🗊Презентация Музыкальное искусство барокко

Категория: Музыка
Нажмите для полного просмотра!
Музыкальное искусство барокко, слайд №1Музыкальное искусство барокко, слайд №2Музыкальное искусство барокко, слайд №3Музыкальное искусство барокко, слайд №4Музыкальное искусство барокко, слайд №5Музыкальное искусство барокко, слайд №6Музыкальное искусство барокко, слайд №7Музыкальное искусство барокко, слайд №8Музыкальное искусство барокко, слайд №9Музыкальное искусство барокко, слайд №10Музыкальное искусство барокко, слайд №11Музыкальное искусство барокко, слайд №12Музыкальное искусство барокко, слайд №13Музыкальное искусство барокко, слайд №14Музыкальное искусство барокко, слайд №15Музыкальное искусство барокко, слайд №16Музыкальное искусство барокко, слайд №17Музыкальное искусство барокко, слайд №18Музыкальное искусство барокко, слайд №19Музыкальное искусство барокко, слайд №20Музыкальное искусство барокко, слайд №21Музыкальное искусство барокко, слайд №22Музыкальное искусство барокко, слайд №23Музыкальное искусство барокко, слайд №24Музыкальное искусство барокко, слайд №25Музыкальное искусство барокко, слайд №26Музыкальное искусство барокко, слайд №27Музыкальное искусство барокко, слайд №28

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Музыкальное искусство барокко. Доклад-сообщение содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Музыкальное искусство барокко, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





дать представление о музыкальных традициях барокко; 
дать представление о музыкальных традициях барокко; 
 расширять кругозор, навыки анализа музыкального искусства; 
 воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию,  уважение к музыкальному творчеству барокко.
Описание слайда:
дать представление о музыкальных традициях барокко; дать представление о музыкальных традициях барокко; расширять кругозор, навыки анализа музыкального искусства; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к музыкальному творчеству барокко.

Слайд 3





ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
Д. Панини; 
К. Монтеверди; 
«взволнованный стиль»; 
«Орфей»; 
«Коронация Поппеи»; 
А. Вивальди; 
«Времена года»; 
И. С. Бах; 
духовная органная музыка; 
«Страсти по Матфею»; 
Высока месса (Месса си минор); 
фуга;
Описание слайда:
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ Д. Панини; К. Монтеверди; «взволнованный стиль»; «Орфей»; «Коронация Поппеи»; А. Вивальди; «Времена года»; И. С. Бах; духовная органная музыка; «Страсти по Матфею»; Высока месса (Месса си минор); фуга;

Слайд 4





Проверка знаний учащихся
1. Каково значение творчества Рембрандта для мировой культуры? Поясните свой ответ .
2. Объясните, в чём мастерство и глубина психологических характеристик в изображении персонажей на картинах Рембрандта.
3. Каковы особенности художественной интерпретации мифологических и библейских сюжетов в творчестве Рембрандта? Какое место в них занимают реалистическая деталь, язык символов и аллегорических ассоциаций.
4. Сравните портреты, созданные им в разные периоды, между собой и с известными вам произведениями других авторов, работавших в этом жанре. Что отличает творческую манеру Рембрандта?
5. Как вы думаете, почему именно в Голландии наиболее отчётливо проявился реалистический характер живописи? Какими произведениями вы могли бы проиллюстрировать жанровое многообразие голландской живописи?
6. Каковы характерные особенности портретного искусства Ф. Халса? Что отличает его творчество от современников (например, Рембрандта) и портретистов предшествующих эпох?
7. Почему Я. Вермера называют «величайшим магом и волшебником живописи»? Какова тематика его произведений и характерные черты художественной манеры? Какое развитие получает основной мотив его произведений - человек в интерьере?
Описание слайда:
Проверка знаний учащихся 1. Каково значение творчества Рембрандта для мировой культуры? Поясните свой ответ . 2. Объясните, в чём мастерство и глубина психологических характеристик в изображении персонажей на картинах Рембрандта. 3. Каковы особенности художественной интерпретации мифологических и библейских сюжетов в творчестве Рембрандта? Какое место в них занимают реалистическая деталь, язык символов и аллегорических ассоциаций. 4. Сравните портреты, созданные им в разные периоды, между собой и с известными вам произведениями других авторов, работавших в этом жанре. Что отличает творческую манеру Рембрандта? 5. Как вы думаете, почему именно в Голландии наиболее отчётливо проявился реалистический характер живописи? Какими произведениями вы могли бы проиллюстрировать жанровое многообразие голландской живописи? 6. Каковы характерные особенности портретного искусства Ф. Халса? Что отличает его творчество от современников (например, Рембрандта) и портретистов предшествующих эпох? 7. Почему Я. Вермера называют «величайшим магом и волшебником живописи»? Какова тематика его произведений и характерные черты художественной манеры? Какое развитие получает основной мотив его произведений - человек в интерьере?

Слайд 5





Универсальные учебные действия
различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки эпохи барокко (в рамках изученного на уроке материала);
узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку эпохи и отдельных ее композиторов;
проводить самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов;
слушать музыку барокко и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;
исследовать причины особой популярности оперного жанра в музыкальной культуре XVII—XVIII вв.;
высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;
комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных композиторов;
готовить программу тематического концерта «Музыкальная культура барокко»;
проводить конкурс знатоков русской духовной музыки;
собирать собственную коллекцию произведений музыкальной культуры эпохи барокко
Описание слайда:
Универсальные учебные действия различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки эпохи барокко (в рамках изученного на уроке материала); узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку эпохи и отдельных ее композиторов; проводить самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов; слушать музыку барокко и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов; исследовать причины особой популярности оперного жанра в музыкальной культуре XVII—XVIII вв.; высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии; комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных композиторов; готовить программу тематического концерта «Музыкальная культура барокко»; проводить конкурс знатоков русской духовной музыки; собирать собственную коллекцию произведений музыкальной культуры эпохи барокко

Слайд 6


Музыкальное искусство барокко, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





подвопросы
«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Отражение в музыкальной культуре трагического мироощущения эпохи, внимание к миру чувств и эмоций человека. Мелодной принцип музыки барокко. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание оперных школ в Италии. «Взволнованный стиль» опер К. Монтеверди (на примере известных произведений). Барочный концерт А. Вивальди. 
Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия Баха. Судьба композитора, основные вехи его творческой биографии (на примере шедевров музыкального творчества).
Русская музыка барокко*. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты и их художественное своеобразие. Отличительные черты русской музыки барокко. Начало развития русской композиторской школы (на примере творчества отдельных авторов)
Описание слайда:
подвопросы «Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Отражение в музыкальной культуре трагического мироощущения эпохи, внимание к миру чувств и эмоций человека. Мелодной принцип музыки барокко. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание оперных школ в Италии. «Взволнованный стиль» опер К. Монтеверди (на примере известных произведений). Барочный концерт А. Вивальди. Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия Баха. Судьба композитора, основные вехи его творческой биографии (на примере шедевров музыкального творчества). Русская музыка барокко*. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты и их художественное своеобразие. Отличительные черты русской музыки барокко. Начало развития русской композиторской школы (на примере творчества отдельных авторов)

Слайд 8





Музыкальная культура барокко существенно отличалась от
Музыкальная культура барокко существенно отличалась от
музыки Возрождения. В ней царило ощущение неизбежности перемен и дух новаторства. Один из меломанов начала XVII в. с возмущением писал: «Музыкантам хочется изобретать нечто новое . И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от путей, намеченных нашими отцами, молодые композиторы создают искажённые произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новизны...»
Описание слайда:
Музыкальная культура барокко существенно отличалась от Музыкальная культура барокко существенно отличалась от музыки Возрождения. В ней царило ощущение неизбежности перемен и дух новаторства. Один из меломанов начала XVII в. с возмущением писал: «Музыкантам хочется изобретать нечто новое . И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от путей, намеченных нашими отцами, молодые композиторы создают искажённые произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новизны...»

Слайд 9





На смену хоровой полифонии Возрождения приходит
На смену хоровой полифонии Возрождения приходит
мелодичное одноголосие, способное передать малейшие волнения человеческой души.
Музыка барокко носит преимущественно светский характер, в ней в большей степени проявляются демократические тенденции эпохи; всевозможные украшения (мелизмы) делают её наиболее яркой и декоративной, что соответствует барочной эстетике.
Описание слайда:
На смену хоровой полифонии Возрождения приходит На смену хоровой полифонии Возрождения приходит мелодичное одноголосие, способное передать малейшие волнения человеческой души. Музыка барокко носит преимущественно светский характер, в ней в большей степени проявляются демократические тенденции эпохи; всевозможные украшения (мелизмы) делают её наиболее яркой и декоративной, что соответствует барочной эстетике.

Слайд 10





Опера (лат. сочинение, произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария) стала одним из главных достижений музыкального искусства барокко. В период Возрождения заговорили о рождении оперы в знаменитой Флорентийской камерате.
Опера (лат. сочинение, произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария) стала одним из главных достижений музыкального искусства барокко. В период Возрождения заговорили о рождении оперы в знаменитой Флорентийской камерате.
В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы.
Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека.
Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения.
Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко.
Описание слайда:
Опера (лат. сочинение, произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария) стала одним из главных достижений музыкального искусства барокко. В период Возрождения заговорили о рождении оперы в знаменитой Флорентийской камерате. Опера (лат. сочинение, произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария) стала одним из главных достижений музыкального искусства барокко. В период Возрождения заговорили о рождении оперы в знаменитой Флорентийской камерате. В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы. Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека. Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения. Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко.

Слайд 11





Клаудио Монтеверди (1567-1643) - первый оперный композитор барокко и блестящий реформатор этого жанра. Он углубил содержательный смысл оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт.
Клаудио Монтеверди (1567-1643) - первый оперный композитор барокко и блестящий реформатор этого жанра. Он углубил содержательный смысл оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт.
Главным его новшеством стал «взволнованный стиль» (concitato), передающий драматизм и напряжённость действия, глубину страстных человеческих чувств и переживаний, создал мелодию, сочетающую в себе речевые интонации, декламацию и вокал. Он обогатил оперу полифонической традицией средствами музыки показал многообразие и противоречивость человеческих характеров.
Подвижная , изменчивая мелодия его опер
могла растрогать и взволновать до глубины души, повергнуть в смятение, заставить ужаснуться или вызвать восторг.
Описание слайда:
Клаудио Монтеверди (1567-1643) - первый оперный композитор барокко и блестящий реформатор этого жанра. Он углубил содержательный смысл оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт. Клаудио Монтеверди (1567-1643) - первый оперный композитор барокко и блестящий реформатор этого жанра. Он углубил содержательный смысл оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт. Главным его новшеством стал «взволнованный стиль» (concitato), передающий драматизм и напряжённость действия, глубину страстных человеческих чувств и переживаний, создал мелодию, сочетающую в себе речевые интонации, декламацию и вокал. Он обогатил оперу полифонической традицией средствами музыки показал многообразие и противоречивость человеческих характеров. Подвижная , изменчивая мелодия его опер могла растрогать и взволновать до глубины души, повергнуть в смятение, заставить ужаснуться или вызвать восторг.

Слайд 12





Сюжетами его опер становились интриги, заговоры, измены,
Сюжетами его опер становились интриги, заговоры, измены,
покушения; непременным условием, передающим напряжённость развития действия, была смерть героев. 
Он создал новый тип арии – «жалобную песнь», примерам которой является «Плач Ариадны» из оперы «Ариадна».
Важнейшим завоеванием композитора стала детальная разработка оркестровки.
Для выразительности автор
использовал ансамбль инструментов. Если в первой опере – «Эвридике» - их было всего семь то в последней - 70!
Описание слайда:
Сюжетами его опер становились интриги, заговоры, измены, Сюжетами его опер становились интриги, заговоры, измены, покушения; непременным условием, передающим напряжённость развития действия, была смерть героев. Он создал новый тип арии – «жалобную песнь», примерам которой является «Плач Ариадны» из оперы «Ариадна». Важнейшим завоеванием композитора стала детальная разработка оркестровки. Для выразительности автор использовал ансамбль инструментов. Если в первой опере – «Эвридике» - их было всего семь то в последней - 70!

Слайд 13





В 1637 г. в Венеции по инициативе Монтеверди
В 1637 г. в Венеции по инициативе Монтеверди
был открыт первый в мире публичный оперный театр, через несколько лет подобные театры открываются в Лондоне, Гамбурге, Париже, Праге и Вене. Оперное искусство повсеместно завоёвывает сердца слушателей.
Творчество К. Монтеверди
оказало огромное влияние на оперные произведения
Дж. Фрескобальди (1583-1643), А. Скарлатти (1660-1725) и Дж . Б. Перголези (1710-1736).
Описание слайда:
В 1637 г. в Венеции по инициативе Монтеверди В 1637 г. в Венеции по инициативе Монтеверди был открыт первый в мире публичный оперный театр, через несколько лет подобные театры открываются в Лондоне, Гамбурге, Париже, Праге и Вене. Оперное искусство повсеместно завоёвывает сердца слушателей. Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения Дж. Фрескобальди (1583-1643), А. Скарлатти (1660-1725) и Дж . Б. Перголези (1710-1736).

Слайд 14





В основе созданного им большого концерта (concerto grosso) лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру.
В основе созданного им большого концерта (concerto grosso) лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру.
А. Вивальди- выдающийся композитор программной музыки, воссоздающей
реальные звуковые картины жизни природы. В сочинении «Времена года» (1725) сумел мастерски передать весеннее радостное обновление природы и жаркий летний зной, пышное осеннее увядание и зимнюю стужу.
Описание слайда:
В основе созданного им большого концерта (concerto grosso) лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру. В основе созданного им большого концерта (concerto grosso) лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру. А. Вивальди- выдающийся композитор программной музыки, воссоздающей реальные звуковые картины жизни природы. В сочинении «Времена года» (1725) сумел мастерски передать весеннее радостное обновление природы и жаркий летний зной, пышное осеннее увядание и зимнюю стужу.

Слайд 15





Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - немецкий композитор барокко, органист. Один из наиболее известных композиторов мира. 
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - немецкий композитор барокко, органист. Один из наиболее известных композиторов мира. 
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. 
В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. 
Он унаследовал традиции инструментальной музыки concerto grosso и народно-песенного творчества.
Известный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал:
«Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить ... с любовью в сердце, страхом и верою, так это именно – творения великого Баха».
Описание слайда:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - немецкий композитор барокко, органист. Один из наиболее известных композиторов мира. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - немецкий композитор барокко, органист. Один из наиболее известных композиторов мира. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Он унаследовал традиции инструментальной музыки concerto grosso и народно-песенного творчества. Известный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал: «Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить ... с любовью в сердце, страхом и верою, так это именно – творения великого Баха».

Слайд 16





ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА И.С. БАХА
ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА И.С. БАХА
Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик.
Сборник фуг и прелюдий.
«Хорошо темперированный клавир» – образец полифонической клавирной музыки.
Светская вокально-инструментальная музыка Баха.
«Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, оригинальность их музыкального решения.
Описание слайда:
ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА И.С. БАХА ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА И.С. БАХА Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик. Сборник фуг и прелюдий. «Хорошо темперированный клавир» – образец полифонической клавирной музыки. Светская вокально-инструментальная музыка Баха. «Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, оригинальность их музыкального решения.

Слайд 17





Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки.
Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки.
Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого мира бытия.
«Страсти по Матфею» (1729) – грандиозное органное произведение, наполненное новым гуманистическим содержанием /78 номеров, 4 часа звучания/.
Высокая месса (Месса си минор) (1747 - 1749), барочный стиль музыки.
Полифоническое искусство Баха (фуги (лат. fuga - бег) - многоголосные произведения, в основе которых лежит одна музыкальная тема, звучащая последовательно в разных голосах. 48 фуг и ни одной похожей!
Описание слайда:
Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого мира бытия. «Страсти по Матфею» (1729) – грандиозное органное произведение, наполненное новым гуманистическим содержанием /78 номеров, 4 часа звучания/. Высокая месса (Месса си минор) (1747 - 1749), барочный стиль музыки. Полифоническое искусство Баха (фуги (лат. fuga - бег) - многоголосные произведения, в основе которых лежит одна музыкальная тема, звучащая последовательно в разных голосах. 48 фуг и ни одной похожей!

Слайд 18





Бах любил импровизировать за
Бах любил импровизировать за
клавесином на темы популярных песен, сочиняя изящные и лёгкие сюиты, состоящие из немецких (аллеманда), французских (куранта), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев. Французские и Английские сюиты стали подлинным украшением концертных программ .
Описание слайда:
Бах любил импровизировать за Бах любил импровизировать за клавесином на темы популярных песен, сочиняя изящные и лёгкие сюиты, состоящие из немецких (аллеманда), французских (куранта), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев. Французские и Английские сюиты стали подлинным украшением концертных программ .

Слайд 19





Отличительные черты русской музыке в барокко
Отличительные черты русской музыке в барокко
Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций.
Партесные концерты XVII -  начала XVIII в. (partes –лат. голоса, т.е. многоголосное пение)
Популярность песенных жанров (канты и псалмы). 
Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей;
Сохранила  характерные черты древнерусского знаменного распева, его сурово-сдержанный, величавый стиль .
Описание слайда:
Отличительные черты русской музыке в барокко Отличительные черты русской музыке в барокко Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты XVII - начала XVIII в. (partes –лат. голоса, т.е. многоголосное пение) Популярность песенных жанров (канты и псалмы). Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей; Сохранила характерные черты древнерусского знаменного распева, его сурово-сдержанный, величавый стиль .

Слайд 20





Николай Павлович Дилецкий (1630 – 1680), главный теоретик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681), отмечал, что в основе такого концерта лежит «борение гласов», т.е. противопоставление голосов солистов общему хору.
Николай Павлович Дилецкий (1630 – 1680), главный теоретик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681), отмечал, что в основе такого концерта лежит «борение гласов», т.е. противопоставление голосов солистов общему хору.
Композиторам предписывалось создавать композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов! При этом количество частей и продолжительность их звучания строго не регламентировались, хотя предпочтение всё же отдавалось трёхчастным концертам. 
В качестве главного требования выдвигалась передача малейших
движений человеческой души .
Описание слайда:
Николай Павлович Дилецкий (1630 – 1680), главный теоретик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681), отмечал, что в основе такого концерта лежит «борение гласов», т.е. противопоставление голосов солистов общему хору. Николай Павлович Дилецкий (1630 – 1680), главный теоретик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681), отмечал, что в основе такого концерта лежит «борение гласов», т.е. противопоставление голосов солистов общему хору. Композиторам предписывалось создавать композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов! При этом количество частей и продолжительность их звучания строго не регламентировались, хотя предпочтение всё же отдавалось трёхчастным концертам. В качестве главного требования выдвигалась передача малейших движений человеческой души .

Слайд 21





Василий Поликарпович Титов - автор
Василий Поликарпович Титов - автор
многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов.
Совместно с Симеоном Полоцким он создал «Рифмотварную Псалтырь». В. П. Титов был в числе первых русских композиторов, прославивших воинскую доблесть и реформаторскую деятельность Петра I.
В XVIII в. стиль барокко воплотился в музыке к оперным и балетным спектаклям, а также в искусстве колокольных звонов.
В народной среде особенно популярны были песенные жанры барокко
- канты (песнопения светского содержания) и псалмы
(музыкально-поэтические переложения псалмов библейского пророка Давида).
Описание слайда:
Василий Поликарпович Титов - автор Василий Поликарпович Титов - автор многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов. Совместно с Симеоном Полоцким он создал «Рифмотварную Псалтырь». В. П. Титов был в числе первых русских композиторов, прославивших воинскую доблесть и реформаторскую деятельность Петра I. В XVIII в. стиль барокко воплотился в музыке к оперным и балетным спектаклям, а также в искусстве колокольных звонов. В народной среде особенно популярны были песенные жанры барокко - канты (песнопения светского содержания) и псалмы (музыкально-поэтические переложения псалмов библейского пророка Давида).

Слайд 22





Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии. Музыкальное образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге. В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье.
Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии. Музыкальное образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге. В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье.
В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу. 
В течение нескольких лет он сочинял для Придворной капеллы церковные концерты, вызывавшие восхищение знатоков и одобрение царского двора. Наиболее известные среди них: «Господь воцарися в лепоту облечеся», «Не отверже мене во время старости», «Хвалите Господа с небес» и др.
Вершиной творческих исканий Березовского стал и поныне знаменитый концерт «Не отверже мене во время старости» (1760-е гг.) на текст 70-го псалма Давида.
Описание слайда:
Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии. Музыкальное образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге. В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье. Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии. Музыкальное образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге. В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье. В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу. В течение нескольких лет он сочинял для Придворной капеллы церковные концерты, вызывавшие восхищение знатоков и одобрение царского двора. Наиболее известные среди них: «Господь воцарися в лепоту облечеся», «Не отверже мене во время старости», «Хвалите Господа с небес» и др. Вершиной творческих исканий Березовского стал и поныне знаменитый концерт «Не отверже мене во время старости» (1760-е гг.) на текст 70-го псалма Давида.

Слайд 23





Призванным мастером духовного хорового концерта по праву считают Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825). В историю русской музыки он вошёл прежде всего как автор 35 хоровых духовных композиций для четырёхголосного хора, 10 концертов для двух хоров. Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кончину мою...», созданный на слова 38-го псалма Давида. П. И. Чайковский, редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим.
Призванным мастером духовного хорового концерта по праву считают Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825). В историю русской музыки он вошёл прежде всего как автор 35 хоровых духовных композиций для четырёхголосного хора, 10 концертов для двух хоров. Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кончину мою...», созданный на слова 38-го псалма Давида. П. И. Чайковский, редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим.
Бортнянскому принадлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане русских воинов» на слова В . А. Жуковского .
Описание слайда:
Призванным мастером духовного хорового концерта по праву считают Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825). В историю русской музыки он вошёл прежде всего как автор 35 хоровых духовных композиций для четырёхголосного хора, 10 концертов для двух хоров. Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кончину мою...», созданный на слова 38-го псалма Давида. П. И. Чайковский, редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим. Призванным мастером духовного хорового концерта по праву считают Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825). В историю русской музыки он вошёл прежде всего как автор 35 хоровых духовных композиций для четырёхголосного хора, 10 концертов для двух хоров. Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кончину мою...», созданный на слова 38-го псалма Давида. П. И. Чайковский, редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим. Бортнянскому принадлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане русских воинов» на слова В . А. Жуковского .

Слайд 24





Контрольные вопросы
1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.
2 . Почему К . Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки ? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи ?
3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему?
4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?
Описание слайда:
Контрольные вопросы 1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами. 2 . Почему К . Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки ? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи ? 3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему? 4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?

Слайд 25





Творческая мастерская
1. Музыковед Д. К. Кирнарекая так описывал а существующую связь произведений К. Монтеверди с барочной архитектурой и живописью: «Мелодические лабиринты Монтеверди своими линиями – то изломанными и извилистыми, то как будто закрученными в узелки или выписывающими зигзаги, - напоминают вычурные узоры архитектурных фасадов XVII века, где лепестки цветов, гирлянды винограда и обнажённые амуры сплетены в пышном барочном орнаменте . . .» Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи? Проведите исследование на эту тему.
2. Послушайте произведения А. Вивальди - создателя барочного
концерта (concerto grosso). Как вы думаете, почему И. С. Баху особенно нравились эти барочные концерты? Каково ваше отношение к этой музыке?
3 . Подготовьте программу тематического концерта «Музыкальная культура барокко». Какие произведения вы отберёте для этих целей? Почему?
4*. Подготовьте и проведите конкурс на лучшего знатока русской духовной музыки. Продумайте программу конкурса, отберите фрагменты музыкальных произведений, составьте вопросы и задания для участников конкурса .
Описание слайда:
Творческая мастерская 1. Музыковед Д. К. Кирнарекая так описывал а существующую связь произведений К. Монтеверди с барочной архитектурой и живописью: «Мелодические лабиринты Монтеверди своими линиями – то изломанными и извилистыми, то как будто закрученными в узелки или выписывающими зигзаги, - напоминают вычурные узоры архитектурных фасадов XVII века, где лепестки цветов, гирлянды винограда и обнажённые амуры сплетены в пышном барочном орнаменте . . .» Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи? Проведите исследование на эту тему. 2. Послушайте произведения А. Вивальди - создателя барочного концерта (concerto grosso). Как вы думаете, почему И. С. Баху особенно нравились эти барочные концерты? Каково ваше отношение к этой музыке? 3 . Подготовьте программу тематического концерта «Музыкальная культура барокко». Какие произведения вы отберёте для этих целей? Почему? 4*. Подготовьте и проведите конкурс на лучшего знатока русской духовной музыки. Продумайте программу конкурса, отберите фрагменты музыкальных произведений, составьте вопросы и задания для участников конкурса .

Слайд 26





Темы презентаций, проектов
«Своеобразие музыкальной культуры барокко»;
«Взволнованный стиль» К. Монтеверди»;
«Оперное искусство итальянских композиторов
(Дж . Фрескобальди, Д. Скарлатти и Дж. Б. Перголези)»;
«Антонио Вивальди - создатель барочного концерта»;
«В чём и как выразился высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха?»;
«Шедевры органной музыки И. С. Баха»;
«Библейское Слово в музыке И. С. Баха»;
«Русская музыка барокко»;
«Творчество М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского».
Описание слайда:
Темы презентаций, проектов «Своеобразие музыкальной культуры барокко»; «Взволнованный стиль» К. Монтеверди»; «Оперное искусство итальянских композиторов (Дж . Фрескобальди, Д. Скарлатти и Дж. Б. Перголези)»; «Антонио Вивальди - создатель барочного концерта»; «В чём и как выразился высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха?»; «Шедевры органной музыки И. С. Баха»; «Библейское Слово в музыке И. С. Баха»; «Русская музыка барокко»; «Творчество М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского».

Слайд 27





рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Описание слайда:
рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 28





Литература:
Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 
Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень :  учебник / Г.И. Данилова.   М.: Дрофа, 2014.
Салимова Мадина Ганиятулловна, учитель МБОУ гимназии г.Сафонова Смоленской области
Описание слайда:
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Салимова Мадина Ганиятулловна, учитель МБОУ гимназии г.Сафонова Смоленской области



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию