🗊Презентация Методы культурологических исследований

Нажмите для полного просмотра!
Методы культурологических исследований, слайд №1Методы культурологических исследований, слайд №2Методы культурологических исследований, слайд №3Методы культурологических исследований, слайд №4Методы культурологических исследований, слайд №5Методы культурологических исследований, слайд №6Методы культурологических исследований, слайд №7Методы культурологических исследований, слайд №8Методы культурологических исследований, слайд №9Методы культурологических исследований, слайд №10Методы культурологических исследований, слайд №11Методы культурологических исследований, слайд №12Методы культурологических исследований, слайд №13Методы культурологических исследований, слайд №14Методы культурологических исследований, слайд №15Методы культурологических исследований, слайд №16Методы культурологических исследований, слайд №17Методы культурологических исследований, слайд №18Методы культурологических исследований, слайд №19Методы культурологических исследований, слайд №20Методы культурологических исследований, слайд №21Методы культурологических исследований, слайд №22Методы культурологических исследований, слайд №23Методы культурологических исследований, слайд №24Методы культурологических исследований, слайд №25Методы культурологических исследований, слайд №26Методы культурологических исследований, слайд №27Методы культурологических исследований, слайд №28Методы культурологических исследований, слайд №29Методы культурологических исследований, слайд №30Методы культурологических исследований, слайд №31Методы культурологических исследований, слайд №32Методы культурологических исследований, слайд №33Методы культурологических исследований, слайд №34Методы культурологических исследований, слайд №35Методы культурологических исследований, слайд №36Методы культурологических исследований, слайд №37Методы культурологических исследований, слайд №38Методы культурологических исследований, слайд №39Методы культурологических исследований, слайд №40

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методы культурологических исследований. Доклад-сообщение содержит 40 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Культурология 
Модуль 3. 
Методы культурологических исследований.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
2013
Описание слайда:
Культурология Модуль 3. Методы культурологических исследований. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 2013

Слайд 2





Тема 3.1. Культура и цивилизация: цивилизационные концепции. Цивилизация и культура
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) 
общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 
историко-филосовское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечество в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
Описание слайда:
Тема 3.1. Культура и цивилизация: цивилизационные концепции. Цивилизация и культура Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный)  общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); историко-филосовское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечество в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

Слайд 3





Цивилизация и культура
3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 
4) локализованное во времени и пространстве общество.
Описание слайда:
Цивилизация и культура 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество.

Слайд 4





Данилевский Н.Я.
			Разделил самобытные цивилизации на три 		класса:
Положительные: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская) и бурятская. 
Отрицательные: гунны, монголы, турки.
Служащие чужим целям: начинающие развиваться цивилизации, которым не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизации (финны и др.)
Описание слайда:
Данилевский Н.Я. Разделил самобытные цивилизации на три класса: Положительные: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская) и бурятская. Отрицательные: гунны, монголы, турки. Служащие чужим целям: начинающие развиваться цивилизации, которым не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизации (финны и др.)

Слайд 5





Данилевский Н.Я.
Человечество отнюдь не является чем-то единым, оно скорее представляет собой живую стихию, отлитую в формы, аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм и есть «культурно-исторические типы», имеющие свои линии развития. Между ними имеются общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, которое существует только в народности. 
Оригинальность идея состоит в том, что отвергается единая нить в развитии человечества, отвергается мысль об истории как прогрессе некоего общего, или «мирового», разума, некой общей цивилизации, которую отождествляют с европейской.
Описание слайда:
Данилевский Н.Я. Человечество отнюдь не является чем-то единым, оно скорее представляет собой живую стихию, отлитую в формы, аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм и есть «культурно-исторические типы», имеющие свои линии развития. Между ними имеются общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, которое существует только в народности. Оригинальность идея состоит в том, что отвергается единая нить в развитии человечества, отвергается мысль об истории как прогрессе некоего общего, или «мирового», разума, некой общей цивилизации, которую отождествляют с европейской.

Слайд 6





Данилевский Н.Я.
Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, — составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Описание слайда:
Данилевский Н.Я. Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, — составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Слайд 7





Данилевский Н.Я.
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политическою независимостью.
Описание слайда:
Данилевский Н.Я. Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политическою независимостью.

Слайд 8





Данилевский Н.Я.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Описание слайда:
Данилевский Н.Я. Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Слайд 9





Данилевский Н.Я.
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.
Описание слайда:
Данилевский Н.Я. Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Слайд 10





Данилевский Н.Я.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.
Описание слайда:
Данилевский Н.Я. Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Слайд 11





О. Шпенглер
				Различает возможную (как 		идею) и действительную (в виде тела идеи) культуру, доступную восприятию человека: поступки и настроения, религия и государство, искусство и науки, народы и города, экономические и общественные формы, языки, право, обычаи, характеры, черты лица и одежды. История является осуществлением возможной культуры.
Описание слайда:
О. Шпенглер Различает возможную (как идею) и действительную (в виде тела идеи) культуру, доступную восприятию человека: поступки и настроения, религия и государство, искусство и науки, народы и города, экономические и общественные формы, языки, право, обычаи, характеры, черты лица и одежды. История является осуществлением возможной культуры.

Слайд 12





О. Шпенглер
Культуры не соизмеримы друг с другом, ибо у каждой имеется свой прасимвол (душа), своя специфическая математика, свое искусство и т.п. 
Подобно  организмам культуры имеют свои фазы развития: 
- весну, 
- лето, 
- осень 
 - зиму (цивилизация).
Описание слайда:
О. Шпенглер Культуры не соизмеримы друг с другом, ибо у каждой имеется свой прасимвол (душа), своя специфическая математика, свое искусство и т.п. Подобно организмам культуры имеют свои фазы развития: - весну, - лето, - осень - зиму (цивилизация).

Слайд 13





А. Тойнби
				13 развитых цивилизаций (в 		основу положил религиозную 			принадлежность, а не языковые или этнические особенности): западную, православную, исламскую, индийскую, античную, сирийскую, китайскую, цивилизацию Инда, Эгейскую, египетскую, шумеро-аккадскую, андскую, центральноамериканскую. 
До нашего времени сохранилось 5 действующих цивилизаций: западная, исламская, китайская, индийская и православная.
Описание слайда:
А. Тойнби 13 развитых цивилизаций (в основу положил религиозную принадлежность, а не языковые или этнические особенности): западную, православную, исламскую, индийскую, античную, сирийскую, китайскую, цивилизацию Инда, Эгейскую, египетскую, шумеро-аккадскую, андскую, центральноамериканскую. До нашего времени сохранилось 5 действующих цивилизаций: западная, исламская, китайская, индийская и православная.

Слайд 14





А. Тойнби
Каждая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: 
возникновение, 
рост, 
надлом, 
распад, 
после чего гибнет, а ее место занимает другая цивилизация, т.е. перед нами концепция исторического круговорота цивилизаций.
Описание слайда:
А. Тойнби Каждая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: возникновение, рост, надлом, распад, после чего гибнет, а ее место занимает другая цивилизация, т.е. перед нами концепция исторического круговорота цивилизаций.

Слайд 15






Само развитие цивилизации обусловлено импульсами «Вызов» и «Ответ». Данная концепция имеет два слоя истории –сакральный и мирской. В «сакральном» слое каждый «Вызов» есть стимул к осуществлению людьми абсолютно свободного выбора между «Добром» и «Злом», который предоставил им Бог. В «мирском» слое «Вызов» -  проблема, с которой сталкивается цивилизация на пути исторического развития: ухудшение природных условий и изменение человеческой среды. «Ответ» на «Вызов» играет роль движущей силы в развитии цивилизации.
Описание слайда:
Само развитие цивилизации обусловлено импульсами «Вызов» и «Ответ». Данная концепция имеет два слоя истории –сакральный и мирской. В «сакральном» слое каждый «Вызов» есть стимул к осуществлению людьми абсолютно свободного выбора между «Добром» и «Злом», который предоставил им Бог. В «мирском» слое «Вызов» - проблема, с которой сталкивается цивилизация на пути исторического развития: ухудшение природных условий и изменение человеческой среды. «Ответ» на «Вызов» играет роль движущей силы в развитии цивилизации.

Слайд 16





К. Ясперс
Концепция «осевого времени». Центральными понятиями являются «единство истории» и «единство человечества», раскрываемые концепцией «эпохи поворота» или «осевого времени». 
«Осевое время» обозначает особый период мировой истории Китая, Индии и Запада между 800 и 200 гг. до н.э.
Описание слайда:
К. Ясперс Концепция «осевого времени». Центральными понятиями являются «единство истории» и «единство человечества», раскрываемые концепцией «эпохи поворота» или «осевого времени». «Осевое время» обозначает особый период мировой истории Китая, Индии и Запада между 800 и 200 гг. до н.э.

Слайд 17





К. Ясперс
Связь между этими географически разделенными культурными мирами:
Человек осознает в целом бытие самого себя и свои границы. 
Впервые возникшее в истории самосознание, рефлексия о самом мышлении.
Настает время универсального разума и религии.
Скептицизм, критика традиции и ее изменение.
Описание слайда:
К. Ясперс Связь между этими географически разделенными культурными мирами: Человек осознает в целом бытие самого себя и свои границы. Впервые возникшее в истории самосознание, рефлексия о самом мышлении. Настает время универсального разума и религии. Скептицизм, критика традиции и ее изменение.

Слайд 18





К. Ясперс
5. Конец мифологического периода, проникнутого покоем и очевидностью основных принципов. 
6. Появляются философы как выдающиеся индивиды, для которых характерна, не смотря на различные способы выражения, общедуховная автономия и способность рассматривать вещи на расстоянии.
Описание слайда:
К. Ясперс 5. Конец мифологического периода, проникнутого покоем и очевидностью основных принципов. 6. Появляются философы как выдающиеся индивиды, для которых характерна, не смотря на различные способы выражения, общедуховная автономия и способность рассматривать вещи на расстоянии.

Слайд 19





Тема 3.2. Эволюционная школа

Э.Тайлор;
 в Англии - Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан, Дж.Лебок, Дж.Фрезер; 
в Германии - А.Бастиан, Т.Вайц, Ю.Липперт; во Франции - Ш.Летурно; 
в США - Л.Г.Морган.
Описание слайда:
Тема 3.2. Эволюционная школа Э.Тайлор; в Англии - Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан, Дж.Лебок, Дж.Фрезер; в Германии - А.Бастиан, Т.Вайц, Ю.Липперт; во Франции - Ш.Летурно; в США - Л.Г.Морган.

Слайд 20





Основные положения эволюционизма

Классическая эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур.
Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития;
В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции;
Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом.
Описание слайда:
Основные положения эволюционизма Классическая эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития; В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции; Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире; Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом.

Слайд 21





 Эволюционизм Л.Уайта 
Эволюция, по Л.Уайту, означает процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияния элементов культуры. По мнению Л.Уайта, если проследить развитие топоров, ткацких станков, письменности, законодательств, общественных организаций, то можно увидеть последовательную смену их форм существования.
Описание слайда:
 Эволюционизм Л.Уайта Эволюция, по Л.Уайту, означает процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияния элементов культуры. По мнению Л.Уайта, если проследить развитие топоров, ткацких станков, письменности, законодательств, общественных организаций, то можно увидеть последовательную смену их форм существования.

Слайд 22





Культурология Л.Уайта 
Он рассматривал культуру в качестве самостоятельного процесса, в котором свойства культуры взаимодействуют, образуя новые комбинации и соединения. Например, определенная форма языка, письменности, социальной организации, технологии в целом развивается из предшествующего состояния. Культура ассоциируется у Л.Уайта с потоком прогрессивно развивающихся взаимодействующих элементов.
Описание слайда:
Культурология Л.Уайта Он рассматривал культуру в качестве самостоятельного процесса, в котором свойства культуры взаимодействуют, образуя новые комбинации и соединения. Например, определенная форма языка, письменности, социальной организации, технологии в целом развивается из предшествующего состояния. Культура ассоциируется у Л.Уайта с потоком прогрессивно развивающихся взаимодействующих элементов.

Слайд 23





3.3. Функционализм 
Б.Малиновский 
 А.Рэдклифф-Браун
Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур.
Описание слайда:
3.3. Функционализм Б.Малиновский А.Рэдклифф-Браун Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур.

Слайд 24





Функционализм Б.Малиновского - метод изучения культур 
(1) Культура в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удовлетворения им своих потребностей. 
(2) Культура является системой объектов, действий и установок, в которой все составляющие ее части являются средствами для некой цели. 
(3) Культура является целостностью, в которой все ее элементы независимы.
(4) Все эти объекты, виды деятельности и установки организованы, для решения жизненно важных задач, в форме в институций, таких как семья, клан, община, племя; Эта организованная структура создают почву для экономической кооперации, политической, правовой и образовательной деятельности. 
(5) С динамической точки зрения, то есть рассматриваемая как род деятельности, культура может анализироваться в различных аспектах, таких как образование, социальный контроль, экономика, система познания, верований, мораль, а также как способ творческой и художественной деятельности. 
(6)  Культурный процесс, рассматриваемый с точки зрения его конкретных проявлений, всегда включает человеческий фактор, который определяет соотношения различных видов деятельности между собой.
Описание слайда:
Функционализм Б.Малиновского - метод изучения культур (1) Культура в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удовлетворения им своих потребностей. (2) Культура является системой объектов, действий и установок, в которой все составляющие ее части являются средствами для некой цели. (3) Культура является целостностью, в которой все ее элементы независимы. (4) Все эти объекты, виды деятельности и установки организованы, для решения жизненно важных задач, в форме в институций, таких как семья, клан, община, племя; Эта организованная структура создают почву для экономической кооперации, политической, правовой и образовательной деятельности. (5) С динамической точки зрения, то есть рассматриваемая как род деятельности, культура может анализироваться в различных аспектах, таких как образование, социальный контроль, экономика, система познания, верований, мораль, а также как способ творческой и художественной деятельности. (6)  Культурный процесс, рассматриваемый с точки зрения его конкретных проявлений, всегда включает человеческий фактор, который определяет соотношения различных видов деятельности между собой.

Слайд 25





Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры.
 Психоаналитическая культурология была поначалу лишь подсобным инструментом психоанализа в практике венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856–1939). Фрейд обосновал гипотезу о существовании особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания – бессознательного, которое оказывает мощное воздействие на сознание.
Описание слайда:
Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры. Психоаналитическая культурология была поначалу лишь подсобным инструментом психоанализа в практике венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856–1939). Фрейд обосновал гипотезу о существовании особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания – бессознательного, которое оказывает мощное воздействие на сознание.

Слайд 26





Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры.
 1). Культура рождается вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (навязчивых состояний страха) проекций,  распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов  символического их нарушения. По мере хода исторического процесса индивидуации, по мере «выламывания» человека из родового монолита, становления индивидуальной воли и сознания, скелет базовых заповедей культуры обрастал мясом мифологических проекций, образов, идеалов, иллюзий, с кровью вытесняя коллективное, родовое предсознание, превращая его в первично имеющее бессознательное, примитивный человек проецирует на противостоящий ему мир культуры свой страх наказания за первородный грех бегства из рая изначальной обезличенности.
Описание слайда:
Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры. 1). Культура рождается вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (навязчивых состояний страха) проекций, распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения. По мере хода исторического процесса индивидуации, по мере «выламывания» человека из родового монолита, становления индивидуальной воли и сознания, скелет базовых заповедей культуры обрастал мясом мифологических проекций, образов, идеалов, иллюзий, с кровью вытесняя коллективное, родовое предсознание, превращая его в первично имеющее бессознательное, примитивный человек проецирует на противостоящий ему мир культуры свой страх наказания за первородный грех бегства из рая изначальной обезличенности.

Слайд 27





Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры.
    2). Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуации. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сновидениях.
Описание слайда:
Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры. 2). Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуации. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сновидениях.

Слайд 28





Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры.
   3). Культура проявляет себя исключительно репрессивно (подавляя, карая). Ее целью является защита общества от свободного индивида, отринувшего биологические и общественные регуляторы, а средством – всеобщая фрустрация (состояние подавленности, тревоги), перегонка свободы в чувство вины и ожидание кары, толкающее индивида либо к обезличенности,   либо – к агрессивной внутренней невротичности, либо – к агрессии, направленной вовне. Культура выступает в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности.
Описание слайда:
Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры. 3). Культура проявляет себя исключительно репрессивно (подавляя, карая). Ее целью является защита общества от свободного индивида, отринувшего биологические и общественные регуляторы, а средством – всеобщая фрустрация (состояние подавленности, тревоги), перегонка свободы в чувство вины и ожидание кары, толкающее индивида либо к обезличенности, либо – к агрессивной внутренней невротичности, либо – к агрессии, направленной вовне. Культура выступает в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности.

Слайд 29





Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры.
    Швейцарский психолог, философ и психиатр Карл Густав Юнг (1875– 1961) развил свою версию учения о бессознательном, назвав её «аналитической психологией». К.Юнг расходился с З.Фрейдом и в понимании коллективного бессознательного, которое он трактовал не как «свалку» вытесненных и неприемлемых для общества влечений, но как главный резервуар культуры, хранилище ее «праобразов» и «праформ» (системы ассоциаций и образов, имеющих историческую природу), названных им архетипами (от греч. archē – начало и typos – образ).
Описание слайда:
Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры. Швейцарский психолог, философ и психиатр Карл Густав Юнг (1875– 1961) развил свою версию учения о бессознательном, назвав её «аналитической психологией». К.Юнг расходился с З.Фрейдом и в понимании коллективного бессознательного, которое он трактовал не как «свалку» вытесненных и неприемлемых для общества влечений, но как главный резервуар культуры, хранилище ее «праобразов» и «праформ» (системы ассоциаций и образов, имеющих историческую природу), названных им архетипами (от греч. archē – начало и typos – образ).

Слайд 30





Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры.
Под архетипом он понимал психическую структуру коллективного бессознательного – схемы, первобытные формы постижения мира, коллективный исторический опыт, выраженный в мифах, символических изображениях. Главной причиной индивидуальных и коллективных неврозов, а также массовых мифологем (которые служат питательной основой для формирования фанатических вождей вроде Гитлера или Сталина) Юнг считал подавление глубинного мифо-поэтического слоя психики поверхностным научно-техническим сознанием.
Описание слайда:
Тема. 3.4. Психоаналитическая концепция культуры. Под архетипом он понимал психическую структуру коллективного бессознательного – схемы, первобытные формы постижения мира, коллективный исторический опыт, выраженный в мифах, символических изображениях. Главной причиной индивидуальных и коллективных неврозов, а также массовых мифологем (которые служат питательной основой для формирования фанатических вождей вроде Гитлера или Сталина) Юнг считал подавление глубинного мифо-поэтического слоя психики поверхностным научно-техническим сознанием.

Слайд 31





Тема 3.5. Культурный релятивизм 
В общем плане ученый определял культуру как созданную человеком среду. Такое понимание культуры он использовал при рассмотрении ее происхождения на самых ранних стадиях ее эволюции. 
Херсковиц понимал историю человечества как сумму самостоятельно изменяющихся культур и цивилизаций. Стадиальной оценке развития различных обществ он противопоставлял изучение различных культур в фиксированный временной интервал. Пристальное внимание американский ученый уделял механизму изменения культур.
Описание слайда:
Тема 3.5. Культурный релятивизм В общем плане ученый определял культуру как созданную человеком среду. Такое понимание культуры он использовал при рассмотрении ее происхождения на самых ранних стадиях ее эволюции. Херсковиц понимал историю человечества как сумму самостоятельно изменяющихся культур и цивилизаций. Стадиальной оценке развития различных обществ он противопоставлял изучение различных культур в фиксированный временной интервал. Пристальное внимание американский ученый уделял механизму изменения культур.

Слайд 32





Понятие "энкультурация" 
энкультурация - это вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание энкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Энкультурацию необходимо отличать от социализации как освоения в детстве общечеловеческого способа деятельности. В действительности оба эти процесса проходят одновременно и в конкретно-исторической форме.
Описание слайда:
Понятие "энкультурация" энкультурация - это вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание энкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Энкультурацию необходимо отличать от социализации как освоения в детстве общечеловеческого способа деятельности. В действительности оба эти процесса проходят одновременно и в конкретно-исторической форме.

Слайд 33






Особенность интерпретации М.Херсковицом процесса энкультурации состоит в том, что, начавшись в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и тому подобном, она продолжается в виде обучения и совершенствования навыков и во взрослом состоянии. В энкультурации Херсковиц выделял два уровня: детство (ранняя жизнь) и зрелость, понятая как равноправие в обществе. Выделение этих двух уровней способствуют раскрытию механизмов осуществления изменений в культуре в единстве стабильности и изменчивости. Главная задача для человека на первом уровне - приобретать культурные нормы, этикет, традиции, религию. В это время индивид лишь усваивает предшествующий этнокультурный опыт. Он лишен права выбора или оценки. Первый уровень энкультурации - это ведущий механизм, обеспечивающий стабильность культуры.
Описание слайда:
Особенность интерпретации М.Херсковицом процесса энкультурации состоит в том, что, начавшись в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и тому подобном, она продолжается в виде обучения и совершенствования навыков и во взрослом состоянии. В энкультурации Херсковиц выделял два уровня: детство (ранняя жизнь) и зрелость, понятая как равноправие в обществе. Выделение этих двух уровней способствуют раскрытию механизмов осуществления изменений в культуре в единстве стабильности и изменчивости. Главная задача для человека на первом уровне - приобретать культурные нормы, этикет, традиции, религию. В это время индивид лишь усваивает предшествующий этнокультурный опыт. Он лишен права выбора или оценки. Первый уровень энкультурации - это ведущий механизм, обеспечивающий стабильность культуры.

Слайд 34






Основная черта второго уровня энкультурации состоит в том, что у человека появляется возможность не принимать или отрицать какие-либо утверждения. Возможны также обсуждения, дискуссии, результатом которых могут быть изменения в культуре. Таким образом, первый этап энкультурации обеспечивает стабильность культуры, предохраняет ее от неуправляемого роста, деструктивных изменений в периоды наиболее бурного развития. В своих более поздних проявлениях, оперируя на сознательном уровне, энкультурация открывает ворота изменениям, предоставляя для этого альтернативные возможности и разрешая новые веяния в поведении и мышлении. Таким образом, энкультурация, по Херсковицу, в целом - это процесс, обеспечивающий не только воспроизводство "культурного человека", но и содержащий механизм осуществления изменений.
Описание слайда:
Основная черта второго уровня энкультурации состоит в том, что у человека появляется возможность не принимать или отрицать какие-либо утверждения. Возможны также обсуждения, дискуссии, результатом которых могут быть изменения в культуре. Таким образом, первый этап энкультурации обеспечивает стабильность культуры, предохраняет ее от неуправляемого роста, деструктивных изменений в периоды наиболее бурного развития. В своих более поздних проявлениях, оперируя на сознательном уровне, энкультурация открывает ворота изменениям, предоставляя для этого альтернативные возможности и разрешая новые веяния в поведении и мышлении. Таким образом, энкультурация, по Херсковицу, в целом - это процесс, обеспечивающий не только воспроизводство "культурного человека", но и содержащий механизм осуществления изменений.

Слайд 35





Принцип культурного релятивизма 
суждения основываются на опыте, а опыт интерпретируется каждым индивидом в терминах собственной энкультурации. 
Главная идея культурного релятивизма - признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Это предполагает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, отрицание абсолютного значения евроамериканской системы оценок, принципиальный отказ от этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур различных народов.
Описание слайда:
Принцип культурного релятивизма суждения основываются на опыте, а опыт интерпретируется каждым индивидом в терминах собственной энкультурации. Главная идея культурного релятивизма - признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Это предполагает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, отрицание абсолютного значения евроамериканской системы оценок, принципиальный отказ от этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур различных народов.

Слайд 36





Три аспекта культурного релятивизма 
Методологический касался способа познания культур на основе ценностей, принятых у данного народа, т.е. описывать жизнедеятельность индивидов необходимо в терминах их собственной культуры. 
Философский аспект культурного релятивизма состоит в признании множественности путей культурного развития, в плюрализме при взгляде на историко-культурный процесс. Он отрицает обязательную эволюционную смену стадий культурного роста и доминирование одной тенденции развития. Более того, согласно данному принципу возможен отход от поступательного развития и отказ от унифицированной технологической линии развития цивилизации.
Описание слайда:
Три аспекта культурного релятивизма Методологический касался способа познания культур на основе ценностей, принятых у данного народа, т.е. описывать жизнедеятельность индивидов необходимо в терминах их собственной культуры. Философский аспект культурного релятивизма состоит в признании множественности путей культурного развития, в плюрализме при взгляде на историко-культурный процесс. Он отрицает обязательную эволюционную смену стадий культурного роста и доминирование одной тенденции развития. Более того, согласно данному принципу возможен отход от поступательного развития и отказ от унифицированной технологической линии развития цивилизации.

Слайд 37





Тема 3.6. Социология культуры.
Типы культурной динамики. П. Сорокин 
Основные типы культурного  взаимодействия: фазовый, или этапный; циклический; инверсионный.
Описание слайда:
Тема 3.6. Социология культуры. Типы культурной динамики. П. Сорокин Основные типы культурного взаимодействия: фазовый, или этапный; циклический; инверсионный.

Слайд 38





Тема 3.6. Социология культуры.
Фазовый тип. Наиболее простая концепция культурного развития — традиционная теория линейного прогресса, т. е. целенаправленного поступательного движения  культурных форм, понимаемого в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или  этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого выступает  господствующий тип общественных отношений, т. е. социальность как таковая.
Описание слайда:
Тема 3.6. Социология культуры. Фазовый тип. Наиболее простая концепция культурного развития — традиционная теория линейного прогресса, т. е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, понимаемого в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого выступает господствующий тип общественных отношений, т. е. социальность как таковая.

Слайд 39





Тема 3.6. Социология культуры.
Циклический тип. Изменения в рамках цикла повторяются, общества движутся по сходным траекториям на протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, то есть периодически возвращающееся к исходной точке. Поэтому прошлое поэтизируется в  легендах о «золотом веке», в котором для народа содержится все лучшее, предназначенное для подражания и воспроизведения.
Описание слайда:
Тема 3.6. Социология культуры. Циклический тип. Изменения в рамках цикла повторяются, общества движутся по сходным траекториям на протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, то есть периодически возвращающееся к исходной точке. Поэтому прошлое поэтизируется в легендах о «золотом веке», в котором для народа содержится все лучшее, предназначенное для подражания и воспроизведения.

Слайд 40





Тема 3.6. Социология культуры.
Инверсионный тип. Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию, которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем верно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса значения к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в сообществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро. Условием культурной зрелости общества является его способность развиваться, постепенно трансформируясь. Достигается это периодическим возвратом к истокам с помощью сотрудничества социальных слоев на базе общекультурных ценностей.
Описание слайда:
Тема 3.6. Социология культуры. Инверсионный тип. Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию, которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем верно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса значения к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в сообществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро. Условием культурной зрелости общества является его способность развиваться, постепенно трансформируясь. Достигается это периодическим возвратом к истокам с помощью сотрудничества социальных слоев на базе общекультурных ценностей.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию