🗊Презентация Наука о культуре

Нажмите для полного просмотра!
Наука о культуре, слайд №1Наука о культуре, слайд №2Наука о культуре, слайд №3Наука о культуре, слайд №4Наука о культуре, слайд №5Наука о культуре, слайд №6Наука о культуре, слайд №7Наука о культуре, слайд №8Наука о культуре, слайд №9Наука о культуре, слайд №10Наука о культуре, слайд №11Наука о культуре, слайд №12Наука о культуре, слайд №13Наука о культуре, слайд №14Наука о культуре, слайд №15Наука о культуре, слайд №16Наука о культуре, слайд №17Наука о культуре, слайд №18Наука о культуре, слайд №19Наука о культуре, слайд №20Наука о культуре, слайд №21Наука о культуре, слайд №22Наука о культуре, слайд №23Наука о культуре, слайд №24Наука о культуре, слайд №25Наука о культуре, слайд №26Наука о культуре, слайд №27Наука о культуре, слайд №28Наука о культуре, слайд №29Наука о культуре, слайд №30Наука о культуре, слайд №31Наука о культуре, слайд №32Наука о культуре, слайд №33Наука о культуре, слайд №34Наука о культуре, слайд №35Наука о культуре, слайд №36Наука о культуре, слайд №37Наука о культуре, слайд №38Наука о культуре, слайд №39Наука о культуре, слайд №40Наука о культуре, слайд №41Наука о культуре, слайд №42Наука о культуре, слайд №43Наука о культуре, слайд №44Наука о культуре, слайд №45Наука о культуре, слайд №46Наука о культуре, слайд №47Наука о культуре, слайд №48Наука о культуре, слайд №49Наука о культуре, слайд №50Наука о культуре, слайд №51Наука о культуре, слайд №52Наука о культуре, слайд №53Наука о культуре, слайд №54Наука о культуре, слайд №55Наука о культуре, слайд №56Наука о культуре, слайд №57Наука о культуре, слайд №58Наука о культуре, слайд №59Наука о культуре, слайд №60Наука о культуре, слайд №61Наука о культуре, слайд №62Наука о культуре, слайд №63Наука о культуре, слайд №64Наука о культуре, слайд №65Наука о культуре, слайд №66Наука о культуре, слайд №67Наука о культуре, слайд №68Наука о культуре, слайд №69Наука о культуре, слайд №70Наука о культуре, слайд №71Наука о культуре, слайд №72Наука о культуре, слайд №73Наука о культуре, слайд №74Наука о культуре, слайд №75Наука о культуре, слайд №76Наука о культуре, слайд №77Наука о культуре, слайд №78Наука о культуре, слайд №79Наука о культуре, слайд №80Наука о культуре, слайд №81Наука о культуре, слайд №82Наука о культуре, слайд №83Наука о культуре, слайд №84Наука о культуре, слайд №85Наука о культуре, слайд №86Наука о культуре, слайд №87Наука о культуре, слайд №88Наука о культуре, слайд №89Наука о культуре, слайд №90Наука о культуре, слайд №91Наука о культуре, слайд №92Наука о культуре, слайд №93Наука о культуре, слайд №94Наука о культуре, слайд №95

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Наука о культуре. Доклад-сообщение содержит 95 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Наука о культуре, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





тема 1: Наука о культуре
Описание слайда:
тема 1: Наука о культуре

Слайд 3





 гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы.
 гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы.

Формирование интегративного гуманитарного знания, объединившее в себе такие науки как философия, антропология, история, социология, психология

 возникло в начале ХХ века  в Европе.  Продолжает существовать как цикл дисциплин culture studies.
Описание слайда:
гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Формирование интегративного гуманитарного знания, объединившее в себе такие науки как философия, антропология, история, социология, психология возникло в начале ХХ века в Европе. Продолжает существовать как цикл дисциплин culture studies.

Слайд 4





Причины изучения культуры
 - необходимость целостного подхода к  социокультурным проблемам. 

Осознание мультикультурности мира и необходимости межкультурных взаимовлияний

Интерес к проблемам взаимодействия человека, общества, природы.
Описание слайда:
Причины изучения культуры - необходимость целостного подхода к социокультурным проблемам. Осознание мультикультурности мира и необходимости межкультурных взаимовлияний Интерес к проблемам взаимодействия человека, общества, природы.

Слайд 5





Факторы формирования науки о культуре
Завершение эпохи великих географических открытий
Разработка теории полицентризма (Н. Миклухо-Маклай)
Формирование поликультурного пространства
Процессы интеграции различных культур
Описание слайда:
Факторы формирования науки о культуре Завершение эпохи великих географических открытий Разработка теории полицентризма (Н. Миклухо-Маклай) Формирование поликультурного пространства Процессы интеграции различных культур

Слайд 6





История формирования  культурологии как научного знания
   Первые работы  по исследованию культуры в целом принадлежат 
Э.Б.  Тейлору (1871)    «Первобытная культура»

Культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.


Как бы ни различались культуры, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур.
Описание слайда:
История формирования культурологии как научного знания Первые работы по исследованию культуры в целом принадлежат Э.Б. Тейлору (1871) «Первобытная культура» Культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Как бы ни различались культуры, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур.

Слайд 7






Культура – символизированные предметы и явления рассматриваемые во взаимосвязи друг с другом.

Задача культурологии не столько зафиксировать событие, сколько понять его смысл, исходя из присущих данной культуре символов.

Культурология анализирует причинную обусловленность культурных явлений, использует принцип детерминизма.
Описание слайда:
Культура – символизированные предметы и явления рассматриваемые во взаимосвязи друг с другом. Задача культурологии не столько зафиксировать событие, сколько понять его смысл, исходя из присущих данной культуре символов. Культурология анализирует причинную обусловленность культурных явлений, использует принцип детерминизма.

Слайд 8





XIX век
Философия жизни  Ф. Ницше
Центральное место в культурологической концепции занимает жизнь. Основа которой – воля.  Импульс воли – искусство
Различает 2 начала в человеческой деятельности: Аполонийское – рациональное, господство разума;  Дионисийское – иррациональное, творчески-чувственное. 

Сверхчеловек – способный выйти за рамки разума.  Творцом культуры является творческая личность, опирающаяся на иррациональное начало.

Культура – путь от себя реального к себе идеальному
Описание слайда:
XIX век Философия жизни Ф. Ницше Центральное место в культурологической концепции занимает жизнь. Основа которой – воля. Импульс воли – искусство Различает 2 начала в человеческой деятельности: Аполонийское – рациональное, господство разума; Дионисийское – иррациональное, творчески-чувственное. Сверхчеловек – способный выйти за рамки разума. Творцом культуры является творческая личность, опирающаяся на иррациональное начало. Культура – путь от себя реального к себе идеальному

Слайд 9





Психоаналитический подход
З.Фрейд «Я и Оно»
Причина неврозов – невозможность удовлетворить в реальной жизни скрытые желания. Феномен неврозов  свидетельствует о присутствии в человеческой психике неконтролируемого сознанием отдельного материка – бессознательного.
Три сферы, конституирующие психику индивида:
ОНО – бессознательное.  Врожденные установки либидо – сексуальное влечение, и танатос – стремление к разрушению.
Я – сознание  уровень настоящего, которое переживается и может быть осмыслено
СВЕРХ-Я – воспринятый психикой комплекс норм, правил поведения, запретов, заданных социумом.
Культура возникает на стыке  отношений Сверх-Я и ОНО.
Описание слайда:
Психоаналитический подход З.Фрейд «Я и Оно» Причина неврозов – невозможность удовлетворить в реальной жизни скрытые желания. Феномен неврозов свидетельствует о присутствии в человеческой психике неконтролируемого сознанием отдельного материка – бессознательного. Три сферы, конституирующие психику индивида: ОНО – бессознательное. Врожденные установки либидо – сексуальное влечение, и танатос – стремление к разрушению. Я – сознание уровень настоящего, которое переживается и может быть осмыслено СВЕРХ-Я – воспринятый психикой комплекс норм, правил поведения, запретов, заданных социумом. Культура возникает на стыке отношений Сверх-Я и ОНО.

Слайд 10





Структуралистский подход
К. Леви-Стросс 
 «Структурная антропология»
 Все явления культуры – единицы текста культуры представляют пучки отношений.
 
Выделяет в тексте диахронические и синхронические связи. 
Диахронические  - последовательное изложение текста
Синхронические – выделение одинаковых текстовых элементов.
Описание слайда:
Структуралистский подход К. Леви-Стросс «Структурная антропология» Все явления культуры – единицы текста культуры представляют пучки отношений. Выделяет в тексте диахронические и синхронические связи. Диахронические - последовательное изложение текста Синхронические – выделение одинаковых текстовых элементов.

Слайд 11





Культурология в России
. В России  как наука начинает развиваться в 60-е годы
У истоков стоят такие исследователи как : М.М. Бахтин, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Лотман

М.С. Каган рассматривает культуру  как процесс творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. 

М.М. Бахтин понимает культуру как: форму общения людей разных культур, форму диалога; механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью;
Описание слайда:
Культурология в России . В России как наука начинает развиваться в 60-е годы У истоков стоят такие исследователи как : М.М. Бахтин, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Лотман М.С. Каган рассматривает культуру как процесс творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. М.М. Бахтин понимает культуру как: форму общения людей разных культур, форму диалога; механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью;

Слайд 12





Культурология ХХ-ХХI века
Особенностью нашего времени стало осознание множественности пониманий культуры, моделей ее толкования и объяснения.
Признание равноценности разных культур, интерес к культурным моделям Востока, Африки и их специфическим особенностям
Особенностью нашего времени становится возросший динамизм культурных процессов.
Способ решения  диалогичических ситуаций  в условиях мультикультурности
Культура приобретает текстовый характер
Описание слайда:
Культурология ХХ-ХХI века Особенностью нашего времени стало осознание множественности пониманий культуры, моделей ее толкования и объяснения. Признание равноценности разных культур, интерес к культурным моделям Востока, Африки и их специфическим особенностям Особенностью нашего времени становится возросший динамизм культурных процессов. Способ решения диалогичических ситуаций в условиях мультикультурности Культура приобретает текстовый характер

Слайд 13


Наука о культуре, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Теория  культуры
Теория  культуры
Описание слайда:
Теория культуры Теория культуры

Слайд 15





Антропологическия культуры
Антропологическия культуры
Описание слайда:
Антропологическия культуры Антропологическия культуры

Слайд 16





Уровни культуры
Цивилизационный
Описание слайда:
Уровни культуры Цивилизационный

Слайд 17





История формирования понятия “культура”  
 Западно-европейская традиция

Культура как многогранная проблема исторического развития. 
Тайлор "Первобытная культура" - первое определение. Всего свыше 500 определений. 

Пайдейя - греч. воспитанность, образованность человека. Идеалом античного общества была гармонически развитая личность, в которой достигалось единство, равновесие физического и духовного начала (калокагатия). 

Cultura - лат. Взращивание, возделывание.  Цицерон "Тускуланские беседы".способ возделывания, совершенствования души. 

Средневековье – теологическая концепция культуры. Истинной ценностью является Бог.  Все подчинено  единому принципу, реализованному символом веры.
Описание слайда:
История формирования понятия “культура” Западно-европейская традиция Культура как многогранная проблема исторического развития. Тайлор "Первобытная культура" - первое определение. Всего свыше 500 определений. Пайдейя - греч. воспитанность, образованность человека. Идеалом античного общества была гармонически развитая личность, в которой достигалось единство, равновесие физического и духовного начала (калокагатия). Cultura - лат. Взращивание, возделывание. Цицерон "Тускуланские беседы".способ возделывания, совершенствования души. Средневековье – теологическая концепция культуры. Истинной ценностью является Бог. Все подчинено единому принципу, реализованному символом веры.

Слайд 18





Понимание культуры в Новое время
Возрождение -  раскрытие творческой сущности человека. 

Просвещение - . Способность рационального миропостижения. культура отожествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии. позиция известных французских просветителей  Вольтера, Дени Дидро. 

XIX век -  культура – научно-познавательная деятельность человека. Понимание мультикультурности мира. 

 ХХ век - культура и цивилизация. Проблема бытия человека, уровень развитости общества,  ценностные аспекты и результат со-бытия культур
Описание слайда:
Понимание культуры в Новое время Возрождение - раскрытие творческой сущности человека. Просвещение - . Способность рационального миропостижения. культура отожествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии. позиция известных французских просветителей Вольтера, Дени Дидро. XIX век - культура – научно-познавательная деятельность человека. Понимание мультикультурности мира. ХХ век - культура и цивилизация. Проблема бытия человека, уровень развитости общества, ценностные аспекты и результат со-бытия культур

Слайд 19





Понимание культуры на Востоке
На  Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными. 
тождество, единство природы и человека, природы и культуры. Достигается оно через особый вид деятельности - созерцание

китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое. 
Японское   слово (иероглиф) «до», восходит к понятию пути. понимается и как единый Закон, единый Путь всех существ и вещей, которому надо следовать в жизни, и Понятие Пути выражает вечное единство человека и природы,
Описание слайда:
Понимание культуры на Востоке На Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными. тождество, единство природы и человека, природы и культуры. Достигается оно через особый вид деятельности - созерцание китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое. Японское слово (иероглиф) «до», восходит к понятию пути. понимается и как единый Закон, единый Путь всех существ и вещей, которому надо следовать в жизни, и Понятие Пути выражает вечное единство человека и природы,

Слайд 20





Понимание культуры в России
Милюков П.Н. основой русской культуры является религия. Особое значение имеет человеческая деятельность, вдохновляемая идеалами, ценностями и опирающаяся на традиции.

Федотов Г.П. Культура целостна. Природная стихия, оказывающая влияние на нравственность, создавая этику мира и согласия.  Культурный слой, способный приближать центр интетесов к вопросам духа.

Рерих Н.К. культура – почитание света, любовь к человеку, сочетание жизни и красоты, синтез возвышенных и утонченных достижений… восхождение духа – главное предназначение культуры

Бердяев Н.  Истоки культуры сакральны. Культура имеет религиозные основы,. Культура символична. Культура имеет душу. Привязанность к традиции. Более всего дорожит своей преемственностью…
Описание слайда:
Понимание культуры в России Милюков П.Н. основой русской культуры является религия. Особое значение имеет человеческая деятельность, вдохновляемая идеалами, ценностями и опирающаяся на традиции. Федотов Г.П. Культура целостна. Природная стихия, оказывающая влияние на нравственность, создавая этику мира и согласия. Культурный слой, способный приближать центр интетесов к вопросам духа. Рерих Н.К. культура – почитание света, любовь к человеку, сочетание жизни и красоты, синтез возвышенных и утонченных достижений… восхождение духа – главное предназначение культуры Бердяев Н. Истоки культуры сакральны. Культура имеет религиозные основы,. Культура символична. Культура имеет душу. Привязанность к традиции. Более всего дорожит своей преемственностью…

Слайд 21





Культура - это
   

 Совокупность  видов целенаправленной деятельности и их продуктов, имеющие социальный характер и созидательное назначение.
Описание слайда:
Культура - это Совокупность видов целенаправленной деятельности и их продуктов, имеющие социальный характер и созидательное назначение.

Слайд 22





Законы развития культуры
Культурно-исторический тип составляет  племя или семейство народов, обладающие отдельным языком или группой языков, близких между собой

Развитие культуры – естественный процесс, его нельзя ускорить, изменить

Политическая независимость народа, принадлежащего одному культурно-историческому типу

Начала  одного культурного типа, не передаются народам другого типа

Культура  только тогда достигает полноты развития, когда разнообразны этнографические  элементы ее составляющие.
Описание слайда:
Законы развития культуры Культурно-исторический тип составляет племя или семейство народов, обладающие отдельным языком или группой языков, близких между собой Развитие культуры – естественный процесс, его нельзя ускорить, изменить Политическая независимость народа, принадлежащего одному культурно-историческому типу Начала одного культурного типа, не передаются народам другого типа Культура только тогда достигает полноты развития, когда разнообразны этнографические элементы ее составляющие.

Слайд 23





Методы исследования многообразия культур
Диахронический  -   хронологическая последовательность появления и протекания историко-культурных  явлений, фактов, событий

Синхронический   -  совокупный анализ нескольких культурных типов на протяжении определенного времени их развития 

Сравнительно-исторический   -  позволяет сравнивать в историческом разрезе многие исключительные или самобытны явления культурного комплекса и проникать в их сущность. 

Биографический - истолкование литературы как отражение особенностей культурного типа. Особенности данного метода - в работе с текстами. 
Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
Описание слайда:
Методы исследования многообразия культур Диахронический - хронологическая последовательность появления и протекания историко-культурных явлений, фактов, событий Синхронический - совокупный анализ нескольких культурных типов на протяжении определенного времени их развития Сравнительно-исторический - позволяет сравнивать в историческом разрезе многие исключительные или самобытны явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Биографический - истолкование литературы как отражение особенностей культурного типа. Особенности данного метода - в работе с текстами. Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

Слайд 24





Вывод
Современный мир – единый процесс интегрирования множества различных культурных типов, протекающий как на цивилизационном (культурно-историческом) так и на социальном  уровнях.
Исследования многообразия культурных типов необходимо для создания благоприятных условий их взаимодействия и со-бытия.
Процесс изучения опирается на множество дисциплин, обеспечивающих всестороннее рассмотрение особенностей культурных типов.
Описание слайда:
Вывод Современный мир – единый процесс интегрирования множества различных культурных типов, протекающий как на цивилизационном (культурно-историческом) так и на социальном уровнях. Исследования многообразия культурных типов необходимо для создания благоприятных условий их взаимодействия и со-бытия. Процесс изучения опирается на множество дисциплин, обеспечивающих всестороннее рассмотрение особенностей культурных типов.

Слайд 25





Социокультурная динамика
Описание слайда:
Социокультурная динамика

Слайд 26





Процесс социодинамики
Изменения в социокультурном процессе, происходящие в строгой  пространственно-временной зависимости.
Все явления культуры возникают и развиваются в одном времени и пространстве.
Каждому явлению (типу) культуры соответствует свое пространственно-временое восприятие и свой механизм развития.
Описание слайда:
Процесс социодинамики Изменения в социокультурном процессе, происходящие в строгой пространственно-временной зависимости. Все явления культуры возникают и развиваются в одном времени и пространстве. Каждому явлению (типу) культуры соответствует свое пространственно-временое восприятие и свой механизм развития.

Слайд 27





Хронотоп
Хронотоп – единство пространства и времени.
Пространство и время – необходимые координаты исторического исследования культуры
Понятие применяется для определения духовного и исторического измерения природы и  общества.
Хронотоп способен отражать многослойность и полифонизм культуры
У каждой культуры свой хронотоп.
Раскрытие культурно-исторических смыслов отношения к пространству и времени – основа диалога в разных культурах, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого и взаимное общение
Описание слайда:
Хронотоп Хронотоп – единство пространства и времени. Пространство и время – необходимые координаты исторического исследования культуры Понятие применяется для определения духовного и исторического измерения природы и общества. Хронотоп способен отражать многослойность и полифонизм культуры У каждой культуры свой хронотоп. Раскрытие культурно-исторических смыслов отношения к пространству и времени – основа диалога в разных культурах, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого и взаимное общение

Слайд 28





Восприятие пространства и времени в разных культурах
Описание слайда:
Восприятие пространства и времени в разных культурах

Слайд 29





Понятие «Цивилизация»
Civilis -  лат.  Гражданский, противоположно   rustikus – лат. Сельский, грубый.  На данном этапе синоним понятия  «культура»

Эпоха просвещения – высшая стадия социокультурного развития . Культурно-исторический процесс как движение  
дикость  -  варварство  -  цивилизация

XIX  век – переосмысление понятия  зависит от социокультурных изменений:  закрытие ойкумены, идея мультикультурности.  Нет прогрессивных и регрессивных цивилизаций.
Описание слайда:
Понятие «Цивилизация» Civilis - лат. Гражданский, противоположно rustikus – лат. Сельский, грубый. На данном этапе синоним понятия «культура» Эпоха просвещения – высшая стадия социокультурного развития . Культурно-исторический процесс как движение дикость - варварство - цивилизация XIX век – переосмысление понятия зависит от социокультурных изменений: закрытие ойкумены, идея мультикультурности. Нет прогрессивных и регрессивных цивилизаций.

Слайд 30





 ХХ век - Формируется представление о цивилизации как  замкнутом культурно-историческом типе, развивающемуся по особым законам.
 ХХ век - Формируется представление о цивилизации как  замкнутом культурно-историческом типе, развивающемуся по особым законам.

Представление о цивилизации как конечной стадии развития культуры
 
ХХ-ХХI  век – понимание «цивилизации» в плане  соответствия  уровню  развитости  западно-европейским  стандартам.  Переход к глобальной культуре.
Описание слайда:
ХХ век - Формируется представление о цивилизации как замкнутом культурно-историческом типе, развивающемуся по особым законам. ХХ век - Формируется представление о цивилизации как замкнутом культурно-историческом типе, развивающемуся по особым законам. Представление о цивилизации как конечной стадии развития культуры ХХ-ХХI век – понимание «цивилизации» в плане соответствия уровню развитости западно-европейским стандартам. Переход к глобальной культуре.

Слайд 31





Аспекты понимания цивилизации
В основу понимания «цивилизации» закладывается основной принцип, влияющий на развитие общества.
Выделяют следующие аспекты рассмотрения :
- Линейно-исторический
-геополитический (19 век)
- аксиологический
-социокультурный
-Глобализационный
- Локальный
Описание слайда:
Аспекты понимания цивилизации В основу понимания «цивилизации» закладывается основной принцип, влияющий на развитие общества. Выделяют следующие аспекты рассмотрения : - Линейно-исторический -геополитический (19 век) - аксиологический -социокультурный -Глобализационный - Локальный

Слайд 32





Линейно-исторический аспект 
Сущность подхода: развитие общества есть процесс единый. Заключается в смене культурно-исторических периодов от менее развитых к более прогрессивным.
А. Блаженный, Ж.Б. Вико, Монтескье, Гегель, К.Маркс 

Минусы
Идея прогресса
Ранжир культуры
Нет обратного процесса.
Описание слайда:
Линейно-исторический аспект Сущность подхода: развитие общества есть процесс единый. Заключается в смене культурно-исторических периодов от менее развитых к более прогрессивным. А. Блаженный, Ж.Б. Вико, Монтескье, Гегель, К.Маркс Минусы Идея прогресса Ранжир культуры Нет обратного процесса.

Слайд 33





Формационная концепция К. Маркса
Формация – культурно-исторический период с особым социо-экономическим устройством
Выделяет формации:
- первобытную
-рабовладельческую
- феодальную
- капиталистическую
Высшая стадия развития коммунизм
Описание слайда:
Формационная концепция К. Маркса Формация – культурно-исторический период с особым социо-экономическим устройством Выделяет формации: - первобытную -рабовладельческую - феодальную - капиталистическую Высшая стадия развития коммунизм

Слайд 34






Теория «Осевого времени»
К. Ясперса
Весь культурно-исторический процесс рассматривает как единое целое
Теория «Осевого времени»
Выделяет 4 культурно-исторического периода :
Доистория

Великие цивилизации (мифологическое мировосприятие)

История (осевое время) зарождение  философии, религии

Мироваяя история – переход к научному знанию, техницизм.
Описание слайда:
Теория «Осевого времени» К. Ясперса Весь культурно-исторический процесс рассматривает как единое целое Теория «Осевого времени» Выделяет 4 культурно-исторического периода : Доистория Великие цивилизации (мифологическое мировосприятие) История (осевое время) зарождение философии, религии Мироваяя история – переход к научному знанию, техницизм.

Слайд 35






аксиологический аспект
(Волновая модель)


Сорокин:  Смена культуры и цивилизации в зависимости от приоритета духовного и материального. 

Идеациональный тип  - основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности  Бога. 

Идеалистический тип – промежуточный

Чувственный тип  – ее ценности в повседневном земном мире – суть цивилизации.
Описание слайда:
аксиологический аспект (Волновая модель) Сорокин: Смена культуры и цивилизации в зависимости от приоритета духовного и материального. Идеациональный тип - основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога. Идеалистический тип – промежуточный Чувственный тип – ее ценности в повседневном земном мире – суть цивилизации.

Слайд 36





Понимание цивилизации 
в геополитическом аспекте

Цивилизация – государство, претендующее на мировое господство

А. Мэхэн «Влияние морской силы на историю» 1890
Морская мощь определяет исторические судьбы стран и народов. Объясняет превосходство Великобритании в 19 веке. 
К. Хаусхофер 1924
Месторасположение и территориальные характеристики государства – главные определяющие его политической и исторической судьбы.
Главная движущая сила государства расширение пространства путем поглощения более мелких государств.
Макиндер 1943
Цивилизация – господство над срединной землей хартлендом. Гигантская естественная крепость, непроницаемая для морских империй, богатая природными ресурсами (Евразия)
Описание слайда:
Понимание цивилизации в геополитическом аспекте Цивилизация – государство, претендующее на мировое господство А. Мэхэн «Влияние морской силы на историю» 1890 Морская мощь определяет исторические судьбы стран и народов. Объясняет превосходство Великобритании в 19 веке. К. Хаусхофер 1924 Месторасположение и территориальные характеристики государства – главные определяющие его политической и исторической судьбы. Главная движущая сила государства расширение пространства путем поглощения более мелких государств. Макиндер 1943 Цивилизация – господство над срединной землей хартлендом. Гигантская естественная крепость, непроницаемая для морских империй, богатая природными ресурсами (Евразия)

Слайд 37





Природа современной цивилизации
С. Хантингтон  «Столкновение цивилизаций»
Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины – все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности. 

Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, – религии. 
цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Западная цивилизация существует в двух основных вариантах: европейском и североамериканском,

процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации. 

. Цивилизации динамичны: у них бывает подъем и упадок, они распадаются и сливаются. мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания
Описание слайда:
Природа современной цивилизации С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций» Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины – все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, – религии. цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Западная цивилизация существует в двух основных вариантах: европейском и североамериканском, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации. . Цивилизации динамичны: у них бывает подъем и упадок, они распадаются и сливаются. мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания

Слайд 38


Наука о культуре, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39





Глобализационный аспект понимания цивилизации
Глобализация -  расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени. Приобретение  ими всемирного характера 

Причины глобализации
1. информационно-телекоммуникаонная революция

2. Смена социально-политической парадигмы

3. вместо европоцентристского мира  возникает новая всепланетарная  цивилизация на началах сочетания  единства и неделимости мирового сообщества и плюрализма центров , народов, культур, религий….
Описание слайда:
Глобализационный аспект понимания цивилизации Глобализация - расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени. Приобретение ими всемирного характера Причины глобализации 1. информационно-телекоммуникаонная революция 2. Смена социально-политической парадигмы 3. вместо европоцентристского мира возникает новая всепланетарная цивилизация на началах сочетания единства и неделимости мирового сообщества и плюрализма центров , народов, культур, религий….

Слайд 40





Компоненты глобальной культуры
А.Аппадурай «Современность в ее целостности. Культурные измерения глобализации»
Причина глобализации – детерриторизация

1. этноскейп – конструированная идентичность разного рода мигрирующих сообществ (туристы, иммигранты, беженцы, эмигранты, иностранные рабочие )
2. техноскейп – поток устаревших и современных, механических и информационных  технологий
3. финансоскейп – неподдающийся контролю поток капитала, существующий в в движении без границ во времени и пространстве
4. медиаскейп -  репертуары образов, воображаемых идентичностей , порождаемые СМИ
5. идеоскейп -  пространство, создаваемое политическими образами, связанными с идеологией государств. Это пространство составлено из идей Просвещения – свобода, благополучие, права человека, суверенитет, репрезентация, демократия.
Описание слайда:
Компоненты глобальной культуры А.Аппадурай «Современность в ее целостности. Культурные измерения глобализации» Причина глобализации – детерриторизация 1. этноскейп – конструированная идентичность разного рода мигрирующих сообществ (туристы, иммигранты, беженцы, эмигранты, иностранные рабочие ) 2. техноскейп – поток устаревших и современных, механических и информационных технологий 3. финансоскейп – неподдающийся контролю поток капитала, существующий в в движении без границ во времени и пространстве 4. медиаскейп - репертуары образов, воображаемых идентичностей , порождаемые СМИ 5. идеоскейп - пространство, создаваемое политическими образами, связанными с идеологией государств. Это пространство составлено из идей Просвещения – свобода, благополучие, права человека, суверенитет, репрезентация, демократия.

Слайд 41





Модель  локальных  цивилизаций
Весь культурно-исторический процесс рассматривается как смена  отдельных, неповторяющихся культурно-исторических типов
Каждый тип проживает 5 этапов:
  Зарождение – расцвет – зрелость – увядание – гибель
Каждый культурно-исторический тип обладает своим культурно-историческим комплексом (язык, обычаи, социальная организация, человек, деятельность)
Описание слайда:
Модель локальных цивилизаций Весь культурно-исторический процесс рассматривается как смена отдельных, неповторяющихся культурно-исторических типов Каждый тип проживает 5 этапов: Зарождение – расцвет – зрелость – увядание – гибель Каждый культурно-исторический тип обладает своим культурно-историческим комплексом (язык, обычаи, социальная организация, человек, деятельность)

Слайд 42





О. Шпенглер 
«Закат Европы»
 Культуры возникают, созревают, погибают и никогда не повторяются

      Цивилизация  - неизбежная завершающая стадия  бытия культуры.

Для цивилизации типичны люди бездушные, далекие от философии, с расовыми инстинктами.

Чистая цивилизация  как исторический процесс состоит в постепенном освобождении от мертвых форм культуры.

Мировой город и провинция – два полюса цивилизации. В мировом городе действует не народ а масса, презирающая традиции.

Культура – поиск духовности; цивилизация – поиск выгоды и пользы.
Описание слайда:
О. Шпенглер «Закат Европы» Культуры возникают, созревают, погибают и никогда не повторяются Цивилизация - неизбежная завершающая стадия бытия культуры. Для цивилизации типичны люди бездушные, далекие от философии, с расовыми инстинктами. Чистая цивилизация как исторический процесс состоит в постепенном освобождении от мертвых форм культуры. Мировой город и провинция – два полюса цивилизации. В мировом городе действует не народ а масса, презирающая традиции. Культура – поиск духовности; цивилизация – поиск выгоды и пользы.

Слайд 43





А. Тойнби
«Теория Вызова - Ответа»
Весь культурно-исторический процесс рассматривает как смену отдельных локальных цивилизаций
Выделяет 18 – 25 цивилизаций
Теория «Вызова-ответа»
Условия для развития цивилизации неблагоприятные  социальные или климатические – вызов
Ответ – реакция общества на эти неблагоприятные условия
Основные этапы: 
 зарождение – расцвет – надлом – гибель
Типы: 
 первичные цивилизации, 
дочерние, 
производные от дочерних
 замершие.
Описание слайда:
А. Тойнби «Теория Вызова - Ответа» Весь культурно-исторический процесс рассматривает как смену отдельных локальных цивилизаций Выделяет 18 – 25 цивилизаций Теория «Вызова-ответа» Условия для развития цивилизации неблагоприятные социальные или климатические – вызов Ответ – реакция общества на эти неблагоприятные условия Основные этапы: зарождение – расцвет – надлом – гибель Типы: первичные цивилизации, дочерние, производные от дочерних замершие.

Слайд 44





Соотношение понятий
культура и цивилизация
Понятия   Культура и цивилизация нельзя сводить или разводить

Цивилизация – более глобальный аспект, отражения развития общества.  Подчеркивает  социальный характер.  

Культура – самосознание цивилизации. Отражает ментальность  людей данной цивилизации.

Одна цивилизация – основа для многих культур (цив. Средневековья – культуры : народная, рыцарская, церковная)

Цивилизация преходяща. Культура – вечна.  

Цивилизация определяется парадигмой. Культура – актуальностью этой парадигмы (Советская цивилизация)
Описание слайда:
Соотношение понятий культура и цивилизация Понятия Культура и цивилизация нельзя сводить или разводить Цивилизация – более глобальный аспект, отражения развития общества. Подчеркивает социальный характер. Культура – самосознание цивилизации. Отражает ментальность людей данной цивилизации. Одна цивилизация – основа для многих культур (цив. Средневековья – культуры : народная, рыцарская, церковная) Цивилизация преходяща. Культура – вечна. Цивилизация определяется парадигмой. Культура – актуальностью этой парадигмы (Советская цивилизация)

Слайд 45





Признаки цивилизованности
1. путь к цивилизованности обеспечивается  увеличением численности населения и разделением труда

2. Городской  тип организации социальной жизни (площадь, инфраструктура)

3. рынок – экономическая форма обмена

4. наличие политико-правовой системы общества.  Институты которой являются важнейшими средствами организации и регулирования общественной жизни.

5. сохранение культурных ценностей, как  гуманизирующего начала. т.к. культура определяет специфику способа существования.

6. Возможность транслировать культуру
Описание слайда:
Признаки цивилизованности 1. путь к цивилизованности обеспечивается увеличением численности населения и разделением труда 2. Городской тип организации социальной жизни (площадь, инфраструктура) 3. рынок – экономическая форма обмена 4. наличие политико-правовой системы общества. Институты которой являются важнейшими средствами организации и регулирования общественной жизни. 5. сохранение культурных ценностей, как гуманизирующего начала. т.к. культура определяет специфику способа существования. 6. Возможность транслировать культуру

Слайд 46





Выводы:
Цивилизация – социокультурное явление, показывающая степень развитости общества и его ценностные ориентиры
Цивилизация представляет собой материально-техническую  «оболочку» культуры
Цивилизация формирует социодинамическую модель развития общества.
Цивилизация представляет особое пространство бытия общества, определяемое ценностными, идеологическими и социо-экономическими связями.
Описание слайда:
Выводы: Цивилизация – социокультурное явление, показывающая степень развитости общества и его ценностные ориентиры Цивилизация представляет собой материально-техническую «оболочку» культуры Цивилизация формирует социодинамическую модель развития общества. Цивилизация представляет особое пространство бытия общества, определяемое ценностными, идеологическими и социо-экономическими связями.

Слайд 47


Наука о культуре, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48





ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991
Сорокин П. Социальная и культурная динамика  М., 1992
Тойнби А.  Постижение истории. М., 1991
Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
Описание слайда:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991 Сорокин П. Социальная и культурная динамика М., 1992 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993 Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996

Слайд 49





ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Описание слайда:
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Слайд 50





Типологическое описание предполагает выяснение сходства и различия между культурами и создание их типологии, т.е. разделение их на отдельные типы.
Типологическое описание предполагает выяснение сходства и различия между культурами и создание их типологии, т.е. разделение их на отдельные типы.
 
Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные (типичные) черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей: 

особенности ментальности, восприятие пространства и времени, основные виды деятельности, система ценностей, социальная организация,  тип личности
Описание слайда:
Типологическое описание предполагает выяснение сходства и различия между культурами и создание их типологии, т.е. разделение их на отдельные типы. Типологическое описание предполагает выяснение сходства и различия между культурами и создание их типологии, т.е. разделение их на отдельные типы. Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные (типичные) черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей: особенности ментальности, восприятие пространства и времени, основные виды деятельности, система ценностей, социальная организация, тип личности

Слайд 51





Факторы формирования 
типа культуры
Описание слайда:
Факторы формирования типа культуры

Слайд 52





Типы ментальности
Тип ментальности – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные (типичные) черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей: 

особенности восприятия пространства и времени, 
основные виды деятельности, 
система ценностей, 
социальная организация,  
тип личности
Описание слайда:
Типы ментальности Тип ментальности – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные (типичные) черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей: особенности восприятия пространства и времени, основные виды деятельности, система ценностей, социальная организация, тип личности

Слайд 53





Время в культуре

Традиционный тип

Связь с природой, зависимость от смены сезонов – циклическое восприятие времени

Время сакральное и профанное
Прошлое – «зеркало»  будущего
Описание слайда:
Время в культуре Традиционный тип Связь с природой, зависимость от смены сезонов – циклическое восприятие времени Время сакральное и профанное Прошлое – «зеркало» будущего

Слайд 54





Пространство в культуре
Традиционный тип

Закрытая географическая ниша
Оседлый образ жизни
Основной вид деятельности земледелие
Привязанность к месту
Описание слайда:
Пространство в культуре Традиционный тип Закрытая географическая ниша Оседлый образ жизни Основной вид деятельности земледелие Привязанность к месту

Слайд 55





Особености понимания «человека» 
Восток
Идеал совершенного человека: 
Высокоморальный человек должен обладать гуманностью
 Для того что бы управлять государством, имеющим тысячу боевых колесниц, нужно быть осмотрительным, правдивым, умеренным в потребностях, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей.
и чувством долга – моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на самого себя. 
Каждый должен знать свои права и делать, что ему положено

Критерий деления общества – знание и добродетель
Строгое повиновение старшим
Описание слайда:
Особености понимания «человека» Восток Идеал совершенного человека: Высокоморальный человек должен обладать гуманностью Для того что бы управлять государством, имеющим тысячу боевых колесниц, нужно быть осмотрительным, правдивым, умеренным в потребностях, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей. и чувством долга – моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на самого себя. Каждый должен знать свои права и делать, что ему положено Критерий деления общества – знание и добродетель Строгое повиновение старшим

Слайд 56





Категории «человека» в Российской культуре
Старчество – особая категория людей, ведущих духовное наставничество. Старец не возрастная категория, но превосходящая в знании и духовном опыте

Соборность - единение людей вокруг одной идеи, коллективное жизнетворчество и согласие на основе общности

Жертвенность – жертва во имя идеи, идеал святости как духовного личностного образца.
Описание слайда:
Категории «человека» в Российской культуре Старчество – особая категория людей, ведущих духовное наставничество. Старец не возрастная категория, но превосходящая в знании и духовном опыте Соборность - единение людей вокруг одной идеи, коллективное жизнетворчество и согласие на основе общности Жертвенность – жертва во имя идеи, идеал святости как духовного личностного образца.

Слайд 57





Понимание личности в западноевропейской традиции
Античность
Агональное – состязательное начало Этим проникнуты все сферы жизни и деятельности, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры. 
Приоритет нравственных духовных интересов над материальными. Мудрость «sophia» – вот высшая ценность. 

Идеал греческого человека – мера во всем, основанная на принципе гармонии, «золотой середины».
Описание слайда:
Понимание личности в западноевропейской традиции Античность Агональное – состязательное начало Этим проникнуты все сферы жизни и деятельности, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры. Приоритет нравственных духовных интересов над материальными. Мудрость «sophia» – вот высшая ценность. Идеал греческого человека – мера во всем, основанная на принципе гармонии, «золотой середины».

Слайд 58





Человек эпохи средневековья
Человек создан по образу и подобию божьему. Понятие “персона” связано с представлением о боге, о троичности персоны бога,
Фома Аквинский о личности: “персоной” называется совершеннейшее во всей природе, то есть заключающееся в разумной природе .
человек - раб божий. Служение богу не унижает, а, напротив, возвышает и спасает человека. 
Служение требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих ригористичным идеалам христианства.
Описание слайда:
Человек эпохи средневековья Человек создан по образу и подобию божьему. Понятие “персона” связано с представлением о боге, о троичности персоны бога, Фома Аквинский о личности: “персоной” называется совершеннейшее во всей природе, то есть заключающееся в разумной природе . человек - раб божий. Служение богу не унижает, а, напротив, возвышает и спасает человека. Служение требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих ригористичным идеалам христианства.

Слайд 59





Человек эпохи Возрождения
Автономная индивидуалистическая личность, осознающая собственную ценность, всевластная, активно действующая и испытывающая потребность в свободе от каких либо ограничений. 
выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем.
Одной из основных возрожденческий ценностей  стало понятие «славы» как цели, к  которой должен двигаться человек.
В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип – «homo faber» –  «человек-созидатель», «человек - творец», «человек-производитель»,
Описание слайда:
Человек эпохи Возрождения Автономная индивидуалистическая личность, осознающая собственную ценность, всевластная, активно действующая и испытывающая потребность в свободе от каких либо ограничений. выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Одной из основных возрожденческий ценностей  стало понятие «славы» как цели, к  которой должен двигаться человек. В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип – «homo faber» –  «человек-созидатель», «человек - творец», «человек-производитель»,

Слайд 60





Человек Нового Времени
Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни  порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. 
Свобода личности. Провозглашается  право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.
Человек как мыслящий разумный субъект во всех сферах жизни. «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р.Декарт).
Автономный человек. Проблема отчуждения.
Описание слайда:
Человек Нового Времени Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни  порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Свобода личности. Провозглашается право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. Человек как мыслящий разумный субъект во всех сферах жизни. «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р.Декарт). Автономный человек. Проблема отчуждения.

Слайд 61





Человек эпохи постмодернизма
человек — это множественное «Я», что он есть все вместе взятое, но что его важнейшие ипостаси следует деиерархизировать.
Отождествление человека с текстом «структурный человек»- обладатель особого типа мышления, способен рассматривать реальность как структуру.
поле деятельности человека совпадало с полем его непосредственного переживания. Человеческое "Хочу" и "Могу" не выходило за пределы его непосредственных физических, психических, эмоциональных возможностей.
Следствием процесса "дегуманизации" является возникновение "человека без свойств".
утилитарное отношение к действительности рациональность приобретает смысл массовой стандартизации и регламентации. 
Рационально организованный мир превращается в "административную вселенную", где все, начиная с природы и заканчивая человеком, выполняет роль инструмента, средства для обеспечения бесперебойного функционирования социального целого;
Описание слайда:
Человек эпохи постмодернизма человек — это множественное «Я», что он есть все вместе взятое, но что его важнейшие ипостаси следует деиерархизировать. Отождествление человека с текстом «структурный человек»- обладатель особого типа мышления, способен рассматривать реальность как структуру. поле деятельности человека совпадало с полем его непосредственного переживания. Человеческое "Хочу" и "Могу" не выходило за пределы его непосредственных физических, психических, эмоциональных возможностей. Следствием процесса "дегуманизации" является возникновение "человека без свойств". утилитарное отношение к действительности рациональность приобретает смысл массовой стандартизации и регламентации. Рационально организованный мир превращается в "административную вселенную", где все, начиная с природы и заканчивая человеком, выполняет роль инструмента, средства для обеспечения бесперебойного функционирования социального целого;

Слайд 62





ВОСТОЧНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
Культура речной цивилизации
Носит интравертный характер
Традиционный тип социального развития основан на соблюдении традиций
Патриархальное (деспотичное) государство
Описание слайда:
ВОСТОЧНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ Культура речной цивилизации Носит интравертный характер Традиционный тип социального развития основан на соблюдении традиций Патриархальное (деспотичное) государство

Слайд 63





Факторы повлиявшие на формирование
Закрытая географическая ниша
Как следствие замкнутый характер

Связь с природой – консерватизм и цикличное восприятие времени

Оседлый характер и земледелие – возможность развития духовной культуры: философия, наука, искусство
Описание слайда:
Факторы повлиявшие на формирование Закрытая географическая ниша Как следствие замкнутый характер Связь с природой – консерватизм и цикличное восприятие времени Оседлый характер и земледелие – возможность развития духовной культуры: философия, наука, искусство

Слайд 64





Основные черты
1. Синкретическая картина мира
 природа
     Человек-общество-государство
Синкретическая картина мира:
обожествление природы:
- культ солнца в Египте

- уподобление природе в Китае : природе присущи пять совершенств – человечность(жень), чувство долга(и), благопристойность(ли), искренность(синь), мудрость(чжи)

Культ природы в Японии - дерево в синтоистской традиции считалось обиталищем божества. Раннее название синтоистского храма - мори (роща). Культ цветов, снега, луны
Описание слайда:
Основные черты 1. Синкретическая картина мира природа Человек-общество-государство Синкретическая картина мира: обожествление природы: - культ солнца в Египте - уподобление природе в Китае : природе присущи пять совершенств – человечность(жень), чувство долга(и), благопристойность(ли), искренность(синь), мудрость(чжи) Культ природы в Японии - дерево в синтоистской традиции считалось обиталищем божества. Раннее название синтоистского храма - мори (роща). Культ цветов, снега, луны

Слайд 65





Цельное восприятие мира.  Возможность вписать себя в окружающий ландшафт. Философия неизменения, недеяния -  созерцательность
Описание слайда:
Цельное восприятие мира. Возможность вписать себя в окружающий ландшафт. Философия неизменения, недеяния - созерцательность

Слайд 66





                    2. Отсутствие смерти. 
 Мироздание – круг.  идея вечности. 

ЕГИПЕТ – жизненный путь подобен  пути солнца
ИНДИЯ -  идея вечного перерождения (сансара)
КИТАЙ -  следование Дао
Человек следует Земле,
земля следует небу, 
небо следует Дао,
а Дао следует
   естественности
Описание слайда:
2. Отсутствие смерти. Мироздание – круг. идея вечности. ЕГИПЕТ – жизненный путь подобен пути солнца ИНДИЯ - идея вечного перерождения (сансара) КИТАЙ - следование Дао Человек следует Земле, земля следует небу, небо следует Дао, а Дао следует естественности

Слайд 67





5. Социальная иерархия
Коллектив  как единый организм.
Индия -  варново-кастовый строй.   Брахманы – жрецы, Кшатрии – воины, правители;  Вайшья – ремесленники;  шудры -  неприкасаемые. Те, кто не вошел нм в одну из варн.
Варна - Локальное сообщество, объединенное принципом  родства и особенностью ментальности.
Каста -  Локальное сообщество, объединенное принципом  родства и профессиональной деятельностью.

Китай -  приоритет старшего не только по возрасту, но и по статусу.  Культ императора. Наделение чиновника  божественной природой.  
Ислам -  единство перед Аллахом. Главенство духовного лидера  Халифа (наместника пророка)
Описание слайда:
5. Социальная иерархия Коллектив как единый организм. Индия - варново-кастовый строй. Брахманы – жрецы, Кшатрии – воины, правители; Вайшья – ремесленники; шудры - неприкасаемые. Те, кто не вошел нм в одну из варн. Варна - Локальное сообщество, объединенное принципом родства и особенностью ментальности. Каста - Локальное сообщество, объединенное принципом родства и профессиональной деятельностью. Китай - приоритет старшего не только по возрасту, но и по статусу. Культ императора. Наделение чиновника божественной природой. Ислам - единство перед Аллахом. Главенство духовного лидера Халифа (наместника пророка)

Слайд 68


Наука о культуре, слайд №68
Описание слайда:

Слайд 69





выводы
1. Восточные цивилизации отличает особый тип ментальности
 Его обусловили сложная социальная дифференциация, централизация власти, появление государств
2 Понимание жизни как бесконечной цепи перерождений объединяет  все религиозные учения Востока.
Связь с природой и необходимость подражать ей. Возникновение религиозно-философских учений, ставших основой системы ценностей.
3. Сакральный характер культуры
 предполагающий  нераздельное существование  религии, философии, искусства
 Средством универсальной гармонизации мира является ритуал.
Описание слайда:
выводы 1. Восточные цивилизации отличает особый тип ментальности Его обусловили сложная социальная дифференциация, централизация власти, появление государств 2 Понимание жизни как бесконечной цепи перерождений объединяет все религиозные учения Востока. Связь с природой и необходимость подражать ей. Возникновение религиозно-философских учений, ставших основой системы ценностей. 3. Сакральный характер культуры предполагающий нераздельное существование религии, философии, искусства Средством универсальной гармонизации мира является ритуал.

Слайд 70





ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТИП  КУЛЬТУРЫ
Описание слайда:
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Слайд 71





Культура морской  цивилизации
Культура морской  цивилизации
Носит экстравертный характер
 Тип социального развития основан на исследовании и преобразовании
Демократическое  государство
Описание слайда:
Культура морской цивилизации Культура морской цивилизации Носит экстравертный характер Тип социального развития основан на исследовании и преобразовании Демократическое государство

Слайд 72





Факторы повлиявшие на формирование

открытая географическая ниша
Балканский, Апенинский п-ова

Связь с природой – исследование, преобразование

Подвижный характер военное дело – возможность развития материальной культуры: развитие городов, прикладных наук
Описание слайда:
Факторы повлиявшие на формирование открытая географическая ниша Балканский, Апенинский п-ова Связь с природой – исследование, преобразование Подвижный характер военное дело – возможность развития материальной культуры: развитие городов, прикладных наук

Слайд 73





1. Пространство Западноевропейской цивилизации
Зарождение цивилизации на Апенинском и Балканском полуостровах в 1-2 тыс.до н.э. Миграционные волны и ассимиляция с местным населением (Дорийцы, Италийцы)
Формирование Римской империи –Распространение античной культуры на Восток, проникновение варварской культуры на территорию Рима. (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Каракалла)
Распространение Христианства – завершение формирования христианского мира к 10 веку н.э.
Эпоха великих географических открытий – открытие Америки
Экспансия западноевропейской культуры в ХХ веке – глобализация

движение- основа развития культуры (паломничество, торговля, завоевательные походы,)
Описание слайда:
1. Пространство Западноевропейской цивилизации Зарождение цивилизации на Апенинском и Балканском полуостровах в 1-2 тыс.до н.э. Миграционные волны и ассимиляция с местным населением (Дорийцы, Италийцы) Формирование Римской империи –Распространение античной культуры на Восток, проникновение варварской культуры на территорию Рима. (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Каракалла) Распространение Христианства – завершение формирования христианского мира к 10 веку н.э. Эпоха великих географических открытий – открытие Америки Экспансия западноевропейской культуры в ХХ веке – глобализация движение- основа развития культуры (паломничество, торговля, завоевательные походы,)

Слайд 74





2.Время в западноевропейском мире
Восприятие времени закладывается в эпоху средневековья

В основе –  христианская концепция:

Время  носит линейный характер, имеет начало и конец. Основным событием становится рождение Христа.
.центральной пружиной исторического процесса в христианстве является "первородный грех"

 Идея спасения - цель жизни человека. 

Представления о времени тесно связаны с пространственными ориентациями, протяженность пространства измерялась временем, которое требовалась для того, чтобы его преодолеть, либо временем трудовых затрат
Описание слайда:
2.Время в западноевропейском мире Восприятие времени закладывается в эпоху средневековья В основе – христианская концепция: Время носит линейный характер, имеет начало и конец. Основным событием становится рождение Христа. .центральной пружиной исторического процесса в христианстве является "первородный грех" Идея спасения - цель жизни человека. Представления о времени тесно связаны с пространственными ориентациями, протяженность пространства измерялась временем, которое требовалась для того, чтобы его преодолеть, либо временем трудовых затрат

Слайд 75





3 Западноевропейский прагматизм
предпосылки
Реформация – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства.

Основатель Мартин Лютер

Выступления против католицизма: непогрешимость папы, искупление грехов – индульгенций, посредничество священника между Богом и человеком
Описание слайда:
3 Западноевропейский прагматизм предпосылки Реформация – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства. Основатель Мартин Лютер Выступления против католицизма: непогрешимость папы, искупление грехов – индульгенций, посредничество священника между Богом и человеком

Слайд 76





Идеи Протестантизма
Протестантизм – ветвь христианства, основанная на исключительном авторитете Священного Писания в противоположность церковной традиции; учении об оправдании только верой и равенстве верующих перед Богом.
Доктрина оправдание верой
Решающий вопрос о том, что должен сделать человек для своего спасения.  (quod in se est) Бог оправдает каждого кто проявит себя
Доктрина предопределения
Бог одних предназначил к вечной жизни, а других к вечной смерти. Каждый должен доказать свою избранность – certitudo salutis – ощущение угодности Богу
1. религиозный долг считать себя избранным (деятельность святых)
2. Работа в своей профессии.

Доктрина труда
Идея призвания beruf. Любая работа дана Богом. Выполнение ее – служение и долг.
Описание слайда:
Идеи Протестантизма Протестантизм – ветвь христианства, основанная на исключительном авторитете Священного Писания в противоположность церковной традиции; учении об оправдании только верой и равенстве верующих перед Богом. Доктрина оправдание верой Решающий вопрос о том, что должен сделать человек для своего спасения. (quod in se est) Бог оправдает каждого кто проявит себя Доктрина предопределения Бог одних предназначил к вечной жизни, а других к вечной смерти. Каждый должен доказать свою избранность – certitudo salutis – ощущение угодности Богу 1. религиозный долг считать себя избранным (деятельность святых) 2. Работа в своей профессии. Доктрина труда Идея призвания beruf. Любая работа дана Богом. Выполнение ее – служение и долг.

Слайд 77





Питер Брейгель Старший «Падение Икара»
Питер Брейгель Старший «Падение Икара»
Ни один плуг не остановится, если кто-то умирает 
(нидерландская пословица)  Главная ценность – повседневный труд
Описание слайда:
Питер Брейгель Старший «Падение Икара» Питер Брейгель Старший «Падение Икара» Ни один плуг не остановится, если кто-то умирает (нидерландская пословица) Главная ценность – повседневный труд

Слайд 78





Новое время
Светская мораль:   система «разумного эгоизма» 
	Мораль – это «такие правила для руководства человеку в его поступках», которые полезны, так как обеспечивают счастье, счастье общее, которое как бы «складывается» из частных благ 

Законы нравственности всеобщи – так как они разумны

Если человек должен поступать добродетельно не ради Бога, то ради чего, если не для собственной пользы.

Человек стремится к максимальному внешнему и внутреннему благополучию – поэтому он всегда эгоистичен

Подлинно разумный интерес личности – обеспечивая благополучие для себя, содействовать  благополучию других
Описание слайда:
Новое время Светская мораль: система «разумного эгоизма» Мораль – это «такие правила для руководства человеку в его поступках», которые полезны, так как обеспечивают счастье, счастье общее, которое как бы «складывается» из частных благ Законы нравственности всеобщи – так как они разумны Если человек должен поступать добродетельно не ради Бога, то ради чего, если не для собственной пользы. Человек стремится к максимальному внешнему и внутреннему благополучию – поэтому он всегда эгоистичен Подлинно разумный интерес личности – обеспечивая благополучие для себя, содействовать благополучию других

Слайд 79





6. научная картина мира  нового времени
 практическое применение результатов научного познания

Осознание мультикультурности и необходимости  взаимодействия между культурами и понимания их самобытности

Мир – сложная система, объединяющая в себе не только космос, природу, но и  историю, технику, искусство, человеческую деятельность.
Описание слайда:
6. научная картина мира нового времени практическое применение результатов научного познания Осознание мультикультурности и необходимости взаимодействия между культурами и понимания их самобытности Мир – сложная система, объединяющая в себе не только космос, природу, но и историю, технику, искусство, человеческую деятельность.

Слайд 80





ВЫВОД
1. Западноевропейский тип цивилизации отличает
 изменение самосознания человека: появление деятельного субъекта, ощущающего свою свободу и самостоятельность.
2. Линейный, динамичный характер культуры. Природа воспринимается как инструмент, направленный на изучение и изменение  окружающего мира. 
Формирование мира  как картины, предполагающее  ее детальное, рационально-эмпирическое объяснение. Вера в разумные законы окружающего мира и человеческой природы;
3. Прагматичный характер культуры
 Предпосылки для становления  потребительского общества и культуры ХХ века
Описание слайда:
ВЫВОД 1. Западноевропейский тип цивилизации отличает изменение самосознания человека: появление деятельного субъекта, ощущающего свою свободу и самостоятельность. 2. Линейный, динамичный характер культуры. Природа воспринимается как инструмент, направленный на изучение и изменение окружающего мира. Формирование мира как картины, предполагающее ее детальное, рационально-эмпирическое объяснение. Вера в разумные законы окружающего мира и человеческой природы; 3. Прагматичный характер культуры Предпосылки для становления потребительского общества и культуры ХХ века

Слайд 81





тема: Особенности русской ментальности
Описание слайда:
тема: Особенности русской ментальности

Слайд 82





Проблемы определения русской ментальности
Этнографическая неоднородность.  В культуре присутствуют следы множества отдельных культур – деление на западную, южную, восточную ветви.

Постоянное взаимодействие и зависимость от соседних культур – Византия, Европа, Американское влияние. Каждое влияние создает свой взгляд на ход истории и развитие культуры.

Сохранение языковой традиции – элементы исконно русской традиции присутствуют в  фрагментах фольклорных памятников, народной речи , народных праздниках.
Описание слайда:
Проблемы определения русской ментальности Этнографическая неоднородность. В культуре присутствуют следы множества отдельных культур – деление на западную, южную, восточную ветви. Постоянное взаимодействие и зависимость от соседних культур – Византия, Европа, Американское влияние. Каждое влияние создает свой взгляд на ход истории и развитие культуры. Сохранение языковой традиции – элементы исконно русской традиции присутствуют в фрагментах фольклорных памятников, народной речи , народных праздниках.

Слайд 83





Условия формирования
Влияние природы – безграничность культуры. Нет ощущения пространства. Как следствие – мотив пути является ключевым. Феномен Русского Зарубежья.
Неравномерный  суровый климат – коллективное начало культуры. Русская лень.
Два направления культуры, связано с двумя типами ментальности: статуарность – приоритет традиции; динамизм – особое культурное пространство, движение в духовном плане (правдоискание)
Этническая неоднородность
Влияния извне -  открытое пространство способствует постоянному взаимодействию с другими культурами
Потребность в сохранении идентичности -  связь с землей. Культ предков. Приоритет традиции.
Описание слайда:
Условия формирования Влияние природы – безграничность культуры. Нет ощущения пространства. Как следствие – мотив пути является ключевым. Феномен Русского Зарубежья. Неравномерный суровый климат – коллективное начало культуры. Русская лень. Два направления культуры, связано с двумя типами ментальности: статуарность – приоритет традиции; динамизм – особое культурное пространство, движение в духовном плане (правдоискание) Этническая неоднородность Влияния извне - открытое пространство способствует постоянному взаимодействию с другими культурами Потребность в сохранении идентичности - связь с землей. Культ предков. Приоритет традиции.

Слайд 84





Категории русской культуры
Пространство
Развитие по двум направлениям   


Деление на сакральное (космос – дом - храм)
                     обыденное (социум – семья - государство)

Время   
Связь с природой. Стремление к вечности. Идеал – модель Божественного .

Социум
Идея вселенского единства (Мир – семья - государство)

Система ценностей
Сакральное начало (Язычество – Христианство – Европоцентризм - Коммунизм)
Описание слайда:
Категории русской культуры Пространство Развитие по двум направлениям Деление на сакральное (космос – дом - храм) обыденное (социум – семья - государство) Время Связь с природой. Стремление к вечности. Идеал – модель Божественного . Социум Идея вселенского единства (Мир – семья - государство) Система ценностей Сакральное начало (Язычество – Христианство – Европоцентризм - Коммунизм)

Слайд 85





Архетипы русской культуры
Сакральный характер – любая идеология является истинной и святой.

Правдоискание – выбор пути развития, поиск вечной правды

Старчество -  символ традиции. Поиск Мудрого Старца, наставника. Символ единства.

Вселенское единство (роевое начало человека)
Описание слайда:
Архетипы русской культуры Сакральный характер – любая идеология является истинной и святой. Правдоискание – выбор пути развития, поиск вечной правды Старчество - символ традиции. Поиск Мудрого Старца, наставника. Символ единства. Вселенское единство (роевое начало человека)

Слайд 86





Древнерусская культура
Язычество
Духовная культура основана  на Ведической  философии 
Троичное восприятие мира
                                                      Мир – древо
                                            крона –боги
                                           ствол – люди
                                            корни – духи, умершие

Особое восприятие времени:
                                                  правь – вечность
                                                    явь – настоящее
                                                    навь -  прошлое 
Социальная организация – семья из трех поколений
Устный характер
Культ дерева
Основа жизни – Рота – Закон Вселенский (Закон Бога)
Описание слайда:
Древнерусская культура Язычество Духовная культура основана на Ведической философии Троичное восприятие мира Мир – древо крона –боги ствол – люди корни – духи, умершие Особое восприятие времени: правь – вечность явь – настоящее навь - прошлое Социальная организация – семья из трех поколений Устный характер Культ дерева Основа жизни – Рота – Закон Вселенский (Закон Бога)

Слайд 87





 Идея Правды

Вера в закон божий – Правь.  

Мир упорядочен особым образом. В основе вселенной РОД Великий; 

равновесие между  сословиями: Воинами(Перун) и торговцами, ремесленниками (Велес). 

Мир базируется на Роте – законе Рода, согласно которому движется все мироздание и существует все и вся в этом материальном мире – от всемогущих Богов до последней пылинки, не говоря уже о человеке .
Описание слайда:
Идея Правды Вера в закон божий – Правь. Мир упорядочен особым образом. В основе вселенной РОД Великий; равновесие между сословиями: Воинами(Перун) и торговцами, ремесленниками (Велес). Мир базируется на Роте – законе Рода, согласно которому движется все мироздание и существует все и вся в этом материальном мире – от всемогущих Богов до последней пылинки, не говоря уже о человеке .

Слайд 88





Дом и поколения
Целостность социальной организации
Единство социальной, семейной, профессиональной сфер:
Волхвы – деды – носители знания.

Богатыри – отцы – функция защиты

Крестьяне – дети – немолвствующее большинство – потребность в руководстве, обучении
Описание слайда:
Дом и поколения Целостность социальной организации Единство социальной, семейной, профессиональной сфер: Волхвы – деды – носители знания. Богатыри – отцы – функция защиты Крестьяне – дети – немолвствующее большинство – потребность в руководстве, обучении

Слайд 89





Модель Мира Храм
Классический  древнерусский тип храма.

Идея вселенского единства: 
Купол – церковь небесная
Алтарная часть – церковь земная

Идея самого храма – горение к небу. Покаяние.
Описание слайда:
Модель Мира Храм Классический древнерусский тип храма. Идея вселенского единства: Купол – церковь небесная Алтарная часть – церковь земная Идея самого храма – горение к небу. Покаяние.

Слайд 90





Категории русского христианства
Старчество – особая категория людей, ведущих духовное наставничество. Старец не возрастная категория, но превосходящая в знании и духовном опыте

Православие – система ценностей, заключающая в себе сакральное начало слова Божия.

Соборность -  есть единство и, на самом деле, во множестве, поэтому и в Церковь входят все, и в то же время она едина; каждый, кто воистину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся церковь, но и обладаем всеми (С.Н. Булгаков).
Описание слайда:
Категории русского христианства Старчество – особая категория людей, ведущих духовное наставничество. Старец не возрастная категория, но превосходящая в знании и духовном опыте Православие – система ценностей, заключающая в себе сакральное начало слова Божия. Соборность - есть единство и, на самом деле, во множестве, поэтому и в Церковь входят все, и в то же время она едина; каждый, кто воистину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся церковь, но и обладаем всеми (С.Н. Булгаков).

Слайд 91






Пространство и время  светской культуры
Раскол культуры на народную и светскую - дворянскую

Народная  культура

Сохранение традиционных ценностей

Время стационарно. Привязано к основным видам деятельности. 


Осмысление пространства через центр/ периферия. Чем дальше от центра. Тем сильнее традиционный уклад
Описание слайда:
Пространство и время светской культуры Раскол культуры на народную и светскую - дворянскую Народная культура Сохранение традиционных ценностей Время стационарно. Привязано к основным видам деятельности. Осмысление пространства через центр/ периферия. Чем дальше от центра. Тем сильнее традиционный уклад

Слайд 92





Светская культура
образование
два пути приобщения к западной науке: 
1. приглашение иностранных ученых 
2. отправка русской молодежи для учебы за границу

Быт
«Основная задача превратить скот в людей» - бороды брить, европейское платье носить. 

Запрет на  промысловую деятельность – нельзя опираться на опыт, надо по-науке.
Описание слайда:
Светская культура образование два пути приобщения к западной науке: 1. приглашение иностранных ученых 2. отправка русской молодежи для учебы за границу Быт «Основная задача превратить скот в людей» - бороды брить, европейское платье носить. Запрет на промысловую деятельность – нельзя опираться на опыт, надо по-науке.

Слайд 93





Представление о человеке в Новое время
Идеал  - правильное -регулярное государство, где вся жизнь регламентирована, подчинена правилам.

Воплощение идеала через упорядочивание общества – дворянское сословие.

Главная служба – военная
Культ мундира 
Система поведения – этикет
Получение привилегий через службу
Описание слайда:
Представление о человеке в Новое время Идеал - правильное -регулярное государство, где вся жизнь регламентирована, подчинена правилам. Воплощение идеала через упорядочивание общества – дворянское сословие. Главная служба – военная Культ мундира Система поведения – этикет Получение привилегий через службу

Слайд 94





Складывается новое поколение людей – устремленность к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению – движение декабристов
Складывается новое поколение людей – устремленность к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению – движение декабристов
Складывание национальной культуры. Приоритет внесословной ценности. Большое влияние оказала победа в войне 1812 года
Поиск русской общественной мыслью ответа на вопрос о путях развития России. В 30-е годы формируются два направления:
Западники –  осуждение самодержавно-крепостнического строя; борьба против официальной народности; стремление к европеизации .

Славянофилы-  сторонники выработки национального самосознания. Основные положения: православная религия – важнейшее условие культурно-исторического развития; запад теряет лидерство; мессианская роль России.
Описание слайда:
Складывается новое поколение людей – устремленность к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению – движение декабристов Складывается новое поколение людей – устремленность к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению – движение декабристов Складывание национальной культуры. Приоритет внесословной ценности. Большое влияние оказала победа в войне 1812 года Поиск русской общественной мыслью ответа на вопрос о путях развития России. В 30-е годы формируются два направления: Западники – осуждение самодержавно-крепостнического строя; борьба против официальной народности; стремление к европеизации . Славянофилы- сторонники выработки национального самосознания. Основные положения: православная религия – важнейшее условие культурно-исторического развития; запад теряет лидерство; мессианская роль России.

Слайд 95





Вывод
Менталитет русской культуры исторически закономерно складывался как сложный. 
Важную роль в формировании  и развитии типа культуры сыграли мотив пути – ВЫБОР и мотив ПРАВДЫ (сакральное начало)
Большое значение для понимания специфики культуры имеет СОЦИОЦЕНТРИЗМ, объясняющий социальную организацию и множественность национальных культур.
Дуальный характер культуры – поиск равновесия между ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ  и новшествами, привносимыми иными типами культуры.
Описание слайда:
Вывод Менталитет русской культуры исторически закономерно складывался как сложный. Важную роль в формировании и развитии типа культуры сыграли мотив пути – ВЫБОР и мотив ПРАВДЫ (сакральное начало) Большое значение для понимания специфики культуры имеет СОЦИОЦЕНТРИЗМ, объясняющий социальную организацию и множественность национальных культур. Дуальный характер культуры – поиск равновесия между ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ и новшествами, привносимыми иными типами культуры.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию