🗊Презентация Традиционная русская одежда

Нажмите для полного просмотра!
Традиционная русская одежда, слайд №1Традиционная русская одежда, слайд №2Традиционная русская одежда, слайд №3Традиционная русская одежда, слайд №4Традиционная русская одежда, слайд №5Традиционная русская одежда, слайд №6Традиционная русская одежда, слайд №7Традиционная русская одежда, слайд №8Традиционная русская одежда, слайд №9Традиционная русская одежда, слайд №10Традиционная русская одежда, слайд №11Традиционная русская одежда, слайд №12Традиционная русская одежда, слайд №13Традиционная русская одежда, слайд №14Традиционная русская одежда, слайд №15Традиционная русская одежда, слайд №16Традиционная русская одежда, слайд №17Традиционная русская одежда, слайд №18Традиционная русская одежда, слайд №19Традиционная русская одежда, слайд №20Традиционная русская одежда, слайд №21Традиционная русская одежда, слайд №22Традиционная русская одежда, слайд №23Традиционная русская одежда, слайд №24Традиционная русская одежда, слайд №25Традиционная русская одежда, слайд №26Традиционная русская одежда, слайд №27Традиционная русская одежда, слайд №28Традиционная русская одежда, слайд №29Традиционная русская одежда, слайд №30Традиционная русская одежда, слайд №31Традиционная русская одежда, слайд №32Традиционная русская одежда, слайд №33Традиционная русская одежда, слайд №34

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Традиционная русская одежда. Доклад-сообщение содержит 34 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Традиционная русская одежда
Описание слайда:
Традиционная русская одежда

Слайд 2





«Риза»
А что мы представляем себе при слове «риза»? Конечно, облачение священника, надеваемое для богослужения. Некоторые учёные полагают, что слово это пришло к нам вместе с христианством из Византии и всегда означало только ритуальное одеяние, а также богатую одежду князей и бояр. Другие, напротив, считают его исконно славянским, отмечают его родство с глаголом «резать» и утверждают, что именно «ризы» было в Древней Руси самым распространённым термином для обозначения «одежды вообще»...
Описание слайда:
«Риза» А что мы представляем себе при слове «риза»? Конечно, облачение священника, надеваемое для богослужения. Некоторые учёные полагают, что слово это пришло к нам вместе с христианством из Византии и всегда означало только ритуальное одеяние, а также богатую одежду князей и бояр. Другие, напротив, считают его исконно славянским, отмечают его родство с глаголом «резать» и утверждают, что именно «ризы» было в Древней Руси самым распространённым термином для обозначения «одежды вообще»...

Слайд 3





«портище»
Древним названием одежды вообще было у славян слово "портище" - отрез (кусок ткани); отсюда и слово "портной" - человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века, а в олонецких говорах еще в девятнадцатом веке одежду называли "порт".

Наиболее архаичной формой одежды у славян являлся, конечно же, руб. Это был простой шмат (отрезок) ткани (льняной, конопляной), который перегибался пополам, а на сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивной - сшитый по бокам или не сшивной, но обязательно перехваченный поясом. 
Девичья запона, дошедшая до наших дней, и есть такой несшивной руб. Делалась запона из льняного крашенного холста, подпоясывалась, и была обыкновенно несколько короче рубахи, на которую одевалась.
Описание слайда:
«портище» Древним названием одежды вообще было у славян слово "портище" - отрез (кусок ткани); отсюда и слово "портной" - человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века, а в олонецких говорах еще в девятнадцатом веке одежду называли "порт". Наиболее архаичной формой одежды у славян являлся, конечно же, руб. Это был простой шмат (отрезок) ткани (льняной, конопляной), который перегибался пополам, а на сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивной - сшитый по бокам или не сшивной, но обязательно перехваченный поясом. Девичья запона, дошедшая до наших дней, и есть такой несшивной руб. Делалась запона из льняного крашенного холста, подпоясывалась, и была обыкновенно несколько короче рубахи, на которую одевалась.

Слайд 4





Традиционный костюм
Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России:
- с понёвой,
- с сарафаном,
- с юбкой-андараком,
- с кубельком.
Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской. России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.
Описание слайда:
Традиционный костюм Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России: - с понёвой, - с сарафаном, - с юбкой-андараком, - с кубельком. Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской. России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.

Слайд 5





Комплекс одежды с понёвой
Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную.
 Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской. Его принято считать наиболее древним у восточных славян. 
Ученые предполагают, что его основные части - рубаха, понёва, кичкообразный головной убор - уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI-VII веках.
Описание слайда:
Комплекс одежды с понёвой Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской. Его принято считать наиболее древним у восточных славян. Ученые предполагают, что его основные части - рубаха, понёва, кичкообразный головной убор - уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI-VII веках.

Слайд 6





Женская рубаха
«Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.
Описание слайда:
Женская рубаха «Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.

Слайд 7





Понева - несложная, часто не полностью сшитая набедренная одежда. Понева - одежда замужней женщины.
Древнейшим видом женской одежды является панёва , носившаяся в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин.
Понева представляет собой юбку из трех полотнищ шерстяной ткани, стянутых на талии плетеным пояском.
Описание слайда:
Понева - несложная, часто не полностью сшитая набедренная одежда. Понева - одежда замужней женщины. Древнейшим видом женской одежды является панёва , носившаяся в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин. Понева представляет собой юбку из трех полотнищ шерстяной ткани, стянутых на талии плетеным пояском.

Слайд 8





Нагрудная женская одежда, прикрывая верхнюю часть корпуса - грудь и спину, обычно доходила до пояса или же спускалась ниже. В Пензенской губернии был распространен нагрудник
Нагрудник (шушун, шушпан, костолан и т. п.).
В жен. комплект с поневой входила разнообразная нагрудная одежда: запоны, нагрудники, шушпаны, шушуны, туникообразные в крое. 
Изготавливались из холста, шерсти, ситца, сатина. Шушпаны, нагрудники богато декорировались вышивкой, браным и закладным узором, тесьмой, вилюшкой, кружевом, галуном, блестками.
Описание слайда:
Нагрудная женская одежда, прикрывая верхнюю часть корпуса - грудь и спину, обычно доходила до пояса или же спускалась ниже. В Пензенской губернии был распространен нагрудник Нагрудник (шушун, шушпан, костолан и т. п.). В жен. комплект с поневой входила разнообразная нагрудная одежда: запоны, нагрудники, шушпаны, шушуны, туникообразные в крое. Изготавливались из холста, шерсти, ситца, сатина. Шушпаны, нагрудники богато декорировались вышивкой, браным и закладным узором, тесьмой, вилюшкой, кружевом, галуном, блестками.

Слайд 9





Костюм Пензенской губернии
Описание слайда:
Костюм Пензенской губернии

Слайд 10





Комплекс одежды с сарафаном
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. 
Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. 
В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснял комплекс одежды с понёвой.
Описание слайда:
Комплекс одежды с сарафаном Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснял комплекс одежды с понёвой.

Слайд 11





Женский русский костюм 

 
     Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные.
     К концу ХIХ века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием. 
Так, сарафан, в зависимости от покроя, материала, цвета, происхождения, назывался по-разному: штофник, бархатник, пестрядинник, маренник, набивник, клинник, саян, костыч, ферязь, кундыш..
                                                                  
Описание слайда:
Женский русский костюм        Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные. К концу ХIХ века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием.  Так, сарафан, в зависимости от покроя, материала, цвета, происхождения, назывался по-разному: штофник, бархатник, пестрядинник, маренник, набивник, клинник, саян, костыч, ферязь, кундыш..                                                                   

Слайд 12





 Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные.
Описание слайда:
 Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные.

Слайд 13





более поздний -прямой "московский»
Описание слайда:
более поздний -прямой "московский»

Слайд 14





Русская женская одежда
Описание слайда:
Русская женская одежда

Слайд 15





Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). 
Описание слайда:
Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). 

Слайд 16





Головной убор
На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми.
Завершением костюма был кокошник, самая его нарядная часть.   
Описание слайда:
Головной убор На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми. Завершением костюма был кокошник, самая его нарядная часть.   

Слайд 17





Дивичий головной убор
Описание слайда:
Дивичий головной убор

Слайд 18





Головной убор девушки
До свадьбы девушка носила одну косу и девичьи головные уборы – разнообразные венцы, повязки и обручи, которые оставляли макушку головы открытой. Причём и в этом случае форма и орнамент этих украшений были уникальными чуть ли не для каждого села,
Описание слайда:
Головной убор девушки До свадьбы девушка носила одну косу и девичьи головные уборы – разнообразные венцы, повязки и обручи, которые оставляли макушку головы открытой. Причём и в этом случае форма и орнамент этих украшений были уникальными чуть ли не для каждого села,

Слайд 19





Головной убор девушки
Описание слайда:
Головной убор девушки

Слайд 20





Женский головной убор
Кокошник — праздничный головной убор, богато украшенный шитьем золотыми и серебряными нитями, расшитый речным жемчугом, декорированный блестками, разноцветными стеклышками, канителью, стеклярусом.
 Так, кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии - это головной убор с конусообразным верхом - "рогом", украшенный по очелью "шишками", в Тверской губернии - высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью, спускавшейся на лоб, в Костромской - головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом и т. п.
Описание слайда:
Женский головной убор Кокошник — праздничный головной убор, богато украшенный шитьем золотыми и серебряными нитями, расшитый речным жемчугом, декорированный блестками, разноцветными стеклышками, канителью, стеклярусом.  Так, кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии - это головной убор с конусообразным верхом - "рогом", украшенный по очелью "шишками", в Тверской губернии - высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью, спускавшейся на лоб, в Костромской - головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом и т. п.

Слайд 21





Кокошник
Описание слайда:
Кокошник

Слайд 22





сорока, 
Кичкообразный головной убор (кичка или сорока), отличаются разнообразием и фантазийностью решения. Как правило, делались составными. Основные элементы: нижняя часть с твердой основой, придававшей форму головному убору (кичка, рога, волосник и др.); верхняя украшенная часть из ткани (сорока, верховка, привязка и др.); позатыльник из ткани, повязанный сзади, под верхнюю часть. Кичка — сорока дополнялась также другими элементами: налобником, подвесками из бисера, перышками, «наушниками», шнурами, кистями из шелка и т.п. 
Описание слайда:
сорока, Кичкообразный головной убор (кичка или сорока), отличаются разнообразием и фантазийностью решения. Как правило, делались составными. Основные элементы: нижняя часть с твердой основой, придававшей форму головному убору (кичка, рога, волосник и др.); верхняя украшенная часть из ткани (сорока, верховка, привязка и др.); позатыльник из ткани, повязанный сзади, под верхнюю часть. Кичка — сорока дополнялась также другими элементами: налобником, подвесками из бисера, перышками, «наушниками», шнурами, кистями из шелка и т.п. 

Слайд 23





Сорока.  «Семья купца в XVII веке». 1896.А.Рябушкин
Описание слайда:
Сорока. «Семья купца в XVII веке». 1896.А.Рябушкин

Слайд 24





сорока
Описание слайда:
сорока

Слайд 25





Повойник
Повойник, сборник . Один из старинных головных уборов на Руси, в виде мягкой шапочки, полностью закрывающей волосы. Повойник был нижним головным убором, всегда прикрывался сверху убрусом или волосником, в одном повойнике ходить по дому и тем более по улице не полагалось.
Описание слайда:
Повойник Повойник, сборник . Один из старинных головных уборов на Руси, в виде мягкой шапочки, полностью закрывающей волосы. Повойник был нижним головным убором, всегда прикрывался сверху убрусом или волосником, в одном повойнике ходить по дому и тем более по улице не полагалось.

Слайд 26





повойник
Описание слайда:
повойник

Слайд 27





повой
Для наряда замужних женщин характерно традиционное древневосточно-славянское полотенчатое покрывало – повой или убрус. Оно прикрывало всю голову и плечи.
Описание слайда:
повой Для наряда замужних женщин характерно традиционное древневосточно-славянское полотенчатое покрывало – повой или убрус. Оно прикрывало всю голову и плечи.

Слайд 28





Верхняя женская одежда
Верхней народной одеждой называется вся наплечная одежда, надевающаяся русскими крестьянами поверх рубахи, сарафана (или поневы) и передника.
оригинальной была верхняя одежда, к которой относились летники, телогреи, холодники, роспашницы и др. 
Описание слайда:
Верхняя женская одежда Верхней народной одеждой называется вся наплечная одежда, надевающаяся русскими крестьянами поверх рубахи, сарафана (или поневы) и передника. оригинальной была верхняя одежда, к которой относились летники, телогреи, холодники, роспашницы и др. 

Слайд 29


Традиционная русская одежда, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30





Верхняя народная одежда- душегрея - как бы коротенькая распашная юбка нередко простеганная на вате валиком, сильно расширяющаяся, удерживаемая на груди лямками. 
Описание слайда:
Верхняя народная одежда- душегрея - как бы коротенькая распашная юбка нередко простеганная на вате валиком, сильно расширяющаяся, удерживаемая на груди лямками. 

Слайд 31





Зимняя одежда
По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк.
Описание слайда:
Зимняя одежда По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк.

Слайд 32


Традиционная русская одежда, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33





ЗИПУН

ЗИПУН м. стар. русский кафтан 
У зипуна спинка короткая, почему его носят и бабы. 
а зипун суконный. Ест орехи, а на зипуне прорехи.
Описание слайда:
ЗИПУН ЗИПУН м. стар. русский кафтан У зипуна спинка короткая, почему его носят и бабы. а зипун суконный. Ест орехи, а на зипуне прорехи.

Слайд 34






Женская и мужская обувь в зависимости от материала, кроя, назначения, места бытования тоже называлась по-разному: сапоги, бахилы, бутылы, коты, башмаки, черки, чирки, боторы, каныши, ичеги, уледи, упаки, поршни, неговани, скуты, обутки и т. д
Описание слайда:
Женская и мужская обувь в зависимости от материала, кроя, назначения, места бытования тоже называлась по-разному: сапоги, бахилы, бутылы, коты, башмаки, черки, чирки, боторы, каныши, ичеги, уледи, упаки, поршни, неговани, скуты, обутки и т. д



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию