🗊Презентация Синтаксические нормы языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Синтаксические нормы языка, слайд №1Синтаксические нормы языка, слайд №2Синтаксические нормы языка, слайд №3Синтаксические нормы языка, слайд №4Синтаксические нормы языка, слайд №5Синтаксические нормы языка, слайд №6Синтаксические нормы языка, слайд №7Синтаксические нормы языка, слайд №8Синтаксические нормы языка, слайд №9Синтаксические нормы языка, слайд №10Синтаксические нормы языка, слайд №11Синтаксические нормы языка, слайд №12Синтаксические нормы языка, слайд №13Синтаксические нормы языка, слайд №14Синтаксические нормы языка, слайд №15Синтаксические нормы языка, слайд №16Синтаксические нормы языка, слайд №17Синтаксические нормы языка, слайд №18Синтаксические нормы языка, слайд №19Синтаксические нормы языка, слайд №20Синтаксические нормы языка, слайд №21Синтаксические нормы языка, слайд №22Синтаксические нормы языка, слайд №23Синтаксические нормы языка, слайд №24Синтаксические нормы языка, слайд №25Синтаксические нормы языка, слайд №26Синтаксические нормы языка, слайд №27Синтаксические нормы языка, слайд №28Синтаксические нормы языка, слайд №29Синтаксические нормы языка, слайд №30Синтаксические нормы языка, слайд №31Синтаксические нормы языка, слайд №32Синтаксические нормы языка, слайд №33Синтаксические нормы языка, слайд №34Синтаксические нормы языка, слайд №35Синтаксические нормы языка, слайд №36Синтаксические нормы языка, слайд №37Синтаксические нормы языка, слайд №38Синтаксические нормы языка, слайд №39Синтаксические нормы языка, слайд №40

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Синтаксические нормы языка. Доклад-сообщение содержит 40 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Синтаксические (грамматические) нормы
 (ЕГЭ, задание № 8)
Описание слайда:
Синтаксические (грамматические) нормы (ЕГЭ, задание № 8)

Слайд 2






Виды нарушений грамматических норм
1) Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления).
2) Неправильное построение предложения с причастным оборотом. 
3) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
4) Нарушения координации подлежащего и сказуемого.
5) Ошибки в построении предложения с однородными членами.
6) Смешение прямой и косвенной речи.
7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
8) Нарушения норм согласования
9) Неправильное построение сложного предложения.
Описание слайда:
Виды нарушений грамматических норм 1) Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления). 2) Неправильное построение предложения с причастным оборотом. 3) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 4) Нарушения координации подлежащего и сказуемого. 5) Ошибки в построении предложения с однородными членами. 6) Смешение прямой и косвенной речи. 7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 8) Нарушения норм согласования 9) Неправильное построение сложного предложения.

Слайд 3






Нормы управления
Описание слайда:
Нормы управления

Слайд 4





Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Нормы управления.
Правило № 1
	 Предлоги согласно, благодаря, вопреки, наперекор употребляются только с дат. падежом.
         Согласно (чему?) расписанию
Правило № 2
    Предлог По = после употребляется с предложным падежом.
	     По окончании, по истечении, по завершении, 
         по приезде
Описание слайда:
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Нормы управления. Правило № 1 Предлоги согласно, благодаря, вопреки, наперекор употребляются только с дат. падежом. Согласно (чему?) расписанию Правило № 2 Предлог По = после употребляется с предложным падежом. По окончании, по истечении, по завершении, по приезде

Слайд 5





		Нормы управления

Запомнить:
Удивлён (чем) – удивляться (чему)
Обрадован (чем) – обрадоваться (чему)
Полный ( чего) – наполненный (чем)
Вера (во что) – уверенность ( в чём)
Отзыв ( о чём) – рецензия (на что)
Беспокоится (о ком-либо) – тревожиться 
	( за кого-либо)
Описание слайда:
Нормы управления Запомнить: Удивлён (чем) – удивляться (чему) Обрадован (чем) – обрадоваться (чему) Полный ( чего) – наполненный (чем) Вера (во что) – уверенность ( в чём) Отзыв ( о чём) – рецензия (на что) Беспокоится (о ком-либо) – тревожиться ( за кого-либо)

Слайд 6





Запомнить:
Предупредить ( о чём) – предостеречь (от чего)
Различать (что и что) – отличать ( что-либо от чего-либо)
Предупредить ( о чём) – предостеречь (от чего)
Оплатить ( что) – заплатить ( за что)
Похожий (на что) – схожий ( с чем)
Свойственный (чему) – характерный 
   ( для чего)
Описание слайда:
Запомнить: Предупредить ( о чём) – предостеречь (от чего) Различать (что и что) – отличать ( что-либо от чего-либо) Предупредить ( о чём) – предостеречь (от чего) Оплатить ( что) – заплатить ( за что) Похожий (на что) – схожий ( с чем) Свойственный (чему) – характерный ( для чего)

Слайд 7






Примечание № 1
   Различие случаев предложного и беспредложного управления
            оплатить проезд – заплатить  за проезд
            свойственный ему – характерный для него
  
Примечание № 2. Обратите внимание на правильный выбор предлогов:
   Предупредить об …– предостеречь от…
   Рецензия на… - отзыв о …
   Превосходство над … - преимущество перед…
Описание слайда:
Примечание № 1 Различие случаев предложного и беспредложного управления оплатить проезд – заплатить за проезд свойственный ему – характерный для него Примечание № 2. Обратите внимание на правильный выбор предлогов: Предупредить об …– предостеречь от… Рецензия на… - отзыв о … Превосходство над … - преимущество перед…

Слайд 8






Ошибки в построении предложения с причастным  оборотом
Описание слайда:
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Слайд 9






1. Определяемое слово внутри причастного оборота.
2. Ошибка в согласовании причастия и определ. слова.
3. Отрыв прич.оборота от определяемого слова.
Описание слайда:
1. Определяемое слово внутри причастного оборота. 2. Ошибка в согласовании причастия и определ. слова. 3. Отрыв прич.оборота от определяемого слова.

Слайд 10






4. Прич. не имеет формы будущего времени.
5. Причастие не имеет формы условного наклонения.
6. Смешение действительного и страдат. причастия.
Описание слайда:
4. Прич. не имеет формы будущего времени. 5. Причастие не имеет формы условного наклонения. 6. Смешение действительного и страдат. причастия.

Слайд 11





Неправильное построение предложений с причастным оборотом.
1.Лежащая книга на столе принадлежала моему брату.
2. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.
3. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.
4.Ученик, напишущий сочинение без ошибок, получит высокую оценку.
5.Ребята, пожелавшие бы выступить на конференции, должны сдать свои работы.
6.Фрукты, отправляющиеся с юга, поступают в торговые центы нашего города.
Описание слайда:
Неправильное построение предложений с причастным оборотом. 1.Лежащая книга на столе принадлежала моему брату. 2. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 3. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 4.Ученик, напишущий сочинение без ошибок, получит высокую оценку. 5.Ребята, пожелавшие бы выступить на конференции, должны сдать свои работы. 6.Фрукты, отправляющиеся с юга, поступают в торговые центы нашего города.

Слайд 12






Ошибки в построении предложения с деепричастным  оборотом
Описание слайда:
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Слайд 13





Неправильное построение предложений с деепричастным оборотом
Возвращаясь домой, меня застал дождь.
 Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо.
Описание слайда:
Неправильное построение предложений с деепричастным оборотом Возвращаясь домой, меня застал дождь. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо.

Слайд 14





ЕГЭ, задание № 8
Виды нарушений грамматических норм
1) Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления).
2) Неправильное построение предложения с причастным оборотом. 
3) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
4) Нарушения координации подлежащего и сказуемого.
5) Ошибки в построении предложения с однородными членами.
6) Смешение прямой и косвенной речи.
7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
8) Неправильное построение сложного предложения.
Описание слайда:
ЕГЭ, задание № 8 Виды нарушений грамматических норм 1) Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления). 2) Неправильное построение предложения с причастным оборотом. 3) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 4) Нарушения координации подлежащего и сказуемого. 5) Ошибки в построении предложения с однородными членами. 6) Смешение прямой и косвенной речи. 7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 8) Неправильное построение сложного предложения.

Слайд 15





Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Правило № 1.
    Если в состав подлежащего входят слова сколько, столько, много, немного, мало, немало, то сказуемое ставится в форме единственного числа.
           На столе лежало много открыток.
		   Немало выпускников пришло 
           на вечер встречи.
Описание слайда:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Правило № 1. Если в состав подлежащего входят слова сколько, столько, много, немного, мало, немало, то сказуемое ставится в форме единственного числа. На столе лежало много открыток. Немало выпускников пришло на вечер встречи.

Слайд 16





 
Правило № 2
    При подлежащих кто, кто-то, кто-либо и др. сказуемое ставится в форме единственного числа.
          Кто не выполнил работу?
Описание слайда:
Правило № 2 При подлежащих кто, кто-то, кто-либо и др. сказуемое ставится в форме единственного числа. Кто не выполнил работу?

Слайд 17





Примеры предложений с ошибками из тестов ЕГЭ
   Все, кто добросовестно готовились к экзаменам, получили хорошие оценки.
   Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.
Описание слайда:
Примеры предложений с ошибками из тестов ЕГЭ Все, кто добросовестно готовились к экзаменам, получили хорошие оценки. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

Слайд 18






Правило № 3
Если в состав подлежащего входит числительное, сказуемое ставится во множественном числе.
		На арене выступали три клоуна.
		Пять человек вошли в комнату.
Искл: числительное, заканчивающееся на один.
		Двадцать один ученик вошёл в комнату.
Описание слайда:
Правило № 3 Если в состав подлежащего входит числительное, сказуемое ставится во множественном числе. На арене выступали три клоуна. Пять человек вошли в комнату. Искл: числительное, заканчивающееся на один. Двадцать один ученик вошёл в комнату.

Слайд 19






Правило № 4
    Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, ставится во множественное число.
		Промышленность и сельское хозяйство быстро развиваются.
Описание слайда:
Правило № 4 Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, ставится во множественное число. Промышленность и сельское хозяйство быстро развиваются.

Слайд 20






Правило № 5
   При подлежащем, выраженным существительным с количественным значением, употребляется как ед., так и мн. число.
    большинство, множество, ряд, часть, толпа, стая

			Часть учеников выполнила задание.
			Часть учеников выполнили задание. 
НО!
Описание слайда:
Правило № 5 При подлежащем, выраженным существительным с количественным значением, употребляется как ед., так и мн. число. большинство, множество, ряд, часть, толпа, стая Часть учеников выполнила задание. Часть учеников выполнили задание. НО!

Слайд 21





Примечания:
1) Если сказуемое предшествует подлежащему, используется форма ед.числа.    
              	Пришло множество посетителей.
2) При составном подлежащем, выраженном сочетанием собирательного и неодушевлённого существительного сказуемое ставится в единственном числе.
			Часть книг лежала на столе.
3) Если собирательное сущ. не имеет при себе управляемых слов, сказуемое ставится в единственном числе.
			 Большинство проголосовало за 
                      этого кандидата.
Описание слайда:
Примечания: 1) Если сказуемое предшествует подлежащему, используется форма ед.числа. Пришло множество посетителей. 2) При составном подлежащем, выраженном сочетанием собирательного и неодушевлённого существительного сказуемое ставится в единственном числе. Часть книг лежала на столе. 3) Если собирательное сущ. не имеет при себе управляемых слов, сказуемое ставится в единственном числе. Большинство проголосовало за этого кандидата.

Слайд 22





Ошибки в построении предложений с однородными членами
Описание слайда:
Ошибки в построении предложений с однородными членами

Слайд 23





Правила:
В ряду однородных членов не могут сочетаться:
           а) инфинитив и существительное.
		б) полная и кратка форма прил. и причастий.
Он любил футбол, хоккей и плавать.
Его выводы простые и понятны.
2. Нельзя нарушать нормы управления при однородных членах. 
Мы должны любить и заботиться о наших родителях.
Описание слайда:
Правила: В ряду однородных членов не могут сочетаться: а) инфинитив и существительное. б) полная и кратка форма прил. и причастий. Он любил футбол, хоккей и плавать. Его выводы простые и понятны. 2. Нельзя нарушать нормы управления при однородных членах. Мы должны любить и заботиться о наших родителях.

Слайд 24






3. При двойных составных союзах при однородных членах:
		а) нужно употреблять союз правильно:
                       как – так и			не столько - сколько
		          не только  - но и
            б) один из однородых членов ставится 
          после первой части союза, а другой – после второй.
Ошибки:
Он принимал участие в олимпиаде не только по физике, а также по химии.
Я не только люблю лето, но и зиму.
Описание слайда:
3. При двойных составных союзах при однородных членах: а) нужно употреблять союз правильно: как – так и не столько - сколько не только - но и б) один из однородых членов ставится после первой части союза, а другой – после второй. Ошибки: Он принимал участие в олимпиаде не только по физике, а также по химии. Я не только люблю лето, но и зиму.

Слайд 25






Примечание:
    К логической ошибке приводит: 
     а) употребление в ряду однородных членов несовместимых понятий.
     б) слов, выражающих видовые и родовые понятия.
    В море плавали круги, лодки, матросы.
      В городе построили  школы, детские сады, образовательные учреждения.
Описание слайда:
Примечание: К логической ошибке приводит: а) употребление в ряду однородных членов несовместимых понятий. б) слов, выражающих видовые и родовые понятия. В море плавали круги, лодки, матросы. В городе построили школы, детские сады, образовательные учреждения.

Слайд 26





Смешение прямой и косвенной речи
        Прямая речь – это форма точной передачи чужой речи. Прямая речь сопровождается словами автора.
       Косвенная речь – это форма передачи чужой речи через придаточное предложение. Косвенная речь не передаёт дословно речь говорящего.
		Смешение прямой и косвенной речи приводит к грамматической ошибке.
Описание слайда:
Смешение прямой и косвенной речи Прямая речь – это форма точной передачи чужой речи. Прямая речь сопровождается словами автора. Косвенная речь – это форма передачи чужой речи через придаточное предложение. Косвенная речь не передаёт дословно речь говорящего. Смешение прямой и косвенной речи приводит к грамматической ошибке.

Слайд 27






Смешение прямой и косвенной речи:
    Директор сказал нам, что я приму решительные меры.
Правильные варианты:
   1. Директор сказал нам, что примет решительные меры.
    2. Директор сказал: «Я приму решительные меры».
Описание слайда:
Смешение прямой и косвенной речи: Директор сказал нам, что я приму решительные меры. Правильные варианты: 1. Директор сказал нам, что примет решительные меры. 2. Директор сказал: «Я приму решительные меры».

Слайд 28





ЕГЭ, задание № 8
Виды нарушений грамматических норм
1) Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления).
2) Неправильное построение предложения с причастным оборотом. 
3) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
4) Нарушения координации подлежащего и сказуемого.
5) Ошибки в построении предложения с однородными членами.
6) Смешение прямой и косвенной речи.
7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
8) Неправильное построение сложного предложения.
Описание слайда:
ЕГЭ, задание № 8 Виды нарушений грамматических норм 1) Ошибки в употреблении предлогов (нормы управления). 2) Неправильное построение предложения с причастным оборотом. 3) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 4) Нарушения координации подлежащего и сказуемого. 5) Ошибки в построении предложения с однородными членами. 6) Смешение прямой и косвенной речи. 7) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 8) Неправильное построение сложного предложения.

Слайд 29






Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением
Описание слайда:
Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением

Слайд 30





Приложение – особый вид определения.
	Приложение – согласованное определение, выраженное именем существительным.
      Приложение, характеризуя предмет, даёт ему второе название.
		Город-крепость (город какой? крепость)
		Инженер-строитель
		Журнал «Природа»
Описание слайда:
Приложение – особый вид определения. Приложение – согласованное определение, выраженное именем существительным. Приложение, характеризуя предмет, даёт ему второе название. Город-крепость (город какой? крепость) Инженер-строитель Журнал «Природа»

Слайд 31





Правило:
       Приложения, обозначающие собственные наименования,  являются несогласованными, употребляются только в именительном падеже.
В повести «Капитанская дочка» Пушкин рассказывает о восстании Пугачёва. 
		(ошибочно: в повести «Капитанской дочке»)
Описание слайда:
Правило: Приложения, обозначающие собственные наименования, являются несогласованными, употребляются только в именительном падеже. В повести «Капитанская дочка» Пушкин рассказывает о восстании Пугачёва. (ошибочно: в повести «Капитанской дочке»)

Слайд 32





4.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов поэта.
Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном»
В справочном издании «Словаре русского искусства» есть прекрасные репродукции картин.
Описание слайда:
4.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов поэта. Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном» В справочном издании «Словаре русского искусства» есть прекрасные репродукции картин.

Слайд 33






Ошибки в построении сложного предложения.
Описание слайда:
Ошибки в построении сложного предложения.

Слайд 34






1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».
2. Змея – пресмыкающееся, которая живёт в пустыне.
3. Передо мной книга, рассказывающая о приключениях друзей и которая очень нравится мне.
4. Деревня, в которой мы провели лето, находилась недалеко от леса, в котором было много ягод и грибов.
5. Иван так набросился на ужин, словно как будто его не кормили три дня.
6. Он не смог помочь сестре. Потому что в это день был в командировке.
Описание слайда:
1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 2. Змея – пресмыкающееся, которая живёт в пустыне. 3. Передо мной книга, рассказывающая о приключениях друзей и которая очень нравится мне. 4. Деревня, в которой мы провели лето, находилась недалеко от леса, в котором было много ягод и грибов. 5. Иван так набросился на ужин, словно как будто его не кормили три дня. 6. Он не смог помочь сестре. Потому что в это день был в командировке.

Слайд 35





Грамматические ошибки, связанные с неправильным построением сложного предложения
1. Придаточное определительное удалено от определяемого слова. 
       Книга рассказывает нам историю жизни людей, которую мне подарил товарищ.
 2. Союзное слово (который) ошибочно согласовано в роде и числе не с определяемым, а с другим существительным.
           Змея – пресмыкающееся, которая живёт в пустыне.
3. Недопустимое совмещение придаточного предложения и причастного оборота.
	 Вскоре мы оказались на берегу реки, которая пробивает себе путь через горы и несущей свои воды в Чёрное море.
Описание слайда:
Грамматические ошибки, связанные с неправильным построением сложного предложения 1. Придаточное определительное удалено от определяемого слова. Книга рассказывает нам историю жизни людей, которую мне подарил товарищ. 2. Союзное слово (который) ошибочно согласовано в роде и числе не с определяемым, а с другим существительным. Змея – пресмыкающееся, которая живёт в пустыне. 3. Недопустимое совмещение придаточного предложения и причастного оборота. Вскоре мы оказались на берегу реки, которая пробивает себе путь через горы и несущей свои воды в Чёрное море.

Слайд 36






4. Неоправданный повтор одинаковых союзов или союзных слов.
          Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили пароходы.
5. Неоправданный повтор близких по значению подчинительных союзов.
         Собакевич так расхваливал умерших крестьян, что как будто они были живые.
 6. Нарушение границ предложения.
         Нравственность – это система правил поведения личности. Которая отвечает на вопрос: что хорошо, а что плохо.
Описание слайда:
4. Неоправданный повтор одинаковых союзов или союзных слов. Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили пароходы. 5. Неоправданный повтор близких по значению подчинительных союзов. Собакевич так расхваливал умерших крестьян, что как будто они были живые. 6. Нарушение границ предложения. Нравственность – это система правил поведения личности. Которая отвечает на вопрос: что хорошо, а что плохо.

Слайд 37





Обратите внимание:
К грамматической ошибке приводит необоснованный пропуск или неправильное  употребление указательного слова в главной части СПП.
 Все силы были направлены, чтобы победить. (Света)
 Роман кончается, что герои встречаются в родном селе. (Андрей)
Автор говорит то, что нельзя быть равнодушным. (Настя)
Я хочу сказать то, что расписание экзаменов уже известно. ( Женя)
Описание слайда:
Обратите внимание: К грамматической ошибке приводит необоснованный пропуск или неправильное употребление указательного слова в главной части СПП. Все силы были направлены, чтобы победить. (Света) Роман кончается, что герои встречаются в родном селе. (Андрей) Автор говорит то, что нельзя быть равнодушным. (Настя) Я хочу сказать то, что расписание экзаменов уже известно. ( Женя)

Слайд 38





Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого 
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
Описание слайда:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Грамматические ошибки

Слайд 39





Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого 
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
Описание слайда:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Грамматические ошибки

Слайд 40


Синтаксические нормы языка, слайд №40
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию