🗊Презентация Генезис и становление теоретического знания в античной культуре

Нажмите для полного просмотра!
Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №1Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №2Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №3Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №4Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №5Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №6Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №7Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №8Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №9Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №10Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №11Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №12Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №13Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №14Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №15Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №16Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №17Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №18Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №19Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №20Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №21Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №22Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №23Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №24Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №25Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №26Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №27Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №28Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №29Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №30Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №31Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №32Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №33Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №34Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №35Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №36Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №37Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №38Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №39Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №40Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №41Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №42Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №43Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №44Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №45Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №46Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №47Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №48Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №49Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №50Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №51Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №52Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №53Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №54Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №55Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №56Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №57Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №58Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №59Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №60Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №61Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №62Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №63Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №64Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №65Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №66Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №67Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №68Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №69Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №70Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №71Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №72Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №73Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №74Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №75Генезис и становление теоретического знания в античной культуре, слайд №76

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Генезис и становление теоретического знания в античной культуре. Доклад-сообщение содержит 76 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах
Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения
Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания
Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
Описание слайда:
Генезис и становление теоретического знания в античной культуре Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени

Слайд 2






Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли
Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
Описание слайда:
Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)

Слайд 3





Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
Все многообразие человеческого знания можно условно разделить на знание «Практическое» и знание «теоретическое». Первое подразумевает некоторое умение, навык обращения с вещами и, следовательно, предполагает активное, деятельное участие со стороны человека. Второе, напротив, представляется знанием о вещах без непосредственного обращения к ним, порожденное только разумом
Описание слайда:
Генезис и становление теоретического знания в античной культуре Все многообразие человеческого знания можно условно разделить на знание «Практическое» и знание «теоретическое». Первое подразумевает некоторое умение, навык обращения с вещами и, следовательно, предполагает активное, деятельное участие со стороны человека. Второе, напротив, представляется знанием о вещах без непосредственного обращения к ним, порожденное только разумом

Слайд 4






Познание теоретическое, в отличии от практического, до определенной поры не является абсолютно необходимым для человека, поскольку в своем повседневном бытии человек в нем не нуждается. Чтобы уяснить смысл сказанного, нам необходимо обратиться к исходному значению понятия «теоретическое», а также общему контексту античного мировосприятия
Описание слайда:
Познание теоретическое, в отличии от практического, до определенной поры не является абсолютно необходимым для человека, поскольку в своем повседневном бытии человек в нем не нуждается. Чтобы уяснить смысл сказанного, нам необходимо обратиться к исходному значению понятия «теоретическое», а также общему контексту античного мировосприятия

Слайд 5






Понятие «теоретическое» восходит к греческому слову Теорейа, которое означает «вглядывание», «рассматривание», «созерцание», При этом речь не идет о простом разглядывании сущего посредством предназначенных для этого органов чувств. Глаза – хорошие советчики в практических делах, но не в знании вещей.
Описание слайда:
Понятие «теоретическое» восходит к греческому слову Теорейа, которое означает «вглядывание», «рассматривание», «созерцание», При этом речь не идет о простом разглядывании сущего посредством предназначенных для этого органов чувств. Глаза – хорошие советчики в практических делах, но не в знании вещей.

Слайд 6






Мыслители античности не перестают подчеркивать: ощущения изменчивы, а следовательно, не могут выступать в качестве надежных свидетелей. В знании вещей лучший советчик – разум. «Теорейя» есть тем самым всматривание глазами самой души, или ума. Русский перевод теорейя – «умозрение»
Описание слайда:
Мыслители античности не перестают подчеркивать: ощущения изменчивы, а следовательно, не могут выступать в качестве надежных свидетелей. В знании вещей лучший советчик – разум. «Теорейя» есть тем самым всматривание глазами самой души, или ума. Русский перевод теорейя – «умозрение»

Слайд 7






«Теоретическое познание» в греческом смысле имеет «надприродный» и «сверх-природный» характер, поскольку в собственно смысле не принадлежит природному миропорядку. Более того, в природном порядке вещей даже нет необходимости в «теоретическом».
Описание слайда:
«Теоретическое познание» в греческом смысле имеет «надприродный» и «сверх-природный» характер, поскольку в собственно смысле не принадлежит природному миропорядку. Более того, в природном порядке вещей даже нет необходимости в «теоретическом».

Слайд 8






Сфера умозримого и умопостигаемого требует сверхприродного усилия для своего возникновения, сознательного отвлечения от естественного порядка бытия природных явлений ради попадания в некий иной мир, мир чистой мысли
Описание слайда:
Сфера умозримого и умопостигаемого требует сверхприродного усилия для своего возникновения, сознательного отвлечения от естественного порядка бытия природных явлений ради попадания в некий иной мир, мир чистой мысли

Слайд 9






В античности мир понимался как «космос» (в переводе с греческого – «совершенный порядок» и «устроение»; греческий глагол «космео» означает «украшать», и именно от него происходит современное слово «косметика».
Описание слайда:
В античности мир понимался как «космос» (в переводе с греческого – «совершенный порядок» и «устроение»; греческий глагол «космео» означает «украшать», и именно от него происходит современное слово «косметика».

Слайд 10






Таким образом, для грека исходным является понимание бытия как порядка и гармонии, которые не могут не вызывать изумления. Устроенность мира удивительно, в то время как хаос не удивляет и нем более не изумляет. В человеке что-то отзывается на это устроение, обращает на себя внимание и заставляет задаваться вопросом: что есть все существующее? Или почему есть нечто, а не ничто?
Описание слайда:
Таким образом, для грека исходным является понимание бытия как порядка и гармонии, которые не могут не вызывать изумления. Устроенность мира удивительно, в то время как хаос не удивляет и нем более не изумляет. В человеке что-то отзывается на это устроение, обращает на себя внимание и заставляет задаваться вопросом: что есть все существующее? Или почему есть нечто, а не ничто?

Слайд 11






Теоретическое мышление в своих истоках есть в подлинном смысле античный феномен. Существует целый ряд версий возникновения этой особой формы духовной деятельности именно в Древней Греции. Согласно одной из них, в основании лежит особый тип соревновательности, присущий общественной жизни греков, цель которой состояла в достижении бессмертной славы, а не преходящих материальных благ (А.И.Зайцев)
Описание слайда:
Теоретическое мышление в своих истоках есть в подлинном смысле античный феномен. Существует целый ряд версий возникновения этой особой формы духовной деятельности именно в Древней Греции. Согласно одной из них, в основании лежит особый тип соревновательности, присущий общественной жизни греков, цель которой состояла в достижении бессмертной славы, а не преходящих материальных благ (А.И.Зайцев)

Слайд 12






Согласно другой версии, дело в новых горизонтах, которые оно открывало (К.М.Петров). В качестве предпосылки становления теоретического мышления рассматриваются также законодательная и политическая деятельность так называемых семи мудрецов, которые хотя по роду своей деятельности и были «практиками»,
Описание слайда:
Согласно другой версии, дело в новых горизонтах, которые оно открывало (К.М.Петров). В качестве предпосылки становления теоретического мышления рассматриваются также законодательная и политическая деятельность так называемых семи мудрецов, которые хотя по роду своей деятельности и были «практиками»,

Слайд 13






но посвящали себя всеобщим вопросам, а именно вопросам нравственности и правопорядка в качестве залога прочного и справедливого мироустройства
Описание слайда:
но посвящали себя всеобщим вопросам, а именно вопросам нравственности и правопорядка в качестве залога прочного и справедливого мироустройства

Слайд 14






Еще одно основание античной науки – уверенность, что судьба индивида и судьба его города неразрывно связаны (недаром высшей мерой наказания для греков было изгнание из полиса). Именно в рамках полисной формы социального устройства стало возможным выделение особого сословия свободных людей, перед которым не стояла необходимость добывать средства к существования и которые имели досуг для занятий умозрением
Описание слайда:
Еще одно основание античной науки – уверенность, что судьба индивида и судьба его города неразрывно связаны (недаром высшей мерой наказания для греков было изгнание из полиса). Именно в рамках полисной формы социального устройства стало возможным выделение особого сословия свободных людей, перед которым не стояла необходимость добывать средства к существования и которые имели досуг для занятий умозрением

Слайд 15





Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах
Существенные события этого периода: открываются первые университеты. В 1158 году в Болонье в соответствии с хартией Фридриха 1 Барбароссы, в которой говорилось об университас, было основано первое организованное сообщество студентов, получающих комплексное образование, и определено место их коллективного существования наподобие современных университетов.
Описание слайда:
Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах Существенные события этого периода: открываются первые университеты. В 1158 году в Болонье в соответствии с хартией Фридриха 1 Барбароссы, в которой говорилось об университас, было основано первое организованное сообщество студентов, получающих комплексное образование, и определено место их коллективного существования наподобие современных университетов.

Слайд 16






На протяжении 12-13 вв. университеты появились в Кембридже, Неаполе, Монпелье, Саламанке, Падуе, Тулузе, однако наибольшую известость и решающее значение для развития научной мысли эпохи Средневековья получили Парижский (1200) и Оксфордский (1178) университеты
Описание слайда:
На протяжении 12-13 вв. университеты появились в Кембридже, Неаполе, Монпелье, Саламанке, Падуе, Тулузе, однако наибольшую известость и решающее значение для развития научной мысли эпохи Средневековья получили Парижский (1200) и Оксфордский (1178) университеты

Слайд 17






Atrium, или факультет свободных искусств, который является наиболее многочисленным и считается подготовительным для трех других факультетов: медицинского, юридического и теологического – самого малочисленного, но обучение на котором было самым продолжительным.
Описание слайда:
Atrium, или факультет свободных искусств, который является наиболее многочисленным и считается подготовительным для трех других факультетов: медицинского, юридического и теологического – самого малочисленного, но обучение на котором было самым продолжительным.

Слайд 18






Поскольку теологии отводилось столь важное место, а также учитывая популярность Парижского университета в среде интеллектуалов того времени, главы католической церкви в лице папы Иннокентия 3 и его преемника Григория 9 хорошо осознавали, что университет в Париже не просто образовательное учреждение
Описание слайда:
Поскольку теологии отводилось столь важное место, а также учитывая популярность Парижского университета в среде интеллектуалов того времени, главы католической церкви в лице папы Иннокентия 3 и его преемника Григория 9 хорошо осознавали, что университет в Париже не просто образовательное учреждение

Слайд 19






Философия как служанка богословия: сначала было отменено преподавание римского права, затем – в 1215 г. – преподавание физик и метафизики Аристотеля, и, наконец, появились призывы не делать из себя философов и касаться на занятиях только тех вопросов, разъяснение которым можно найти в священном писании и трудах Святых Отцов.
Описание слайда:
Философия как служанка богословия: сначала было отменено преподавание римского права, затем – в 1215 г. – преподавание физик и метафизики Аристотеля, и, наконец, появились призывы не делать из себя философов и касаться на занятиях только тех вопросов, разъяснение которым можно найти в священном писании и трудах Святых Отцов.

Слайд 20






Природа как состоящая из низшей (материльной) и высшей (бессмертной) составляющей. Соответственно иерарнхии сущих выстраивается и иерархия знания. Наиболее соврешенной и достойной изучения становится наука ог божественном, в то время как остальные науки, касающиеся сотворенных природных вещей, подчиняются ей – оказываются так называемыми «служанками теологии»
Описание слайда:
Природа как состоящая из низшей (материльной) и высшей (бессмертной) составляющей. Соответственно иерарнхии сущих выстраивается и иерархия знания. Наиболее соврешенной и достойной изучения становится наука ог божественном, в то время как остальные науки, касающиеся сотворенных природных вещей, подчиняются ей – оказываются так называемыми «служанками теологии»

Слайд 21





Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения
«Оптика» Птолемея, труды Гиппократа и Галена – примеры этого рода. Позднее, в течение двух десятилетий 13 в., появились остальные книги «Метафизики» и три книги трактата о животных Аристотеля. Тем самым были возрождены основные натуралистические сочинения Аристотеля, а также труды, содержащие его методологию натуралистического опыта и наблюдения
Описание слайда:
Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения «Оптика» Птолемея, труды Гиппократа и Галена – примеры этого рода. Позднее, в течение двух десятилетий 13 в., появились остальные книги «Метафизики» и три книги трактата о животных Аристотеля. Тем самым были возрождены основные натуралистические сочинения Аристотеля, а также труды, содержащие его методологию натуралистического опыта и наблюдения

Слайд 22






Аристотелевская логика не представляется Фр.Бэкону удовлетворительной. Доказательство без обращения к опыту абстрактно, т.е. лишено связи с материалом познания и потому не защищено от ошибок. Опыт же убедителен сам по себе, поскольку источник опытного знания не относится к сфере познающего разума, но есть сам мир, устроенный так, как замыслил и сотворил его Господь
Описание слайда:
Аристотелевская логика не представляется Фр.Бэкону удовлетворительной. Доказательство без обращения к опыту абстрактно, т.е. лишено связи с материалом познания и потому не защищено от ошибок. Опыт же убедителен сам по себе, поскольку источник опытного знания не относится к сфере познающего разума, но есть сам мир, устроенный так, как замыслил и сотворил его Господь

Слайд 23






И все же, несмотря на принципиально новые тенденции в развитии средневековой мысли, она непреодолимо далека от научного знания, которое обретет силу только в Новое время, потому что решает, по сути, старую задачу – укрепление церковного авторитета.
Описание слайда:
И все же, несмотря на принципиально новые тенденции в развитии средневековой мысли, она непреодолимо далека от научного знания, которое обретет силу только в Новое время, потому что решает, по сути, старую задачу – укрепление церковного авторитета.

Слайд 24






Выясняется, что опыт как никакая другая сфера делает более очевидными, убедительными и доступными для человека истины божественного Писания, которые в силу несовершенства самой человеческой природы ему недостаточно понять одним лишь разумом, но требуется «ощутить» всем своим существом
Описание слайда:
Выясняется, что опыт как никакая другая сфера делает более очевидными, убедительными и доступными для человека истины божественного Писания, которые в силу несовершенства самой человеческой природы ему недостаточно понять одним лишь разумом, но требуется «ощутить» всем своим существом

Слайд 25






Особенность познавательного отношения к сущему в эпоху Возрождения связана прежде всего с пристальным вниманием к индивидуальному, т.е. сущему не в его отношении к Творцу, не во всеобщем в нем, но в его собственном, неповторимом многообразии. Человек Возрождения хорошо понимал, что век природного сущего в его природности и разнообразии недолог, и все же он был бесконечно зачарован картиной мира
Описание слайда:
Особенность познавательного отношения к сущему в эпоху Возрождения связана прежде всего с пристальным вниманием к индивидуальному, т.е. сущему не в его отношении к Творцу, не во всеобщем в нем, но в его собственном, неповторимом многообразии. Человек Возрождения хорошо понимал, что век природного сущего в его природности и разнообразии недолог, и все же он был бесконечно зачарован картиной мира

Слайд 26






Философствовать о космосе в целом – главная тема в творчестве Дж.Бруно. «Природа, - пишет Бруно, - ни что иное, как сила, воплощенная в вещах, и закон, по которому все вещи совершают свой собственный ход», потому, «одна только природа – наставница высших умов», как сформулировал Леонардо да Винчи
Описание слайда:
Философствовать о космосе в целом – главная тема в творчестве Дж.Бруно. «Природа, - пишет Бруно, - ни что иное, как сила, воплощенная в вещах, и закон, по которому все вещи совершают свой собственный ход», потому, «одна только природа – наставница высших умов», как сформулировал Леонардо да Винчи

Слайд 27






Устремление к Богу, как и прежде представлявшее истинную цель человеческого существования на Земле, в эпоху Ренессанса приобрело своеобразный, «деятельный» характер. Это означало, что оно «должно было быть реализовано в посюсторонних творческих усилиях, подтверждено земной судьбой и славой индивида, самораскрытием возможностей его человеческой природы».
Описание слайда:
Устремление к Богу, как и прежде представлявшее истинную цель человеческого существования на Земле, в эпоху Ренессанса приобрело своеобразный, «деятельный» характер. Это означало, что оно «должно было быть реализовано в посюсторонних творческих усилиях, подтверждено земной судьбой и славой индивида, самораскрытием возможностей его человеческой природы».

Слайд 28






Как говорил Марсино Фичино, «человек рожден, конечно, не для того, чтобы гнить в неподвижности, что чтобы действовать».
Описание слайда:
Как говорил Марсино Фичино, «человек рожден, конечно, не для того, чтобы гнить в неподвижности, что чтобы действовать».

Слайд 29






Человек должен научиться пользоваться этими «превосходными инструментами». Таким образом, свое устремление к Богу ренессансный человек реализует посредством подражания Творцу в его неисчерпаемой творческой активности. «Человек подражает всем творениям, божественным по природе, и улучшает творения низшей, чем он, природы»
Описание слайда:
Человек должен научиться пользоваться этими «превосходными инструментами». Таким образом, свое устремление к Богу ренессансный человек реализует посредством подражания Творцу в его неисчерпаемой творческой активности. «Человек подражает всем творениям, божественным по природе, и улучшает творения низшей, чем он, природы»

Слайд 30





Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания
Для александрийской науки эпистемологической моделью является математическое описание и обращение к математическим абстракциям. Александрийская наука устанавливает математические регулярности, в то время как афинская философия полагает совершеннейшим знанием каузальную модель, основа которой – теория первоначал.
Описание слайда:
Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания Для александрийской науки эпистемологической моделью является математическое описание и обращение к математическим абстракциям. Александрийская наука устанавливает математические регулярности, в то время как афинская философия полагает совершеннейшим знанием каузальную модель, основа которой – теория первоначал.

Слайд 31






Иными словами, философия объясняет вещи, показывая, что они есть такие, как есть (или являются) в повседневной реальности, реальность же понимается как обусловленная одним уникальным основанием – бытием. Таким образом, наследие античности можно обозначить двумя современными терминами – разработанное абстрактное математическое мышление и эмпиризм (реализм)
Описание слайда:
Иными словами, философия объясняет вещи, показывая, что они есть такие, как есть (или являются) в повседневной реальности, реальность же понимается как обусловленная одним уникальным основанием – бытием. Таким образом, наследие античности можно обозначить двумя современными терминами – разработанное абстрактное математическое мышление и эмпиризм (реализм)

Слайд 32






Космологию, основанную на точно указанном соответствии между физической реальность и математической моделью, создает Кеплер, показавший, что в основе порядка и системы таких предельных объектов, как планеты, лежит математическая «гармония».
Описание слайда:
Космологию, основанную на точно указанном соответствии между физической реальность и математической моделью, создает Кеплер, показавший, что в основе порядка и системы таких предельных объектов, как планеты, лежит математическая «гармония».

Слайд 33






Подобная теория четко выражена в учении Ньютона; примеры этого – его отождествление пространства математического, реального и абсолютного или утверждение, что сила гравитации не нуждается в физическом объяснении
Описание слайда:
Подобная теория четко выражена в учении Ньютона; примеры этого – его отождествление пространства математического, реального и абсолютного или утверждение, что сила гравитации не нуждается в физическом объяснении

Слайд 34





Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
рационализм и эмпиризм – два направления науки, сложившиеся в поисках достоверного и надежного основания познания. Рационализм (от лат. Ратионалес – разумность) решающую роль в процессе познания отводил разума.
Описание слайда:
Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени рационализм и эмпиризм – два направления науки, сложившиеся в поисках достоверного и надежного основания познания. Рационализм (от лат. Ратионалес – разумность) решающую роль в процессе познания отводил разума.

Слайд 35






Напротив, эмпиризм доминирующее значение в познании приписывал опыту, основанному прежде всего на данных чувственных восприятий. Поэтому эмпиризм тесно связан с сенсуализмом ( от лат.сенсус – чувство). Из эпистемологического характера этих теорий следует объединяющее различие: и рационалисты, и эмпирицисты постулируют разрыв между мыслящим я и внешним миром
Описание слайда:
Напротив, эмпиризм доминирующее значение в познании приписывал опыту, основанному прежде всего на данных чувственных восприятий. Поэтому эмпиризм тесно связан с сенсуализмом ( от лат.сенсус – чувство). Из эпистемологического характера этих теорий следует объединяющее различие: и рационалисты, и эмпирицисты постулируют разрыв между мыслящим я и внешним миром

Слайд 36






Говоря об эпистемологической программе эмпиризма, следует отметить, что истоки ее связаны с идеей Френсиса Бэкона о составлении таблиц и классификпций. Бэкон видит смысл таблиц открытия в том, что собранное в них объективное знание при определенных условиях является процедурой, в рамках которой возникновение нового знания не зависит от субъекта познания.
Описание слайда:
Говоря об эпистемологической программе эмпиризма, следует отметить, что истоки ее связаны с идеей Френсиса Бэкона о составлении таблиц и классификпций. Бэкон видит смысл таблиц открытия в том, что собранное в них объективное знание при определенных условиях является процедурой, в рамках которой возникновение нового знания не зависит от субъекта познания.

Слайд 37






«Хорошая естественная история», достаточное количество опытных данных, выраженное в этих таблицах, сводят роль субъекта познания к простой индукции
Описание слайда:
«Хорошая естественная история», достаточное количество опытных данных, выраженное в этих таблицах, сводят роль субъекта познания к простой индукции

Слайд 38






Перечисление имен
Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц
Эмпиристы - Ньютон
Описание слайда:
Перечисление имен Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц Эмпиристы - Ньютон

Слайд 39





Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли

Одна из важнейших черт эпохи Просвещения – уверенность в универсальности научного разума. Соответственно, Просвещение формирует исследовательскую программу, основанную на определенных свойствах науки, ведущими из которых являются идеал механицистского исследования природы, рассматривающего все изменения как механические, и представление о прогрессе научного знания
Описание слайда:
Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли Одна из важнейших черт эпохи Просвещения – уверенность в универсальности научного разума. Соответственно, Просвещение формирует исследовательскую программу, основанную на определенных свойствах науки, ведущими из которых являются идеал механицистского исследования природы, рассматривающего все изменения как механические, и представление о прогрессе научного знания

Слайд 40






Науки о жизни и живом.
От медицины подобное свойство переходит и к другим наукам о живой природе. Биология и зоология (как бы эти дисциплины ни отличались от современного их понимания) рассматривались как знание, направленное на формирование тела, а вследствие этого – и души
Описание слайда:
Науки о жизни и живом. От медицины подобное свойство переходит и к другим наукам о живой природе. Биология и зоология (как бы эти дисциплины ни отличались от современного их понимания) рассматривались как знание, направленное на формирование тела, а вследствие этого – и души

Слайд 41






С другой стороны, биология и зоология рассматривались как части всеобщей философии природы или физиологии (натурфилософии). Естественно, что трансформация истолкования сущности природы неизбежно, явно или неявно, обнаружилась и в науках о живой природе.
Описание слайда:
С другой стороны, биология и зоология рассматривались как части всеобщей философии природы или физиологии (натурфилософии). Естественно, что трансформация истолкования сущности природы неизбежно, явно или неявно, обнаружилась и в науках о живой природе.

Слайд 42






Материя понималась Декартом, Бойлем, Ньютоном (при всем принципиальном различии их предпосылок, гипотез, методов, результатов) как инертная, пассивная, однородная, сводимая к математическому (геометрическому) протяжению
Описание слайда:
Материя понималась Декартом, Бойлем, Ньютоном (при всем принципиальном различии их предпосылок, гипотез, методов, результатов) как инертная, пассивная, однородная, сводимая к математическому (геометрическому) протяжению

Слайд 43






Основа этих отличий – в самом предмете наук. Наука 17 в. охватывает трансформацию взгляда на физические пространство и материю, в результате чего возникла концепция силы притяжения – того, что не видно, но постоянно действует. Наука 18-19 вв. обращается к живой материи, а в пределе – к человеку, человеческому бытию, и, по-видимому, впервые определяет бытие культуры
Описание слайда:
Основа этих отличий – в самом предмете наук. Наука 17 в. охватывает трансформацию взгляда на физические пространство и материю, в результате чего возникла концепция силы притяжения – того, что не видно, но постоянно действует. Наука 18-19 вв. обращается к живой материи, а в пределе – к человеку, человеческому бытию, и, по-видимому, впервые определяет бытие культуры

Слайд 44






По-видимому, именно взгляды Бэкона оказали влияние на скептицизм середины 18 в. В частности, Юм писал о несоответствии между абстрактными принципами философии (имея в виду учения, основанные на гипотетическом рассуждении) и бесконечным разнообразием природы.
Описание слайда:
По-видимому, именно взгляды Бэкона оказали влияние на скептицизм середины 18 в. В частности, Юм писал о несоответствии между абстрактными принципами философии (имея в виду учения, основанные на гипотетическом рассуждении) и бесконечным разнообразием природы.

Слайд 45






Абстрактные принципы, в отличие от природы, ограничены; более того, они ограничивают наше познание природы, поскольку философы экстраполируют принципы одной части природы на всю природу в целом
Описание слайда:
Абстрактные принципы, в отличие от природы, ограничены; более того, они ограничивают наше познание природы, поскольку философы экстраполируют принципы одной части природы на всю природу в целом

Слайд 46






Абстрактные, т.е. математические, истины основаны на логических принципах, но при этом они сформированы воображением и произвольны. Физические истины существуют в природе и являются истинами фактов. Математические истины обладают самоочевидностью, физические – достоверностью. Познание природы основано на сравнении и наблюдении того, что произошло в действительности
Описание слайда:
Абстрактные, т.е. математические, истины основаны на логических принципах, но при этом они сформированы воображением и произвольны. Физические истины существуют в природе и являются истинами фактов. Математические истины обладают самоочевидностью, физические – достоверностью. Познание природы основано на сравнении и наблюдении того, что произошло в действительности

Слайд 47






Таким образом, в науках о живой природе возникли новый идеал и парадигма познания: познание должно не формулировать принципы, а собирать как можно больше единичных, неповторимых событий, что означало, в частности, реабилитацию истории как знания о принципиально уникальных предметах
Описание слайда:
Таким образом, в науках о живой природе возникли новый идеал и парадигма познания: познание должно не формулировать принципы, а собирать как можно больше единичных, неповторимых событий, что означало, в частности, реабилитацию истории как знания о принципиально уникальных предметах

Слайд 48






К этому направлению принадлежали Д’Ламбер, Лагранж, Лаплас и Кондорсэ (достаточно условно можно сказать, что их деятельность охватила 2-ю половину 18 в. и первые десятилетия 19 в) Их взгляды можно охарактеризовать таким современным термином, как интрументализм.
Описание слайда:
К этому направлению принадлежали Д’Ламбер, Лагранж, Лаплас и Кондорсэ (достаточно условно можно сказать, что их деятельность охватила 2-ю половину 18 в. и первые десятилетия 19 в) Их взгляды можно охарактеризовать таким современным термином, как интрументализм.

Слайд 49






Математика для них выступает в качестве инструмента открытия, а не истинной модели реальности. Неомеханисты рассматривали вопросы о сущности материи (атомы, монады либо вообще нечто иное) или об определении силы как слишком неясные. Данная позиция во многом обусловливала развитие нового направления математики – вероятностной математики, полагаемой ее создателями совершеннейшим инструментом для управления наблюдающим разумом
Описание слайда:
Математика для них выступает в качестве инструмента открытия, а не истинной модели реальности. Неомеханисты рассматривали вопросы о сущности материи (атомы, монады либо вообще нечто иное) или об определении силы как слишком неясные. Данная позиция во многом обусловливала развитие нового направления математики – вероятностной математики, полагаемой ее создателями совершеннейшим инструментом для управления наблюдающим разумом

Слайд 50






Далее, в науках о живой природе (в первую очередь это касается химии, геологии, наук о жизни, медицины, физиологии, анатомии и естественной истории) возникают идея или, точнее, комплекс идей, известных из 19 в. в соответствующих терминологии, которая широко использовалась в то время, - романтизм обращается к термину натурфилософия, а немного позднее возникает термин витализм.
Описание слайда:
Далее, в науках о живой природе (в первую очередь это касается химии, геологии, наук о жизни, медицины, физиологии, анатомии и естественной истории) возникают идея или, точнее, комплекс идей, известных из 19 в. в соответствующих терминологии, которая широко использовалась в то время, - романтизм обращается к термину натурфилософия, а немного позднее возникает термин витализм.

Слайд 51






Последний в точности охватывает разработки концепции живой материи, обладающей имиманентным принципов движения
Описание слайда:
Последний в точности охватывает разработки концепции живой материи, обладающей имиманентным принципов движения

Слайд 52






Оппоненты механицизма видели иной вариант: жива материя обладает движением, движение возникает под действием причины, однако это не внешняя, а имманентная причина. Данная причина является действующей, или самодеятельной, силой, которая ничем внешним не обусловлена
Описание слайда:
Оппоненты механицизма видели иной вариант: жива материя обладает движением, движение возникает под действием причины, однако это не внешняя, а имманентная причина. Данная причина является действующей, или самодеятельной, силой, которая ничем внешним не обусловлена

Слайд 53






Был также найден хорошо известный аналог силы – категория цели, или целевой причины, которая обладает активностью, являющейся энергией – в философии Аристотеля. Итак, материя обладает внутренней силой, витальной действительностью-деятельностью (энергией). Так в естествознании формируется категория жизненной энергии.
Описание слайда:
Был также найден хорошо известный аналог силы – категория цели, или целевой причины, которая обладает активностью, являющейся энергией – в философии Аристотеля. Итак, материя обладает внутренней силой, витальной действительностью-деятельностью (энергией). Так в естествознании формируется категория жизненной энергии.

Слайд 54






Подобные новации коснулись всех наук об органической природе, но в первую очередь – химии, поскольку ее развитие было обусловлено и обогащено химией предшествующего столетия. Химическая революция обычно связывается с именем Лавуазье, но большое влияние оказал на этот процесс Георг Эрнест Шталь
Описание слайда:
Подобные новации коснулись всех наук об органической природе, но в первую очередь – химии, поскольку ее развитие было обусловлено и обогащено химией предшествующего столетия. Химическая революция обычно связывается с именем Лавуазье, но большое влияние оказал на этот процесс Георг Эрнест Шталь

Слайд 55






Итак, возникновение о оформление биологии и вообще наук о жизни действительно имело характер определенной научной революции (трансформации образа науки). С биологией (разумеется, не только с ней) связана парадигма естествознания, а затем и социальных наук 19 столетия – стремление к достижению гармонии и единства научных дисциплин и обоснованию пути науки к моральной значимости, пути к отождествлению науки и этики, знания и блага
Описание слайда:
Итак, возникновение о оформление биологии и вообще наук о жизни действительно имело характер определенной научной революции (трансформации образа науки). С биологией (разумеется, не только с ней) связана парадигма естествознания, а затем и социальных наук 19 столетия – стремление к достижению гармонии и единства научных дисциплин и обоснованию пути науки к моральной значимости, пути к отождествлению науки и этики, знания и блага

Слайд 56





Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
Позитивизм изначально складывался под лозунгом борьбы с умозрительной философией. Устами своего основателя Огюста Конта позитивизм заявил о себе как о такой философской системе, для которой философия, и в первую очередь «первая философия», метафизика, является излишней.
Описание слайда:
Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм) Позитивизм изначально складывался под лозунгом борьбы с умозрительной философией. Устами своего основателя Огюста Конта позитивизм заявил о себе как о такой философской системе, для которой философия, и в первую очередь «первая философия», метафизика, является излишней.

Слайд 57






Максимум метафизики, который признавался позитивизмом законным, заключался в призыве к философии стать метанаукой, т.е. наукой о науке. Это не помешало, а скорее наоборот, помогло случиться тому, что позитивизм закрепил за собой науку как предмет приоритетного философского исследования
Описание слайда:
Максимум метафизики, который признавался позитивизмом законным, заключался в призыве к философии стать метанаукой, т.е. наукой о науке. Это не помешало, а скорее наоборот, помогло случиться тому, что позитивизм закрепил за собой науку как предмет приоритетного философского исследования

Слайд 58






О.Конт
Г.Спенсер
Описание слайда:
О.Конт Г.Спенсер

Слайд 59






Основные работы О.Конта – «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии» и «Система позитивной политики».Наука к тому времени уже была предметом анализа в немецкой классической философии (у Канта, Фихте и Гегеля), и следы немецкого влияния просматриваются у Конта. В первую очередь на Конта повлияли попытки Канта поставить границы чистому разуму и учение Гегеля о бытии как становлении.
Описание слайда:
Основные работы О.Конта – «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии» и «Система позитивной политики».Наука к тому времени уже была предметом анализа в немецкой классической философии (у Канта, Фихте и Гегеля), и следы немецкого влияния просматриваются у Конта. В первую очередь на Конта повлияли попытки Канта поставить границы чистому разуму и учение Гегеля о бытии как становлении.

Слайд 60






Учение о трех стадиях
На первой стадии, «теологической», или «фиктивной», разум следует своей основной начальной (примитивной) потребности, заключающейся в поиске причин всего. Эта потребность становится источником заблуждений, поскольку природа не знает никаких причин. Поэтому разум с необходимостью порождает их сам. Так возникают примитивные формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм
Описание слайда:
Учение о трех стадиях На первой стадии, «теологической», или «фиктивной», разум следует своей основной начальной (примитивной) потребности, заключающейся в поиске причин всего. Эта потребность становится источником заблуждений, поскольку природа не знает никаких причин. Поэтому разум с необходимостью порождает их сам. Так возникают примитивные формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм

Слайд 61






Вторая стадия развития интеллекта – переходная от юности к зрелости – носит имя «метафизической». Или «абстрактной». Находясь на этой стадии, человеческое мышление пытается объяснить то, чего никогда не существовало: бытие, сущность, внутреннюю природу явления. Метафизика, подобно ломке голоса у мальчиков, является неизбежной «хронической болезнью» человеческого интеллекта на границе между детством и возмужалостью
Описание слайда:
Вторая стадия развития интеллекта – переходная от юности к зрелости – носит имя «метафизической». Или «абстрактной». Находясь на этой стадии, человеческое мышление пытается объяснить то, чего никогда не существовало: бытие, сущность, внутреннюю природу явления. Метафизика, подобно ломке голоса у мальчиков, является неизбежной «хронической болезнью» человеческого интеллекта на границе между детством и возмужалостью

Слайд 62






Наконец, стадию зрелости называют реальной, или положительной, стадией. Основной ее признак – «закон постоянного подчинения воображения наблюдению».
Описание слайда:
Наконец, стадию зрелости называют реальной, или положительной, стадией. Основной ее признак – «закон постоянного подчинения воображения наблюдению».

Слайд 63






Главное правило логики этой стадии развития интеллекта гласит, что каждое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного факта, бессмысленно. Помимо прямой задачи приумножения знаний мышление на этой стадии постоянно занято критической ревизией метафизических понятий, поиском и удалением бессмысленных вопросов и положений. Естественно, у него должна быть своя политика и своя этика.
Описание слайда:
Главное правило логики этой стадии развития интеллекта гласит, что каждое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного факта, бессмысленно. Помимо прямой задачи приумножения знаний мышление на этой стадии постоянно занято критической ревизией метафизических понятий, поиском и удалением бессмысленных вопросов и положений. Естественно, у него должна быть своя политика и своя этика.

Слайд 64





Спенсер
(1820-1903)

Наука для Спенсера есть расширенный здравый смысл и усложненный здравый смысл, различие между ними количественное, а не качественное; наука порождает более общее и более точное знание, чем не обладающий строгими методами познания обычный человеческий рассудок.
Описание слайда:
Спенсер (1820-1903) Наука для Спенсера есть расширенный здравый смысл и усложненный здравый смысл, различие между ними количественное, а не качественное; наука порождает более общее и более точное знание, чем не обладающий строгими методами познания обычный человеческий рассудок.

Слайд 65






Не будет сильным преувеличением сказать, что философию спенсера мы знаем «инстинктивно», поскольку и современное образование, и мы сами руководствуемся принципами здравого смысла
Описание слайда:
Не будет сильным преувеличением сказать, что философию спенсера мы знаем «инстинктивно», поскольку и современное образование, и мы сами руководствуемся принципами здравого смысла

Слайд 66






Положения своей «синтетической философии» Спенсер изложил в работе «Основные начала»(1864). Фундамент этой метафизики составляет идея организма: весь мир в целом и каждая его часть в отдельности представляют собой развивающийся организм. В ходе эволюции этого организма первоначальное синкретическое простое состояние системы сменяется все более сложными и дифференцированными формами
Описание слайда:
Положения своей «синтетической философии» Спенсер изложил в работе «Основные начала»(1864). Фундамент этой метафизики составляет идея организма: весь мир в целом и каждая его часть в отдельности представляют собой развивающийся организм. В ходе эволюции этого организма первоначальное синкретическое простое состояние системы сменяется все более сложными и дифференцированными формами

Слайд 67






Наверное, наиболее известна и самая критикуемая – спенсерова концепция социального организма. Большие отдельные сообщества представляют собой живой организм (мысль не новая для британской философии и восходит, по меньшей мере, к «Левиафану» Гоббса), а социальная стратификация общества призвана исполнять различные функции этого организма.
Описание слайда:
Наверное, наиболее известна и самая критикуемая – спенсерова концепция социального организма. Большие отдельные сообщества представляют собой живой организм (мысль не новая для британской философии и восходит, по меньшей мере, к «Левиафану» Гоббса), а социальная стратификация общества призвана исполнять различные функции этого организма.

Слайд 68






Согласно парадигме синтетической философии, социальная жизнь подчиняется тем же законам, что и живая природа, в обществе выживают и преуспевают наиболее приспособленные индивиды. На подобных позициях основываются различные виды социального дарвинизма
Описание слайда:
Согласно парадигме синтетической философии, социальная жизнь подчиняется тем же законам, что и живая природа, в обществе выживают и преуспевают наиболее приспособленные индивиды. На подобных позициях основываются различные виды социального дарвинизма

Слайд 69






Второй принципиально важный этап развития позитивизма связан с именем австрийского физика и философа-популяризатора Эрнста Маха (1863-1916)
основные моменты его концепции:
1. Эпистемологический принцип «экономии мышления». Первая задача науки – экономия опыта путем предвосхищения фактов в мысли. Целям экономии служат также язык, письменность, образование, библиотеки, человеческая культур в целом
Описание слайда:
Второй принципиально важный этап развития позитивизма связан с именем австрийского физика и философа-популяризатора Эрнста Маха (1863-1916) основные моменты его концепции: 1. Эпистемологический принцип «экономии мышления». Первая задача науки – экономия опыта путем предвосхищения фактов в мысли. Целям экономии служат также язык, письменность, образование, библиотеки, человеческая культур в целом

Слайд 70






Объяснительная часть, на разработку которой как более значимой в структуре науки претендует метафизика, должна быть удалена из нее в целях опять же экономии мышления. Именно так и устроены развитые науки, в которых объяснительная, «паразитическая» часть редуцирована. Вместе с этой метафизической частью должны быть удалены также и метафизические категории, такие как сущность и явление, субстанция и акциденция и т.д.
Описание слайда:
Объяснительная часть, на разработку которой как более значимой в структуре науки претендует метафизика, должна быть удалена из нее в целях опять же экономии мышления. Именно так и устроены развитые науки, в которых объяснительная, «паразитическая» часть редуцирована. Вместе с этой метафизической частью должны быть удалены также и метафизические категории, такие как сущность и явление, субстанция и акциденция и т.д.

Слайд 71






2. Гносеологический принцип нерачлененности субъекта и объекта. Мак взялся заново решить старую философскую проблему о соотношении субъекта и объекта познания. Причем решить в духе докритической (докантовской) философии. Этот принцип становится также и онтологическим. Каждый элемент мира представляет собой нерасторжимое тождество психического и физического, субъективного и объективного. Категория «вещи» есть символ для комплекса ощущений. Настоящие элементы внутреннего и внешнего мира од
Описание слайда:
2. Гносеологический принцип нерачлененности субъекта и объекта. Мак взялся заново решить старую философскую проблему о соотношении субъекта и объекта познания. Причем решить в духе докритической (докантовской) философии. Этот принцип становится также и онтологическим. Каждый элемент мира представляет собой нерасторжимое тождество психического и физического, субъективного и объективного. Категория «вещи» есть символ для комплекса ощущений. Настоящие элементы внутреннего и внешнего мира од

Слайд 72






«Не вещи, а цвета, тоны, давления, пространства времена… суть настоящие элементы мира» Эти элементы выступают в роли медиаторов оппозиций внешнего и внутреннего, субстанции и акциденции, мира и «я», они в той же мере принадлежат субъекту, в какой и объекту. Описание функциональных связей между элементами опыта с помощью численных величин и должно составлять содержание научного знания
Описание слайда:
«Не вещи, а цвета, тоны, давления, пространства времена… суть настоящие элементы мира» Эти элементы выступают в роли медиаторов оппозиций внешнего и внутреннего, субстанции и акциденции, мира и «я», они в той же мере принадлежат субъекту, в какой и объекту. Описание функциональных связей между элементами опыта с помощью численных величин и должно составлять содержание научного знания

Слайд 73






3. принцип конвенциональной природы научной теории. Когда Галилей писал, что «книга природы написана языком математики». Он высказывал идею, что математика (и шире – научная теория вообще) выражает некую специфическую, но объективную реальность (здесь следует говорить о различного рода преломлениях платонизма в истории европейской мысли). Согласно же конвенционалистической концепции, математика является лишь языком, инструментом познания
Описание слайда:
3. принцип конвенциональной природы научной теории. Когда Галилей писал, что «книга природы написана языком математики». Он высказывал идею, что математика (и шире – научная теория вообще) выражает некую специфическую, но объективную реальность (здесь следует говорить о различного рода преломлениях платонизма в истории европейской мысли). Согласно же конвенционалистической концепции, математика является лишь языком, инструментом познания

Слайд 74






В ее основе лежат сознательно выработанные положения (конвенции), которые должны соответствовать принципу «экономии мышления» и удобства. Такие компоненты научной теории, как простота и красота, также имеют не столько эстетическую природу, сколько экономическую. Если цель науки – уменьшать затраты работы мышления, то и в строении самой науки должен также лежать этот принцип
Описание слайда:
В ее основе лежат сознательно выработанные положения (конвенции), которые должны соответствовать принципу «экономии мышления» и удобства. Такие компоненты научной теории, как простота и красота, также имеют не столько эстетическую природу, сколько экономическую. Если цель науки – уменьшать затраты работы мышления, то и в строении самой науки должен также лежать этот принцип

Слайд 75






Махизм как позитивистское методологическое направление был весьма влиятельной философской концепцией на рубеже 19-20 веков, которая развивалась в разные интерпретации. В этой связи следует упомянуть эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского философа Рихарда Авенариуса с его учением о «принципиальной координации»
Описание слайда:
Махизм как позитивистское методологическое направление был весьма влиятельной философской концепцией на рубеже 19-20 веков, которая развивалась в разные интерпретации. В этой связи следует упомянуть эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского философа Рихарда Авенариуса с его учением о «принципиальной координации»

Слайд 76






Принципиальная координация полагает связь и координацию субъекта и объекта и эпистемологический принцип «наименьшей траты сил»
Сторонники этого направления: эмпириомонизм А.А.Богданова; эмпириосимволизм П.С.Юшкевича; принципы и методологию конвенционализма разрабатывали такие известные ученые, как А.Пуанкаре и П.Дюгем, занимавшиеся вопросами методологии и строения науки
Описание слайда:
Принципиальная координация полагает связь и координацию субъекта и объекта и эпистемологический принцип «наименьшей траты сил» Сторонники этого направления: эмпириомонизм А.А.Богданова; эмпириосимволизм П.С.Юшкевича; принципы и методологию конвенционализма разрабатывали такие известные ученые, как А.Пуанкаре и П.Дюгем, занимавшиеся вопросами методологии и строения науки



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию