🗊Презентация Культурология как наука

Нажмите для полного просмотра!
Культурология как наука, слайд №1Культурология как наука, слайд №2Культурология как наука, слайд №3Культурология как наука, слайд №4Культурология как наука, слайд №5Культурология как наука, слайд №6Культурология как наука, слайд №7Культурология как наука, слайд №8Культурология как наука, слайд №9Культурология как наука, слайд №10Культурология как наука, слайд №11Культурология как наука, слайд №12Культурология как наука, слайд №13Культурология как наука, слайд №14Культурология как наука, слайд №15Культурология как наука, слайд №16Культурология как наука, слайд №17Культурология как наука, слайд №18Культурология как наука, слайд №19Культурология как наука, слайд №20Культурология как наука, слайд №21Культурология как наука, слайд №22Культурология как наука, слайд №23Культурология как наука, слайд №24Культурология как наука, слайд №25Культурология как наука, слайд №26Культурология как наука, слайд №27Культурология как наука, слайд №28Культурология как наука, слайд №29Культурология как наука, слайд №30Культурология как наука, слайд №31Культурология как наука, слайд №32Культурология как наука, слайд №33Культурология как наука, слайд №34Культурология как наука, слайд №35Культурология как наука, слайд №36Культурология как наука, слайд №37Культурология как наука, слайд №38Культурология как наука, слайд №39Культурология как наука, слайд №40Культурология как наука, слайд №41Культурология как наука, слайд №42Культурология как наука, слайд №43Культурология как наука, слайд №44Культурология как наука, слайд №45Культурология как наука, слайд №46Культурология как наука, слайд №47Культурология как наука, слайд №48

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Культурология как наука. Доклад-сообщение содержит 48 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





1 тема: Культурология как наука (1 ч.)

 Цели занятия:
1. Сформировать представление о науке культурология.
2. Изучить  особенности культурологии как научной
    дисциплины.
3. Показать, что курс культурологии закладывает базовые,    	ключевые понятия, составляющие теоретическую основу     для понимания проблематики культуры.
4. Сформировать понимание сути процессов, основных этапов становления культурной мысли как в мировой культуре так и отечественной мысли.
Описание слайда:
1 тема: Культурология как наука (1 ч.) Цели занятия: 1. Сформировать представление о науке культурология. 2. Изучить особенности культурологии как научной дисциплины. 3. Показать, что курс культурологии закладывает базовые, ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания проблематики культуры. 4. Сформировать понимание сути процессов, основных этапов становления культурной мысли как в мировой культуре так и отечественной мысли.

Слайд 2





Определение культурологии.
Культурология – это общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.
Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).
Описание слайда:
Определение культурологии. Культурология – это общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры. Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).

Слайд 3





Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры.

Актуальность темы связана с тем, что способствует осмыслению человеком своего места в культурной системе, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия.
   Практическая значимость изучаемого материала связана с тем, что формирует способность к адекватной оценке и принятию правильного решения в критической ситуации, актуализирует  человека.
Описание слайда:
Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры. Актуальность темы связана с тем, что способствует осмыслению человеком своего места в культурной системе, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия. Практическая значимость изучаемого материала связана с тем, что формирует способность к адекватной оценке и принятию правильного решения в критической ситуации, актуализирует человека.

Слайд 4





Понятие культуры
     (от лат. cultura- возделывание, обработка) - это совокупность осмысленной творческой деятельности  людей, сложная многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.
Описание слайда:
Понятие культуры (от лат. cultura- возделывание, обработка) - это совокупность осмысленной творческой деятельности людей, сложная многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.

Слайд 5





Подходы к определению культуры
1.Ценностный. Согласно данному подходу культура рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
2.Нормативный. Согласно которому содержание культуры составляют нормы, правила, стандарты поведения и стереотипы мышления.
3.Дидактический подход. Рассматривает культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.
Описание слайда:
Подходы к определению культуры 1.Ценностный. Согласно данному подходу культура рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. 2.Нормативный. Согласно которому содержание культуры составляют нормы, правила, стандарты поведения и стереотипы мышления. 3.Дидактический подход. Рассматривает культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.

Слайд 6





Подходы к определению культуры
4. Семиотический подход. Рассматривает культуру как совокупность знаков и текстов.
5. Психологический подход. Указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
6. Социологический. Согласно данному подходу культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Описание слайда:
Подходы к определению культуры 4. Семиотический подход. Рассматривает культуру как совокупность знаков и текстов. 5. Психологический подход. Указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. 6. Социологический. Согласно данному подходу культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Слайд 7





Культурология наука междисциплинарная, интегративная.
Как отрасль гуманитарного знания культурология связана с такими общественными науками как:
-философия (философия культуры);
-история (история культуры);
-социология (социология культуры);
-антропология (антропология культуры).
Описание слайда:
Культурология наука междисциплинарная, интегративная. Как отрасль гуманитарного знания культурология связана с такими общественными науками как: -философия (философия культуры); -история (история культуры); -социология (социология культуры); -антропология (антропология культуры).

Слайд 8





Объект и предмет культурологии
Объектом культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникаций и т.п. 
Предметом культурологии выступает культура как особый, присущий только человеку способ жизнедеятельности, который исторически раскрывает себя.
Описание слайда:
Объект и предмет культурологии Объектом культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникаций и т.п. Предметом культурологии выступает культура как особый, присущий только человеку способ жизнедеятельности, который исторически раскрывает себя.

Слайд 9





Культурология изучает
1.Культурные аспекты различных сфер общественной жизни (политической, экономической и т.д.).
2.Особенности и достижения тех культур, которые составили основу развития мировой культуры (культуры Древнего мира, культуры Востока, античная культура, средневековая культура и т.д.), а также культуры различных этносов и наций.
3. Тенденции и перспективы развития современной культуры.
Описание слайда:
Культурология изучает 1.Культурные аспекты различных сфер общественной жизни (политической, экономической и т.д.). 2.Особенности и достижения тех культур, которые составили основу развития мировой культуры (культуры Древнего мира, культуры Востока, античная культура, средневековая культура и т.д.), а также культуры различных этносов и наций. 3. Тенденции и перспективы развития современной культуры.

Слайд 10





Понятие  культурологии
     Культурология – наука, изучающая культуру, наиболее общие ее закономерности развития и функционирования.
 Периоды развития культурологического знания:
-донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIII в.);
-этап становления знаний о культуре в рамках других наук (XVIII – XIX вв.);
-формирование культурологии как самостоятельной науки (XX в.).
Описание слайда:
Понятие культурологии Культурология – наука, изучающая культуру, наиболее общие ее закономерности развития и функционирования. Периоды развития культурологического знания: -донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIII в.); -этап становления знаний о культуре в рамках других наук (XVIII – XIX вв.); -формирование культурологии как самостоятельной науки (XX в.).

Слайд 11





Культурология, как наука оформившаяся в XX в. опирается на определенную философскую традицию.
Для европейской культурологии основные исторические этапы данной традиции составляют Античность, Средние века и Новое время.
Описание слайда:
Культурология, как наука оформившаяся в XX в. опирается на определенную философскую традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы данной традиции составляют Античность, Средние века и Новое время.

Слайд 12





Античная философия (Древнегреческая традиция)
Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа.
Греческие философы-софисты говорили о противопоставлении природного и нравственного начал, понимая нравственность изначально как то, что отличает людей от животных. Позже этим отличием будет называться «культура».
Описание слайда:
Античная философия (Древнегреческая традиция) Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа. Греческие философы-софисты говорили о противопоставлении природного и нравственного начал, понимая нравственность изначально как то, что отличает людей от животных. Позже этим отличием будет называться «культура».

Слайд 13





Античная философия (Древнегреческая традиция)
В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование). Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.
Описание слайда:
Античная философия (Древнегреческая традиция) В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование). Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.

Слайд 14





Римская античная традиция 
Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» - возделывать, обрабатывать, ухаживать. В начале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы». В этом значении его применял известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.), написавший дошедший до наших дней трактак «De agri cultura» (160 г.до н.э.).
Описание слайда:
Римская античная традиция Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» - возделывать, обрабатывать, ухаживать. В начале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы». В этом значении его применял известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.), написавший дошедший до наших дней трактак «De agri cultura» (160 г.до н.э.).

Слайд 15





Римская античная традиция 
Отправной точкой в формировании научных представлений  о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В своей книге «Тускуланские беседы» (45 г. до н.э. ) Цицерон применил слово «культура» в переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом обозначил все созданное человеком в отличие от мира, созданного природой.
Описание слайда:
Римская античная традиция Отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В своей книге «Тускуланские беседы» (45 г. до н.э. ) Цицерон применил слово «культура» в переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом обозначил все созданное человеком в отличие от мира, созданного природой.

Слайд 16





Эпоха Средневековья (V-XV вв.)
В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение. Осмысление культуры приобретает богословское звучание.
Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование.
В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности ( в его основе образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).
Описание слайда:
Эпоха Средневековья (V-XV вв.) В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение. Осмысление культуры приобретает богословское звучание. Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование. В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности ( в его основе образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).

Слайд 17





Эпоха Нового времени (XVII- перв.пол.XIX вв.)
Эпоха Нового времени складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм).
Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени:
-приоритет научного знания;
-идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития);
-идея прогрессивного развития общества;
-автономность морали и личности по отношению к религии.
Описание слайда:
Эпоха Нового времени (XVII- перв.пол.XIX вв.) Эпоха Нового времени складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм). Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени: -приоритет научного знания; -идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития); -идея прогрессивного развития общества; -автономность морали и личности по отношению к религии.

Слайд 18





Эпоха Нового времени (XVII- перв.пол.XIX вв.)
В философии эпохи Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И.Кант, Г.Гердер, Г.Гегель).
Культура – искания человеческого духа, область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования, область духовной свободы человека. 
Культура – это результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений.
Описание слайда:
Эпоха Нового времени (XVII- перв.пол.XIX вв.) В философии эпохи Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И.Кант, Г.Гердер, Г.Гегель). Культура – искания человеческого духа, область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования, область духовной свободы человека. Культура – это результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений.

Слайд 19





XIX-начала XX вв.
В этот период стали появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.
Описание слайда:
XIX-начала XX вв. В этот период стали появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Слайд 20





Термин «культурология»
Впервые термин «культурология » использовал немецкий ученый В.Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения.
Широкое распространение термина связано с именем американского культурного антрополога Л.А.Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры»(1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию.
Описание слайда:
Термин «культурология» Впервые термин «культурология » использовал немецкий ученый В.Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения. Широкое распространение термина связано с именем американского культурного антрополога Л.А.Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры»(1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию.

Слайд 21





Этапы развития  культурологии
-Этнографический (1800-1860 гг.);
-Эволюционистский (1860-1895 гг.);
-Исторический (1895-1930 гг.).
Функции культурологии:
-гносеологическая;
-эвристическая;
-аксиологическая;
-воспитательная;
-методологическая;
-регулятивная ;
-компенсаторская;
-семиотическая;
-прогностическая .
Описание слайда:
Этапы развития культурологии -Этнографический (1800-1860 гг.); -Эволюционистский (1860-1895 гг.); -Исторический (1895-1930 гг.). Функции культурологии: -гносеологическая; -эвристическая; -аксиологическая; -воспитательная; -методологическая; -регулятивная ; -компенсаторская; -семиотическая; -прогностическая .

Слайд 22





Культурологические школы
Эволюционистская. Обосновывается единство и многообразие форм культуры. Идеи эволюции в трудах Г.Спенсера, А.Моргана, Ш.Летурно, Э.Тайлора, Д.Фрезера, Н.Н. Миклухо-Маклая.
-Цивилизационная – выделяли теорию культурно-исторических типов и локальных цивилизаций, принципы выделения типов, циклы развития и морфологию культур. Труды Н.Я.данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.
-Марксистская – считали, что каждой общественно-экономической формации соответствует свой тип культуры. Труды К. Маркса и Ф Энгельса.
Описание слайда:
Культурологические школы Эволюционистская. Обосновывается единство и многообразие форм культуры. Идеи эволюции в трудах Г.Спенсера, А.Моргана, Ш.Летурно, Э.Тайлора, Д.Фрезера, Н.Н. Миклухо-Маклая. -Цивилизационная – выделяли теорию культурно-исторических типов и локальных цивилизаций, принципы выделения типов, циклы развития и морфологию культур. Труды Н.Я.данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. -Марксистская – считали, что каждой общественно-экономической формации соответствует свой тип культуры. Труды К. Маркса и Ф Энгельса.

Слайд 23





Культурологические школы
-Структурно-функциональная – определяла функциональную роль норм, мифов, правил. Работы Т.Парсонса, Р.Мертона. Постструктуралистические концепции культуры в работах М.Фуко, Ж.Деррида.
-Психоаналитическая – исследовали взаимоотношения культуры и личности в трудах З.Фрейда. А также о коллективном бессознательном как «архетипе культуры» в работах К.Г.Юнга, о типах социальных характеров в трудах Э.Фромма.
-Символическая – исследования о культуре как о «символической Вселенной» в трудах Э. Кассирера, Л.Уайта. Рассмотрение культуры как «текста» в работах М.Бахтина, Ю.Лотмана.
Описание слайда:
Культурологические школы -Структурно-функциональная – определяла функциональную роль норм, мифов, правил. Работы Т.Парсонса, Р.Мертона. Постструктуралистические концепции культуры в работах М.Фуко, Ж.Деррида. -Психоаналитическая – исследовали взаимоотношения культуры и личности в трудах З.Фрейда. А также о коллективном бессознательном как «архетипе культуры» в работах К.Г.Юнга, о типах социальных характеров в трудах Э.Фромма. -Символическая – исследования о культуре как о «символической Вселенной» в трудах Э. Кассирера, Л.Уайта. Рассмотрение культуры как «текста» в работах М.Бахтина, Ю.Лотмана.

Слайд 24





Культурологические школы
-Игровая – исследование понятия игры в культуре народов, в игровых формах искусства, досуга, спорта, коммерции, политики. Работы Й.Хейзенги.
-Гуманистическая – исследования об энергетическом потенциале духовной культуры и принципе благоговения перед жизнью, «ноосфере» представлены в трудах Н.Рериха, А.Швейцера, В.И. Вернадского.
-Диффузионистская – исследовали проблему культурных контактов и формирования культурных кругов и культурных зон. Работы Ф.Ратцеля, Ф.Гребнера, В.Шмидта, Т.Хейердала.
-Футурологическая – об информационно-электронной цивилизации, цивилизации досуга и о конце истории. Труды Э.Тоффлера, Ф.Фукуямы, Ж.Дюмазедье.
Описание слайда:
Культурологические школы -Игровая – исследование понятия игры в культуре народов, в игровых формах искусства, досуга, спорта, коммерции, политики. Работы Й.Хейзенги. -Гуманистическая – исследования об энергетическом потенциале духовной культуры и принципе благоговения перед жизнью, «ноосфере» представлены в трудах Н.Рериха, А.Швейцера, В.И. Вернадского. -Диффузионистская – исследовали проблему культурных контактов и формирования культурных кругов и культурных зон. Работы Ф.Ратцеля, Ф.Гребнера, В.Шмидта, Т.Хейердала. -Футурологическая – об информационно-электронной цивилизации, цивилизации досуга и о конце истории. Труды Э.Тоффлера, Ф.Фукуямы, Ж.Дюмазедье.

Слайд 25





Структура культуры : материальная и духовная культура
	МАТЕРИАЛЬНАЯ 	КУЛЬТУРА: 
Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.
Описание слайда:
Структура культуры : материальная и духовная культура МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.

Слайд 26





ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА:

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, включающей следующие виды : познавательную и интеллектуальную культуру,   культуру речи, мораль,  искусство, религию, науку, философию, образование.
Описание слайда:
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, включающей следующие виды : познавательную и интеллектуальную культуру, культуру речи, мораль, искусство, религию, науку, философию, образование.

Слайд 27





ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Духовная культура включает в себя формы общественного сознания  и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему.
Описание слайда:
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему.

Слайд 28





ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Человекотворческая (преобразующая).
  Человек живет не в природе, а в культуре.  Культура – это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает  ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким  он был и есть. Результаты познания  и самопознания передаются  в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.
Описание слайда:
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Человекотворческая (преобразующая). Человек живет не в природе, а в культуре. Культура – это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.

Слайд 29





ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Познавательная функция. 
   Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. 
Коммуникативная функция.  
   Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
Описание слайда:
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

Слайд 30





ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Знаковая (семиотическая).  Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
Духовно-нравственная. Это - воспитательные роли культуры.    
Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. В качестве разрядки эффектно используется игра.
Описание слайда:
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция. Духовно-нравственная. Это - воспитательные роли культуры. Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. В качестве разрядки эффектно используется игра.

Слайд 31





ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
Описание слайда:
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

Слайд 32





ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
 Гуманистическая функция.
Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.
Ценностная (аксиологическая): с ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.
Описание слайда:
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Гуманистическая функция. Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем. Ценностная (аксиологическая): с ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.

Слайд 33





Тип, типология, типологизация культур
Тип –это сходство, общность.
Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого многообразие культур упорядочивается, группируется в типы.
Типология - это система выделенных типов культуры. 
Построение системы типов осуществляется с помощью двух  логико-познавательных процедур:
1. Выбор  оснований (основополагающего признака, по которому устанавливается общность культур).
2.Определение познавательных целей классификационного построения.
Описание слайда:
Тип, типология, типологизация культур Тип –это сходство, общность. Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого многообразие культур упорядочивается, группируется в типы. Типология - это система выделенных типов культуры. Построение системы типов осуществляется с помощью двух логико-познавательных процедур: 1. Выбор оснований (основополагающего признака, по которому устанавливается общность культур). 2.Определение познавательных целей классификационного построения.

Слайд 34





Основания для выделения типов культур
- Хронологически-временные (Первобытная культура, Античный  тип культуры, Средневековая  культура, культура Возрождения, культура Просвещения, культура Нового времени и т.д.).
- Пространственно-географические (Западноевропейская, латиноамериканская, дальневосточная, сибирская и т.п.)
- Ценностные («Запад-Восток» ).
Описание слайда:
Основания для выделения типов культур - Хронологически-временные (Первобытная культура, Античный тип культуры, Средневековая культура, культура Возрождения, культура Просвещения, культура Нового времени и т.д.). - Пространственно-географические (Западноевропейская, латиноамериканская, дальневосточная, сибирская и т.п.) - Ценностные («Запад-Восток» ).

Слайд 35





Основания для выделения типов культур
 - Принадлежность к историческому типу общества (традиционное, индустриальное и информационное общества).
- Связь с религией ( буддистские, исламские, христианские общества).
 - Уровень мастерства и тип аудитории ( высокая или элитарная, народная, массовая культуры).
 - Связь с территорией (сельская и городская культуры) и др.
Описание слайда:
Основания для выделения типов культур - Принадлежность к историческому типу общества (традиционное, индустриальное и информационное общества). - Связь с религией ( буддистские, исламские, христианские общества). - Уровень мастерства и тип аудитории ( высокая или элитарная, народная, массовая культуры). - Связь с территорией (сельская и городская культуры) и др.

Слайд 36





Культура и цивилизация
Понятие культуры  впервые ввел в философию римский ученый М. Т.Цицерон.
По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.
Описание слайда:
Культура и цивилизация Понятие культуры впервые ввел в философию римский ученый М. Т.Цицерон. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.

Слайд 37





Соотношение культуры и цивилизации
Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. 
Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.
Описание слайда:
Соотношение культуры и цивилизации Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

Слайд 38





Соотношение культуры и цивилизации
3. Сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), где цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер « …как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, дающий простор искусству и литературе, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Описание слайда:
Соотношение культуры и цивилизации 3. Сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), где цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер « …как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, дающий простор искусству и литературе, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Слайд 39





Определение цивилизации
Цивилизация (от лат. сivilis – «гражданский, государственный» ) – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Совокупность материальных  и духовных достижений общества.
Главное различие понятий «культура» и «цивилизация» заключается в том, что понятие «культуры» более уместно,  когда речь идет о характере духовности той или иной общности людей, а «цивилизация» характеризует достигнутый уровень технического развития. Тем не менее, эти понятия подчас используются как тождественные.
Описание слайда:
Определение цивилизации Цивилизация (от лат. сivilis – «гражданский, государственный» ) – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Совокупность материальных и духовных достижений общества. Главное различие понятий «культура» и «цивилизация» заключается в том, что понятие «культуры» более уместно, когда речь идет о характере духовности той или иной общности людей, а «цивилизация» характеризует достигнутый уровень технического развития. Тем не менее, эти понятия подчас используются как тождественные.

Слайд 40





Формы культуры
Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включает в себя мифы, сказки, отражавшие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Мифы (от греч. μῦθος – речь, слово,сказание)  – это появившиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.
Описание слайда:
Формы культуры Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включает в себя мифы, сказки, отражавшие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Мифы (от греч. μῦθος – речь, слово,сказание) – это появившиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.

Слайд 41





Формы культуры
Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу).
Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. Выделяют: танцы, песни, музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, театр, художественную литературу, поэзию, киноискусство и т.п.
Описание слайда:
Формы культуры Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу). Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. Выделяют: танцы, песни, музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, театр, художественную литературу, поэзию, киноискусство и т.п.

Слайд 42





Формы культуры
Религия —(от лат. religare — связывать, соединять) форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. 
Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт.
Описание слайда:
Формы культуры Религия —(от лат. religare — связывать, соединять) форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт.

Слайд 43





Формы культуры
В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на:
1) монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога); 
2) языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы);
3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство).
По степени распространенности в мире выделяют:
1) мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены;
2) локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).
Описание слайда:
Формы культуры В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на: 1) монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога);  2) языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы); 3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространенности в мире выделяют: 1) мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены; 2) локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

Слайд 44





Формы культуры
Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.
Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру.
Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке, на основании последовательного рационализма и доказательности истинности представлений.
Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей.
Описание слайда:
Формы культуры Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества. Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру. Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке, на основании последовательного рационализма и доказательности истинности представлений. Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей.

Слайд 45





Формы культуры
Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.
Образование – форма культуры, имеющая целью осуществление целенаправленного процесса обучения и образования индивидов в соответствии с нормативными порядками религиозных и научных представлений, языковой ориентации, а также включающей эстетическое воспитание. 
Образование  включает следующие направления:
предполагает деятельность по подготовке адекватных членов общества;
 является деятельностью индивида по самоусовершенствованию духовно-теоретических представлений.
Описание слайда:
Формы культуры Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами. Образование – форма культуры, имеющая целью осуществление целенаправленного процесса обучения и образования индивидов в соответствии с нормативными порядками религиозных и научных представлений, языковой ориентации, а также включающей эстетическое воспитание. Образование включает следующие направления: предполагает деятельность по подготовке адекватных членов общества; является деятельностью индивида по самоусовершенствованию духовно-теоретических представлений.

Слайд 46





Литература
1.Солонин Ю.Н. Культурология: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Санкт-Петербург: Питер, 2015. Электронно-библиотечная система ibooks.ru .
2. Багновская Н.М. Культурология: учебник. Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К, 2014. Электронно-библиотечная система «Лань».
3. Горелов А.А. История русской культуры. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник для академического бакалавриата. [Электронный ресурс] М.: Издательство Юрайт, 2016.Электронная библиотечная система "Юрайт".
4. Толмачева Р. П. Цивилизация России: зарождение и развитие. Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К, 2014. Электронно-библиотечная система «Лань» .
Описание слайда:
Литература 1.Солонин Ю.Н. Культурология: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Санкт-Петербург: Питер, 2015. Электронно-библиотечная система ibooks.ru . 2. Багновская Н.М. Культурология: учебник. Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К, 2014. Электронно-библиотечная система «Лань». 3. Горелов А.А. История русской культуры. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник для академического бакалавриата. [Электронный ресурс] М.: Издательство Юрайт, 2016.Электронная библиотечная система "Юрайт". 4. Толмачева Р. П. Цивилизация России: зарождение и развитие. Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К, 2014. Электронно-библиотечная система «Лань» .

Слайд 47





Литература
5. Селезнев П. С. Культурология: теория и практика [Текст]: учебник-задачник Электронные текстовые данные. - М.: Проспект, 2016. Электронно-библиотечная система book.ru .
6. Культурология [Текст]: учебник Под науч. ред. Г. В. Драча. - 3-е изд., стер. Электронные текстовые данные. - М.: Кнорус, 2016. Электронно-библиотечная система book.ru .
7. Касьянов В.В. История культуры. Учебник для академического бакалавриата.3-е изд., испр.и доп. Электронные текстовые данные М.: Издательство Юрайт, 2017.-390 с.-Серия : Университеты России.
8.Березовая Л.Г. История русской культуры. В 2 ч. Часть 1.: учебник для бакалавриата и магистратуры. -2-е изд., испр.и доп.-М.Издательство Юрайт,2017.-401 с.
Описание слайда:
Литература 5. Селезнев П. С. Культурология: теория и практика [Текст]: учебник-задачник Электронные текстовые данные. - М.: Проспект, 2016. Электронно-библиотечная система book.ru . 6. Культурология [Текст]: учебник Под науч. ред. Г. В. Драча. - 3-е изд., стер. Электронные текстовые данные. - М.: Кнорус, 2016. Электронно-библиотечная система book.ru . 7. Касьянов В.В. История культуры. Учебник для академического бакалавриата.3-е изд., испр.и доп. Электронные текстовые данные М.: Издательство Юрайт, 2017.-390 с.-Серия : Университеты России. 8.Березовая Л.Г. История русской культуры. В 2 ч. Часть 1.: учебник для бакалавриата и магистратуры. -2-е изд., испр.и доп.-М.Издательство Юрайт,2017.-401 с.

Слайд 48





Литература
9.Березовая Л.Г. История русской культуры. В 2 ч. Часть 2.:учебник для бакалавриата и магистратуры. -2-е изд., испр.и доп.-М. :Издательство Юрайт,2017.-425 с.- Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
10. Замалеев А.Ф. История русской культуры: уч.пособие для академического бакалавриата.- 2-еизд., испр. и доп.- М.:Издательство Юрайт, 2017.-270 с. –Серия : Университеты России.
Описание слайда:
Литература 9.Березовая Л.Г. История русской культуры. В 2 ч. Часть 2.:учебник для бакалавриата и магистратуры. -2-е изд., испр.и доп.-М. :Издательство Юрайт,2017.-425 с.- Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. 10. Замалеев А.Ф. История русской культуры: уч.пособие для академического бакалавриата.- 2-еизд., испр. и доп.- М.:Издательство Юрайт, 2017.-270 с. –Серия : Университеты России.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию