Описание слайда:
Теория Лоуэлла
Важнейшей инновацией, которую привнёс Лоуэлл в современную ему антропологию и разрабатывал в книгах о Японии, была теория национального духа. Лоуэлл рассуждал о триаде особенностей корейской культуры, которая обусловила медленный прогресс этой страны. Данному явлению была посвящена целая глава. Три принципа – таковы:
1. Обезличенность (impersonality). С точки зрения Лоуэлла, с этого состояния начинается эволюционное развитие человечества, но народы Азии («татарские народы» Tartar peoples, как он их называет) так и остались на этой стадии, тогда как французы, англичане и американцы эволюционировали далее, хотя бюрократическая система сохраняет черты обезличенности [p. 117].
2. Патриархальное устройство общества, которое по Лоуэллу также — пережиток глубокой древности. В то же время для него эта система — доказательство того, что китайское и корейское общество выросло из кочевого прошлого, в котором патриархальный строй обеспечивал защиту от внешних противников и обеспечивал приемлемый социальный климат [p. 118].
3. Положение женщины в обществе, проистекающее из двух предыдущих принципов [p. 118—119].
Анализу феномена обезличенности посвящена вся следующая глава. Ключом к пониманию этого феномена Лоуэлл полагал язык, но он подразумевал официальный китаизированный ханмун того времени, лишённый категории времени, пола и т.д. [p. 120—123]. Помимо языка и мышления, Лоуэлл анализировал экономику патриархального общества и пришёл к выводу, что отсутствие частного бизнеса также вносит лепту в формирование национального ха-рактера корейцев [4, p. 128]. Всё перечисленное в полной мере было раскрыто на материале Японии, а не Кореи, во второй книге Лоуэлла «The Soul of the Far East» (1888 г.).
Персиваль Лоуэлл недолго пробыл в Корее, притом, что всегда смотрел на эту страну с японской точки зрения. Многие его представления были откровенно ошибочны или основывались на общепринятых в XIX в. теориях (например, рассуждениях о неравенстве рас или делении человечества на «исторические» и «неисторические» народы). Тем не менее, Лоуэлл был тонким и добросовестным наблюдателем, поэтому его книги о Корее и Японии, пережив период забвения, возвращаются в качестве уникального документа, запечатлевшего эти страны в самом конце их существования в средневековой стадии развития. Особенно это касается книги «Чосон», поскольку она представляет собой иллюстрированный отчёт путешественника, заставшего народ Кореи накануне самых тяжёлых испытаний в его истории.