объекта через другой. Результаты многочисленных исследований дают основания когнитологам считать, что метафора является одним из основных средств порождения нового знания. Рациональное мышление в значительной мере опирается на метафорические модели. Любой адекватный подход к рациональности требует использования воображения, а воображение неотделимо от метафорического рассуждения. Многолетний опыт применения методологии"мягких" систем показал, что практические работники, как правило, настроены довольно консервативно и не доверяют абстрактным, концептуальным моделям, разработанным системными аналитиками. В этих условиях метафоры оказываются очень эффективным средством понимания новых теоретических подходов с помощью аналогий, атрибуты которых всем хорошо знакомы и вызывают доверие.

Слайд 24





Основные атрибуты пяти системных метафор в методологии Флада и Джексона применительно  к социальным органиациям
Описание слайда:
Основные атрибуты пяти системных метафор в методологии Флада и Джексона применительно к социальным органиациям

Слайд 25





Продолжение табл.
Описание слайда:
Продолжение табл.

Слайд 26





Когнитивные аспекты использования метафор
В методологии Флада и Джексона метафорам уделено особое внимание как средству обеспечения креативности - творческого подхода к проблемной ситуации. Разработчикам предлагается проанализировать проблему сквозь призму пяти базовых системных метафор: машины, организма, мозга, культуры и политики.
 На первом этапе просматриваются поверхностные аналогии изучаемой социальной системы с машиной, организмом и мозгом. Метафора культуры организации также хорошо известна специалистам по теории менеджмента. Метафора политики фокусирует внимание на распределении властных полномочий в организации, проблемах принуждения, существующих конфликтах.
Выбрав на первом этапе подходящую метафору, исследователи начинают более детально и глубоко анализировать атрибуты системной метафоры, возможность их применения в данной ситуации с целью построения новой, свободной от выявленных недостатков социальной системы.
Описание слайда:
Когнитивные аспекты использования метафор В методологии Флада и Джексона метафорам уделено особое внимание как средству обеспечения креативности - творческого подхода к проблемной ситуации. Разработчикам предлагается проанализировать проблему сквозь призму пяти базовых системных метафор: машины, организма, мозга, культуры и политики.  На первом этапе просматриваются поверхностные аналогии изучаемой социальной системы с машиной, организмом и мозгом. Метафора культуры организации также хорошо известна специалистам по теории менеджмента. Метафора политики фокусирует внимание на распределении властных полномочий в организации, проблемах принуждения, существующих конфликтах. Выбрав на первом этапе подходящую метафору, исследователи начинают более детально и глубоко анализировать атрибуты системной метафоры, возможность их применения в данной ситуации с целью построения новой, свободной от выявленных недостатков социальной системы.

Слайд 27


Развитие системного подхода, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28





Разработка сюжетной линии для метафоры «организация как живой организм»
Описание слайда:
Разработка сюжетной линии для метафоры «организация как живой организм»

Слайд 29





Разработка сюжетной линии для метафоры «организация как структура господства и подчинения».
Описание слайда:
Разработка сюжетной линии для метафоры «организация как структура господства и подчинения».



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию