🗊Презентация Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №1Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №2Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №3Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №4Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №5Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №6Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №7Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №8Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №9Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №10Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №11Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №12Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №13Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №14Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №15Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №16Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №17Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №18Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №19Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №20Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №21Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №22Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №23Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №24Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №25Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №26Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №27Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №28Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №29Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №30Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №31Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №32Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №33Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №34Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №35Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №36Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №37Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №38Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №39Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №40Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №41Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №42Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №43Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3, слайд №44

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3. Доклад-сообщение содержит 44 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ
Лекция 3
Описание слайда:
Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ Лекция 3

Слайд 2





Развитая флективность РЯ
 падежная форма выражается разными окончаниями (в парке, в лесу, в степи);
 падежная форма может иметь разные значения (читать книгу неделю; есть с другом кашу с маслом с удовольствием)
 1 значение выражают разные падежные формы (в апреле, 10 марта, в четверг);
 1 падеж употребляется с разными предлогами (в школу, за неделю, на месяц);
 1 предлог может управлять разными падежами (с братом, с брата, с почты)
 расхождение форм и значений с системой родного яз.
Описание слайда:
Развитая флективность РЯ падежная форма выражается разными окончаниями (в парке, в лесу, в степи); падежная форма может иметь разные значения (читать книгу неделю; есть с другом кашу с маслом с удовольствием) 1 значение выражают разные падежные формы (в апреле, 10 марта, в четверг); 1 падеж употребляется с разными предлогами (в школу, за неделю, на месяц); 1 предлог может управлять разными падежами (с братом, с брата, с почты) расхождение форм и значений с системой родного яз.

Слайд 3





Типы сочетаний
Именные (словарь друга, старый друг);
Глагольные (желать спать, идти обедать);
Глагольно-именные (звонить другу, учиться с желанием) – самый сложный тип связи.
Глагольное управление! Глаголы учить с управлением (завидовать – кому/чему, есть что – чем, состоять из чего/кого, в чем)
Описание слайда:
Типы сочетаний Именные (словарь друга, старый друг); Глагольные (желать спать, идти обедать); Глагольно-именные (звонить другу, учиться с желанием) – самый сложный тип связи. Глагольное управление! Глаголы учить с управлением (завидовать – кому/чему, есть что – чем, состоять из чего/кого, в чем)

Слайд 4





Факторы, влияющие на формирование предложно-падежных словосочетаний:
грамматический: читать книгу – чтение книги, 
структурный: войти в, отойти от, дойти до, прийти в, на, к
лексический: в сентябре – в понедельник; 10 марта
структурно-семантический: писать с ошибками – писать красивым почерком, приезжайте на лето – приезжайте на следующее лето, сказать с улыбкой – улыбнуться грустной улыбкой.
Описание слайда:
Факторы, влияющие на формирование предложно-падежных словосочетаний: грамматический: читать книгу – чтение книги, структурный: войти в, отойти от, дойти до, прийти в, на, к лексический: в сентябре – в понедельник; 10 марта структурно-семантический: писать с ошибками – писать красивым почерком, приезжайте на лето – приезжайте на следующее лето, сказать с улыбкой – улыбнуться грустной улыбкой.

Слайд 5





работа ведется на всех этапах обучения РКИ
НЭО – знакомство с формами и значениями; 
СЭО – систематизация грамматики – по значению (время, место, признак в РЯ можно выразить…) или форме (Род. п. имеет значения, употребляется с предлогами…). 
ПЭО – более сложный материал (синоним., антонимия, стилистика конструкций).
Описание слайда:
работа ведется на всех этапах обучения РКИ НЭО – знакомство с формами и значениями; СЭО – систематизация грамматики – по значению (время, место, признак в РЯ можно выразить…) или форме (Род. п. имеет значения, употребляется с предлогами…). ПЭО – более сложный материал (синоним., антонимия, стилистика конструкций).

Слайд 6





НЭО: глагольный тип введения падежей
Звонить, дать, сказать, помогать + дат.п. (способствовать, препятствовать, мешать); 
увлекаться, заниматься, гулять с +тв.п.
(любоваться, возмущаться, гордиться) Синонимы: говорить громким голосом – громко, Антонимы: кофе с молоком – без молока
У окна, около окна – у брата, около брата
Описание слайда:
НЭО: глагольный тип введения падежей Звонить, дать, сказать, помогать + дат.п. (способствовать, препятствовать, мешать); увлекаться, заниматься, гулять с +тв.п. (любоваться, возмущаться, гордиться) Синонимы: говорить громким голосом – громко, Антонимы: кофе с молоком – без молока У окна, около окна – у брата, около брата

Слайд 7





Отбор и организация изучения предложно-падежной системы:
- от легкого к трудному;
- от изученного к незнакомому;
- использовать активный, частотный материал;
- сначала общее, потом частности: ПРИ 1)время (при  Петре I, при социализме); 2)условие (при нагревании, при увеличении); 3) около, близко (при доме).
Описание слайда:
Отбор и организация изучения предложно-падежной системы: - от легкого к трудному; - от изученного к незнакомому; - использовать активный, частотный материал; - сначала общее, потом частности: ПРИ 1)время (при Петре I, при социализме); 2)условие (при нагревании, при увеличении); 3) около, близко (при доме).

Слайд 8





Порядок введения падежей:
6, 4, 2, 3, 5 (Овсиенко)
6, 4, 3, 2, 5 (Вагнер; Хавронина-Широченская)
4 неод., 6, 2, 4 одуш., 5, 3 (Хавронина – Харламова)
«Начало»: 2 (откуда), принадлежность, определение; 4 (объект, куда, время), 6 (место, о чем); 3 (адресат, возраст); 5 (совместность, орудие)
Чем определяется порядок введения? 
Дорога в Россию?
Описание слайда:
Порядок введения падежей: 6, 4, 2, 3, 5 (Овсиенко) 6, 4, 3, 2, 5 (Вагнер; Хавронина-Широченская) 4 неод., 6, 2, 4 одуш., 5, 3 (Хавронина – Харламова) «Начало»: 2 (откуда), принадлежность, определение; 4 (объект, куда, время), 6 (место, о чем); 3 (адресат, возраст); 5 (совместность, орудие) Чем определяется порядок введения? Дорога в Россию?

Слайд 9





Дорога в Россию: Падежи (+опережение) 
П.п. 8 (где: В - НА) (играть в футбол, в шахматы)
В.п. 9 (кого-что) (смотреть футбол по телевизору, играть на компьютере)
Куда – где  (В.п. – П.п.) 10
Р.п.   12  (+ где – куда – откуда)
Д.п. 13
Т.п. – 14 (кем – с кем) с чем (чем / оруд. – нет)
15 – повторение (с. 308 – 310)
Описание слайда:
Дорога в Россию: Падежи (+опережение) П.п. 8 (где: В - НА) (играть в футбол, в шахматы) В.п. 9 (кого-что) (смотреть футбол по телевизору, играть на компьютере) Куда – где (В.п. – П.п.) 10 Р.п. 12 (+ где – куда – откуда) Д.п. 13 Т.п. – 14 (кем – с кем) с чем (чем / оруд. – нет) 15 – повторение (с. 308 – 310)

Слайд 10





II часть, значения падежей
1 – Основные значения П.п. (объект мысли и речи; место; время)
2 . В.п.
3 – Р.п.
4 – Д. п.
5 – т. п.
6 – склонение сущ. (+ прилаг., мест.) во мн.ч.
Описание слайда:
II часть, значения падежей 1 – Основные значения П.п. (объект мысли и речи; место; время) 2 . В.п. 3 – Р.п. 4 – Д. п. 5 – т. п. 6 – склонение сущ. (+ прилаг., мест.) во мн.ч.

Слайд 11






5-ый падеж (творительный)      КЕМ? ЧЕМ?
 Стол, окно          ОН, ОНО (1-я модель) -   ОМ, -ЕМ;
Мама, папа          ОНА, ОН (2-я модель)  -   ОЙ/-ЕЙ  (ОЮ/ЕЮ);
Ночь, мать		ОНА  (3-я модель)          -ЬЮ

Кем?      Сын стал врачом (инженером, артистом, физиком).
		Отец работает учителем (юристом)
		Бабушка была певицей (учительницей)
	Сестра мечтает стать балериной (артисткой, музыкантом)
Чем?    Сяо Фэн пишет карандашом, а Цинь Вэй ручкой.
     Преподаватель пишет на доске мелом.  Китайцы  едят палочками. 	Суп нужно есть ложкой, а рыбу вилкой.
Брат серьёзно  занимается математикой (спортом, футболом).
Олег увлекается компьютером (биологией, шахматами, Пушкиным).  Поэт любуется ночью.
	Она интересуется театром (музыкой).
Описание слайда:
5-ый падеж (творительный) КЕМ? ЧЕМ? Стол, окно ОН, ОНО (1-я модель) - ОМ, -ЕМ; Мама, папа ОНА, ОН (2-я модель) - ОЙ/-ЕЙ (ОЮ/ЕЮ); Ночь, мать ОНА (3-я модель) -ЬЮ Кем? Сын стал врачом (инженером, артистом, физиком). Отец работает учителем (юристом) Бабушка была певицей (учительницей) Сестра мечтает стать балериной (артисткой, музыкантом) Чем? Сяо Фэн пишет карандашом, а Цинь Вэй ручкой. Преподаватель пишет на доске мелом. Китайцы едят палочками. Суп нужно есть ложкой, а рыбу вилкой. Брат серьёзно занимается математикой (спортом, футболом). Олег увлекается компьютером (биологией, шахматами, Пушкиным). Поэт любуется ночью. Она интересуется театром (музыкой).

Слайд 12






С КЕМ? (=И, ВМЕСТЕ)       Я готовил обед с мамой. Учил с другом.
	Внучка ходила в театр с бабушкой. Я иду с ним в кино. Ты знаком с Джоном? А с Таней? С кем ты разговариваешь? – С отцом. 
На улице я встретился с другом. Она гуляла в парке с собакой.
С ЧЕМ?       Гость пришёл с подарком (с цветами).
 (=КАКОЙ?)  По улице шли девушка с зонтиком и студент с книгой.
Чай с лимоном. Кофе с молоком. Каша с маслом. Суп с мясом (рыбой). Салат с капустой. Карандаш с ластиком. Рубашка с карманом.
	Поздравляю с праздником! С днём рожденья! С приездом! С Новым годом!
С интересом читаю новый журнал. С удовольствием (с радостью) знакомлюсь (иду в театр).  Со страхом иду на экзамен.
Описание слайда:
С КЕМ? (=И, ВМЕСТЕ) Я готовил обед с мамой. Учил с другом. Внучка ходила в театр с бабушкой. Я иду с ним в кино. Ты знаком с Джоном? А с Таней? С кем ты разговариваешь? – С отцом. На улице я встретился с другом. Она гуляла в парке с собакой. С ЧЕМ? Гость пришёл с подарком (с цветами). (=КАКОЙ?) По улице шли девушка с зонтиком и студент с книгой. Чай с лимоном. Кофе с молоком. Каша с маслом. Суп с мясом (рыбой). Салат с капустой. Карандаш с ластиком. Рубашка с карманом. Поздравляю с праздником! С днём рожденья! С приездом! С Новым годом! С интересом читаю новый журнал. С удовольствием (с радостью) знакомлюсь (иду в театр). Со страхом иду на экзамен.

Слайд 13





ГДЕ? 
НАД чем? (кем?) Над Томском летит самолёт.
	    ПОД чем? (кем?)   Под улицей – метро, под домом – гараж. Под нами живут Ивановы.
	ПЕРЕД кем?  Перед Олегом сидит Таня, перед Таней –Борис.
ПЕРЕД чем?  Перед университетом (почтой) растут цветы.
----Перед субботой – пятница, перед летом – весна, перед ночью – вечер.
ЗА кем?    Таня сидит за Борисом, за Таней – Олег.
ЗА чем? За почтой расположен музей. За домом растёт дерево. 
----За весной идёт лето, за летом – осень, за осенью – зима, а за зимой – снова весна.
Описание слайда:
ГДЕ? НАД чем? (кем?) Над Томском летит самолёт. ПОД чем? (кем?) Под улицей – метро, под домом – гараж. Под нами живут Ивановы. ПЕРЕД кем? Перед Олегом сидит Таня, перед Таней –Борис. ПЕРЕД чем? Перед университетом (почтой) растут цветы. ----Перед субботой – пятница, перед летом – весна, перед ночью – вечер. ЗА кем? Таня сидит за Борисом, за Таней – Олег. ЗА чем? За почтой расположен музей. За домом растёт дерево. ----За весной идёт лето, за летом – осень, за осенью – зима, а за зимой – снова весна.

Слайд 14





НЭО, др. вариант: 
1 концентр: вин. – прямой объект, место, время; род. – дата, мера, количество; 
2 концентр: предл. изъяснительный (о чём?), род. – откуда; 
3 концентр – дат. адресата, тв. – совместности; 
4 концентр – род. – нет, у; дат. + к, тв.– цели (за словарем, за подругой).
Описание слайда:
НЭО, др. вариант: 1 концентр: вин. – прямой объект, место, время; род. – дата, мера, количество; 2 концентр: предл. изъяснительный (о чём?), род. – откуда; 3 концентр – дат. адресата, тв. – совместности; 4 концентр – род. – нет, у; дат. + к, тв.– цели (за словарем, за подругой).

Слайд 15





Кузьмина Е.С. РЯ быстро (инновационный УМК для интенсивного изучения РКИ на этапе довузовской подготовки). М.: РУДН, 2008. 149 с.
Здесь же: описание курса, программа и электронный учебник.
9 уроков. 200-250 час. Инновационность: 
− сознательно-коммуникативная направленность обучения;
− личностно-ориентированный подход;
− комплексное овладение видами речевой деятельности;
− учёт языка учащихся.
Описание слайда:
Кузьмина Е.С. РЯ быстро (инновационный УМК для интенсивного изучения РКИ на этапе довузовской подготовки). М.: РУДН, 2008. 149 с. Здесь же: описание курса, программа и электронный учебник. 9 уроков. 200-250 час. Инновационность: − сознательно-коммуникативная направленность обучения; − личностно-ориентированный подход; − комплексное овладение видами речевой деятельности; − учёт языка учащихся.

Слайд 16





Базовая часть УМК, к нему (в эти 149 стр.)
книга для чтения «Занимательные тексты»,
глагольный минимум «501 русский глагол», сборник упражнений «Занимайся сам».
1 – 2 месяца занятий, для англоговорящих
800 слов, из них 160 глаголов. 
Для начинающих изучать РЯ или корректировочный курс для тех, кто недостаточно хорошо усвоил основы РЯ.
Описание слайда:
Базовая часть УМК, к нему (в эти 149 стр.) книга для чтения «Занимательные тексты», глагольный минимум «501 русский глагол», сборник упражнений «Занимайся сам». 1 – 2 месяца занятий, для англоговорящих 800 слов, из них 160 глаголов. Для начинающих изучать РЯ или корректировочный курс для тех, кто недостаточно хорошо усвоил основы РЯ.

Слайд 17





Содержание уроков
1. Я хочу говорить по-русски. Время глаголов; род, число. Структурная схема предложения с вопросами КТО? КАК? ГДЕ? ОТКУДА?
2. Я живу в Москве. Прош.вр. ГДЕ? ЧТО? СКОЛЬКО? СПП.
3. Я учусь в университете. Вид глаг. СПП – потому что. 
4. Я учу РЯ. Буд.вр. Должен, должна, должны + глаг. (писать, был писать, буду писать). СПП с КОГДА, ЕСЛИ, ЧТОБЫ.
Описание слайда:
Содержание уроков 1. Я хочу говорить по-русски. Время глаголов; род, число. Структурная схема предложения с вопросами КТО? КАК? ГДЕ? ОТКУДА? 2. Я живу в Москве. Прош.вр. ГДЕ? ЧТО? СКОЛЬКО? СПП. 3. Я учусь в университете. Вид глаг. СПП – потому что. 4. Я учу РЯ. Буд.вр. Должен, должна, должны + глаг. (писать, был писать, буду писать). СПП с КОГДА, ЕСЛИ, ЧТОБЫ.

Слайд 18






5. Учебник РЯ. Понятие о падеже. Система русских падежей (все, все знач.)
6. Погода в Москве. Части речи. Прилаг.. Мест. Вин. п. (кого – что), род. (чей), тв. – с кем/чем. СПП с ЕСЛИ.
7. Я хочу домой. Пр.п. (о чем), род. – когда, дат. – адресат. СПП – который, поэтому, чтобы.
Описание слайда:
5. Учебник РЯ. Понятие о падеже. Система русских падежей (все, все знач.) 6. Погода в Москве. Части речи. Прилаг.. Мест. Вин. п. (кого – что), род. (чей), тв. – с кем/чем. СПП с ЕСЛИ. 7. Я хочу домой. Пр.п. (о чем), род. – когда, дат. – адресат. СПП – который, поэтому, чтобы.

Слайд 19






8. Они любят русскую литературу. Вин – одуш. и неод. Пр.п. – о чем, где, когда. Род. – с отрицан., предлогами У, для… Дат., тв.
9. Хороший рецепт. Количественные и порядковые числительные от 1 до 100. Систематизация всех падежей и их значений. Существительные, прилагательные и местоимения во всех падежах в единственном и множественном числе.
Описание слайда:
8. Они любят русскую литературу. Вин – одуш. и неод. Пр.п. – о чем, где, когда. Род. – с отрицан., предлогами У, для… Дат., тв. 9. Хороший рецепт. Количественные и порядковые числительные от 1 до 100. Систематизация всех падежей и их значений. Существительные, прилагательные и местоимения во всех падежах в единственном и множественном числе.

Слайд 20





проблемы
Когда давать прилагательные и местоимения? Вместе с падежами существительных или отдельно (одновременно или последовательно)?
Когда давать мн. ч.? 
Им. падеж.  Когда употребляется? К каким конструкциям привлекать внимание?
Описание слайда:
проблемы Когда давать прилагательные и местоимения? Вместе с падежами существительных или отдельно (одновременно или последовательно)? Когда давать мн. ч.? Им. падеж. Когда употребляется? К каким конструкциям привлекать внимание?

Слайд 21





В.Н. Вагнер
После изучения вин. п. учащиеся неправильно заменяют им.п. винительным или вин. им-ым (на скамейке сидела "девушку", я читаю "книга"). : англофоны и франкофоны не сразу и не всегда ощущают различие подлежащего и прямого дополнения.
Описание слайда:
В.Н. Вагнер После изучения вин. п. учащиеся неправильно заменяют им.п. винительным или вин. им-ым (на скамейке сидела "девушку", я читаю "книга"). : англофоны и франкофоны не сразу и не всегда ощущают различие подлежащего и прямого дополнения.

Слайд 22





Обращать внимание на перевод
Студент читает.       The student is reading.
Читает студент.      It is a student who is reading.
Картина висит справа.   The picture is on the 					right.
Справа висит картина. There is a picture on the 					right.
Им. п. – через предл. п.: Врач работает в больнице (где?); На столе (что лежит?) лежит книга.
!!! Мне нравится кто/что – Я люблю кого/что.
Его (ее) зовут – Он (она) называется
Описание слайда:
Обращать внимание на перевод Студент читает. The student is reading. Читает студент. It is a student who is reading. Картина висит справа. The picture is on the right. Справа висит картина. There is a picture on the right. Им. п. – через предл. п.: Врач работает в больнице (где?); На столе (что лежит?) лежит книга. !!! Мне нравится кто/что – Я люблю кого/что. Его (ее) зовут – Он (она) называется

Слайд 23





Как вводить падежи? 
указывать на закономерности сочетания слов (движение требует цели – куда?, глаголы физического действия – объект, орудие, место…);
- раскрывать семантику форм с помощью синонимов и антонимов;
- разграничивать значение одинаковых форм (есть с другом кашу с маслом с удовольствием);
 вводить предложно-падежные сочетание в рамках определенных лексико-грамматических групп;
 активно вводить конструкции в речь;
 постепенно формировать представление о стилевых различиях конструкций: о друге - про друга; узнать от друга, из газет, у прохожего
Описание слайда:
Как вводить падежи? указывать на закономерности сочетания слов (движение требует цели – куда?, глаголы физического действия – объект, орудие, место…); - раскрывать семантику форм с помощью синонимов и антонимов; - разграничивать значение одинаковых форм (есть с другом кашу с маслом с удовольствием); вводить предложно-падежные сочетание в рамках определенных лексико-грамматических групп; активно вводить конструкции в речь; постепенно формировать представление о стилевых различиях конструкций: о друге - про друга; узнать от друга, из газет, у прохожего

Слайд 24





Г.А. Битехтина, Н.Н. Луцкая. Предложное и беспредложное управление (для болгар). М.. 1960. 255 с.
Род. без предлога
1)принадлежности (чей?) дом отца, планы сестры
2)определения (какой?)  шум леса, звуки моря
3)объект действия после отглагольных сущ-ых: исследование Луны
4)носитель признака: доброта отца, хитрость лисы
5)объект после: полон, достоин, чужд: ведро полно воды
6)после сравнительной степени: выше дома
7)после количественных слов много, мало, стакан, метр, 5, 12…
8) объект при переходных глаголах с отрицанием: не читал книги
9)нет, не было, не будет
10)даты : третьего мая 2011 года
11)часть целого после переходных глаголов:  купил хлеба и сметаны
Описание слайда:
Г.А. Битехтина, Н.Н. Луцкая. Предложное и беспредложное управление (для болгар). М.. 1960. 255 с. Род. без предлога 1)принадлежности (чей?) дом отца, планы сестры 2)определения (какой?) шум леса, звуки моря 3)объект действия после отглагольных сущ-ых: исследование Луны 4)носитель признака: доброта отца, хитрость лисы 5)объект после: полон, достоин, чужд: ведро полно воды 6)после сравнительной степени: выше дома 7)после количественных слов много, мало, стакан, метр, 5, 12… 8) объект при переходных глаголах с отрицанием: не читал книги 9)нет, не было, не будет 10)даты : третьего мая 2011 года 11)часть целого после переходных глаголов: купил хлеба и сметаны

Слайд 25





глаголы
Бояться
Добиваться-добиться
Достигать-достичь
Ждать
 Желать-пожелать
Избегать-избежать
Касаться-коснуться
Лишать-лишить
Лишаться-лишиться
Опасаться
Остерегаться
Просить-попросить
Пугаться-испугаться
Слушаться-послушаться
Стесняться
Стыдиться
Требовать-потребовать
Хотеть-захотеть
Описание слайда:
глаголы Бояться Добиваться-добиться Достигать-достичь Ждать Желать-пожелать Избегать-избежать Касаться-коснуться Лишать-лишить Лишаться-лишиться Опасаться Остерегаться Просить-попросить Пугаться-испугаться Слушаться-послушаться Стесняться Стыдиться Требовать-потребовать Хотеть-захотеть

Слайд 26





Род. с предлогами
ДО: 1)предел а)пространства (до Киева)
		Б)времени (до субботы)
		В)количества (до 50 человек)
2)предшествование: до революции, до тебя
ОТ: 1)начало (от окна, от 2 до 4)
2)источник действия (от матери)
3)причина (от усталости)
4)против (вакцина от гриппа, таблетки от головы)
5)дата (приказ от 5 сентября)
защищать(ся), прятать(ся), скрыват(ся), отставать, зависеть, отказать(ся), отстранить(ся), отличить(ся), освободить(ся), удержать(ся)
Описание слайда:
Род. с предлогами ДО: 1)предел а)пространства (до Киева) Б)времени (до субботы) В)количества (до 50 человек) 2)предшествование: до революции, до тебя ОТ: 1)начало (от окна, от 2 до 4) 2)источник действия (от матери) 3)причина (от усталости) 4)против (вакцина от гриппа, таблетки от головы) 5)дата (приказ от 5 сентября) защищать(ся), прятать(ся), скрыват(ся), отставать, зависеть, отказать(ся), отстранить(ся), отличить(ся), освободить(ся), удержать(ся)

Слайд 27






ДЛЯ: 1)направление, в пользу (для тебя)
2)цель (для изучения)
3)назначение (альбом для рисования. Одежда для отдыха)
ИЗ: 1)место исхода
2)источник сведений (из газет)
3)источник происхождения (он из дворян)
4)материал (дом из кирпича)
5)причина (из скромности)
6)часть из целого (один из нас)
Описание слайда:
ДЛЯ: 1)направление, в пользу (для тебя) 2)цель (для изучения) 3)назначение (альбом для рисования. Одежда для отдыха) ИЗ: 1)место исхода 2)источник сведений (из газет) 3)источник происхождения (он из дворян) 4)материал (дом из кирпича) 5)причина (из скромности) 6)часть из целого (один из нас)

Слайд 28






ИЗ-ЗА: 1)место (из-под стола, из-под Киева)
2)предназначение – предмет, освобожденный от чего-то (пакет из-под сока)
С: 1)место (с почты)
2)время (с 5 до 6)
3) причина (с горя)
… перевести с русского на китайский, копия с картины, налоги с населения
У: 1) возле, около (у стола, у моря)
2)Место нахождения (был у врача)
3)значение принадлежности (у меня)
4)источник происхождения : просить, отнять, взять, украсть (у брата книгу)
Описание слайда:
ИЗ-ЗА: 1)место (из-под стола, из-под Киева) 2)предназначение – предмет, освобожденный от чего-то (пакет из-под сока) С: 1)место (с почты) 2)время (с 5 до 6) 3) причина (с горя) … перевести с русского на китайский, копия с картины, налоги с населения У: 1) возле, около (у стола, у моря) 2)Место нахождения (был у врача) 3)значение принадлежности (у меня) 4)источник происхождения : просить, отнять, взять, украсть (у брата книгу)

Слайд 29






БЕЗ: 1)отсутствие (каша без масла, рубашка без карманов)
+ без удовольствия; день без дождя
НАКАНУНЕ = перед (накануне Нового года)
ПОСЛЕ (после дождя)
СРЕДИ = в середине (среди ночи, среди людей)
Описание слайда:
БЕЗ: 1)отсутствие (каша без масла, рубашка без карманов) + без удовольствия; день без дождя НАКАНУНЕ = перед (накануне Нового года) ПОСЛЕ (после дождя) СРЕДИ = в середине (среди ночи, среди людей)

Слайд 30





Дат.п.
1)адресат (писать Тане, говорить шкафу);
2)безличн.предложения (мне хочется, спортсменам собраться, детям нельзя (можно, нужно) давать спички; ему скучно, ей некуда (незачем, нечего) спешить;
3)верный (верен, благодарен, рад, подобен) + дат.;
4)возраст
Описание слайда:
Дат.п. 1)адресат (писать Тане, говорить шкафу); 2)безличн.предложения (мне хочется, спортсменам собраться, детям нельзя (можно, нужно) давать спички; ему скучно, ей некуда (незачем, нечего) спешить; 3)верный (верен, благодарен, рад, подобен) + дат.; 4)возраст

Слайд 31





глаголы
Верить – поверить
Возражать – возразить
Вредить – навредить
Дарить
Желать
Мешать
Обещать
Объяснять
Помогать
Принадлежать
Радоваться
Угрожать 
Сочувствовать
Описание слайда:
глаголы Верить – поверить Возражать – возразить Вредить – навредить Дарить Желать Мешать Обещать Объяснять Помогать Принадлежать Радоваться Угрожать Сочувствовать

Слайд 32





предлоги
К берегу, к врачу; к 3-м часам, к вечеру; к сожалению (стыду, счастью); готовиться к экзамену (объект);
ПО: по лесу, стучать по дереву; по субботам; учитель по русскому языку; всем по яблоку; по глупости; по указу Петра 1; 
Благодаря совету; вопреки, наперекор совету; навстречу шторму; согласно плану
Описание слайда:
предлоги К берегу, к врачу; к 3-м часам, к вечеру; к сожалению (стыду, счастью); готовиться к экзамену (объект); ПО: по лесу, стучать по дереву; по субботам; учитель по русскому языку; всем по яблоку; по глупости; по указу Петра 1; Благодаря совету; вопреки, наперекор совету; навстречу шторму; согласно плану

Слайд 33





Вин.п.
В: в Крым; в 5 часов; в месяц; в 2 раза больше;
НА: на Кавказ, на месяц; на 2 года старше; деньги на свадьбу; походить, сердиться, влиять, надеяться, жаловаться НА
ЗА: за дверь; бороться за мир; хвалить за результаты; за друга; за год; за услугу; за 5 минут до звонка; 
ПОД: под стол; комната под библиотеку; под Новый год; под музыку;
ПО: по июнь; по колено в воде (сыт по горло, влюбиться по уши); по грибы; 
С:  с неделю; с дом;
О: разбиться о скалы, о быт
Описание слайда:
Вин.п. В: в Крым; в 5 часов; в месяц; в 2 раза больше; НА: на Кавказ, на месяц; на 2 года старше; деньги на свадьбу; походить, сердиться, влиять, надеяться, жаловаться НА ЗА: за дверь; бороться за мир; хвалить за результаты; за друга; за год; за услугу; за 5 минут до звонка; ПОД: под стол; комната под библиотеку; под Новый год; под музыку; ПО: по июнь; по колено в воде (сыт по горло, влюбиться по уши); по грибы; С: с неделю; с дом; О: разбиться о скалы, о быт

Слайд 34





Творит. п.
С: я с другом, хлеб с маслом; дама с собачкой; с радостью; + бороться, сражаться, воевать…
НАД: над лесом; шутить, смеяться, работать, трудиться над;
ПОД: мостом; (+ под руководством, под знаменем, под впечатлением, под влиянием);
ПЕРЕД: перед домом; перед едой; 
ЗА: за домом; за книгой; за обедом; кто за мной? За неимением времени + следить, наблюдать, бежать, следовать, гнаться за;
МЕЖДУ: Томском и Новосибирском; лекциями; (меж ними всё рождало споры);
Описание слайда:
Творит. п. С: я с другом, хлеб с маслом; дама с собачкой; с радостью; + бороться, сражаться, воевать… НАД: над лесом; шутить, смеяться, работать, трудиться над; ПОД: мостом; (+ под руководством, под знаменем, под впечатлением, под влиянием); ПЕРЕД: перед домом; перед едой; ЗА: за домом; за книгой; за обедом; кто за мной? За неимением времени + следить, наблюдать, бежать, следовать, гнаться за; МЕЖДУ: Томском и Новосибирском; лекциями; (меж ними всё рождало споры);

Слайд 35





Предл. п.
В: доме; в январе; в горе; человек в очках;
НА: на траве; на днях; на самолете; на скрипке; на людях; на моих глазах;
ПРИ: при входе; при царе; при желании, при ветре; При свидетелях, говори при мне;
О(б): фильм о спортсменах;
ПО: по окончании, по завершении
Описание слайда:
Предл. п. В: доме; в январе; в горе; человек в очках; НА: на траве; на днях; на самолете; на скрипке; на людях; на моих глазах; ПРИ: при входе; при царе; при желании, при ветре; При свидетелях, говори при мне; О(б): фильм о спортсменах; ПО: по окончании, по завершении

Слайд 36





упражнения
Наблюдение (найти слова в данном падеже, определить значение падежной формы и предлога, задать вопрос)
Вставить предлог, дописать окончание сущ.
Ответить на вопросы, пересказать, составить свой рассказ
Трансформирование конструкции: каменный дом – дом из камня; детская комната –; сибирский город -; золотое кольцо - ; длинноногое животное - …
Описание слайда:
упражнения Наблюдение (найти слова в данном падеже, определить значение падежной формы и предлога, задать вопрос) Вставить предлог, дописать окончание сущ. Ответить на вопросы, пересказать, составить свой рассказ Трансформирование конструкции: каменный дом – дом из камня; детская комната –; сибирский город -; золотое кольцо - ; длинноногое животное - …

Слайд 37





Обобщение
От формы – к значению;
От значения – к форме 
Проблема – не только порядок падежей, их объяснение, но и ВЫБОР ПРЕДЛОГА:
В столе – на столе, в руке – на руке (на мосту, стадионе, площади, на улице, юге) 
На уроке, экскурсии, выставке // почте, фабрике, заводе, кухне: в театре на концерте 
В – IN (в Лондоне), НА –  ON (на острове),  AT (в школе)
Описание слайда:
Обобщение От формы – к значению; От значения – к форме Проблема – не только порядок падежей, их объяснение, но и ВЫБОР ПРЕДЛОГА: В столе – на столе, в руке – на руке (на мосту, стадионе, площади, на улице, юге) На уроке, экскурсии, выставке // почте, фабрике, заводе, кухне: в театре на концерте В – IN (в Лондоне), НА – ON (на острове), AT (в школе)

Слайд 38





ПЭО (СЭО):Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах, падежи!..(глаг. управл.). М., 2003. 187 с. 
Эмоц. отношение к лицу или событию (интересоваться, любоваться, гордиться…): -кто (возмущаться) чем – что (возмущать) кого
Источник получения предмета или информации (просить, покупать, отбирать, красть…): -кто (выиграть) у кого - кто (проиграть) кому  
          Ах, падежи! С.21, упр.26. 27
Состав предмета (состоять, входить в состав): что (содержать) что – что (содержаться) в чем      Ах, пад., упр.46-52, с.32-34
Описание слайда:
ПЭО (СЭО):Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах, падежи!..(глаг. управл.). М., 2003. 187 с. Эмоц. отношение к лицу или событию (интересоваться, любоваться, гордиться…): -кто (возмущаться) чем – что (возмущать) кого Источник получения предмета или информации (просить, покупать, отбирать, красть…): -кто (выиграть) у кого - кто (проиграть) кому Ах, падежи! С.21, упр.26. 27 Состав предмета (состоять, входить в состав): что (содержать) что – что (содержаться) в чем Ах, пад., упр.46-52, с.32-34

Слайд 39





Дополните предложения
Все обрадовались….        наступление тепла
Профессор гордился…     свои ученики
Он серьезно увлекся       моя сестра
Я поражался               его работоспособность 
Туристы любовались        древний собор
Она всегда завидует         чужая удача
Описание слайда:
Дополните предложения Все обрадовались…. наступление тепла Профессор гордился… свои ученики Он серьезно увлекся моя сестра Я поражался его работоспособность Туристы любовались древний собор Она всегда завидует чужая удача

Слайд 40





Подтвердите данные высказывания. Используйте глаголы с -СЯ
Образец: Отца возмущает неумение сына постоять за себя. – Да, отец возмущается неумением сына ….
1. Всех восхищает терпение Ольги в обращении с детьми. 2. Ирину интересует история Италии 18 в. 3.Людмилу возмутило грубое поведение Игоря. 4. Артёма увлекла игра, и он забыл об обеде.
Описание слайда:
Подтвердите данные высказывания. Используйте глаголы с -СЯ Образец: Отца возмущает неумение сына постоять за себя. – Да, отец возмущается неумением сына …. 1. Всех восхищает терпение Ольги в обращении с детьми. 2. Ирину интересует история Италии 18 в. 3.Людмилу возмутило грубое поведение Игоря. 4. Артёма увлекла игра, и он забыл об обеде.

Слайд 41





Дополните предложения, выбрав глагол.
1. (заинтересовать-заинтересоваться) Меня … статья о внеземных цивилизациях. Мой брат давно … этой проблемой. 2. (возмутить –возмутиться) Всех … бесцеремонность человека, случайно попавшего в наше общество.
Описание слайда:
Дополните предложения, выбрав глагол. 1. (заинтересовать-заинтересоваться) Меня … статья о внеземных цивилизациях. Мой брат давно … этой проблемой. 2. (возмутить –возмутиться) Всех … бесцеремонность человека, случайно попавшего в наше общество.

Слайд 42





Литература 
См. лекцию 
Аркадьева О.М. Употребление падежей в речи /НЭО/.М.:МГУ, 1976. 149с.
Вабов К. Изучение русской падежной системы в болгарской школе.-София, 1976,-70с.
Фахер Бланш. Обучение русской падежной системе арабоговорящих учащихся на начальном этапе. КД. М., 1986. (л-ра + упражн.)
Описание слайда:
Литература См. лекцию Аркадьева О.М. Употребление падежей в речи /НЭО/.М.:МГУ, 1976. 149с. Вабов К. Изучение русской падежной системы в болгарской школе.-София, 1976,-70с. Фахер Бланш. Обучение русской падежной системе арабоговорящих учащихся на начальном этапе. КД. М., 1986. (л-ра + упражн.)

Слайд 43





Практика (есть на www.twirpx.com
Прокопович Н.Н., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. М.: Русский язык, 1981. - 189 с.
Всеволодова М.В., Потапова Г.Б. Способы выражения временных отношений М.: Издательство МГУ, 1973. - 249 с. 
Андреева-Георг В.П., Толмачева В.Д. Русский глагол. Предложное и беспредложное управление. М. :"Русский язык", 1982. - 425 с.
Описание слайда:
Практика (есть на www.twirpx.com Прокопович Н.Н., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. М.: Русский язык, 1981. - 189 с. Всеволодова М.В., Потапова Г.Б. Способы выражения временных отношений М.: Издательство МГУ, 1973. - 249 с. Андреева-Георг В.П., Толмачева В.Д. Русский глагол. Предложное и беспредложное управление. М. :"Русский язык", 1982. - 425 с.

Слайд 44





д/з: местоимения
Подумать (вспомнить): какие местоим. и в связи с чем требуют внимания?
Дорога в Россию. Какие, в каком порядке?
Вагнер. С. 97 – 113. 
Остапенко: с. 63 – 74.
Описание слайда:
д/з: местоимения Подумать (вспомнить): какие местоим. и в связи с чем требуют внимания? Дорога в Россию. Какие, в каком порядке? Вагнер. С. 97 – 113. Остапенко: с. 63 – 74.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию