Описание слайда:
Русская литература приобретает самостоятельный, свободный от бездумного подражания Западу характер, становясь все более глубокой по мысли и выразительной по художественным средствам. Последнее течение, заимствованное у Запада, был романтизм. Однако и здесь произведениях русских романтиков достаточно ярко проявились самобытные черты. Так, идея индивидуализма, самоценности человеческой личности, воспринятая из западного романтизма, в русской литературе, как правило, сочеталась с чувством ответственности за свой народ, с жертвенностью во имя блага других людей.
Русская литература приобретает самостоятельный, свободный от бездумного подражания Западу характер, становясь все более глубокой по мысли и выразительной по художественным средствам. Последнее течение, заимствованное у Запада, был романтизм. Однако и здесь произведениях русских романтиков достаточно ярко проявились самобытные черты. Так, идея индивидуализма, самоценности человеческой личности, воспринятая из западного романтизма, в русской литературе, как правило, сочеталась с чувством ответственности за свой народ, с жертвенностью во имя блага других людей.
С именем А. С. Пушкина, связана победа нового и самого значительного в русской литературе XIX в. направления – реализма. Романтические поэмы Пушкина («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы») имели необыкновенный успех. И все же он был не сравним с тем впечатлением, которое произвели на русское общество реалистические произведения Пушкина, которые стали появляться в печати со второй половины 1820-х гг. В пушкинских стихах и прозе этого периода читатель впервые столкнулся не с условными сюжетами и героями, а с реальной Россией, с живыми людьми, их бедами, радостями и заботами.
М. Ю. Лермонтов, достойный продолжатель А. С. Пушкина, показал себя в своих произведениях глубоким знатоком человеческой натуры, великим мастером психологического реализма. В то же время, в отличие от Пушкина, обладающего редким талантом воспринимать и изображать окружающий мир как гармоническое целое, в котором добро и зло уравновешивают друг друга, Лермонтов видел в этом мире прежде всего зло. Эта характерная для романтизма черта – пессимистическое восприятие действительности – проходит и через многие стихотворения Лермонтова, и через его замечательные поэмы, и через поразивший современников роман «Герой нашего времени».
Особое место в русской литературе занял Н. В. Гоголь, придав ей во многом сатирическую, обличительную направленность. И в своей знаменитой пьесе «Ревизор», и в гениальной поэме «Мертвые души» Гоголь сосредоточился прежде всего на изображении темных сторон русской жизни, воплотившихся а корыстолюбивых, чинящих произвол бюрократах-чиновниках и невежественных помещиках. Это было сделано с искусством, потрясшим всю читающую Россию. По замыслу Гоголя, разоблачение зла в первом томе «Мертвых душ» должно было в двух последующих уравновеситься победой добра: преображением главных героев, победой в них божественного начала. Однако воплотить свой замысел писатель не смог.