🗊Презентация Речевой портрет носителя просторечия

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Речевой портрет носителя просторечия, слайд №1Речевой портрет носителя просторечия, слайд №2Речевой портрет носителя просторечия, слайд №3Речевой портрет носителя просторечия, слайд №4Речевой портрет носителя просторечия, слайд №5Речевой портрет носителя просторечия, слайд №6Речевой портрет носителя просторечия, слайд №7Речевой портрет носителя просторечия, слайд №8Речевой портрет носителя просторечия, слайд №9Речевой портрет носителя просторечия, слайд №10Речевой портрет носителя просторечия, слайд №11Речевой портрет носителя просторечия, слайд №12Речевой портрет носителя просторечия, слайд №13Речевой портрет носителя просторечия, слайд №14Речевой портрет носителя просторечия, слайд №15Речевой портрет носителя просторечия, слайд №16Речевой портрет носителя просторечия, слайд №17Речевой портрет носителя просторечия, слайд №18Речевой портрет носителя просторечия, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Речевой портрет носителя просторечия. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Речевой портрет носителя просторечия
Выполнили:
Гришина Анна,
Белоусова Кристина
41 группа
Описание слайда:
Речевой портрет носителя просторечия Выполнили: Гришина Анна, Белоусова Кристина 41 группа

Слайд 2





Две группы носителей современного просторечия
Просторечие-1 представлено в речи горожан старшего возраста, выходцев из деревни, не утративших связь с диалектной средой и не имеющих образования;
2. Просторечием-2 пользуются горожане молодого и среднего возраста, имеющие незаконченное среднее образование и не владеющие нормами литературного языка.
Описание слайда:
Две группы носителей современного просторечия Просторечие-1 представлено в речи горожан старшего возраста, выходцев из деревни, не утративших связь с диалектной средой и не имеющих образования; 2. Просторечием-2 пользуются горожане молодого и среднего возраста, имеющие незаконченное среднее образование и не владеющие нормами литературного языка.

Слайд 3






Исследователи просторечия имеют дело, как правило, с устной речью. Книжный эквивалент просторечия –безграмотное письмо  человека, не знакомого с эпистолярными жанрами литературного языка.
Описание слайда:
Исследователи просторечия имеют дело, как правило, с устной речью. Книжный эквивалент просторечия –безграмотное письмо человека, не знакомого с эпистолярными жанрами литературного языка.

Слайд 4





В письменной речи встречаются:
Многочисленный пересказы чужой речи
Большое количество политических клише
 Трансформированные фрагменты газетной речи
Типичные просторечные высказывания
Описание слайда:
В письменной речи встречаются: Многочисленный пересказы чужой речи Большое количество политических клише Трансформированные фрагменты газетной речи Типичные просторечные высказывания

Слайд 5





Типичные просторечные высказывания:
Женщины худые, истощалые, одна на нас шкура да кости;
Брату война скосила жизнь;
Сколько пережитков я перенесла с этым мужом Дмитрием Ивановичем Тюричевым;
До каких пор это будит нервно трепка;
Какие всеже кровососатели трипают мои нервы до нельзы;
Я тибе устрою картибалет;
Плачит кракадилевимы слёзамы и др.
Описание слайда:
Типичные просторечные высказывания: Женщины худые, истощалые, одна на нас шкура да кости; Брату война скосила жизнь; Сколько пережитков я перенесла с этым мужом Дмитрием Ивановичем Тюричевым; До каких пор это будит нервно трепка; Какие всеже кровососатели трипают мои нервы до нельзы; Я тибе устрою картибалет; Плачит кракадилевимы слёзамы и др.

Слайд 6





В речевом портрете носителя просторечия особенно значимы следующие характеристики:
Самооценка языковой личности (ЯЛ), осознание различий в языковых средствах, используемых разными членами языкового коллектива;
Прагматиком ЯЛ;
Отражение в индивидуальном лексиконе идеологии ЯЛ;
Идиомы в тезаурусе ЯЛ, отражение в них особенностей народного сознания;
Описание слайда:
В речевом портрете носителя просторечия особенно значимы следующие характеристики: Самооценка языковой личности (ЯЛ), осознание различий в языковых средствах, используемых разными членами языкового коллектива; Прагматиком ЯЛ; Отражение в индивидуальном лексиконе идеологии ЯЛ; Идиомы в тезаурусе ЯЛ, отражение в них особенностей народного сознания;

Слайд 7





Заимствования, их переосмысление в индивидуальном лексиконе ЯЛ;
Заимствования, их переосмысление в индивидуальном лексиконе ЯЛ;
Словообразование в речевой деятельности ЯЛ;
Отражение особенностей лексикона ЯЛ в окказиональной синтагматике.
Описание слайда:
Заимствования, их переосмысление в индивидуальном лексиконе ЯЛ; Заимствования, их переосмысление в индивидуальном лексиконе ЯЛ; Словообразование в речевой деятельности ЯЛ; Отражение особенностей лексикона ЯЛ в окказиональной синтагматике.

Слайд 8





Характерные особенности устной разговорной речи носителей просторечья
1. Устная разговорная речь носителей просторечья непринуждённая и раскованная
2. Напрямую отражает особенности эмоциональной сферы человека
3. Активизируется богатый экспрессивный лексический фонд народной речи.
Описание слайда:
Характерные особенности устной разговорной речи носителей просторечья 1. Устная разговорная речь носителей просторечья непринуждённая и раскованная 2. Напрямую отражает особенности эмоциональной сферы человека 3. Активизируется богатый экспрессивный лексический фонд народной речи.

Слайд 9





Примеры просторечных высказываний
Это ведь не капуста, а вырохобина какая-то
Юрка был такой развиндяй, все ключи терял
К ней вчерась новый врач пришел, безо всякого вызову, уж такая хорошая, выхухленная
Вот Валя – золотая рыбка, а скукурузнулась [не может помогать родным]
Морда поросячья, красная, спичку зажгёшь – загорится (о соседе-пьянице)
Описание слайда:
Примеры просторечных высказываний Это ведь не капуста, а вырохобина какая-то Юрка был такой развиндяй, все ключи терял К ней вчерась новый врач пришел, безо всякого вызову, уж такая хорошая, выхухленная Вот Валя – золотая рыбка, а скукурузнулась [не может помогать родным] Морда поросячья, красная, спичку зажгёшь – загорится (о соседе-пьянице)

Слайд 10





4. Большое место в тезаурусе носителей просторечья занимают пословицы, поговорки, различного рода устойчивые сочетания. При этом в большинстве случаев непросто определить соотношение воспроизводимости устойчивого выражения и творческой трансформации языковых единиц. Носитель устной народной культуры не ощущает резкой грани между своим и цитируемым
4. Большое место в тезаурусе носителей просторечья занимают пословицы, поговорки, различного рода устойчивые сочетания. При этом в большинстве случаев непросто определить соотношение воспроизводимости устойчивого выражения и творческой трансформации языковых единиц. Носитель устной народной культуры не ощущает резкой грани между своим и цитируемым
Мороз не велик, а стоять не велит
Спохватился, когда свет обвалился
Нужна ты Москве, как слепому зеркало
На всех репы не упаришь
Тепло – с носу потекло. Иди-ка поморозься там, как раз вспотеешь
А вот капусту глядите какую я купила. Ведь капуста капусте рознь, а другую и вовсе брось
Описание слайда:
4. Большое место в тезаурусе носителей просторечья занимают пословицы, поговорки, различного рода устойчивые сочетания. При этом в большинстве случаев непросто определить соотношение воспроизводимости устойчивого выражения и творческой трансформации языковых единиц. Носитель устной народной культуры не ощущает резкой грани между своим и цитируемым 4. Большое место в тезаурусе носителей просторечья занимают пословицы, поговорки, различного рода устойчивые сочетания. При этом в большинстве случаев непросто определить соотношение воспроизводимости устойчивого выражения и творческой трансформации языковых единиц. Носитель устной народной культуры не ощущает резкой грани между своим и цитируемым Мороз не велик, а стоять не велит Спохватился, когда свет обвалился Нужна ты Москве, как слепому зеркало На всех репы не упаришь Тепло – с носу потекло. Иди-ка поморозься там, как раз вспотеешь А вот капусту глядите какую я купила. Ведь капуста капусте рознь, а другую и вовсе брось

Слайд 11





5. При использовании «народной афористики» нередки метаязыковые вставки, отсылающие к коллективному источнику соответствующего выражения:
5. При использовании «народной афористики» нередки метаязыковые вставки, отсылающие к коллективному источнику соответствующего выражения:
Он ведь совсем не пил, а жили, как нищие. Таких называют «сухой пьяница»: водки не пьет, а денежки не вьет.
Кто б ей тама [в больнице] дал право в валенках шастать, умная больно. Нет уж милая, правильно говорят: выше лба уши не растут, а растут пониже.
Вот ведь баба молодая, а коровы держать не хочет. Тоже мне, господа какие, можно подумать, из принцев вышли. Да, конечно, с коровой надобно рано вставать. Да ну их, как хотят, пусть сидят без молока и масла. Верно говорят: не уедно, так улежно (т.е. не сытно, зато есть время бездельничать)
Описание слайда:
5. При использовании «народной афористики» нередки метаязыковые вставки, отсылающие к коллективному источнику соответствующего выражения: 5. При использовании «народной афористики» нередки метаязыковые вставки, отсылающие к коллективному источнику соответствующего выражения: Он ведь совсем не пил, а жили, как нищие. Таких называют «сухой пьяница»: водки не пьет, а денежки не вьет. Кто б ей тама [в больнице] дал право в валенках шастать, умная больно. Нет уж милая, правильно говорят: выше лба уши не растут, а растут пониже. Вот ведь баба молодая, а коровы держать не хочет. Тоже мне, господа какие, можно подумать, из принцев вышли. Да, конечно, с коровой надобно рано вставать. Да ну их, как хотят, пусть сидят без молока и масла. Верно говорят: не уедно, так улежно (т.е. не сытно, зато есть время бездельничать)

Слайд 12





6.Трансформация устойчивых книжных сочетаний, например, «на лоне природы»:
6.Трансформация устойчивых книжных сочетаний, например, «на лоне природы»:
Она мне и говорит: хорошо вам ездить каждый год в деревню и жить там всё лето на лУне природы. Пожила бы ты сама на этой лУне природы, постояла бы целый день у плиты.
Описание слайда:
6.Трансформация устойчивых книжных сочетаний, например, «на лоне природы»: 6.Трансформация устойчивых книжных сочетаний, например, «на лоне природы»: Она мне и говорит: хорошо вам ездить каждый год в деревню и жить там всё лето на лУне природы. Пожила бы ты сама на этой лУне природы, постояла бы целый день у плиты.

Слайд 13





7. Речь носителей просторечья пестрит заимствованиями. Сам факт использования таких слов возвышает языковую личность в собственных глазах. Заимствования почти всегда трансформируются
7. Речь носителей просторечья пестрит заимствованиями. Сам факт использования таких слов возвышает языковую личность в собственных глазах. Заимствования почти всегда трансформируются
У ней теперь аквария большая для рыб
У нас теперь в деревне какой-то катарацкий [колорадский] жук появился
Наши соседи богатеи зямскую [сиамскую] кошку взяли, а кормить то и нечем
Мы уже давно здесь живём, аклимовались
Она на второцевта [фармацевта] учится
Он учится в етой аспинатуре, а работает в хируическом отделении
Описание слайда:
7. Речь носителей просторечья пестрит заимствованиями. Сам факт использования таких слов возвышает языковую личность в собственных глазах. Заимствования почти всегда трансформируются 7. Речь носителей просторечья пестрит заимствованиями. Сам факт использования таких слов возвышает языковую личность в собственных глазах. Заимствования почти всегда трансформируются У ней теперь аквария большая для рыб У нас теперь в деревне какой-то катарацкий [колорадский] жук появился Наши соседи богатеи зямскую [сиамскую] кошку взяли, а кормить то и нечем Мы уже давно здесь живём, аклимовались Она на второцевта [фармацевта] учится Он учится в етой аспинатуре, а работает в хируическом отделении

Слайд 14





8. Употребление книжных слов в неверных значениях
8. Употребление книжных слов в неверных значениях
Мать её фильтрует [флиртует], а девке ведь стыдно.
Ейный муж с каким-то мужским эффектом был, поэтому у них детей не было.
Она взяла экономический [академический] отпуск.
Описание слайда:
8. Употребление книжных слов в неверных значениях 8. Употребление книжных слов в неверных значениях Мать её фильтрует [флиртует], а девке ведь стыдно. Ейный муж с каким-то мужским эффектом был, поэтому у них детей не было. Она взяла экономический [академический] отпуск.

Слайд 15





9. Народная этимология, весьма характерная для просторечия, мотивирует многие причудливые связи заимствованных слов в тезаурусе языковой личности
9. Народная этимология, весьма характерная для просторечия, мотивирует многие причудливые связи заимствованных слов в тезаурусе языковой личности
Сегодня по радио сказали, что будет восьмивальный ветер (восьмибальный > валить > восьмивальный)
Ейная соседка говорит, что ей ещё до войны любилей справляли (юбилей > любить > любилей)
А пока живут на стипенсию (стипендия > пенсия > стипенсия)
Описание слайда:
9. Народная этимология, весьма характерная для просторечия, мотивирует многие причудливые связи заимствованных слов в тезаурусе языковой личности 9. Народная этимология, весьма характерная для просторечия, мотивирует многие причудливые связи заимствованных слов в тезаурусе языковой личности Сегодня по радио сказали, что будет восьмивальный ветер (восьмибальный > валить > восьмивальный) Ейная соседка говорит, что ей ещё до войны любилей справляли (юбилей > любить > любилей) А пока живут на стипенсию (стипендия > пенсия > стипенсия)

Слайд 16





10.   В процессе индивидуального 	словопроизводства нередко 	образуются слова, омонимичные 	словам литературного языка:
10.   В процессе индивидуального 	словопроизводства нередко 	образуются слова, омонимичные 	словам литературного языка:
У ней организма вся здоровая, а она говорит: «У меня печенья болят, мне это против показано»
Хорошо, что она в деревню поехала и мать ещё в живности застала
Описание слайда:
10. В процессе индивидуального словопроизводства нередко образуются слова, омонимичные словам литературного языка: 10. В процессе индивидуального словопроизводства нередко образуются слова, омонимичные словам литературного языка: У ней организма вся здоровая, а она говорит: «У меня печенья болят, мне это против показано» Хорошо, что она в деревню поехала и мать ещё в живности застала

Слайд 17





11.   Для носителя просторечья весьма 	характерны неожиданные, 	основанные на отдаленных 	семантических связях соединения 	слов в речи:
11.   Для носителя просторечья весьма 	характерны неожиданные, 	основанные на отдаленных 	семантических связях соединения 	слов в речи:
Лекарство у меня кончилось, а надобно бы ещё купить, была опять в гопатической аптеке, так горошком теперича тама нету. Ну и брала бы мукой, не всё одно? (смешение слов мука и порошок, шарики и горошек)
Описание слайда:
11. Для носителя просторечья весьма характерны неожиданные, основанные на отдаленных семантических связях соединения слов в речи: 11. Для носителя просторечья весьма характерны неожиданные, основанные на отдаленных семантических связях соединения слов в речи: Лекарство у меня кончилось, а надобно бы ещё купить, была опять в гопатической аптеке, так горошком теперича тама нету. Ну и брала бы мукой, не всё одно? (смешение слов мука и порошок, шарики и горошек)

Слайд 18





12.   Свободный выбор семантических 	партнеров для слов, обладающих в 	литературном языке ограниченной 	сочетаемостью
12.   Свободный выбор семантических 	партнеров для слов, обладающих в 	литературном языке ограниченной 	сочетаемостью
У меня был сегодня скоропостижный пирог
Она была закадычная еврейка
Того и гляди наизнанку упадёшь
Описание слайда:
12. Свободный выбор семантических партнеров для слов, обладающих в литературном языке ограниченной сочетаемостью 12. Свободный выбор семантических партнеров для слов, обладающих в литературном языке ограниченной сочетаемостью У меня был сегодня скоропостижный пирог Она была закадычная еврейка Того и гляди наизнанку упадёшь

Слайд 19





Яркой особенностью для носителей просторечия является творческое отношение к языку, своеобразное соединение в речи различных влияний: диалектной среды, с одной стороны, и обиходного словаря горожан – с другой.
Яркой особенностью для носителей просторечия является творческое отношение к языку, своеобразное соединение в речи различных влияний: диалектной среды, с одной стороны, и обиходного словаря горожан – с другой.
Описание слайда:
Яркой особенностью для носителей просторечия является творческое отношение к языку, своеобразное соединение в речи различных влияний: диалектной среды, с одной стороны, и обиходного словаря горожан – с другой. Яркой особенностью для носителей просторечия является творческое отношение к языку, своеобразное соединение в речи различных влияний: диалектной среды, с одной стороны, и обиходного словаря горожан – с другой.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию