🗊Презентация Структурализм. Современные подходы в языкознании

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №1Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №2Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №3Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №4Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №5Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №6Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №7Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №8Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №9Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №10Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №11Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №12Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №13Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №14Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №15Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №16Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №17Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №18Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №19Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №20Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №21Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №22Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №23Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №24Структурализм. Современные подходы в языкознании, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Структурализм. Современные подходы в языкознании. Доклад-сообщение содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Введение в языкознание
Тема
СТРУКТУРАЛИЗМ. 
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ЯЗЫКОЗНАНИИ.
Описание слайда:
Введение в языкознание Тема СТРУКТУРАЛИЗМ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ЯЗЫКОЗНАНИИ.

Слайд 2





Из истории языкознания: 
Московская лингвистическая школа
Филипп Федорович Фортунатов
(1848-1914)
(основатель грамматического формализма, выдающийся ученый в области сравнительного изучения праиндоевропейского, славянских и балтийских языков)
общественный характер языка и связь его истории с историей общества
вопрос о соотношении языка и мышления
проблема структуры слова
общие вопросы грамматической теории
автор оригинального учения о форме в языке
Описание слайда:
Из истории языкознания: Московская лингвистическая школа Филипп Федорович Фортунатов (1848-1914) (основатель грамматического формализма, выдающийся ученый в области сравнительного изучения праиндоевропейского, славянских и балтийских языков) общественный характер языка и связь его истории с историей общества вопрос о соотношении языка и мышления проблема структуры слова общие вопросы грамматической теории автор оригинального учения о форме в языке

Слайд 3





Московская лингвистическая школа
Ф.Ф. Фортунатов и последователи ( А. А. Шахматов, М.М.Покровский, Б. М. Ляпунов, Д. Н. Ушаков, Е. Ф. Будде)
Слово есть всякий звук речи
Слова : полные, частичные, непростые (сложные)
Описание слайда:
Московская лингвистическая школа Ф.Ф. Фортунатов и последователи ( А. А. Шахматов, М.М.Покровский, Б. М. Ляпунов, Д. Н. Ушаков, Е. Ф. Будде) Слово есть всякий звук речи Слова : полные, частичные, непростые (сложные)

Слайд 4





Социологическое направление 
в лингвистике
Ф. де Соссюр:
Язык является общественным явлением, а потому он должен изучаться в связи с другими общественными явлениями
Язык – речь
Внешняя и внутренняя лингвистика
Диахрония и синхрония
Парадигматика и синтагматика: : «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого»
Описание слайда:
Социологическое направление в лингвистике Ф. де Соссюр: Язык является общественным явлением, а потому он должен изучаться в связи с другими общественными явлениями Язык – речь Внешняя и внутренняя лингвистика Диахрония и синхрония Парадигматика и синтагматика: : «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого»

Слайд 5





Структурализм:
возникновение и содержание 
роль русской формальной школы в литературоведении на становление структурализма (Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, С.И.Бернштейн, В.Я. Пропп, Б.В. Томашевский, О.М. Брик)
Описание слайда:
Структурализм: возникновение и содержание роль русской формальной школы в литературоведении на становление структурализма (Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, С.И.Бернштейн, В.Я. Пропп, Б.В. Томашевский, О.М. Брик)

Слайд 6





Роль отдельных ученых в развитии структурной лингвистики
Андре Мартине: теория языка в аспекте «система – функция», создание функциональной лингвистики, примение системно-структурного анализа в диахронической фонологии
Эмиль Бенвенист: изучение проблем языкового знака, грамматической структуры языка
Люсьен Теньер: структурный синтаксис
Адриан де Гроот: исследования проблемы грамматических единиц, структурной грамматики
Ежи Курилович: теория знака, теория грамматической структуры, создание структурной диахронической морфологии
Описание слайда:
Роль отдельных ученых в развитии структурной лингвистики Андре Мартине: теория языка в аспекте «система – функция», создание функциональной лингвистики, примение системно-структурного анализа в диахронической фонологии Эмиль Бенвенист: изучение проблем языкового знака, грамматической структуры языка Люсьен Теньер: структурный синтаксис Адриан де Гроот: исследования проблемы грамматических единиц, структурной грамматики Ежи Курилович: теория знака, теория грамматической структуры, создание структурной диахронической морфологии

Слайд 7





Роль отечественных ученых в развитии структурной лингвистики
А.А. Реформатский (знаковая теория языка, методы структурной лингвистики, фонология)
И.И. Ревзин (общая теория моделирования, фонология, грамматика)
 А. А. Холодович (общая и грамматическая теория)
Ю. К. Лекомцев (фонология, грамматика, теория метаязыка)
Т. П. Ломтев (общая теория, фонология)
Описание слайда:
Роль отечественных ученых в развитии структурной лингвистики А.А. Реформатский (знаковая теория языка, методы структурной лингвистики, фонология) И.И. Ревзин (общая теория моделирования, фонология, грамматика) А. А. Холодович (общая и грамматическая теория) Ю. К. Лекомцев (фонология, грамматика, теория метаязыка) Т. П. Ломтев (общая теория, фонология)

Слайд 8





Структурализм: Этапы развития
1-й этап – до 50-х гг. ХХ в
2-й этап – с 50-х до 70-х гг. ХХ в.
3-й этап – с 70-х гг ХХв.
Понятие «Французский структурализм»
Описание слайда:
Структурализм: Этапы развития 1-й этап – до 50-х гг. ХХ в 2-й этап – с 50-х до 70-х гг. ХХ в. 3-й этап – с 70-х гг ХХв. Понятие «Французский структурализм»

Слайд 9





Структурализм: Содержание 
Специфика языка. 
Система языка. 
Структура языка. 
Синхрония и диахрония.
Описание слайда:
Структурализм: Содержание Специфика языка. Система языка. Структура языка. Синхрония и диахрония.

Слайд 10





Школы структурализма
Пражский лингвистический кружок (ПЛК)
Копенгагенский лингвистический кружок (глоссемантика) 
Американский школа структурной лингвистики (дескритпивизм)
Лондонская лингвистическая школа
Описание слайда:
Школы структурализма Пражский лингвистический кружок (ПЛК) Копенгагенский лингвистический кружок (глоссемантика) Американский школа структурной лингвистики (дескритпивизм) Лондонская лингвистическая школа

Слайд 11





Пражский лингвистический кружок
Год основания: 1926
Основатель:  Вилем Матезиус (1882-1945)
Члены кружка: 
 чехи: Б. Гавранек, И. М. Коржинек, Б. Трнка, И. Вахек,  
 русские представители:  Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, С. И. Карцевский
Главные положения:
1. Языкознание – самостоятельная наука. 
2. Язык – система. 
Одно из важных достижений – создание теоретической фонологии
Описание слайда:
Пражский лингвистический кружок Год основания: 1926 Основатель: Вилем Матезиус (1882-1945) Члены кружка: чехи: Б. Гавранек, И. М. Коржинек, Б. Трнка, И. Вахек, русские представители: Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, С. И. Карцевский Главные положения: 1. Языкознание – самостоятельная наука. 2. Язык – система. Одно из важных достижений – создание теоретической фонологии

Слайд 12





Копенгагенский лингвистический кружок 
Год основания: 1933
Основатель: Луи Ельмслев (1899-1965); «Принципы общей грамматики» (1928 г.) «Категория падежей», «К обоснованию теории языка»
Принципы глоссематики:
Склонность к отвлечённому алгебраизму, к дематериализации языка.
Глоссематика видит в языке только систему внешних знаков.
Различные языки являются только случайными вариациями на одну и ту же тему и поэтому признают желательным «культурно малоценные языки»   заменить «культурно ценными», «более удобными», «технически более совершенными».
Глоссематика игнорирует родство языков.
Описание слайда:
Копенгагенский лингвистический кружок Год основания: 1933 Основатель: Луи Ельмслев (1899-1965); «Принципы общей грамматики» (1928 г.) «Категория падежей», «К обоснованию теории языка» Принципы глоссематики: Склонность к отвлечённому алгебраизму, к дематериализации языка. Глоссематика видит в языке только систему внешних знаков. Различные языки являются только случайными вариациями на одну и ту же тему и поэтому признают желательным «культурно малоценные языки»   заменить «культурно ценными», «более удобными», «технически более совершенными». Глоссематика игнорирует родство языков.

Слайд 13





Структурное языкознание США
Дескриптивная (описательная) лингвистика. 
Год основания: ?
Основатель: Франц Боас (1858-1942)
Развитие по двум направлениям: 
Э.Сепир: рассматривал язык в широком культуроведческом аспекте, подготовил почву для этнолингвистики
Л.Блумфильд: основоположник дескриптивной лингвистики
Описание слайда:
Структурное языкознание США Дескриптивная (описательная) лингвистика. Год основания: ? Основатель: Франц Боас (1858-1942) Развитие по двум направлениям: Э.Сепир: рассматривал язык в широком культуроведческом аспекте, подготовил почву для этнолингвистики Л.Блумфильд: основоположник дескриптивной лингвистики

Слайд 14





Плюсы и минусы дескриптивизма
 «+»
Опора на форму как исходного момента лингвистического анализа.
Изучение всех видов грамматической зависимости между компонентами языковых образований.
Изучение всех форм членения и видов сочетания в данном языке.
Описание слайда:
Плюсы и минусы дескриптивизма «+» Опора на форму как исходного момента лингвистического анализа. Изучение всех видов грамматической зависимости между компонентами языковых образований. Изучение всех форм членения и видов сочетания в данном языке.

Слайд 15





Конструктивизм как развитие идей структурной лингвистики
Основоположник – Н.Хомский
В основе – идея о динамичности языка
Цель – создание грамматики, которая способствовала бы порождению предложения на том или ином языке, т.к. законы построения предложений универсальны.
Задача – выявить все глубинные структурные типы  предложений  и установить их возможности в порождении разных типов  предложения
Описание слайда:
Конструктивизм как развитие идей структурной лингвистики Основоположник – Н.Хомский В основе – идея о динамичности языка Цель – создание грамматики, которая способствовала бы порождению предложения на том или ином языке, т.к. законы построения предложений универсальны. Задача – выявить все глубинные структурные типы предложений и установить их возможности в порождении разных типов предложения

Слайд 16





Новейшие лингвистические направления: этнолингвистика
Изучает язык в его отношении к культуре народа, исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка
Течения и направления в рамках этнолингвистики:
немецкое (Э. Кассирер, Й.Трир, Л.Вейсгербер)
русское (А.А. Потебня, школа Н.И. Толстого)
американское (Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф): гипотеза Сепира-Уорфа
Описание слайда:
Новейшие лингвистические направления: этнолингвистика Изучает язык в его отношении к культуре народа, исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка Течения и направления в рамках этнолингвистики: немецкое (Э. Кассирер, Й.Трир, Л.Вейсгербер) русское (А.А. Потебня, школа Н.И. Толстого) американское (Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф): гипотеза Сепира-Уорфа

Слайд 17





Новейшие лингвистические направления: Психолингвистика
изучает процессы речеобразования, восприятия речи в их соотнесенности с системой языка
язык – динамическая система речевой деятельности человека
школы:
Московская (Институт языкознания и Институт русского языка РАН)
Ленинградская (основатель – Л.В. Щерба)
 Л.Р. Зиндера
Американская (Ч. Осгуд, Дж. Миллер)
Описание слайда:
Новейшие лингвистические направления: Психолингвистика изучает процессы речеобразования, восприятия речи в их соотнесенности с системой языка язык – динамическая система речевой деятельности человека школы: Московская (Институт языкознания и Институт русского языка РАН) Ленинградская (основатель – Л.В. Щерба) Л.Р. Зиндера Американская (Ч. Осгуд, Дж. Миллер)

Слайд 18





Новейшие лингвистические направления: ареальная лингвистика
Изучение распространения языковых явлений в межъязыковом и междиалектном взаимодействии.
Задача: охарактеризовать и интерпретировать ареал того или иного языкового явления для изучения истории языка, процесса его формирования и развития
Маттео Бартоли
Описание слайда:
Новейшие лингвистические направления: ареальная лингвистика Изучение распространения языковых явлений в межъязыковом и междиалектном взаимодействии. Задача: охарактеризовать и интерпретировать ареал того или иного языкового явления для изучения истории языка, процесса его формирования и развития Маттео Бартоли

Слайд 19





Основы лингвистической методологии
Метод в лингвистике: метод-аспект исследования, метод как прием исследования, метод – методика, метод – способ описания
Проблемы лингвистической методологии: 
классификация лингвистических методов и приемов, 
разработка методики лингвистического анализа, 
вопросы, связанные с освоением лингвистических приемов и методов смежных наук
Описание слайда:
Основы лингвистической методологии Метод в лингвистике: метод-аспект исследования, метод как прием исследования, метод – методика, метод – способ описания Проблемы лингвистической методологии: классификация лингвистических методов и приемов, разработка методики лингвистического анализа, вопросы, связанные с освоением лингвистических приемов и методов смежных наук

Слайд 20





Основные лингвистические методы-аспекты: описательный
 (система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития; метод синхронного анализа)
категориальный анализ
дискретный анализ
компонентный анализ 
контекстный анализ
Описание слайда:
Основные лингвистические методы-аспекты: описательный (система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития; метод синхронного анализа) категориальный анализ дискретный анализ компонентный анализ контекстный анализ

Слайд 21





Основные лингвистические методы-аспекты: сравнительный
внутриязыковое сравнение (изучение категорий и явлений одного и того же языка)
межъязыковое сравнение (изучение категорий и явлений разных языков)
сравнительно-исторический метод
Описание слайда:
Основные лингвистические методы-аспекты: сравнительный внутриязыковое сравнение (изучение категорий и явлений одного и того же языка) межъязыковое сравнение (изучение категорий и явлений разных языков) сравнительно-исторический метод

Слайд 22





Основные лингвистические методы-аспекты: сравнительный
Сравнительно-исторический метод
Важнейшие приемы СИМ:
 установление генетического тождества сопоставляемых значащих единиц и звуков и отграничение фактов заимствования и субстрата;
реконструкция древнейшей формы;
установление абсолютной и относительной хронологии
Описание слайда:
Основные лингвистические методы-аспекты: сравнительный Сравнительно-исторический метод Важнейшие приемы СИМ: установление генетического тождества сопоставляемых значащих единиц и звуков и отграничение фактов заимствования и субстрата; реконструкция древнейшей формы; установление абсолютной и относительной хронологии

Слайд 23





Основные лингвистические методы-аспекты: сравнительный
Историко-сравнительный метод
Важнейшие приемы ИСМ: 
внутренней реконструкция и хронологизация, 
диалектография, 
культурно- исторической интерпретация,
текстология
Описание слайда:
Основные лингвистические методы-аспекты: сравнительный Историко-сравнительный метод Важнейшие приемы ИСМ: внутренней реконструкция и хронологизация, диалектография, культурно- исторической интерпретация, текстология

Слайд 24





Основные лингвистические методы-аспекты: сопоставительный
Основные приемы 
сопоставительного изучения языков:
 
установление основания сопоставления
 сопоставительная интерпретация 
типологическая характеристика
Описание слайда:
Основные лингвистические методы-аспекты: сопоставительный Основные приемы сопоставительного изучения языков: установление основания сопоставления сопоставительная интерпретация типологическая характеристика

Слайд 25





Контрольные вопросы
Назовите три школы языкознания, сыгравшие значимую роль в развитии структурной лингвистики
Какой вопрос ставили перед собой представители конструктивизма?
В чем суть гипотезы Сепира-Уорфа?
Как иначе можно назвать ареальную лингвистику?
Описание слайда:
Контрольные вопросы Назовите три школы языкознания, сыгравшие значимую роль в развитии структурной лингвистики Какой вопрос ставили перед собой представители конструктивизма? В чем суть гипотезы Сепира-Уорфа? Как иначе можно назвать ареальную лингвистику?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию