🗊Презентация Введение в науку о культуре. История культурологических учений

Нажмите для полного просмотра!
Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №1Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №2Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №3Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №4Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №5Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №6Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №7Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №8Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №9Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №10Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №11Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №12Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №13Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №14Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №15Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №16Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №17Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №18Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №19Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №20Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №21Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №22Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №23Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №24Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №25Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №26Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №27Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №28Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №29Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №30Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №31Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №32Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №33Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №34Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №35Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №36Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №37Введение в науку о культуре. История культурологических учений, слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Введение в науку о культуре. История культурологических учений. Доклад-сообщение содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1







Тема 1. Введение в науку о культуре. История культурологических учений
Описание слайда:
Тема 1. Введение в науку о культуре. История культурологических учений

Слайд 2





КУЛЬТУРОЛОГИЯ - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.


Впервые термин «культурология»
 (от лат. cultura и греч. logos) 
был введен американским исследователем Л. УАЙТОМ 
(1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).
Описание слайда:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры. Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. УАЙТОМ (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).

Слайд 3





Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры. 
Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры. 
Предмет - содержание общественной жизни: 
1. различные культурсодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе; .
2. сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;
 3. специфика локальных и региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов; 
4. особенности современных цивилизаций, основные тенденции ее развития.
Описание слайда:
Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры. Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры. Предмет - содержание общественной жизни: 1. различные культурсодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе; . 2. сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества; 3. специфика локальных и региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов; 4. особенности современных цивилизаций, основные тенденции ее развития.

Слайд 4





ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ: 
• анализ культуры как системы культурных феноменов; 
• исследование ментального содержания культуры; 
• выявление типов связей между элементами культуры;
 • исследование типологии культур и культурных единиц;
 • разрешение проблем социокультурной динамики; 
• исследование культурных кодов и коммуникаций.
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ: • анализ культуры как системы культурных феноменов; • исследование ментального содержания культуры; • выявление типов связей между элементами культуры; • исследование типологии культур и культурных единиц; • разрешение проблем социокультурной динамики; • исследование культурных кодов и коммуникаций.

Слайд 5





МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРОЛОГИИ:
Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира.
Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира.
Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.
Описание слайда:
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРОЛОГИИ: Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира. Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.

Слайд 6





Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология.
Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении.

Социология выявляет закономерности процесса  ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.
Описание слайда:
Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология. Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении. Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.

Слайд 7





СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Культурология исследует культуру как исторически развивающееся многогранное общественное явление, выражающее способ жизни человека, его родовую специфику и предназначение. 

В структуру культурологии входят:
 • философия и теория культуры; 
• история культурологических учений; 
• история мировой и отечественной культуры; 
• социология культуры; 
• культурная антропология; 
• прикладная культурология.
Описание слайда:
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ Культурология исследует культуру как исторически развивающееся многогранное общественное явление, выражающее способ жизни человека, его родовую специфику и предназначение. В структуру культурологии входят: • философия и теория культуры; • история культурологических учений; • история мировой и отечественной культуры; • социология культуры; • культурная антропология; • прикладная культурология.

Слайд 8





ОСНОВНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ПРЕДМЕТА КУЛЬТУРОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ: 
1. онтология культуры – многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;
 2. гносеология культуры – основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология; 
3. морфология культуры, формирование структуры культурного пространства, - раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее «строение» как целостность. 
4. анализ форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; 
5. культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации;
Описание слайда:
ОСНОВНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ПРЕДМЕТА КУЛЬТУРОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ: 1. онтология культуры – многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров; 2. гносеология культуры – основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология; 3. морфология культуры, формирование структуры культурного пространства, - раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее «строение» как целостность. 4. анализ форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; 5. культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации;

Слайд 9





6. антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры; 
6. антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры; 
7. социология культуры - представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия; 
8. социальная динамика культуры - представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; 
9. историческая динамика культуры - представления об эволюции форм социокультурной организации;
 10. прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов. 
ОСНОВНОЙ КАТЕГОРИЕЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА».
Описание слайда:
6. антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры; 6. антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры; 7. социология культуры - представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия; 8. социальная динамика культуры - представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; 9. историческая динамика культуры - представления об эволюции форм социокультурной организации; 10. прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов. ОСНОВНОЙ КАТЕГОРИЕЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА».

Слайд 10





Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез. 

Процесс возникновения и развития культуры называется культурогенез.
Описание слайда:
Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу». Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу». Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез. Процесс возникновения и развития культуры называется культурогенез.

Слайд 11





СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

1. Материальная культура - это совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком (культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); физическая культура).
2. Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. 
Любой вид культуры представляет собой надприродную деятельность людей и общества в целом, результаты которой закрепляются на всех уровнях культуры – от высокого до маргинального, и создает свою особую систему ценностей и норм, знаковые системы как особую область значений и смысла.
Описание слайда:
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 1. Материальная культура - это совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком (культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); физическая культура). 2. Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Любой вид культуры представляет собой надприродную деятельность людей и общества в целом, результаты которой закрепляются на всех уровнях культуры – от высокого до маргинального, и создает свою особую систему ценностей и норм, знаковые системы как особую область значений и смысла.

Слайд 12





ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и исполняющих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селекционированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.
Описание слайда:
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и исполняющих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селекционированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

Слайд 13





ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:
Человекотворческая (преобразующая). Человек живет не только в природе, но и в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социализации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека. 
• Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: Человекотворческая (преобразующая). Человек живет не только в природе, но и в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социализации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека. • Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

Слайд 14





Познавательная (гносеологическая). Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. 
Познавательная (гносеологическая). Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. 
• Коммуникативная. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации. 
Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природ- ной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
Описание слайда:
Познавательная (гносеологическая). Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. Познавательная (гносеологическая). Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. • Коммуникативная. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации. Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природ- ной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

Слайд 15





• Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция. 
• Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция. 
• Ценностная (аксиологическая.) С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.
 • Духовно-нравственная - воспитательная роль культуры.
 • Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.
Описание слайда:
• Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция. • Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция. • Ценностная (аксиологическая.) С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры. • Духовно-нравственная - воспитательная роль культуры. • Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.

Слайд 16





ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРЫ: 
Методы культурологии – это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в определенной степени, конструирующих предмет культурологического изучения. 
Основные методы анализа культуры: 
• исторический,
 • сравнительно-исторический,
 • морфологический, 
• цивилизационно-типологический, 
• структурно-функциональный, 
• семиотический, 
• структурный.
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРЫ: Методы культурологии – это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в определенной степени, конструирующих предмет культурологического изучения. Основные методы анализа культуры: • исторический, • сравнительно-исторический, • морфологический, • цивилизационно-типологический, • структурно-функциональный, • семиотический, • структурный.

Слайд 17





2. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
АНТИНОМИИ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДЫ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу «Тускуланские беседы», принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.). 
Цицерон применил термин «культура» для характеристики человеческого духа. 
Широко известно его изречение: «Философия есть культура души». 
Он отождествил философию с культурой души и духа. 
Впоследствии употребление слова «культура» в значении воспитанности, образованности, просвещенности становится традиционным.
Описание слайда:
2. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АНТИНОМИИ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДЫ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу «Тускуланские беседы», принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.). Цицерон применил термин «культура» для характеристики человеческого духа. Широко известно его изречение: «Философия есть культура души». Он отождествил философию с культурой души и духа. Впоследствии употребление слова «культура» в значении воспитанности, образованности, просвещенности становится традиционным.

Слайд 18





Софисты, киники, стоики
Проблематика философии культуры в европейском сознании впервые затрагивается софистами (так условно, от греч. sophisma-sophia – рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческих мыслителей второй половины V – перв. пол. IV в. до н.э.). 
Важнейшую роль в их мировоззрении играло противопоставление природы, как элемента относительно постоянного, человеческому закону или установлению - изменчивому, произвольному. 
Так осмысливалась антиномия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона самому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравственного, которая в сущности идентифицировалось с культурным.
Описание слайда:
Софисты, киники, стоики Проблематика философии культуры в европейском сознании впервые затрагивается софистами (так условно, от греч. sophisma-sophia – рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческих мыслителей второй половины V – перв. пол. IV в. до н.э.). Важнейшую роль в их мировоззрении играло противопоставление природы, как элемента относительно постоянного, человеческому закону или установлению - изменчивому, произвольному. Так осмысливалась антиномия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона самому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравственного, которая в сущности идентифицировалось с культурным.

Слайд 19





Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила свое развитие в философии киников (IV до н.э.), одной из так называемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский рассуждали о возврате людей к природе и естественности первобытного человеческого состояния. 
Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила свое развитие в философии киников (IV до н.э.), одной из так называемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский рассуждали о возврате людей к природе и естественности первобытного человеческого состояния. 
Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности. 
Таким образом, они, по существу, выступили в роли первых в Европе критиков культуры.
Описание слайда:
Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила свое развитие в философии киников (IV до н.э.), одной из так называемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский рассуждали о возврате людей к природе и естественности первобытного человеческого состояния. Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила свое развитие в философии киников (IV до н.э.), одной из так называемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский рассуждали о возврате людей к природе и естественности первобытного человеческого состояния. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности. Таким образом, они, по существу, выступили в роли первых в Европе критиков культуры.

Слайд 20





Расцвет римского стоицизма (конец IV до н.э.) знаменовал поворот культуры Рима целом от внешнего к внутреннему. Стоики, хотя и ориентировались на космос и мировой разум, особое внимание обращали на ресурсы человеческого духа.
Расцвет римского стоицизма (конец IV до н.э.) знаменовал поворот культуры Рима целом от внешнего к внутреннему. Стоики, хотя и ориентировались на космос и мировой разум, особое внимание обращали на ресурсы человеческого духа.
 Главная задача философии для стоиков заключается в этике.
 Знание – лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. А жить надо сообразно природе. Это позволило им критиковать искусственность и испорченность общества.
Описание слайда:
Расцвет римского стоицизма (конец IV до н.э.) знаменовал поворот культуры Рима целом от внешнего к внутреннему. Стоики, хотя и ориентировались на космос и мировой разум, особое внимание обращали на ресурсы человеческого духа. Расцвет римского стоицизма (конец IV до н.э.) знаменовал поворот культуры Рима целом от внешнего к внутреннему. Стоики, хотя и ориентировались на космос и мировой разум, особое внимание обращали на ресурсы человеческого духа. Главная задача философии для стоиков заключается в этике. Знание – лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. А жить надо сообразно природе. Это позволило им критиковать искусственность и испорченность общества.

Слайд 21





В конце IV- нач. III вв. до н.э. происходит усиление и обновление материализма в форме нового учения – эпикуреизма. 
В конце IV- нач. III вв. до н.э. происходит усиление и обновление материализма в форме нового учения – эпикуреизма. 
Эпикуреизм характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом человек может обрести столь нужное ему успокоение, невозмутимость и бесстрашие.
 Его способ объяснения имеет целью невозмутимость самосознания, а не познание природы само по себе. 
Культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль. 
Софисты, киники, стоики и эпикурейцы разрабатывали в конечном счете антиномии культуры и природы.
Описание слайда:
В конце IV- нач. III вв. до н.э. происходит усиление и обновление материализма в форме нового учения – эпикуреизма. В конце IV- нач. III вв. до н.э. происходит усиление и обновление материализма в форме нового учения – эпикуреизма. Эпикуреизм характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом человек может обрести столь нужное ему успокоение, невозмутимость и бесстрашие. Его способ объяснения имеет целью невозмутимость самосознания, а не познание природы само по себе. Культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль. Софисты, киники, стоики и эпикурейцы разрабатывали в конечном счете антиномии культуры и природы.

Слайд 22





ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
Прежнее противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось внутри христианства другой полярностью – Бог и культура.
Теологическое понимание природы можно назвать провиденциализмом (от лат. providentia – провидение). Он предполагает проявление воли Бога, осуществление Божественного плана спасения человека.
Описание слайда:
ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ Прежнее противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось внутри христианства другой полярностью – Бог и культура. Теологическое понимание природы можно назвать провиденциализмом (от лат. providentia – провидение). Он предполагает проявление воли Бога, осуществление Божественного плана спасения человека.

Слайд 23





Развитое Августином Блаженным (354–430 гг.) 
Развитое Августином Блаженным (354–430 гг.) 
провиденциалистское понимание культурного 
и исторического процесса как пути к 
эсхатологическому (от греческого eschaton – 
конец во времени и пространстве, предел, 
конечная цель и logos – учение) «царству божию» 
легло в основу всей средневековой христианской 
церковной историографии. 
Учение Августина стало наиболее полным выражением древней идеи о тесной связи общего состояния культуры с этическими ценностями человека, с его внутренним миром
Описание слайда:
Развитое Августином Блаженным (354–430 гг.) Развитое Августином Блаженным (354–430 гг.) провиденциалистское понимание культурного и исторического процесса как пути к эсхатологическому (от греческого eschaton – конец во времени и пространстве, предел, конечная цель и logos – учение) «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. Учение Августина стало наиболее полным выражением древней идеи о тесной связи общего состояния культуры с этическими ценностями человека, с его внутренним миром

Слайд 24





Конфуцианцы, Сократ, Платон, стоики и платоники, – все они настаивали на том, что ….
Конфуцианцы, Сократ, Платон, стоики и платоники, – все они настаивали на том, что ….
ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЮТСЯ НЕ СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ, А ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ НАЧАЛОМ.
Описание слайда:
Конфуцианцы, Сократ, Платон, стоики и платоники, – все они настаивали на том, что …. Конфуцианцы, Сократ, Платон, стоики и платоники, – все они настаивали на том, что …. ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЮТСЯ НЕ СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ, А ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ НАЧАЛОМ.

Слайд 25





ПОСТИЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в истории Европы, после которого путь к новой цивилизации был предопределен. 
Гуманизм – великое открытие этой культуры.
Культура Возрождения носила элитарный характер. 
Сами идеи самоутверждения личности, обращение к античности, как подтверждения новых мировоззренческих установок, не были близки широкому кругу людей, но идеи, оставшись в культурном процессе и возродившись в эпоху Просвещения, впоследствии радикально изменили мир.
Описание слайда:
ПОСТИЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в истории Европы, после которого путь к новой цивилизации был предопределен. Гуманизм – великое открытие этой культуры. Культура Возрождения носила элитарный характер. Сами идеи самоутверждения личности, обращение к античности, как подтверждения новых мировоззренческих установок, не были близки широкому кругу людей, но идеи, оставшись в культурном процессе и возродившись в эпоху Просвещения, впоследствии радикально изменили мир.

Слайд 26





ИТАЛЬЯНСКОЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ, НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» 
Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами XVIIXVIII вв., называют идеологией Просвещения. 
Возникли новые принципы, отличные от средневековых, распространяющиеся на все области жизни: натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в прогресс.

Выдающиеся деятели эпохи Просвещения: Джанбатиста Вико (1668-1744 гг.), Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694-1778 гг.), Дени Дидро (1713-84 гг.), Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.), Жан Жак Руссо (1720-73 гг.), Мари Жан Антуан де Кондорсе (1743-94 гг.), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803 гг.), Иммануил Кант (1724- 1804 гг.). 
В Новое время культурфилософская проблематика расцветает у итальянца Дж. Вико и француза Ж.- Ж. Руссо.
Описание слайда:
ИТАЛЬЯНСКОЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ, НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами XVIIXVIII вв., называют идеологией Просвещения. Возникли новые принципы, отличные от средневековых, распространяющиеся на все области жизни: натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в прогресс. Выдающиеся деятели эпохи Просвещения: Джанбатиста Вико (1668-1744 гг.), Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694-1778 гг.), Дени Дидро (1713-84 гг.), Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.), Жан Жак Руссо (1720-73 гг.), Мари Жан Антуан де Кондорсе (1743-94 гг.), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803 гг.), Иммануил Кант (1724- 1804 гг.). В Новое время культурфилософская проблематика расцветает у итальянца Дж. Вико и француза Ж.- Ж. Руссо.

Слайд 27





Культурологические воззрения
 Г.В.Ф. Гегеля

Гегель рассматривал культуру как единый,
целостный организм, находящийся в постоянном движении. 
Культура развивается через разрешение внутренних противоречий, в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. Рассматривая культуру как целостную систему, Гегель вместе с тем отмечает наличие в ней определенных типов и выделяет, прежде всего, высокую и низкую культуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, моральную, интеллектуальную и культуру высказываний. Наличие высокой культуры у него связано с существованием государства.
Описание слайда:
Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля Гегель рассматривал культуру как единый, целостный организм, находящийся в постоянном движении. Культура развивается через разрешение внутренних противоречий, в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. Рассматривая культуру как целостную систему, Гегель вместе с тем отмечает наличие в ней определенных типов и выделяет, прежде всего, высокую и низкую культуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, моральную, интеллектуальную и культуру высказываний. Наличие высокой культуры у него связано с существованием государства.

Слайд 28





Частью гегелевской культурной концепции является учение о национальном характере и расовом различии народов.
Частью гегелевской культурной концепции является учение о национальном характере и расовом различии народов.
 Причины расовых различий, в том числе в психологическом складе, Гегель видит в местоположении формирования народа, в особенностях природно- климатических условий, религиозном факторе, в системе сложившихся моральных норм. 
Сравнивая национальные характеры и особенности психологического склада различных рас, Гегель отстаивает идею равенства народов, хотя в его высказываниях о белой расе все же прослеживается европоцентристская установка.
Описание слайда:
Частью гегелевской культурной концепции является учение о национальном характере и расовом различии народов. Частью гегелевской культурной концепции является учение о национальном характере и расовом различии народов. Причины расовых различий, в том числе в психологическом складе, Гегель видит в местоположении формирования народа, в особенностях природно- климатических условий, религиозном факторе, в системе сложившихся моральных норм. Сравнивая национальные характеры и особенности психологического склада различных рас, Гегель отстаивает идею равенства народов, хотя в его высказываниях о белой расе все же прослеживается европоцентристская установка.

Слайд 29





ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА
А. и Ф. Шлегели, Ф. Шеллинг стояли у истоков сравнительно- исторического изучения культуры, рассматривая ее как единый процесс общечеловеческого развития. 
Они, отмечали, что фундамент современной цивилизации закладывался в эпоху средневековья во взаимодействии двух основных культурогенных факторов эпохи - латино-христианского и германо-языческого. 
Немецкие романтики основывали свое понимание культуры не на разуме, а на интуиции.
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА А. и Ф. Шлегели, Ф. Шеллинг стояли у истоков сравнительно- исторического изучения культуры, рассматривая ее как единый процесс общечеловеческого развития. Они, отмечали, что фундамент современной цивилизации закладывался в эпоху средневековья во взаимодействии двух основных культурогенных факторов эпохи - латино-христианского и германо-языческого. Немецкие романтики основывали свое понимание культуры не на разуме, а на интуиции.

Слайд 30





Национальные формы романтизма : 
немецкий романтизм, серьезный и мистический, разрабатывал эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе (А.В. Шлегель (1767-1845 гг.), Ф. Шлегель (1772-1829 гг.),Ф.В.Й. Шеллинг (1775-1854 гг.), Ф. Новалис (1772-1801 гг.), Л. ван Бетховен (1770-1827 гг.); 
• французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, про- явил себя в жанровой живописи и романистике (А. Гро (1771-1835 гг.), Э.Делакруа (1798-1803 гг.), Ж. Санд (1804-76 гг.), А.Л. де Сталь (1766-1817 гг.); 
• английский романтизм, сентиментальный и чувственный, видел возвышенное в простых, обыденных вещах (У. Блейк (1757-1827 гг.), У. Тернер (1775-1857 гг.), Дж.Г. Байрон (1788-1824 гг.).
Описание слайда:
Национальные формы романтизма : немецкий романтизм, серьезный и мистический, разрабатывал эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе (А.В. Шлегель (1767-1845 гг.), Ф. Шлегель (1772-1829 гг.),Ф.В.Й. Шеллинг (1775-1854 гг.), Ф. Новалис (1772-1801 гг.), Л. ван Бетховен (1770-1827 гг.); • французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, про- явил себя в жанровой живописи и романистике (А. Гро (1771-1835 гг.), Э.Делакруа (1798-1803 гг.), Ж. Санд (1804-76 гг.), А.Л. де Сталь (1766-1817 гг.); • английский романтизм, сентиментальный и чувственный, видел возвышенное в простых, обыденных вещах (У. Блейк (1757-1827 гг.), У. Тернер (1775-1857 гг.), Дж.Г. Байрон (1788-1824 гг.).

Слайд 31





КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВВ.
Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Маркс)
В XIX в. разносторонне обоснованная культуроборческая тенденция прослеживается у ряда мыслителей.
Подчеркивание трагичности, безысходности и абсурдности человеческого существования является характерной чертой пессимистического направления, возникшего в результате неприятия системы буржуазно- демократических ценностей.
Описание слайда:
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВВ. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Маркс) В XIX в. разносторонне обоснованная культуроборческая тенденция прослеживается у ряда мыслителей. Подчеркивание трагичности, безысходности и абсурдности человеческого существования является характерной чертой пессимистического направления, возникшего в результате неприятия системы буржуазно- демократических ценностей.

Слайд 32





На смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать. Всеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была да- на в рамках иррациональной философии в Германии XIX в. и, прежде всего, в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
На смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать. Всеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была да- на в рамках иррациональной философии в Германии XIX в. и, прежде всего, в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.), основатель философии жизни, воспринимал культуру не как обогащение человечества, а как все большее отчуждение от подлинных целей бытия. О
Описание слайда:
На смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать. Всеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была да- на в рамках иррациональной философии в Германии XIX в. и, прежде всего, в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. На смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать. Всеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была да- на в рамках иррациональной философии в Германии XIX в. и, прежде всего, в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.), основатель философии жизни, воспринимал культуру не как обогащение человечества, а как все большее отчуждение от подлинных целей бытия. О

Слайд 33





У последователя Шопенгауэра немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900 гг.) культурфилософия сбрасывает с себя груз христианских воззрений и устремляется в лоно нового языческого натурализма. 
У последователя Шопенгауэра немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900 гг.) культурфилософия сбрасывает с себя груз христианских воззрений и устремляется в лоно нового языческого натурализма. 
Для различения типов культур Ф. Ницше использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два на- чала бытия и художественного творчества: «аполлоническое» и «дионисическое». Аполлоническое – рационально-упорядоченное, критическое; дионисическое – чувственное, вакхически опьяненное, иррациональное. 
Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. 
В следующий период в его творчестве получает наиболее яркое выражение элитарная концепция культуры
Описание слайда:
У последователя Шопенгауэра немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900 гг.) культурфилософия сбрасывает с себя груз христианских воззрений и устремляется в лоно нового языческого натурализма. У последователя Шопенгауэра немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900 гг.) культурфилософия сбрасывает с себя груз христианских воззрений и устремляется в лоно нового языческого натурализма. Для различения типов культур Ф. Ницше использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два на- чала бытия и художественного творчества: «аполлоническое» и «дионисическое». Аполлоническое – рационально-упорядоченное, критическое; дионисическое – чувственное, вакхически опьяненное, иррациональное. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. В следующий период в его творчестве получает наиболее яркое выражение элитарная концепция культуры

Слайд 34





Творческая деятельность Карла Маркса (1818-83 гг.) – философа, экономиста, развернулась в середине XIX в., в критические годы общественной жизни Европы. Его теория стала обобщением этой исторической эпохи. Он создал завершенную, до конца последовательную форму материализма. Эта завершенность прослеживается в следующих моментах: в том, что материализм доведен до понимания обществен- ной жизни, а также в том, что материализм органически соединился с диалектикой.
Творческая деятельность Карла Маркса (1818-83 гг.) – философа, экономиста, развернулась в середине XIX в., в критические годы общественной жизни Европы. Его теория стала обобщением этой исторической эпохи. Он создал завершенную, до конца последовательную форму материализма. Эта завершенность прослеживается в следующих моментах: в том, что материализм доведен до понимания обществен- ной жизни, а также в том, что материализм органически соединился с диалектикой.
Описание слайда:
Творческая деятельность Карла Маркса (1818-83 гг.) – философа, экономиста, развернулась в середине XIX в., в критические годы общественной жизни Европы. Его теория стала обобщением этой исторической эпохи. Он создал завершенную, до конца последовательную форму материализма. Эта завершенность прослеживается в следующих моментах: в том, что материализм доведен до понимания обществен- ной жизни, а также в том, что материализм органически соединился с диалектикой. Творческая деятельность Карла Маркса (1818-83 гг.) – философа, экономиста, развернулась в середине XIX в., в критические годы общественной жизни Европы. Его теория стала обобщением этой исторической эпохи. Он создал завершенную, до конца последовательную форму материализма. Эта завершенность прослеживается в следующих моментах: в том, что материализм доведен до понимания обществен- ной жизни, а также в том, что материализм органически соединился с диалектикой.

Слайд 35





Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если в домарксистской теории культура рассматривалась как результат деятельности людей исключительно в духовной области, т.е. как деятельность сознания, выражающая себя в продуктах духовной деятельности, сама же культура понималась как мир, противостоящий природе, то в марксизме общественная практика людей трактуется как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом.
Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если в домарксистской теории культура рассматривалась как результат деятельности людей исключительно в духовной области, т.е. как деятельность сознания, выражающая себя в продуктах духовной деятельности, сама же культура понималась как мир, противостоящий природе, то в марксизме общественная практика людей трактуется как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом.
Однако, с точки зрения марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура – это, прежде всего, процесс творения человеком самого себя. 
Таким образом, общественно-трудовая деятельность является основным источником культуры и творцом самого человека.
Описание слайда:
Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если в домарксистской теории культура рассматривалась как результат деятельности людей исключительно в духовной области, т.е. как деятельность сознания, выражающая себя в продуктах духовной деятельности, сама же культура понималась как мир, противостоящий природе, то в марксизме общественная практика людей трактуется как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом. Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если в домарксистской теории культура рассматривалась как результат деятельности людей исключительно в духовной области, т.е. как деятельность сознания, выражающая себя в продуктах духовной деятельности, сама же культура понималась как мир, противостоящий природе, то в марксизме общественная практика людей трактуется как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом. Однако, с точки зрения марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура – это, прежде всего, процесс творения человеком самого себя. Таким образом, общественно-трудовая деятельность является основным источником культуры и творцом самого человека.

Слайд 36





КЛАССИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
Важнейшими его представителями являются: в Англии — Г. Спен- сер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии — А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции — Ш. Летурно; в США — Л.Г. Морган. 
Основные черты подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого раз- вития — от простого к сложному, обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида. 
Так, убежденным сторонником эволюционизма был Э.Б. Тайлор (1832-1917) – английский антрополог, общепризнанный основатель антропологии в Англии, автор знаменитой книги «Первобытная культу- ра» (1871)
Описание слайда:
КЛАССИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Важнейшими его представителями являются: в Англии — Г. Спен- сер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии — А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции — Ш. Летурно; в США — Л.Г. Морган. Основные черты подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого раз- вития — от простого к сложному, обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида. Так, убежденным сторонником эволюционизма был Э.Б. Тайлор (1832-1917) – английский антрополог, общепризнанный основатель антропологии в Англии, автор знаменитой книги «Первобытная культу- ра» (1871)

Слайд 37





Определение культуры Тайлора считается первой дефиницией в англоязычной антропологии: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Определение из книги «Первобытная культура»). 
Определение культуры Тайлора считается первой дефиницией в англоязычной антропологии: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Определение из книги «Первобытная культура»).
Описание слайда:
Определение культуры Тайлора считается первой дефиницией в англоязычной антропологии: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Определение из книги «Первобытная культура»). Определение культуры Тайлора считается первой дефиницией в англоязычной антропологии: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Определение из книги «Первобытная культура»).

Слайд 38





Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию