🗊Презентация Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №1Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №2Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №3Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №4Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №5Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №6Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №7Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №8Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №9Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №10Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №11Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №12Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №13Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №14Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №15Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №16Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №17Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №18Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №19Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №20Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №21Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №22Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №23Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №24Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №25Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №26Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №27Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №28Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №29Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №30Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №31Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №32Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века). Доклад-сообщение содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





 
Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая  половина XVII века)
Описание слайда:
Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века)

Слайд 2





  
План лекции
 1. Основные процессы в литературном языке второй половины XVII века. Вопрос о «третьем южнославянском влиянии». 
2.  Язык  произведений Симеона Полоцкого.
3.  Языковое новаторство протопопа Аввакума.
4.  Язык сатирических произведений.
5. Язык сочинений Г. Котошихина.
Описание слайда:
План лекции  1. Основные процессы в литературном языке второй половины XVII века. Вопрос о «третьем южнославянском влиянии». 2. Язык произведений Симеона Полоцкого. 3. Языковое новаторство протопопа Аввакума. 4. Язык сатирических произведений. 5. Язык сочинений Г. Котошихина.

Слайд 3





  
 I. Основные процессы в литературном языке второй половины XVII века. Вопрос о «третьем южнославянском влиянии».
Описание слайда:
I. Основные процессы в литературном языке второй половины XVII века. Вопрос о «третьем южнославянском влиянии».

Слайд 4





 
   Государственное сплочение территорий с населением, говорящим на русском языке, было закончено в XVI в., а экономическое их слияние, вызванное усиливающимся обменом между областями, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок, произошло в XVII в. Таким образом, в XVII в. создаются необходимые предпосылки для образования русской нации и русского национального языка; этот сложный и длительный процесс завершился в первой половине XIX в.
Описание слайда:
Государственное сплочение территорий с населением, говорящим на русском языке, было закончено в XVI в., а экономическое их слияние, вызванное усиливающимся обменом между областями, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок, произошло в XVII в. Таким образом, в XVII в. создаются необходимые предпосылки для образования русской нации и русского национального языка; этот сложный и длительный процесс завершился в первой половине XIX в.

Слайд 5





I.1. Демократизация литературного языка.
 Во второй половине XVII в. в Московском государстве возрастает экономическая и политическая роль посадов (торгово-ремесленных районов города). Приход в литературу посадских людей способствовал демократизации русского литературного языка, сближению его с живой разговорной речью.
Описание слайда:
I.1. Демократизация литературного языка. Во второй половине XVII в. в Московском государстве возрастает экономическая и политическая роль посадов (торгово-ремесленных районов города). Приход в литературу посадских людей способствовал демократизации русского литературного языка, сближению его с живой разговорной речью.

Слайд 6





 
    Процесс демократизации различных жанров литературы XVII в.(бытовой повести, сатирических произведений, интермедий, переводных драматических произведений, памятников дипломатического письма, научно-популярной литературы и др.) проявляется в следующих особенностях:
Описание слайда:
Процесс демократизации различных жанров литературы XVII в.(бытовой повести, сатирических произведений, интермедий, переводных драматических произведений, памятников дипломатического письма, научно-популярной литературы и др.) проявляется в следующих особенностях:

Слайд 7





  
а) выбор авторами светской литературы  из синонимических пар выя – шея, десница – рука, риза – одежда и т.п.   последних вариантов;
б) использование бытовых наименований: рубаха, лопата, блины, капуста и т.п.;
в) широкое использование экспрессивной лексики живой разговорной речи, в том числе и бранной: матушка, вякать, бражник, табашная борода и др.
Описание слайда:
а) выбор авторами светской литературы из синонимических пар выя – шея, десница – рука, риза – одежда и т.п. последних вариантов; б) использование бытовых наименований: рубаха, лопата, блины, капуста и т.п.; в) широкое использование экспрессивной лексики живой разговорной речи, в том числе и бранной: матушка, вякать, бражник, табашная борода и др.

Слайд 8





 

 г) использование элементов новой грамматической системы: современных форм  сущ. Д., Т. и П. пад. мн. ч., форм  прош. времени; отказ от форм дв. ч. и звательных форм;
д) употребление разговорных синтаксических конструкций.
Описание слайда:
г) использование элементов новой грамматической системы: современных форм сущ. Д., Т. и П. пад. мн. ч., форм прош. времени; отказ от форм дв. ч. и звательных форм; д) употребление разговорных синтаксических конструкций.

Слайд 9





 II.2. Процесс архаизации и «славянизации» русского литературного языка.
Наряду с процессом демократизации заявил о себе и противоположный процесс -   процесс архаизации и «славянизации» русского литературного языка. Язык, ориентированный на книжно-славянские образцы, культивировался прежде всего в литературе «русского (или московского) барокко».
Описание слайда:
II.2. Процесс архаизации и «славянизации» русского литературного языка. Наряду с процессом демократизации заявил о себе и противоположный процесс - процесс архаизации и «славянизации» русского литературного языка. Язык, ориентированный на книжно-славянские образцы, культивировался прежде всего в литературе «русского (или московского) барокко».

Слайд 10





  
 Этот язык нельзя полностью отождествлять с книжно-славянским типом языка. Сохраняя многие архаические черты в лексике и грамматике, а также в риторической организации текста, язык литературы московского барокко имеет множество новых черт: 
а) латинизмы – сакрамент и др.
б) лексика книжной «мовы» украинского и белорусского языков: згода (‘согласие’),
Описание слайда:
Этот язык нельзя полностью отождествлять с книжно-славянским типом языка. Сохраняя многие архаические черты в лексике и грамматике, а также в риторической организации текста, язык литературы московского барокко имеет множество новых черт: а) латинизмы – сакрамент и др. б) лексика книжной «мовы» украинского и белорусского языков: згода (‘согласие’),

Слайд 11





  

 оборонца (‘защитник’) и др.;
в) античные мифологизмы: Нептун, Диана, Парнас и др.

Вопрос о «третьем южнославянском влиянии» (3 ю.в.).
Описание слайда:
оборонца (‘защитник’) и др.; в) античные мифологизмы: Нептун, Диана, Парнас и др. Вопрос о «третьем южнославянском влиянии» (3 ю.в.).

Слайд 12





 
 3 ю.в. – влияние книжной традиции Юго-Западной Руси на великорусскую книжную традицию (и в этом смысле, подчеркивает Б.А. Успенский, термин южнославянский имеет «не этнический, а географический смысл»).
Описание слайда:
3 ю.в. – влияние книжной традиции Юго-Западной Руси на великорусскую книжную традицию (и в этом смысле, подчеркивает Б.А. Успенский, термин южнославянский имеет «не этнический, а географический смысл»).

Слайд 13





 
 3 ю.в. проявилось прежде всего в книжных реформах патриарха Никона в середине XVII в.
Никоновские реформы разделили русское общество на старообрядцев и новообрядцев (никониан).
Если 2 ю.в., отмечает Б.А. Успенский, было связано с одновременным стремлением к эллинизации и архаизации, то в эпоху 3 ю.в.
Описание слайда:
3 ю.в. проявилось прежде всего в книжных реформах патриарха Никона в середине XVII в. Никоновские реформы разделили русское общество на старообрядцев и новообрядцев (никониан). Если 2 ю.в., отмечает Б.А. Успенский, было связано с одновременным стремлением к эллинизации и архаизации, то в эпоху 3 ю.в.

Слайд 14





 
эти стремления разобщены: 
  новообрядцы являются сторонниками эллинизации, а   старообрядцы – архаизации.
Консерватизм старообрядцев определяется их ориентацией на древнейший перевод Священного Писания (на церковнославянском  языке), который служит для них безусловным авторитетом в лингвистических вопросах.
Описание слайда:
эти стремления разобщены:   новообрядцы являются сторонниками эллинизации, а старообрядцы – архаизации. Консерватизм старообрядцев определяется их ориентацией на древнейший перевод Священного Писания (на церковнославянском языке), который служит для них безусловным авторитетом в лингвистических вопросах.

Слайд 15





  

 Новообрядцы считают, что древнейший перевод Священного Писания подлежит изменению и совершенствованию в соответствии с лексической и грамматической правильностью, которая призвана обеспечить адекватную передачу древнегреческого текста Священного Писания.
Например, чухъ (форма аориста) в силу неблагозвучности и двойственности семантики предлагалось заменить на познахъ или разумехъ;
Описание слайда:
 Новообрядцы считают, что древнейший перевод Священного Писания подлежит изменению и совершенствованию в соответствии с лексической и грамматической правильностью, которая призвана обеспечить адекватную передачу древнегреческого текста Священного Писания. Например, чухъ (форма аориста) в силу неблагозвучности и двойственности семантики предлагалось заменить на познахъ или разумехъ;

Слайд 16


Литературный язык в начальный период формирования русской нации (вторая половина XVII века), слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





 

 в) изменения ударения в словах с проклитиками: вместо вó имя – во úмя; пó чину – по чúну.
2. Грамматические изменения.
а) введение формы перфекта 2 л. ед. ч. в систему простых глагольных форм: таким способом разводились омонимичные формы 2 и 3 лица:
Далъ еси (2 л.) – далъ есть (3 л.) (ср. 2 и 3 л. аориста – да; имперфекта дадѧше).
Описание слайда:
 в) изменения ударения в словах с проклитиками: вместо вó имя – во úмя; пó чину – по чúну. 2. Грамматические изменения. а) введение формы перфекта 2 л. ед. ч. в систему простых глагольных форм: таким способом разводились омонимичные формы 2 и 3 лица: Далъ еси (2 л.) – далъ есть (3 л.) (ср. 2 и 3 л. аориста – да; имперфекта дадѧше).

Слайд 18





 

 г) замена окончания –ъ на – овъ (-евъ) в формах род. п. мн. ч. : пророкъ > пророковъ.
3. Лексические грецизмы: кроворадующийся, любобранный.
4. Переход от церковнославянско-русской диглоссии к церковнославянско-русскому двуязычию:
а) церковнославянский язык предстает как язык ученого сословия, т.е. приобретает функции, свойственные латыни на Западе.
Описание слайда:
 г) замена окончания –ъ на – овъ (-евъ) в формах род. п. мн. ч. : пророкъ > пророковъ. 3. Лексические грецизмы: кроворадующийся, любобранный. 4. Переход от церковнославянско-русской диглоссии к церковнославянско-русскому двуязычию: а) церковнославянский язык предстает как язык ученого сословия, т.е. приобретает функции, свойственные латыни на Западе.

Слайд 19





 

  б) возможность перевода сакрального текста на иной общепонятный язык (например, перевод Псартыри с польского языка на «простой» язык, выполненный Авраамием Фирсовым в 1683 г., сделал эту возможность явной, реализованной в начале  XVIII в.)
Описание слайда:
  б) возможность перевода сакрального текста на иной общепонятный язык (например, перевод Псартыри с польского языка на «простой» язык, выполненный Авраамием Фирсовым в 1683 г., сделал эту возможность явной, реализованной в начале XVIII в.)

Слайд 20





 I.3. Расширение и развитие словарного состава.

   Возникновение и обнаружение принципиально новых явлений и тенденций в истории развития словарного состава русского литературного языка данной эпохи дает нам право говорить о XVII в. как о качественно новом этапе в развитии литературного языка.
Описание слайда:
I.3. Расширение и развитие словарного состава.   Возникновение и обнаружение принципиально новых явлений и тенденций в истории развития словарного состава русского литературного языка данной эпохи дает нам право говорить о XVII в. как о качественно новом этапе в развитии литературного языка.

Слайд 21





 

   1. С XVII в. слова рать в значении ‘война’ и сеча в значении ‘битва’ употребляются лишь как архаизмы. Им на смену приходят такие слова и выражения: бранное ополчение, бой, сражение, осада. 
2. Появляются военные термины иноязычного происхождения, преимущественно заимствованные из немецкого языка: мушкетеры, мушкеты, шеренга,  солдат, капитан и т. д.
Описание слайда:
  1. С XVII в. слова рать в значении ‘война’ и сеча в значении ‘битва’ употребляются лишь как архаизмы. Им на смену приходят такие слова и выражения: бранное ополчение, бой, сражение, осада. 2. Появляются военные термины иноязычного происхождения, преимущественно заимствованные из немецкого языка: мушкетеры, мушкеты, шеренга, солдат, капитан и т. д.

Слайд 22





 

  3. В составе общеупотребительной лексики в русском литературном языке с XVII в. отмечаются такие слова: щи, солнечник (зонт), калитка, водка, рюмка,  утиральник, карты (игральные), квашня и др. 
4. Появляются абстрактные слова: знакомство, ласкательство, непостоянство, приятство (дружба) и др.
Описание слайда:
  3. В составе общеупотребительной лексики в русском литературном языке с XVII в. отмечаются такие слова: щи, солнечник (зонт), калитка, водка, рюмка, утиральник, карты (игральные), квашня и др. 4. Появляются абстрактные слова: знакомство, ласкательство, непостоянство, приятство (дружба) и др.

Слайд 23





 

   5. Появляются  новые слова в составе общественно-юридической и административной терминологии: допрос, допрашивать, начальник, чиновник (государственный служащий) и др. 
6. Заимствования характеризуются в XVII в. преимущественно польским посредничеством. Так, например, было получено русским языком немецкое слово Kuche в польской передаче кухня.
Описание слайда:
  5. Появляются новые слова в составе общественно-юридической и административной терминологии: допрос, допрашивать, начальник, чиновник (государственный служащий) и др. 6. Заимствования характеризуются в XVII в. преимущественно польским посредничеством. Так, например, было получено русским языком немецкое слово Kuche в польской передаче кухня.

Слайд 24





 

   О польском посредничестве свидетельствуют многие иноязычные по происхождению глаголы с суффиксами -овать, -ировать, которым в польском соответствует распространенный глагольный суффикс -owac. С такими суффиксами в русский язык вошли глаголы из латинского, французского, немецкого языков: демонстрировать, иллюминировать, аттестовать и мн. др.
Описание слайда:
  О польском посредничестве свидетельствуют многие иноязычные по происхождению глаголы с суффиксами -овать, -ировать, которым в польском соответствует распространенный глагольный суффикс -owac. С такими суффиксами в русский язык вошли глаголы из латинского, французского, немецкого языков: демонстрировать, иллюминировать, аттестовать и мн. др.

Слайд 25





 

  7. С конца XVII в. в русском литературном языке появляется лексика, связанная с развитием новых для Московской Руси форм искусства, в частности театрального дела:  комедийная хоромина (сочетание греческого по этимологии слова комедийный с исконно русским существительным хоромина),  сени  (‘акты’), скончеватель ( ‘эпилог’) и др.
Описание слайда:
  7. С конца XVII в. в русском литературном языке появляется лексика, связанная с развитием новых для Московской Руси форм искусства, в частности театрального дела: комедийная хоромина (сочетание греческого по этимологии слова комедийный с исконно русским существительным хоромина), сени (‘акты’), скончеватель ( ‘эпилог’) и др.

Слайд 26





I.4. Изменения в фонетической и  грамматической системе. Грамматическая нормализация языка. 

    В XVII веке устанавливаются фонологические нормы общерусского государственного языка 1) аканье на среднерусской основе;   2) севернорусская система консонантизма и др. 
 В системе русского склонения существительных произошли следующие   изменения: а) исчезли   формы двойственного числа,  б) вместо старых форм (им. пад., множ. ч., муж. р.) столи, апостоли   стали употреблять новые формы столы, апостолы;
Описание слайда:
I.4. Изменения в фонетической и грамматической системе. Грамматическая нормализация языка.   В XVII веке устанавливаются фонологические нормы общерусского государственного языка 1) аканье на среднерусской основе; 2) севернорусская система консонантизма и др. В системе русского склонения существительных произошли следующие изменения: а) исчезли формы двойственного числа, б) вместо старых форм (им. пад., множ. ч., муж. р.) столи, апостоли стали употреблять новые формы столы, апостолы;

Слайд 27





 

  в)   укореняются  окончания – ам (-ям), – ами (-ями), – ах (-ях) в формах склонения имен существительных мужского и среднего рода, а также женского рода типа кость; 
 г) устраняется чередование г||з, х||с (а также уже раньше вымиравшие к||ц) в формах склонения; д) выходят из  употребления энклитические формы личных местоимений: ми, ти, мя, тя и т.п.
 е)  сформировалась категория одушевленности.
Описание слайда:
  в) укореняются окончания – ам (-ям), – ами (-ями), – ах (-ях) в формах склонения имен существительных мужского и среднего рода, а также женского рода типа кость; г) устраняется чередование г||з, х||с (а также уже раньше вымиравшие к||ц) в формах склонения; д) выходят из употребления энклитические формы личных местоимений: ми, ти, мя, тя и т.п. е) сформировалась категория одушевленности.

Слайд 28





 

    Грамматика Г. Лудольфа.
Описание слайда:
  Грамматика Г. Лудольфа.

Слайд 29





 
    Разложение грамматической и орфографической системы церковнославянского языка под напором живой речи и вызвало необходимость специального московского переиздания в 1648 г. церковнославянской грамматики Мелетия Смотрицкого, впервые изданной близ Вильны в 1619 г. Это была грамматика церковнославянского языка. Она сыграла во второй половине XVII в. громаднейшую роль. Ее нормы считались образцовыми. Грамматика Мелетия Смотрицкого   способствовала сохранению господства церковнославянского языка во второй половине XVII в.
Описание слайда:
  Разложение грамматической и орфографической системы церковнославянского языка под напором живой речи и вызвало необходимость специального московского переиздания в 1648 г. церковнославянской грамматики Мелетия Смотрицкого, впервые изданной близ Вильны в 1619 г. Это была грамматика церковнославянского языка. Она сыграла во второй половине XVII в. громаднейшую роль. Ее нормы считались образцовыми. Грамматика Мелетия Смотрицкого способствовала сохранению господства церковнославянского языка во второй половине XVII в.

Слайд 30





 

    В «Грамматике словенской совершенного искусства осми частей слова...» (1596) Лаврентий 3изаний проводит античные  идеи о грамматике как начале изучения всех наук, показывает ее связь с риторикой, логикой и философией и др.
Описание слайда:
  В «Грамматике словенской совершенного искусства осми частей слова...» (1596) Лаврентий 3изаний проводит античные идеи о грамматике как начале изучения всех наук, показывает ее связь с риторикой, логикой и философией и др.

Слайд 31





 
  Л. Зизаний рассматривает грамматику как фундамент всех гуманитарных наук, то есть философии, риторики, логики и т.д.:

 Ключом-потому что есть отворяючи всем ум,
 K познанию в преправий разум.
 По которой, собственно, как по всходе, пойдет,
 Каждый, если хочет, всех наук дойдет.
Описание слайда:
  Л. Зизаний рассматривает грамматику как фундамент всех гуманитарных наук, то есть философии, риторики, логики и т.д.: Ключом-потому что есть отворяючи всем ум, K познанию в преправий разум. По которой, собственно, как по всходе, пойдет, Каждый, если хочет, всех наук дойдет.

Слайд 32





I.5. Три направления в развитии литературного языка (Л.П. Якубинский).
 
    1. Первое направление в развитии литературного языка, которое представлено в литературной деятельности Симеона Полоцкого, характеризуется  стремлением приблизить церковнославянский язык к пониманию читателя.
2. Второе направление в развитии литературного языка в XVII в. представлено в литературной деятельности протопопа Аввакума, который является  противником  высокопарного и витиеватого церковнославянского языка: литературному красноречию он противопоставляет свое просторечие.
Описание слайда:
I.5. Три направления в развитии литературного языка (Л.П. Якубинский).   1. Первое направление в развитии литературного языка, которое представлено в литературной деятельности Симеона Полоцкого, характеризуется стремлением приблизить церковнославянский язык к пониманию читателя. 2. Второе направление в развитии литературного языка в XVII в. представлено в литературной деятельности протопопа Аввакума, который является противником высокопарного и витиеватого церковнославянского языка: литературному красноречию он противопоставляет свое просторечие.

Слайд 33





 
 
  3.  Третье направление в развитии литературного языка в XVII в. представлено в литературных произведениях, которые в своем словарном составе и в грамматическом строе отражают разговорный язык образованных москвичей, свободных от узости церковного мировоззрения, восприимчивых к веяниям европейской образованности Ярким образцом этого направления является сочинение Григория Котошихина "О России в царствование Алексея Михайловича".
Описание слайда:
  3. Третье направление в развитии литературного языка в XVII в. представлено в литературных произведениях, которые в своем словарном составе и в грамматическом строе отражают разговорный язык образованных москвичей, свободных от узости церковного мировоззрения, восприимчивых к веяниям европейской образованности Ярким образцом этого направления является сочинение Григория Котошихина "О России в царствование Алексея Михайловича".



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию