🗊Презентация Ассоциативный метод исследования психики

Нажмите для полного просмотра!
Ассоциативный метод исследования психики, слайд №1Ассоциативный метод исследования психики, слайд №2Ассоциативный метод исследования психики, слайд №3Ассоциативный метод исследования психики, слайд №4Ассоциативный метод исследования психики, слайд №5Ассоциативный метод исследования психики, слайд №6Ассоциативный метод исследования психики, слайд №7Ассоциативный метод исследования психики, слайд №8Ассоциативный метод исследования психики, слайд №9Ассоциативный метод исследования психики, слайд №10Ассоциативный метод исследования психики, слайд №11Ассоциативный метод исследования психики, слайд №12Ассоциативный метод исследования психики, слайд №13

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Ассоциативный метод исследования психики. Доклад-сообщение содержит 13 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Ассоциативный метод исследования психики
Описание слайда:
Ассоциативный метод исследования психики

Слайд 2





Определение понятия
Ассоциация – это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, образами, идеями и т.п.); действие этой связи, то есть актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого ( либо других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331). 
По мнению Б.Ф. Ломова “ассоциация - это психическая реальность, и их исследование столь же важно, как и исследование других реальностей” (1984). 
“Ассоциация представляет собой двухэлементное отношение, содержащее три символа, один из которых задает имя отношения, а два других – его аргументы” (Гасица 1990). В ассоциативной структуре взаимосвязаны все три компонента
Согласно учению И.П.Павлова ассоциации – это вид временной связи, возникающей между двумя очагами в коре больших полушарий мозга при одновременном воздействии на них двух раздражителей.
Описание слайда:
Определение понятия Ассоциация – это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, образами, идеями и т.п.); действие этой связи, то есть актуализация ассоциации – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого ( либо других). Психологической основой ассоциации считается условный рефлекс” (БСЭ, с.331). По мнению Б.Ф. Ломова “ассоциация - это психическая реальность, и их исследование столь же важно, как и исследование других реальностей” (1984). “Ассоциация представляет собой двухэлементное отношение, содержащее три символа, один из которых задает имя отношения, а два других – его аргументы” (Гасица 1990). В ассоциативной структуре взаимосвязаны все три компонента Согласно учению И.П.Павлова ассоциации – это вид временной связи, возникающей между двумя очагами в коре больших полушарий мозга при одновременном воздействии на них двух раздражителей.

Слайд 3






Психофизиологическая основа ассоциации –  проторение пути между различными участками коры больших полушарий мозга и формирование временной нервной связи, составляющей фундамент для более сложных форм психической деятельности человека. 
С точки зрения психофизиологии, ассоциативные связи – временные нервные связи условно-рефлекторного и динамического порядка. Особо следует выделить процессуальный характер ассоциаций, возникающих в мозгу человека как субъективная реакция на раздражитель. Человеческие ассоциации глубоко индивидуальны, субъективны, специфичны, они представляют собой достояние носителя языка. 
Воспринимаемое слово (раздражитель) порождает в сознании поистине безграничную систему связей и отношений, отражающих образы предметов, явлений, понятий, действий и слов, наше эмоциональное состояние в данный момент, а также всё то, что отложилось в житейском опыте индивида… (Ульянов (не Ленин) 1988). 
Метафора:  ассоциация есть  стык нашего сознательного с бессознательным, своеобразная зона “перехода” от одного уровня психики к другому.
Описание слайда:
Психофизиологическая основа ассоциации – проторение пути между различными участками коры больших полушарий мозга и формирование временной нервной связи, составляющей фундамент для более сложных форм психической деятельности человека. С точки зрения психофизиологии, ассоциативные связи – временные нервные связи условно-рефлекторного и динамического порядка. Особо следует выделить процессуальный характер ассоциаций, возникающих в мозгу человека как субъективная реакция на раздражитель. Человеческие ассоциации глубоко индивидуальны, субъективны, специфичны, они представляют собой достояние носителя языка. Воспринимаемое слово (раздражитель) порождает в сознании поистине безграничную систему связей и отношений, отражающих образы предметов, явлений, понятий, действий и слов, наше эмоциональное состояние в данный момент, а также всё то, что отложилось в житейском опыте индивида… (Ульянов (не Ленин) 1988). Метафора: ассоциация есть стык нашего сознательного с бессознательным, своеобразная зона “перехода” от одного уровня психики к другому.

Слайд 4





Визуализация ассоциации
Описание слайда:
Визуализация ассоциации

Слайд 5





Нерешенные научные вопросы
Чем определяется процесс образования ассоциативных связей?
Какие существуют основные виды ассоциативных связей?
Что именно связывается посредством ассоциативных связей?
В чем отличие различных видов ассоциативных связей?
Каковы роль индивидуального и культурного опыта в образовании ассоциативных связей?
Описание слайда:
Нерешенные научные вопросы Чем определяется процесс образования ассоциативных связей? Какие существуют основные виды ассоциативных связей? Что именно связывается посредством ассоциативных связей? В чем отличие различных видов ассоциативных связей? Каковы роль индивидуального и культурного опыта в образовании ассоциативных связей?

Слайд 6





Основные законы вербальной ассоциации (J.Deese, 1965)
 
Между элементами (словами) существует ассоциативная связь в том случае, если они могут быть противопоставлены друг другу единственным и недвусмысленным образом. 
 
Между элементами (словами) существует ассоциативная связь в том случае, если они объединены на основе общности двух или более характеристик (Deese 1965). 
Опубликованы в работе: 
Deese J. The structure of аssосiаtiоns in language and thought. - Bultomore: The John Hopkins Рress, 1965. - 216 р.
Описание слайда:
Основные законы вербальной ассоциации (J.Deese, 1965)   Между элементами (словами) существует ассоциативная связь в том случае, если они могут быть противопоставлены друг другу единственным и недвусмысленным образом.   Между элементами (словами) существует ассоциативная связь в том случае, если они объединены на основе общности двух или более характеристик (Deese 1965). Опубликованы в работе: Deese J. The structure of аssосiаtiоns in language and thought. - Bultomore: The John Hopkins Рress, 1965. - 216 р.

Слайд 7





Разновидности ассоциативных экспериментов
свободный, в котором испытуемому предлагают ответить словом , первым пришедшим в голову при предъявлении слова, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слова;
направленный, в котором экспериментатор некоторым образом ограничивает выбор предполагаемой, накладывая определенные ограничения (например, отвечать только существительными );
цепной, в котором испытуемому предлагают ответить любым количеством слов, первым пришедшим в голову при предъявлении слова, не ограничивая формально-семантические особенности ответов
А.А. Леонтьев, считает цепной ассоциативный эксперимент разновидностью свободного, а направленный ассоциативный эксперимент называется контролируемым. Иногда ассоциативные цепные эксперименты называются экспериментами с продолжающейся реакцией.
Описание слайда:
Разновидности ассоциативных экспериментов свободный, в котором испытуемому предлагают ответить словом , первым пришедшим в голову при предъявлении слова, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слова; направленный, в котором экспериментатор некоторым образом ограничивает выбор предполагаемой, накладывая определенные ограничения (например, отвечать только существительными ); цепной, в котором испытуемому предлагают ответить любым количеством слов, первым пришедшим в голову при предъявлении слова, не ограничивая формально-семантические особенности ответов А.А. Леонтьев, считает цепной ассоциативный эксперимент разновидностью свободного, а направленный ассоциативный эксперимент называется контролируемым. Иногда ассоциативные цепные эксперименты называются экспериментами с продолжающейся реакцией.

Слайд 8





Классификации видов ассоциативных связей
Классификация Ф.Гальтона
слова, вызывающие сенсорные представления (например, монастырь, пропасть);
слова, выражающие эмоции и эмоциональные переживания (приниженность, отвращение);
абстрактные слова или чисто вербальные ответы (вечером, способность, ненормальный)
Классификация В.Вундта
ассоциации по сходству объектов (событий)
ассоциации по смежности объектов (событий)
ассоциации по пространственной близости объектов (событий)
ассоциации по временной близости объектов (событий)
Описание слайда:
Классификации видов ассоциативных связей Классификация Ф.Гальтона слова, вызывающие сенсорные представления (например, монастырь, пропасть); слова, выражающие эмоции и эмоциональные переживания (приниженность, отвращение); абстрактные слова или чисто вербальные ответы (вечером, способность, ненормальный) Классификация В.Вундта ассоциации по сходству объектов (событий) ассоциации по смежности объектов (событий) ассоциации по пространственной близости объектов (событий) ассоциации по временной близости объектов (событий)

Слайд 9





Классификации видов ассоциативных связей (продолжение)
Классификация Г.Мюнстерберга
субординации и суперординации;
координации;
причина – следствие;
часть – целое (целое – часть).
Классификация А.Р.Лурия
неадекватные реакции (отсутствие реакций, экстрасигнальные реакции, звуковые реакции восприятия звучания, но не значения);
адекватные реакции (различные  виды предикативных реакций)
собственно ассоциативные реакции (реакции по привычной связи, сложные соотносительные реакции «путь наибольшего сопротивления»)
Описание слайда:
Классификации видов ассоциативных связей (продолжение) Классификация Г.Мюнстерберга субординации и суперординации; координации; причина – следствие; часть – целое (целое – часть). Классификация А.Р.Лурия неадекватные реакции (отсутствие реакций, экстрасигнальные реакции, звуковые реакции восприятия звучания, но не значения); адекватные реакции (различные виды предикативных реакций) собственно ассоциативные реакции (реакции по привычной связи, сложные соотносительные реакции «путь наибольшего сопротивления»)

Слайд 10





Исследования с помощью ассоциативного метода
Д.Кэттел - созданы нормативные таблицы для 20 стимулов для тестирования уровня развития интеллекта  (1885-1888);
Э.Крепеллин – ввел термин «устойчивость ассоциации», обозначил различия между ассоциативными сетями здоровых и психически больных испытуемых;
Г.Ашаффенбург – ассоциативные эксперименты с людьми, находящимися в необычном психофизиологическом состоянии («измученность», различные виды интоксикаций и опьянения и т.п.). Под влиянием таких состояний «увеличивается количество бессмысленных и опосредованных (ясно мотивированных) ответов, а также удлиняется время ассоциации»;
К.Г.Юнг – использовал ассоциативный эксперимент для диагностики мотивации пациентов. Также считается, что он первые применил данный метод для изобличения подозреваемых в совершении преступления;
М.Вертгеймер – выступал с идеями, отнсительно использования ассоциативных экспериментов в криминалистике. Считается, что эту идею он реализовал на два месяца раньше К.Г.Юнга;
Описание слайда:
Исследования с помощью ассоциативного метода Д.Кэттел - созданы нормативные таблицы для 20 стимулов для тестирования уровня развития интеллекта (1885-1888); Э.Крепеллин – ввел термин «устойчивость ассоциации», обозначил различия между ассоциативными сетями здоровых и психически больных испытуемых; Г.Ашаффенбург – ассоциативные эксперименты с людьми, находящимися в необычном психофизиологическом состоянии («измученность», различные виды интоксикаций и опьянения и т.п.). Под влиянием таких состояний «увеличивается количество бессмысленных и опосредованных (ясно мотивированных) ответов, а также удлиняется время ассоциации»; К.Г.Юнг – использовал ассоциативный эксперимент для диагностики мотивации пациентов. Также считается, что он первые применил данный метод для изобличения подозреваемых в совершении преступления; М.Вертгеймер – выступал с идеями, отнсительно использования ассоциативных экспериментов в криминалистике. Считается, что эту идею он реализовал на два месяца раньше К.Г.Юнга;

Слайд 11





Исследования с помощью ассоциативного метода
А.Р.Лурия – диагностика скрытых следов аффекта с помощью «сопряжённой моторной методики», разработанной на базе ассоциативного эксперимента;
Т.Циген – первое использование ассоциативного эксперимента для изучения онтогенетических аспектов существования ассоциаций (на детях);
А.Тумба и К.Марбе -  с помощью ассоциативного эксперимента доказали вербальная ассоциация есть не только психологическое, но и лингвистическое явление (!!);
***Закон Марбе****
Объясняет функциональную зависимость между частотой ответов и продолжительностью латентного периода:
 чем чаще встречается ответ, тем короче время ассоциации, т.е. время ассоциации стало функцией частоты ответа.
Описание слайда:
Исследования с помощью ассоциативного метода А.Р.Лурия – диагностика скрытых следов аффекта с помощью «сопряжённой моторной методики», разработанной на базе ассоциативного эксперимента; Т.Циген – первое использование ассоциативного эксперимента для изучения онтогенетических аспектов существования ассоциаций (на детях); А.Тумба и К.Марбе - с помощью ассоциативного эксперимента доказали вербальная ассоциация есть не только психологическое, но и лингвистическое явление (!!); ***Закон Марбе**** Объясняет функциональную зависимость между частотой ответов и продолжительностью латентного периода: чем чаще встречается ответ, тем короче время ассоциации, т.е. время ассоциации стало функцией частоты ответа.

Слайд 12





Этапы развития ассоциативного метода
 (выделены для психологии и лингвистики)
1) 1879–1910 гг. -  от первых опытов Ф.Гальтона (1879) до  Кент-Розановского списка первых ассоциативных норм (1910);
 2) 1910–1954 – от массового проникновения ассоциативного метода в различные психологические сферы (задачи патопсихологии, психиатрии, криминалистики, связанные с изучением интеллекта, состояния эмоционального напряжения) до появления Миннесотских ассоциативных норм (Рассел, Дженкинс 1954);
3) 1954–1979  - связан с возникновением психолингвистики и перемещением фокуса исследований на проблемы, связанные с речевой деятельностью человека и формированием его языковой способности. 1979 – год широкого распространения САНРЯ и АТСРЯ (Леонтьев);
4) 1979–настоящее время – широкий спектр исследований в различных отраслях психологии и лингвистики, появление многочисленных ассоциативных словарей, использование метода в различных видах экспертиз и т.п.
Описание слайда:
Этапы развития ассоциативного метода (выделены для психологии и лингвистики) 1) 1879–1910 гг. - от первых опытов Ф.Гальтона (1879) до Кент-Розановского списка первых ассоциативных норм (1910); 2) 1910–1954 – от массового проникновения ассоциативного метода в различные психологические сферы (задачи патопсихологии, психиатрии, криминалистики, связанные с изучением интеллекта, состояния эмоционального напряжения) до появления Миннесотских ассоциативных норм (Рассел, Дженкинс 1954); 3) 1954–1979 - связан с возникновением психолингвистики и перемещением фокуса исследований на проблемы, связанные с речевой деятельностью человека и формированием его языковой способности. 1979 – год широкого распространения САНРЯ и АТСРЯ (Леонтьев); 4) 1979–настоящее время – широкий спектр исследований в различных отраслях психологии и лингвистики, появление многочисленных ассоциативных словарей, использование метода в различных видах экспертиз и т.п.

Слайд 13





Литература
Горошко Е. Интегративная модель ассоциативного эксперимента (находится на сайте www.textology.ru;
Славянский ассоциативный словарь (имеется в электронных книгах);
Описание слайда:
Литература Горошко Е. Интегративная модель ассоциативного эксперимента (находится на сайте www.textology.ru; Славянский ассоциативный словарь (имеется в электронных книгах);



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию