🗊Презентация Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №1Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №2Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №3Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №4Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №5Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №6Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №7Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №8Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №9Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №10Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №11Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №12Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №13Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №14Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №15Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №16Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №17Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №18Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №19Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №20

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





                                                    ПИСЬМЕННАЯ
                                                    НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ 
                                                  КОММУНИКАЦИЯ
Структурно-смысловая   организация текста                 научного   исследования 	
                                         Лекция 4
Описание слайда:
ПИСЬМЕННАЯ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Структурно-смысловая организация текста научного исследования Лекция 4

Слайд 2






















1. Понятийный аппарат  науки 
2. Логическая схема научного исследования
3. Структурные особенности научного              произведения
4. Аргументативная   база системы доказательств
 5. Обобщенная характеристика научного текста
 6. Содержательные особенности различных  жанров первичных текстов
 7. Вторичные тексты
Описание слайда:
1. Понятийный аппарат науки 2. Логическая схема научного исследования 3. Структурные особенности научного произведения 4. Аргументативная база системы доказательств 5. Обобщенная характеристика научного текста 6. Содержательные особенности различных жанров первичных текстов 7. Вторичные тексты

Слайд 3





  
	            1. Понятийный аппарат науки
Описание слайда:
1. Понятийный аппарат науки

Слайд 4








        


           2. Логическая схема  научного   			 	исследования  (первичного текста):

     1) Обоснование актуальности исследования.
     2) Выявление предмета (объекта) исследования.
     3) Выбор методов (методики) проведения    	исследования.
     4) Описание процесса исследования 	(эксперимента).
     5) Обсуждение результатов исследования.
     6) Формулирование выводов.
Описание слайда:
2. Логическая схема научного исследования (первичного текста): 1) Обоснование актуальности исследования. 2) Выявление предмета (объекта) исследования. 3) Выбор методов (методики) проведения исследования. 4) Описание процесса исследования (эксперимента). 5) Обсуждение результатов исследования. 6) Формулирование выводов.

Слайд 5





   
3. Структурные особенности научного произведения

Композиция – это строение, соотношение и взаимное   		расположение частей произведения. 
       
Первичный текст композиционно содержит две взаимосвязанные части: описательную и основную. 
В описательной части отражается ход научного исследования. Структурные элементы: 
введение: обоснование актуальности научной работы, предмет, избранный метод (методы) исследования и ожидаемый результат (гипотеза); здесь же может излагаться история вопроса и др.;
современное состояние вопроса.
В основной части научного произведения освещается методика и техника исследования, достигнутый результат. Каждая глава завершается выводами, работа  в целом – заключением.
Все материалы, не являющиеся важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.
Описание слайда:
3. Структурные особенности научного произведения Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения. Первичный текст композиционно содержит две взаимосвязанные части: описательную и основную. В описательной части отражается ход научного исследования. Структурные элементы: введение: обоснование актуальности научной работы, предмет, избранный метод (методы) исследования и ожидаемый результат (гипотеза); здесь же может излагаться история вопроса и др.; современное состояние вопроса. В основной части научного произведения освещается методика и техника исследования, достигнутый результат. Каждая глава завершается выводами, работа в целом – заключением. Все материалы, не являющиеся важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.

Слайд 6





   
3. Структурные особенности научного произведения
Рубрикация – это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.д. Простейшей рубрикой является абзац.     
  Абзац  –   самостоятельный элемент  текста, отдельное звено в общей динамике мысли и показатель перехода от одной мысли к другой (к следующему звену). 
  Каждый абзац имеет абзацный зачин, далее идет главная абзацная фраза, затем комментирующая часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы, и в завершение следует вывод.
 Иногда абзацный зачин является и главной фразой, а вывод, если комментирующая часть занимает два абзаца или более, может быть вынесен в отдельный абзац.
Описание слайда:
3. Структурные особенности научного произведения Рубрикация – это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.д. Простейшей рубрикой является абзац. Абзац – самостоятельный элемент текста, отдельное звено в общей динамике мысли и показатель перехода от одной мысли к другой (к следующему звену).   Каждый абзац имеет абзацный зачин, далее идет главная абзацная фраза, затем комментирующая часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы, и в завершение следует вывод. Иногда абзацный зачин является и главной фразой, а вывод, если комментирующая часть занимает два абзаца или более, может быть вынесен в отдельный абзац.

Слайд 7





   
3. Структурные особенности научного произведения
 Деление на абзацы определяется содержанием, размерами текста, его принадлежностью к определенному научному подстилю, жанру научной работы и др. и подчинено достаточно строгим правилам:
      в основном абзац  в научном тексте должен содержать   	относительно законченную развернутую мысль (например,  	отдельный признак описываемого предмета, аргумент в 	рассуждении, этап определенного события);
 	 абзацы в научном тексте должны быть соразмерны; в том 	случае, когда «разворачивание» одной из мыслей не совпадает    	по объему с другими, целесообразно (в зависимости от 	 	контекста) либо объединить более частные абзацы в один,       	либо разбить на фрагменты абзац большего объема. 
Выбор рубрикации ( и композиции)  зависит от логики научного исследования, традиций, индивидуальной манеры автора, содержания и жанра научного произведения.
Описание слайда:
3. Структурные особенности научного произведения Деление на абзацы определяется содержанием, размерами текста, его принадлежностью к определенному научному подстилю, жанру научной работы и др. и подчинено достаточно строгим правилам: в основном абзац в научном тексте должен содержать относительно законченную развернутую мысль (например, отдельный признак описываемого предмета, аргумент в рассуждении, этап определенного события); абзацы в научном тексте должны быть соразмерны; в том случае, когда «разворачивание» одной из мыслей не совпадает по объему с другими, целесообразно (в зависимости от контекста) либо объединить более частные абзацы в один, либо разбить на фрагменты абзац большего объема. Выбор рубрикации ( и композиции) зависит от логики научного исследования, традиций, индивидуальной манеры автора, содержания и жанра научного произведения.

Слайд 8


Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Письменная научно-профессиональная коммуникация. Структурно-смысловая организация текста научного исследования. Лекция 4, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





   
6. Содержательные особенности различных жанров первичных текстов

 Научная статья и письменный доклад содержательно ограничены рассмотрением  одной  проблемы  (реже – двух-трех)  и  отвлечением от других, смежных с ней (с ними) вопросов. Статья может быть обобщающе-теоретической или научно-описательной, но изложение того или другого материала должно подчиняться строгому логическому плану рассмотрения избранной проблемы.
Тезисы доклада представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления (доклада) и состоят из тех же композиционных частей, что и сам доклад (вступление, основная часть и заключение). Первичные тезисы обычно публикуются в специальном сборнике, разделы которого соответствуют программе научной конференции.
Описание слайда:
6. Содержательные особенности различных жанров первичных текстов Научная статья и письменный доклад содержательно ограничены рассмотрением одной проблемы (реже – двух-трех) и отвлечением от других, смежных с ней (с ними) вопросов. Статья может быть обобщающе-теоретической или научно-описательной, но изложение того или другого материала должно подчиняться строгому логическому плану рассмотрения избранной проблемы. Тезисы доклада представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления (доклада) и состоят из тех же композиционных частей, что и сам доклад (вступление, основная часть и заключение). Первичные тезисы обычно публикуются в специальном сборнике, разделы которого соответствуют программе научной конференции.

Слайд 11





   
6. Содержательные особенности различных жанров первичных текстов
 Жанр научной монографии предполагает большой диапазон охвата материала, самостоятельность суждений и системность изложения.
В учебной монографии (учебнике, пособии) подробно, последовательно и системно освещается учебная дисциплина или учебная тема с общепринятых научных позиций.
Автореферат – квинтэссенция  диссертационной работы, 
   с одной стороны, является первичным текстом, который        в сжатой, концентрированной  форме  дает  представление    о  диссертационном исследовании,  с другой  же –  строго подчиняется установленным структурно-содержательным требованиям, отвечающим логике изложения материала в диссертации, и тем самым относится  ко вторичным текстам.
Описание слайда:
6. Содержательные особенности различных жанров первичных текстов Жанр научной монографии предполагает большой диапазон охвата материала, самостоятельность суждений и системность изложения. В учебной монографии (учебнике, пособии) подробно, последовательно и системно освещается учебная дисциплина или учебная тема с общепринятых научных позиций. Автореферат – квинтэссенция диссертационной работы, с одной стороны, является первичным текстом, который в сжатой, концентрированной форме дает представление о диссертационном исследовании, с другой же – строго подчиняется установленным структурно-содержательным требованиям, отвечающим логике изложения материала в диссертации, и тем самым относится ко вторичным текстам.

Слайд 12






 7. Вторичные тексты

 Вторичный текст (метатекст) – это текст, созданный на основе первоисточника в результате его компрессии.
Компрессия текста (от лат. compression – сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника  и выделении в нем основной информации с опорой на ключевые слова.

 Ключевые слова – это слова, содержащие основной смысл высказывания, называющие подтемы текста.
Описание слайда:
7. Вторичные тексты Вторичный текст (метатекст) – это текст, созданный на основе первоисточника в результате его компрессии. Компрессия текста (от лат. compression – сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации с опорой на ключевые слова.  Ключевые слова – это слова, содержащие основной смысл высказывания, называющие подтемы текста.

Слайд 13











7. Вторичные тексты

Виды метатекстов:
Описание слайда:
7. Вторичные тексты Виды метатекстов:

Слайд 14







7. Вторичные тексты
 План –  озаглавливание  (различными типами предложений)   	      смысловых частей научного первоисточника.
  План в вопросной форме состоит из пунктов, являющихся    вопросительными предложеними. Типичные конструкции:
               что называется чем? что представляет собой что?  	    что состоит из чего? почему наблюдается что?       	     где находится что? в чем заключается что? и т.д.
План в назывной форме включает пункты, оформленные  назывными  предложениями  (т.е. односоставные, без сказуемого): 
               что как что, что в чем, роль чего в чем, знание чего, 	     предмет чего и т.д.
Описание слайда:
7. Вторичные тексты План – озаглавливание (различными типами предложений) смысловых частей научного первоисточника. План в вопросной форме состоит из пунктов, являющихся вопросительными предложеними. Типичные конструкции: что называется чем? что представляет собой что? что состоит из чего? почему наблюдается что? где находится что? в чем заключается что? и т.д. План в назывной форме включает пункты, оформленные назывными предложениями (т.е. односоставные, без сказуемого): что как что, что в чем, роль чего в чем, знание чего, предмет чего и т.д.

Слайд 15





 
7. Вторичные тексты
 Тезисный план –  план, пункты которого выражают основные, кратко сформулированные положения текста, построенные как простые двусоставные предложения (т.е. имеющие подлежащее и сказуемое). 
Тезисы как вторичный текст  есть   результат компрессии первичного текста (статьи, параграфа, главы, лекции) в виде кратко сформулированных основных положений, но вместе с тем имеющих более развернутую форму, нежели тезисный план. В тезисах (в  отличие от плана) не только называются вопросы, рассматриваемые в тексте, но и раскрывается их сущность.
     Ср.:
•  Назывной план: Владение письменным литературным языком.
• Тезисный план: Владение письменным литературным языком 				    достигается посредством изучения грамматики.
• Тезисы: Владение письменным литературным языком достигается 	   	   посредством изучения грамматики. В связи с этим чрезвычайно 	   важным представляется анализ употребления определенных 	   	   морфологических единиц   в тех   или   иных   синтаксических  	    	   конструкциях.
Описание слайда:
7. Вторичные тексты Тезисный план – план, пункты которого выражают основные, кратко сформулированные положения текста, построенные как простые двусоставные предложения (т.е. имеющие подлежащее и сказуемое). Тезисы как вторичный текст есть результат компрессии первичного текста (статьи, параграфа, главы, лекции) в виде кратко сформулированных основных положений, но вместе с тем имеющих более развернутую форму, нежели тезисный план. В тезисах (в отличие от плана) не только называются вопросы, рассматриваемые в тексте, но и раскрывается их сущность. Ср.: • Назывной план: Владение письменным литературным языком. • Тезисный план: Владение письменным литературным языком достигается посредством изучения грамматики. • Тезисы: Владение письменным литературным языком достигается посредством изучения грамматики. В связи с этим чрезвычайно важным представляется анализ употребления определенных морфологических единиц в тех или иных синтаксических конструкциях.

Слайд 16







7. Вторичные тексты
 Конспект – краткое письменное изложение содержания книги, статьи, лекции, предназначенное для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
 
Конспект – это сжатый, но связный и последовательный вариант текста с максимальным сохранением его смысла. 
Конспект отличается от тезисов тем, что содержит не только кратко сформулированные основные положения, но и доказательства, иллюстративный материал.
Описание слайда:
7. Вторичные тексты Конспект – краткое письменное изложение содержания книги, статьи, лекции, предназначенное для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспект – это сжатый, но связный и последовательный вариант текста с максимальным сохранением его смысла. Конспект отличается от тезисов тем, что содержит не только кратко сформулированные основные положения, но и доказательства, иллюстративный материал.

Слайд 17







7. Вторичные тексты
      Реферат  –   изложение основного содержания первоисточника       	           	                 (книги, научной статьи и т.п.), при раскрытии 			                 которого передается та новая, значительная, 			                 проблемная информация, которая составляет суть, 		                 идею первоисточника.
По количеству источников выделяются рефераты монологические и обзорные. По коммуникативным целям – информативные, аналитические и индикативные. 
 монологический реферат составляется по одному источнику;
обзорный реферат пишется на основе нескольких текстов, посвященных одной проблеме;
информативный реферат (реферат-конспект) содержит в обобщенном виде все основные положения первичного текста.
Аналитический реферат содержит элементы оценочного характера.
Индикативный (указательный) реферат, или реферат-резюме 
	(от фр. resume – краткое изложение сути написанного, краткий связный вывод, итоговая мысль), строится на основе самого существенного, ключевого в содержании первоисточника; все вторичное с позиций освещаемой темы опускается.
Описание слайда:
7. Вторичные тексты Реферат – изложение основного содержания первоисточника (книги, научной статьи и т.п.), при раскрытии которого передается та новая, значительная, проблемная информация, которая составляет суть, идею первоисточника. По количеству источников выделяются рефераты монологические и обзорные. По коммуникативным целям – информативные, аналитические и индикативные. монологический реферат составляется по одному источнику; обзорный реферат пишется на основе нескольких текстов, посвященных одной проблеме; информативный реферат (реферат-конспект) содержит в обобщенном виде все основные положения первичного текста. Аналитический реферат содержит элементы оценочного характера. Индикативный (указательный) реферат, или реферат-резюме (от фр. resume – краткое изложение сути написанного, краткий связный вывод, итоговая мысль), строится на основе самого существенного, ключевого в содержании первоисточника; все вторичное с позиций освещаемой темы опускается.

Слайд 18





  
7. Вторичные тексты

 Аннотация – краткое разъяснение; сжатая характеристика  	  		 содержания и назначения, дающая самое общее 			 предварительное представление о незнакомом 			 читателю источнике и в обязательном порядке 			 содержащая библиографическое описание.
Справочная, или информационная, аннотация характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем либо об общих для нескольких источников вопросах, но не дает его (их) критической оценки.
Рекомендательная аннотация на одно произведение дает критическую оценку его содержания с позиций пригодности источника для определенной категории читателя (с учетом возраста, уровня подготовки и других особенностей предполагаемого потребителя).
Описание слайда:
7. Вторичные тексты Аннотация – краткое разъяснение; сжатая характеристика содержания и назначения, дающая самое общее предварительное представление о незнакомом читателю источнике и в обязательном порядке содержащая библиографическое описание. Справочная, или информационная, аннотация характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем либо об общих для нескольких источников вопросах, но не дает его (их) критической оценки. Рекомендательная аннотация на одно произведение дает критическую оценку его содержания с позиций пригодности источника для определенной категории читателя (с учетом возраста, уровня подготовки и других особенностей предполагаемого потребителя).

Слайд 19





  
7. Вторичные тексты

     Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий 			критический разбор какого-либо научного 				сочинения.
    Основное назначение рецензии как вторичного текста: 
информирование общественности о новой публикации; 
доказательный, аргументированный  анализ 
   основных положений;
объективная оценка значимости работы, 
   ее  достоинств/ недостатков;
описание назначения  и  возможности использования. 
   Рецензироваться может не только научный труд, но и художественное произведение, спектакль, кинофильм и др.
Описание слайда:
7. Вторичные тексты Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий критический разбор какого-либо научного сочинения. Основное назначение рецензии как вторичного текста: информирование общественности о новой публикации; доказательный, аргументированный анализ основных положений; объективная оценка значимости работы, ее достоинств/ недостатков; описание назначения и возможности использования. Рецензироваться может не только научный труд, но и художественное произведение, спектакль, кинофильм и др.

Слайд 20





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию