🗊Презентация Введение в языкознание

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Введение в языкознание, слайд №1Введение в языкознание, слайд №2Введение в языкознание, слайд №3Введение в языкознание, слайд №4Введение в языкознание, слайд №5Введение в языкознание, слайд №6Введение в языкознание, слайд №7Введение в языкознание, слайд №8Введение в языкознание, слайд №9Введение в языкознание, слайд №10Введение в языкознание, слайд №11Введение в языкознание, слайд №12Введение в языкознание, слайд №13Введение в языкознание, слайд №14Введение в языкознание, слайд №15Введение в языкознание, слайд №16Введение в языкознание, слайд №17Введение в языкознание, слайд №18Введение в языкознание, слайд №19Введение в языкознание, слайд №20Введение в языкознание, слайд №21Введение в языкознание, слайд №22Введение в языкознание, слайд №23Введение в языкознание, слайд №24Введение в языкознание, слайд №25Введение в языкознание, слайд №26Введение в языкознание, слайд №27Введение в языкознание, слайд №28Введение в языкознание, слайд №29Введение в языкознание, слайд №30Введение в языкознание, слайд №31Введение в языкознание, слайд №32Введение в языкознание, слайд №33Введение в языкознание, слайд №34Введение в языкознание, слайд №35Введение в языкознание, слайд №36Введение в языкознание, слайд №37Введение в языкознание, слайд №38Введение в языкознание, слайд №39Введение в языкознание, слайд №40Введение в языкознание, слайд №41Введение в языкознание, слайд №42Введение в языкознание, слайд №43Введение в языкознание, слайд №44Введение в языкознание, слайд №45

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Введение в языкознание. Доклад-сообщение содержит 45 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





СТРОЕНИЕ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
ЛЕКЦИЯ 1
Описание слайда:
СТРОЕНИЕ НАУКИ О ЯЗЫКЕ ЛЕКЦИЯ 1

Слайд 2





Введение в языкознание
Цели курса:
	постановка профессионального лингвистического мировоззрения, а именно: 
осмысление языка как явления действительности, как учебного предмета и как сферы профессиональной деятельности; 
усвоение лингвистической терминологии, современных лингвистических концепций и методов работы с языком.
Описание слайда:
Введение в языкознание Цели курса: постановка профессионального лингвистического мировоззрения, а именно: осмысление языка как явления действительности, как учебного предмета и как сферы профессиональной деятельности; усвоение лингвистической терминологии, современных лингвистических концепций и методов работы с языком.

Слайд 3





Задачи курса:
ознакомление с базовой терминологией языкознания и через неё – с представлением об устройстве языке;  
выработка определённых навыков употребления этой терминологии, умения применить её к полученным знаниям о русском и иностранных языках;
формирование умения соотносить друг с другом эти знания, видеть их как системное целое и пополнять эту систему в ходе дальнейшего образования.
Описание слайда:
Задачи курса: ознакомление с базовой терминологией языкознания и через неё – с представлением об устройстве языке; выработка определённых навыков употребления этой терминологии, умения применить её к полученным знаниям о русском и иностранных языках; формирование умения соотносить друг с другом эти знания, видеть их как системное целое и пополнять эту систему в ходе дальнейшего образования.

Слайд 4





Курс «Введение в языкознание» задаёт два типа сведений о языке: 
сведения об устройстве этой сложнейшей системы;
сведения о функционировании языка в обществе, соотношении его с другими явлениями человеческой культуры, о его происхождении, истории и т.д.
Описание слайда:
Курс «Введение в языкознание» задаёт два типа сведений о языке: сведения об устройстве этой сложнейшей системы; сведения о функционировании языка в обществе, соотношении его с другими явлениями человеческой культуры, о его происхождении, истории и т.д.

Слайд 5





Задачи практических (семинарских) занятий:
развитие навыков использования терминологии;
выполнение упражнений с анализом единиц языка разных уровней;
подбор собственных примеров из русского и иностранных языков.
Описание слайда:
Задачи практических (семинарских) занятий: развитие навыков использования терминологии; выполнение упражнений с анализом единиц языка разных уровней; подбор собственных примеров из русского и иностранных языков.

Слайд 6





Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий: 
чтение учебной литературы, текстов лекций по теме семинара (особое внимание – на терминологический аппарат);
выполнение заданий и упражнений;
факультативно: подготовка сообщений на 3-5 минут по темам, которые предлагаются для каждого семинара (поиск дополнительной литературы).
Описание слайда:
Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий: чтение учебной литературы, текстов лекций по теме семинара (особое внимание – на терминологический аппарат); выполнение заданий и упражнений; факультативно: подготовка сообщений на 3-5 минут по темам, которые предлагаются для каждого семинара (поиск дополнительной литературы).

Слайд 7





II. Зарождение языкознания

Язык – одна из самых таинственных мировых загадок, которую люди пытаются разгадать не одно тысячелетние.
Описание слайда:
II. Зарождение языкознания Язык – одна из самых таинственных мировых загадок, которую люди пытаются разгадать не одно тысячелетние.

Слайд 8





Языкознание  
языковедение  
лингвистика 
– наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как отдельных её представителях. Это наука об общественной природе и функциях языка, о происхождении и типах конкретных языков, их внутренней структуре, закономерностях функционирования и исторического развития.
Описание слайда:
Языкознание языковедение лингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как отдельных её представителях. Это наука об общественной природе и функциях языка, о происхождении и типах конкретных языков, их внутренней структуре, закономерностях функционирования и исторического развития.

Слайд 9





История возникновения 
Языкознание зародилось на Древнем Востоке, после изобретения письменности, и развивалось изначально как частное, что было вызвано необходимостью обучения письменному языку. 
Самые древние (европейские, китайские и индийские) традиции в лингвистике появились в V, IV, III вв. до н.э.
Первый теоретический опыт описания языка – «Восьмикнижие», грамматика санскрита индийского ученого Панини (V-IV вв. до н.э.)
Описание слайда:
История возникновения Языкознание зародилось на Древнем Востоке, после изобретения письменности, и развивалось изначально как частное, что было вызвано необходимостью обучения письменному языку. Самые древние (европейские, китайские и индийские) традиции в лингвистике появились в V, IV, III вв. до н.э. Первый теоретический опыт описания языка – «Восьмикнижие», грамматика санскрита индийского ученого Панини (V-IV вв. до н.э.)

Слайд 10





Стимулы изучения языкознания:
обучение неродному языку;
изучение текстов на не до конца понятном языке (где письменный язык различался с разговорным);
стихосложение; для этих целей создавались специальные словари ударений, рифм, сочетаемости звуков;
в Европе риторика – наука о правилах построения текста;
создание национальной 
письменности.
Описание слайда:
Стимулы изучения языкознания: обучение неродному языку; изучение текстов на не до конца понятном языке (где письменный язык различался с разговорным); стихосложение; для этих целей создавались специальные словари ударений, рифм, сочетаемости звуков; в Европе риторика – наука о правилах построения текста; создание национальной письменности.

Слайд 11





Подходы к изучению языка до XVII-XVIII вв.
Изучение только какого-то определенного языка: санскрита, греческого, латыни, классического арабского, классического китайского (вэньяня). 
Полное или частичное игнорирование языков иных этносов и культур. 
Строго синхронный подход к языку – отсутствие представлений об историческом изменении языка.
Изменение подхода происходит в Европе (конец 18 – начало 19 в.).
Синхрония (статика) – состояние языка в какой-либо момент времени. 
Диахрония (динамика) – изменение языка во времени.
Описание слайда:
Подходы к изучению языка до XVII-XVIII вв. Изучение только какого-то определенного языка: санскрита, греческого, латыни, классического арабского, классического китайского (вэньяня). Полное или частичное игнорирование языков иных этносов и культур. Строго синхронный подход к языку – отсутствие представлений об историческом изменении языка. Изменение подхода происходит в Европе (конец 18 – начало 19 в.). Синхрония (статика) – состояние языка в какой-либо момент времени. Диахрония (динамика) – изменение языка во времени.

Слайд 12





Фердинанд де Соссюр (1857-1913)
Описание слайда:
Фердинанд де Соссюр (1857-1913)

Слайд 13





III. ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР 
Синхронная лингвистика – это описание языка в определённый момент его существования. 
Диахронная лингвистика изучает язык в развитии, в историческом аспекте =>  
Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) - идея о языковом родстве языков, происходящих от одного праязыка (многие языки похожи, например, русский, украинский, белорусский).
Описание слайда:
III. ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР Синхронная лингвистика – это описание языка в определённый момент его существования. Диахронная лингвистика изучает язык в развитии, в историческом аспекте => Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) - идея о языковом родстве языков, происходящих от одного праязыка (многие языки похожи, например, русский, украинский, белорусский).

Слайд 14





IV. ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ
ЯЗЫК – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире
Описание слайда:
IV. ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ ЯЗЫК – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире

Слайд 15





Язык человека – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. 
Язык человека – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. 
Язык – это достояние определённого коллектива и тем самым – явление общественно-историческое. 
Каждый язык – непременное условие развития человеческой культуры, тонкое и совершенное орудие общения, средство формирования мысли и передачи её другим людям.
Описание слайда:
Язык человека – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Язык человека – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Язык – это достояние определённого коллектива и тем самым – явление общественно-историческое. Каждый язык – непременное условие развития человеческой культуры, тонкое и совершенное орудие общения, средство формирования мысли и передачи её другим людям.

Слайд 16





Языкознание – 
языковедение – 
лингвистика 
это наука, изучающая языки (в принципе все существующие, когда-либо существовавшие и возможные возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. 
это наука о языке как особом средстве человеческого общения.
 
Описание слайда:
Языкознание – языковедение – лингвистика это наука, изучающая языки (в принципе все существующие, когда-либо существовавшие и возможные возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. это наука о языке как особом средстве человеческого общения.  

Слайд 17


Введение в языкознание, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





В XX веке предметом языкознания становится: 
язык как универсальная неотъемлемая принадлежность человека;
языки в их многообразных конкретных формах различных исторических периодов =>
1) общее языкознание (его предмет – свойства, присущие любому языку);
2) частные области (их предмет – свойства, присущие отдельным языкам и группам).
Описание слайда:
В XX веке предметом языкознания становится: язык как универсальная неотъемлемая принадлежность человека; языки в их многообразных конкретных формах различных исторических периодов => 1) общее языкознание (его предмет – свойства, присущие любому языку); 2) частные области (их предмет – свойства, присущие отдельным языкам и группам).

Слайд 19





Язык – средство формирования мысли и передачи её другим людям.
В каждом языке есть звуки, он членоразделен, высказывание членится на элементы, имеется наличие определенных правил. 
Два взаимосвязанных значения языка:
язык (вообще) – определённый класс знаковой системы.
язык (конкретный, или этнический) – знаковая система, которая используется в определённый момент развития общества.
Описание слайда:
Язык – средство формирования мысли и передачи её другим людям. В каждом языке есть звуки, он членоразделен, высказывание членится на элементы, имеется наличие определенных правил. Два взаимосвязанных значения языка: язык (вообще) – определённый класс знаковой системы. язык (конкретный, или этнический) – знаковая система, которая используется в определённый момент развития общества.

Слайд 20





ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК?
Общие свойства человеческих языков:
Каждый язык – общественно-историческое явление. 
Каждый язык – непременное условие развития человеческой культуры, орудие общения, средство формирования мысли и передачи ее другим людям. 
Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. 
Каждый язык членоразделен.
Описание слайда:
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК? Общие свойства человеческих языков: Каждый язык – общественно-историческое явление. Каждый язык – непременное условие развития человеческой культуры, орудие общения, средство формирования мысли и передачи ее другим людям. Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык членоразделен.

Слайд 21





Естественный язык 
есть естественно возникающая и закономерно развивающаяся знаковая система, обладающая свойством социальной предназначенности (т.е. для людей), на которую наложены ограничения, связанные с её функциями и используемым звуковым материалом (определенный набор звуков).
Описание слайда:
Естественный язык есть естественно возникающая и закономерно развивающаяся знаковая система, обладающая свойством социальной предназначенности (т.е. для людей), на которую наложены ограничения, связанные с её функциями и используемым звуковым материалом (определенный набор звуков).

Слайд 22





Функции языка: 
создание, 
хранение, 
передача информации, 
	т.к. язык – есть форма отражения действительности, форма передачи знаний о действительности и форма хранения информации.
Описание слайда:
Функции языка: создание, хранение, передача информации, т.к. язык – есть форма отражения действительности, форма передачи знаний о действительности и форма хранения информации.

Слайд 23





Связь важнейших функций языка с основными операциями над информацией
Создание информации. 
В единицах языка закрепляются 
элементы действительности,
выделенные, отображенные и переработанные сознанием человека. 
В единицах языка и их свойствах материализуются структура и динамика мысли.
Описание слайда:
Связь важнейших функций языка с основными операциями над информацией Создание информации. В единицах языка закрепляются элементы действительности, выделенные, отображенные и переработанные сознанием человека. В единицах языка и их свойствах материализуются структура и динамика мысли.

Слайд 24





Хранение информации.
Хранение информации.
	Язык – основная общественно значимая форма отражения окружающей действительности и самого себя, т. е. форма хранения знаний о действительности. 
Передача информации. 
	Язык – важнейшее средство получения нового знания о действительности и важнейшее средство передачи информации от говорящего к слушающему.
Описание слайда:
Хранение информации. Хранение информации. Язык – основная общественно значимая форма отражения окружающей действительности и самого себя, т. е. форма хранения знаний о действительности. Передача информации. Язык – важнейшее средство получения нового знания о действительности и важнейшее средство передачи информации от говорящего к слушающему.

Слайд 25





V. Основные социальные формы существования конкретных языков
идиолект – индивидуальный язык одного конкретного носителя; 
говор – языковой вариант, который обслуживает какую-либо территориально замкнутую группу людей, внутри которой не обнаруживается никаких заметных (территориально характеризуемых) языковых различий; 
диалект – множество говоров, в которых сохраняется значительное внутриструктурное единство; незамкнутая группа людей.
Описание слайда:
V. Основные социальные формы существования конкретных языков идиолект – индивидуальный язык одного конкретного носителя; говор – языковой вариант, который обслуживает какую-либо территориально замкнутую группу людей, внутри которой не обнаруживается никаких заметных (территориально характеризуемых) языковых различий; диалект – множество говоров, в которых сохраняется значительное внутриструктурное единство; незамкнутая группа людей.

Слайд 26







язык -  множество различных диалектов, которые могут варьироваться:
языковое самосознания носителей; 
наличие или отсутствие единой письменности;
социальная престижность диалектов; 
численность носителей отдельных диалектов; 
традиции;
литературный язык - тот, в котором есть письменность; его характерные черты – норма языка – социально регламентированная форма, национальный стиль.
Описание слайда:
язык - множество различных диалектов, которые могут варьироваться: языковое самосознания носителей; наличие или отсутствие единой письменности; социальная престижность диалектов; численность носителей отдельных диалектов; традиции; литературный язык - тот, в котором есть письменность; его характерные черты – норма языка – социально регламентированная форма, национальный стиль.

Слайд 27





Принципы членения языкознания 
на разделы
I. В зависимости от объекта исследования:
Общее языкознание исследует сущность и природу, проблему происхождения, общие законы развития и функционирования, также разрабатывает методы исследования языков.
Общее языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии, т.е. положения, действительные для всех языков мира. 
Одной из важных задач общего языкознания – научное определение понятий, которыми пользуется языкознание.
Описание слайда:
Принципы членения языкознания на разделы I. В зависимости от объекта исследования: Общее языкознание исследует сущность и природу, проблему происхождения, общие законы развития и функционирования, также разрабатывает методы исследования языков. Общее языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии, т.е. положения, действительные для всех языков мира. Одной из важных задач общего языкознания – научное определение понятий, которыми пользуется языкознание.

Слайд 28





Абсолютные универсалии
во всех языках есть гласные и согласные; 
на всех языках люди говорят предложениями; 
во всех языках есть имена собственные и т.д.
если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу;
почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел.
Описание слайда:
Абсолютные универсалии во всех языках есть гласные и согласные; на всех языках люди говорят предложениями; во всех языках есть имена собственные и т.д. если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу; почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел.

Слайд 29





2. Частное языкознание
занимается изучением отдельного языка, или группой родственных языков:
русистика
англистика
романистика
германистика
славистика и т.д.
Описание слайда:
2. Частное языкознание занимается изучением отдельного языка, или группой родственных языков: русистика англистика романистика германистика славистика и т.д.

Слайд 30





Частное языкознание 
 
Синхроническое (описательное) – описывающее факты языка в какой-то момент его истории.
Диахроническое (историческое), прослеживающее развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.
Описание слайда:
Частное языкознание   Синхроническое (описательное) – описывающее факты языка в какой-то момент его истории. Диахроническое (историческое), прослеживающее развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Слайд 31





Общее языкознание
Общее языкознание
Описание слайда:
Общее языкознание Общее языкознание

Слайд 32





Разделы языкознания 
Теоретическое языкознание:
А) Общее языкознание занимается общими особенностями человеческого языка (сущность и природа, проблема происхождения, общие законы развития и функционирования), также оно разрабатывает методы исследования языков. 
Типологическое языкознание осуществляет сопоставление между собой родственных и неродственных языков, а также сопоставление, направленное на выявление общих закономерностей языка.
Описание слайда:
Разделы языкознания Теоретическое языкознание: А) Общее языкознание занимается общими особенностями человеческого языка (сущность и природа, проблема происхождения, общие законы развития и функционирования), также оно разрабатывает методы исследования языков. Типологическое языкознание осуществляет сопоставление между собой родственных и неродственных языков, а также сопоставление, направленное на выявление общих закономерностей языка.

Слайд 33





II. В зависимости от целей исследования
Теоретическое языкознание
Описание слайда:
II. В зависимости от целей исследования Теоретическое языкознание

Слайд 34





 Прикладное языкознание включает:
обучение языку (методика), 
перевод, 
лексикография, 
палеография (индивидуаль-
	ные особенности рукописи), 
компьютерная лингводидактика и т.д.
Описание слайда:
Прикладное языкознание включает: обучение языку (методика), перевод, лексикография, палеография (индивидуаль- ные особенности рукописи), компьютерная лингводидактика и т.д.

Слайд 35





III. В зависимости от изучаемого аспекта языка
1. Внутренняя лингвистика связана с внутренним устройством языка. 
Выделение дисциплин этой группы обусловлено структурой языка.
Структура языка - целостная и организованная совокупность его сторон (смысловая, звуковая, лексическая, грамматическая и др.), частей этих сторон (группы слов, звуков, ряды грамматических форм и др.), языковых единиц (звуки, слова, морфемы и др.). 
Данная группа дисциплин – (разделы языкознания) включает те из них, в которых исследуются различные стороны языковой структуры: лексикология, фонетика, словообразование, грамматика (морфология, синтаксис), семантика, стилистика.
Описание слайда:
III. В зависимости от изучаемого аспекта языка 1. Внутренняя лингвистика связана с внутренним устройством языка. Выделение дисциплин этой группы обусловлено структурой языка. Структура языка - целостная и организованная совокупность его сторон (смысловая, звуковая, лексическая, грамматическая и др.), частей этих сторон (группы слов, звуков, ряды грамматических форм и др.), языковых единиц (звуки, слова, морфемы и др.). Данная группа дисциплин – (разделы языкознания) включает те из них, в которых исследуются различные стороны языковой структуры: лексикология, фонетика, словообразование, грамматика (морфология, синтаксис), семантика, стилистика.

Слайд 36





2. Внешняя лингвистика 
включает те дисциплины, в которых изучается функционирование языка в обществе и которые направлены на внеязыковые явления, связанные с языком: социолингвистика, психолингвистика, этнопсихолингвистика, диалектология, палеография (расшифровка письменности), лингводидактика, история языка, межкультурная коммуникация, ареальная лингвистика (соседство языков) и т.д.
Описание слайда:
2. Внешняя лингвистика включает те дисциплины, в которых изучается функционирование языка в обществе и которые направлены на внеязыковые явления, связанные с языком: социолингвистика, психолингвистика, этнопсихолингвистика, диалектология, палеография (расшифровка письменности), лингводидактика, история языка, межкультурная коммуникация, ареальная лингвистика (соседство языков) и т.д.

Слайд 37





VIII. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ)  ЯЗЫКОВ
1) Генеалогическая классификация языков, в основе которой лежат языковые семьи языков, у которых один предок; 
Основания для установления родства: близость корней слов, наличие схожих по звучанию и значению слов. Такие языки входят в языковую семью. Ряд близких языков внутри семьи называют группой. 
Русский язык входит в индоевропейскую семью, славянскую группу, восточнославянскую подгруппу. Английский – в индоевропейскую семью, германскую группу, западногерманскую подгруппу.
Описание слайда:
VIII. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ) ЯЗЫКОВ 1) Генеалогическая классификация языков, в основе которой лежат языковые семьи языков, у которых один предок; Основания для установления родства: близость корней слов, наличие схожих по звучанию и значению слов. Такие языки входят в языковую семью. Ряд близких языков внутри семьи называют группой. Русский язык входит в индоевропейскую семью, славянскую группу, восточнославянскую подгруппу. Английский – в индоевропейскую семью, германскую группу, западногерманскую подгруппу.

Слайд 38





2) Типологическая классификация языков
В основе лежит тип, т.е. сходство); 
	Тип языка – обобщенное представление об основных разновидностях языковой структуры в типологической классификации языков. 
Суть классификации – выявление языков одного строя, или одной морфологической структуры.
В классификацию входят неродственные, но схожие по структуре языки (сходство). Сходство языков можно объяснить одинаковым мышление народов.
Описание слайда:
2) Типологическая классификация языков В основе лежит тип, т.е. сходство); Тип языка – обобщенное представление об основных разновидностях языковой структуры в типологической классификации языков. Суть классификации – выявление языков одного строя, или одной морфологической структуры. В классификацию входят неродственные, но схожие по структуре языки (сходство). Сходство языков можно объяснить одинаковым мышление народов.

Слайд 39





3) Территориальная (ареальная) классификация языков
в основе лежит языковой союз, т.е. – близость территорий и влияние языков друг на друга, вследствие чего языки становятся похожими.
Ареальная лингвистика исследует распространение языковых явлений в пространстве и времени.
Описание слайда:
3) Территориальная (ареальная) классификация языков в основе лежит языковой союз, т.е. – близость территорий и влияние языков друг на друга, вследствие чего языки становятся похожими. Ареальная лингвистика исследует распространение языковых явлений в пространстве и времени.

Слайд 40





IX. Место языкознания в системе наук
Язык играет огромную роль во всех сферах человеческой жизни. 
Этим обусловлена связь языкознания со всеми основными областями современной науки.
Описание слайда:
IX. Место языкознания в системе наук Язык играет огромную роль во всех сферах человеческой жизни. Этим обусловлена связь языкознания со всеми основными областями современной науки.

Слайд 41





1) с гуманитарными науками, изучающими человека и человеческое общество: 
философия – проблемы «сущность языка», язык и общество, язык и сознание, язык и культура и т.д.   
филология- языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языков;
логика – соотношение лексических форм мышления с языковыми средствами выражения.
история – влияние различных социальных изменений на развитии языка, культуры, литературы и искусства.
психология – психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи.
социология – соотношение языка и общества, языка и нации, социальная дифференциация языка, языковой политики, общественных функций языка, двуязычия и многоязычия.
антропология – происхождение речи у первобытных людей.
религия – язык в истории религий, толкование Слова, переводы Библии на национальные языки.
семиотика – язык как знаковая система.
герменевтика – расшифровка и чтение текстов.
грамматология – происхождение письма и алфавитов, основных этапов их развития и т.д.
Описание слайда:
1) с гуманитарными науками, изучающими человека и человеческое общество: философия – проблемы «сущность языка», язык и общество, язык и сознание, язык и культура и т.д. филология- языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языков; логика – соотношение лексических форм мышления с языковыми средствами выражения. история – влияние различных социальных изменений на развитии языка, культуры, литературы и искусства. психология – психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи. социология – соотношение языка и общества, языка и нации, социальная дифференциация языка, языковой политики, общественных функций языка, двуязычия и многоязычия. антропология – происхождение речи у первобытных людей. религия – язык в истории религий, толкование Слова, переводы Библии на национальные языки. семиотика – язык как знаковая система. герменевтика – расшифровка и чтение текстов. грамматология – происхождение письма и алфавитов, основных этапов их развития и т.д.

Слайд 42





2) с естественными науками:
биология – сходство генетического кода и естественного языка;
география – территориальное распределение языков и диалектов, отдельных языковых явлений, изучение влияния географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;
физиология – образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;
медицина – при изучении зоны и функции центральной нервной системы;
психиатрия – анализ бессознательных речевых ошибок; патопсихолингвистических речевых нарушений и отклонений;
неврология – языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;
Описание слайда:
2) с естественными науками: биология – сходство генетического кода и естественного языка; география – территориальное распределение языков и диалектов, отдельных языковых явлений, изучение влияния географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий; физиология – образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха; медицина – при изучении зоны и функции центральной нервной системы; психиатрия – анализ бессознательных речевых ошибок; патопсихолингвистических речевых нарушений и отклонений; неврология – языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;

Слайд 43





3) с математическими и техническими науками:
физика – изучение структурных связей между языком, мозгом, сознанием человека, объектами микромира и макромира;
акустика – технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;
математика – создание частотных словарей, проведение количественных исследований языковых явлений, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;
информатика – создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;
кибернетика – изучение языка в его отношении к компьютерам, машинная обработка текстов, создание анализаторов и синтезаторов человеческого голоса;
математическая логика – использует язык как естественную знаковую систему, которая может дать материал для решения формально-логических задач.
Описание слайда:
3) с математическими и техническими науками: физика – изучение структурных связей между языком, мозгом, сознанием человека, объектами микромира и макромира; акустика – технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе; математика – создание частотных словарей, проведение количественных исследований языковых явлений, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы; информатика – создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления; кибернетика – изучение языка в его отношении к компьютерам, машинная обработка текстов, создание анализаторов и синтезаторов человеческого голоса; математическая логика – использует язык как естественную знаковую систему, которая может дать материал для решения формально-логических задач.

Слайд 44





4) Образование новых научных дисциплин на стыке наук:
психолингвистика – изучает процессы порождения и восприятия речи в их соотнесенности с системой языка;
социолингвистика – изучает вопросы общественного существования языка и общественные условия его развития;
математическая лингвистика – использование алгебраических, теоретико-множественных и логико-математических методов исследования языка;
нейролингвистика – изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных порожениях мозга;
этнопсихолингвистика – изучает взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и развитии языка и т.д.
лингвосемиотика – (лингвистика и семиотика) изучает общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию.
Описание слайда:
4) Образование новых научных дисциплин на стыке наук: психолингвистика – изучает процессы порождения и восприятия речи в их соотнесенности с системой языка; социолингвистика – изучает вопросы общественного существования языка и общественные условия его развития; математическая лингвистика – использование алгебраических, теоретико-множественных и логико-математических методов исследования языка; нейролингвистика – изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных порожениях мозга; этнопсихолингвистика – изучает взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и развитии языка и т.д. лингвосемиотика – (лингвистика и семиотика) изучает общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию.

Слайд 45





Литература
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 15-59.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997. – С. 4-6.
Норман Б.Ю. Теория языка (вводный курс). М.: Флинта, 2006.
Алефиренко Н.Ф. Теория языка (вводный курс). 2005.
Заскока С.А. Введение в языкознание. Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2005. – С. 3-6..
Описание слайда:
Литература Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 15-59. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997. – С. 4-6. Норман Б.Ю. Теория языка (вводный курс). М.: Флинта, 2006. Алефиренко Н.Ф. Теория языка (вводный курс). 2005. Заскока С.А. Введение в языкознание. Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2005. – С. 3-6..



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию