🗊Презентация Текстообразующие возможности языковых единиц

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №1Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №2Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №3Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №4Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №5Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №6Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №7Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №8Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №9Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №10Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №11Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №12Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №13Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №14Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №15Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №16Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №17Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №18Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №19Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №20Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №21Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №22Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №23Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №24Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №25Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №26Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №27Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №28Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №29Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №30Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №31Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №32Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №33Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №34Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №35Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №36Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №37Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №38Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №39Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №40Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №41Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №42Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №43Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №44Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №45Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №46Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №47Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №48Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №49Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №50Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №51Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №52Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №53Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №54

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Текстообразующие возможности языковых единиц. Доклад-сообщение содержит 54 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Текстообразующие возможности языковых единиц
Описание слайда:
Текстообразующие возможности языковых единиц

Слайд 2





Текстообразующие возможности разных единиц языка: 
Текстообразующие возможности разных единиц языка: 
фонем / звуков; 
морфем /морфов;
лексем / лексикосемантических вариантов слов;
предложений/ высказываний; 
сложных синтаксических целых. 
При этом текстообразование трактуется с точки зрения коммуникативной стилистики текста широко — как первичная текстовая деятельность, направленная на порождение текста как целого речевого сообщения.
Описание слайда:
Текстообразующие возможности разных единиц языка: Текстообразующие возможности разных единиц языка: фонем / звуков; морфем /морфов; лексем / лексикосемантических вариантов слов; предложений/ высказываний; сложных синтаксических целых. При этом текстообразование трактуется с точки зрения коммуникативной стилистики текста широко — как первичная текстовая деятельность, направленная на порождение текста как целого речевого сообщения.

Слайд 3





    Под образной перспективой в художественном тексте понимается поэтапное развертывание коммуникативнообразного потенциала языковых единиц в иерархии расширяющихся контекстов с учетом других языковых средств, попавших в радиус эстетического взаимодействия с данной языковой единицей.
    Под образной перспективой в художественном тексте понимается поэтапное развертывание коммуникативнообразного потенциала языковых единиц в иерархии расширяющихся контекстов с учетом других языковых средств, попавших в радиус эстетического взаимодействия с данной языковой единицей.
Описание слайда:
Под образной перспективой в художественном тексте понимается поэтапное развертывание коммуникативнообразного потенциала языковых единиц в иерархии расширяющихся контекстов с учетом других языковых средств, попавших в радиус эстетического взаимодействия с данной языковой единицей. Под образной перспективой в художественном тексте понимается поэтапное развертывание коммуникативнообразного потенциала языковых единиц в иерархии расширяющихся контекстов с учетом других языковых средств, попавших в радиус эстетического взаимодействия с данной языковой единицей.

Слайд 4





Под звукописью понимается система звуковых повторов, в особенности — подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.
Под звукописью понимается система звуковых повторов, в особенности — подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.
Среди звуковых повторов выделяют ассонанс (повторение гласных) и аллитерацию (повторение согласных), дифференцируя полные и неполные ассонансы и аллитерации (последние включают повторение не одинаковых, а однотипных звуков).
Описание слайда:
Под звукописью понимается система звуковых повторов, в особенности — подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. Под звукописью понимается система звуковых повторов, в особенности — подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. Среди звуковых повторов выделяют ассонанс (повторение гласных) и аллитерацию (повторение согласных), дифференцируя полные и неполные ассонансы и аллитерации (последние включают повторение не одинаковых, а однотипных звуков).

Слайд 5





Ономатопея — «имитация звуковых особенностей явлений действительности как подбором слов с однородными, близкими звуками, так и прямым звукоподражанием.
Ономатопея — «имитация звуковых особенностей явлений действительности как подбором слов с однородными, близкими звуками, так и прямым звукоподражанием.
«Знакомым шумом шорох их вершин...» — Пушкин А.С.;
«О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить» - Сумароков А.П.
Описание слайда:
Ономатопея — «имитация звуковых особенностей явлений действительности как подбором слов с однородными, близкими звуками, так и прямым звукоподражанием. Ономатопея — «имитация звуковых особенностей явлений действительности как подбором слов с однородными, близкими звуками, так и прямым звукоподражанием. «Знакомым шумом шорох их вершин...» — Пушкин А.С.; «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить» - Сумароков А.П.

Слайд 6





Звуковой символизм  - создание такого звукоряда высказывания, который выражает задуманное автором впечатление — не слуховое (оно обслуживается звукоподражанием), а любое другое из области чувств, представлений и переживаний: зрительную картину, духовный подъем, радость, нежность, боль и т.д.
Звуковой символизм  - создание такого звукоряда высказывания, который выражает задуманное автором впечатление — не слуховое (оно обслуживается звукоподражанием), а любое другое из области чувств, представлений и переживаний: зрительную картину, духовный подъем, радость, нежность, боль и т.д.
Описание слайда:
Звуковой символизм - создание такого звукоряда высказывания, который выражает задуманное автором впечатление — не слуховое (оно обслуживается звукоподражанием), а любое другое из области чувств, представлений и переживаний: зрительную картину, духовный подъем, радость, нежность, боль и т.д. Звуковой символизм - создание такого звукоряда высказывания, который выражает задуманное автором впечатление — не слуховое (оно обслуживается звукоподражанием), а любое другое из области чувств, представлений и переживаний: зрительную картину, духовный подъем, радость, нежность, боль и т.д.

Слайд 7





О! Слушали ли вы
О! Слушали ли вы
Глухое рокотанье
Меж пропастей тупых?
И океан угроз
Бессильно жалобных?
И грозы мирозданья?
Аккорды резкие
Невыплаканных слез?
Описание слайда:
О! Слушали ли вы О! Слушали ли вы Глухое рокотанье Меж пропастей тупых? И океан угроз Бессильно жалобных? И грозы мирозданья? Аккорды резкие Невыплаканных слез?

Слайд 8





Фонетический знак (звук, фонема) рассматривается Казариным Ю.В. как «сущность одновременно ментальная, психическая, физиологическая, физическая, лингвистическая, социальная, психологическая, текстовая, эстетическая (поэтическая) и культурная».
Фонетический знак (звук, фонема) рассматривается Казариным Ю.В. как «сущность одновременно ментальная, психическая, физиологическая, физическая, лингвистическая, социальная, психологическая, текстовая, эстетическая (поэтическая) и культурная».
Описание слайда:
Фонетический знак (звук, фонема) рассматривается Казариным Ю.В. как «сущность одновременно ментальная, психическая, физиологическая, физическая, лингвистическая, социальная, психологическая, текстовая, эстетическая (поэтическая) и культурная». Фонетический знак (звук, фонема) рассматривается Казариным Ю.В. как «сущность одновременно ментальная, психическая, физиологическая, физическая, лингвистическая, социальная, психологическая, текстовая, эстетическая (поэтическая) и культурная».

Слайд 9





Социофонема - фонетическая единица, реализованная в тексте и воспринимаемая носителями языка «не только ментально / интеллектуально и логически, но и психологически, эмоционально, эстетически и социально.
Социофонема - фонетическая единица, реализованная в тексте и воспринимаемая носителями языка «не только ментально / интеллектуально и логически, но и психологически, эмоционально, эстетически и социально.
Текстофонема - единица художественного текста, выполняющая функции (помимо номинативной, слого и морфообразующей) выражения текстовых смыслов.
Описание слайда:
Социофонема - фонетическая единица, реализованная в тексте и воспринимаемая носителями языка «не только ментально / интеллектуально и логически, но и психологически, эмоционально, эстетически и социально. Социофонема - фонетическая единица, реализованная в тексте и воспринимаемая носителями языка «не только ментально / интеллектуально и логически, но и психологически, эмоционально, эстетически и социально. Текстофонема - единица художественного текста, выполняющая функции (помимо номинативной, слого и морфообразующей) выражения текстовых смыслов.

Слайд 10





О. Мандельштам «Пусти меня, отдай меня, Воронеж...»:
О. Мандельштам «Пусти меня, отдай меня, Воронеж...»:
Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, —
Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож...
1935
Описание слайда:
О. Мандельштам «Пусти меня, отдай меня, Воронеж...»: О. Мандельштам «Пусти меня, отдай меня, Воронеж...»: Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь, — Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож... 1935

Слайд 11





    Особую значимость приобретает повтор морфем, в первую очередь корневых, а также синонимия морфем и однотипность эмоционально-оценочной и стилистической маркированности различных морфем.
    Особую значимость приобретает повтор морфем, в первую очередь корневых, а также синонимия морфем и однотипность эмоционально-оценочной и стилистической маркированности различных морфем.
Описание слайда:
Особую значимость приобретает повтор морфем, в первую очередь корневых, а также синонимия морфем и однотипность эмоционально-оценочной и стилистической маркированности различных морфем. Особую значимость приобретает повтор морфем, в первую очередь корневых, а также синонимия морфем и однотипность эмоционально-оценочной и стилистической маркированности различных морфем.

Слайд 12





Текстообразующий потенциал морфем актуализируется 
Текстообразующий потенциал морфем актуализируется 
их повтором, 
синонимией ,
однотипностью эмоционально-оценочной и стилистической маркированности.
Описание слайда:
Текстообразующий потенциал морфем актуализируется Текстообразующий потенциал морфем актуализируется их повтором, синонимией , однотипностью эмоционально-оценочной и стилистической маркированности.

Слайд 13





Заклятие смехом
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Описание слайда:
Заклятие смехом Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Слайд 14





По степени деривационной неологизации выделяют:
По степени деривационной неологизации выделяют:
Текст-заумь;
Текст-палиндром;
Текст, содержащий в себе слова-неологизмы словообразовательного происхождения.
Описание слайда:
По степени деривационной неологизации выделяют: По степени деривационной неологизации выделяют: Текст-заумь; Текст-палиндром; Текст, содержащий в себе слова-неологизмы словообразовательного происхождения.

Слайд 15





Кони, топот инок,
Кони, топот инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Описание слайда:
Кони, топот инок, Кони, топот инок, Но не речь, а черен он. Идем, молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь.

Слайд 16





Эгополонез
Эгополонез
Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
Снопы ржаные моих поэз!
В них водопадят Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! — поют уста.
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое — всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! —
Тебе бессмертье предрешено!
Описание слайда:
Эгополонез Эгополонез Живи, Живое! Под солнца бубны Смелее, люди, в свой полонез! Как плодоносны, как златотрубны Снопы ржаные моих поэз! В них водопадят Любовь и Нега, И Наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! — поют уста. Во всей вселенной нас только двое, И эти двое — всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! — Тебе бессмертье предрешено!

Слайд 17





Б.Л. Пастернаку
Б.Л. Пастернаку
Расстояние: версты, мили...
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Расстояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили — рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов —
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж — ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
Описание слайда:
Б.Л. Пастернаку Б.Л. Пастернаку Расстояние: версты, мили... Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили — рассорили, Расслоили... Стена да ров. Расселили нас, как орлов — Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж — ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт!

Слайд 18





Текстообразующие возможности «малых» текстовых единиц (фонем / звуков и морфем / морфов) связаны с рождаемыми ими ассоциациями и актуализацией в тексте.
Текстообразующие возможности «малых» текстовых единиц (фонем / звуков и морфем / морфов) связаны с рождаемыми ими ассоциациями и актуализацией в тексте.
Текстообразующие возможности звуковых единиц проявляются в создании мелодики и ритмики текста, в формировании приемов звукописи, включая ассонанс и аллитерацию.
Описание слайда:
Текстообразующие возможности «малых» текстовых единиц (фонем / звуков и морфем / морфов) связаны с рождаемыми ими ассоциациями и актуализацией в тексте. Текстообразующие возможности «малых» текстовых единиц (фонем / звуков и морфем / морфов) связаны с рождаемыми ими ассоциациями и актуализацией в тексте. Текстообразующие возможности звуковых единиц проявляются в создании мелодики и ритмики текста, в формировании приемов звукописи, включая ассонанс и аллитерацию.

Слайд 19





В текстообразовании значимыми могут быть ономатопея. В художественной речи важен звуковой символизм.
В текстообразовании значимыми могут быть ономатопея. В художественной речи важен звуковой символизм.
Морфемы / морфы, функционирующие в лексических единицах, могут обладать собственными текстообразующими возможностями, включаясь в текстовую деятельность автора. 
Спектр действия текстообразующего потенциала морфем чаще всего имеет локальный характер, кроме авангардных текстов и отдельных текстов классического типа.
Описание слайда:
В текстообразовании значимыми могут быть ономатопея. В художественной речи важен звуковой символизм. В текстообразовании значимыми могут быть ономатопея. В художественной речи важен звуковой символизм. Морфемы / морфы, функционирующие в лексических единицах, могут обладать собственными текстообразующими возможностями, включаясь в текстовую деятельность автора. Спектр действия текстообразующего потенциала морфем чаще всего имеет локальный характер, кроме авангардных текстов и отдельных текстов классического типа.

Слайд 20





СЛОВО / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ СЛОВА
Лексический уровень текста как коммуникативно ориентированное и концептуально обусловленное системно-структурное образование лексических элементов в общей макроструктуре текста непосредственно связан с его предметно-логическим, тематическим, эмоциональным и образным уровнями.
Описание слайда:
СЛОВО / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ СЛОВА Лексический уровень текста как коммуникативно ориентированное и концептуально обусловленное системно-структурное образование лексических элементов в общей макроструктуре текста непосредственно связан с его предметно-логическим, тематическим, эмоциональным и образным уровнями.

Слайд 21





Значение лексического уровня в создании предметно-логической основы текста и отражении темы обусловлено способностью лексических единиц называть денотаты разной степени обобщения.
Значение лексического уровня в создании предметно-логической основы текста и отражении темы обусловлено способностью лексических единиц называть денотаты разной степени обобщения.
Способность же полнозначных лексических единиц вызывать конкретно чувственные, эмоционально-оценочные и другие представления о том или ином объекте реальной действительности или «реалии сознания» определяет его участие в формировании образного строя произведения и эмоциональной тональности.
Описание слайда:
Значение лексического уровня в создании предметно-логической основы текста и отражении темы обусловлено способностью лексических единиц называть денотаты разной степени обобщения. Значение лексического уровня в создании предметно-логической основы текста и отражении темы обусловлено способностью лексических единиц называть денотаты разной степени обобщения. Способность же полнозначных лексических единиц вызывать конкретно чувственные, эмоционально-оценочные и другие представления о том или ином объекте реальной действительности или «реалии сознания» определяет его участие в формировании образного строя произведения и эмоциональной тональности.

Слайд 22





Слово способно:
Слово способно:
1) сообщать о денотате, называя его и характеризуя определенным образом;
2) отражать элемент микротемы и микротему;
3) воплощать элемент ситуации или ее фрагмент; 
4) быть эмотемой;
5) создавать микрообраз.
Описание слайда:
Слово способно: Слово способно: 1) сообщать о денотате, называя его и характеризуя определенным образом; 2) отражать элемент микротемы и микротему; 3) воплощать элемент ситуации или ее фрагмент; 4) быть эмотемой; 5) создавать микрообраз.

Слайд 23





Коммуникативный потенциал - закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, передавая «квант» знания о явлениях реального мира или сознания и определенный прагматический заряд.
Коммуникативный потенциал - закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, передавая «квант» знания о явлениях реального мира или сознания и определенный прагматический заряд.
Описание слайда:
Коммуникативный потенциал - закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, передавая «квант» знания о явлениях реального мира или сознания и определенный прагматический заряд. Коммуникативный потенциал - закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, передавая «квант» знания о явлениях реального мира или сознания и определенный прагматический заряд.

Слайд 24





Возможность участвовать в коммуникации обусловлена способностью лексических единиц соотноситься с представлениями об определенных явлениях действительности и рядом других слов.
Возможность участвовать в коммуникации обусловлена способностью лексических единиц соотноситься с представлениями об определенных явлениях действительности и рядом других слов.
Эта способность реализуется на основе ассоциативных связей: референтных, ситуативно-тематических, парадигматических, синтагматических, когнитивных, культурологических и др.
Описание слайда:
Возможность участвовать в коммуникации обусловлена способностью лексических единиц соотноситься с представлениями об определенных явлениях действительности и рядом других слов. Возможность участвовать в коммуникации обусловлена способностью лексических единиц соотноситься с представлениями об определенных явлениях действительности и рядом других слов. Эта способность реализуется на основе ассоциативных связей: референтных, ситуативно-тематических, парадигматических, синтагматических, когнитивных, культурологических и др.

Слайд 25





Коммуникативные свойства слов, отраженные в их ассоциативных связях, имеют информативносмысловую и прагматическую направленность и обусловлены как лингвистически (спецификой лексического значения, стилистической маркированности, грамматическими особенностями, фонетической оформленностью слов и т.д.), так и экстралингвистически.
Коммуникативные свойства слов, отраженные в их ассоциативных связях, имеют информативносмысловую и прагматическую направленность и обусловлены как лингвистически (спецификой лексического значения, стилистической маркированности, грамматическими особенностями, фонетической оформленностью слов и т.д.), так и экстралингвистически.
Описание слайда:
Коммуникативные свойства слов, отраженные в их ассоциативных связях, имеют информативносмысловую и прагматическую направленность и обусловлены как лингвистически (спецификой лексического значения, стилистической маркированности, грамматическими особенностями, фонетической оформленностью слов и т.д.), так и экстралингвистически. Коммуникативные свойства слов, отраженные в их ассоциативных связях, имеют информативносмысловую и прагматическую направленность и обусловлены как лингвистически (спецификой лексического значения, стилистической маркированности, грамматическими особенностями, фонетической оформленностью слов и т.д.), так и экстралингвистически.

Слайд 26





Под ассоциатами понимаются реакции на словостимул. Совокупность ассоциатов образует ассоциативное поле слова, имеющее ядро (наиболее частотные реакции) и периферию.
Под ассоциатами понимаются реакции на словостимул. Совокупность ассоциатов образует ассоциативное поле слова, имеющее ядро (наиболее частотные реакции) и периферию.
Ассоциативное поле слова отражает его коммуникативный потенциал, включая текстообразующие возможности.
Описание слайда:
Под ассоциатами понимаются реакции на словостимул. Совокупность ассоциатов образует ассоциативное поле слова, имеющее ядро (наиболее частотные реакции) и периферию. Под ассоциатами понимаются реакции на словостимул. Совокупность ассоциатов образует ассоциативное поле слова, имеющее ядро (наиболее частотные реакции) и периферию. Ассоциативное поле слова отражает его коммуникативный потенциал, включая текстообразующие возможности.

Слайд 27





Я — страница твоему перу,
Я — страница твоему перу,
Все приму: я — белая страница,
Я — хранитель твоему добру:
Возращу и возвращу сторицей.
Я — деревня, черная земля,
Ты мне — луч и дождевая влага.
Ты — Господь и Господин, а я —
Чернозем и белая бумага.
Описание слайда:
Я — страница твоему перу, Я — страница твоему перу, Все приму: я — белая страница, Я — хранитель твоему добру: Возращу и возвращу сторицей. Я — деревня, черная земля, Ты мне — луч и дождевая влага. Ты — Господь и Господин, а я — Чернозем и белая бумага.

Слайд 28





Роль слов и сверхсловных образований как единиц лексического уровня текста различна. Наиболее значимы в плане текстообразования ключевые единицы. К ним относятся намеренно актуализированные автором в тексте слова и сверхсловные образования, важные для выражения его темы и идеи, служащие своеобразной «точкой контакта» между автором и читателем.
Роль слов и сверхсловных образований как единиц лексического уровня текста различна. Наиболее значимы в плане текстообразования ключевые единицы. К ним относятся намеренно актуализированные автором в тексте слова и сверхсловные образования, важные для выражения его темы и идеи, служащие своеобразной «точкой контакта» между автором и читателем.
Описание слайда:
Роль слов и сверхсловных образований как единиц лексического уровня текста различна. Наиболее значимы в плане текстообразования ключевые единицы. К ним относятся намеренно актуализированные автором в тексте слова и сверхсловные образования, важные для выражения его темы и идеи, служащие своеобразной «точкой контакта» между автором и читателем. Роль слов и сверхсловных образований как единиц лексического уровня текста различна. Наиболее значимы в плане текстообразования ключевые единицы. К ним относятся намеренно актуализированные автором в тексте слова и сверхсловные образования, важные для выражения его темы и идеи, служащие своеобразной «точкой контакта» между автором и читателем.

Слайд 29





Наш век
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет Веры — но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
«Впусти меня! Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!»...
Описание слайда:
Наш век Наш век Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит... И сознает свою погибель он, И жаждет Веры — но о ней не просит... Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит пред замкнутою дверью: «Впусти меня! Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!»...

Слайд 30





ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ / ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Описание слайда:
ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Слайд 31





Одно из направлений изучения текста - денотативное , связывающее семантику предложения со структурой соответствующей ситуации. 
Одно из направлений изучения текста - денотативное , связывающее семантику предложения со структурой соответствующей ситуации. 
«Накапливание» и «укрупнение» семантических признаков разного ранга и уровня обобщения формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.
Описание слайда:
Одно из направлений изучения текста - денотативное , связывающее семантику предложения со структурой соответствующей ситуации. Одно из направлений изучения текста - денотативное , связывающее семантику предложения со структурой соответствующей ситуации. «Накапливание» и «укрупнение» семантических признаков разного ранга и уровня обобщения формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.

Слайд 32





Репрезентируемый вербально семантический признак может отражать: 
Репрезентируемый вербально семантический признак может отражать:
Описание слайда:
Репрезентируемый вербально семантический признак может отражать: Репрезентируемый вербально семантический признак может отражать:

Слайд 33





Коммуникативные свойства слова-знака и его синтактика реализуются в высказываниях. Референтом высказывания является ситуация. Как элемент высказывания слово служит сигналом соответствующего «отрезка», «фрагмента» ситуации. 
Коммуникативные свойства слова-знака и его синтактика реализуются в высказываниях. Референтом высказывания является ситуация. Как элемент высказывания слово служит сигналом соответствующего «отрезка», «фрагмента» ситуации.
Описание слайда:
Коммуникативные свойства слова-знака и его синтактика реализуются в высказываниях. Референтом высказывания является ситуация. Как элемент высказывания слово служит сигналом соответствующего «отрезка», «фрагмента» ситуации. Коммуникативные свойства слова-знака и его синтактика реализуются в высказываниях. Референтом высказывания является ситуация. Как элемент высказывания слово служит сигналом соответствующего «отрезка», «фрагмента» ситуации.

Слайд 34





Под ситуацией понимается отрезок действительности (реальной или воплощенной в тексте), какой-либо факт, фрагмент события, отраженный в высказывании.
Под ситуацией понимается отрезок действительности (реальной или воплощенной в тексте), какой-либо факт, фрагмент события, отраженный в высказывании.
Элементы ситуации, согласно денотативной концепции значения предложения, соответствуют членам предложения — предикату и актантам, коррелирующим с ролевыми функциями «участников события».
Описание слайда:
Под ситуацией понимается отрезок действительности (реальной или воплощенной в тексте), какой-либо факт, фрагмент события, отраженный в высказывании. Под ситуацией понимается отрезок действительности (реальной или воплощенной в тексте), какой-либо факт, фрагмент события, отраженный в высказывании. Элементы ситуации, согласно денотативной концепции значения предложения, соответствуют членам предложения — предикату и актантам, коррелирующим с ролевыми функциями «участников события».

Слайд 35





Являясь элементом текста, высказывание отражает общее фрагментарно и неполно. В зависимости от места в тексте высказывание может отражать
Являясь элементом текста, высказывание отражает общее фрагментарно и неполно. В зависимости от места в тексте высказывание может отражать
Описание слайда:
Являясь элементом текста, высказывание отражает общее фрагментарно и неполно. В зависимости от места в тексте высказывание может отражать Являясь элементом текста, высказывание отражает общее фрагментарно и неполно. В зависимости от места в тексте высказывание может отражать

Слайд 36





Неначальные и неконечные высказывания в силу особой позиции в тексте могут:
Неначальные и неконечные высказывания в силу особой позиции в тексте могут:
усиливать один из микросмыслов или весь смысл предыдущего высказывания
создавать установку на последующее развитие, завершая ранее актуализированный ассоциативный ряд,
создавать установку на развертывание новой системы микросмыслов, получающих дальнейшее развитие в перспективе текста.
Описание слайда:
Неначальные и неконечные высказывания в силу особой позиции в тексте могут: Неначальные и неконечные высказывания в силу особой позиции в тексте могут: усиливать один из микросмыслов или весь смысл предыдущего высказывания создавать установку на последующее развитие, завершая ранее актуализированный ассоциативный ряд, создавать установку на развертывание новой системы микросмыслов, получающих дальнейшее развитие в перспективе текста.

Слайд 37





Факторы, определяющие текстообразующие потенции предложения
Факторы, определяющие текстообразующие потенции предложения
1) структурно-семантическая организация предложения;
2) инициальность / неинициальность позиции предложения;
3) семантическая соотнесенность предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.
Описание слайда:
Факторы, определяющие текстообразующие потенции предложения Факторы, определяющие текстообразующие потенции предложения 1) структурно-семантическая организация предложения; 2) инициальность / неинициальность позиции предложения; 3) семантическая соотнесенность предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.

Слайд 38





Два типа соотнесенности предложения 
с сопутствующей частью текста:
Два типа соотнесенности предложения 
с сопутствующей частью текста:
соотнесенность равновесия
соотнесенность неравновесия.
Под смысловым равновесием понимается реализация идей тождества, сравнения и обобщения между исходным предложением и сопутствующей ему частью (сложным синтаксическим целым, абзацем).
Описание слайда:
Два типа соотнесенности предложения с сопутствующей частью текста: Два типа соотнесенности предложения с сопутствующей частью текста: соотнесенность равновесия соотнесенность неравновесия. Под смысловым равновесием понимается реализация идей тождества, сравнения и обобщения между исходным предложением и сопутствующей ему частью (сложным синтаксическим целым, абзацем).

Слайд 39





Два способа воздействия:
Два способа воздействия:
контактнокогезирующее,
ассоциативно-прерывистое воздействие.
      Различие в уровне воздействия (либо только в рамках соположенных предложений, либо в объеме разных фрагментов произведения, включая «весьма отдаленные части текста»).
Описание слайда:
Два способа воздействия: Два способа воздействия: контактнокогезирующее, ассоциативно-прерывистое воздействие. Различие в уровне воздействия (либо только в рамках соположенных предложений, либо в объеме разных фрагментов произведения, включая «весьма отдаленные части текста»).

Слайд 40





Основные постулаты
Основные постулаты
Текстообразующие возможности высказывания определяются его способностью актуализировать определенную ситуацию, связанную с последующим или предыдущим развертыванием текста.
Роль высказываний в текстообразовании зависит от характера синтаксической конструкции и ее семантико-синтаксических связей с ближайшим и дальнейшим окружением.
Текстообразующие возможности высказываний во многом определяются их лексической структурой.
Описание слайда:
Основные постулаты Основные постулаты Текстообразующие возможности высказывания определяются его способностью актуализировать определенную ситуацию, связанную с последующим или предыдущим развертыванием текста. Роль высказываний в текстообразовании зависит от характера синтаксической конструкции и ее семантико-синтаксических связей с ближайшим и дальнейшим окружением. Текстообразующие возможности высказываний во многом определяются их лексической структурой.

Слайд 41





Высказывание, как и текст в целом, имеет поверхностный и глубинный смысл.
Высказывание, как и текст в целом, имеет поверхностный и глубинный смысл.
Поверхностный смысл конкретизируется в процессе линейного развертывания благодаря имеющейся актуализации языковых средств.
Глубинный смысл формируется в перспективе целого текста, отражая системные качества высказывания.
Описание слайда:
Высказывание, как и текст в целом, имеет поверхностный и глубинный смысл. Высказывание, как и текст в целом, имеет поверхностный и глубинный смысл. Поверхностный смысл конкретизируется в процессе линейного развертывания благодаря имеющейся актуализации языковых средств. Глубинный смысл формируется в перспективе целого текста, отражая системные качества высказывания.

Слайд 42





Семный и контекстуальный анализ лексических единиц в рамках отдельных блоков высказываний и целого текста позволяет выявить механизм «накапливания и укрупнения» информативных признаков сигналов, значимый для смыслового развертывания целого произведения.
Семный и контекстуальный анализ лексических единиц в рамках отдельных блоков высказываний и целого текста позволяет выявить механизм «накапливания и укрупнения» информативных признаков сигналов, значимый для смыслового развертывания целого произведения.
Описание слайда:
Семный и контекстуальный анализ лексических единиц в рамках отдельных блоков высказываний и целого текста позволяет выявить механизм «накапливания и укрупнения» информативных признаков сигналов, значимый для смыслового развертывания целого произведения. Семный и контекстуальный анализ лексических единиц в рамках отдельных блоков высказываний и целого текста позволяет выявить механизм «накапливания и укрупнения» информативных признаков сигналов, значимый для смыслового развертывания целого произведения.

Слайд 43





Вербально выраженные семантические признаки элементов ситуации могут связываться отношениями
Вербально выраженные семантические признаки элементов ситуации могут связываться отношениями
дополнения,
усиления,
контраста,
коммуникативно значимыми на разных этапах смыслового развертывания произведения — от высказывания до целого текста.
Описание слайда:
Вербально выраженные семантические признаки элементов ситуации могут связываться отношениями Вербально выраженные семантические признаки элементов ситуации могут связываться отношениями дополнения, усиления, контраста, коммуникативно значимыми на разных этапах смыслового развертывания произведения — от высказывания до целого текста.

Слайд 44


Текстообразующие возможности языковых единиц, слайд №44
Описание слайда:

Слайд 45





ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО
(КОММУНИКАТИВНОГО БЛОКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ)
Описание слайда:
ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО (КОММУНИКАТИВНОГО БЛОКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ)

Слайд 46





В рамках синтаксиса и грамматики текста текстообразующие возможности синтаксических единиц связываются с теорией актуального членения. Постулируется, что тема (известное, данное) и рема (неизвестное, новое) выполняют текстообразующую функцию.
В рамках синтаксиса и грамматики текста текстообразующие возможности синтаксических единиц связываются с теорией актуального членения. Постулируется, что тема (известное, данное) и рема (неизвестное, новое) выполняют текстообразующую функцию.
Описание слайда:
В рамках синтаксиса и грамматики текста текстообразующие возможности синтаксических единиц связываются с теорией актуального членения. Постулируется, что тема (известное, данное) и рема (неизвестное, новое) выполняют текстообразующую функцию. В рамках синтаксиса и грамматики текста текстообразующие возможности синтаксических единиц связываются с теорией актуального членения. Постулируется, что тема (известное, данное) и рема (неизвестное, новое) выполняют текстообразующую функцию.

Слайд 47





Единицами текста на семантико-структурном уровне являются: 
Единицами текста на семантико-структурном уровне являются: 
высказывание (реализованное предложение),
межфразовое единство (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент).
Межфразовые единства в свою очередь объединяются в более крупные фрагменты — блоки, обеспечивающие тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и грамматических связей.
Сложное синтаксическое целое – тема-рематическая последовательность, открывающаяся фразой-зачином (или стержневой фразой, вмещающей в себя содержание всего целого). Фразы-зачины сложных целых, будучи стянутыми вместе, образуют содержательную канву текста.
Описание слайда:
Единицами текста на семантико-структурном уровне являются: Единицами текста на семантико-структурном уровне являются: высказывание (реализованное предложение), межфразовое единство (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент). Межфразовые единства в свою очередь объединяются в более крупные фрагменты — блоки, обеспечивающие тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и грамматических связей. Сложное синтаксическое целое – тема-рематическая последовательность, открывающаяся фразой-зачином (или стержневой фразой, вмещающей в себя содержание всего целого). Фразы-зачины сложных целых, будучи стянутыми вместе, образуют содержательную канву текста.

Слайд 48





К основным строевым единицам текстообразования относятся: 
К основным строевым единицам текстообразования относятся: 
сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство);
свободное высказывание первого типа — одиночная коммуникативная единица, занимающая самостоятельное положение в текстовом фрагменте, а иногда и в целом тексте;
свободное высказывание второго типа, «когда в пределах одной коммуникативной единицы совмещаются две или более темы — например, главная и побочная»;
линейно-синтаксическая цепь, под которой понимается «строевая единица текста, обладающая признаками поликоммуникативности и политематичности.
Описание слайда:
К основным строевым единицам текстообразования относятся: К основным строевым единицам текстообразования относятся: сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство); свободное высказывание первого типа — одиночная коммуникативная единица, занимающая самостоятельное положение в текстовом фрагменте, а иногда и в целом тексте; свободное высказывание второго типа, «когда в пределах одной коммуникативной единицы совмещаются две или более темы — например, главная и побочная»; линейно-синтаксическая цепь, под которой понимается «строевая единица текста, обладающая признаками поликоммуникативности и политематичности.

Слайд 49





Коммуникативные блоки высказываний объединяются на основе следующих критериев:
Коммуникативные блоки высказываний объединяются на основе следующих критериев:
1) по сходству коммуникативных функций (ориентации на одну микроцель в общей целевой программе текста);
2) по логико-смысловой спаянности репрезентированных высказываниями ситуаций, отражающих один фрагмент действительности;
3) по слитности микротем;
4) по общности повествовательной точки зрения (взгляда на мир).
Описание слайда:
Коммуникативные блоки высказываний объединяются на основе следующих критериев: Коммуникативные блоки высказываний объединяются на основе следующих критериев: 1) по сходству коммуникативных функций (ориентации на одну микроцель в общей целевой программе текста); 2) по логико-смысловой спаянности репрезентированных высказываниями ситуаций, отражающих один фрагмент действительности; 3) по слитности микротем; 4) по общности повествовательной точки зрения (взгляда на мир).

Слайд 50





Блок высказываний, объединенных функционально и по смыслу в поэтическом тексте, обычно состоит из двух-трех предложений, образующих одну строфу.
Блок высказываний, объединенных функционально и по смыслу в поэтическом тексте, обычно состоит из двух-трех предложений, образующих одну строфу.
Иногда строфа может состоять из двух блоков, а один блок может объединять две строфы.
Описание слайда:
Блок высказываний, объединенных функционально и по смыслу в поэтическом тексте, обычно состоит из двух-трех предложений, образующих одну строфу. Блок высказываний, объединенных функционально и по смыслу в поэтическом тексте, обычно состоит из двух-трех предложений, образующих одну строфу. Иногда строфа может состоять из двух блоков, а один блок может объединять две строфы.

Слайд 51





Границы блока высказываний иногда совпадают с «функционально-смысловыми типами речи»:
Границы блока высказываний иногда совпадают с «функционально-смысловыми типами речи»:
повествованием,
описанием,
рассуждением.
Это происходит не всегда, так как функционально-смысловые типы речи выделяются по иным основаниям и более жестким и определенным критериям.
Описание слайда:
Границы блока высказываний иногда совпадают с «функционально-смысловыми типами речи»: Границы блока высказываний иногда совпадают с «функционально-смысловыми типами речи»: повествованием, описанием, рассуждением. Это происходит не всегда, так как функционально-смысловые типы речи выделяются по иным основаниям и более жестким и определенным критериям.

Слайд 52





Наряду с функционально-смысловыми типами, дифференцируются композиционно-смысловые типы речи (демонстрационный, информационный и сентенционный).
Наряду с функционально-смысловыми типами, дифференцируются композиционно-смысловые типы речи (демонстрационный, информационный и сентенционный).
В отличие от данной концепции, опирающейся на темпорально-функциональные и композиционно-языковые основания, коммуникативные блоки высказываний вычленяются нами с учетом смысловых, логических, тематических и повествовательных параметров текста.
Описание слайда:
Наряду с функционально-смысловыми типами, дифференцируются композиционно-смысловые типы речи (демонстрационный, информационный и сентенционный). Наряду с функционально-смысловыми типами, дифференцируются композиционно-смысловые типы речи (демонстрационный, информационный и сентенционный). В отличие от данной концепции, опирающейся на темпорально-функциональные и композиционно-языковые основания, коммуникативные блоки высказываний вычленяются нами с учетом смысловых, логических, тематических и повествовательных параметров текста.

Слайд 53





Коммуникативный смысловой блок характеризуется относительной завершенностью и одновременно ориентацией на общую перспективу текста.
Коммуникативный смысловой блок характеризуется относительной завершенностью и одновременно ориентацией на общую перспективу текста.
Смысловая интерпретация отдельных коммуникативных блоков на уровне взаимодействия высказываний и их элементов может выявить поверхностный смысл данных фрагментов текста. Глубинный же смысл связан со следующим этапом анализа, отражающим взаимодействие коммуникативных блоков в рамках целого произведения. Во взаимодействии и взаимном влиянии коммуникативных блоков высказываний проявляются их текстообразующие возможности.
Описание слайда:
Коммуникативный смысловой блок характеризуется относительной завершенностью и одновременно ориентацией на общую перспективу текста. Коммуникативный смысловой блок характеризуется относительной завершенностью и одновременно ориентацией на общую перспективу текста. Смысловая интерпретация отдельных коммуникативных блоков на уровне взаимодействия высказываний и их элементов может выявить поверхностный смысл данных фрагментов текста. Глубинный же смысл связан со следующим этапом анализа, отражающим взаимодействие коммуникативных блоков в рамках целого произведения. Во взаимодействии и взаимном влиянии коммуникативных блоков высказываний проявляются их текстообразующие возможности.

Слайд 54





ИТОГ. Текстообразующие возможности коммуникативного блока высказываний определяются общей стратегией текстового развертывания, включающей их участие в различных типах выдвижения и композиционно-стилистических приемах. Этот процесс протекает по-разному в зависимости от характера смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, в которые вовлекаются элементы коммуникативных блоков.
ИТОГ. Текстообразующие возможности коммуникативного блока высказываний определяются общей стратегией текстового развертывания, включающей их участие в различных типах выдвижения и композиционно-стилистических приемах. Этот процесс протекает по-разному в зависимости от характера смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, в которые вовлекаются элементы коммуникативных блоков.
Описание слайда:
ИТОГ. Текстообразующие возможности коммуникативного блока высказываний определяются общей стратегией текстового развертывания, включающей их участие в различных типах выдвижения и композиционно-стилистических приемах. Этот процесс протекает по-разному в зависимости от характера смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, в которые вовлекаются элементы коммуникативных блоков. ИТОГ. Текстообразующие возможности коммуникативного блока высказываний определяются общей стратегией текстового развертывания, включающей их участие в различных типах выдвижения и композиционно-стилистических приемах. Этот процесс протекает по-разному в зависимости от характера смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, в которые вовлекаются элементы коммуникативных блоков.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию