🗊Презентация Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №1Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №2Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №3Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №4Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №5Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №6Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №7Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №8Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №9Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №10Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №11Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №12Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №13Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №14Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №15Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №16Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №17Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №18Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №19Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №20Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №21Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №22Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №23Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №24Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №25Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №26Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №27Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №28Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №29Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №30Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №31Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №32Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №33Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №34Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №35Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №36Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №37Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №38Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №39Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №40Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №41Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №42Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №43Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №44Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №45Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №46Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №47Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №48Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №49Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №50Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №51Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №52Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №53Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №54Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №55Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №56Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №57Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №58Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №59Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №60Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №61Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №62Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №63Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №64Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №65Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №66Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №67Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №68Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №69Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №70Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №71Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №72Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №73Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №74Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №75Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №76Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №77Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №78Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №79Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №80Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №81Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №82Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №83Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №84Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №85Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №86Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №87Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №88Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №89Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №90Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №91Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №92Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №93Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №94Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №95Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №96Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №97Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №98Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №99Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №100Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №101Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №102Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №103Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №104Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №105

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе. Доклад-сообщение содержит 105 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методика изучения морфологии 
в курсе русского языка 
в начальной школе
Архипова Юнонна Ивановна, 
старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО
E-mail: dorriy@yandex.ru
Описание слайда:
Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе Архипова Юнонна Ивановна, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО E-mail: dorriy@yandex.ru

Слайд 2





Что скрывается за словом «язык»?
Описание слайда:
Что скрывается за словом «язык»?

Слайд 3





Что скрывается за словом «язык»?
Описание слайда:
Что скрывается за словом «язык»?

Слайд 4





В методике преподавания русского языка для русскоязычных школьников используется
принцип от общего к частному, т.к. формирование грамотности происходит с опорой на уже сложившуюся речевую компетенцию. 
Язык как систему ученики осваивают, анализируя основные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение, текст). 
Формирование речевой компетенции осуществляется за счет освоения функциональных разновидностей языка.
Описание слайда:
В методике преподавания русского языка для русскоязычных школьников используется принцип от общего к частному, т.к. формирование грамотности происходит с опорой на уже сложившуюся речевую компетенцию. Язык как систему ученики осваивают, анализируя основные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение, текст). Формирование речевой компетенции осуществляется за счет освоения функциональных разновидностей языка.

Слайд 5





В методике преподавания русского языка как неродного используется обратный принцип: 
от частного к общему.
Важным моментом является формирование речевой компетенции учащихся. 
Процесс формирования речевой компетенции осуществляется путём освоения грамматических моделей русского языка, при этом речевой материал осваивается как целостный.
Описание слайда:
В методике преподавания русского языка как неродного используется обратный принцип: от частного к общему. Важным моментом является формирование речевой компетенции учащихся. Процесс формирования речевой компетенции осуществляется путём освоения грамматических моделей русского языка, при этом речевой материал осваивается как целостный.

Слайд 6





Виды речи
Описание слайда:
Виды речи

Слайд 7





Виды речи
Описание слайда:
Виды речи

Слайд 8


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





Каждый язык имеет свой грамматический строй, который изучает грамматика.
Для русского языка очень важна грамматическая форма слова. 
Имена существительные, прилагательные, личные местоимения изменяются по падежам и числам. 
Имена прилагательные, личные местоимения третьего лица единственного числа, глаголы в прошедшем времени изменяются по родам. 
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. 
В результате одно и тоже слово выступает во множестве грамматических вариантов.
Описание слайда:
Каждый язык имеет свой грамматический строй, который изучает грамматика. Для русского языка очень важна грамматическая форма слова. Имена существительные, прилагательные, личные местоимения изменяются по падежам и числам. Имена прилагательные, личные местоимения третьего лица единственного числа, глаголы в прошедшем времени изменяются по родам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. В результате одно и тоже слово выступает во множестве грамматических вариантов.

Слайд 11


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





«ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО ВОРКАНУЛА БОКРА И КУДРЯЧИТ БОКРЕНКА» 

(Л.В. Щерба)
Описание слайда:
«ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО ВОРКАНУЛА БОКРА И КУДРЯЧИТ БОКРЕНКА» (Л.В. Щерба)

Слайд 13





Речевая среда выступает в качестве не только источника, но и постоянного контролёра по отношению к формирующейся языковой системе, позволяющего оценивать степень правильности его речи.

Грамматическая правильность речи – один из показателей культуры человека.
Описание слайда:
Речевая среда выступает в качестве не только источника, но и постоянного контролёра по отношению к формирующейся языковой системе, позволяющего оценивать степень правильности его речи. Грамматическая правильность речи – один из показателей культуры человека.

Слайд 14





морфология
Раздел языкознания, изучающий слова как части речи, формы словоизменения и способы выражения грамматических значений.
Описание слайда:
морфология Раздел языкознания, изучающий слова как части речи, формы словоизменения и способы выражения грамматических значений.

Слайд 15





Раздел «Морфология»

Выпускник научится:
определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Описание слайда:
Раздел «Морфология» Выпускник научится: определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Слайд 16





Раздел «Морфология»
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Описание слайда:
Раздел «Морфология» Выпускник получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Слайд 17





Морфологический разбор
Описание слайда:
Морфологический разбор

Слайд 18


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Имя существительное  обозначает

Конкретные предметы (книга, шкаф, стакан)
Живые существа (брат, жук, летчик)
Явления природы (гроза, ливень, буря, град, метель)
События (война, революция)
Качества (доброта, смелость, белизна)
Действия (бег, ходьба, переход)
Состояние  (сон, радость)
Описание слайда:
Имя существительное обозначает Конкретные предметы (книга, шкаф, стакан) Живые существа (брат, жук, летчик) Явления природы (гроза, ливень, буря, град, метель) События (война, революция) Качества (доброта, смелость, белизна) Действия (бег, ходьба, переход) Состояние (сон, радость)

Слайд 25





Задачи изучения имени существительного
Формирование грамматического понятия «имя существительное»
Овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные
Формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, географические названия
Ознакомление с родом имен существительных, употребление Ь у существительных с щипящими на конце
Развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число
Выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных
Обогащение словаря новыми именами существительными и развитие навыков употребления их в речи
Развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения и др.)
Описание слайда:
Задачи изучения имени существительного Формирование грамматического понятия «имя существительное» Овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные Формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, географические названия Ознакомление с родом имен существительных, употребление Ь у существительных с щипящими на конце Развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число Выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных Обогащение словаря новыми именами существительными и развитие навыков употребления их в речи Развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения и др.)

Слайд 26





Изучение рода имени существительного
Категория рода является главным средством выражения  предметности. 
В процессе ознакомления с родом школьники осваивают структурно-семантические особенности сочетаний имени существительного с согласуемыми с ним прилагательными и глаголами.
Категорию рода в единственном числе имеют изменяемые и неизменяемые слова.
Во множественном числе имена существительные не обладают этой категорией. 
Морфологическим средством выражения родовых различий являются окончания. Каждый род располагает своей системой окончаний. 
Кроме того, у существительных разного рода могут быть одинаковые окончания. В практике начального обучения род имен существительных определяется с помощью замены имен существительных личными местоимениями он, она, оно, путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя, мое.
Описание слайда:
Изучение рода имени существительного Категория рода является главным средством выражения предметности. В процессе ознакомления с родом школьники осваивают структурно-семантические особенности сочетаний имени существительного с согласуемыми с ним прилагательными и глаголами. Категорию рода в единственном числе имеют изменяемые и неизменяемые слова. Во множественном числе имена существительные не обладают этой категорией. Морфологическим средством выражения родовых различий являются окончания. Каждый род располагает своей системой окончаний. Кроме того, у существительных разного рода могут быть одинаковые окончания. В практике начального обучения род имен существительных определяется с помощью замены имен существительных личными местоимениями он, она, оно, путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя, мое.

Слайд 27


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28





3 класс 2 часть
Описание слайда:
3 класс 2 часть

Слайд 29





Ознакомление младших школьников с категорией рода
Фрагмент урока
Учителем подбираются три имени существительных (например, пенал, книга, яблоко). 
Учащимся предлагается составить мини-текст по вопросам учителя с именем существительным пенал. 
Мама купила мне пенал. Пенал удобный и красивый. В пенале лежат ручки и карандаши.
При чтении составленного текста учащиеся обнаруживают в нем ошибку — повторение в каждом предложении одного и того же имени существительного.
Описание слайда:
Ознакомление младших школьников с категорией рода Фрагмент урока Учителем подбираются три имени существительных (например, пенал, книга, яблоко).  Учащимся предлагается составить мини-текст по вопросам учителя с именем существительным пенал.  Мама купила мне пенал. Пенал удобный и красивый. В пенале лежат ручки и карандаши. При чтении составленного текста учащиеся обнаруживают в нем ошибку — повторение в каждом предложении одного и того же имени существительного.

Слайд 30





Ознакомление младших школьников с категорией рода
Детям предлагается отредактировать текст. В процессе редактирования школьники предлагают заменить имя существительное в одном из предложений словом он. 
Мама купила мне пенал. Он удобный и красивый. В пенале лежат ручки и карандаши.
В результате наблюдения учащиеся делают вывод, что имя существительное пенал можно заменить словом он. 
Далее школьникам предлагается речевая ситуация, предполагающая употребление в высказываниях детей притяжательного местоимения мой: "Представь, что этот пенал принадлежит тебе. Как ты об этом скажешь? (Пенал мой.)".
Делается обобщение, вводится термин "имя существительное мужского рода". Также происходит знакомство с именами существительными женского и среднего рода.
Описание слайда:
Ознакомление младших школьников с категорией рода Детям предлагается отредактировать текст. В процессе редактирования школьники предлагают заменить имя существительное в одном из предложений словом он.  Мама купила мне пенал. Он удобный и красивый. В пенале лежат ручки и карандаши. В результате наблюдения учащиеся делают вывод, что имя существительное пенал можно заменить словом он.  Далее школьникам предлагается речевая ситуация, предполагающая употребление в высказываниях детей притяжательного местоимения мой: "Представь, что этот пенал принадлежит тебе. Как ты об этом скажешь? (Пенал мой.)". Делается обобщение, вводится термин "имя существительное мужского рода". Также происходит знакомство с именами существительными женского и среднего рода.

Слайд 31





Для выражения родовых значений в лингвистике выделяются также лексические, словообразовательные и синтаксические средства
Категория рода выражена лексически в некоторых названиях людей и животных
(мальчик — девочка, петух — курица).

 Словообразовательные средства имеют место лишь в названиях людей и животных 
(пианист — пианистка, медведь — медведица, заяц — зайчиха). 
К синтаксическим средствам относятся формы согласования (холодный ветер, холодная погода, холодное утро). 
В связи с этим необходимо осуществлять практическое знакомство учащихся и с данными средствами.
Описание слайда:
Для выражения родовых значений в лингвистике выделяются также лексические, словообразовательные и синтаксические средства Категория рода выражена лексически в некоторых названиях людей и животных (мальчик — девочка, петух — курица).  Словообразовательные средства имеют место лишь в названиях людей и животных  (пианист — пианистка, медведь — медведица, заяц — зайчиха).  К синтаксическим средствам относятся формы согласования (холодный ветер, холодная погода, холодное утро).  В связи с этим необходимо осуществлять практическое знакомство учащихся и с данными средствами.

Слайд 32





Ознакомление с изменением имен существительных по числам 
Основные признаки данной словоизменительной категории, выражаются в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа, значения единичности (множественности) предметов (город — города, облако — облака, страна — страны). 
Основным средством выражения числа являются окончания.
Описание слайда:
Ознакомление с изменением имен существительных по числам  Основные признаки данной словоизменительной категории, выражаются в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа, значения единичности (множественности) предметов (город — города, облако — облака, страна — страны).  Основным средством выражения числа являются окончания.

Слайд 33





Ознакомление с изменением имен существительных по числам
Фрагмент урока
При изучении этой темы в качестве языкового материала используется имя существительное в форме единственного и множественного числа. Например, книга — книги. 
Учащимся предлагается определить, сколько предметов обозначает существительное книга. (Один предмет.) После этого дастся определение понятию "имя существительное единственного числа". 
Аналогично происходит знакомство с формой множественного числа. 
В результате учащиеся делают вывод, что имя существительное изменяется по числам.
Описание слайда:
Ознакомление с изменением имен существительных по числам Фрагмент урока При изучении этой темы в качестве языкового материала используется имя существительное в форме единственного и множественного числа. Например, книга — книги.  Учащимся предлагается определить, сколько предметов обозначает существительное книга. (Один предмет.) После этого дастся определение понятию "имя существительное единственного числа". Аналогично происходит знакомство с формой множественного числа. В результате учащиеся делают вывод, что имя существительное изменяется по числам.

Слайд 34


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35





Ознакомление с понятием "склонение", изучение падежей 
Усвоение категории падежа зависит от понимания связи слов в предложении, поэтому работу над падежами следует начинать после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически.
Описание слайда:
Ознакомление с понятием "склонение", изучение падежей  Усвоение категории падежа зависит от понимания связи слов в предложении, поэтому работу над падежами следует начинать после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически.

Слайд 36


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37





Как определить падеж имени существительного
1.Найди имя существительное
2.Найди слово, к которому относится имя существительное
3.Поставь от этого слова к существительному падежный вопрос
4.По вопросу определи падеж
Пример: За окном лежит снег.
1.Имя существительное – за окном
2.Слово, к которому оно относится, - лежит.
3.Задаем падежный вопрос – лежит (за чем?) – за окном
4.Вопрос творительного падежа
Описание слайда:
Как определить падеж имени существительного 1.Найди имя существительное 2.Найди слово, к которому относится имя существительное 3.Поставь от этого слова к существительному падежный вопрос 4.По вопросу определи падеж Пример: За окном лежит снег. 1.Имя существительное – за окном 2.Слово, к которому оно относится, - лежит. 3.Задаем падежный вопрос – лежит (за чем?) – за окном 4.Вопрос творительного падежа

Слайд 38





Наблюдение над изменением имени существительного и его окончаний в сочетании с разными словами позволяет сделать вывод: 
изменение окончаний существительного по вопросам называется изменением по падежам.
Описание слайда:
Наблюдение над изменением имени существительного и его окончаний в сочетании с разными словами позволяет сделать вывод: изменение окончаний существительного по вопросам называется изменением по падежам.

Слайд 39





Как отличить винительный падеж имен существительных от  родительного падежа для имен существительных, отвечающих на вопрос кого?
Родительный и винительный падежи можно различить по предлогам:
Р.п. – от, до, из, без, у, для, около, с.
В.п. – в,на, за, через, про.
У существительных первого склонения родительный и винительный падежи различаются по окончанию:
Р.п. – -ы,-и
В.п - -у,-ю
Описание слайда:
Как отличить винительный падеж имен существительных от родительного падежа для имен существительных, отвечающих на вопрос кого? Родительный и винительный падежи можно различить по предлогам: Р.п. – от, до, из, без, у, для, около, с. В.п. – в,на, за, через, про. У существительных первого склонения родительный и винительный падежи различаются по окончанию: Р.п. – -ы,-и В.п - -у,-ю

Слайд 40





Как отличить винительный падеж имен существительных от  родительного падежа для имен существительных, отвечающих на вопрос кого?
Для того, чтобы отличить родительный падеж от винительного у существительного второго склонения, отвечающих на вопрос кого?, нужно заменить это существительное существительным первого склонения с ударным окончанием, например, сестра, земля.
Пример: Нужна смелость (кого?) орла, чтобы разбить (кого?) врага.
Нужна смелость орла (сестры  - Р.п.), чтобы разбить врага (сестру – В.п.)
Описание слайда:
Как отличить винительный падеж имен существительных от родительного падежа для имен существительных, отвечающих на вопрос кого? Для того, чтобы отличить родительный падеж от винительного у существительного второго склонения, отвечающих на вопрос кого?, нужно заменить это существительное существительным первого склонения с ударным окончанием, например, сестра, земля. Пример: Нужна смелость (кого?) орла, чтобы разбить (кого?) врага. Нужна смелость орла (сестры - Р.п.), чтобы разбить врага (сестру – В.п.)

Слайд 41





Как отличить именительный падеж имен существительных от  винительного падежа для имен существительных, отвечающих на вопрос что?
Существительное в именительном падеже является в предложении главным членом – подлежащим – и никогда не употребляется с предлогом.
Существительное в винительном падеже является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без предлога.
Пример: Одуванчики похожи на (на что?) маленькое солнце с золотыми лепестками.
Описание слайда:
Как отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа для имен существительных, отвечающих на вопрос что? Существительное в именительном падеже является в предложении главным членом – подлежащим – и никогда не употребляется с предлогом. Существительное в винительном падеже является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без предлога. Пример: Одуванчики похожи на (на что?) маленькое солнце с золотыми лепестками.

Слайд 42





Изменение имени существительного по числу и падежу называется склонением. В зависимости от набора окончаний выделяются 3 основных типа склонения.
Описание слайда:
Изменение имени существительного по числу и падежу называется склонением. В зависимости от набора окончаний выделяются 3 основных типа склонения.

Слайд 43





Правила. Выводы.
Описание слайда:
Правила. Выводы.

Слайд 44





4 класс 1 часть с.92
Описание слайда:
4 класс 1 часть с.92

Слайд 45





4 класс 1 часть с.91
Описание слайда:
4 класс 1 часть с.91

Слайд 46





4 класс 1 часть с.96
Описание слайда:
4 класс 1 часть с.96

Слайд 47





4 класс 1 часть с.95
Описание слайда:
4 класс 1 часть с.95

Слайд 48





4 класс 1 часть с.99
Описание слайда:
4 класс 1 часть с.99

Слайд 49





4 класс 1 часть с.98
Описание слайда:
4 класс 1 часть с.98

Слайд 50


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №50
Описание слайда:

Слайд 51


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №51
Описание слайда:

Слайд 52





Задачи изучения имени прилагательного
1) формирование грамматического понятия "имя прилагательное";
2) овладение умением различать имена прилагательные среди других частей речи;
3) формирование умения изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам;
4) овладение умением устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;
5) формирование навыка правописания родовых и падежных окончаний имен прилагательных;
6) обогащение словаря новыми именами прилагательными;
7) развитие логического мышления.
Описание слайда:
Задачи изучения имени прилагательного 1) формирование грамматического понятия "имя прилагательное"; 2) овладение умением различать имена прилагательные среди других частей речи; 3) формирование умения изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам; 4) овладение умением устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного; 5) формирование навыка правописания родовых и падежных окончаний имен прилагательных; 6) обогащение словаря новыми именами прилагательными; 7) развитие логического мышления.

Слайд 53





Система формирования грамматического понятия 
"имя прилагательное" 
На первом этапе происходит знакомство с лексическим значением имен прилагательных (без введения термина) и вопросами, на которые они отвечают. Дети усваивают понятие признака предмета, что составляет семантическую основу данной части речи.
Описание слайда:
Система формирования грамматического понятия "имя прилагательное"  На первом этапе происходит знакомство с лексическим значением имен прилагательных (без введения термина) и вопросами, на которые они отвечают. Дети усваивают понятие признака предмета, что составляет семантическую основу данной части речи.

Слайд 54





Фрагмент урока

— Назовите предметы, изображенные на картинках. (Лимон, малина, яблоко.) Опишите предметы, укажите, какие они. Назовите конкретные свойства этих предметов. (Лимон желтый, кислый, большой. Малина красная, сладкая, мелкая. Яблоко зеленое, вкусное.)
Вводятся более общие значения. Учащиеся определяют, что слова жёлтый, красная, зелёное называют цвет; слова кислый, сладкая, вкусное называют вкус; слова большой, мелкая, крупное — размер.
 Делается вывод о том, что качества предметов (цвет, вкус, размер) — это признаки предметов. По этим признакам можно узнать предмет. Ученикам предлагается ответить на вопрос: "Что могут называть слова?" 
  (Слова могут называть признаки предмета.)
Описание слайда:
Фрагмент урока — Назовите предметы, изображенные на картинках. (Лимон, малина, яблоко.) Опишите предметы, укажите, какие они. Назовите конкретные свойства этих предметов. (Лимон желтый, кислый, большой. Малина красная, сладкая, мелкая. Яблоко зеленое, вкусное.) Вводятся более общие значения. Учащиеся определяют, что слова жёлтый, красная, зелёное называют цвет; слова кислый, сладкая, вкусное называют вкус; слова большой, мелкая, крупное — размер. Делается вывод о том, что качества предметов (цвет, вкус, размер) — это признаки предметов. По этим признакам можно узнать предмет. Ученикам предлагается ответить на вопрос: "Что могут называть слова?" (Слова могут называть признаки предмета.)

Слайд 55





Имя прилагательное обозначает признак предмета по:
Цвету (красный, синий, жёлтый)
Форме (круглый, квадратный, овальный )
Вкусу (кислый, горький, сладкий )
Запаху (цветочный)
Размеру (большой, крохотный, долговязый)
Материалу, из которого сделан предмет (стеклянный, железный, резиновый, чугунный)
Скорости (быстрый, медленный, медлительный)
Характерным особенностям личности человека, животного, растения (хитрый, ловкий, храбрый, светолюбивое)
Описание слайда:
Имя прилагательное обозначает признак предмета по: Цвету (красный, синий, жёлтый) Форме (круглый, квадратный, овальный ) Вкусу (кислый, горький, сладкий ) Запаху (цветочный) Размеру (большой, крохотный, долговязый) Материалу, из которого сделан предмет (стеклянный, железный, резиновый, чугунный) Скорости (быстрый, медленный, медлительный) Характерным особенностям личности человека, животного, растения (хитрый, ловкий, храбрый, светолюбивое)

Слайд 56





4 класс 2 часть с.8 упр. 12
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.8 упр. 12

Слайд 57





Система формирования грамматического понятия "имя прилагательное" 
На втором этапе осуществляется углубление знаний об имени прилагательном как части речи, изучение морфологических признаков прилагательного (рода и числа) и форм словоизменения (склонения), а также синтаксической функции. 
Порядок развернутого определения имени прилагательного следующий:
1. Имя прилагательное — это часть речи.
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы "Какой? Какая? Какое? Какие?"
3. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
4. Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным.
5. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано.
6. В предложении имя прилагательное бывает второстепенным членом.
Описание слайда:
Система формирования грамматического понятия "имя прилагательное"  На втором этапе осуществляется углубление знаний об имени прилагательном как части речи, изучение морфологических признаков прилагательного (рода и числа) и форм словоизменения (склонения), а также синтаксической функции. Порядок развернутого определения имени прилагательного следующий: 1. Имя прилагательное — это часть речи. 2. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы "Какой? Какая? Какое? Какие?" 3. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. 4. Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным. 5. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано. 6. В предложении имя прилагательное бывает второстепенным членом.

Слайд 58





Изучение рода  имен прилагательных
Описание слайда:
Изучение рода имен прилагательных

Слайд 59





3 класс 2 часть с.73
Описание слайда:
3 класс 2 часть с.73

Слайд 60





Правописания родовых окончаний имен прилагательных. Алгоритм действий
1. Установить, с каким существительным связано имя прилагательное.
2. Задать вопрос от имени существительного к прилагательному.
3. Определить род имени существительного.
4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.
5. Вспомнить окончание имени прилагательного этого рода.
6. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса.
Описание слайда:
Правописания родовых окончаний имен прилагательных. Алгоритм действий 1. Установить, с каким существительным связано имя прилагательное. 2. Задать вопрос от имени существительного к прилагательному. 3. Определить род имени существительного. 4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного. 5. Вспомнить окончание имени прилагательного этого рода. 6. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Слайд 61





2 класс 2 часть с.124
Описание слайда:
2 класс 2 часть с.124

Слайд 62





3 класс 2 часть с.79 упр. 137
Описание слайда:
3 класс 2 часть с.79 упр. 137

Слайд 63





3 класс 2 часть с.78 упр 136
Описание слайда:
3 класс 2 часть с.78 упр 136

Слайд 64





Система формирования грамматического понятия "имя прилагательное" 
Содержание третьего этапа:
1) расширение представлений о лексическом значении имен прилагательных;
2) совершенствование умений изменять прилагательные по родам, числам и падежам, устанавливать в предложении зависимость имени прилагательного от имени существительного;
3) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
4) формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Описание слайда:
Система формирования грамматического понятия "имя прилагательное"  Содержание третьего этапа: 1) расширение представлений о лексическом значении имен прилагательных; 2) совершенствование умений изменять прилагательные по родам, числам и падежам, устанавливать в предложении зависимость имени прилагательного от имени существительного; 3) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи; 4) формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Слайд 65





3 класс 2 часть с.82
Описание слайда:
3 класс 2 часть с.82

Слайд 66





Склонение имен прилагательных

Наблюдения над падежными вопросами имен прилагательных позволяют сделать следующие выводы:
1) имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, которые отличаются от падежных вопросов имен существительных;
2) имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые падежные вопросы (за исключением именительного и винительного падежей);
3) падежные вопросы имеют ударные окончания;
4) в одном и том же падеже окончание вопроса совпадает с окончанием прилагательного
Описание слайда:
Склонение имен прилагательных Наблюдения над падежными вопросами имен прилагательных позволяют сделать следующие выводы: 1) имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, которые отличаются от падежных вопросов имен существительных; 2) имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые падежные вопросы (за исключением именительного и винительного падежей); 3) падежные вопросы имеют ударные окончания; 4) в одном и том же падеже окончание вопроса совпадает с окончанием прилагательного

Слайд 67





4 класс 2 часть с.10
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.10

Слайд 68





 4 класс 2 часть с.38
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.38

Слайд 69


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №69
Описание слайда:

Слайд 70


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №70
Описание слайда:

Слайд 71





К глаголам относятся слова, обозначающие разные действия:
1.трудовую деятельность (рубить, пилить, строить и т.д).
2.передвижение лица или предмета (идти, ползти, бежать и т.п.)
3.чувства (слышать, видеть, нюхать …)
4.мыслительные процессы (думать, размышлять, знать…)
5.физическое состояние (спать, болеть, лежать, сидеть…)
6.душевные переживания (страдать, горевать 
7.состояния погоды (печет, моросит, пылит, подморозило)
Описание слайда:
К глаголам относятся слова, обозначающие разные действия: 1.трудовую деятельность (рубить, пилить, строить и т.д). 2.передвижение лица или предмета (идти, ползти, бежать и т.п.) 3.чувства (слышать, видеть, нюхать …) 4.мыслительные процессы (думать, размышлять, знать…) 5.физическое состояние (спать, болеть, лежать, сидеть…) 6.душевные переживания (страдать, горевать 7.состояния погоды (печет, моросит, пылит, подморозило)

Слайд 72





3 класс 2 часть с.100
Описание слайда:
3 класс 2 часть с.100

Слайд 73





4 класс 2 часть
Описание слайда:
4 класс 2 часть

Слайд 74





Задачи изучения глагола в начальных классах:

1) формирование понятия о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение глагола по числам, временам, неопределенная форма глагола, спряжение);
2) развитие умения распознавать глагол среди других частей речи;
3) формирование умений изменять глаголы но числам и временам, отличать одну временную форму от другой, образовывать временные формы глагола, распознавать лицо глагола, глаголы I и II спряжения;
4) выработка навыков правописания (частица не с глаголами, Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа, личные окончания глаголов);
5) обогащение словаря новыми глаголами, развитие навыка точного и осознанного употребления глагола в устных и письменных высказываниях;
6) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, обобщения и др.).
Описание слайда:
Задачи изучения глагола в начальных классах: 1) формирование понятия о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение глагола по числам, временам, неопределенная форма глагола, спряжение); 2) развитие умения распознавать глагол среди других частей речи; 3) формирование умений изменять глаголы но числам и временам, отличать одну временную форму от другой, образовывать временные формы глагола, распознавать лицо глагола, глаголы I и II спряжения; 4) выработка навыков правописания (частица не с глаголами, Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа, личные окончания глаголов); 5) обогащение словаря новыми глаголами, развитие навыка точного и осознанного употребления глагола в устных и письменных высказываниях; 6) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, обобщения и др.).

Слайд 75





Ознакомление с изменением глаголов по числам. Фрагмент урока

Предлагаются два сюжетных рисунка. На первом рисунке изображено действие одного предмета, на втором — нескольких предметов. Дети устанавливают, сколько предметов изображено, составляют предложения. (Самолет летит. Самолеты летят.)
Анализ языкового материала осуществляется в следующей последовательности:
1) чтение первого предложения (Самолет летит);
2) выделение глагола (летит);
3) определение семантики глагола (глагол летит обозначает действие одного предмета);
4) постановка вопроса к глаголу ("Что делает?").
Делается обобщение, вводится термин "глагол единственного числа".
Аналогично дети знакомятся и с глаголом множественного числа.
Описание слайда:
Ознакомление с изменением глаголов по числам. Фрагмент урока Предлагаются два сюжетных рисунка. На первом рисунке изображено действие одного предмета, на втором — нескольких предметов. Дети устанавливают, сколько предметов изображено, составляют предложения. (Самолет летит. Самолеты летят.) Анализ языкового материала осуществляется в следующей последовательности: 1) чтение первого предложения (Самолет летит); 2) выделение глагола (летит); 3) определение семантики глагола (глагол летит обозначает действие одного предмета); 4) постановка вопроса к глаголу ("Что делает?"). Делается обобщение, вводится термин "глагол единственного числа". Аналогично дети знакомятся и с глаголом множественного числа.

Слайд 76





2 класс 2 часть с.74
Описание слайда:
2 класс 2 часть с.74

Слайд 77





Ознакомление с изменением глаголов по временам предусматривает осознание детьми содержания термина "момент речи". Фрагмент урока


— Что мы используем, для того чтобы общаться друг с другом? (Речь.) Наше общение происходит сейчас, т.е. в данный момент. То, что мы говорим сейчас, т.е. наша речь в данный момент, — это и есть момент речи. Когда мы общаемся, мы совершаем разные действия. Что вы делаете сейчас? (Сидим, отвечаем на вопросы, пишем) Действие может происходить в определенный момент речи. 
Сегодня на уроке мы определим, как действие, которое обозначает глагол, относится к моменту речи.
После этого учащимся предлагается составить три предложения, в которых один и тот же глагол представлен в разных формах — настоящем, прошедшем и будущем времени. Предложения составляются на основе жизненного опыта детей, их наблюдений.
 Например: "Сегодня светит солнце. Вчера светило солнце. Завтра будет светить солнце".
Описание слайда:
Ознакомление с изменением глаголов по временам предусматривает осознание детьми содержания термина "момент речи". Фрагмент урока — Что мы используем, для того чтобы общаться друг с другом? (Речь.) Наше общение происходит сейчас, т.е. в данный момент. То, что мы говорим сейчас, т.е. наша речь в данный момент, — это и есть момент речи. Когда мы общаемся, мы совершаем разные действия. Что вы делаете сейчас? (Сидим, отвечаем на вопросы, пишем) Действие может происходить в определенный момент речи. Сегодня на уроке мы определим, как действие, которое обозначает глагол, относится к моменту речи. После этого учащимся предлагается составить три предложения, в которых один и тот же глагол представлен в разных формах — настоящем, прошедшем и будущем времени. Предложения составляются на основе жизненного опыта детей, их наблюдений. Например: "Сегодня светит солнце. Вчера светило солнце. Завтра будет светить солнце".

Слайд 78





Ознакомление с изменением глаголов по временам
Последовательность анализа языкового материала:
1) чтение первого предложения (Сегодня светит солнце);
2) выделение глагола (светит);
3) определение семантики глагола (глагол светит обозначает действие);
4) определение, когда происходит действие, которое обозначает глагол, по отношению к моменту речи (действие, которое обозначает глагол светит, происходит сейчас, в момент речи);
5) постановка вопроса к глаголу ("Что делает?").
Далее делается обобщение, вводится термин "глагол настоящего времени".
Аналогично происходит знакомство с глаголами прошедшего и будущего времени
Описание слайда:
Ознакомление с изменением глаголов по временам Последовательность анализа языкового материала: 1) чтение первого предложения (Сегодня светит солнце); 2) выделение глагола (светит); 3) определение семантики глагола (глагол светит обозначает действие); 4) определение, когда происходит действие, которое обозначает глагол, по отношению к моменту речи (действие, которое обозначает глагол светит, происходит сейчас, в момент речи); 5) постановка вопроса к глаголу ("Что делает?"). Далее делается обобщение, вводится термин "глагол настоящего времени". Аналогично происходит знакомство с глаголами прошедшего и будущего времени

Слайд 79





3 класс 2 часть с.112
Описание слайда:
3 класс 2 часть с.112

Слайд 80





3 класс 2 часть с.116
Описание слайда:
3 класс 2 часть с.116

Слайд 81


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №81
Описание слайда:

Слайд 82


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №82
Описание слайда:

Слайд 83





Сравнение глаголов несовершенного и совершенного вида
получать — получить
объединять — объединить
отправлять — отправить
 доставлять — доставить
писать — написать 
покупать — купить и т. п.
Описание слайда:
Сравнение глаголов несовершенного и совершенного вида получать — получить объединять — объединить отправлять — отправить доставлять — доставить писать — написать покупать — купить и т. п.

Слайд 84





4 класс 2 часть с.154
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.154

Слайд 85





3 класс 2 часть с.117
Описание слайда:
3 класс 2 часть с.117

Слайд 86





Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает процесс, действие, не указывает на лицо, которое осуществляет действие. Фрагмент урока

— Прочитайте глаголы. (Читать, расти, беречь, помочь.) Задайте вопрос к каждому глаголу. На какие вопросы отвечают глаголы? ("Что делать? Что сделать?")
Делается обобщение: глаголы, которые отвечают на вопросы "Что делать? Что сделать?", — это глаголы неопределенной формы. Затем школьники выясняют, на что оканчивается неопределенная форма глагола (-ть, -ти, -чь).  
Вывод: неопределенная форма глагола не указывает на время и число. 
Предлагается прочитать записанные на доске предложения:
- Петя хочет прочитать книгу.
- Петя хотел прочитать книгу.
— Определите, какой глагол в каждом предложении указывает па время действия. Затем учитель закрывает глагол хочет в первом предложении и глагол хотел — во втором, предлагает прочитать данные предложения еще раз. 
В ходе наблюдения учащиеся делают вывод: неопределенная форма глагола не указывает на время.
Описание слайда:
Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает процесс, действие, не указывает на лицо, которое осуществляет действие. Фрагмент урока — Прочитайте глаголы. (Читать, расти, беречь, помочь.) Задайте вопрос к каждому глаголу. На какие вопросы отвечают глаголы? ("Что делать? Что сделать?") Делается обобщение: глаголы, которые отвечают на вопросы "Что делать? Что сделать?", — это глаголы неопределенной формы. Затем школьники выясняют, на что оканчивается неопределенная форма глагола (-ть, -ти, -чь).  Вывод: неопределенная форма глагола не указывает на время и число. Предлагается прочитать записанные на доске предложения: - Петя хочет прочитать книгу. - Петя хотел прочитать книгу. — Определите, какой глагол в каждом предложении указывает па время действия. Затем учитель закрывает глагол хочет в первом предложении и глагол хотел — во втором, предлагает прочитать данные предложения еще раз. В ходе наблюдения учащиеся делают вывод: неопределенная форма глагола не указывает на время.

Слайд 87





4 класс 2 часть с.68
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.68

Слайд 88





4 класс 2 часть с.82
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.82

Слайд 89


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №89
Описание слайда:

Слайд 90





Ознакомление с понятием "спряжение" 
Актуализируются знания о личных местоимениях, настоящем и будущем времени глагола, изменении глагола по числам
Фрагмент урока
В качестве языкового материала предлагаются два глагола (I и II спряжения), которые при изменении по лицам и числам имеют ударные окончания (идти, говорить).
 
На доске представлена следующая запись:
Единственное число
1 лицо
2 лицо
3 лицо

Множественное число
1 лицо
2 лицо
3 лицо
Перед учащимися ставится проблемный вопрос: "Какая часть речи поможет нам узнать что-то новое о глаголе?" (Местоимение.)
Описание слайда:
Ознакомление с понятием "спряжение"  Актуализируются знания о личных местоимениях, настоящем и будущем времени глагола, изменении глагола по числам Фрагмент урока В качестве языкового материала предлагаются два глагола (I и II спряжения), которые при изменении по лицам и числам имеют ударные окончания (идти, говорить).   На доске представлена следующая запись: Единственное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо Множественное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо Перед учащимися ставится проблемный вопрос: "Какая часть речи поможет нам узнать что-то новое о глаголе?" (Местоимение.)

Слайд 91





Фрагмент урока. Ознакомление с понятием "спряжение" 

Школьники последовательно называют местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. 
На доске помещаются таблички с местоимениями Я, ТЫ, ОН (ОНА, ОНО) и т.д. 
Затем учащиеся задают вопрос от каждого местоимения к глаголам. 
На доске рядом с местоимениями помещаются таблички с вопросами и глаголы в личной форме.
В результате оформляется следующая запись:
Единственное число
1 лицо я (что делаю?) иду, говорю
2 лицо ты (что делаешь?) идешь, говоришь
3 лицо он, она, оно (что делает?) идет, говорит

Множественное число
1 лицо мы (что делаем?) идем, говорим
2 лицо вы (что делаете?) идете, говорите
3 лицо они (что делают?) идут, говорят 
Описание слайда:
Фрагмент урока. Ознакомление с понятием "спряжение"  Школьники последовательно называют местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. На доске помещаются таблички с местоимениями Я, ТЫ, ОН (ОНА, ОНО) и т.д. Затем учащиеся задают вопрос от каждого местоимения к глаголам. На доске рядом с местоимениями помещаются таблички с вопросами и глаголы в личной форме. В результате оформляется следующая запись: Единственное число 1 лицо я (что делаю?) иду, говорю 2 лицо ты (что делаешь?) идешь, говоришь 3 лицо он, она, оно (что делает?) идет, говорит Множественное число 1 лицо мы (что делаем?) идем, говорим 2 лицо вы (что делаете?) идете, говорите 3 лицо они (что делают?) идут, говорят 

Слайд 92





Фрагмент урока
Предлагается выделить окончания глаголов; обращается внимание на изменение окончаний глаголов. 
Дети устанавливают, что окончания глаголов изменяются по лицам и числам; делается обобщение, вводится термин "спряжение". 
При спряжении глаголов настоящего времени имеют место два варианта личных окончаний (-ешь (-ишь), -ет (-uт), -ем (-им), -eme (-ите) и т.д.). 
Для их разграничения вводится понятие I и II спряжений.
Описание слайда:
Фрагмент урока Предлагается выделить окончания глаголов; обращается внимание на изменение окончаний глаголов. Дети устанавливают, что окончания глаголов изменяются по лицам и числам; делается обобщение, вводится термин "спряжение". При спряжении глаголов настоящего времени имеют место два варианта личных окончаний (-ешь (-ишь), -ет (-uт), -ем (-им), -eme (-ите) и т.д.). Для их разграничения вводится понятие I и II спряжений.

Слайд 93





4 класс 2 часть с.81
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.81

Слайд 94


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №94
Описание слайда:

Слайд 95





4 класс 2 часть с.95
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.95

Слайд 96


Методика изучения морфологии в курсе русского языка в начальной школе, слайд №96
Описание слайда:

Слайд 97





4 класс 2 часть с.97
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.97

Слайд 98





4 класс 2 часть с.98
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.98

Слайд 99





Последовательность действий учащихся при написании личных окончаний глаголов:

1) узнать начальную форму глагола и по ней определить спряжение глагола;
2) определить время, лицо и число глагола;
3) вспомнить окончание глагола этого спряжения и лица, написать его.
Овладение учащимися данной последовательностью действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи.
Описание слайда:
Последовательность действий учащихся при написании личных окончаний глаголов: 1) узнать начальную форму глагола и по ней определить спряжение глагола; 2) определить время, лицо и число глагола; 3) вспомнить окончание глагола этого спряжения и лица, написать его. Овладение учащимися данной последовательностью действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи.

Слайд 100





4 класс 2 часть с.99
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.99

Слайд 101





4 класс 2 часть с.68
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.68

Слайд 102





4 класс 2 часть с.130
Описание слайда:
4 класс 2 часть с.130

Слайд 103





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!

Слайд 104





djkr2709@gmail.com
Описание слайда:
djkr2709@gmail.com

Слайд 105





ksenia7136@mail.ru
Описание слайда:
ksenia7136@mail.ru



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию