🗊Презентация Лексические нормы языка. Смешение паронимов

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №1Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №2Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №3Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №4Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №5Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №6Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №7Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №8Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №9Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №10Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №11Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №12Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №13Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №14Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лексические нормы языка. Смешение паронимов. Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2


Лексические нормы языка. Смешение паронимов, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3






   1.Смешение паронимов.
Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение - значимость, надеть - одеть, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).
Описание слайда:
1.Смешение паронимов. Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение - значимость, надеть - одеть, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

Слайд 4





2. Тавтология и плеоназм. 
2. Тавтология и плеоназм. 
Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).
Описание слайда:
2. Тавтология и плеоназм. 2. Тавтология и плеоназм. Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

Слайд 5





3. Речевая недостаточность 
3. Речевая недостаточность 
Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово "себя").
Описание слайда:
3. Речевая недостаточность 3. Речевая недостаточность Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово "себя").

Слайд 6





4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое". 
4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое".
Описание слайда:
4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое". 4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое".

Слайд 7






5. Нарушение единства стиля
 Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).
Описание слайда:
5. Нарушение единства стиля Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

Слайд 8





ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ 
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ 
Фразеологические обороты - это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.
Описание слайда:
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Фразеологические обороты - это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.

Слайд 9





УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
(примеры)
Неправильно  -  Правильно 
1) играет значение  -  имеет значение 
2) имеет роль  -  играет роль 
3) львиная часть  -  львиная доля, большая часть 
4) приподнять занавес над этой историей  -  приподнять завесу 
5) проходит красной линией  -  проходит красной нитью 
6) качество желает много лучшего  -  оставляет желать много лучшего 
7) пускать туман в глаза  -  напустить туману, пускать пыль в глаза 
8) показывать образец другим  -  показывать пример, служить образцом
9) поднять тост  -  поднять бокал, провозгласить тост 
10) тратить нервы  -  тратить силы, трепать нервы, портить нервы 
11) одержать успехи  -  одержать победу, добиться успехов 
12) пока суть да дело - пока суд да дело 
13) скрипя сердцем - скрепя сердце 
14) придавать внимание - придавать значение, уделять внимание 
15) производить воздействие - производить действие, оказывать воздействие 
16) внушать сомнения - внушать опасения, вызывать сомнение 
17) заслужить известность - добиться известности 
18) имеет интерес для нас - имеет значение, представляет интерес 
19) уморил червячка – заморил червячка
20) чаша терпения лопнула - переполнить чашу терпения, терпение лопнуло
Описание слайда:
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры) Неправильно - Правильно 1) играет значение - имеет значение 2) имеет роль - играет роль 3) львиная часть - львиная доля, большая часть 4) приподнять занавес над этой историей - приподнять завесу 5) проходит красной линией - проходит красной нитью 6) качество желает много лучшего - оставляет желать много лучшего 7) пускать туман в глаза - напустить туману, пускать пыль в глаза 8) показывать образец другим - показывать пример, служить образцом 9) поднять тост - поднять бокал, провозгласить тост 10) тратить нервы - тратить силы, трепать нервы, портить нервы 11) одержать успехи - одержать победу, добиться успехов 12) пока суть да дело - пока суд да дело 13) скрипя сердцем - скрепя сердце 14) придавать внимание - придавать значение, уделять внимание 15) производить воздействие - производить действие, оказывать воздействие 16) внушать сомнения - внушать опасения, вызывать сомнение 17) заслужить известность - добиться известности 18) имеет интерес для нас - имеет значение, представляет интерес 19) уморил червячка – заморил червячка 20) чаша терпения лопнула - переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

Слайд 10





Выявление речевых ошибок в употреблении слов и фразеологизмов:
Выявление речевых ошибок в употреблении слов и фразеологизмов:
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Описание слайда:
Выявление речевых ошибок в употреблении слов и фразеологизмов: Выявление речевых ошибок в употреблении слов и фразеологизмов: Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение

Слайд 11





Упражнение 1
Упражнение 1
 Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже. 
1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю.
3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять! 
4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство. 
5. Старинные часы она заложила в амбар.
 6. - Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего о нем о его благе, а потом уже - о другом. 
7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов!
 8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро.
 9. У гроба умирающего поэта студенты поклялись сохранять верность идеалам свободы и справедливости.
Описание слайда:
Упражнение 1 Упражнение 1 Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже. 1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей. 2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю. 3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять! 4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство. 5. Старинные часы она заложила в амбар. 6. - Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего о нем о его благе, а потом уже - о другом. 7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов! 8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро. 9. У гроба умирающего поэта студенты поклялись сохранять верность идеалам свободы и справедливости.

Слайд 12





Упражнение 2 
Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию.

1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом. 
2. Лес - это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. 
3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение.
4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. 
5. Гостям города были вручены памятные сувениры. 
6. На предприятии нет свободных вакансий. 
7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция. 
8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания.
9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини. 
10. Через неделю состоится первая премьера оперы. 
11. Выпускники училища трудоустроены на работу.
Описание слайда:
Упражнение 2 Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию. 1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом. 2. Лес - это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. 3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение. 4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. 5. Гостям города были вручены памятные сувениры. 6. На предприятии нет свободных вакансий. 7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция. 8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания. 9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини. 10. Через неделю состоится первая премьера оперы. 11. Выпускники училища трудоустроены на работу.

Слайд 13





Упражнение 3 
Упражнение 3 
Укажите в предложениях ошибки, связанные с речевой недостаточностью.
1. Весна в этом году не заставила ждать. 
2. Одним из средств речевой характеристики, к которому часто прибегает автор, - просторечие. 
3. Сопоставьте данные предложения: что в них общего и чем отличаются.
4. Прошло немало лет, как они вместе учились. 
5. Рукописей АЛ. Чехова осталось немного: обычно он уничтожал.
6. Резолюция была принята голосованием палатой представителей в один голос.
7.Классные руководители ограничивают воспитательную работу прогульщиками и двоечниками. 
8. По мере поедания сена доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу.
9. Всё это свидетельствует, что оборудование не используется на полную мощность. 
10. Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение.
Описание слайда:
Упражнение 3 Упражнение 3 Укажите в предложениях ошибки, связанные с речевой недостаточностью. 1. Весна в этом году не заставила ждать. 2. Одним из средств речевой характеристики, к которому часто прибегает автор, - просторечие. 3. Сопоставьте данные предложения: что в них общего и чем отличаются. 4. Прошло немало лет, как они вместе учились. 5. Рукописей АЛ. Чехова осталось немного: обычно он уничтожал. 6. Резолюция была принята голосованием палатой представителей в один голос. 7.Классные руководители ограничивают воспитательную работу прогульщиками и двоечниками. 8. По мере поедания сена доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу. 9. Всё это свидетельствует, что оборудование не используется на полную мощность. 10. Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение.

Слайд 14





Упражнение  4
Упражнение  4
Укажите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.
1. Сын его работал подпольщиком.
2. Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно и благозвучно. 
3. Надо было возводить разрушенное хозяйство.
4. В марте завод принял три десятка рабочих.
5. Дождливая осень. Без устали моросит мелкий дождь. 
6. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности 
7. После войны произошёл Варшавский договор.
8 Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 
9. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!»
Описание слайда:
Упражнение 4 Упражнение 4 Укажите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. 1. Сын его работал подпольщиком. 2. Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно и благозвучно. 3. Надо было возводить разрушенное хозяйство. 4. В марте завод принял три десятка рабочих. 5. Дождливая осень. Без устали моросит мелкий дождь. 6. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности 7. После войны произошёл Варшавский договор. 8 Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 9. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!»

Слайд 15





Упражнение 5
Упражнение 5
 Укажите в предложениях ошибки в употреблении фразеологизмов.
1. Русский драматический театр выпустил в свет трагедию «Король Лир». 
2. Они в семейной жизни представляют собой две большие разницы.
 3. У него от жуткого страха по телу полезли мурашки и волосы поднялись дыбом. 
4. Недавно Андрей попал в аварию. Машина вдребезги, а самому хоть бы что! Видать, в пелёнке родился.
 5. К сожалению, у нас часто меряют всех под одну гребёнку. 
6. Данный вопрос уже стоит в порядке дня.
 7. Пренебрежение к тому, чем занимается наша молодёжь, уже достигло геркулесовых столпов. 
8. В ответ он лишь усмехнулся гомерической усмешкой.
9. Мы живём хорошо, дома наши - полные чаши.
 10. То была последняя капля, которая переполнила моё терпение.
Описание слайда:
Упражнение 5 Упражнение 5 Укажите в предложениях ошибки в употреблении фразеологизмов. 1. Русский драматический театр выпустил в свет трагедию «Король Лир». 2. Они в семейной жизни представляют собой две большие разницы. 3. У него от жуткого страха по телу полезли мурашки и волосы поднялись дыбом. 4. Недавно Андрей попал в аварию. Машина вдребезги, а самому хоть бы что! Видать, в пелёнке родился. 5. К сожалению, у нас часто меряют всех под одну гребёнку. 6. Данный вопрос уже стоит в порядке дня. 7. Пренебрежение к тому, чем занимается наша молодёжь, уже достигло геркулесовых столпов. 8. В ответ он лишь усмехнулся гомерической усмешкой. 9. Мы живём хорошо, дома наши - полные чаши. 10. То была последняя капля, которая переполнила моё терпение.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию