🗊Презентация Средние величины. (Лекция 4.1)

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
/ 27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Средние величины. (Лекция 4.1). Доклад-сообщение содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 4. Средние величины
К.и.н., доцент кафедры Истории РБ, 
археологии и этнологии
Р.Р.Газизов
Описание слайда:
Лекция 4. Средние величины К.и.н., доцент кафедры Истории РБ, археологии и этнологии Р.Р.Газизов

Слайд 2






Категория средней величины имеет одну из самых древних историй. Теоретическое осмысление средних можно найти в трудах античных философов. В произведениях Аристотеля, Гераклита, Архимеда, Пифагора и других содержится понимание средней как равнодействующей всех определенных условий, которые учавствуют в образовании рассматриваемой совокупности индивидуальных величин.
В.Петти (1623-1687 гг.)
А.Кетле (1796-1874 гг.)
Описание слайда:
Категория средней величины имеет одну из самых древних историй. Теоретическое осмысление средних можно найти в трудах античных философов. В произведениях Аристотеля, Гераклита, Архимеда, Пифагора и других содержится понимание средней как равнодействующей всех определенных условий, которые учавствуют в образовании рассматриваемой совокупности индивидуальных величин. В.Петти (1623-1687 гг.) А.Кетле (1796-1874 гг.)

Слайд 3






Главное значение средних состоит в их обобщающей функции, т.е. в замене множества различных индивидуальных значений признака средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений. Средняя отражает совокупный результат развития и является равнодействующей различных причин и сил, воздействующих на эти явления.
Описание слайда:
Главное значение средних состоит в их обобщающей функции, т.е. в замене множества различных индивидуальных значений признака средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений. Средняя отражает совокупный результат развития и является равнодействующей различных причин и сил, воздействующих на эти явления.

Слайд 4





Использование средних величин предполагает следование определенным правилам.
1. До вычисления средних необходимо обеспечить качественную однородность совокупность.
2. Средние величины вычисляются по массовым данным, т.е. по данным достаточно большого числа единиц наблюдения.
3. Нельзя ограничиваться вычислением средней в целом по совокупности, не меньшее значение имеют средние характеристики и для каждого отдельного типа.
Описание слайда:
Использование средних величин предполагает следование определенным правилам. 1. До вычисления средних необходимо обеспечить качественную однородность совокупность. 2. Средние величины вычисляются по массовым данным, т.е. по данным достаточно большого числа единиц наблюдения. 3. Нельзя ограничиваться вычислением средней в целом по совокупности, не меньшее значение имеют средние характеристики и для каждого отдельного типа.

Слайд 5





Средняя арифметическая ()
- является самым распространенным видом средних величин. Она исчисляется путем отношения суммы всех значений признака к общему числу наблюдений.
где 
n – число единиц наблюдения.
Описание слайда:
Средняя арифметическая () - является самым распространенным видом средних величин. Она исчисляется путем отношения суммы всех значений признака к общему числу наблюдений. где n – число единиц наблюдения.

Слайд 6





Пример 1. Даны сведения о заработной плате шести работников (в условных единицах) – 90, 120, 108, 206, 160, 184. Определить средний размер заработной платы данной совокупности работников. 
 =144,67
Если значения изучаемого признака в совокупности не повторяются, то любое значение этого признака оказывает на величину   одинаковое влияние, т.е. имеет одинаковый «вес».
Описание слайда:
Пример 1. Даны сведения о заработной плате шести работников (в условных единицах) – 90, 120, 108, 206, 160, 184. Определить средний размер заработной платы данной совокупности работников. =144,67 Если значения изучаемого признака в совокупности не повторяются, то любое значение этого признака оказывает на величину одинаковое влияние, т.е. имеет одинаковый «вес».

Слайд 7






Если изучаемая совокупность велика, исходная информация чаще всего представлена группировкой, где значения усредняемого признака встречаются по нескольку раз и частота их различна. Это значит, что любая варианта этого признака оказывает неодинаковое влияние на среднюю величину, которая должна представлять собой результат равномерного распределения значений признака.
Описание слайда:
Если изучаемая совокупность велика, исходная информация чаще всего представлена группировкой, где значения усредняемого признака встречаются по нескольку раз и частота их различна. Это значит, что любая варианта этого признака оказывает неодинаковое влияние на среднюю величину, которая должна представлять собой результат равномерного распределения значений признака.

Слайд 8






Для уравновешивания указанных влияний используют средневзвешенную величину, равную сумме произведений каждого значения признака на его частоту, деленной на сумму всех частот.
 = , где 
Х – варианты признака;
Р – частота вариант (в статистической литературе «f»)
Описание слайда:
Для уравновешивания указанных влияний используют средневзвешенную величину, равную сумме произведений каждого значения признака на его частоту, деленной на сумму всех частот. = , где Х – варианты признака; Р – частота вариант (в статистической литературе «f»)

Слайд 9





Пример 2. Распределение футбольных матчей высшей лиги России по числу забитых мячей за игру в 1992 г.
Описание слайда:
Пример 2. Распределение футбольных матчей высшей лиги России по числу забитых мячей за игру в 1992 г.

Слайд 10






Если в группировке значения усредняемого признака заданы интервальным рядом, то при исчислении средней арифметической в качестве значения признака берутся середины интервалов. Условно предполагается, что единицы совокупности распределены равномерно по интервалу.
Для открытых интервалов значения признака определяются экспертным путем, качественным анализом, исходя из сущности и свойств природы признака. Можно также использовать формальный способ прибавления единицы к максимальному определенному значению и вычитания единицы из минимального заданного значения признака.
Описание слайда:
Если в группировке значения усредняемого признака заданы интервальным рядом, то при исчислении средней арифметической в качестве значения признака берутся середины интервалов. Условно предполагается, что единицы совокупности распределены равномерно по интервалу. Для открытых интервалов значения признака определяются экспертным путем, качественным анализом, исходя из сущности и свойств природы признака. Можно также использовать формальный способ прибавления единицы к максимальному определенному значению и вычитания единицы из минимального заданного значения признака.

Слайд 11





Пример 3. Распределение  рабочих N-ского предприятия по возрасту.
Описание слайда:
Пример 3. Распределение рабочих N-ского предприятия по возрасту.

Слайд 12





Пример 4.
Известно, что с площади 145 десятин собран урожай в 2595,5 т какой-то продукции. Отношение                        тонн (средняя урожайность данной культуры с одной десятины). Этот вид средней называется в статистике неявной формой средней.
Описание слайда:
Пример 4. Известно, что с площади 145 десятин собран урожай в 2595,5 т какой-то продукции. Отношение тонн (средняя урожайность данной культуры с одной десятины). Этот вид средней называется в статистике неявной формой средней.

Слайд 13





Мода (Мо).
- представляет наиболее часто встречающееся значение признака в упорядоченной совокупности, наиболее типичное среднее. В дискретном ряду Мо определяется без вычислений как значение признака с наибольшей частотой. (См. пример 2.)
Если в вариационном ряду (в группировке) равная максимальная частота встречается у двух или нескольких значений признака, то он считается бимодальным или мультимодальным. Это говорит о неоднородности совокупности и, следовательно, надо проверить правильно ли составлена группировка.
Описание слайда:
Мода (Мо). - представляет наиболее часто встречающееся значение признака в упорядоченной совокупности, наиболее типичное среднее. В дискретном ряду Мо определяется без вычислений как значение признака с наибольшей частотой. (См. пример 2.) Если в вариационном ряду (в группировке) равная максимальная частота встречается у двух или нескольких значений признака, то он считается бимодальным или мультимодальным. Это говорит о неоднородности совокупности и, следовательно, надо проверить правильно ли составлена группировка.

Слайд 14






Для вычисления моды в интервальном ряду сначала определяется класс, т.е. интервал с наибольшей частотой. Затем МО вычисляется по формуле:                                      , где
X0 – нижняя граница модально интервала;
К – величина интервала;
P1 – частота интервала предшествующая модальному;
P2 - частота модально интервала;
P3 - частота интервала, последующего за модальным.
Описание слайда:
Для вычисления моды в интервальном ряду сначала определяется класс, т.е. интервал с наибольшей частотой. Затем МО вычисляется по формуле: , где X0 – нижняя граница модально интервала; К – величина интервала; P1 – частота интервала предшествующая модальному; P2 - частота модально интервала; P3 - частота интервала, последующего за модальным.

Слайд 15





Вычислим МО по данным примера 3.
Получается, что наиболее типичный возраст рассматриваемой группы рабочих – 26, 15 лет. Этот возраст наиболее часто встречается в данной группе рабочих.
Описание слайда:
Вычислим МО по данным примера 3. Получается, что наиболее типичный возраст рассматриваемой группы рабочих – 26, 15 лет. Этот возраст наиболее часто встречается в данной группе рабочих.

Слайд 16





Приближенное значение моды можно определить по графику. Для этого надо построить гистограмму распределения.
Описание слайда:
Приближенное значение моды можно определить по графику. Для этого надо построить гистограмму распределения.

Слайд 17






Графическое определение моды применяется во всех случаях, когда в задачу исследования не входит обязательно получение точного значения наиболее распространенной величины признака. Например, для проверки рабочей гипотезы, когда точная величина принципиальной роли не играет, или для повышения наглядности материала. По нескольким графикам можно провести приблизительное сравнение мод различных признаков, чего невозможно сделать по таблицам.
Описание слайда:
Графическое определение моды применяется во всех случаях, когда в задачу исследования не входит обязательно получение точного значения наиболее распространенной величины признака. Например, для проверки рабочей гипотезы, когда точная величина принципиальной роли не играет, или для повышения наглядности материала. По нескольким графикам можно провести приблизительное сравнение мод различных признаков, чего невозможно сделать по таблицам.

Слайд 18





Медиана (Ме)
- величина, определяющая значение признака, находящегося в середине упорядоченной совокупности. Медиана делит изучаемую совокупность так, что число единиц с большим и меньшим, чем медиана значением признака, одинаково.
Описание слайда:
Медиана (Ме) - величина, определяющая значение признака, находящегося в середине упорядоченной совокупности. Медиана делит изучаемую совокупность так, что число единиц с большим и меньшим, чем медиана значением признака, одинаково.

Слайд 19






Чтобы определить Ме в дискретном ряду, надо построить ряд накопленных частот, затем поделить сумму всех частот пополам, а затем по накопленным частотам определить величину варианты, соответстующей той группе, в которой накопленная частота впервые превышает половину общей численности совокупности. В примере 2 ряд накопленных частот будет выглядеть так: 21, 62, 104, 141, 160, 170, 176, 179. Полусумма всех этих частот равна 179/2=89,5. Эта величина входит в третью группу из накопленных частот, т.е. в данном примере третья из накопленных частот своей величиной превысила значение полусуммы всех частот.  Следовательно медиана равна 2.
Описание слайда:
Чтобы определить Ме в дискретном ряду, надо построить ряд накопленных частот, затем поделить сумму всех частот пополам, а затем по накопленным частотам определить величину варианты, соответстующей той группе, в которой накопленная частота впервые превышает половину общей численности совокупности. В примере 2 ряд накопленных частот будет выглядеть так: 21, 62, 104, 141, 160, 170, 176, 179. Полусумма всех этих частот равна 179/2=89,5. Эта величина входит в третью группу из накопленных частот, т.е. в данном примере третья из накопленных частот своей величиной превысила значение полусуммы всех частот. Следовательно медиана равна 2.

Слайд 20






В интервальной группировке для вычисления Ме необходимо найти медианный интервал – интервал, которому соответствует первая из накопленных частот, превышающая половину суммы всех частот ряда распределения. Затем считают по формуле:
X0 – нижняя граница медианного интервала;
K – величина медианного интервала;
∑m-1 – сумма частот интервалов, предшествующих медианному;
Pm – частота медианного интервала;
∑Р – сумма частот. Pm
Описание слайда:
В интервальной группировке для вычисления Ме необходимо найти медианный интервал – интервал, которому соответствует первая из накопленных частот, превышающая половину суммы всех частот ряда распределения. Затем считают по формуле: X0 – нижняя граница медианного интервала; K – величина медианного интервала; ∑m-1 – сумма частот интервалов, предшествующих медианному; Pm – частота медианного интервала; ∑Р – сумма частот. Pm

Слайд 21






Определим Ме по данным примера 3. Ряд накопленных частот принимает следующий вид: 48; 168;243; 305; 359. Полусумма частот равна 359/2=179,5. Полученные данные говорят о том, что медианным является третий интервал, т.е. интервал «30-40». 
Величина Ме свидетельствует, что половина рабочих рассматриваемой группы имеет средний возраст 31,53 года.
Описание слайда:
Определим Ме по данным примера 3. Ряд накопленных частот принимает следующий вид: 48; 168;243; 305; 359. Полусумма частот равна 359/2=179,5. Полученные данные говорят о том, что медианным является третий интервал, т.е. интервал «30-40». Величина Ме свидетельствует, что половина рабочих рассматриваемой группы имеет средний возраст 31,53 года.

Слайд 22





Примерное значение медианы можно определить по графику.
Описание слайда:
Примерное значение медианы можно определить по графику.

Слайд 23






Обобщая три средние величины, расчитанные по одним и тем же данным, видим существующую разницу. Средний возраст условной группы рабочих – 33,6 лет, наиболее распространенный, часто встречающийся средний возраст (Мо) – 26,2 лет, при этом половина рассматриваемой группы имеет средний возраст (Ме) – 31,5 лет. Какой величине следует отдать предпочтение? Какой показатель считать наиболее достоверным и точным?
Описание слайда:
Обобщая три средние величины, расчитанные по одним и тем же данным, видим существующую разницу. Средний возраст условной группы рабочих – 33,6 лет, наиболее распространенный, часто встречающийся средний возраст (Мо) – 26,2 лет, при этом половина рассматриваемой группы имеет средний возраст (Ме) – 31,5 лет. Какой величине следует отдать предпочтение? Какой показатель считать наиболее достоверным и точным?

Слайд 24





При решении этих вопросов надо помнить:
1. Мода (Мо) имеет значение в том случае, когда её величина расходится и с медианой (Ме), и со средней арифметической          ( ), им не следует пренебрегать. Это же можно сказать и о медиане. Так что для исследования полезно вычислять все три показателя.
2. Различие в значении величин обусловлено ассиметрическим распределением. Средняя арифметическая подвержена влиянию каждой варианты, поэтому она смещается в направлении наибольших значений признака. На моду (максимальные и минимальные) варианты влияния не оказывают. Медиана зависит только от числа вариант, а не от их величины.
Описание слайда:
При решении этих вопросов надо помнить: 1. Мода (Мо) имеет значение в том случае, когда её величина расходится и с медианой (Ме), и со средней арифметической ( ), им не следует пренебрегать. Это же можно сказать и о медиане. Так что для исследования полезно вычислять все три показателя. 2. Различие в значении величин обусловлено ассиметрическим распределением. Средняя арифметическая подвержена влиянию каждой варианты, поэтому она смещается в направлении наибольших значений признака. На моду (максимальные и минимальные) варианты влияния не оказывают. Медиана зависит только от числа вариант, а не от их величины.

Слайд 25






3. Медиана по своей математико-статистической природе является самой представительной средней. При больших колебаниях в значениях признаков или когда не определены крайние интервалы в группировках, лучше пользоваться медианой. При вычислении моды для интервальной группировки желательно, чтобы интервалы были равновеликими.
4. Мода чаще других величин применяется по отношению к качественным признакам. Если скопление частот возле моды составляет 10-15 % их общего числа, особое значение приобретает медиана, представляя более достоверное значение среднего показателя.
Описание слайда:
3. Медиана по своей математико-статистической природе является самой представительной средней. При больших колебаниях в значениях признаков или когда не определены крайние интервалы в группировках, лучше пользоваться медианой. При вычислении моды для интервальной группировки желательно, чтобы интервалы были равновеликими. 4. Мода чаще других величин применяется по отношению к качественным признакам. Если скопление частот возле моды составляет 10-15 % их общего числа, особое значение приобретает медиана, представляя более достоверное значение среднего показателя.

Слайд 26






Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!

Слайд 27






1. Какие условия необходимы для вероятностного описания событий? (2)
2.Что такое «закон больших чисел»? (1)
3. Дать определение термину «вариация». (1)
4. Какие правила необходимо соблюдать при составлении таблиц? (до 3-х б.)
Какие  группировки существуют в науке? (1) Раскройте их. (до 3-х б)
Описание слайда:
1. Какие условия необходимы для вероятностного описания событий? (2) 2.Что такое «закон больших чисел»? (1) 3. Дать определение термину «вариация». (1) 4. Какие правила необходимо соблюдать при составлении таблиц? (до 3-х б.) Какие группировки существуют в науке? (1) Раскройте их. (до 3-х б)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию