🗊Презентация Методологический аппарат психолого-педагогического исследования

Нажмите для полного просмотра!
Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №1Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №2Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №3Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №4Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №5Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №6Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №7Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №8Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №9Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №10Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №11Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №12Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №13Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №14Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №15Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №16Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №17Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №18Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №19Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №20Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №21Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №22Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №23Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №24Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №25Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №26Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №27Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №28Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №29Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №30Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №31Методологический аппарат психолого-педагогического исследования, слайд №32

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методологический аппарат психолого-педагогического исследования. Доклад-сообщение содержит 32 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Научное психолого-педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Научное психолого-педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Описание слайда:
Научное психолого-педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Научное психолого-педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Слайд 2





эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке;
эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке;
теоретический – выдвигаются и формулируются общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты и предсказать их будущее развитие;
методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
Описание слайда:
эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; теоретический – выдвигаются и формулируются общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты и предсказать их будущее развитие; методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

Слайд 3





проблема, тема, актуальность,
проблема, тема, актуальность,
объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна,
теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения.
Описание слайда:
проблема, тема, актуальность, проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения.

Слайд 4





Практическая проблема - это противоречие, лежащее сугубо в плоскости практической деятельности. Началу научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившие название проблемной ситуации. Это такая ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Необходимо отметить, что далеко не всякое практическое противоречие порождает проблемную ситуацию в научном смысле слова. Некоторые практические противоречия не требуют производства нового научного знания и не стимулируют его поиск (например, отсутствие финансовых возможностей не позволяют разрешить конкретную проблемную ситуацию).
Практическая проблема - это противоречие, лежащее сугубо в плоскости практической деятельности. Началу научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившие название проблемной ситуации. Это такая ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Необходимо отметить, что далеко не всякое практическое противоречие порождает проблемную ситуацию в научном смысле слова. Некоторые практические противоречия не требуют производства нового научного знания и не стимулируют его поиск (например, отсутствие финансовых возможностей не позволяют разрешить конкретную проблемную ситуацию).
Описание слайда:
Практическая проблема - это противоречие, лежащее сугубо в плоскости практической деятельности. Началу научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившие название проблемной ситуации. Это такая ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Необходимо отметить, что далеко не всякое практическое противоречие порождает проблемную ситуацию в научном смысле слова. Некоторые практические противоречия не требуют производства нового научного знания и не стимулируют его поиск (например, отсутствие финансовых возможностей не позволяют разрешить конкретную проблемную ситуацию). Практическая проблема - это противоречие, лежащее сугубо в плоскости практической деятельности. Началу научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившие название проблемной ситуации. Это такая ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Необходимо отметить, что далеко не всякое практическое противоречие порождает проблемную ситуацию в научном смысле слова. Некоторые практические противоречия не требуют производства нового научного знания и не стимулируют его поиск (например, отсутствие финансовых возможностей не позволяют разрешить конкретную проблемную ситуацию).

Слайд 5






Проблемная ситуация порождает проблему, которая представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы. Если проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема – ее исходной, начальной точкой. Таким образом, исходную позицию исследования составляют поиск, осознание и формулировка проблемы исследования.
Описание слайда:
Проблемная ситуация порождает проблему, которая представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы. Если проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема – ее исходной, начальной точкой. Таким образом, исходную позицию исследования составляют поиск, осознание и формулировка проблемы исследования.

Слайд 6





В содержании процесса научного творчества выделяются три относительно обособленных плана:
В содержании процесса научного творчества выделяются три относительно обособленных плана:
Первый состоит в изучении, выявлении, осознании и формулировке актуальных практических проблем.
Второй – в анализе теории объекта, метатеории и смежных наук с целью выявления (установления) границ познанного в исследуемой области, осознания этих границ и фиксации (описания) установленной ограниченности.
Третий (сопоставительный) – в вычленении собственно проблемных вопросов практики, обращенных к теории, которые требуют, но не имеют теоретического решения.
Описание слайда:
В содержании процесса научного творчества выделяются три относительно обособленных плана: В содержании процесса научного творчества выделяются три относительно обособленных плана: Первый состоит в изучении, выявлении, осознании и формулировке актуальных практических проблем. Второй – в анализе теории объекта, метатеории и смежных наук с целью выявления (установления) границ познанного в исследуемой области, осознания этих границ и фиксации (описания) установленной ограниченности. Третий (сопоставительный) – в вычленении собственно проблемных вопросов практики, обращенных к теории, которые требуют, но не имеют теоретического решения.

Слайд 7





характеристика состояния теории исследуемого объекта;
характеристика состояния теории исследуемого объекта;
запросы практики к теории, характеристика неисследованного в ней;
краткая совокупная характеристика выявленной проблемы.
Следовательно, в педагогическом исследовании должна быть выявлена научная проблема как объективное противоречие между запросами практики и ограниченными возможностями науки.
Описание слайда:
характеристика состояния теории исследуемого объекта; характеристика состояния теории исследуемого объекта; запросы практики к теории, характеристика неисследованного в ней; краткая совокупная характеристика выявленной проблемы. Следовательно, в педагогическом исследовании должна быть выявлена научная проблема как объективное противоречие между запросами практики и ограниченными возможностями науки.

Слайд 8





должна быть обоснована и четко сформулирована: проведен обзор литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта; показаны те практические проблемы (запросы практики), на которые наука не может дать ответа в силу своей неполноты. 
должна быть обоснована и четко сформулирована: проведен обзор литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта; показаны те практические проблемы (запросы практики), на которые наука не может дать ответа в силу своей неполноты. 
должна быть структурирована, т.е. должны быть обозначены составляющие ее подпроблемы, с которыми далее будут сопоставлены соответствующие пункты гипотезы. Научная проблема должна быть «переведена» с языка практических вопросов, обращенных к теории, на язык теории.
Описание слайда:
должна быть обоснована и четко сформулирована: проведен обзор литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта; показаны те практические проблемы (запросы практики), на которые наука не может дать ответа в силу своей неполноты. должна быть обоснована и четко сформулирована: проведен обзор литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта; показаны те практические проблемы (запросы практики), на которые наука не может дать ответа в силу своей неполноты. должна быть структурирована, т.е. должны быть обозначены составляющие ее подпроблемы, с которыми далее будут сопоставлены соответствующие пункты гипотезы. Научная проблема должна быть «переведена» с языка практических вопросов, обращенных к теории, на язык теории.

Слайд 9





В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию. 
В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию. 
Таким образом, речь идет об объективно существующих противоречиях между потребностями и возможностями, между новыми требованиями и сложившейся системой, между необходимостью и наличием способов и средств, позволяющих реализовать что-то в новых условиях и т. д.
Описание слайда:
В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию. В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию. Таким образом, речь идет об объективно существующих противоречиях между потребностями и возможностями, между новыми требованиями и сложившейся системой, между необходимостью и наличием способов и средств, позволяющих реализовать что-то в новых условиях и т. д.

Слайд 10





Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым.
Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым.
Описание слайда:
Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым. Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым.

Слайд 11





Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они, как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования – потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время
Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они, как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования – потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время
Описание слайда:
Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они, как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования – потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они, как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования – потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время

Слайд 12





Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение отвечает насущной потребности практики и заполняет тот пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.
Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение отвечает насущной потребности практики и заполняет тот пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.
Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
Описание слайда:
Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение отвечает насущной потребности практики и заполняет тот пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение отвечает насущной потребности практики и заполняет тот пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Слайд 13





Термин «объект» используется в науке минимум в трех значениях:
Термин «объект» используется в науке минимум в трех значениях:
В самом общем случае «объект» (от латинского objectum – предмет) представляет собой философскую категорию, выражающую то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности (логическая пара «объект –субъект»).
При выделении предметов отдельных областей научного знания из их объектов (логическая пара «объект –предмет»)
Обозначение объекта и предмета отдельного исследования (логическая пара «объект – предмет»)
Описание слайда:
Термин «объект» используется в науке минимум в трех значениях: Термин «объект» используется в науке минимум в трех значениях: В самом общем случае «объект» (от латинского objectum – предмет) представляет собой философскую категорию, выражающую то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности (логическая пара «объект –субъект»). При выделении предметов отдельных областей научного знания из их объектов (логическая пара «объект –предмет») Обозначение объекта и предмета отдельного исследования (логическая пара «объект – предмет»)

Слайд 14





процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
В качестве объекта могут выступать, например,  процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (начальная школа, дошкольное образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т. п.
Описание слайда:
процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (начальная школа, дошкольное образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т. п.

Слайд 15





Часто предметом исследования является некий новый угол зрения на исследуемый объект или его новая «проекция». Это так называемый аспектный способ выделения предмета исследования. Некоторые авторы считают, что под предметом исследования всегда следует понимать лишь новый угол зрения на объект исследования. 
Часто предметом исследования является некий новый угол зрения на исследуемый объект или его новая «проекция». Это так называемый аспектный способ выделения предмета исследования. Некоторые авторы считают, что под предметом исследования всегда следует понимать лишь новый угол зрения на объект исследования. 
Существует и объектный способ выделения предмета, когда им выступает сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, за рамки которого он не выходит, и в отношении которого нет теории или теория неполна.
Описание слайда:
Часто предметом исследования является некий новый угол зрения на исследуемый объект или его новая «проекция». Это так называемый аспектный способ выделения предмета исследования. Некоторые авторы считают, что под предметом исследования всегда следует понимать лишь новый угол зрения на объект исследования. Часто предметом исследования является некий новый угол зрения на исследуемый объект или его новая «проекция». Это так называемый аспектный способ выделения предмета исследования. Некоторые авторы считают, что под предметом исследования всегда следует понимать лишь новый угол зрения на объект исследования. Существует и объектный способ выделения предмета, когда им выступает сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, за рамки которого он не выходит, и в отношении которого нет теории или теория неполна.

Слайд 16





В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. 
В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. 
В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. 
Следовательно, определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленении и объединения в одну систему.
Описание слайда:
В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Следовательно, определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленении и объединения в одну систему.

Слайд 17






Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как исследуется объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта изучаются.
Описание слайда:
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как исследуется объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта изучаются.

Слайд 18





   Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Целеполагание в психолого-педагогическом исследовании – выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание.
   Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Целеполагание в психолого-педагогическом исследовании – выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание.
Описание слайда:
Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Целеполагание в психолого-педагогическом исследовании – выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание. Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Целеполагание в психолого-педагогическом исследовании – выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание.

Слайд 19





Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более пяти–шести.
Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более пяти–шести.
Описание слайда:
Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более пяти–шести. Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более пяти–шести.

Слайд 20





По мнению В.П. Давыдова можно выделить следующие пять задач:
По мнению В.П. Давыдова можно выделить следующие пять задач:
Выявление (уточнение, углубление, методологическое обоснование и т. п.) сущности, природы и структуры изучаемого объекта.
Анализ реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития.
Способы его преобразования, опытно-экспериментальная проверка.
Выявление путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса.
Прогноз развития исследуемого объекта или разработка практических рекомендаций для различных категорий работников образования.
Описание слайда:
По мнению В.П. Давыдова можно выделить следующие пять задач: По мнению В.П. Давыдова можно выделить следующие пять задач: Выявление (уточнение, углубление, методологическое обоснование и т. п.) сущности, природы и структуры изучаемого объекта. Анализ реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития. Способы его преобразования, опытно-экспериментальная проверка. Выявление путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса. Прогноз развития исследуемого объекта или разработка практических рекомендаций для различных категорий работников образования.

Слайд 21





По мнению В.И. Загвязинского, в психолого-педагогическом исследовании целесообразно выделять три группы задач. 
По мнению В.И. Загвязинского, в психолого-педагогическом исследовании целесообразно выделять три группы задач. 
первая (историко-диагностическая) связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; 
вторая (теоретико-моделирующая) – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов, модели структуры, функций и способов его преобразования; 
третья (практически-преобразовательная) – с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования, а также разработкой практических рекомендаций.
Описание слайда:
По мнению В.И. Загвязинского, в психолого-педагогическом исследовании целесообразно выделять три группы задач. По мнению В.И. Загвязинского, в психолого-педагогическом исследовании целесообразно выделять три группы задач. первая (историко-диагностическая) связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая (теоретико-моделирующая) – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов, модели структуры, функций и способов его преобразования; третья (практически-преобразовательная) – с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования, а также разработкой практических рекомендаций.

Слайд 22





Термин «гипотеза» греческого происхождения  (hypothesis – основание, предположение).
Термин «гипотеза» греческого происхождения  (hypothesis – основание, предположение).
Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Следовательно, гипотеза исследования – научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата.
Описание слайда:
Термин «гипотеза» греческого происхождения (hypothesis – основание, предположение). Термин «гипотеза» греческого происхождения (hypothesis – основание, предположение). Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Следовательно, гипотеза исследования – научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата.

Слайд 23





Научная гипотеза всегда выходит за пределы изученного круга фактов, не только объясняет их, но и выполняет прогностическую функцию. 
Научная гипотеза всегда выходит за пределы изученного круга фактов, не только объясняет их, но и выполняет прогностическую функцию. 
По мнению академика В.А. Ядова, гипотеза – это ―главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.
Гипотеза незаменима в ситуации, когда необходимо объяснить причинно-следственные зависимости педагогического явления, а существующих знаний для этого недостаточно.
Описание слайда:
Научная гипотеза всегда выходит за пределы изученного круга фактов, не только объясняет их, но и выполняет прогностическую функцию. Научная гипотеза всегда выходит за пределы изученного круга фактов, не только объясняет их, но и выполняет прогностическую функцию. По мнению академика В.А. Ядова, гипотеза – это ―главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. Гипотеза незаменима в ситуации, когда необходимо объяснить причинно-следственные зависимости педагогического явления, а существующих знаний для этого недостаточно.

Слайд 24





По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. 
По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. 
Первые по функциональной направленности можно классифицировать как описательные и объяснительные: одни кратно резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, другие раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т. е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат. 
Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.
Описание слайда:
По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. Первые по функциональной направленности можно классифицировать как описательные и объяснительные: одни кратно резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, другие раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т. е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат. Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.

Слайд 25





Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих... 
Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих...
Описание слайда:
Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих... Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих...

Слайд 26





Фиксация возникновения проблемной ситуации, доказывает невозможность объяснить причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования, всесторонне изучает новые явления, 
Фиксация возникновения проблемной ситуации, доказывает невозможность объяснить причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования, всесторонне изучает новые явления, 
Формулировка научного предположения о возможной причине возникновения данного явления. 
Опытно-экспериментальная проверка соответствия этих следствий фактам действительности, т. е. гипотеза признается основательной только тогда, когда выведенные следствия начинают соответствовать реальным фактам.
Описание слайда:
Фиксация возникновения проблемной ситуации, доказывает невозможность объяснить причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования, всесторонне изучает новые явления, Фиксация возникновения проблемной ситуации, доказывает невозможность объяснить причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования, всесторонне изучает новые явления, Формулировка научного предположения о возможной причине возникновения данного явления. Опытно-экспериментальная проверка соответствия этих следствий фактам действительности, т. е. гипотеза признается основательной только тогда, когда выведенные следствия начинают соответствовать реальным фактам.

Слайд 27





Гипотеза не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше).
Гипотеза не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше).
В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем.
При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений.
Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой.
Требуется безупречное ее стилистическое оформление, логическая простота.
Соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.
Описание слайда:
Гипотеза не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше). Гипотеза не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше). В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем. При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений. Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой. Требуется безупречное ее стилистическое оформление, логическая простота. Соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.

Слайд 28





Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.).
Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.).
Описание слайда:
Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.). Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.).

Слайд 29





выявлены два типа построения заданий, связанных с формированием теоретических знаний;
выявлены два типа построения заданий, связанных с формированием теоретических знаний;
определена эффективность игровых приемов обучения, применяемых в контексте современной методики руководства детской изобразительной деятельностью и др.
Описание слайда:
выявлены два типа построения заданий, связанных с формированием теоретических знаний; выявлены два типа построения заданий, связанных с формированием теоретических знаний; определена эффективность игровых приемов обучения, применяемых в контексте современной методики руководства детской изобразительной деятельностью и др.

Слайд 30





Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.
Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.
Описание слайда:
Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана. Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.

Слайд 31





Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого педагогического эффекта.
Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого педагогического эффекта.
Описание слайда:
Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого педагогического эффекта. Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого педагогического эффекта.

Слайд 32






«Проблематика и актуальность современных психолого-педагогических исследований» 
Практические задания: 
1. Подберите в научных журналах статьи, рассматривающие основные направления психолого-педагогических исследований.
2. Составьте список данных статей.
3. Заполните таблицу «Основные направления и актуальность психолого-педагогических исследований»
Описание слайда:
«Проблематика и актуальность современных психолого-педагогических исследований» Практические задания: 1. Подберите в научных журналах статьи, рассматривающие основные направления психолого-педагогических исследований. 2. Составьте список данных статей. 3. Заполните таблицу «Основные направления и актуальность психолого-педагогических исследований»



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию