🗊 Семинарское занятие 1 Школы и направления в Этнологии

Категория: История
Нажмите для полного просмотра!
  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №1  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №2  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №3  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №4  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №5  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №6  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №7  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №8  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №9  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №10  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №11  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №12  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №13  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №14  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №15  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №16  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №17  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №18  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №19  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №20  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №21  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №22  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №23  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №24  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №25  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №26  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №27  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №28  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №29  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №30  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №31  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №32  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №33  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №34  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №35  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №36  
  Семинарское занятие 1  Школы и направления в Этнологии  , слайд №37

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Семинарское занятие 1 Школы и направления в Этнологии . Презентация содержит 37 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Семинарское занятие 1
Школы и направления в Этнологии
Описание слайда:
Семинарское занятие 1 Школы и направления в Этнологии

Слайд 2





План 

   1 .Основные  школы  в этнологии
2. Основные   направления в этнологии
Описание слайда:
План 1 .Основные школы в этнологии 2. Основные направления в этнологии

Слайд 3





Периоды возникновения, существования и потери влияния школ и направлений в этнологии
Описание слайда:
Периоды возникновения, существования и потери влияния школ и направлений в этнологии

Слайд 4





Эволюцион́изм 
(эволюционная школа) 
— направление в этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации.
 Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов.   
Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.
Описание слайда:
Эволюцион́изм (эволюционная школа)  — направление в этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов.  Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.

Слайд 5






Тайлор (Tylor), Эдуард Бернетт (02.10.1832, Лондон-02.01.1917, Уэллингтон) - английский этнограф и исследователь истории культуры, первобытного общества и религии. Один из основоположников эволюционизма. Исходя из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступая против утверждений о регрессе отдельных народов, Тайлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции, вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру.
Описание слайда:
Тайлор (Tylor), Эдуард Бернетт (02.10.1832, Лондон-02.01.1917, Уэллингтон) - английский этнограф и исследователь истории культуры, первобытного общества и религии. Один из основоположников эволюционизма. Исходя из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступая против утверждений о регрессе отдельных народов, Тайлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции, вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру.

Слайд 6





Герберт Спенсер Herbert Spencer 
Английский философ, главный представитель эволюционизма.  Родился 27 апреля 1820 года. 
 Получил образование в Кембриджском университете.
 
 Спенсер рассматривал общество как организм - это позволило ему осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. При этом он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, а лишь сравнивал эти две сущности, выделяя как сходства, так и различия между ними. 
По Спенсеру, общество это - «сверхорганический» организм, специфическая организация. 
Спенсер не настаивал на необратимости развития общества по предопределённым этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественное, природное окружение.
Описание слайда:
Герберт Спенсер Herbert Spencer Английский философ, главный представитель эволюционизма. Родился 27 апреля 1820 года. Получил образование в Кембриджском университете. Спенсер рассматривал общество как организм - это позволило ему осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. При этом он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, а лишь сравнивал эти две сущности, выделяя как сходства, так и различия между ними. По Спенсеру, общество это - «сверхорганический» организм, специфическая организация. Спенсер не настаивал на необратимости развития общества по предопределённым этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественное, природное окружение.

Слайд 7





Социал-дарвинизм можно определить как направление   сводящее закономерности развития общества к закономерностям биологической эволюции, в частности, рассматривающее естественный отбор как определяющий фактор общественной жизни 

Г. Спенсер выдвинул концепцию однолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапы человеческого прогресса жёстко предопределены, так же как эволюция индивида от детства к зрелости. 

Социальный дарвинизм - это рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами. Согласно теории Спенсера, общества, как и живые тела, начинаются как зародыши - возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают. Хотя эволюция человечества в целом остаётся уверенной, определённые общества могут не только прогрессировать, но и отступать вспять.
Описание слайда:
Социал-дарвинизм можно определить как направление сводящее закономерности развития общества к закономерностям биологической эволюции, в частности, рассматривающее естественный отбор как определяющий фактор общественной жизни Г. Спенсер выдвинул концепцию однолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапы человеческого прогресса жёстко предопределены, так же как эволюция индивида от детства к зрелости. Социальный дарвинизм - это рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами. Согласно теории Спенсера, общества, как и живые тела, начинаются как зародыши - возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают. Хотя эволюция человечества в целом остаётся уверенной, определённые общества могут не только прогрессировать, но и отступать вспять.

Слайд 8






Джеймс Джордж Фрэзер (Фрезер, Фрейзер) (Sir James George Frazer; 
1 января 1854, Шотландия — 7 мая 1941, Кембридж) — английский антрополог, культуролог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии. 
В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальная противоположность разума предрассудку.
Фрэзер развивал сравнительный метод в этнографии, он является одним из родоначальников сравнительного религиоведения. Его работы затрагивали широкий спектр антропологических исследований. Он был первым, кто предположил наличие связи между мифами и ритуалами
Описание слайда:
Джеймс Джордж Фрэзер (Фрезер, Фрейзер) (Sir James George Frazer; 1 января 1854, Шотландия — 7 мая 1941, Кембридж) — английский антрополог, культуролог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии. В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальная противоположность разума предрассудку. Фрэзер развивал сравнительный метод в этнографии, он является одним из родоначальников сравнительного религиоведения. Его работы затрагивали широкий спектр антропологических исследований. Он был первым, кто предположил наличие связи между мифами и ритуалами

Слайд 9






3.Адольф Бастиан (1826—1905) 
Основоположник немецкой этнологии и эволюционизма  
Бастиан исходит из мысли о закономерном развитии человеческой истории, которая протекает от несовершенного к совершенному. 
В исследованиях народов он делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей.
Все первобытные люди, по Бастиану, имеют одинаковую психическую структуру, так как обладают самой простой системам адаптации к историко-географ. условиям. 
Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обусловливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ формирует собственный круг идей, который определяет содержание культуры данного народа. Пока этот народ живет обособленной жизнью, круг его идей остается постоянным, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывает, что развитие человечества происходит в форме круговорота, цикла, который способен продолжаться, если новые раздражители дают стимул для этого.
Описание слайда:
3.Адольф Бастиан (1826—1905)  Основоположник немецкой этнологии и эволюционизма Бастиан исходит из мысли о закономерном развитии человеческой истории, которая протекает от несовершенного к совершенному. В исследованиях народов он делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. Все первобытные люди, по Бастиану, имеют одинаковую психическую структуру, так как обладают самой простой системам адаптации к историко-географ. условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обусловливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ формирует собственный круг идей, который определяет содержание культуры данного народа. Пока этот народ живет обособленной жизнью, круг его идей остается постоянным, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывает, что развитие человечества происходит в форме круговорота, цикла, который способен продолжаться, если новые раздражители дают стимул для этого.

Слайд 10





МОРГАН (Morgan) Льюис Генри (1818-1889) - американский антрополог,   один из создателей теории эволюционизма Общественный деятель - защитник прав коренного индейского населения США. 
Труд М. "Древнее общество" (1877). Где предложена детализированная схема исторической эволюции человеческой культуры и общества. Вслед за Тайлором М. выделял три основные стадии развития общества: дикость, варварство и цивилизацию. Вместе с тем, он подразделял каждую из двух первых стадий на три периода (низший, средний и высший).
Описание слайда:
МОРГАН (Morgan) Льюис Генри (1818-1889) - американский антрополог, один из создателей теории эволюционизма Общественный деятель - защитник прав коренного индейского населения США. Труд М. "Древнее общество" (1877). Где предложена детализированная схема исторической эволюции человеческой культуры и общества. Вслед за Тайлором М. выделял три основные стадии развития общества: дикость, варварство и цивилизацию. Вместе с тем, он подразделял каждую из двух первых стадий на три периода (низший, средний и высший).

Слайд 11






2. Диффузионизм 
как научное направление  этнологии признавал главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур.
«диффузия» (от лат. diffusio — распространение)  в физики,  означало «растекание», «проникновение», а применительно к этнологии стало обозначать распространение культурных явлений путем контактов между народами — через торговлю, переселение, завоевания.
Описание слайда:
2. Диффузионизм как научное направление этнологии признавал главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. «диффузия» (от лат. diffusio — распространение) в физики, означало «растекание», «проникновение», а применительно к этнологии стало обозначать распространение культурных явлений путем контактов между народами — через торговлю, переселение, завоевания.

Слайд 12







Основная идея диффузионизма — взаимопроникновение, заимствование  культур - была правомерна и продуктивна. 
И в противовес абстрактному рассмотрению культур эволюционизма, диффузионисты поставили вопрос о географической определенности и взаимовлиянии культур разных пародов. Для этого они пытались найти методы сравнения и анализа сходных явлений в различных культурах.
Описание слайда:
Основная идея диффузионизма — взаимопроникновение, заимствование культур - была правомерна и продуктивна. И в противовес абстрактному рассмотрению культур эволюционизма, диффузионисты поставили вопрос о географической определенности и взаимовлиянии культур разных пародов. Для этого они пытались найти методы сравнения и анализа сходных явлений в различных культурах.

Слайд 13






Ратцель (Ratzel) Фридрих (30.08. 1844-09.08.1904) немецкий географ и этнограф, представитель диффузионизма, основатель "политической географии", 
Ратцелю, выступившему против эволюционизма в этнографии, удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических зонах.
Описание слайда:
Ратцель (Ratzel) Фридрих (30.08. 1844-09.08.1904) немецкий географ и этнограф, представитель диффузионизма, основатель "политической географии", Ратцелю, выступившему против эволюционизма в этнографии, удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических зонах.

Слайд 14





Ратцель выделял два способа перемещения элементов культур: 
1) полный и быстрый перенос всего культурного комплекса; 
этот способ он называл аккультурацией; 
2) перенос отдельных этнографических предметов от одного народа к другому. 
При этом он отмечал, что одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, другие (упряжь, изделия из металла) передвигаются только вместе с их носителями.
Описание слайда:
Ратцель выделял два способа перемещения элементов культур: 1) полный и быстрый перенос всего культурного комплекса; этот способ он называл аккультурацией; 2) перенос отдельных этнографических предметов от одного народа к другому. При этом он отмечал, что одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, другие (упряжь, изделия из металла) передвигаются только вместе с их носителями.

Слайд 15





 Базовые идеи диффузионизма  общие для всего направления.
• Культура — живой организм, рождающийся и развивающийся в определенных географических условиях; 
каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется но всему земному шару.
• Основными факторами развития культуры служат заимствования, переносы, смешение ее элементов; перемещение культур
затрагивает не только предметы материального быта, но и ду. ховные явления: мифы, культы, обычаи и пр.
• У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения: нахождение этих центров составляет главную задачу этнологии.
• Методом исследования культур является изучение культурных кругов, или ареалов элементов культуры.
• Каждый элемент культуры возникает только однажды, и, составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.
Описание слайда:
Базовые идеи диффузионизма общие для всего направления. • Культура — живой организм, рождающийся и развивающийся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется но всему земному шару. • Основными факторами развития культуры служат заимствования, переносы, смешение ее элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и ду. ховные явления: мифы, культы, обычаи и пр. • У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения: нахождение этих центров составляет главную задачу этнологии. • Методом исследования культур является изучение культурных кругов, или ареалов элементов культуры. • Каждый элемент культуры возникает только однажды, и, составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.

Слайд 16







УИССЛЕР, КЛАРК (Wissler, Clark) 
 американский антрополог. Родился 18 сентября 1870 шт. Индиана). 
Умер Нью-Йорке 25 августа 1947.
Преподавал в Колумбийском университете, работал в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке и преподавал в Йельском университете.
Уисслер провел полевые исследования в прериях западных штатов, где изучал племена индейцев сиу и «черноногих».
Среди его работ – Американский индеец (American Indian, 1917),
Человек и культура (Man and Culture, 1923),
Индейцы Соединенных Штатов (Indians of United States, 1940). 
Понятие культурного ареала было разработано Уисслером, Боасом и рядом других ученых в целях классификации этнологических коллекций.
Описание слайда:
УИССЛЕР, КЛАРК (Wissler, Clark) американский антрополог. Родился 18 сентября 1870 шт. Индиана). Умер Нью-Йорке 25 августа 1947. Преподавал в Колумбийском университете, работал в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке и преподавал в Йельском университете. Уисслер провел полевые исследования в прериях западных штатов, где изучал племена индейцев сиу и «черноногих». Среди его работ – Американский индеец (American Indian, 1917), Человек и культура (Man and Culture, 1923), Индейцы Соединенных Штатов (Indians of United States, 1940). Понятие культурного ареала было разработано Уисслером, Боасом и рядом других ученых в целях классификации этнологических коллекций.

Слайд 17





В рамках теории дифузионизма существовало несколько научных направлений.
Историко-географическое — связанное в наибольшей степени с именем Э. Норденшельда. Это направление ставило своей задачей показать на основе изучения культур временную последовательность культурного развития.
Гелиолетическое — выводящее все культурное развитие из Древнего Египта.
Изучение культурных кругов — сводившее всё развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количеством специфических культурных элементов.
Описание слайда:
В рамках теории дифузионизма существовало несколько научных направлений. Историко-географическое — связанное в наибольшей степени с именем Э. Норденшельда. Это направление ставило своей задачей показать на основе изучения культур временную последовательность культурного развития. Гелиолетическое — выводящее все культурное развитие из Древнего Египта. Изучение культурных кругов — сводившее всё развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количеством специфических культурных элементов.

Слайд 18






Но́рденшельд (Nordenskiöld)        Нильс Адольф Эрик 
18.11.1832 — 12.8.1901, 
шведский геолог и географ исследователь Арктики, мореплаватель, историко-картограф, член Стокгольмской АН (1858). Барон.
В 1853 окончил университет в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). 
В 1861 участвовал в шведской экспедиции О. Торелля на 
о. Шпицберген.
Описание слайда:
Но́рденшельд (Nordenskiöld)        Нильс Адольф Эрик 18.11.1832 — 12.8.1901, шведский геолог и географ исследователь Арктики, мореплаватель, историко-картограф, член Стокгольмской АН (1858). Барон. В 1853 окончил университет в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). В 1861 участвовал в шведской экспедиции О. Торелля на о. Шпицберген.

Слайд 19





Ле́о Фробе́ниус нем. Leo Frobenius; 
29 июня 1873- 9 августа 1938 — немецкий этнограф-африканист, археолог, сторонник диффузионистской теории, автор теории «морфологии культуры». Получил образование во Франкфуртском университете, этнологический институт которого былоторого был позднее назван в его честь (1946) 
Впервые в этнографии ввёл метод систематического картографирования явлений культуры. Один из основоположников диффузионистской теории культурных кругов.
На территории Африканского континента Фробениус выделяет несколько культурных кругов, т. е. целостных комплексов явлений культуры, характерных для определённой местности.
Описание слайда:
Ле́о Фробе́ниус нем. Leo Frobenius;  29 июня 1873- 9 августа 1938 — немецкий этнограф-африканист, археолог, сторонник диффузионистской теории, автор теории «морфологии культуры». Получил образование во Франкфуртском университете, этнологический институт которого былоторого был позднее назван в его честь (1946) Впервые в этнографии ввёл метод систематического картографирования явлений культуры. Один из основоположников диффузионистской теории культурных кругов. На территории Африканского континента Фробениус выделяет несколько культурных кругов, т. е. целостных комплексов явлений культуры, характерных для определённой местности.

Слайд 20





КУЛЬТУРНЫЕ АРЕАЛЫ 
- зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов .

КУЛЬТУРНЫЕ АРЕАЛЫ могут охватывать и зоны межэтническог распространения каких-либо элементов специализированных культур (например, ареал индо-буддийской культуры или ареал политических культур, основанных на традициях римского права)
Понятие Культурные ареалы во многих отношениях близко к понятию “локальной цивилизации”, хотя и отражает, как правило, зоны распространения более частых культурных черт, а иногда и отдельных форм.
Описание слайда:
КУЛЬТУРНЫЕ АРЕАЛЫ - зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов . КУЛЬТУРНЫЕ АРЕАЛЫ могут охватывать и зоны межэтническог распространения каких-либо элементов специализированных культур (например, ареал индо-буддийской культуры или ареал политических культур, основанных на традициях римского права) Понятие Культурные ареалы во многих отношениях близко к понятию “локальной цивилизации”, хотя и отражает, как правило, зоны распространения более частых культурных черт, а иногда и отдельных форм.

Слайд 21






СЕПИР (Сэпир) (Sapir) Эдвард (1884-1939) - амер. лингвист и антрополог. 
К этнографическому  материалу Сепир подходил как лингвист, его интересовали проблемы формирования и функционирования индейских языков и диалектов, их роль и влияние на общий характер индейской культуры. Как лингвист Сепир был приверженцем формирующейся в тот период структурной лингвистики, одним из основоположников которой он стал. Пафосом этого направления было стремление перейти в анализе языка от историко-описательных построений к использованию методов точных наук, дать систематические описание языка, подобное математическому.
Описание слайда:
СЕПИР (Сэпир) (Sapir) Эдвард (1884-1939) - амер. лингвист и антрополог.  К этнографическому материалу Сепир подходил как лингвист, его интересовали проблемы формирования и функционирования индейских языков и диалектов, их роль и влияние на общий характер индейской культуры. Как лингвист Сепир был приверженцем формирующейся в тот период структурной лингвистики, одним из основоположников которой он стал. Пафосом этого направления было стремление перейти в анализе языка от историко-описательных построений к использованию методов точных наук, дать систематические описание языка, подобное математическому.

Слайд 22






Херсковиц был непримиримым противником расизма. 
Последовательный и яркий представитель теории культурного релятивизма, популярной в американской социальной антропологии  1950–60-х гг. Основные тезисы этой теории: признание самостоятельности и полноценности каждой культуры и отрицание абсолютного значения европейско-американской системы моральных понятий.  
При сравнении культур Херсковиц был склонен подчеркивать сходство, а не различия между ними. Особое внимание он уделял универсалиям — тем чертам общечеловеческой культуры, которые могут весьма различно проявляться у разных народов. В заключительной главе книги Херсковиц писал о практическом значении этнологии, о том, что она учит внимательному и уважительному отношению к культуре каждого народа. 
Описание слайда:
Херсковиц был непримиримым противником расизма. Последовательный и яркий представитель теории культурного релятивизма, популярной в американской социальной антропологии 1950–60-х гг. Основные тезисы этой теории: признание самостоятельности и полноценности каждой культуры и отрицание абсолютного значения европейско-американской системы моральных понятий. При сравнении культур Херсковиц был склонен подчеркивать сходство, а не различия между ними. Особое внимание он уделял универсалиям — тем чертам общечеловеческой культуры, которые могут весьма различно проявляться у разных народов. В заключительной главе книги Херсковиц писал о практическом значении этнологии, о том, что она учит внимательному и уважительному отношению к культуре каждого народа. 

Слайд 23





Графтон Эллиот Смит
Grafton Elliot Smith15.08.1871 г - 01.01.1937 г.
 Смит был сторонником гипердиффузионизма, крайней разновидности диффузионизма в археологии
Смит был ведущим специалистом своего времени в области эволюции мозга. 
Британские антропологи Артур Кейт (Arthur Keith) и Графтон Эллиот Смит оба придерживались теории о том, что колыбелью человечества была Европа, отвергая модель азиатского и африканского происхождения. Аргументы в пользу модели Смита позднее стали известны как теория диффузионизма. 
По словам Смита и Уильяма Джеймса Перри , основам человеческой цивилизации и всем культурным инновациям весь мир обязан Египту (Egypt).
Описание слайда:
Графтон Эллиот Смит Grafton Elliot Smith15.08.1871 г - 01.01.1937 г. Смит был сторонником гипердиффузионизма, крайней разновидности диффузионизма в археологии Смит был ведущим специалистом своего времени в области эволюции мозга. Британские антропологи Артур Кейт (Arthur Keith) и Графтон Эллиот Смит оба придерживались теории о том, что колыбелью человечества была Европа, отвергая модель азиатского и африканского происхождения. Аргументы в пользу модели Смита позднее стали известны как теория диффузионизма. По словам Смита и Уильяма Джеймса Перри , основам человеческой цивилизации и всем культурным инновациям весь мир обязан Египту (Egypt).

Слайд 24






Риверс Уильям
Риверс (Rivers) Уильям (12.3.1864, Лутон, Кент, — 4.6.1922, Кембридж), английский этнограф, член Лондонского королевского общества (1908). Изучал островитян проливаТорреса (1898), тода в Южной Индии (1901—02), меланезийцев (1908). Внёс существенный вклад в изучение отношений родства в доклассовом обществе. В ранних работах — эволюционист, но позже (1914) перешёл на позиции диффузионизма; объяснял особенности социального строя и культуры народов Океании как результат взаимодействия ряда последовательных миграционных волн.
Описание слайда:
Риверс Уильям Риверс (Rivers) Уильям (12.3.1864, Лутон, Кент, — 4.6.1922, Кембридж), английский этнограф, член Лондонского королевского общества (1908). Изучал островитян проливаТорреса (1898), тода в Южной Индии (1901—02), меланезийцев (1908). Внёс существенный вклад в изучение отношений родства в доклассовом обществе. В ранних работах — эволюционист, но позже (1914) перешёл на позиции диффузионизма; объяснял особенности социального строя и культуры народов Океании как результат взаимодействия ряда последовательных миграционных волн.

Слайд 25





Различают три основных варианта диффузионизма: 
а) инвайзионизм (от англ. invasion - вторжение)
Успехи в развитии собственной культуры связаны исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники; 
б) теории культурного центра. Изображают  распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой культуры, зародившихся в центре, по периферии. На роль мировых центров могут претендовать, в частности цивилизации Шумера, Вавилона и Египта. 
в) культурно-историческая школа. Рассматривает развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров — культурных кругов. На основе Д. была разработана теория культурных кругов и теория культурных миграций . Т.О. диффузионизм способствовал развитию различных методов исследования культур. 
Описание слайда:
Различают три основных варианта диффузионизма:  а) инвайзионизм (от англ. invasion - вторжение) Успехи в развитии собственной культуры связаны исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники;  б) теории культурного центра. Изображают распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой культуры, зародившихся в центре, по периферии. На роль мировых центров могут претендовать, в частности цивилизации Шумера, Вавилона и Египта. в) культурно-историческая школа. Рассматривает развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров — культурных кругов. На основе Д. была разработана теория культурных кругов и теория культурных миграций . Т.О. диффузионизм способствовал развитию различных методов исследования культур. 

Слайд 26





Социологическая школа
 видела предмет этнологии в изучении человеческого общества
 Основные положения:

1.Общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

2. Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального 
(социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).
3. Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.
4. Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.
Описание слайда:
Социологическая школа видела предмет этнологии в изучении человеческого общества Основные положения: 1.Общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой. 2. Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой). 3. Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества. 4. Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

Слайд 27





 Эмиль Дюркгейм (Durkheim) (15.04.1858‒ 15.11.1917, французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы.
 Дюркгейм выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т. е. влечения, желания, стремления и интересы людей. Природу социальных явлений следует объяснять социальными  факторами . «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. 
Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.
Описание слайда:
Эмиль Дюркгейм (Durkheim) (15.04.1858‒ 15.11.1917, французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы.  Дюркгейм выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т. е. влечения, желания, стремления и интересы людей. Природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами . «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Слайд 28






ЛЕВИ-БРЮЛЬ
ЛЕВИ-БРЮЛЬ(Levy-Bruhl) Люсьен (1857—1939)  фр. Философ и психолог. С 1904 проф. Сорбонны. 
Взгляды и психологическая концепция  сформировались под влиянием идей О. Конта и фр. социологической школы. Его   работы касались проблем морали и истории европейской философии. 
В нач. 20 в. внимание Л.-Б. привлекли новые этнографические данные, описывающие жизнь современных первобытных популяций Юж. Америки, Африки, Австралии и Океании и особенности их менталитета.   
В отличие от  англ. антропологической школы (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер ), которые исходили из неизменности универсальной природы человеческого «духа», психики и мышления, Л.-Б. выделял в эволюции сознания два этапа — первобытное и современное. Отталкиваясь от идей Э. Дюркгейма о социальной детерминации высших психических функций человека и примате коллективных представлений, навязываемых обществом каждому индивиду, Л.-Б. считал, что человеческое сознание социализировано и содержит множество традиционно воспринятых коллективных представлений, а различным обществам соответствуют различные формы мышления.
Описание слайда:
ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЕВИ-БРЮЛЬ(Levy-Bruhl) Люсьен (1857—1939) фр. Философ и психолог. С 1904 проф. Сорбонны. Взгляды и психологическая концепция сформировались под влиянием идей О. Конта и фр. социологической школы. Его работы касались проблем морали и истории европейской философии. В нач. 20 в. внимание Л.-Б. привлекли новые этнографические данные, описывающие жизнь современных первобытных популяций Юж. Америки, Африки, Австралии и Океании и особенности их менталитета.   В отличие от англ. антропологической школы (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер ), которые исходили из неизменности универсальной природы человеческого «духа», психики и мышления, Л.-Б. выделял в эволюции сознания два этапа — первобытное и современное. Отталкиваясь от идей Э. Дюркгейма о социальной детерминации высших психических функций человека и примате коллективных представлений, навязываемых обществом каждому индивиду, Л.-Б. считал, что человеческое сознание социализировано и содержит множество традиционно воспринятых коллективных представлений, а различным обществам соответствуют различные формы мышления.

Слайд 29





Функционализм 
один из основных методологических подходов в культурологии и социальной антропологии, этнологии 

заключающийся в рассмотрении общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как целому.
Описание слайда:
Функционализм один из основных методологических подходов в культурологии и социальной антропологии, этнологии заключающийся в рассмотрении общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как целому.

Слайд 30






Первая завершенная функционалистская концепция принадлежит немецкому этнологу Рихарду Туринвальду 
Отличительной особенностью функционального подхода в исследовании этнических процессов является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов, частей. 
В соответствии с данным подходом культура есть единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого. При этом каждый отдельный элемент не просто выполняет присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Потому важнейшим методом функционализма является разложение культуры на составные части и выяснение зависимости между ними. Для сторонников функционализма не представляют интереса вопросы исторического изменения культур. Их исследования ориентированы на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур и культуры. Этого можно достигнуть посредством анализа многоуровневых взаимоотношений между человеком как психическим организмом и его творением - культурой.
Описание слайда:
Первая завершенная функционалистская концепция принадлежит немецкому этнологу Рихарду Туринвальду Отличительной особенностью функционального подхода в исследовании этнических процессов является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов, частей. В соответствии с данным подходом культура есть единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого. При этом каждый отдельный элемент не просто выполняет присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Потому важнейшим методом функционализма является разложение культуры на составные части и выяснение зависимости между ними. Для сторонников функционализма не представляют интереса вопросы исторического изменения культур. Их исследования ориентированы на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур и культуры. Этого можно достигнуть посредством анализа многоуровневых взаимоотношений между человеком как психическим организмом и его творением - культурой.

Слайд 31





 
Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер 7.4.1884-16.5.1942 английский этнограф и социолог. Окончил Краковский университет (1908), с 1927 жил и работал в Великобритании, последние годы — в США. 
Основные полевые этнографические исследования вёл в 1914-1918 на Новой Гвинее и в Меланезии. 
Основатель 
функциональной школы в этнографии, оказавшей значительное влияние на взгляды многих современных буржуазных этнографов и социологов. Рассматривая этнографию с утилитарной точки зрения, М. считал, что она должна способствовать успешному колониальному управлению в новых исторических условиях — так называемому "косвенному" управлению.
Описание слайда:
  Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер 7.4.1884-16.5.1942 английский этнограф и социолог. Окончил Краковский университет (1908), с 1927 жил и работал в Великобритании, последние годы — в США. Основные полевые этнографические исследования вёл в 1914-1918 на Новой Гвинее и в Меланезии. Основатель функциональной школы в этнографии, оказавшей значительное влияние на взгляды многих современных буржуазных этнографов и социологов. Рассматривая этнографию с утилитарной точки зрения, М. считал, что она должна способствовать успешному колониальному управлению в новых исторических условиях — так называемому "косвенному" управлению.

Слайд 32





Клод ЛЕВИ-СТРОСС (Levi-Strauss) - французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии. 


Ему принадлежат афоризмы: "XXI век будет столетием гуманитарных наук - или его не будет вовсе" и "Ученый - это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы".
Описание слайда:
Клод ЛЕВИ-СТРОСС (Levi-Strauss) - французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии.  Ему принадлежат афоризмы: "XXI век будет столетием гуманитарных наук - или его не будет вовсе" и "Ученый - это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы".

Слайд 33






По мнению Леви-Стросса цель работы этнолога «заключается в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми и всеми различаемыми образами, посредством которых люди понимают историческое становление, инвентарь бессознательных, всегда ограниченных по числу возможностей. 
Их перечень и существующие между ними отношения совместимости и несовместимости создает логическое основание для различных видов исторического развития, если и не всегда предвидимых, то во всяком случае — закономерных... Этнолог не может оставаться безразличным к историческим процессам и к наиболее хорошо осознаваемым выражениям социальных явлений. Однако, если этнолог относится к ним с тем же пристальным вниманием, что и историк, то его целью является исключение как бы в обратном порядке всего, что вызвано исторической случайностью»

Главной задачей Леви-Стросса было показать, что все многообразные явления нашего мира есть модификации некоей исходной единой модели, ее раскрытие, и поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы, между ними могут быть установлены связи и соответствия, показывающие их положение и друг по отношению к другу, и по отношению к первомодели. Путь, которым, согласно Леви-Строссу,  должна пройти наука таков: прежде всего необходимо составить максимально полный перечень отдельных частных фактов, затем установить взаимосвязи между ними, выявить их взаимоотношения и сгруппировать их; после этого все факты следует синтезировать в единое целое, составить систему элементов, соответствующих друг другу, создавая тем самым единый тотальный объект исследования.
Описание слайда:
По мнению Леви-Стросса цель работы этнолога «заключается в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми и всеми различаемыми образами, посредством которых люди понимают историческое становление, инвентарь бессознательных, всегда ограниченных по числу возможностей. Их перечень и существующие между ними отношения совместимости и несовместимости создает логическое основание для различных видов исторического развития, если и не всегда предвидимых, то во всяком случае — закономерных... Этнолог не может оставаться безразличным к историческим процессам и к наиболее хорошо осознаваемым выражениям социальных явлений. Однако, если этнолог относится к ним с тем же пристальным вниманием, что и историк, то его целью является исключение как бы в обратном порядке всего, что вызвано исторической случайностью» Главной задачей Леви-Стросса было показать, что все многообразные явления нашего мира есть модификации некоей исходной единой модели, ее раскрытие, и поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы, между ними могут быть установлены связи и соответствия, показывающие их положение и друг по отношению к другу, и по отношению к первомодели. Путь, которым, согласно Леви-Строссу,  должна пройти наука таков: прежде всего необходимо составить максимально полный перечень отдельных частных фактов, затем установить взаимосвязи между ними, выявить их взаимоотношения и сгруппировать их; после этого все факты следует синтезировать в единое целое, составить систему элементов, соответствующих друг другу, создавая тем самым единый тотальный объект исследования.

Слайд 34






Основой теории Леви-Строса является положение, согласно которому путем применения методов структурной лингвистики можно воссоздать систему символов, отражающих структуру той или иной сферы культуры. Концепция структурализма исходит прежде всего из представления о некоей вечной, внеисторической структуре, не имеющей причинно-следственных связей, структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечночеловеческого сознания.
Описание слайда:
Основой теории Леви-Строса является положение, согласно которому путем применения методов структурной лингвистики можно воссоздать систему символов, отражающих структуру той или иной сферы культуры. Концепция структурализма исходит прежде всего из представления о некоей вечной, внеисторической структуре, не имеющей причинно-следственных связей, структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечночеловеческого сознания.

Слайд 35






 Макс Глюкман (1917-1975) создал новое направление, известное под названием «манчестерская школа неофункционализма»,

 В 1949-1971 - профессор и декан факультета антропологии в Манчестерском университете. Организатор знаменитых Манчестерских семинаров, посвященных анализу полевых этнографических материалов. 
Научную известность  М.Глюкман приобрел благодаря исследованиям, посвященным роли конфликта в социальной жизни традиционного общества. 
 
Описание слайда:
Макс Глюкман (1917-1975) создал новое направление, известное под названием «манчестерская школа неофункционализма», В 1949-1971 - профессор и декан факультета антропологии в Манчестерском университете. Организатор знаменитых Манчестерских семинаров, посвященных анализу полевых этнографических материалов. Научную известность М.Глюкман приобрел благодаря исследованиям, посвященным роли конфликта в социальной жизни традиционного общества.   

Слайд 36






 Взгляды М. Глюкмана формировались под влиянием идей Дюркгейма и Радклифф-Брауна. 
Макс Глюкман  отталкивался от их положений о том, что общество представляет собой моральный порядок, способный сохранять себя несмотря на конфликты между его членами, преследующими собственные интересы и, даже, восстающих против социального принуждения. 
 Глюкман считал, что конфликты представляют собой нормальные (и даже "здоровые") явления социальной жизни, вполне совместимые с поддержанием социального порядка. По Глюкману конфликты, включенные в структуру общественных взаимоотношений на протяжении длительного периода времени, на самом деле ведут к воспроизводству общественной солидарности.
Описание слайда:
 Взгляды М. Глюкмана формировались под влиянием идей Дюркгейма и Радклифф-Брауна. Макс Глюкман отталкивался от их положений о том, что общество представляет собой моральный порядок, способный сохранять себя несмотря на конфликты между его членами, преследующими собственные интересы и, даже, восстающих против социального принуждения. Глюкман считал, что конфликты представляют собой нормальные (и даже "здоровые") явления социальной жизни, вполне совместимые с поддержанием социального порядка. По Глюкману конфликты, включенные в структуру общественных взаимоотношений на протяжении длительного периода времени, на самом деле ведут к воспроизводству общественной солидарности.

Слайд 37





СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА - совокупность этнографических исследований в СССР (введен в 1946 г. С.П. Толстовым).
 По мнению С.А. Токарева, С.Э. Ш.
сложилась в начале 30-х годов, придя на смену отдельным, существовавшим ранее направлениям и группам ученых «школа Штернберга», «школа Анучина», «Школа Преображенского» и др.

«Все советские этнографы, признавшие марксизм-ленинизм единственным подлинно научным методом, объединились на базе этого метода и составили единую советскую школу в этнографии. Эта школа, спаянная единством взглядов по основным методологическим вопросам, противостоит теперь как единое целое всем и всяческим течениям в зарубежной буржуазной науке» (Токарев. 1958. С.87).
Описание слайда:
СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА - совокупность этнографических исследований в СССР (введен в 1946 г. С.П. Толстовым). По мнению С.А. Токарева, С.Э. Ш. сложилась в начале 30-х годов, придя на смену отдельным, существовавшим ранее направлениям и группам ученых «школа Штернберга», «школа Анучина», «Школа Преображенского» и др. «Все советские этнографы, признавшие марксизм-ленинизм единственным подлинно научным методом, объединились на базе этого метода и составили единую советскую школу в этнографии. Эта школа, спаянная единством взглядов по основным методологическим вопросам, противостоит теперь как единое целое всем и всяческим течениям в зарубежной буржуазной науке» (Токарев. 1958. С.87).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию