🗊Презентация Кросс-культурная и этническая психология

Нажмите для полного просмотра!
Кросс-культурная и этническая психология, слайд №1Кросс-культурная и этническая психология, слайд №2Кросс-культурная и этническая психология, слайд №3Кросс-культурная и этническая психология, слайд №4Кросс-культурная и этническая психология, слайд №5Кросс-культурная и этническая психология, слайд №6Кросс-культурная и этническая психология, слайд №7Кросс-культурная и этническая психология, слайд №8Кросс-культурная и этническая психология, слайд №9Кросс-культурная и этническая психология, слайд №10Кросс-культурная и этническая психология, слайд №11Кросс-культурная и этническая психология, слайд №12Кросс-культурная и этническая психология, слайд №13Кросс-культурная и этническая психология, слайд №14Кросс-культурная и этническая психология, слайд №15Кросс-культурная и этническая психология, слайд №16Кросс-культурная и этническая психология, слайд №17Кросс-культурная и этническая психология, слайд №18Кросс-культурная и этническая психология, слайд №19Кросс-культурная и этническая психология, слайд №20Кросс-культурная и этническая психология, слайд №21Кросс-культурная и этническая психология, слайд №22Кросс-культурная и этническая психология, слайд №23Кросс-культурная и этническая психология, слайд №24Кросс-культурная и этническая психология, слайд №25Кросс-культурная и этническая психология, слайд №26Кросс-культурная и этническая психология, слайд №27Кросс-культурная и этническая психология, слайд №28Кросс-культурная и этническая психология, слайд №29Кросс-культурная и этническая психология, слайд №30Кросс-культурная и этническая психология, слайд №31Кросс-культурная и этническая психология, слайд №32Кросс-культурная и этническая психология, слайд №33Кросс-культурная и этническая психология, слайд №34Кросс-культурная и этническая психология, слайд №35Кросс-культурная и этническая психология, слайд №36Кросс-культурная и этническая психология, слайд №37Кросс-культурная и этническая психология, слайд №38Кросс-культурная и этническая психология, слайд №39Кросс-культурная и этническая психология, слайд №40Кросс-культурная и этническая психология, слайд №41Кросс-культурная и этническая психология, слайд №42Кросс-культурная и этническая психология, слайд №43Кросс-культурная и этническая психология, слайд №44Кросс-культурная и этническая психология, слайд №45Кросс-культурная и этническая психология, слайд №46Кросс-культурная и этническая психология, слайд №47Кросс-культурная и этническая психология, слайд №48Кросс-культурная и этническая психология, слайд №49Кросс-культурная и этническая психология, слайд №50Кросс-культурная и этническая психология, слайд №51Кросс-культурная и этническая психология, слайд №52

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Кросс-культурная и этническая психология. Доклад-сообщение содержит 52 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Философия
Философия
Социология
Этнография
Этнология
Культурная антропология
Психологическая антропология
Описание слайда:
Философия Философия Социология Этнография Этнология Культурная антропология Психологическая антропология

Слайд 3





В данном кейсе поднимается вопрос о конфликте ценностей (интересов). Каких именно?
В данном кейсе поднимается вопрос о конфликте ценностей (интересов). Каких именно?
Какие из них оказали определяющее влияние на Ваше решение?
Каковы последствия Ваших действий?
Описание слайда:
В данном кейсе поднимается вопрос о конфликте ценностей (интересов). Каких именно? В данном кейсе поднимается вопрос о конфликте ценностей (интересов). Каких именно? Какие из них оказали определяющее влияние на Ваше решение? Каковы последствия Ваших действий?

Слайд 4





Этническая психология (психология народов) — одна из ветвей буржуазной психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т.н. социальной психологии.
Этническая психология (психология народов) — одна из ветвей буржуазной психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т.н. социальной психологии.
(Этническая психология // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М.: Гос. науч. из-во «БСЭ», 1955. Т. 49. С. 248.)
Описание слайда:
Этническая психология (психология народов) — одна из ветвей буржуазной психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т.н. социальной психологии. Этническая психология (психология народов) — одна из ветвей буржуазной психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т.н. социальной психологии. (Этническая психология // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М.: Гос. науч. из-во «БСЭ», 1955. Т. 49. С. 248.)

Слайд 5


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





Мустафа, чеченец по национальности, был приглашен на свадьбу к своему другу Сергею. Ему очень понравилась вся церемония бракосочетания. Однако некоторые моменты в поведении жениха ему были не понятны. Например, почему невеста Сергея Елена все время шла самостоятельно рядом с женихом, но перед тем, как войти в свой дом Сергей поднял Елену на руки, перенес через порог дома и поставил уже в комнате. Далее невеста передвигалась уже сама. После торжеств Мустафа обратился к Сергею и тот рассказал причину своего поступка. Как вы думаете, какое объяснение дал Сергей, выберите ответ.
Мустафа, чеченец по национальности, был приглашен на свадьбу к своему другу Сергею. Ему очень понравилась вся церемония бракосочетания. Однако некоторые моменты в поведении жениха ему были не понятны. Например, почему невеста Сергея Елена все время шла самостоятельно рядом с женихом, но перед тем, как войти в свой дом Сергей поднял Елену на руки, перенес через порог дома и поставил уже в комнате. Далее невеста передвигалась уже сама. После торжеств Мустафа обратился к Сергею и тот рассказал причину своего поступка. Как вы думаете, какое объяснение дал Сергей, выберите ответ.
Описание слайда:
Мустафа, чеченец по национальности, был приглашен на свадьбу к своему другу Сергею. Ему очень понравилась вся церемония бракосочетания. Однако некоторые моменты в поведении жениха ему были не понятны. Например, почему невеста Сергея Елена все время шла самостоятельно рядом с женихом, но перед тем, как войти в свой дом Сергей поднял Елену на руки, перенес через порог дома и поставил уже в комнате. Далее невеста передвигалась уже сама. После торжеств Мустафа обратился к Сергею и тот рассказал причину своего поступка. Как вы думаете, какое объяснение дал Сергей, выберите ответ. Мустафа, чеченец по национальности, был приглашен на свадьбу к своему другу Сергею. Ему очень понравилась вся церемония бракосочетания. Однако некоторые моменты в поведении жениха ему были не понятны. Например, почему невеста Сергея Елена все время шла самостоятельно рядом с женихом, но перед тем, как войти в свой дом Сергей поднял Елену на руки, перенес через порог дома и поставил уже в комнате. Далее невеста передвигалась уже сама. После торжеств Мустафа обратился к Сергею и тот рассказал причину своего поступка. Как вы думаете, какое объяснение дал Сергей, выберите ответ.

Слайд 17





https://yandex.ru/video/search?filmId=7777706196123403670&text=%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B%20%D1%83%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE
https://yandex.ru/video/search?filmId=7777706196123403670&text=%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B%20%D1%83%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE
Описание слайда:
https://yandex.ru/video/search?filmId=7777706196123403670&text=%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B%20%D1%83%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE https://yandex.ru/video/search?filmId=7777706196123403670&text=%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B%20%D1%83%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE

Слайд 18





В школе, в которую Вы пришли на практику, в 8 классе учится девочка, родители которой эмигрировали в Россию из Грузии. Девочка отлично говорит по-русски, успевает по школьным предметам. Её родители говорят на русском языке с акцентом. Девочку зовут Кекела Гверцители ей 14 лет. На одном из уроков преподаватель математики, обращаясь к классу сказала: «Ну ладно Кекела, она школу закончит и выйдет замуж, но остальным-то математика нужна, так что давайте учите…». Эта фраза вызвала у девочки серьезные переживания.
В школе, в которую Вы пришли на практику, в 8 классе учится девочка, родители которой эмигрировали в Россию из Грузии. Девочка отлично говорит по-русски, успевает по школьным предметам. Её родители говорят на русском языке с акцентом. Девочку зовут Кекела Гверцители ей 14 лет. На одном из уроков преподаватель математики, обращаясь к классу сказала: «Ну ладно Кекела, она школу закончит и выйдет замуж, но остальным-то математика нужна, так что давайте учите…». Эта фраза вызвала у девочки серьезные переживания.
Описание слайда:
В школе, в которую Вы пришли на практику, в 8 классе учится девочка, родители которой эмигрировали в Россию из Грузии. Девочка отлично говорит по-русски, успевает по школьным предметам. Её родители говорят на русском языке с акцентом. Девочку зовут Кекела Гверцители ей 14 лет. На одном из уроков преподаватель математики, обращаясь к классу сказала: «Ну ладно Кекела, она школу закончит и выйдет замуж, но остальным-то математика нужна, так что давайте учите…». Эта фраза вызвала у девочки серьезные переживания. В школе, в которую Вы пришли на практику, в 8 классе учится девочка, родители которой эмигрировали в Россию из Грузии. Девочка отлично говорит по-русски, успевает по школьным предметам. Её родители говорят на русском языке с акцентом. Девочку зовут Кекела Гверцители ей 14 лет. На одном из уроков преподаватель математики, обращаясь к классу сказала: «Ну ладно Кекела, она школу закончит и выйдет замуж, но остальным-то математика нужна, так что давайте учите…». Эта фраза вызвала у девочки серьезные переживания.

Слайд 19


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21





Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,3* Оауд + 0,2* Осам.работа
Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,3* Оауд + 0,2* Осам.работа

Отекущий  =  0,5 *Ореферат1 +  0,5 *Ореферат2

Орезульт = 0,7*Онакопленная + 0,3*Оитоговый (экзамен письменный)
Описание слайда:
Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,3* Оауд + 0,2* Осам.работа Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,3* Оауд + 0,2* Осам.работа Отекущий = 0,5 *Ореферат1 + 0,5 *Ореферат2 Орезульт = 0,7*Онакопленная + 0,3*Оитоговый (экзамен письменный)

Слайд 22


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





Берри Д.В., Пуртинга Ф.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. – Харьков, Изд-во Гуманитарный центр, 2007
Берри Д.В., Пуртинга Ф.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. – Харьков, Изд-во Гуманитарный центр, 2007
Лебедева Н.М Этническая и кросс-культурная психология – М.: 2012. 
Мацумото Д. Психология и культура. – СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.
Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. – Спб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. -281 с.
Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото  - Спб.: ПИТЕР, 2003
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 2012
Описание слайда:
Берри Д.В., Пуртинга Ф.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. – Харьков, Изд-во Гуманитарный центр, 2007 Берри Д.В., Пуртинга Ф.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. – Харьков, Изд-во Гуманитарный центр, 2007 Лебедева Н.М Этническая и кросс-культурная психология – М.: 2012. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. – Спб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. -281 с. Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото - Спб.: ПИТЕР, 2003 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 2012

Слайд 24


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25





1.	Определение кросс-культурной и этнической психологии, предмет и задачи.
1.	Определение кросс-культурной и этнической психологии, предмет и задачи.
2.	Связь кросс-культурной и этнической психологии с другими науками.
3.	История зарубежной кросс-культурной психологии.
4.	Развитие этнопсихологии и кросс-культурной психологии в России.
Описание слайда:
1. Определение кросс-культурной и этнической психологии, предмет и задачи. 1. Определение кросс-культурной и этнической психологии, предмет и задачи. 2. Связь кросс-культурной и этнической психологии с другими науками. 3. История зарубежной кросс-культурной психологии. 4. Развитие этнопсихологии и кросс-культурной психологии в России.

Слайд 26





Этническая психология – наука синтетическая, междисциплинарная, базирующаяся на этнографии (этнологии) и собственно психологии. 
Этническая психология – наука синтетическая, междисциплинарная, базирующаяся на этнографии (этнологии) и собственно психологии. 
Взаимосвязана с
Этнография – первоначальная наука об этнических культурах - описывала отдельные, поразившие внимание исследователей черты иной, невиданной культуры.
Этнология - наука о законах происхождения и развития этнических общностей и культур.
Культурология - наука, изучающая культуру как «чистое» явление, вне зависимости от обществ и отдельных индивидов, в нее входящих.
Психологическая антропология (на стыке психологии и культурной антропологии) - изучает влияние культуры на психологию (особенно личность и мышление).
Кросс-культурная психология - исследует отдельные психологические функции, параметры и законы в сравнительно-культурной перспективе.
Описание слайда:
Этническая психология – наука синтетическая, междисциплинарная, базирующаяся на этнографии (этнологии) и собственно психологии. Этническая психология – наука синтетическая, междисциплинарная, базирующаяся на этнографии (этнологии) и собственно психологии. Взаимосвязана с Этнография – первоначальная наука об этнических культурах - описывала отдельные, поразившие внимание исследователей черты иной, невиданной культуры. Этнология - наука о законах происхождения и развития этнических общностей и культур. Культурология - наука, изучающая культуру как «чистое» явление, вне зависимости от обществ и отдельных индивидов, в нее входящих. Психологическая антропология (на стыке психологии и культурной антропологии) - изучает влияние культуры на психологию (особенно личность и мышление). Кросс-культурная психология - исследует отдельные психологические функции, параметры и законы в сравнительно-культурной перспективе.

Слайд 27





В зарубежной науке 
В зарубежной науке 
изучением культур занимается культурная антропология, 
изучением связи культуры и психологии – психологическая антропология, 
кросс-культурная психология изучает этнические культуры, в том числе и в сравнительной перспективе.

В отечественной научной традиции 
аналогичные явления изучает этнография или этнология, и чаще в ней употребляется понятие этносы или этнические общности, 
а изучением связи этничности и психологии занимается этническая психология.
Описание слайда:
В зарубежной науке В зарубежной науке изучением культур занимается культурная антропология, изучением связи культуры и психологии – психологическая антропология, кросс-культурная психология изучает этнические культуры, в том числе и в сравнительной перспективе. В отечественной научной традиции аналогичные явления изучает этнография или этнология, и чаще в ней употребляется понятие этносы или этнические общности, а изучением связи этничности и психологии занимается этническая психология.

Слайд 28





Этнопсихология – это наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. 
Этнопсихология – это наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. 
Предметом исследования этнической психологии являются психологические особенности индивида (или группы людей), обусловленных этнической или культурной принадлежностью. 
Этнопсихологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей. 
Два вида исследований:
- изучение этнопсихологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования
- изучение самих этнических групп.
Описание слайда:
Этнопсихология – это наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Этнопсихология – это наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Предметом исследования этнической психологии являются психологические особенности индивида (или группы людей), обусловленных этнической или культурной принадлежностью. Этнопсихологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей. Два вида исследований: - изучение этнопсихологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования - изучение самих этнических групп.

Слайд 29





Кросс-культурная психология – это наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных. 
Кросс-культурная психология – это наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных. 
Предметом является поведение в контексте культуры: исследование причин и последствий взаимоотношений культуры и поведения; особенности «культурного познания». Кросс-культурная психология включает и «культурно-сравнительные» и «культурные» точки зрения (изучает различия и универсалии). Кросс-культурная психология также занимается биологическими и экологическими переменными.
Описание слайда:
Кросс-культурная психология – это наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных. Кросс-культурная психология – это наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных. Предметом является поведение в контексте культуры: исследование причин и последствий взаимоотношений культуры и поведения; особенности «культурного познания». Кросс-культурная психология включает и «культурно-сравнительные» и «культурные» точки зрения (изучает различия и универсалии). Кросс-культурная психология также занимается биологическими и экологическими переменными.

Слайд 30





1.Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования этнопсихологических особенностей представителей конкретных этнических общностей.
1.Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования этнопсихологических особенностей представителей конкретных этнических общностей.
2. Изучение специфики мотивационно-фоновой сферы нацио­нальной психики людей с целью анализа и обобщения свое­образия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показате­ли их эффективной деятельности и специфики поведения как представителей конкретных этнических общностей.
3. Исследование этнодифференцированных характери­стик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной этнической принадлежности, проявляющихся в своеобразно функционирующих в ходе трудовой и другой деятельности.
4. Анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания этнических чувств, их динамики и содержа­ния; организация исследований специфики выражения эмо­ций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни.
5. Изучение специфики своеобразных установок на волевую ак­тивность, функционирующих в национальной психике того или иного этноса; выявление на этой основе устой­чивости и специфики протекания волевых процессов, своеоб­разия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки его представителей.
6. Исследование своеобразия проявления коммуникативной сфе­ры национального психического склада людей, функциони­рующей в форме специфических для них форм взаимодейст­вия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах, их иерархию, традиции и нормы пове­дения представителей конкретных этнических общностей.
Описание слайда:
1.Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования этнопсихологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. 1.Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования этнопсихологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. 2. Изучение специфики мотивационно-фоновой сферы нацио­нальной психики людей с целью анализа и обобщения свое­образия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показате­ли их эффективной деятельности и специфики поведения как представителей конкретных этнических общностей. 3. Исследование этнодифференцированных характери­стик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной этнической принадлежности, проявляющихся в своеобразно функционирующих в ходе трудовой и другой деятельности. 4. Анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания этнических чувств, их динамики и содержа­ния; организация исследований специфики выражения эмо­ций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни. 5. Изучение специфики своеобразных установок на волевую ак­тивность, функционирующих в национальной психике того или иного этноса; выявление на этой основе устой­чивости и специфики протекания волевых процессов, своеоб­разия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки его представителей. 6. Исследование своеобразия проявления коммуникативной сфе­ры национального психического склада людей, функциони­рующей в форме специфических для них форм взаимодейст­вия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах, их иерархию, традиции и нормы пове­дения представителей конкретных этнических общностей.

Слайд 31





7. Сравнительное (кросс-культурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов с целью выяв­ления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики в межнациональных от­ношениях, а также разработки содержания и методик состав­ления психологических характеристик их представителей.  
7. Сравнительное (кросс-культурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов с целью выяв­ления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики в межнациональных от­ношениях, а также разработки содержания и методик состав­ления психологических характеристик их представителей.  
8. Выявление отличительных национальных черт психологии  различных слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных,  политических со­циологических, культурных и др.) их развития и функциони­рования. 
9. Изучение влияния этнического сознания и самосознания на этнопсихологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации, отношение к представителям других общностей. 
10. Обоснование важнейших направлений учета и использования этнопсихологических особенностей людей в интере­сах повышения эффективности политической, воспитатель­ной, просветительской, социальной,  консультативно-коррекционной работы с ними, регулирова­ния межэтнических отношений. 
11. Исследование этнопсихологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общно­стей, а также межнациональных отношений. 
12. Выработка практических рекомендаций для менеджеров, педагогических работников с целью совер­шенствования ими управления и руководства полиэтничными трудовыми, производственными и учебными кол­лективами, межнациональными отношениями в целом. 
13. Всестороннее изучение специфики психологии многочислен­ных этносов нашей страны, социально-психо­логических условий и своеобразия межнациональных отно­шений в различных ее регионах, форм экономического, поли­тического и культурного сотрудничества между ними. 
14. Социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах страны и в других государствах на основе учета специфики проявления психологии представителей различ­ных этнических общностей, ее влияния на характер, содержа­ние и специфику общественной жизни
Описание слайда:
7. Сравнительное (кросс-культурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов с целью выяв­ления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики в межнациональных от­ношениях, а также разработки содержания и методик состав­ления психологических характеристик их представителей. 7. Сравнительное (кросс-культурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов с целью выяв­ления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики в межнациональных от­ношениях, а также разработки содержания и методик состав­ления психологических характеристик их представителей. 8. Выявление отличительных национальных черт психологии различных слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических со­циологических, культурных и др.) их развития и функциони­рования. 9. Изучение влияния этнического сознания и самосознания на этнопсихологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации, отношение к представителям других общностей. 10. Обоснование важнейших направлений учета и использования этнопсихологических особенностей людей в интере­сах повышения эффективности политической, воспитатель­ной, просветительской, социальной, консультативно-коррекционной работы с ними, регулирова­ния межэтнических отношений. 11. Исследование этнопсихологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общно­стей, а также межнациональных отношений. 12. Выработка практических рекомендаций для менеджеров, педагогических работников с целью совер­шенствования ими управления и руководства полиэтничными трудовыми, производственными и учебными кол­лективами, межнациональными отношениями в целом. 13. Всестороннее изучение специфики психологии многочислен­ных этносов нашей страны, социально-психо­логических условий и своеобразия межнациональных отно­шений в различных ее регионах, форм экономического, поли­тического и культурного сотрудничества между ними. 14. Социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах страны и в других государствах на основе учета специфики проявления психологии представителей различ­ных этнических общностей, ее влияния на характер, содержа­ние и специфику общественной жизни

Слайд 32





1.	Формирование позитивной этнической и культурной идентичности. Исследователю этнической культуры необходимо сделать попытку  понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципы внутригруппового и внешнегруппового взаимодействия. Это необходимо сделать, чтобы человек, представитель данной культуры, смог понять нормы и правила своей культуры, что поможет ему понять причины интолерантности по отношению к его этносу. Это пути формирования стойкой и осознанной позитивной идентичности. 
1.	Формирование позитивной этнической и культурной идентичности. Исследователю этнической культуры необходимо сделать попытку  понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципы внутригруппового и внешнегруппового взаимодействия. Это необходимо сделать, чтобы человек, представитель данной культуры, смог понять нормы и правила своей культуры, что поможет ему понять причины интолерантности по отношению к его этносу. Это пути формирования стойкой и осознанной позитивной идентичности. 
2. Формирование этнической толерантности на групповом и личностном уровнях. Для этого нужно не только проводить сравнение одних и тех же явлений, за которым должно идти понимание и объяснение особенностей культур через глубинную сущность данных культур, но и искать пути взаимопонимания и тождественности культур. (Лебедева, 1998)
Описание слайда:
1. Формирование позитивной этнической и культурной идентичности. Исследователю этнической культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципы внутригруппового и внешнегруппового взаимодействия. Это необходимо сделать, чтобы человек, представитель данной культуры, смог понять нормы и правила своей культуры, что поможет ему понять причины интолерантности по отношению к его этносу. Это пути формирования стойкой и осознанной позитивной идентичности. 1. Формирование позитивной этнической и культурной идентичности. Исследователю этнической культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципы внутригруппового и внешнегруппового взаимодействия. Это необходимо сделать, чтобы человек, представитель данной культуры, смог понять нормы и правила своей культуры, что поможет ему понять причины интолерантности по отношению к его этносу. Это пути формирования стойкой и осознанной позитивной идентичности. 2. Формирование этнической толерантности на групповом и личностном уровнях. Для этого нужно не только проводить сравнение одних и тех же явлений, за которым должно идти понимание и объяснение особенностей культур через глубинную сущность данных культур, но и искать пути взаимопонимания и тождественности культур. (Лебедева, 1998)

Слайд 33





Общие методологические положения:
Общие методологические положения:
в результате взаимодействия людей рождается «социальное», в том числе и этнические отношения; 
все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей; 
этническое сознание формируется как результат материальной и духовной жизни индивидов, их   исторического развития; 
социальные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных психологической наукой
Специальная методология
Принцип детерминизма
Принцип единства сознания и деятельности
Принцип личностного подхода
 Гносеологический принцип
Принцип учета этнологических факторов. 
Принцип относительности всех психологических характеристик этноса
Описание слайда:
Общие методологические положения: Общие методологические положения: в результате взаимодействия людей рождается «социальное», в том числе и этнические отношения; все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей; этническое сознание формируется как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития; социальные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных психологической наукой Специальная методология Принцип детерминизма Принцип единства сознания и деятельности Принцип личностного подхода Гносеологический принцип Принцип учета этнологических факторов. Принцип относительности всех психологических характеристик этноса

Слайд 34





1. Проверка универсальности существующих психологических теорий и подходов (перенос  имеющихся гипотез и результатов на другие культуры)
1. Проверка универсальности существующих психологических теорий и подходов (перенос  имеющихся гипотез и результатов на другие культуры)
2. Исследовать другие культуры, чтобы открыть культурные и психологические феномены, которые отсутствуют в нашем собственном культурном опыте  (поиск альтернативных, возможно, культурно-специфических, объяснений различий между культурами )
3. Создание на основе решение первых двух задач универсальных теорий,  валидных для широкого диапазона культур (открытие универсальных законов поведения человека, но развитие и проявление универсальных феноменов может различаться в культурах)
Описание слайда:
1. Проверка универсальности существующих психологических теорий и подходов (перенос имеющихся гипотез и результатов на другие культуры) 1. Проверка универсальности существующих психологических теорий и подходов (перенос имеющихся гипотез и результатов на другие культуры) 2. Исследовать другие культуры, чтобы открыть культурные и психологические феномены, которые отсутствуют в нашем собственном культурном опыте (поиск альтернативных, возможно, культурно-специфических, объяснений различий между культурами ) 3. Создание на основе решение первых двух задач универсальных теорий, валидных для широкого диапазона культур (открытие универсальных законов поведения человека, но развитие и проявление универсальных феноменов может различаться в культурах)

Слайд 35





1. Абсолютизм – психологические феномены, в основном , одинаковы во всех культурах
1. Абсолютизм – психологические феномены, в основном , одинаковы во всех культурах
2. Релятивизм (полная противоположность абсолютизму) – все человеческое поведение основывается на культурных паттернах, понимание людей на основе их собственных представлений (чтобы избежать этноцентризма)
3. Универсализм  (нечто среднее между первыми двумя подходами) – основные психологические явления характерны для всех представителей вида (это общие для всех людей характеристики), культура по-разному влияет на развитие и проявление этих фундаментальных психологических феноменов. Оценка являений основывается на положении о существовании фундаментальных явлений, но критерии этой оценки зависят от конкретной культуры. Сопоставления делаются очень осторожно
Описание слайда:
1. Абсолютизм – психологические феномены, в основном , одинаковы во всех культурах 1. Абсолютизм – психологические феномены, в основном , одинаковы во всех культурах 2. Релятивизм (полная противоположность абсолютизму) – все человеческое поведение основывается на культурных паттернах, понимание людей на основе их собственных представлений (чтобы избежать этноцентризма) 3. Универсализм (нечто среднее между первыми двумя подходами) – основные психологические явления характерны для всех представителей вида (это общие для всех людей характеристики), культура по-разному влияет на развитие и проявление этих фундаментальных психологических феноменов. Оценка являений основывается на положении о существовании фундаментальных явлений, но критерии этой оценки зависят от конкретной культуры. Сопоставления делаются очень осторожно

Слайд 36





Отличие универсализма от абсолютизма
Отличие универсализма от абсолютизма
1. Универсализм стремится понять роль культуры в стимулировании разнообразия поведения и не отрицает культуру, а принимает ее как источник человеческого разнообразия
2. Опираясь на постулат, что основные феномены должня быть общими для всех людей, этот подход не только открывает универсалии, но и культурные особенности для разных групп людей.
Отличие универсализма от релятивизма
1. Сравнения очень важны для достижения глубокого понимания человеческого поведения
Описание слайда:
Отличие универсализма от абсолютизма Отличие универсализма от абсолютизма 1. Универсализм стремится понять роль культуры в стимулировании разнообразия поведения и не отрицает культуру, а принимает ее как источник человеческого разнообразия 2. Опираясь на постулат, что основные феномены должня быть общими для всех людей, этот подход не только открывает универсалии, но и культурные особенности для разных групп людей. Отличие универсализма от релятивизма 1. Сравнения очень важны для достижения глубокого понимания человеческого поведения

Слайд 37





Философия
Философия
Социология
История
Политология
Демография
Педагогика
Этнография
Этнология
Этносоциология (отрасль социологии)
Этнокулътурология (отрасль культурологии)
Этнопсихолингвистика (отрасль лингвистической науки)
Этнопедагогика (отрасль педагогики)
Социальная география (отрасль географии)
Мигрантология и др.
Описание слайда:
Философия Философия Социология История Политология Демография Педагогика Этнография Этнология Этносоциология (отрасль социологии) Этнокулътурология (отрасль культурологии) Этнопсихолингвистика (отрасль лингвистической науки) Этнопедагогика (отрасль педагогики) Социальная география (отрасль географии) Мигрантология и др.

Слайд 38





Таблица. Миграционная теория в социальных дисциплинах
Кэролайн Б. Бреттелл и Джеймс Ф. Холлифилд ТЕОРИЯ МИГРАЦИЙ
Описание слайда:
Таблица. Миграционная теория в социальных дисциплинах Кэролайн Б. Бреттелл и Джеймс Ф. Холлифилд ТЕОРИЯ МИГРАЦИЙ

Слайд 39





История зарубежной этнопсихологии
Античные философы, историки, политики (Теофраст, Геродот). Фрагменты этнопсихологических знаний присутствуют в работах Гиппократа, Платона, Тацита, Плиния, Страбона  и др. Пытаются объяснить особенности жизни и характера разных народов спецификой окружающей их природной среды.
Эпоха просвещения. Ш. Монтескье, Д. Юм, Г. Геге¬ль и др. Философское осмысление  феномена психологии народов. И снова именно среда и климат рассматривались в качестве факторов, лежащих в основе различий между ними.
Во второй половине XIX в. - новый этап - становление этнической психологии как самостоятельной дисциплины. Он связан, прежде всего, с именами X. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Г. Лебона.
В 1859 г. X. Штейнта¬ль М. Лацарус «Мысли о народной психологии». Авторы разделили науки на изучающие природу и изучающие дух (психологию). Одной из наук, изучающих дух, названа этническая, или народная, психология. Выделены задачи этнической психологии: 
а)  познать сущность психологии народа и его дух; 
б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная деятельность народа; 
в) определить условия возникновения, развития и исчезновения представителей того или иного народа
Штейнталь и Лацарус выделили две составные части народной психологии: 
абстрактную, которая отвечала на вопрос, что такое народный дух, каковы его элементы, 
прагматическую - изучающую конкретные народы. 
Основными источниками познания яв¬ляются продукты народного духа: язык, мифы, религия, искусст¬во, нравы, обычаи - и в целом история народа. Таким образом, X Штейнталь и М. Лацарус первыми попыта¬лись представить систему народной психологии как науку.
Описание слайда:
История зарубежной этнопсихологии Античные философы, историки, политики (Теофраст, Геродот). Фрагменты этнопсихологических знаний присутствуют в работах Гиппократа, Платона, Тацита, Плиния, Страбона и др. Пытаются объяснить особенности жизни и характера разных народов спецификой окружающей их природной среды. Эпоха просвещения. Ш. Монтескье, Д. Юм, Г. Геге¬ль и др. Философское осмысление феномена психологии народов. И снова именно среда и климат рассматривались в качестве факторов, лежащих в основе различий между ними. Во второй половине XIX в. - новый этап - становление этнической психологии как самостоятельной дисциплины. Он связан, прежде всего, с именами X. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Г. Лебона. В 1859 г. X. Штейнта¬ль М. Лацарус «Мысли о народной психологии». Авторы разделили науки на изучающие природу и изучающие дух (психологию). Одной из наук, изучающих дух, названа этническая, или народная, психология. Выделены задачи этнической психологии: а) познать сущность психологии народа и его дух; б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная деятельность народа; в) определить условия возникновения, развития и исчезновения представителей того или иного народа Штейнталь и Лацарус выделили две составные части народной психологии: абстрактную, которая отвечала на вопрос, что такое народный дух, каковы его элементы, прагматическую - изучающую конкретные народы. Основными источниками познания яв¬ляются продукты народного духа: язык, мифы, религия, искусст¬во, нравы, обычаи - и в целом история народа. Таким образом, X Штейнталь и М. Лацарус первыми попыта¬лись представить систему народной психологии как науку.

Слайд 40





Особое место в становлении этнической психологии занима¬ет В.Вундт. 
Особое место в становлении этнической психологии занима¬ет В.Вундт. 
- он внес существенный вклад в становление науки о психо¬логии народов, 
более конкретно определил предмет этнопсихологии, 
провел разграничение между психологией народной (социальной) и индивидуальной. 
	Народный дух Вундт предлагает изучать методом анализа конкретно-исторических продуктов народов: языка, мифов, обычаев, составляющих основные области народной психологии. По его мнению, язык идентичен уму (представлениям), мифы - чувствам, обычаи - воле в индивидуальной психологии.
Несмотря на спорность идей ученых XIX век завершился рождением новой науки - этнической психологии
Описание слайда:
Особое место в становлении этнической психологии занима¬ет В.Вундт. Особое место в становлении этнической психологии занима¬ет В.Вундт. - он внес существенный вклад в становление науки о психо¬логии народов, более конкретно определил предмет этнопсихологии, провел разграничение между психологией народной (социальной) и индивидуальной. Народный дух Вундт предлагает изучать методом анализа конкретно-исторических продуктов народов: языка, мифов, обычаев, составляющих основные области народной психологии. По его мнению, язык идентичен уму (представлениям), мифы - чувствам, обычаи - воле в индивидуальной психологии. Несмотря на спорность идей ученых XIX век завершился рождением новой науки - этнической психологии

Слайд 41





	Несколько направлений 
	Несколько направлений 
Психоаналитическое направление. (Р. Бенедикт, М. Мид), аспекты этнического рассматриваются со значительным уклоном в психоанализ и экспериментальную психоло¬гию. Выделяется целый блок методов, используемых в исследованиях этого направления: глубинное интервьюирование, проективные методики и средства, анализ сно¬видений, подробная запись автобиографии, интенсивное длительное наблюдение межличностных отношений в семьях, представляющих различные этнические группы. 
Обобщением антропологического и психоаналитического подходов можно считать работу американского исследователя Г. Деверо «Этнопсихоанализ». Этнопсихоаналитический подход связан с изучением генезиса и значения агрессивности и других психологических состояний (тревога, страх, привязанность, одиночество) в различных этнических общностях, а также с изучением невербальных коммуникаций, эмоциональной сферы этнофора, специфики и функции ритуала как особого типа этниче¬ского взаимодействия.
Описание слайда:
Несколько направлений Несколько направлений Психоаналитическое направление. (Р. Бенедикт, М. Мид), аспекты этнического рассматриваются со значительным уклоном в психоанализ и экспериментальную психоло¬гию. Выделяется целый блок методов, используемых в исследованиях этого направления: глубинное интервьюирование, проективные методики и средства, анализ сно¬видений, подробная запись автобиографии, интенсивное длительное наблюдение межличностных отношений в семьях, представляющих различные этнические группы. Обобщением антропологического и психоаналитического подходов можно считать работу американского исследователя Г. Деверо «Этнопсихоанализ». Этнопсихоаналитический подход связан с изучением генезиса и значения агрессивности и других психологических состояний (тревога, страх, привязанность, одиночество) в различных этнических общностях, а также с изучением невербальных коммуникаций, эмоциональной сферы этнофора, специфики и функции ритуала как особого типа этниче¬ского взаимодействия.

Слайд 42





Целый ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнооб¬разных психологических тестов (Роршаха, Влеки и др.) позво¬лил исследователям сделать вывод о существовании некоей «модальной личности», отражающей национальный характер. «Модальной личностью» оказывался личностный тип, к которому относится наибольшее количество взрослых членов данного общества. В этом случае национальный характер определялся с учетом частоты распространения определенных типов личности в данном этносе. 
Целый ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнооб¬разных психологических тестов (Роршаха, Влеки и др.) позво¬лил исследователям сделать вывод о существовании некоей «модальной личности», отражающей национальный характер. «Модальной личностью» оказывался личностный тип, к которому относится наибольшее количество взрослых членов данного общества. В этом случае национальный характер определялся с учетом частоты распространения определенных типов личности в данном этносе. 
Понятию «модальная личность» близко понятие «базовая  личность», которое концентрирует внимание исследователей не на этническом обществе в целом, а на его культуре. Это понятие основано на представлении о коренных различиях в личностях, возникающих под влиянием этнических культур. Такой подход применял американский этнолог А. Кардинер для описания традиционных племенных обществ. 
С точки зрения американского этнопсихолога Дж.  Хонимана, главной задачей современной этнопсихологии является исследование того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях конкретного социального окружения. Исходя из этого, он ввел понятие «модель поведения», которое определяет как закрепленный индивидом способ активного мышления или чувствования (восприятия). Дальнейшее развитие этого направления связано с работами Ф. Хсю, который предложил переименовать направление «культура и личность» в «психологическую антропологию», поскольку это название в большей степени, по его мнению, отражает содержание этнопсихологических исследований. 
Современные исследования в области психологической антропологии сводятся к кросс-культурному изучению личности в социокультурных системах и выходят на такие проблемы, как соотношения ценностей социальной структуры и моделей детского воспитания; соотношение модальной личности и ролевой системы в конкретной этнокультуре; этнокультурные факторы девиантного поведения. При анализе этнографических материалов доминирует тенденция к обособленному рассмотрению отдельных элементов воспитательной системы различных народов.
Описание слайда:
Целый ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнооб¬разных психологических тестов (Роршаха, Влеки и др.) позво¬лил исследователям сделать вывод о существовании некоей «модальной личности», отражающей национальный характер. «Модальной личностью» оказывался личностный тип, к которому относится наибольшее количество взрослых членов данного общества. В этом случае национальный характер определялся с учетом частоты распространения определенных типов личности в данном этносе. Целый ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнооб¬разных психологических тестов (Роршаха, Влеки и др.) позво¬лил исследователям сделать вывод о существовании некоей «модальной личности», отражающей национальный характер. «Модальной личностью» оказывался личностный тип, к которому относится наибольшее количество взрослых членов данного общества. В этом случае национальный характер определялся с учетом частоты распространения определенных типов личности в данном этносе. Понятию «модальная личность» близко понятие «базовая личность», которое концентрирует внимание исследователей не на этническом обществе в целом, а на его культуре. Это понятие основано на представлении о коренных различиях в личностях, возникающих под влиянием этнических культур. Такой подход применял американский этнолог А. Кардинер для описания традиционных племенных обществ. С точки зрения американского этнопсихолога Дж. Хонимана, главной задачей современной этнопсихологии является исследование того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях конкретного социального окружения. Исходя из этого, он ввел понятие «модель поведения», которое определяет как закрепленный индивидом способ активного мышления или чувствования (восприятия). Дальнейшее развитие этого направления связано с работами Ф. Хсю, который предложил переименовать направление «культура и личность» в «психологическую антропологию», поскольку это название в большей степени, по его мнению, отражает содержание этнопсихологических исследований. Современные исследования в области психологической антропологии сводятся к кросс-культурному изучению личности в социокультурных системах и выходят на такие проблемы, как соотношения ценностей социальной структуры и моделей детского воспитания; соотношение модальной личности и ролевой системы в конкретной этнокультуре; этнокультурные факторы девиантного поведения. При анализе этнографических материалов доминирует тенденция к обособленному рассмотрению отдельных элементов воспитательной системы различных народов.

Слайд 43





Наиболее значительной по числу исследователей направление.
Наиболее значительной по числу исследователей направление.
 В современной зарубежной этнопсихологии изучение проблем взаимодействия этнофоров из разных этнических групп чрезвычайно актуально. Особый акцент делается на изучение этноцентризма, расизма и национализма. Важнейшими в этом направлении являются проблемы смены этнического самосознания и этнической принадлежности, прекращения существования этноса, растворения одной этнической общности в другой. В данном направлении работали Р.Винч, У. Самнер Также подробно изучалась проблема социальных аттитюдов (С. Мюшер).
Описание слайда:
Наиболее значительной по числу исследователей направление. Наиболее значительной по числу исследователей направление. В современной зарубежной этнопсихологии изучение проблем взаимодействия этнофоров из разных этнических групп чрезвычайно актуально. Особый акцент делается на изучение этноцентризма, расизма и национализма. Важнейшими в этом направлении являются проблемы смены этнического самосознания и этнической принадлежности, прекращения существования этноса, растворения одной этнической общности в другой. В данном направлении работали Р.Винч, У. Самнер Также подробно изучалась проблема социальных аттитюдов (С. Мюшер).

Слайд 44





Первоначально изучение психологии народов было делом литераторов, этнографов и языковедов
Первоначально изучение психологии народов было делом литераторов, этнографов и языковедов
Эпоха русского Просвещения (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, позднее декабристы). В работах  делался акцент на формирование общественного мнения, воспитание национального достоинства.
Роль русской этнографии. 
В рамках учрежденного в 1846 году Русского географического общества организовывались этнографические экспедиции, направленные на  изучение умственных способностей народа, его способов жизни, нравов, религий, предрассудков, языка, сказок, песен, музыки.  (К.М. Бэром, Н. И Надеждиным, К. Д. Кавелиным). Задолго до В.Вундта были сформулированы основные принципы этнографической науки, в том числе «психологической этнографии» (другими словами, этнической психологии).
В рамках экспедиций Н.И. Надеждин предлагал изучать язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую».
Описание слайда:
Первоначально изучение психологии народов было делом литераторов, этнографов и языковедов Первоначально изучение психологии народов было делом литераторов, этнографов и языковедов Эпоха русского Просвещения (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, позднее декабристы). В работах делался акцент на формирование общественного мнения, воспитание национального достоинства. Роль русской этнографии. В рамках учрежденного в 1846 году Русского географического общества организовывались этнографические экспедиции, направленные на изучение умственных способностей народа, его способов жизни, нравов, религий, предрассудков, языка, сказок, песен, музыки. (К.М. Бэром, Н. И Надеждиным, К. Д. Кавелиным). Задолго до В.Вундта были сформулированы основные принципы этнографической науки, в том числе «психологической этнографии» (другими словами, этнической психологии). В рамках экспедиций Н.И. Надеждин предлагал изучать язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую».

Слайд 45





Научная деятельность Н. Н. Миклухо-Маклая. Цель - доказательство единства человеческого рода, физической и психической равноценности людей всех рас и народов, обоснование мысли о том, что различия, имеющиеся между народами, вызваны условиями их жизни, как природными, так и социальными. 
Научная деятельность Н. Н. Миклухо-Маклая. Цель - доказательство единства человеческого рода, физической и психической равноценности людей всех рас и народов, обоснование мысли о том, что различия, имеющиеся между народами, вызваны условиями их жизни, как природными, так и социальными. 
Исторически этническая, или народная, психология развивалась в России в двух направлениях. 
Первое направление - сбор этнографического материалы, а психологические проблемы оказались включенными в общие описания жизни разных  народов. Второе направление - связано с языкознанием; здесь язык выступал как основа единства психического склада того или иного народа. Поддержку и развитие получила идея о том, что основой народной психологии является язык, и он обусловливает существование этнических общностей. Психологическое направление в русском языкознании и литературоведении наиболее ярко проявилось в трудах А. А. Потебни. 
Другой языковед и литературовед, Д. Н. Овсянико-Куликовский, развитие национального уклада, национальных черт связывал с усвоением языка. По его мнению, ребенок до усвоения языка не имеет национальных психологических признаков, он «интернационален». Овсянико-Куликовский считал, что нельзя отрицать влияния культурного развития и исторических условий на уклад воли, но как только этот уклад сложился, он становится принадлежностью национальной психологии, приобретает у каждого народа особую психологическую окраску.
Описание слайда:
Научная деятельность Н. Н. Миклухо-Маклая. Цель - доказательство единства человеческого рода, физической и психической равноценности людей всех рас и народов, обоснование мысли о том, что различия, имеющиеся между народами, вызваны условиями их жизни, как природными, так и социальными. Научная деятельность Н. Н. Миклухо-Маклая. Цель - доказательство единства человеческого рода, физической и психической равноценности людей всех рас и народов, обоснование мысли о том, что различия, имеющиеся между народами, вызваны условиями их жизни, как природными, так и социальными. Исторически этническая, или народная, психология развивалась в России в двух направлениях. Первое направление - сбор этнографического материалы, а психологические проблемы оказались включенными в общие описания жизни разных народов. Второе направление - связано с языкознанием; здесь язык выступал как основа единства психического склада того или иного народа. Поддержку и развитие получила идея о том, что основой народной психологии является язык, и он обусловливает существование этнических общностей. Психологическое направление в русском языкознании и литературоведении наиболее ярко проявилось в трудах А. А. Потебни. Другой языковед и литературовед, Д. Н. Овсянико-Куликовский, развитие национального уклада, национальных черт связывал с усвоением языка. По его мнению, ребенок до усвоения языка не имеет национальных психологических признаков, он «интернационален». Овсянико-Куликовский считал, что нельзя отрицать влияния культурного развития и исторических условий на уклад воли, но как только этот уклад сложился, он становится принадлежностью национальной психологии, приобретает у каждого народа особую психологическую окраску.

Слайд 46





Предреволюционные годы.  В Московском университете был введен курс этнической психологии, читал его философ Г. Г. Шпет. Он представил обобщенное и критическое видение состояния этнической психологии, как раздела социальной психологии. Давая оценку развернувшейся в психологии начала XX в. дискуссии о разграничении объясняющей и описательной психологии, Г. Шпет отмечал, что главное в этнопсихологии не объяснение, а понимание, связанное не столько с анализом «внутреннего опыта», сколько с постижением смысла объективных культурных явлений, в которых и запечатлевается типически субъективное. 
Предреволюционные годы.  В Московском университете был введен курс этнической психологии, читал его философ Г. Г. Шпет. Он представил обобщенное и критическое видение состояния этнической психологии, как раздела социальной психологии. Давая оценку развернувшейся в психологии начала XX в. дискуссии о разграничении объясняющей и описательной психологии, Г. Шпет отмечал, что главное в этнопсихологии не объяснение, а понимание, связанное не столько с анализом «внутреннего опыта», сколько с постижением смысла объективных культурных явлений, в которых и запечатлевается типически субъективное. 
Г. Шпет подошел к формулированию ведущего принципа психологии - принципа социального детерминизма, согласно которому ключом к пониманию психологии народа служат его культура, история, конкретная социальная действительность, определяющие содержание коллективного духа нации. «Дух народа», по мнению Г.Шпета, есть собрание, «связка» характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер узнается в его объективизации как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения и идеальные образования.
Описание слайда:
Предреволюционные годы. В Московском университете был введен курс этнической психологии, читал его философ Г. Г. Шпет. Он представил обобщенное и критическое видение состояния этнической психологии, как раздела социальной психологии. Давая оценку развернувшейся в психологии начала XX в. дискуссии о разграничении объясняющей и описательной психологии, Г. Шпет отмечал, что главное в этнопсихологии не объяснение, а понимание, связанное не столько с анализом «внутреннего опыта», сколько с постижением смысла объективных культурных явлений, в которых и запечатлевается типически субъективное. Предреволюционные годы. В Московском университете был введен курс этнической психологии, читал его философ Г. Г. Шпет. Он представил обобщенное и критическое видение состояния этнической психологии, как раздела социальной психологии. Давая оценку развернувшейся в психологии начала XX в. дискуссии о разграничении объясняющей и описательной психологии, Г. Шпет отмечал, что главное в этнопсихологии не объяснение, а понимание, связанное не столько с анализом «внутреннего опыта», сколько с постижением смысла объективных культурных явлений, в которых и запечатлевается типически субъективное. Г. Шпет подошел к формулированию ведущего принципа психологии - принципа социального детерминизма, согласно которому ключом к пониманию психологии народа служат его культура, история, конкретная социальная действительность, определяющие содержание коллективного духа нации. «Дух народа», по мнению Г.Шпета, есть собрание, «связка» характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер узнается в его объективизации как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения и идеальные образования.

Слайд 47





1. В 20-е годы XX в. интерес к этнической проблематике был стимулирован социальным заказом на решение национальных проблем, которые возникали в процессе создания и укрепления СССР.
1. В 20-е годы XX в. интерес к этнической проблематике был стимулирован социальным заказом на решение национальных проблем, которые возникали в процессе создания и укрепления СССР.
2. 1930-1950-е годы. Делаются первые шаги в изучении национальных отношений, но основное внимание исследователей направлено на решение вопросов, связанных с образованием СССР и его развитием как многонационального государства, при этом доминирует позиция И. В. Сталина по национальному вопросу и национальным отношениям. 
3. 1960-е годы – усиление внимания к различным аспектам сотрудничества и дружбы народов СССР. В этот период в науке складываются два направления: этнопсихологическое (изучение социальных процессов в их национальном разнообразии) и этнокультурное – исследование этнокультурных явлений в их социальном разнообразии.
4. 1970 годы), – период конкретного социологического изучения наций и народностей, национальных отношений. Результатом таких исследований стали обобщенные труды «Современные этнические процессы СССР» (1976 г.), «Национальные отношения в развитом социалистическом обществе» (1977 г.) и др. Цель таких работ состояла в доказательстве сближения народов и выравнивания их социального и культурного уровней. 
Особой сферой исследований стали межнациональные отношения. Попытка рассматривать межнациональные отношения в системе политических, социальных, экономических, демографических, культурных, исторических и психологических факторов. Это позволило утверждать, что, к примеру, установки на общение в разных условиях (на работе, в семье, среди друзей) зависят от перечисленных выше факторов. Так, культурно-исторические традиции больше влияют на межнациональные отношения в семье и меньше - на производстве. Делались первые шаги в изучении процесса формирования национального самосознания: М. Н. Губогло, «Языковые контакты и элементы этнической идентификации»(1973), Г.В. Старовойтова, «К исследованию этнопсихологии городских жителей» (1976), А. А. Кожанов, «Внешность как фактор этнического сопоставления» (1977). 
Однако вне поля зрения исследователей оставались такие кардинальные проблемы, как психология межнациональных взаимодействий и др.
Описание слайда:
1. В 20-е годы XX в. интерес к этнической проблематике был стимулирован социальным заказом на решение национальных проблем, которые возникали в процессе создания и укрепления СССР. 1. В 20-е годы XX в. интерес к этнической проблематике был стимулирован социальным заказом на решение национальных проблем, которые возникали в процессе создания и укрепления СССР. 2. 1930-1950-е годы. Делаются первые шаги в изучении национальных отношений, но основное внимание исследователей направлено на решение вопросов, связанных с образованием СССР и его развитием как многонационального государства, при этом доминирует позиция И. В. Сталина по национальному вопросу и национальным отношениям. 3. 1960-е годы – усиление внимания к различным аспектам сотрудничества и дружбы народов СССР. В этот период в науке складываются два направления: этнопсихологическое (изучение социальных процессов в их национальном разнообразии) и этнокультурное – исследование этнокультурных явлений в их социальном разнообразии. 4. 1970 годы), – период конкретного социологического изучения наций и народностей, национальных отношений. Результатом таких исследований стали обобщенные труды «Современные этнические процессы СССР» (1976 г.), «Национальные отношения в развитом социалистическом обществе» (1977 г.) и др. Цель таких работ состояла в доказательстве сближения народов и выравнивания их социального и культурного уровней. Особой сферой исследований стали межнациональные отношения. Попытка рассматривать межнациональные отношения в системе политических, социальных, экономических, демографических, культурных, исторических и психологических факторов. Это позволило утверждать, что, к примеру, установки на общение в разных условиях (на работе, в семье, среди друзей) зависят от перечисленных выше факторов. Так, культурно-исторические традиции больше влияют на межнациональные отношения в семье и меньше - на производстве. Делались первые шаги в изучении процесса формирования национального самосознания: М. Н. Губогло, «Языковые контакты и элементы этнической идентификации»(1973), Г.В. Старовойтова, «К исследованию этнопсихологии городских жителей» (1976), А. А. Кожанов, «Внешность как фактор этнического сопоставления» (1977). Однако вне поля зрения исследователей оставались такие кардинальные проблемы, как психология межнациональных взаимодействий и др.

Слайд 48





В середине 1980-х гг. появляются первые психологические диссертационные исследования, посвященные проблемам межгрупповых и межнациональных отношений (Г. У. Кцоева, «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений», О. И. Дреев «Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения»). 
В середине 1980-х гг. появляются первые психологические диссертационные исследования, посвященные проблемам межгрупповых и межнациональных отношений (Г. У. Кцоева, «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений», О. И. Дреев «Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения»). 
В марте 1988 г. в Институте психологии АН СССР прошла конференция по проблемам психологии межнациональных отношений, в которой приняли участие психологи из большинства союзных республик. 
В январе 1990 г. было принято решение о создании в Институте лаборатории психологии межгрупповых отношений. 
Обострение межнациональных отношений в конце 1980-х-начале 1990-х годов и этнические конфликты вызвали резко возросший спрос на знания реального положения дел в сфере межнациональных отношений. 
Одной из первых опубликованных работ по проблематике этнической психологии была коллективная монография «Актуальные проблемы этнической психологии» (1992). В основу монографии легли статья Л. Н. Гумилева и работы преподавателей кафедры прикладной социальной психологии Санкт-Петербургского университета.
Описание слайда:
В середине 1980-х гг. появляются первые психологические диссертационные исследования, посвященные проблемам межгрупповых и межнациональных отношений (Г. У. Кцоева, «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений», О. И. Дреев «Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения»). В середине 1980-х гг. появляются первые психологические диссертационные исследования, посвященные проблемам межгрупповых и межнациональных отношений (Г. У. Кцоева, «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений», О. И. Дреев «Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения»). В марте 1988 г. в Институте психологии АН СССР прошла конференция по проблемам психологии межнациональных отношений, в которой приняли участие психологи из большинства союзных республик. В январе 1990 г. было принято решение о создании в Институте лаборатории психологии межгрупповых отношений. Обострение межнациональных отношений в конце 1980-х-начале 1990-х годов и этнические конфликты вызвали резко возросший спрос на знания реального положения дел в сфере межнациональных отношений. Одной из первых опубликованных работ по проблематике этнической психологии была коллективная монография «Актуальные проблемы этнической психологии» (1992). В основу монографии легли статья Л. Н. Гумилева и работы преподавателей кафедры прикладной социальной психологии Санкт-Петербургского университета.

Слайд 49





В 1990-е годы были опубликованы результаты прикладных этнопсихологических исследований, выполненных Н.М. Лебедевой, 3. В. Сикевич, Г. У. Солдатовой, В. Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко и рядом других ученых.  
В 1990-е годы были опубликованы результаты прикладных этнопсихологических исследований, выполненных Н.М. Лебедевой, 3. В. Сикевич, Г. У. Солдатовой, В. Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко и рядом других ученых.  
В 1997 году при Российском Психологическом обществе была организована секция этнической психологии, которая являлась следствием работы научного семинара «Психология и этнический мир», 
В октябре 1997 года в Институте этнологии и антропологии РАН прошла Международная научно-практическая конференция «Этническая психология и общество». В конференции приняли участие свыше 70 специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Пензы, Балашова и других городов, а также специалисты из Украины, Белоруссии, Казахстана и Литвы.
 В целом конференция позволила определить нынешнее состояние теории отечественной психологии и ее задачи на современном этапе, а также ее способность и возможность адекватно отвечать на запросы нашего общества. В ходе этой конференции наметились дальнейшие перспективы развития этнической психологии.
Описание слайда:
В 1990-е годы были опубликованы результаты прикладных этнопсихологических исследований, выполненных Н.М. Лебедевой, 3. В. Сикевич, Г. У. Солдатовой, В. Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко и рядом других ученых. В 1990-е годы были опубликованы результаты прикладных этнопсихологических исследований, выполненных Н.М. Лебедевой, 3. В. Сикевич, Г. У. Солдатовой, В. Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко и рядом других ученых. В 1997 году при Российском Психологическом обществе была организована секция этнической психологии, которая являлась следствием работы научного семинара «Психология и этнический мир», В октябре 1997 года в Институте этнологии и антропологии РАН прошла Международная научно-практическая конференция «Этническая психология и общество». В конференции приняли участие свыше 70 специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Пензы, Балашова и других городов, а также специалисты из Украины, Белоруссии, Казахстана и Литвы. В целом конференция позволила определить нынешнее состояние теории отечественной психологии и ее задачи на современном этапе, а также ее способность и возможность адекватно отвечать на запросы нашего общества. В ходе этой конференции наметились дальнейшие перспективы развития этнической психологии.

Слайд 50





В настоящее время этническая психология переживает в нашей стране время дифференциации и рождения новых направлений своего развития. Это и традиционные исследования межэтнического взаимодействия, разделившиеся на несколько ветвей: изучение межэтнической напряженности и этноцентризма (Солдатова Г.У., Андрущак И.Б., Рыжова С.В. и др.), трансформации этнической идентичности в новых условиях (Стефаненко Т.Г., Левкович В.П. и др.), проблемы этнических миграций и аккультурации (Лебедева Н.М., Гриценко В.В. и др.), психосемантические исследования общественного сознания (Петренко В.Ф., Митина О.В. и др.)
В настоящее время этническая психология переживает в нашей стране время дифференциации и рождения новых направлений своего развития. Это и традиционные исследования межэтнического взаимодействия, разделившиеся на несколько ветвей: изучение межэтнической напряженности и этноцентризма (Солдатова Г.У., Андрущак И.Б., Рыжова С.В. и др.), трансформации этнической идентичности в новых условиях (Стефаненко Т.Г., Левкович В.П. и др.), проблемы этнических миграций и аккультурации (Лебедева Н.М., Гриценко В.В. и др.), психосемантические исследования общественного сознания (Петренко В.Ф., Митина О.В. и др.)
Кроме этого развивается направление этнопсихологии личности: исследования в области актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. и др.), этнопсихиатрии и этнофункциональной психологии (Брюн Е.А., Сухарев А.В., Тимофеева М.) и ряд других направлений, находящихся в стадии формирования.
Описание слайда:
В настоящее время этническая психология переживает в нашей стране время дифференциации и рождения новых направлений своего развития. Это и традиционные исследования межэтнического взаимодействия, разделившиеся на несколько ветвей: изучение межэтнической напряженности и этноцентризма (Солдатова Г.У., Андрущак И.Б., Рыжова С.В. и др.), трансформации этнической идентичности в новых условиях (Стефаненко Т.Г., Левкович В.П. и др.), проблемы этнических миграций и аккультурации (Лебедева Н.М., Гриценко В.В. и др.), психосемантические исследования общественного сознания (Петренко В.Ф., Митина О.В. и др.) В настоящее время этническая психология переживает в нашей стране время дифференциации и рождения новых направлений своего развития. Это и традиционные исследования межэтнического взаимодействия, разделившиеся на несколько ветвей: изучение межэтнической напряженности и этноцентризма (Солдатова Г.У., Андрущак И.Б., Рыжова С.В. и др.), трансформации этнической идентичности в новых условиях (Стефаненко Т.Г., Левкович В.П. и др.), проблемы этнических миграций и аккультурации (Лебедева Н.М., Гриценко В.В. и др.), психосемантические исследования общественного сознания (Петренко В.Ф., Митина О.В. и др.) Кроме этого развивается направление этнопсихологии личности: исследования в области актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. и др.), этнопсихиатрии и этнофункциональной психологии (Брюн Е.А., Сухарев А.В., Тимофеева М.) и ряд других направлений, находящихся в стадии формирования.

Слайд 51





Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998
Берри Д.В., Пуртинга Ф.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. – Харьков, Изд-во Гуманитарный центр, 2007
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973
Гумилев Л.Н. О термине «этнос». Этнос как явление // Доклады отделение и комиссий географического общества СССР. Вып.3. – Л., 1967.
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М, 1993
Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 416 с.
Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – М.: Изд-во «Экзамен», 2012. – 448 с.
Лебедева Н.М Этническая и кросс-культурная психология – М.: 2012. 
Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. 1994.- №3. – С. 42-49. 
Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат //Этнология /Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. – М.: Наука, 1994. - С. 5-14
Платонов Ю.П. Этническая психология. – СПб.: «Речь», 2001. – 320с.
Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 200-. – 256 с.
Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. – М., 1985 – С. 127-138
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 2006
Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. – М., 1998
Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб., 1996
Этническая психология и общество. – М., 1997
Описание слайда:
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998 Берри Д.В., Пуртинга Ф.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. – Харьков, Изд-во Гуманитарный центр, 2007 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973 Гумилев Л.Н. О термине «этнос». Этнос как явление // Доклады отделение и комиссий географического общества СССР. Вып.3. – Л., 1967. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М, 1993 Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 416 с. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – М.: Изд-во «Экзамен», 2012. – 448 с. Лебедева Н.М Этническая и кросс-культурная психология – М.: 2012. Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. 1994.- №3. – С. 42-49. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат //Этнология /Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. – М.: Наука, 1994. - С. 5-14 Платонов Ю.П. Этническая психология. – СПб.: «Речь», 2001. – 320с. Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 200-. – 256 с. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. – М., 1985 – С. 127-138 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 2006 Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. – М., 1998 Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб., 1996 Этническая психология и общество. – М., 1997

Слайд 52


Кросс-культурная и этническая психология, слайд №52
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию