🗊Презентация лекция

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
лекция, слайд №1лекция, слайд №2лекция, слайд №3лекция, слайд №4лекция, слайд №5лекция, слайд №6лекция, слайд №7лекция, слайд №8лекция, слайд №9лекция, слайд №10лекция, слайд №11лекция, слайд №12

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему лекция. Доклад-сообщение содержит 12 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


лекция, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2


лекция, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Формирование этнографических знаний о народах Сибири совпадало с формирование Российской империи
Формирование этнографических знаний о народах Сибири совпадало с формирование Российской империи

Василий Никитич Татищев (1686-1750) «Лексикон Российский» - первый опыт энциклопедического описания гос-ва. 

Семен Ульянович Ремезов - составил в 1698 г. «Описание о народах Сибири»,  в 1701 г. – «Чертежную книгу Сибири»

В 1724 Петербургская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I.

«Великая Северная экспедиция» 1733-1743 во главе  с капитан-командором Витусом Берингом. 
В 1746 г. была составлена полная карта северных российских берегов. 

Герард Фридрих Миллер (1705-1783) В 1725 приехал в Россию. В 1733 г. возглавил сухопутный отряд Северной экспедиции.
В 1748 г. стал первым ректором Петербургского университета и принял русское подданство.
Портфели Миллера – 34 тома рукописи - обследованы и описаны архивы более 20 городов Сибири. 
«История Сибири» - впервые опубликована на русском языке в 1750 г. 

В 1750 г. преемником Миллера на посту ректора стал его ученик Степан Петрович Крашенинников (1711- 1755) 
первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук
С. П. Крашенинников «Описание земли Камчатки» 1755

Екатерина II - интересовалась устройством и богатствами своей империи; после путешествия по
Волге в 1767 г. у неё возникла идея комплексного исследования России.

В XVIII в. было проведено 50 академических экспедиций в пределах России, а также морские путешествия к берегам Америки. 

Петер Симон Паллас (1741—1811) — немецкий и российский учёный-энциклопедист; с 1766 г. профессор АН
«Собрания исторических сведений о монгольских народностях», СПб., 1776—1801
По поручению Екатерины II составил сравнительный словарь (1787—1789), в котором были
представлены более 200 языков и наречий народов Азии и Европы.

Иоганн Готлиб Георги (1729- 1802) —этнограф, натуралист, путешественник, профессор АН
«Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер,
обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» (1776 - 1777; 2-е изд., 1779) 

Григорий Новицкий (? — ок. 1720)  –– выходец из украинской казачьей знати, сторонник Мазепы; был сослан в Сибирь; участвовал в миссионерских поездках митрополита Филофея; автор первой этнографической монографии на русском языке  «Краткое описание о народе остяцком» 1715 г.  Работа издана на немецком языке в 1721, на русском - в 1884 г.

Плещеев Сергей Иванович (1752—1802) «Обозрение Росс. империи в нынешнем ее новоустроенном состоянии» 1786.
Описание слайда:
Формирование этнографических знаний о народах Сибири совпадало с формирование Российской империи Формирование этнографических знаний о народах Сибири совпадало с формирование Российской империи Василий Никитич Татищев (1686-1750) «Лексикон Российский» - первый опыт энциклопедического описания гос-ва. Семен Ульянович Ремезов - составил в 1698 г. «Описание о народах Сибири», в 1701 г. – «Чертежную книгу Сибири» В 1724 Петербургская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I. «Великая Северная экспедиция» 1733-1743 во главе с капитан-командором Витусом Берингом. В 1746 г. была составлена полная карта северных российских берегов. Герард Фридрих Миллер (1705-1783) В 1725 приехал в Россию. В 1733 г. возглавил сухопутный отряд Северной экспедиции. В 1748 г. стал первым ректором Петербургского университета и принял русское подданство. Портфели Миллера – 34 тома рукописи - обследованы и описаны архивы более 20 городов Сибири. «История Сибири» - впервые опубликована на русском языке в 1750 г. В 1750 г. преемником Миллера на посту ректора стал его ученик Степан Петрович Крашенинников (1711- 1755) первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук С. П. Крашенинников «Описание земли Камчатки» 1755 Екатерина II - интересовалась устройством и богатствами своей империи; после путешествия по Волге в 1767 г. у неё возникла идея комплексного исследования России. В XVIII в. было проведено 50 академических экспедиций в пределах России, а также морские путешествия к берегам Америки. Петер Симон Паллас (1741—1811) — немецкий и российский учёный-энциклопедист; с 1766 г. профессор АН «Собрания исторических сведений о монгольских народностях», СПб., 1776—1801 По поручению Екатерины II составил сравнительный словарь (1787—1789), в котором были представлены более 200 языков и наречий народов Азии и Европы. Иоганн Готлиб Георги (1729- 1802) —этнограф, натуралист, путешественник, профессор АН «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» (1776 - 1777; 2-е изд., 1779) Григорий Новицкий (? — ок. 1720) –– выходец из украинской казачьей знати, сторонник Мазепы; был сослан в Сибирь; участвовал в миссионерских поездках митрополита Филофея; автор первой этнографической монографии на русском языке «Краткое описание о народе остяцком» 1715 г. Работа издана на немецком языке в 1721, на русском - в 1884 г. Плещеев Сергей Иванович (1752—1802) «Обозрение Росс. империи в нынешнем ее новоустроенном состоянии» 1786.

Слайд 4


лекция, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5







1878 положение об административной ссылке
Якутская обл., Прибайкалье, Минусинский край – места ссылки. Среди ссылных – всемирно известные ученые
ЯКУТИЯ –
Серошевский Вацлав Леопольдович (1858 –1945) — российский, польский этнограф-сибиревед, участник польского освободительного движения; 
в 1933 –1939 президент Польской Академии литературы. Автор фундаментальных исследований о якутах.
Пекарский Эдуард Карлович (1858-1934 гг.) за участие в народническом движении в 1881 был сослан в Якутию, где начал составлять словарь
якутского языка (Якутск 1899 г.). В 1894-1896 гг. участвовал в экспедиции РГО, В 1905 г. вернулся из ссылки. Редактировал журнал «Живая старина»
(1914-1917 гг.), работал в Институте востоковедения АН СССР.
Богораз Владимир Германович /Тан-Богораз , (1865-1936) — революционер, писатель, этнограф, (специалист по чукчам и другим палеоазиатским
народам). За участие в народническом движении в 1889 г. был сослан на 10 лет в Среднеколымск, заниматься этнографией. Около трёх лет
кочевал среди чукчей. Был участником российско-американской джезуповской экспедиции под рук. Франца Боаса.
После 1917 г. стал одним из лидеров советской этнографичекской школы. 
Иохельсон Владимир Ильич (1855 -1937) – российский, американский этнограф, исследователей Севера, политический деятель. Отбывал ссылку
в Якутии в 1887-1897. В 1894-1897 принимал участие в этнографической экспедиции РГО. Принимал участие в этнографической экспедиции 
Американского музея естественных наук в Сибирь (1900-1902), в экспедиции на Камчатку и Алеутские острова (1908-1912). Автор выдающихся работ
по этнографии коряков и юкагиров. 
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, САХАЛИН
Бронислав Пилсудский (1866 -1918) — польский деятель революционного движения и этнографна. Был осужден на 15 лет каторжных работ на Сахалине. 
В 1902—1905 по поручению Академии наук на Сахалине занимался изучением айнов, гиляков, ороков 
ЮЖНАЯ И ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ
Кон Феликс Яковлевич (1864 —1941) — польский революционер еврейского происхождения, этнограф, публицист. 
В 1884 г.  был арестован и приговорен к 10 годам каторжных работ. Отбывал ссылку в Якутии и Минусинском крае. Участвовал в экспедиции
Сибирякова  для изучения населения Якутской области. В Минусинске проводил этнографические исследования хакасов и тувинцев, В 1899 г при
поддержке РГО организовал экспедицию для изучения сойотов Тувы. После 1917 г. занимался журналистской деятельностью.
1894-1896 – Сибиряковская экспедиция. Императорского музея этнографии на деньги золотопромышленника Сибирякова – 10
полититических  ссыльных Якутии.
1900-1902 Сибирская (Джезуповская) экспедиции Американского музея естественных наук в Нью-Йорке (Jesup North Pacific Expedition) была организована
 президентом Музея Морис К.Джезупом, проведена под руководством Франца Боаса.
Описание слайда:
1878 положение об административной ссылке Якутская обл., Прибайкалье, Минусинский край – места ссылки. Среди ссылных – всемирно известные ученые ЯКУТИЯ – Серошевский Вацлав Леопольдович (1858 –1945) — российский, польский этнограф-сибиревед, участник польского освободительного движения; в 1933 –1939 президент Польской Академии литературы. Автор фундаментальных исследований о якутах. Пекарский Эдуард Карлович (1858-1934 гг.) за участие в народническом движении в 1881 был сослан в Якутию, где начал составлять словарь якутского языка (Якутск 1899 г.). В 1894-1896 гг. участвовал в экспедиции РГО, В 1905 г. вернулся из ссылки. Редактировал журнал «Живая старина» (1914-1917 гг.), работал в Институте востоковедения АН СССР. Богораз Владимир Германович /Тан-Богораз , (1865-1936) — революционер, писатель, этнограф, (специалист по чукчам и другим палеоазиатским народам). За участие в народническом движении в 1889 г. был сослан на 10 лет в Среднеколымск, заниматься этнографией. Около трёх лет кочевал среди чукчей. Был участником российско-американской джезуповской экспедиции под рук. Франца Боаса. После 1917 г. стал одним из лидеров советской этнографичекской школы. Иохельсон Владимир Ильич (1855 -1937) – российский, американский этнограф, исследователей Севера, политический деятель. Отбывал ссылку в Якутии в 1887-1897. В 1894-1897 принимал участие в этнографической экспедиции РГО. Принимал участие в этнографической экспедиции Американского музея естественных наук в Сибирь (1900-1902), в экспедиции на Камчатку и Алеутские острова (1908-1912). Автор выдающихся работ по этнографии коряков и юкагиров. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, САХАЛИН Бронислав Пилсудский (1866 -1918) — польский деятель революционного движения и этнографна. Был осужден на 15 лет каторжных работ на Сахалине. В 1902—1905 по поручению Академии наук на Сахалине занимался изучением айнов, гиляков, ороков ЮЖНАЯ И ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ Кон Феликс Яковлевич (1864 —1941) — польский революционер еврейского происхождения, этнограф, публицист. В 1884 г. был арестован и приговорен к 10 годам каторжных работ. Отбывал ссылку в Якутии и Минусинском крае. Участвовал в экспедиции Сибирякова для изучения населения Якутской области. В Минусинске проводил этнографические исследования хакасов и тувинцев, В 1899 г при поддержке РГО организовал экспедицию для изучения сойотов Тувы. После 1917 г. занимался журналистской деятельностью. 1894-1896 – Сибиряковская экспедиция. Императорского музея этнографии на деньги золотопромышленника Сибирякова – 10 полититических ссыльных Якутии. 1900-1902 Сибирская (Джезуповская) экспедиции Американского музея естественных наук в Нью-Йорке (Jesup North Pacific Expedition) была организована президентом Музея Морис К.Джезупом, проведена под руководством Франца Боаса.

Слайд 6


лекция, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





Сергей Михайлович Широкогоров (1887, Суздаль —1939, Пекин) 
Сергей Михайлович Широкогоров (1887, Суздаль —1939, Пекин) 
Учился на филологическом факультете Сорбонны (Париж), занимался в Высшей школе политической экономии и Антропологической школе (Париж). 
Учился на отделении физико-математического факультета СПБ-университета и в Археологическом институте. 
С 1910 года участвовал в экспедициях по Сибири и на Дальнему Востоку.
В 1915-1917 гг. участвовал в Манчжурской экспедиции Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии
В 1918-1922 гг. преподавал в Дальневосточном государственном университете (Владивосток)
В 1922-1926 работал в Шанхае, в Сямэне (Амое) (1926-1928), в Гуанчжоу (Кантоне) (1928-1930)
С 1930 г. - профессор антропологии и социологии Университета Цинхуа (Пекин) 
В Китае был известен под фамилией Ши Луго
С. М. Широкого́ров «Этнос. Исследование основных принципов 
изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай, 1923. 
Anthropology of Northern China (Shanghai, 1923) 
Ethnical Unit and Milieu. A Summary of Ethnos.( Shanghai, 1924)
Ethnos. An Outline of Theory. (Peiping, 1932)  
«Psychomental Complex of the Tungus» (L., 1935) 

ЭТНОС - группа людей, говорящих на одном языке, объединенных верой в общее происхождение и обладающих определенным культурным комплексом, отличным от других групп населения. 
Характерным признаком этноса является эндогамия. Как живой организм, этнос проходит периоды роста, расцвета и упадка.
Этнос – существует в динамическом процессе, в котором действуют силы центробежные и центростремительные, находящиеся под влиянием среды обитания, культуры и окружения. Этнос - это одновременно биологическая и социокультурная единица. 
Индекс «этнического равновесия» w = q)/(TS) определяется соотношением численности этноса, занимаемой им территорией и степенью адаптации к среде (физической и культурной). Этнос как единица может существовать только в условиях сохранения равновесия
Разделяя понятия «этнос» и «нация», С.М. Широкогоров вводит понятие - «лидирующий этнос»
Описание слайда:
Сергей Михайлович Широкогоров (1887, Суздаль —1939, Пекин) Сергей Михайлович Широкогоров (1887, Суздаль —1939, Пекин) Учился на филологическом факультете Сорбонны (Париж), занимался в Высшей школе политической экономии и Антропологической школе (Париж). Учился на отделении физико-математического факультета СПБ-университета и в Археологическом институте. С 1910 года участвовал в экспедициях по Сибири и на Дальнему Востоку. В 1915-1917 гг. участвовал в Манчжурской экспедиции Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии В 1918-1922 гг. преподавал в Дальневосточном государственном университете (Владивосток) В 1922-1926 работал в Шанхае, в Сямэне (Амое) (1926-1928), в Гуанчжоу (Кантоне) (1928-1930) С 1930 г. - профессор антропологии и социологии Университета Цинхуа (Пекин) В Китае был известен под фамилией Ши Луго С. М. Широкого́ров «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай, 1923. Anthropology of Northern China (Shanghai, 1923) Ethnical Unit and Milieu. A Summary of Ethnos.( Shanghai, 1924) Ethnos. An Outline of Theory. (Peiping, 1932) «Psychomental Complex of the Tungus» (L., 1935) ЭТНОС - группа людей, говорящих на одном языке, объединенных верой в общее происхождение и обладающих определенным культурным комплексом, отличным от других групп населения. Характерным признаком этноса является эндогамия. Как живой организм, этнос проходит периоды роста, расцвета и упадка. Этнос – существует в динамическом процессе, в котором действуют силы центробежные и центростремительные, находящиеся под влиянием среды обитания, культуры и окружения. Этнос - это одновременно биологическая и социокультурная единица. Индекс «этнического равновесия» w = q)/(TS) определяется соотношением численности этноса, занимаемой им территорией и степенью адаптации к среде (физической и культурной). Этнос как единица может существовать только в условиях сохранения равновесия Разделяя понятия «этнос» и «нация», С.М. Широкогоров вводит понятие - «лидирующий этнос»

Слайд 8







В 1929 г. состоялось совещание этнографов Ленинграда и Москвы, где понятие «этнос» объявили категорией буржуазной науки, а предметом этнографии стали социально-экономические формации.  

В 1951 г. в ж. «Советская этнография» вышла статья «Методология этогенетических исследований на материалах этнографии в свете работ И.В. Сталина о языкознании» Токарева С. и Чебоксарова Н. 

С 1960-х гг. утверждение понятия «этнос» в советской науке связано с именами  С.Токарева, 
Н. Чебоксарова, В. Козлова, Ю.Бромлея, С. Арутюнова, Г. Маркова, Р.Итса. 
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными  особенностями культуры, включая язык и психику,  также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
Этносы представляют собой исторически сложившиеся общности людей, часто на базе популяции с едиными антропологическими признаками; условиями их возникновения (этногенеза) являются общность территории и языка; признаками этноса являются: культурная общность и общность самосознания, которое подтверждает самоназвание.
Этнос существует как социальный организм, который воспроизводится путем однородных браков (эндогамия) и передачи самосознания и культурного опыта в форме традиции. 
В ходе исторического развития признаки этноса (территория, язык, культура) могут меняться, но при сохранении этнического самосознания этносы сохраняют тождественность.
Не один из признаков этноса не является универсальным и этнодифференцирующим, лишь их совокупность (изменяемая при изменении социально-исторического контекста) позволяет определить этнос
Описание слайда:
В 1929 г. состоялось совещание этнографов Ленинграда и Москвы, где понятие «этнос» объявили категорией буржуазной науки, а предметом этнографии стали социально-экономические формации. В 1951 г. в ж. «Советская этнография» вышла статья «Методология этогенетических исследований на материалах этнографии в свете работ И.В. Сталина о языкознании» Токарева С. и Чебоксарова Н. С 1960-х гг. утверждение понятия «этнос» в советской науке связано с именами С.Токарева, Н. Чебоксарова, В. Козлова, Ю.Бромлея, С. Арутюнова, Г. Маркова, Р.Итса. Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психику, также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме). ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Этносы представляют собой исторически сложившиеся общности людей, часто на базе популяции с едиными антропологическими признаками; условиями их возникновения (этногенеза) являются общность территории и языка; признаками этноса являются: культурная общность и общность самосознания, которое подтверждает самоназвание. Этнос существует как социальный организм, который воспроизводится путем однородных браков (эндогамия) и передачи самосознания и культурного опыта в форме традиции. В ходе исторического развития признаки этноса (территория, язык, культура) могут меняться, но при сохранении этнического самосознания этносы сохраняют тождественность. Не один из признаков этноса не является универсальным и этнодифференцирующим, лишь их совокупность (изменяемая при изменении социально-исторического контекста) позволяет определить этнос

Слайд 9


лекция, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


лекция, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


лекция, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ
ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ
Информационная теория этноса - С.Арутюнов, Н.Чебоксаров. 
Главными категориями в рамках теории являются понятия коммуникации, информационных связей, 
традиции как  некоей  негенетческой информации, передаваемой межпоколенным путем. 
КОНСТРУКТИВИЗМ 
Этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей.
Этнос являются не объективной данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. 
Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т.д.
Валерий Александрович Тишков - доктор исторических наук, профессор; директор (с 1989), а ныне научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук.
«Очерки теории и политики этничности в России» (1997)
«Очерки теории этнической политики» (1997)
«Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии» (2003) 

Этническая общность - группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности.
Этничность
разделяемые членами группы представления об общем территориальном и историческом происхождении, единый язык, общие черты материальной и духовной культуры;
–политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, например, государственность, которые могут считаться частью того, что составляет понятие “народ”;
–чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.
Этничность как динамичное качество группы заменяет понятие этнос.
Описание слайда:
ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ Информационная теория этноса - С.Арутюнов, Н.Чебоксаров. Главными категориями в рамках теории являются понятия коммуникации, информационных связей, традиции как некоей негенетческой информации, передаваемой межпоколенным путем. КОНСТРУКТИВИЗМ Этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. Этнос являются не объективной данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т.д. Валерий Александрович Тишков - доктор исторических наук, профессор; директор (с 1989), а ныне научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук. «Очерки теории и политики этничности в России» (1997) «Очерки теории этнической политики» (1997) «Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии» (2003) Этническая общность - группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности. Этничность разделяемые членами группы представления об общем территориальном и историческом происхождении, единый язык, общие черты материальной и духовной культуры; –политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, например, государственность, которые могут считаться частью того, что составляет понятие “народ”; –чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия. Этничность как динамичное качество группы заменяет понятие этнос.



Теги лекция
Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию