🗊Презентация Основные понятия культурологии

Нажмите для полного просмотра!
Основные понятия культурологии, слайд №1Основные понятия культурологии, слайд №2Основные понятия культурологии, слайд №3Основные понятия культурологии, слайд №4Основные понятия культурологии, слайд №5Основные понятия культурологии, слайд №6Основные понятия культурологии, слайд №7Основные понятия культурологии, слайд №8Основные понятия культурологии, слайд №9Основные понятия культурологии, слайд №10Основные понятия культурологии, слайд №11Основные понятия культурологии, слайд №12Основные понятия культурологии, слайд №13Основные понятия культурологии, слайд №14Основные понятия культурологии, слайд №15Основные понятия культурологии, слайд №16Основные понятия культурологии, слайд №17Основные понятия культурологии, слайд №18Основные понятия культурологии, слайд №19Основные понятия культурологии, слайд №20Основные понятия культурологии, слайд №21Основные понятия культурологии, слайд №22Основные понятия культурологии, слайд №23Основные понятия культурологии, слайд №24Основные понятия культурологии, слайд №25Основные понятия культурологии, слайд №26Основные понятия культурологии, слайд №27Основные понятия культурологии, слайд №28Основные понятия культурологии, слайд №29Основные понятия культурологии, слайд №30Основные понятия культурологии, слайд №31Основные понятия культурологии, слайд №32Основные понятия культурологии, слайд №33Основные понятия культурологии, слайд №34Основные понятия культурологии, слайд №35Основные понятия культурологии, слайд №36Основные понятия культурологии, слайд №37Основные понятия культурологии, слайд №38Основные понятия культурологии, слайд №39Основные понятия культурологии, слайд №40Основные понятия культурологии, слайд №41Основные понятия культурологии, слайд №42Основные понятия культурологии, слайд №43Основные понятия культурологии, слайд №44Основные понятия культурологии, слайд №45Основные понятия культурологии, слайд №46Основные понятия культурологии, слайд №47Основные понятия культурологии, слайд №48Основные понятия культурологии, слайд №49Основные понятия культурологии, слайд №50Основные понятия культурологии, слайд №51Основные понятия культурологии, слайд №52Основные понятия культурологии, слайд №53Основные понятия культурологии, слайд №54Основные понятия культурологии, слайд №55Основные понятия культурологии, слайд №56Основные понятия культурологии, слайд №57Основные понятия культурологии, слайд №58Основные понятия культурологии, слайд №59Основные понятия культурологии, слайд №60Основные понятия культурологии, слайд №61Основные понятия культурологии, слайд №62Основные понятия культурологии, слайд №63Основные понятия культурологии, слайд №64Основные понятия культурологии, слайд №65Основные понятия культурологии, слайд №66Основные понятия культурологии, слайд №67Основные понятия культурологии, слайд №68Основные понятия культурологии, слайд №69Основные понятия культурологии, слайд №70Основные понятия культурологии, слайд №71Основные понятия культурологии, слайд №72Основные понятия культурологии, слайд №73Основные понятия культурологии, слайд №74Основные понятия культурологии, слайд №75Основные понятия культурологии, слайд №76Основные понятия культурологии, слайд №77Основные понятия культурологии, слайд №78Основные понятия культурологии, слайд №79Основные понятия культурологии, слайд №80Основные понятия культурологии, слайд №81Основные понятия культурологии, слайд №82Основные понятия культурологии, слайд №83Основные понятия культурологии, слайд №84Основные понятия культурологии, слайд №85Основные понятия культурологии, слайд №86Основные понятия культурологии, слайд №87Основные понятия культурологии, слайд №88Основные понятия культурологии, слайд №89Основные понятия культурологии, слайд №90Основные понятия культурологии, слайд №91Основные понятия культурологии, слайд №92Основные понятия культурологии, слайд №93Основные понятия культурологии, слайд №94Основные понятия культурологии, слайд №95Основные понятия культурологии, слайд №96Основные понятия культурологии, слайд №97Основные понятия культурологии, слайд №98Основные понятия культурологии, слайд №99Основные понятия культурологии, слайд №100Основные понятия культурологии, слайд №101Основные понятия культурологии, слайд №102Основные понятия культурологии, слайд №103Основные понятия культурологии, слайд №104Основные понятия культурологии, слайд №105Основные понятия культурологии, слайд №106Основные понятия культурологии, слайд №107Основные понятия культурологии, слайд №108Основные понятия культурологии, слайд №109Основные понятия культурологии, слайд №110Основные понятия культурологии, слайд №111Основные понятия культурологии, слайд №112Основные понятия культурологии, слайд №113Основные понятия культурологии, слайд №114Основные понятия культурологии, слайд №115Основные понятия культурологии, слайд №116Основные понятия культурологии, слайд №117Основные понятия культурологии, слайд №118Основные понятия культурологии, слайд №119Основные понятия культурологии, слайд №120Основные понятия культурологии, слайд №121Основные понятия культурологии, слайд №122Основные понятия культурологии, слайд №123Основные понятия культурологии, слайд №124Основные понятия культурологии, слайд №125Основные понятия культурологии, слайд №126Основные понятия культурологии, слайд №127Основные понятия культурологии, слайд №128Основные понятия культурологии, слайд №129Основные понятия культурологии, слайд №130Основные понятия культурологии, слайд №131Основные понятия культурологии, слайд №132Основные понятия культурологии, слайд №133Основные понятия культурологии, слайд №134Основные понятия культурологии, слайд №135Основные понятия культурологии, слайд №136Основные понятия культурологии, слайд №137Основные понятия культурологии, слайд №138Основные понятия культурологии, слайд №139Основные понятия культурологии, слайд №140Основные понятия культурологии, слайд №141Основные понятия культурологии, слайд №142Основные понятия культурологии, слайд №143Основные понятия культурологии, слайд №144Основные понятия культурологии, слайд №145Основные понятия культурологии, слайд №146Основные понятия культурологии, слайд №147Основные понятия культурологии, слайд №148Основные понятия культурологии, слайд №149Основные понятия культурологии, слайд №150Основные понятия культурологии, слайд №151Основные понятия культурологии, слайд №152Основные понятия культурологии, слайд №153Основные понятия культурологии, слайд №154Основные понятия культурологии, слайд №155Основные понятия культурологии, слайд №156Основные понятия культурологии, слайд №157Основные понятия культурологии, слайд №158Основные понятия культурологии, слайд №159Основные понятия культурологии, слайд №160Основные понятия культурологии, слайд №161Основные понятия культурологии, слайд №162Основные понятия культурологии, слайд №163Основные понятия культурологии, слайд №164Основные понятия культурологии, слайд №165Основные понятия культурологии, слайд №166Основные понятия культурологии, слайд №167Основные понятия культурологии, слайд №168Основные понятия культурологии, слайд №169Основные понятия культурологии, слайд №170Основные понятия культурологии, слайд №171Основные понятия культурологии, слайд №172Основные понятия культурологии, слайд №173Основные понятия культурологии, слайд №174Основные понятия культурологии, слайд №175

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основные понятия культурологии. Доклад-сообщение содержит 175 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция № 4
Основные понятия культурологии
Лекция № 4
Основные понятия культурологии
Описание слайда:
Лекция № 4 Основные понятия культурологии Лекция № 4 Основные понятия культурологии

Слайд 2





План:
План:
1. Культура, функции культуры и культурная картина мира
2. Нормы и ценности культуры
2.1. Ценности культуры
2.2. Нормы культуры
2.3. Классификация культурных норм
2.3.1. Привычки и манеры
2.3.2. Этикет
2.3.3. Обычаи, традиции и обряды
2.3.4. Церемония и ритуал
2.3.5. Нравы и запреты
2.3.6. Закон и право
2.3.7. Мода и увлечения
3. Инкультурация
Описание слайда:
План: План: 1. Культура, функции культуры и культурная картина мира 2. Нормы и ценности культуры 2.1. Ценности культуры 2.2. Нормы культуры 2.3. Классификация культурных норм 2.3.1. Привычки и манеры 2.3.2. Этикет 2.3.3. Обычаи, традиции и обряды 2.3.4. Церемония и ритуал 2.3.5. Нравы и запреты 2.3.6. Закон и право 2.3.7. Мода и увлечения 3. Инкультурация

Слайд 3





1. Культура и культурная картина мира
Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п.
Описание слайда:
1. Культура и культурная картина мира Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п.

Слайд 4






Антропологическое определение культуры состоит в том, что культура есть мир вещей, созданный человеком и противостоящий природе.
Описание слайда:
Антропологическое определение культуры состоит в том, что культура есть мир вещей, созданный человеком и противостоящий природе.

Слайд 5





Функции культуры
Можно выделить следующие функции культуры:
1) социализации – формирования человека как продукта общества и культуры;
2) познавательную (информационную) – познания мира;
Описание слайда:
Функции культуры Можно выделить следующие функции культуры: 1) социализации – формирования человека как продукта общества и культуры; 2) познавательную (информационную) – познания мира;

Слайд 6






3) трансляционную – передачи культурных достижений;
4) регулятивную – создания норм поведения;
Описание слайда:
3) трансляционную – передачи культурных достижений; 4) регулятивную – создания норм поведения;

Слайд 7






5) ценностную – создания системы ценностей, воспринимаемых человеком;
6) знаковую – создания языка культуры;
Описание слайда:
5) ценностную – создания системы ценностей, воспринимаемых человеком; 6) знаковую – создания языка культуры;

Слайд 8






7) синтезирующую – соединения больших масс населения в единое целое;
8) смысловую – обретения смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.
Описание слайда:
7) синтезирующую – соединения больших масс населения в единое целое; 8) смысловую – обретения смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

Слайд 9






К основным функциям культуры относятся функции информационная и социализации.
Описание слайда:
К основным функциям культуры относятся функции информационная и социализации.

Слайд 10





Культурный ландшафт
Культурный ландшафт – земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты.
Описание слайда:
Культурный ландшафт Культурный ландшафт – земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты.

Слайд 11






Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
Описание слайда:
Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.

Слайд 12






Культурный ландшафт включает в себя агросферу и техносферу.
Описание слайда:
Культурный ландшафт включает в себя агросферу и техносферу.

Слайд 13






По мере развития человеческой цивилизации взаимная зависимость природы и культуры усиливается.
Описание слайда:
По мере развития человеческой цивилизации взаимная зависимость природы и культуры усиливается.

Слайд 14





Своеобразие культуры
Культура в обществе проявляется в социальных технологиях.
Описание слайда:
Своеобразие культуры Культура в обществе проявляется в социальных технологиях.

Слайд 15






Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности.
Описание слайда:
Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности.

Слайд 16






Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному.
Описание слайда:
Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному.

Слайд 17






Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. 
Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые – двух- этажные, а третьи – деревянные.
Описание слайда:
Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые – двух- этажные, а третьи – деревянные.

Слайд 18






Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.
Описание слайда:
Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Слайд 19





Культурная картина мира
Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира (ККМ).
Описание слайда:
Культурная картина мира Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира (ККМ).

Слайд 20






ККМ – это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем, единая для определенной социальной общности.
Описание слайда:
ККМ – это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем, единая для определенной социальной общности.

Слайд 21






Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д.
Описание слайда:
Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д.

Слайд 22






Ядром культурной картины мира является менталитет.
Описание слайда:
Ядром культурной картины мира является менталитет.

Слайд 23





Выражение культурной картины мира
Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры.
Описание слайда:
Выражение культурной картины мира Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры.

Слайд 24






Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и уважение к умершему. 
Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы.
Описание слайда:
Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и уважение к умершему. Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы.

Слайд 25






У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели. 
И, напротив, в современной России, Европе или США похороны занимают всего несколько часов.
Описание слайда:
У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели. И, напротив, в современной России, Европе или США похороны занимают всего несколько часов.

Слайд 26






Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.
Описание слайда:
Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.

Слайд 27





2. Нормы и ценности культуры
2.1. Ценности культуры
Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.
 
Описание слайда:
2. Нормы и ценности культуры 2.1. Ценности культуры Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.  

Слайд 28






Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.
Описание слайда:
Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.

Слайд 29





Виды ценностей
Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются:
витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;
Описание слайда:
Виды ценностей Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются: витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

Слайд 30






экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;
Описание слайда:
экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

Слайд 31






социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
Описание слайда:
социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

Слайд 32






политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;
Описание слайда:
политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

Слайд 33






моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
Описание слайда:
моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

Слайд 34






религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;
Описание слайда:
религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

Слайд 35






эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.
Описание слайда:
эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.

Слайд 36





Группы культурных ценностей
Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы: 
 
Описание слайда:
Группы культурных ценностей Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы:  

Слайд 37






1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
Описание слайда:
1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Слайд 38






Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.
Описание слайда:
Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

Слайд 39






2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми.
Описание слайда:
2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми.

Слайд 40






Обе группы культурных ценностей составляют стержень любой культуры, определяя ее неповторимый характер.
Описание слайда:
Обе группы культурных ценностей составляют стержень любой культуры, определяя ее неповторимый характер.

Слайд 41





Различия в восприятии культурных ценностей
Обычно обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями различных культур.
 
Описание слайда:
Различия в восприятии культурных ценностей Обычно обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями различных культур.  

Слайд 42






Например, такая социальная ценность, как равенство полов, принимается не всеми государствами.
Описание слайда:
Например, такая социальная ценность, как равенство полов, принимается не всеми государствами.

Слайд 43






Страны арабского мира, как известно, отрицают равенство возможностей для женщин.
Описание слайда:
Страны арабского мира, как известно, отрицают равенство возможностей для женщин.

Слайд 44






Они даже были предупреждены в отчёте ООН 2008 г. о том, что это бесправие является одним из важнейших факторов, не позволяющих этим странам вернуть положение глобальных лидеров в сфере торговли, образования и культуры.
Описание слайда:
Они даже были предупреждены в отчёте ООН 2008 г. о том, что это бесправие является одним из важнейших факторов, не позволяющих этим странам вернуть положение глобальных лидеров в сфере торговли, образования и культуры.

Слайд 45





2.2. Нормы культуры
Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения.
Описание слайда:
2.2. Нормы культуры Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения.

Слайд 46






Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность.
Описание слайда:
Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность.

Слайд 47






Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.).
Описание слайда:
Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.).

Слайд 48






Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
Описание слайда:
Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Слайд 49






Андрей Яковлевич Флиер делит нормы на:
– институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс);
Описание слайда:
Андрей Яковлевич Флиер делит нормы на: – институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс);

Слайд 50






– этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции);
Описание слайда:
– этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции);

Слайд 51






– конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. 
Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).
Описание слайда:
– конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).

Слайд 52






Нормы конвенциональные предписывают и разрешают, но оставляют при этом определенную степень свободы для индивида в следовании им.
Описание слайда:
Нормы конвенциональные предписывают и разрешают, но оставляют при этом определенную степень свободы для индивида в следовании им.

Слайд 53






– эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания, и в этом смысле искусство оказывает наиболее сильное влияние на человека.
Описание слайда:
– эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания, и в этом смысле искусство оказывает наиболее сильное влияние на человека.

Слайд 54






Не менее интересна типология у Юрия Никифоровича Солонина и Моисея Самойловича Кагана, нормы подразделяются на 3 основных уровня:
Описание слайда:
Не менее интересна типология у Юрия Никифоровича Солонина и Моисея Самойловича Кагана, нормы подразделяются на 3 основных уровня:

Слайд 55






– общекультурные нормы – нормы, которые распространяются на всех членов общества.
Описание слайда:
– общекультурные нормы – нормы, которые распространяются на всех членов общества.

Слайд 56






К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом. 
Употребляя понятие «общекультурные», авторы имеют в виду нормы, общие для одной культуры.
Описание слайда:
К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом. Употребляя понятие «общекультурные», авторы имеют в виду нормы, общие для одной культуры.

Слайд 57






Нормы специфичные для одной культуры могут показаться неприемлемыми представителям других. 
Так, например, французы едят улиток, китайцы едят змей, а жители некоторых племен в Новой Гвинее и людей считают деликатесом.
Описание слайда:
Нормы специфичные для одной культуры могут показаться неприемлемыми представителям других. Так, например, французы едят улиток, китайцы едят змей, а жители некоторых племен в Новой Гвинее и людей считают деликатесом.

Слайд 58






Однако существуют нормы одинаковые почти для всех культур: уважение к родителям, забота о детях, любовь к родине и т. д.
Описание слайда:
Однако существуют нормы одинаковые почти для всех культур: уважение к родителям, забота о детях, любовь к родине и т. д.

Слайд 59






В наши дни существуют и международные, межкультурные нормы – правила охраны памятников ЮНЕСКО, правила проведения спортивных международных соревнований.
Описание слайда:
В наши дни существуют и международные, межкультурные нормы – правила охраны памятников ЮНЕСКО, правила проведения спортивных международных соревнований.

Слайд 60






 – групповые нормы – регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, являющейся лишь частью культуры.
Описание слайда:
– групповые нормы – регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, являющейся лишь частью культуры.

Слайд 61






Это могут быть формы обращения военнослужащих друг к другу, нравы, сложившиеся у фанатов эстрадной звезды, правила светского этикета. 
Такие нормы могут вступать в противоречие с общекультурными нормами.
Описание слайда:
Это могут быть формы обращения военнослужащих друг к другу, нравы, сложившиеся у фанатов эстрадной звезды, правила светского этикета. Такие нормы могут вступать в противоречие с общекультурными нормами.

Слайд 62






– ролевые нормы – предписывают как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (роль отца, руководителя, мужа, покупателя).
Описание слайда:
– ролевые нормы – предписывают как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (роль отца, руководителя, мужа, покупателя).

Слайд 63






Социальная роль – совокупность функций, которые подлежат исполнению, согласно неписанным традициям, обычаям. 
Человек за свою жизнь исполняет множество ролей.
Описание слайда:
Социальная роль – совокупность функций, которые подлежат исполнению, согласно неписанным традициям, обычаям. Человек за свою жизнь исполняет множество ролей.

Слайд 64






Интересно, что если изменяются нормы поведения, характерные для одной роли, то это вызывает изменение и в других ролях (чем больше одобряется работа женщины, тем более привычным становится выполнение мужчиной домашних обязанностей).
Описание слайда:
Интересно, что если изменяются нормы поведения, характерные для одной роли, то это вызывает изменение и в других ролях (чем больше одобряется работа женщины, тем более привычным становится выполнение мужчиной домашних обязанностей).

Слайд 65






Перечисленные выше классификации лишь дополняют друг друга, но не исключают.
Описание слайда:
Перечисленные выше классификации лишь дополняют друг друга, но не исключают.

Слайд 66






При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных группах, в разные исторические периоды расходятся между собой.
Описание слайда:
При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных группах, в разные исторические периоды расходятся между собой.

Слайд 67






Нарушение столового этикета, этикета деловой встречи вызывает неловкость, ставит в затруднительное положение, но не влечет за собой жесткого наказания.
Описание слайда:
Нарушение столового этикета, этикета деловой встречи вызывает неловкость, ставит в затруднительное положение, но не влечет за собой жесткого наказания.

Слайд 68






В случае неисполнения обязательных норм (к примеру, правовых) могут применяться более серьезные санкции.
Описание слайда:
В случае неисполнения обязательных норм (к примеру, правовых) могут применяться более серьезные санкции.

Слайд 69






Иногда допускается вариативность норм: человек может выбирать из набора стандартных образцов, существующих традиций. 
Возможны ситуации, когда предусмотрена полная свобода действий, например, в домашней обстановке.
Описание слайда:
Иногда допускается вариативность норм: человек может выбирать из набора стандартных образцов, существующих традиций. Возможны ситуации, когда предусмотрена полная свобода действий, например, в домашней обстановке.

Слайд 70





Культурные универсалии
Культурные нормы и ценности являются культурными универсалиями.
Описание слайда:
Культурные универсалии Культурные нормы и ценности являются культурными универсалиями.

Слайд 71






Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Описание слайда:
Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Слайд 72






В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.
Описание слайда:
В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

Слайд 73






Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.
Описание слайда:
Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Слайд 74






Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. 
Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.
Описание слайда:
Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.

Слайд 75






Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии», «кризисные обряды», «запреты инцеста» и т.д., 75 подобных культурных универсалий обнаружено в 600 проанализированных и изученных локальных культурах.
Описание слайда:
Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии», «кризисные обряды», «запреты инцеста» и т.д., 75 подобных культурных универсалий обнаружено в 600 проанализированных и изученных локальных культурах.

Слайд 76






2.3. Классификация культурных норм
Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грему Самнеру (1840-1910).
Описание слайда:
2.3. Классификация культурных норм Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грему Самнеру (1840-1910).

Слайд 77






Он выделял следующие виды норм: обычаи; нравы; законы.
Они составляют основу нормативной системы культуры. 
Следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется.
Описание слайда:
Он выделял следующие виды норм: обычаи; нравы; законы. Они составляют основу нормативной системы культуры.  Следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется.

Слайд 78






Сегодня типологии культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.
Описание слайда:
Сегодня типологии культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Слайд 79






Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания за их нарушение, последовательность примет такой вид.
– табу;
– законы; 
– нравы; 
– традиции;
– обычаи; 
– привычки.
Описание слайда:
Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания за их нарушение, последовательность примет такой вид. – табу; – законы; – нравы; – традиции; – обычаи; – привычки.

Слайд 80






2.3.1. Привычки и манеры
Привычка  – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.
Описание слайда:
2.3.1. Привычки и манеры Привычка  – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

Слайд 81






Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. 
Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти) – они свидетельствуют о плохих манерах.
Описание слайда:
Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти) – они свидетельствуют о плохих манерах.

Слайд 82





Манеры 
Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. 
Они основаны на привычках.
Описание слайда:
Манеры Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.

Слайд 83






Примером может служить жест, обозначающий внимание к собеседнику, состоящий в том, что слушатель вытягивает шею и одновременно поворачивает голову, подчеркнуто «подставляя ухо» говорящему. 
В Австрии это один из самых распространенных жестов вежливости, особенно у женщин из хороших семей.
Описание слайда:
Примером может служить жест, обозначающий внимание к собеседнику, состоящий в том, что слушатель вытягивает шею и одновременно поворачивает голову, подчеркнуто «подставляя ухо» говорящему. В Австрии это один из самых распространенных жестов вежливости, особенно у женщин из хороших семей.

Слайд 84






Но в других центрально-европейских странах он распространен меньше. 
Так, в северной Германии считается учтивым, чтобы слушатель держал голову ровно и смотрел говорящему прямо в лицо, как того требуют от солдата, получившего приказ.
Описание слайда:
Но в других центрально-европейских странах он распространен меньше. Так, в северной Германии считается учтивым, чтобы слушатель держал голову ровно и смотрел говорящему прямо в лицо, как того требуют от солдата, получившего приказ.

Слайд 85





Значение жестов
Смысл жестов учтивости понятен только представителям данной культуры.
Описание слайда:
Значение жестов Смысл жестов учтивости понятен только представителям данной культуры.

Слайд 86






Японские жесты учтивости, при которых слушающий подставляет ухо и иногда сгибается в церемониально в поклоне, немцу могут показаться проявлением жалкого раболепия. 
А на японца холодная вежливость европейца произведет впечатление непримиримой враждебности.
Описание слайда:
Японские жесты учтивости, при которых слушающий подставляет ухо и иногда сгибается в церемониально в поклоне, немцу могут показаться проявлением жалкого раболепия. А на японца холодная вежливость европейца произведет впечатление непримиримой враждебности.

Слайд 87





2.3.2. Этикет
Описание слайда:
2.3.2. Этикет

Слайд 88





2.3.3. Обычаи, традиции и обряды 
Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. 
К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.
Описание слайда:
2.3.3. Обычаи, традиции и обряды Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.

Слайд 89






У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др.
Описание слайда:
У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др.

Слайд 90






Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Описание слайда:
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Слайд 91





Обычай бинтования ног
Бинтование ног – обычай, практиковавшийся в Китае (особенно в аристократической среде) с начала X до начала XX вв.
Полоской материи девочкам привязывали к ступне все пальцы ноги, кроме большого, и заставляли ходить в обуви малого размера, отчего ступни значительно деформировались, иногда лишая возможности ходить в будущем. Такие ноги традиционно назывались «золотыми лотосами». От размера ступни зависел престиж невесты, к тому же считалось, что принадлежащей к высокому обществу даме не следует ходить самостоятельно.
Описание слайда:
Обычай бинтования ног Бинтование ног – обычай, практиковавшийся в Китае (особенно в аристократической среде) с начала X до начала XX вв. Полоской материи девочкам привязывали к ступне все пальцы ноги, кроме большого, и заставляли ходить в обуви малого размера, отчего ступни значительно деформировались, иногда лишая возможности ходить в будущем. Такие ноги традиционно назывались «золотыми лотосами». От размера ступни зависел престиж невесты, к тому же считалось, что принадлежащей к высокому обществу даме не следует ходить самостоятельно.

Слайд 92





Обычай встречи Нового года
Примерами могут быть и обычаи встречи Нового года в разных культурах.
Описание слайда:
Обычай встречи Нового года Примерами могут быть и обычаи встречи Нового года в разных культурах.

Слайд 93






Так, итальянцы считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год.
Описание слайда:
Так, итальянцы считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год.

Слайд 94






Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то посуда или мебель. 
Тот же смысл имеет обычай надевать утром первого дня нового года новую одежду.
Описание слайда:
Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то посуда или мебель. Тот же смысл имеет обычай надевать утром первого дня нового года новую одежду.

Слайд 95





Новый год в Испании и Португалии
В Испании и Португалии 
по обычаю в новогоднюю ночь с каждым ударом часов съедают по виноградине (свежей или засушенной) и загадывают желания: 
двенадцать ударов – двенадцать заветных желаний на каждый месяц нового года, поскольку виноградную лозу там считают символом изобилия, здоровья и семейного очага.
 
Описание слайда:
Новый год в Испании и Португалии В Испании и Португалии по обычаю в новогоднюю ночь с каждым ударом часов съедают по виноградине (свежей или засушенной) и загадывают желания: двенадцать ударов – двенадцать заветных желаний на каждый месяц нового года, поскольку виноградную лозу там считают символом изобилия, здоровья и семейного очага.  

Слайд 96





Новый год в Болгарии
В Болгарии в канун Нового года приобретают кизиловые палочки –  непременный атрибут новогоднего праздника. 
Первого января дети, подходя к родным и близким, слегка ударяя палочками, поздравляют с праздником.
Описание слайда:
Новый год в Болгарии В Болгарии в канун Нового года приобретают кизиловые палочки – непременный атрибут новогоднего праздника. Первого января дети, подходя к родным и близким, слегка ударяя палочками, поздравляют с праздником.

Слайд 97






С последним ударом часов уходящего года во всех домах на 3 минуты гаснут огни: это минуты новогодних поцелуев, которые заменяют тосты. 
Болгары радуются, если за столом кто-то чихнет. Говорят, это приносит удачу.
Описание слайда:
С последним ударом часов уходящего года во всех домах на 3 минуты гаснут огни: это минуты новогодних поцелуев, которые заменяют тосты. Болгары радуются, если за столом кто-то чихнет. Говорят, это приносит удачу.

Слайд 98





Новый год на Британских островах
На Британских островах имеет большое распространение обычай «впуска Нового года». Это как бы символический рубеж перехода от прошлой жизни к новой, к будущему. 
  
Описание слайда:
Новый год на Британских островах На Британских островах имеет большое распространение обычай «впуска Нового года». Это как бы символический рубеж перехода от прошлой жизни к новой, к будущему.   

Слайд 99






Обычай впуска Нового года заключается в том, что когда часы бьют двенадцать, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.
Описание слайда:
Обычай впуска Нового года заключается в том, что когда часы бьют двенадцать, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.

Слайд 100





Новый год в Шотландии
В Шотландии праздник Нового года называют Хогмани. 
По обычаю, на новогоднюю ночь поджигают бочки с дегтем и катят их по улицам, сжигая, таким образом, старый год и приглашая новый.
  
Описание слайда:
Новый год в Шотландии В Шотландии праздник Нового года называют Хогмани. По обычаю, на новогоднюю ночь поджигают бочки с дегтем и катят их по улицам, сжигая, таким образом, старый год и приглашая новый.   

Слайд 101






Шотландцы считают, что от того, кто войдет первым в их дом в новом году, зависит удача или неудача в семье на весь следующий год. 
Большую удачу, по их мнению, приносит темноволосый мужчина, который вносит в дом подарки.
Описание слайда:
Шотландцы считают, что от того, кто войдет первым в их дом в новом году, зависит удача или неудача в семье на весь следующий год. Большую удачу, по их мнению, приносит темноволосый мужчина, который вносит в дом подарки.

Слайд 102





Новый год в Бирме и Тайланде
Поскольку в Бирме и Таиланде наступление Нового года приходится на самое жаркое время, его приход отмечается фестивалем воды. 
Люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. Но обливание водой никого не обижает, ведь этот ритуал – пожелание счастья в Новом году.
  
Описание слайда:
Новый год в Бирме и Тайланде Поскольку в Бирме и Таиланде наступление Нового года приходится на самое жаркое время, его приход отмечается фестивалем воды. Люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. Но обливание водой никого не обижает, ведь этот ритуал – пожелание счастья в Новом году.   

Слайд 103





Новый год во Вьетнаме
В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды.
По преданию, на спине карпа плавает бог, который в Новый год отправляется на небеса, чтобы поведать там, как живут люди на Земле.
 
Описание слайда:
Новый год во Вьетнаме В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды. По преданию, на спине карпа плавает бог, который в Новый год отправляется на небеса, чтобы поведать там, как живут люди на Земле.  

Слайд 104





Новый год на Кубе
На Кубе перед Новым годом все наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее через открытые окна на улицу.
Описание слайда:
Новый год на Кубе На Кубе перед Новым годом все наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее через открытые окна на улицу.

Слайд 105






Это означает, что старый новый год счастливо закончился и кубинцы желают друг другу, чтобы и новый был таким же ясным и чистым, как вода.
Описание слайда:
Это означает, что старый новый год счастливо закончился и кубинцы желают друг другу, чтобы и новый был таким же ясным и чистым, как вода.

Слайд 106






Часы в Новый Год на Кубе бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно встретить праздник вместе со всеми.
Описание слайда:
Часы в Новый Год на Кубе бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно встретить праздник вместе со всеми.

Слайд 107





Традиция 
Традиция – все то, что унаследовано от предшественников. 
В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.
Описание слайда:
Традиция Традиция – все то, что унаследовано от предшественников. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Слайд 108






Основными компетенциями культурных традиций являются трансляция социального опыта и  регуляция межличностных отношений.
Описание слайда:
Основными компетенциями культурных традиций являются трансляция социального опыта и регуляция межличностных отношений.

Слайд 109






Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага.
Описание слайда:
Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага.

Слайд 110






Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке. 
Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.
Описание слайда:
Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.

Слайд 111





Примеры традиций
Примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых. 
В Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить. 
Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть.
Описание слайда:
Примеры традиций Примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых. В Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить. Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть.

Слайд 112






И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение. 
Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.
Описание слайда:
И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение. Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.

Слайд 113





Обряды
Разновидностью традиции является обряд. 
Он характеризует не избирательные, а массовые действия.
Описание слайда:
Обряды Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Слайд 114






Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. 
В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. 
Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.
Описание слайда:
Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Слайд 115






Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, имянаречение), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).
Описание слайда:
Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, имянаречение), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Слайд 116





Примеры обрядов
Амазонское племя индейцев сатеремаве использует для проведения обряда инициации мальчиков-подростков рукавицу, заполненную муравьями-пулями, чей яд в 20 раз сильнее укуса обычной осы.
Многие мальчики во время обряда теряют сознание, а их тела сотрясаются в конвульсиях. Боль от укуса муравья действует не менее 24 часов.
Описание слайда:
Примеры обрядов Амазонское племя индейцев сатеремаве использует для проведения обряда инициации мальчиков-подростков рукавицу, заполненную муравьями-пулями, чей яд в 20 раз сильнее укуса обычной осы. Многие мальчики во время обряда теряют сознание, а их тела сотрясаются в конвульсиях. Боль от укуса муравья действует не менее 24 часов.

Слайд 117





Обряд раскуривания трубки мира
В качестве примера можно привести распространенный у народов Северной Америки обряд раскуривания трубки мира. 
Трубка мира – священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие.
Наиболее древние обряды, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия.
Описание слайда:
Обряд раскуривания трубки мира В качестве примера можно привести распространенный у народов Северной Америки обряд раскуривания трубки мира. Трубка мира – священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие. Наиболее древние обряды, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия.

Слайд 118






Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. 
Наиболее почитаемый человек – военный предводитель, вождь или старейшина – раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. 
Тот делал несколько затяжек и передавал соседу.
Описание слайда:
Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек – военный предводитель, вождь или старейшина – раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу.

Слайд 119






Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями.
Описание слайда:
Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями.

Слайд 120






Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали обряд, аналогичный ритуалу вызывания дождя: садились по кругу и раскуривали трубку мира.
Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие обряды во время церемоний заключения перемирия, так и называли священную трубку индейцев  – «трубка мира».
Описание слайда:
Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали обряд, аналогичный ритуалу вызывания дождя: садились по кругу и раскуривали трубку мира. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие обряды во время церемоний заключения перемирия, так и называли священную трубку индейцев  – «трубка мира».

Слайд 121





Иллюстрация 8
Описание слайда:
Иллюстрация 8

Слайд 122





2.3.4. Церемония и ритуал 
Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат.
Описание слайда:
2.3.4. Церемония и ритуал Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат.

Слайд 123






Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. 
Коронование – яркий пример важной для общества церемонии.
Описание слайда:
Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование – яркий пример важной для общества церемонии.

Слайд 124





Иллюстрация 9
Описание слайда:
Иллюстрация 9

Слайд 125





Ритуал 
Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого.
Описание слайда:
Ритуал Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого.

Слайд 126






Ритуал обладает символическим значением. 
Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. 
Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ритуала.
Описание слайда:
Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ритуала.

Слайд 127






Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. 
Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов – ожидание команды «Взлет разрешен».
Описание слайда:
Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов – ожидание команды «Взлет разрешен».

Слайд 128






Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п. 
Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.
Описание слайда:
Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

Слайд 129





Пример ритуала
История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.). 
Ходить по горящим углям и даже плясать могут на всех континентах.
Описание слайда:
Пример ритуала История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.). Ходить по горящим углям и даже плясать могут на всех континентах.

Слайд 130






Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары.
Описание слайда:
Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары.

Слайд 131






На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.
Описание слайда:
На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

Слайд 132





2.3.5. Нравы и запреты 
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.
Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.
Описание слайда:
2.3.5. Нравы и запреты Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

Слайд 133






От этого слова происходит понятие «нравственность» – этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. 
Латинское слово «moralis» означает «нравственный».
Описание слайда:
От этого слова происходит понятие «нравственность» – этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово «moralis» означает «нравственный».

Слайд 134





Табу 
Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. 
Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм.
Описание слайда:
Табу Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм.

Слайд 135






В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.
Описание слайда:
В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.

Слайд 136






Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
Описание слайда:
Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

Слайд 137





2.3.6. Закон и право 
Закон – это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
Описание слайда:
2.3.6. Закон и право Закон – это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.

Слайд 138






Слово «право» (jus) получило своё название от латинского juslitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела.
Описание слайда:
Слово «право» (jus) получило своё название от латинского juslitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела.

Слайд 139





Норма, право и обычай
Чем различаются норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая.
Описание слайда:
Норма, право и обычай Чем различаются норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая.

Слайд 140






Конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. 
Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.
Описание слайда:
Конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

Слайд 141






По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. 
Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. 
Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.
Описание слайда:
По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.

Слайд 142






В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. 
В традиционном Китае разводы были редкими. 
Существовала норма – отрицательное отношение к ним. 
Высшей ценностью являлось продолжение семьи.
Описание слайда:
В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Существовала норма – отрицательное отношение к ним. Высшей ценностью являлось продолжение семьи.

Слайд 143






Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.
Описание слайда:
Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.

Слайд 144





2.3.7. Вкус, увлечения и мода
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. 
Здесь нет свободы выбора. 
Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.
Описание слайда:
2.3.7. Вкус, увлечения и мода Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.

Слайд 145






Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. 
Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться.
Описание слайда:
Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться.

Слайд 146






Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.
Описание слайда:
Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Слайд 147






Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие. 
У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.
Описание слайда:
Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.

Слайд 148






Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
Описание слайда:
Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Слайд 149





Мода 
Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. 
Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы – в одежде, питании, поведении и т. п.
Описание слайда:
Мода Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы – в одежде, питании, поведении и т. п.

Слайд 150






Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. 
Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду.
Описание слайда:
Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду.

Слайд 151






Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелкам можно назвать и модой, и увлечением.
Описание слайда:
Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелкам можно назвать и модой, и увлечением.

Слайд 152






В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы. 
Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы – символ массовой культуры.
Описание слайда:
В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы – символ массовой культуры.

Слайд 153






Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.
Описание слайда:
Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Слайд 154






В отличие от обычаев и нравов – устойчивых и долговременных социальных норм – мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения.
Описание слайда:
В отличие от обычаев и нравов – устойчивых и долговременных социальных норм – мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения.

Слайд 155






Мода – периодическая смена образцов массового поведения.
Описание слайда:
Мода – периодическая смена образцов массового поведения.

Слайд 156






Обычай ориентирован на традиции, а мода – на современность, обновление нововведения.
Описание слайда:
Обычай ориентирован на традиции, а мода – на современность, обновление нововведения.

Слайд 157





3. Инкультурация
Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется инкультурацией. 

Инкультурация – это усвоение индивидом системы определенных представлений.
Описание слайда:
3. Инкультурация Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется инкультурацией. Инкультурация – это усвоение индивидом системы определенных представлений.

Слайд 158





Содержание процесса инкультурации
Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
Описание слайда:
Содержание процесса инкультурации Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

Слайд 159






Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
Описание слайда:
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков: жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

Слайд 160






личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
Описание слайда:
личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

Слайд 161






социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
Описание слайда:
социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

Слайд 162






восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.
Описание слайда:
восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Слайд 163





Стадии инкультурации
В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).
Описание слайда:
Стадии инкультурации В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Слайд 164






Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей.
Описание слайда:
Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей.

Слайд 165






В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.
Описание слайда:
В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

Слайд 166





Инкультурация и воспитание
Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.
Описание слайда:
Инкультурация и воспитание Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.

Слайд 167






По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок.
Описание слайда:
По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок.

Слайд 168






Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. 
Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично.
Описание слайда:
Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично.

Слайд 169






Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. 
Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.
Описание слайда:
Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.

Слайд 170





Вторичная стадия инкультурации
Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, и характеризуется принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.
Описание слайда:
Вторичная стадия инкультурации Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, и характеризуется принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Слайд 171






На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе,
Описание слайда:
На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе,

Слайд 172






он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям.
Описание слайда:
он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям.

Слайд 173





Результат инкультурации
Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры. 
Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет».
Описание слайда:
Результат инкультурации Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет».

Слайд 174






Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба.
Описание слайда:
Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба.

Слайд 175






Иными словами, индивид может принимать или не принимать то, что ему дает культура. 
Он получает доступ к дискуссии и творчеству.
Описание слайда:
Иными словами, индивид может принимать или не принимать то, что ему дает культура. Он получает доступ к дискуссии и творчеству.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию