🗊Презентация Психология восприятия информации. Вводная лекция

Нажмите для полного просмотра!
Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №1Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №2Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №3Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №4Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №5Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №6Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №7Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №8Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №9Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №10Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №11Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №12Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №13Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №14Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №15Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №16Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №17Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №18Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №19Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №20Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №21Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №22Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №23Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №24Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №25Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №26Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №27Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №28Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №29Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №30Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №31Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №32Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №33Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №34Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №35Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №36Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №37Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №38Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №39Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №40Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №41Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №42Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №43Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №44Психология восприятия информации. Вводная лекция, слайд №45

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Психология восприятия информации. Вводная лекция. Доклад-сообщение содержит 45 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Психология восприятия информации
Вводная лекция
Описание слайда:
Психология восприятия информации Вводная лекция

Слайд 2





Введение
            Программа рассчитана на 148 учебных часов, в их числе: лекции – 82 часа, лабораторные занятия – 66 часов.
            Дисциплина изучается на протяжении двух семестров (6-го и 7-го),
6-й семестр – 68 часов, 34 часа-ЛК, 34 часа –ЛР
7-й семестр – 80 часов, 48 часов-ЛК, 32часа –ЛР
итоговый контроль – 6-й семестр – экзамен, 
                                        7-й семестр – экзамен.
Описание слайда:
Введение Программа рассчитана на 148 учебных часов, в их числе: лекции – 82 часа, лабораторные занятия – 66 часов. Дисциплина изучается на протяжении двух семестров (6-го и 7-го), 6-й семестр – 68 часов, 34 часа-ЛК, 34 часа –ЛР 7-й семестр – 80 часов, 48 часов-ЛК, 32часа –ЛР итоговый контроль – 6-й семестр – экзамен, 7-й семестр – экзамен.

Слайд 3





Введение
 Дисциплина преподается выпускающей кафедрой – кафедрой инженерной психологии и эргономики (ИПиЭ)
Лектор
Шупейко Игорь Георгиевич, 
кандидат психологических наук, доцент – 
доцент кафедры ИПиЭ
Место работы - а.609 – 2 к.
Описание слайда:
Введение Дисциплина преподается выпускающей кафедрой – кафедрой инженерной психологии и эргономики (ИПиЭ) Лектор Шупейко Игорь Георгиевич, кандидат психологических наук, доцент – доцент кафедры ИПиЭ Место работы - а.609 – 2 к.

Слайд 4





Введение
        Учебно-методическое обеспечение:
Электронный ресурс учебной дисциплины
«Психология восприятия информации»,
 автор Шупейко И.Г.
Описание слайда:
Введение Учебно-методическое обеспечение: Электронный ресурс учебной дисциплины «Психология восприятия информации», автор Шупейко И.Г.

Слайд 5





Введение
Рекомендуемая дополнительная литература
Вайнштейн Л.А. Психология восприятия, Минск: Тесей,2005.
Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы, учебное пособие, Минск: Алфея, 2007.
Немов Р.С. Психология: учеб. Для вузов в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии, М.: ВЛАДОС, 1999.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд., СПб.: Питер, 2004.
Шупейко И.Г. Психология восприятия и переработки информации: лабораторный практикум, Минск: БГУИР,2008
Описание слайда:
Введение Рекомендуемая дополнительная литература Вайнштейн Л.А. Психология восприятия, Минск: Тесей,2005. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы, учебное пособие, Минск: Алфея, 2007. Немов Р.С. Психология: учеб. Для вузов в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии, М.: ВЛАДОС, 1999. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд., СПб.: Питер, 2004. Шупейко И.Г. Психология восприятия и переработки информации: лабораторный практикум, Минск: БГУИР,2008

Слайд 6





Введение
Итоговая оценка – по рейтинговой системе
Оц.итог. = (Оц. экз. + Оц.работы в семестре + Оц.доп.вопр.)/ 3
Оц.работы в семестре = (Оц.кол./N) + Влр + Влк
Описание слайда:
Введение Итоговая оценка – по рейтинговой системе Оц.итог. = (Оц. экз. + Оц.работы в семестре + Оц.доп.вопр.)/ 3 Оц.работы в семестре = (Оц.кол./N) + Влр + Влк

Слайд 7





Введение
             Цель дисциплины “Психология восприятия информации”- это рассмотрение широкого круга психических явлений, связанных с восприятием и переработкой информации человеком, формирование  целостного представления о структуре психических познавательных процессов, их закономерностях и механизмах.
Описание слайда:
Введение Цель дисциплины “Психология восприятия информации”- это рассмотрение широкого круга психических явлений, связанных с восприятием и переработкой информации человеком, формирование целостного представления о структуре психических познавательных процессов, их закономерностях и механизмах.

Слайд 8





Введение
            Задачи дисциплины:
        - освоить основные понятия психологии восприятия и  переработки информации,
        - ознакомиться с методами анализа психических познавательных процессов,
        - понять место, роль и значение каждого процесса в общей структуре деятельности человека,
        - изучить комплекс факторов, влияющих на протекание  когнитивных процессов и особенности их проявления при проектировании и эксплуатации технических и информационных систем.
Описание слайда:
Введение Задачи дисциплины: - освоить основные понятия психологии восприятия и переработки информации, - ознакомиться с методами анализа психических познавательных процессов, - понять место, роль и значение каждого процесса в общей структуре деятельности человека, - изучить комплекс факторов, влияющих на протекание когнитивных процессов и особенности их проявления при проектировании и эксплуатации технических и информационных систем.

Слайд 9





Введение
              Почему нужно изучать психологию восприятия и переработки информации человеком ?
             Знание психологических закономерностей и механизмов восприятия и переработки информации имеет как теоретическое, так и практическое значение.
             Теоретический аспект состоит в том, что это позволяет лучше и глубже человеку познать самого себя и удовлетворить тем самым свою любознательность. Познавательная потребность у человека является одной из важнейших.
             Практическое значение данных знаний состоит в том, что они позволяют человеку лучше проектировать и использовать различные средства информационного взаимодействия, т.е. всего того, что опосредует процессы информационного взаимодействия с окружающим миром.
Описание слайда:
Введение Почему нужно изучать психологию восприятия и переработки информации человеком ? Знание психологических закономерностей и механизмов восприятия и переработки информации имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретический аспект состоит в том, что это позволяет лучше и глубже человеку познать самого себя и удовлетворить тем самым свою любознательность. Познавательная потребность у человека является одной из важнейших. Практическое значение данных знаний состоит в том, что они позволяют человеку лучше проектировать и использовать различные средства информационного взаимодействия, т.е. всего того, что опосредует процессы информационного взаимодействия с окружающим миром.

Слайд 10





1. Базовые понятия дисциплины.
1.1. Понятие «информация» и его содержание
             Содержание этого понятия существенно изменялось в различные исторические эпохи, по мере развития науки.
             Первоначально под «информацией» понимали любые сведения, передаваемые людьми. Такое понимание информации сохранялось вплоть до середины ХХ столетия. В связи с прогрессом технических средств коммуникаций (телефона, радио и др.) появилась необходимость их измерения. 
             По этой причине в 1948 году была создана математическая теория информации, когда ее основоположники К. Шеннон и У. Уивер опубликовали работу “Математическая теория связи”, в которой использовались вероятностные методы для измерения количества информации.
Описание слайда:
1. Базовые понятия дисциплины. 1.1. Понятие «информация» и его содержание Содержание этого понятия существенно изменялось в различные исторические эпохи, по мере развития науки. Первоначально под «информацией» понимали любые сведения, передаваемые людьми. Такое понимание информации сохранялось вплоть до середины ХХ столетия. В связи с прогрессом технических средств коммуникаций (телефона, радио и др.) появилась необходимость их измерения. По этой причине в 1948 году была создана математическая теория информации, когда ее основоположники К. Шеннон и У. Уивер опубликовали работу “Математическая теория связи”, в которой использовались вероятностные методы для измерения количества информации.

Слайд 11





1.1. Понятие «информация» и его содержание
     При этом под информацией понимались не любые сообщения, которыми обмениваются люди или передают их по техническим каналам связи, а лишь такие, которые уменьшают неопределенность у получателя информации. 
        Неопределенность существует тогда, когда из-за неполноты информации необходим выбор одной из двух или более возможностей.
         Дальнейшее развитие содержания понятия «информация» связано с осознанием того, что информационные процессы имеют место не только в коммуникациях, но и в управлении и познании. 
        Поэтому постепенно под информацией стали понимать передачу, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
Описание слайда:
1.1. Понятие «информация» и его содержание При этом под информацией понимались не любые сообщения, которыми обмениваются люди или передают их по техническим каналам связи, а лишь такие, которые уменьшают неопределенность у получателя информации. Неопределенность существует тогда, когда из-за неполноты информации необходим выбор одной из двух или более возможностей. Дальнейшее развитие содержания понятия «информация» связано с осознанием того, что информационные процессы имеют место не только в коммуникациях, но и в управлении и познании. Поэтому постепенно под информацией стали понимать передачу, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Слайд 12





1.1. Понятие «информация» и его содержание
       Существуют различные философские концепции этого явления, одни считают это явление свойством всех материальных объектов, другие относят его только к живым и самоуправляющимся системам, третьи связывают его только с  сознательными существами, т.е. людьми. 
          Мы в данной дисциплине придерживаемся материально-диалектической концепции трактовки содержания данного понятия, в соответствии с которой  рассматриваем информацию как форму отражения, связанную с самоуправляемыми системами, как аспект стороны отражения, которая может передаваться, объективироваться.
Описание слайда:
1.1. Понятие «информация» и его содержание Существуют различные философские концепции этого явления, одни считают это явление свойством всех материальных объектов, другие относят его только к живым и самоуправляющимся системам, третьи связывают его только с сознательными существами, т.е. людьми. Мы в данной дисциплине придерживаемся материально-диалектической концепции трактовки содержания данного понятия, в соответствии с которой рассматриваем информацию как форму отражения, связанную с самоуправляемыми системами, как аспект стороны отражения, которая может передаваться, объективироваться.

Слайд 13





1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека 
на разных стадиях его эволюционного развития

             В ходе эволюционного исторического развития человека изменялись его связи с окружающим миром, да и сам окружающий мир, благодаря преобразующей деятельности человека, становился сложнее и разнообразнее, в нем наряду с природными появились и техногенные объекты и системы. 
            Поэтому виды информации, значимой для жизнедеятельности человека, изменялись, их число увеличивалось, старые виды существенно трансформировались, вслед за расширением сфер практической деятельности появлялись новые и новые виды информации.
Описание слайда:
1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека на разных стадиях его эволюционного развития В ходе эволюционного исторического развития человека изменялись его связи с окружающим миром, да и сам окружающий мир, благодаря преобразующей деятельности человека, становился сложнее и разнообразнее, в нем наряду с природными появились и техногенные объекты и системы. Поэтому виды информации, значимой для жизнедеятельности человека, изменялись, их число увеличивалось, старые виды существенно трансформировались, вслед за расширением сфер практической деятельности появлялись новые и новые виды информации.

Слайд 14






1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека 
на разных стадиях его эволюционного развития

            Например, для нашего далекого предка, который жил в пещере и занимался охотой и сбором даров природы, практическое значение имела только информация о природных объектах и процессах.
            Число же видов информации, значимых для современного человека, существенно больше, это и информация о природных объектах (причем сегодня гораздо более всесторонняя и глубокая, чем у нашего предка), и информация о техногенных объектах и процессах, это и социальная информация, и политическая, и культурная, и экономическая, и спортивная – всего не перечесть.
Описание слайда:
1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека на разных стадиях его эволюционного развития Например, для нашего далекого предка, который жил в пещере и занимался охотой и сбором даров природы, практическое значение имела только информация о природных объектах и процессах. Число же видов информации, значимых для современного человека, существенно больше, это и информация о природных объектах (причем сегодня гораздо более всесторонняя и глубокая, чем у нашего предка), и информация о техногенных объектах и процессах, это и социальная информация, и политическая, и культурная, и экономическая, и спортивная – всего не перечесть.

Слайд 15





1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека 
на разных стадиях его эволюционного развития

       Благодаря разделению труда и повышению его производительности, вследствие развития материальной и духовной культуры человек существенно изменил и преобразовал условия своего существования – окружающую среду. Это привело к появлению новых и новых видов информации, значимых для человека.
          Существенно изменился в ходе эволюции и сам процесс информационного взаимодействия человека с окружающей средой. Вначале он представлял собой непосредственное восприятие информации о природных объектах и ее незначительную переработку.
Описание слайда:
1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека на разных стадиях его эволюционного развития Благодаря разделению труда и повышению его производительности, вследствие развития материальной и духовной культуры человек существенно изменил и преобразовал условия своего существования – окружающую среду. Это привело к появлению новых и новых видов информации, значимых для человека. Существенно изменился в ходе эволюции и сам процесс информационного взаимодействия человека с окружающей средой. Вначале он представлял собой непосредственное восприятие информации о природных объектах и ее незначительную переработку.

Слайд 16





1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека 
на разных стадиях его эволюционного развития

           По мере увеличения объема преобразующей природу деятельности процесс информационного взаимодействия человека с окружающим миром становился все более и более опосредованным. Между источниками информации (объектами) и субъектом ее восприятия появились промежуточные звенья (различные  знаковые системы: язык, графические символы и т.д. и т.п., а также различные технические средства: книги, радио, телевидение, интернет). В результате процесс информационного взаимодействия человека с окружающим миром становился все более сложным и разнообразным.
Описание слайда:
1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека на разных стадиях его эволюционного развития По мере увеличения объема преобразующей природу деятельности процесс информационного взаимодействия человека с окружающим миром становился все более и более опосредованным. Между источниками информации (объектами) и субъектом ее восприятия появились промежуточные звенья (различные знаковые системы: язык, графические символы и т.д. и т.п., а также различные технические средства: книги, радио, телевидение, интернет). В результате процесс информационного взаимодействия человека с окружающим миром становился все более сложным и разнообразным.

Слайд 17





1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека 
на разных стадиях его эволюционного развития

       Сегодня можно без большого преувеличения сказать, что жизнь современного человека есть не что иное как непрерывный процесс его информационного взаимодействия со средой обитания.
          Среда обитания современного человека – это не только природные объекты, но и разнообразные техногенные объекты (автомобили, самолеты, ядерные реакторы, линии связи, космические корабли, роботы, телевидение, интернет и многое, многое другое).
Описание слайда:
1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека на разных стадиях его эволюционного развития Сегодня можно без большого преувеличения сказать, что жизнь современного человека есть не что иное как непрерывный процесс его информационного взаимодействия со средой обитания. Среда обитания современного человека – это не только природные объекты, но и разнообразные техногенные объекты (автомобили, самолеты, ядерные реакторы, линии связи, космические корабли, роботы, телевидение, интернет и многое, многое другое).

Слайд 18





1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека 
на разных стадиях его эволюционного развития

           Для современного человека огромное значение имеют такие элементы общественного сознания,  как наука и культура. Социальные связи и отношения сегодня также очень сложны и разнообразны, что существенно меняет характер и содержание социальной информации. Сегодня человек живет в мире, где присутствуют такие информационные монстры, как интернет, социальные сети, мобильная связь, средства массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, телевидение).
Описание слайда:
1.2. Виды информации, их трансформация и значение для человека на разных стадиях его эволюционного развития Для современного человека огромное значение имеют такие элементы общественного сознания, как наука и культура. Социальные связи и отношения сегодня также очень сложны и разнообразны, что существенно меняет характер и содержание социальной информации. Сегодня человек живет в мире, где присутствуют такие информационные монстры, как интернет, социальные сети, мобильная связь, средства массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, телевидение).

Слайд 19





1.3. Психическое отражение и психика
      Важнейшей особенностью человека как разумного живого существа является то, что он ведет активный и целенаправленный способ существования. Человек перемещается в пространстве, взаимодействует с элементами окружающей среды, при этом практически каждый акт такого взаимодействия направляется сознательной целью.
         Успешность такого активного существования будет обеспечена только тогда, когда человек обладает способностью отражать разнообразие объектов и процессов окружающего мира. Без этого невозможно в этом мире ориентироваться, находить то, что нужно и взаимодействовать с окружающей средой так, как это нужно человеку.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Важнейшей особенностью человека как разумного живого существа является то, что он ведет активный и целенаправленный способ существования. Человек перемещается в пространстве, взаимодействует с элементами окружающей среды, при этом практически каждый акт такого взаимодействия направляется сознательной целью. Успешность такого активного существования будет обеспечена только тогда, когда человек обладает способностью отражать разнообразие объектов и процессов окружающего мира. Без этого невозможно в этом мире ориентироваться, находить то, что нужно и взаимодействовать с окружающей средой так, как это нужно человеку.

Слайд 20





1.3. Психическое отражение и психика
          Иными словами человек должен обладать способностью воспринимать и перерабатывать информацию. Ему важно отражать все характеристики и особенности окружающих предметов, их пространственную ориентацию и перемещение в пространстве, причем делать это оперативно с учетом их изменений во времени. 
             Чем глубже, точнее и полнее будет такое отражение, тем успешнее будет такое взаимодействие человека с окружающим миром.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Иными словами человек должен обладать способностью воспринимать и перерабатывать информацию. Ему важно отражать все характеристики и особенности окружающих предметов, их пространственную ориентацию и перемещение в пространстве, причем делать это оперативно с учетом их изменений во времени. Чем глубже, точнее и полнее будет такое отражение, тем успешнее будет такое взаимодействие человека с окружающим миром.

Слайд 21





1.3. Психическое отражение и психика
       Способность отражать окружающий мир (получать о нем нужную информацию)  обеспечивает человеку особая система, которая сформировалась в процессе его эволюционного развития – психика. 
          Психика – это особая система, обеспечивающая отражение окружающего мира и позволяющая на основе этого регулировать свое поведение, т.е. активное взаимодействие с окружающим миром.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Способность отражать окружающий мир (получать о нем нужную информацию) обеспечивает человеку особая система, которая сформировалась в процессе его эволюционного развития – психика. Психика – это особая система, обеспечивающая отражение окружающего мира и позволяющая на основе этого регулировать свое поведение, т.е. активное взаимодействие с окружающим миром.

Слайд 22





1.3. Психическое отражение и психика
       Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. 
          В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания, осуществляющий знаковое, понятийное моделирование действительности.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания, осуществляющий знаковое, понятийное моделирование действительности.

Слайд 23





1.3. Психическое отражение и психика
      Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе она не развивается. Она формируется и развивается только в процессе взаимодействия и общения с другими людьми, по мере усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, в ходе выполнения различных видов  деятельности.
         Психика выступает как субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе она не развивается. Она формируется и развивается только в процессе взаимодействия и общения с другими людьми, по мере усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, в ходе выполнения различных видов деятельности. Психика выступает как субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой.

Слайд 24





1.3. Психическое отражение и психика
         Психика — это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
             Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавание в среде того, что удовлетворяет эти потребности. 
            Психика − сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Психика — это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавание в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика − сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Слайд 25





1.3. Психическое отражение и психика
       Основными проявлениями психики (способами ее существования) являются психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности. 
          Психический образ выступает как целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, как информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Основными проявлениями психики (способами ее существования) являются психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности. Психический образ выступает как целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, как информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Слайд 26





1.3. Психическое отражение и психика
            Психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, обобщенное, социально обусловленное и преобразованное в идеальную форму  отражение действительности. 
           Социальную обусловленность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, обобщенное, социально обусловленное и преобразованное в идеальную форму отражение действительности. Социальную обусловленность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Слайд 27





1.3. Психическое отражение и психика
          Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Первичные образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
             Психические образы возникают не в результате одномоментных фотографических отражений, а путем их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы, осуществляемые в структурах анализаторов.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Первичные образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др. Психические образы возникают не в результате одномоментных фотографических отражений, а путем их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы, осуществляемые в структурах анализаторов.

Слайд 28





1.3. Психическое отражение и психика
       Психические образы многомерны, они содержат в себе множество разнообразной информации, при этом в каждом конкретном случае актуализируется только ее часть, которая соответствует выполняемой человеком деятельности поскольку они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
          Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, выполнять их различные преобразования, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты возможного развития действительности и др.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Психические образы многомерны, они содержат в себе множество разнообразной информации, при этом в каждом конкретном случае актуализируется только ее часть, которая соответствует выполняемой человеком деятельности поскольку они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи. Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, выполнять их различные преобразования, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты возможного развития действительности и др.

Слайд 29





1.3. Психическое отражение и психика
             Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации. Информация, содержащаяся в образе, не осознается человеком полностью сразу, но она может быть вычерпана из него тогда, когда в этом у человека возникает необходимость.
           Любой образ одномоментно отражает такое количество информации, для передачи которой при помощи слов понадобилось бы значительное время.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации. Информация, содержащаяся в образе, не осознается человеком полностью сразу, но она может быть вычерпана из него тогда, когда в этом у человека возникает необходимость. Любой образ одномоментно отражает такое количество информации, для передачи которой при помощи слов понадобилось бы значительное время.

Слайд 30





1.3. Психическое отражение и психика
          Психические образы субъективны. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. Поэтому психические образы одного и того же объекта, формирующиеся во внутреннем мире разных людей, не будут одинаковыми, а будут определяться личностными особенностями каждого человека.
          То, что возникает в нашем сознании в результате восприятия, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью (целями и задачами деятельности) и психической организацией (личностными особенностями), нашими потребностями знаниями и опытом.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Психические образы субъективны. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. Поэтому психические образы одного и того же объекта, формирующиеся во внутреннем мире разных людей, не будут одинаковыми, а будут определяться личностными особенностями каждого человека. То, что возникает в нашем сознании в результате восприятия, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью (целями и задачами деятельности) и психической организацией (личностными особенностями), нашими потребностями знаниями и опытом.

Слайд 31





1.3. Психическое отражение и психика
         В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы — информационные модели ( или схемы), в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
        В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и конкретные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила действия психического образа может быть такой же, как и непосредственные воздействия среды.
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы — информационные модели ( или схемы), в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности. В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и конкретные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила действия психического образа может быть такой же, как и непосредственные воздействия среды.

Слайд 32





1.3. Психическое отражение и психика
          Наивысшей формой психического отражения, присущей только человеку, является сознание. Сознание порождается общественным способом существования человека. 
             Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Описание слайда:
1.3. Психическое отражение и психика Наивысшей формой психического отражения, присущей только человеку, является сознание. Сознание порождается общественным способом существования человека. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Слайд 33





1.4. Деятельность человека по приему  и переработке информации

             Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.
             Деятельность — система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности.
             Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности. С другой, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности.
Описание слайда:
1.4. Деятельность человека по приему и переработке информации Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности. Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности. С другой, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности.

Слайд 34





1.4. Деятельность человека по приему  и переработке информации

           Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее цели и мотивы. Культурно-исторический опыт, материализованный в средствах деятельности, зафиксированный в языке и других знаковых системах, опосредует развитие индивидуальной деятельности субъекта.
Описание слайда:
1.4. Деятельность человека по приему и переработке информации Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее цели и мотивы. Культурно-исторический опыт, материализованный в средствах деятельности, зафиксированный в языке и других знаковых системах, опосредует развитие индивидуальной деятельности субъекта.

Слайд 35





1.3. Деятельность человека по приему  и переработке информации
          В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность.
             Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. 
            Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру.
Интериоризация – процесс трансформации внешней(предметной) деятельности во внутреннюю (умственную).
Описание слайда:
1.3. Деятельность человека по приему и переработке информации В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру. Интериоризация – процесс трансформации внешней(предметной) деятельности во внутреннюю (умственную).

Слайд 36





1.3. Деятельность человека по приему  и переработке информации
       В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. 
          Деятельность всегда подчинена мотиву, определяемому потребностями. Она состоит из отдельных действий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. 
          Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами − операциями − в зависимости от конкретных условий и средств деятельности. 
          Операция всегда подчинена логике используемого орудия (средства) деятельности.
Описание слайда:
1.3. Деятельность человека по приему и переработке информации В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Деятельность всегда подчинена мотиву, определяемому потребностями. Она состоит из отдельных действий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами − операциями − в зависимости от конкретных условий и средств деятельности. Операция всегда подчинена логике используемого орудия (средства) деятельности.

Слайд 37





1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема
 и переработки информации человеком

             Познавательная деятельность человека происходит путем отражения им воздействий окружающего мира посредством познавательных психических процессов, а именно: сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие), мнемических (процессы памяти) и интеллектуальных (мышление, воображение). При этом процесс познания человеком окружающего мира осуществляется на двух уровнях: 
- чувственного познания (включает в себя ощущения, восприятия и представления);
- логического (рационального) познания (осуществляется посредством понятий, суждений и умозаключений, а также образов воображения).
Описание слайда:
1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Познавательная деятельность человека происходит путем отражения им воздействий окружающего мира посредством познавательных психических процессов, а именно: сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие), мнемических (процессы памяти) и интеллектуальных (мышление, воображение). При этом процесс познания человеком окружающего мира осуществляется на двух уровнях: - чувственного познания (включает в себя ощущения, восприятия и представления); - логического (рационального) познания (осуществляется посредством понятий, суждений и умозаключений, а также образов воображения).

Слайд 38





1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема 
и переработки информации человеком

            Чувственное познание дает человеку сведения о непосредственно познаваемых свойствах конкретных объектов, рациональное – о том, что недоступно непосредственному чувственному познанию.
           К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: 
непосредственное познание невозможно из-за  ограниченных возможностей  наших  анализаторов;
   непосредственное познание принципиально возможно,
но невыполнимо в данных условиях; 
   непосредственное познание возможно, но не рационально в данной ситуации.
Описание слайда:
1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Чувственное познание дает человеку сведения о непосредственно познаваемых свойствах конкретных объектов, рациональное – о том, что недоступно непосредственному чувственному познанию. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: непосредственное познание невозможно из-за ограниченных возможностей наших анализаторов; непосредственное познание принципиально возможно, но невыполнимо в данных условиях; непосредственное познание возможно, но не рационально в данной ситуации.

Слайд 39





1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема 
и переработки информации человеком

          Познавательная деятельность человека с необходимостью предполагает непосредственное воздействие окружающих предметов и явлений на органы чувств человека.
             Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений, состояние его внутренних органов.
            Органы чувств человека – это каналы связи его сознания с внешним миром.  Благодаря их функционированию человек познает окружающий мир.
Описание слайда:
1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Познавательная деятельность человека с необходимостью предполагает непосредственное воздействие окружающих предметов и явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений, состояние его внутренних органов. Органы чувств человека – это каналы связи его сознания с внешним миром. Благодаря их функционированию человек познает окружающий мир.

Слайд 40





1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема 
и переработки информации человеком

          Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая включает в себя следующие отдельные этапы:  
    Р  ОЧ  НИ  ГМ  ОЩ   ОВ   ЭП   ОП  М  ОС
             Раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формируют отдельные ощущения (ОЩ). На основе их интегрирования  формируется образ восприятия предмета (ОВ), который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). 
             Затем посредством мыслительной деятельности (М) текущая информация сопоставляется с прежним опытом и происходит осмысление и понимание информации (ОС).
Описание слайда:
1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая включает в себя следующие отдельные этапы: Р  ОЧ  НИ  ГМ  ОЩ  ОВ  ЭП  ОП  М  ОС Раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формируют отдельные ощущения (ОЩ). На основе их интегрирования формируется образ восприятия предмета (ОВ), который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем посредством мыслительной деятельности (М) текущая информация сопоставляется с прежним опытом и происходит осмысление и понимание информации (ОС).

Слайд 41





1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема 
и переработки информации человеком

           Процесс первичной обработки информации происходит на уровне отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение — это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. 
     Формирование целостного психического образа происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция, — это процесс обработки  (интегрирования) сенсорной информации, позволяющий создать целостный образ объекта или явления.
      Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом - восприятие.
Описание слайда:
1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Процесс первичной обработки информации происходит на уровне отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение — это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование целостного психического образа происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция, — это процесс обработки (интегрирования) сенсорной информации, позволяющий создать целостный образ объекта или явления. Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом - восприятие.

Слайд 42





1.4. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема 
и переработки информации человеком

         Выделение двух этапов обработки информации − сенсорного и перцептивного − во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от друга, они тесно и а связаны и не могут существовать друг без друга. 
             Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построения информационных моделей в разных областях деятельности человека.
Описание слайда:
1.4. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Выделение двух этапов обработки информации − сенсорного и перцептивного − во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от друга, они тесно и а связаны и не могут существовать друг без друга. Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построения информационных моделей в разных областях деятельности человека.

Слайд 43






1.4. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема 
и переработки информации человеком

         Прием информации человеком мы будем рассматривать как процесс формирования перцептивного (чувственного) образа. 
            Под последним понимается субъективное отражение в сознании человека свойств действующего на него объекта.
           Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий:
    обнаружение, 
    различение,
    опознание .
Описание слайда:
1.4. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Прием информации человеком мы будем рассматривать как процесс формирования перцептивного (чувственного) образа. Под последним понимается субъективное отражение в сознании человека свойств действующего на него объекта. Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий: обнаружение, различение, опознание .

Слайд 44





1.4. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема 
и переработки информации человеком

             Обнаружение — стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.
            Различение — стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов.
            Опознание — стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.
Описание слайда:
1.4. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Обнаружение — стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках. Различение — стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов. Опознание — стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.

Слайд 45






1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема
 и переработки информации человеком

     Длительность отдельных стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. 
       Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа, а также других закономерностей психических процессов, обеспечивающих прием и переработку информации человеком, важно для решения многочисленных практических задач, прежде всего - для правильного построения различных информационных систем и средств отображения информации.
Описание слайда:
1.5. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком Длительность отдельных стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа, а также других закономерностей психических процессов, обеспечивающих прием и переработку информации человеком, важно для решения многочисленных практических задач, прежде всего - для правильного построения различных информационных систем и средств отображения информации.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию