Описание слайда:
Сочинение как вид речевой деятельности - самая высокая ступень в обучении русскому языку и выступает как синтез всех грамматических, лексических, синтаксических, орфографических знаний. Писать сочинение – это значит формировать умение логично, образно, убедительно излагать свои мысли, в соответствии с темой, замыслом. Речевая деятельность предполагает активную, целенаправленную работу по созданию и восприятию высказываний, осуществляемую с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Таким образом, написание сочинения должно проходить активно, целенаправленно, т.е. деятельностно. Речевая деятельность будет эффективнее при соблюдении следующих условий:
а) потребности в высказывании (создании ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказаться);
б) содержания речи (наличия материала высказывания);
в) средств языка (главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи).
Учителю необходимо овладеть некоторым методическим инструментарием, например, созданием речевых ситуаций, при которых у школьников возникает потребность вступить в общение. Так, например, речевые ситуации могут быть естественными (учитель организует перед уроком или на уроке путем постановки задач, поисков их решения) и специально созданными учителем. Это новый подход в обучении сочинению. Речевые ситуации должны определяться учителем с учетом разновидности речи: по стилю (разговорная, художественная, научная, деловая), по форме (устная, письменная), по типу (описание, повествование, рассуждение), по жанру (письмо, дневник, сообщение, аннотация и др.), по конкретному содержанию (о чем именно). Т.о., речевые ситуации предполагают выход на различные стили в рамках высказывания.