Описание слайда:
Д. соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных отземного мира верхний (птицы) и нижний (змеи или другие пресмыкающиеся). Поэтому первоначальномифологический образ Д. был одним из способов представления той же пары противоположныхмифологических символов, которые известны в мифе о поединке (или сражении) мифологических змей иптиц (индийские наги и гаруды и др.); Д. - образ водной стихии - представлялся часто огнедышащим(соединение противоположных символов воды и огня). По гипотезе ряда учёных (А. ЛеруаГуран, В. Я.Пропп), формирование гибридного мифологического образа Д. относится примерно к тому же периоду, когдаболее ранние мифологические символы животных как таковых уступают место богам, соединяющим в себечерты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит ктакому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным.
Общим для всех мифологий, в которых Д. выступает в качестве отдельного персонажа, является миф обубийстве Д. героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную Д. воду, охраняемоесокровище и похищенных людей (чаще всего девушку). Широко распространённый мотив похищения Д.девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самуюкрасивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая в воду; в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку,наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай; умайя девушек бросали в священный водоёмЧичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычновыступает в форме рассказа о Д., требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В хеттскоймифологии бог грозы убивает опьяневшего во время пира Д. (см. Иллуянка); ср. японский миф о героеСусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея - Ямата-но ороти.
Д. соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных отземного мира верхний (птицы) и нижний (змеи или другие пресмыкающиеся). Поэтому первоначальномифологический образ Д. был одним из способов представления той же пары противоположныхмифологических символов, которые известны в мифе о поединке (или сражении) мифологических змей иптиц (индийские наги и гаруды и др.); Д. - образ водной стихии - представлялся часто огнедышащим(соединение противоположных символов воды и огня). По гипотезе ряда учёных (А. ЛеруаГуран, В. Я.Пропп), формирование гибридного мифологического образа Д. относится примерно к тому же периоду, когдаболее ранние мифологические символы животных как таковых уступают место богам, соединяющим в себечерты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит ктакому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным.
Общим для всех мифологий, в которых Д. выступает в качестве отдельного персонажа, является миф обубийстве Д. героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную Д. воду, охраняемоесокровище и похищенных людей (чаще всего девушку). Широко распространённый мотив похищения Д.девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самуюкрасивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая в воду; в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку,наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай; умайя девушек бросали в священный водоёмЧичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычновыступает в форме рассказа о Д., требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В хеттскоймифологии бог грозы убивает опьяневшего во время пира Д. (см. Иллуянка); ср. японский миф о героеСусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея - Ямата-но ороти.