🗊Презентация Основные теории происхождения культуры

Нажмите для полного просмотра!
Основные теории происхождения культуры, слайд №1Основные теории происхождения культуры, слайд №2Основные теории происхождения культуры, слайд №3Основные теории происхождения культуры, слайд №4Основные теории происхождения культуры, слайд №5Основные теории происхождения культуры, слайд №6Основные теории происхождения культуры, слайд №7Основные теории происхождения культуры, слайд №8Основные теории происхождения культуры, слайд №9Основные теории происхождения культуры, слайд №10Основные теории происхождения культуры, слайд №11Основные теории происхождения культуры, слайд №12Основные теории происхождения культуры, слайд №13Основные теории происхождения культуры, слайд №14Основные теории происхождения культуры, слайд №15Основные теории происхождения культуры, слайд №16Основные теории происхождения культуры, слайд №17Основные теории происхождения культуры, слайд №18Основные теории происхождения культуры, слайд №19Основные теории происхождения культуры, слайд №20Основные теории происхождения культуры, слайд №21Основные теории происхождения культуры, слайд №22Основные теории происхождения культуры, слайд №23Основные теории происхождения культуры, слайд №24Основные теории происхождения культуры, слайд №25Основные теории происхождения культуры, слайд №26Основные теории происхождения культуры, слайд №27Основные теории происхождения культуры, слайд №28Основные теории происхождения культуры, слайд №29Основные теории происхождения культуры, слайд №30Основные теории происхождения культуры, слайд №31Основные теории происхождения культуры, слайд №32Основные теории происхождения культуры, слайд №33Основные теории происхождения культуры, слайд №34Основные теории происхождения культуры, слайд №35Основные теории происхождения культуры, слайд №36Основные теории происхождения культуры, слайд №37Основные теории происхождения культуры, слайд №38Основные теории происхождения культуры, слайд №39Основные теории происхождения культуры, слайд №40Основные теории происхождения культуры, слайд №41Основные теории происхождения культуры, слайд №42Основные теории происхождения культуры, слайд №43Основные теории происхождения культуры, слайд №44Основные теории происхождения культуры, слайд №45Основные теории происхождения культуры, слайд №46Основные теории происхождения культуры, слайд №47Основные теории происхождения культуры, слайд №48Основные теории происхождения культуры, слайд №49Основные теории происхождения культуры, слайд №50Основные теории происхождения культуры, слайд №51Основные теории происхождения культуры, слайд №52Основные теории происхождения культуры, слайд №53Основные теории происхождения культуры, слайд №54Основные теории происхождения культуры, слайд №55Основные теории происхождения культуры, слайд №56Основные теории происхождения культуры, слайд №57Основные теории происхождения культуры, слайд №58Основные теории происхождения культуры, слайд №59Основные теории происхождения культуры, слайд №60Основные теории происхождения культуры, слайд №61Основные теории происхождения культуры, слайд №62Основные теории происхождения культуры, слайд №63Основные теории происхождения культуры, слайд №64Основные теории происхождения культуры, слайд №65Основные теории происхождения культуры, слайд №66Основные теории происхождения культуры, слайд №67Основные теории происхождения культуры, слайд №68Основные теории происхождения культуры, слайд №69Основные теории происхождения культуры, слайд №70Основные теории происхождения культуры, слайд №71Основные теории происхождения культуры, слайд №72Основные теории происхождения культуры, слайд №73Основные теории происхождения культуры, слайд №74Основные теории происхождения культуры, слайд №75Основные теории происхождения культуры, слайд №76Основные теории происхождения культуры, слайд №77Основные теории происхождения культуры, слайд №78Основные теории происхождения культуры, слайд №79Основные теории происхождения культуры, слайд №80Основные теории происхождения культуры, слайд №81Основные теории происхождения культуры, слайд №82Основные теории происхождения культуры, слайд №83Основные теории происхождения культуры, слайд №84Основные теории происхождения культуры, слайд №85Основные теории происхождения культуры, слайд №86Основные теории происхождения культуры, слайд №87Основные теории происхождения культуры, слайд №88Основные теории происхождения культуры, слайд №89Основные теории происхождения культуры, слайд №90Основные теории происхождения культуры, слайд №91Основные теории происхождения культуры, слайд №92Основные теории происхождения культуры, слайд №93Основные теории происхождения культуры, слайд №94Основные теории происхождения культуры, слайд №95Основные теории происхождения культуры, слайд №96Основные теории происхождения культуры, слайд №97Основные теории происхождения культуры, слайд №98Основные теории происхождения культуры, слайд №99Основные теории происхождения культуры, слайд №100Основные теории происхождения культуры, слайд №101Основные теории происхождения культуры, слайд №102Основные теории происхождения культуры, слайд №103

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основные теории происхождения культуры. Доклад-сообщение содержит 103 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция № 3
Лекция № 3
Основные теории происхождения культуры
Описание слайда:
Лекция № 3 Лекция № 3 Основные теории происхождения культуры

Слайд 2





План:
План:
1. Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры
2. Психоаналитическое объяснение происхождения культуры
2.1. Концепция культуры З. Фрейда
2.2. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга
3. Игровая концепция культуры
4. Э. Кассирер: символическая концепция культуры
5. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева
6. Структуралистская концепция культуры К. Леви-Стросса
Описание слайда:
План: План: 1. Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры 2. Психоаналитическое объяснение происхождения культуры 2.1. Концепция культуры З. Фрейда 2.2. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга 3. Игровая концепция культуры 4. Э. Кассирер: символическая концепция культуры 5. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева 6. Структуралистская концепция культуры К. Леви-Стросса

Слайд 3





Проблема происхождения культуры
Одной из наиболее сложных проблем, связанных с культурогенезом, есть проблема происхождения культуры.
Описание слайда:
Проблема происхождения культуры Одной из наиболее сложных проблем, связанных с культурогенезом, есть проблема происхождения культуры.

Слайд 4





1. Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры
Представители и их труды: 
Фридрих Энгельс (1820-1895), статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1873-1876), явившаяся одной из глав его работы «Диалектика природы».
Описание слайда:
1. Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры Представители и их труды: Фридрих Энгельс (1820-1895), статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1873-1876), явившаяся одной из глав его работы «Диалектика природы».

Слайд 5





Карл Маркс
Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. 
К. Маркс считал, что в основе развития культуры лежит совершенствование материальной стороны жизни.
Описание слайда:
Карл Маркс Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. К. Маркс считал, что в основе развития культуры лежит совершенствование материальной стороны жизни.

Слайд 6





К. Маркс о культуре
К. Маркс утверждал, что культура связана с трудом человека, с производством материальных благ.
Описание слайда:
К. Маркс о культуре К. Маркс утверждал, что культура связана с трудом человека, с производством материальных благ.

Слайд 7





Орудийно-трудовая концепция
Согласно орудийно-трудовой концепции, человек выделился из животного мира. 
Ф. Энгельсу принадлежит классическая формула: «Труд создал человека». 
Под трудом Ф. Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.
Описание слайда:
Орудийно-трудовая концепция Согласно орудийно-трудовой концепции, человек выделился из животного мира. Ф. Энгельсу принадлежит классическая формула: «Труд создал человека». Под трудом Ф. Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.

Слайд 8






По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. 
В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.
Так возникла речь как средство общения в совместной трудовой деятельности.
Описание слайда:
По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Так возникла речь как средство общения в совместной трудовой деятельности.

Слайд 9






Последствия этих предпосылок – возникновения процесса труда и речи – огромны. 
Деятельность человека стала огромным импульсом, который привел к культурогенезу.
Описание слайда:
Последствия этих предпосылок – возникновения процесса труда и речи – огромны. Деятельность человека стала огромным импульсом, который привел к культурогенезу.

Слайд 10





2. Психоаналитическое объяснение происхождения культуры
2.1. Концепция культуры З. Фрейда
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры.
Описание слайда:
2. Психоаналитическое объяснение происхождения культуры 2.1. Концепция культуры З. Фрейда Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры.

Слайд 11





З. Фрейд о смысле тотемизма
З. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу. З. Фрейд полагает, что культура – это система норм и запретов, направленных на защиту общества от свободного индивида.
Описание слайда:
З. Фрейд о смысле тотемизма З. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу. З. Фрейд полагает, что культура – это система норм и запретов, направленных на защиту общества от свободного индивида.

Слайд 12





З. Фрейд о табу
З. Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности (двойственности) чувств. Речь идет о совести, как о даре, выделившем человека из царства животных и создавшем феномен культуры.
Описание слайда:
З. Фрейд о табу З. Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности (двойственности) чувств. Речь идет о совести, как о даре, выделившем человека из царства животных и создавшем феномен культуры.

Слайд 13





З. Фрейд о феномене совести
З. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, – убийства первобытного «отца».
Описание слайда:
З. Фрейд о феномене совести З. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, – убийства первобытного «отца».

Слайд 14





З. Фрейд об отцеубийстве 
Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили убить главу рода. 
Однако этот поступок не прошел для них бесследно.
Описание слайда:
З. Фрейд об отцеубийстве Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили убить главу рода. Однако этот поступок не прошел для них бесследно.

Слайд 15





З. Фрейд о раскаянии и феномене культуры
Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись больше никогда не совершать таких деяний. 
Так произошло, по З. Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяние породило и феномен культуры.
Описание слайда:
З. Фрейд о раскаянии и феномене культуры Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись больше никогда не совершать таких деяний. Так произошло, по З. Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяние породило и феномен культуры.

Слайд 16





З. Фрейд о культуре
З. Фрейд считал, что ему удалось найти источник социальной организации, моральных норм и, наконец, религии в акте отцеубийства.
Описание слайда:
З. Фрейд о культуре З. Фрейд считал, что ему удалось найти источник социальной организации, моральных норм и, наконец, религии в акте отцеубийства.

Слайд 17






Он понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных.
Описание слайда:
Он понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных.

Слайд 18





З. Фрейд о двух сторонах культуры
Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны.
Описание слайда:
З. Фрейд о двух сторонах культуры Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны.

Слайд 19






С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей.
Описание слайда:
С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей.

Слайд 20






С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений людей, а особенно для распределения достижимых материальных благ.
Описание слайда:
С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений людей, а особенно для распределения достижимых материальных благ.

Слайд 21





З. Фрейд о культуре как способе подавления
Каждая культура, по словам З. Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов. 
При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции. 
Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры.
Описание слайда:
З. Фрейд о культуре как способе подавления Каждая культура, по словам З. Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов. При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции. Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры.

Слайд 22






Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов. 
Благодаря им культура многие тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния.
Речь идет о первичных позывах кровосмешения, каннибализма и страсти к убийству.
Описание слайда:
Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов. Благодаря им культура многие тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния. Речь идет о первичных позывах кровосмешения, каннибализма и страсти к убийству.

Слайд 23






Главная задача культуры, по З. Фрейду, в том и состоит, чтобы защищать нас от природы. 
З. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги. 
Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов.
Описание слайда:
Главная задача культуры, по З. Фрейду, в том и состоит, чтобы защищать нас от природы. З. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги. Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов.

Слайд 24






2.2. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала.
Описание слайда:
2.2. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала.

Слайд 25






Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры.
Описание слайда:
Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры.

Слайд 26






Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры:
1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры,
Описание слайда:
Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры: 1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры,

Слайд 27






2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;
Описание слайда:
2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;

Слайд 28






3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. 
Более того, оба они есть источник культуры.
Описание слайда:
3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. Более того, оба они есть источник культуры.

Слайд 29





К.Г. Юнг о структуре личности
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из  трех компонентов: 
1) сознание – ЭГО – Я;  
2) личное бессознательное – «ОНО»; 
3) «коллективное бессознательное».
Описание слайда:
К.Г. Юнг о структуре личности Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из  трех компонентов:  1) сознание – ЭГО – Я;   2) личное бессознательное – «ОНО»;  3) «коллективное бессознательное».

Слайд 30






Личное бессознательное содержит в себе комплексы, это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. 
Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума.
Описание слайда:
Личное бессознательное содержит в себе комплексы, это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума.

Слайд 31





К.Г. Юнг о Наполеоне
Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист.
Он крайне не любил высоких стройных гвардейцев, и если только такой солдат не отличался уж совсем безумной храбростью, повышения он получить не мог. 
В штабе Наполеона тоже все были маленькие и не слишком худые.
Описание слайда:
К.Г. Юнг о Наполеоне Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист. Он крайне не любил высоких стройных гвардейцев, и если только такой солдат не отличался уж совсем безумной храбростью, повышения он получить не мог. В штабе Наполеона тоже все были маленькие и не слишком худые.

Слайд 32





К.Г. Юнг о комплексе власти
Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.
Описание слайда:
К.Г. Юнг о комплексе власти Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.

Слайд 33






То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.
Описание слайда:
То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.

Слайд 34






Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.
Описание слайда:
Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.

Слайд 35





К.Г. Юнг о коллективном бессознательном
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества.
Описание слайда:
К.Г. Юнг о коллективном бессознательном Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества.

Слайд 36






В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.
Описание слайда:
В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

Слайд 37






Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Описание слайда:
Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Слайд 38






К.Г. Юнг об архетипах
Архетипы
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).
Описание слайда:
К.Г. Юнг об архетипах Архетипы Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).

Слайд 39






Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Описание слайда:
Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

Слайд 40






Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
Описание слайда:
Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

Слайд 41






В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Описание слайда:
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Слайд 42





Примеры архетипов, описанных К.Г. Юнгом
Описание слайда:
Примеры архетипов, описанных К.Г. Юнгом

Слайд 43






Архетипы и реклама
Архетип «Самости» в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь. 
Это красивые волосы, ресницы…(«Все без ума от тебя…А ты от Maybelline»). 
Правда, если судить по фразам из рекламы, косметический препарат – способ стать другим человеком.
Описание слайда:
Архетипы и реклама Архетип «Самости» в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь. Это красивые волосы, ресницы…(«Все без ума от тебя…А ты от Maybelline»). Правда, если судить по фразам из рекламы, косметический препарат – способ стать другим человеком.

Слайд 44






Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоганы 
«Жизнь в твоем вкусе», «Где наслаждение, там Я»).
Описание слайда:
Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоганы  «Жизнь в твоем вкусе», «Где наслаждение, там Я»).

Слайд 45






В действительности, здесь используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.
Описание слайда:
В действительности, здесь используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.

Слайд 46






Архетип «Тень» – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник. 
В рекламе к архетипу Тени относится образ бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы нового поколения дезодорантов «Rexona».
Описание слайда:
Архетип «Тень» – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник. В рекламе к архетипу Тени относится образ бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы нового поколения дезодорантов «Rexona».

Слайд 47






Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. 
Вариант использования архетипа матери – реклама кофе «Ruscafe» («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе. 
Описание слайда:
Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. Вариант использования архетипа матери – реклама кофе «Ruscafe» («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе. 

Слайд 48






 3. Игровая концепция культуры 

Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.
Описание слайда:
3. Игровая концепция культуры Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.

Слайд 49





Представители игровой концепции
Различные версии такой концепции находим в творчестве Ханса Георга Гадамера (1900-2002), Эйгена Финка (1905-1975), Йохана Хёйзинги (1872-1945).
Описание слайда:
Представители игровой концепции Различные версии такой концепции находим в творчестве Ханса Георга Гадамера (1900-2002), Эйгена Финка (1905-1975), Йохана Хёйзинги (1872-1945).

Слайд 50





Концепция Й. Хёйзинги
Особое значение игре в развитии мировой культуры придает Й. Хейзинга. 
Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.
Описание слайда:
Концепция Й. Хёйзинги Особое значение игре в развитии мировой культуры придает Й. Хейзинга. Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.

Слайд 51





Й. Хёйзинга об игре
«Игра – содержательная функция со многими гранями смысла». 
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.
Описание слайда:
Й. Хёйзинга об игре «Игра – содержательная функция со многими гранями смысла». Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.

Слайд 52





Й. Хёйзинга о значении игры
Игра – это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.
Описание слайда:
Й. Хёйзинга о значении игры Игра – это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.

Слайд 53





Й. Хёйзинга об игре и культуре
Культура возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается. 
Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.
Описание слайда:
Й. Хёйзинга об игре и культуре Культура возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.

Слайд 54





Й. Хёйзинга об игре и обществе
   В играх, по мнению Й. Хёйзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира.
Описание слайда:
Й. Хёйзинга об игре и обществе В играх, по мнению Й. Хёйзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира.

Слайд 55





Й. Хёйзинга об игре и политике
Во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь, как полагает голландский историк, проявиться в полную силу, вовлекая отдельную личность или массу людей в вихрь исполинской игры.
Описание слайда:
Й. Хёйзинга об игре и политике Во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь, как полагает голландский историк, проявиться в полную силу, вовлекая отдельную личность или массу людей в вихрь исполинской игры.

Слайд 56





4. Э. Кассирер: символическая концепция культуры
Описание слайда:
4. Э. Кассирер: символическая концепция культуры

Слайд 57





Э. Кассирер о логике знаков
Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса.
Описание слайда:
Э. Кассирер о логике знаков Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса.

Слайд 58






По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.
Описание слайда:
По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.

Слайд 59






Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.
Описание слайда:
Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.

Слайд 60





Иллюстрация 7
Описание слайда:
Иллюстрация 7

Слайд 61





Значение символов
Описание слайда:
Значение символов

Слайд 62





Символика
Уаджет (также око Ра или глаз Гора)  – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. 
Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне. 
В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.  
У разных европейских народов подкова  – символ удачи. 
Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно. 
Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).
Описание слайда:
Символика Уаджет (также око Ра или глаз Гора)  – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне. В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.  У разных европейских народов подкова  – символ удачи. Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно. Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).

Слайд 63





Э. Кассирер о символической вселенной
По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной. 
Части этой вселенной –
Описание слайда:
Э. Кассирер о символической вселенной По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной. Части этой вселенной –

Слайд 64





1. Язык
Описание слайда:
1. Язык

Слайд 65





2. Миф
Описание слайда:
2. Миф

Слайд 66





3. Искусство
Описание слайда:
3. Искусство

Слайд 67





4. Религия
Описание слайда:
4. Религия

Слайд 68





Э. Кассирер о человеке и мифе
Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным. 
В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.
Описание слайда:
Э. Кассирер о человеке и мифе Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным. В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.

Слайд 69






Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры. 
Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.
Описание слайда:
Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры. Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.

Слайд 70





Э. Кассирер о символе
Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека». 
 
Описание слайда:
Э. Кассирер о символе Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека».  

Слайд 71





5. Теория пассионарности 
Л.Н. Гумилева
Лев Николаевич Гумилев  – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).
Описание слайда:
5. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева Лев Николаевич Гумилев  – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).

Слайд 72






Л.Н. Гумилёв о фазах этноса

Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»: 
– подъем; 
– акматическая фаза;
– надлом;
– инерционная фаза;
– обскурация.
Описание слайда:
Л.Н. Гумилёв о фазах этноса Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:  – подъем;  – акматическая фаза; – надлом; – инерционная фаза; – обскурация.

Слайд 73






Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.
Описание слайда:
Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

Слайд 74






Характеристика фаз


В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. 
Происходит «перегрев системы»  – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).
Описание слайда:
Характеристика фаз В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы»  – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

Слайд 75






В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.
Описание слайда:
В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.

Слайд 76






Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации. 
Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.
Описание слайда:
Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.

Слайд 77






Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.
Описание слайда:
Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

Слайд 78






Л.Н. Гумилёв о категориях людей

По Гумилеву, имеются три категории людей: 
– пассионарии; 
– гармоничные особи; 
– субпассионарии.
Описание слайда:
Л.Н. Гумилёв о категориях людей По Гумилеву, имеются три категории людей:  – пассионарии; – гармоничные особи;  – субпассионарии.

Слайд 79






У пассионариев энергетика избыточна.
Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.
Описание слайда:
У пассионариев энергетика избыточна. Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.

Слайд 80






Л.Н. Гумилёв о пассионариях


В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).
Описание слайда:
Л.Н. Гумилёв о пассионариях В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

Слайд 81






Иллюстрация 8
Описание слайда:
Иллюстрация 8

Слайд 82






Л.Н. Гумилёв о гармоничном человеке

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга. 
Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.
Описание слайда:
Л.Н. Гумилёв о гармоничном человеке У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга. Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.

Слайд 83






При одном условии – если за это платят. 
Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).
Описание слайда:
При одном условии – если за это платят. Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Слайд 84






Л.Н. Гумилёв о субпассионариях

Субпассионарий же ни на что полезное не способен. 
Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику. 
Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.
Описание слайда:
Л.Н. Гумилёв о субпассионариях Субпассионарий же ни на что полезное не способен. Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику. Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.

Слайд 85






Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе. 
Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.
Описание слайда:
Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе. Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Слайд 86






Л.Н. Гумилёв об истории Европы

Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов 
(цивилизаций). 
Вот как это выглядит относительно западного мира.
В IX веке нашей эры пассионарный 
толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).
Описание слайда:
Л.Н. Гумилёв об истории Европы Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов  (цивилизаций). Вот как это выглядит относительно западного мира. В IX веке нашей эры пассионарный  толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).

Слайд 87






После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа. 
В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.
Описание слайда:
После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа. В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.

Слайд 88






Иллюстрация 9


Санта-Мария Нашенте (Santa Maria Nascente), или собор Дуомо – кафедральный собор, выполненный в стиле готики, являющийся символом Милана и главной его достопримечательностью. 
Описание слайда:
Иллюстрация 9 Санта-Мария Нашенте (Santa Maria Nascente), или собор Дуомо – кафедральный собор, выполненный в стиле готики, являющийся символом Милана и главной его достопримечательностью. 

Слайд 89






Л.Н. Гумилёв о развитии европейской культуры

В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.
Описание слайда:
Л.Н. Гумилёв о развитии европейской культуры В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.

Слайд 90






В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.
Описание слайда:
В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.

Слайд 91






В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания. 
Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира. 
Эта фаза тянется до наших дней.
Описание слайда:
В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания. Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира. Эта фаза тянется до наших дней.

Слайд 92






Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с  ее хищничеством и паразитарностью.
Описание слайда:
Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с  ее хищничеством и паразитарностью.

Слайд 93





6. Структуралистская концепция культуры
Метод структурного анализа в антропологии был разработан Клодом Леви-Строссом (1908-2009).
Описание слайда:
6. Структуралистская концепция культуры Метод структурного анализа в антропологии был разработан Клодом Леви-Строссом (1908-2009).

Слайд 94







 
Тезисы К. Леви-Стросса



1. Нельзя считать «первобытный» народ народом без истории. 
История этих народов нам не известна либо из-за скудности устных традиций, либо из-за недостаточного количества археологических находок.
Описание слайда:
Тезисы К. Леви-Стросса 1. Нельзя считать «первобытный» народ народом без истории. История этих народов нам не известна либо из-за скудности устных традиций, либо из-за недостаточного количества археологических находок.

Слайд 95






2. Общества нельзя делить на на примитивные и развитые. 
Леви-Строс вводит понятия «холодные» и «горячие» общества. 
Классификация эта зависит от того, способна ли культура производить новые формы, жанры, категории, или ей больше нравится варьировать старые.
Описание слайда:
2. Общества нельзя делить на на примитивные и развитые. Леви-Строс вводит понятия «холодные» и «горячие» общества. Классификация эта зависит от того, способна ли культура производить новые формы, жанры, категории, или ей больше нравится варьировать старые.

Слайд 96






3. Туземцы, не имеющие письменности и технического прогресса, живут счастливо, так как вокруг них «нет ничего, кроме людей».
Описание слайда:
3. Туземцы, не имеющие письменности и технического прогресса, живут счастливо, так как вокруг них «нет ничего, кроме людей».

Слайд 97





К. Леви-Стросс о дикарях и цивилизации
В книге «Печальные тропики», в которой он подробно описывает жизнь индейцев тропической Бразилии, можно выделить три части:
– дикари живут счастливо;
– цивилизация разрушает их жизнь;
Описание слайда:
К. Леви-Стросс о дикарях и цивилизации В книге «Печальные тропики», в которой он подробно описывает жизнь индейцев тропической Бразилии, можно выделить три части: – дикари живут счастливо; – цивилизация разрушает их жизнь;

Слайд 98






– цивилизация хуже разрешает жизненные проблемы, чем это делают дикари.
Описание слайда:
– цивилизация хуже разрешает жизненные проблемы, чем это делают дикари.

Слайд 99





К. Леви-Стросс о внешнем и внутреннем «я»
4. Леви-Строс вводит такие понятия, как внешнее «Я» (self) и внутреннее «Я» (I). 
Ученый формулирует такое предположение, что дикари справляются со сложными задачами лучше, потому что у них внешнее «Я» тесно связано с внутренним «Я».
Описание слайда:
К. Леви-Стросс о внешнем и внутреннем «я» 4. Леви-Строс вводит такие понятия, как внешнее «Я» (self) и внутреннее «Я» (I). Ученый формулирует такое предположение, что дикари справляются со сложными задачами лучше, потому что у них внешнее «Я» тесно связано с внутренним «Я».

Слайд 100






Первобытный человек ничем не отличается по своему внутреннему «Я» от современного. 
Несмотря на все исторические изменения, разум цивилизованного человека в точности такой же, как и у дикаря. 
Отличие их друг от друга состоит лишь в том, что у современного человека оборваны связи между его self и I.
Описание слайда:
Первобытный человек ничем не отличается по своему внутреннему «Я» от современного. Несмотря на все исторические изменения, разум цивилизованного человека в точности такой же, как и у дикаря. Отличие их друг от друга состоит лишь в том, что у современного человека оборваны связи между его self и I.

Слайд 101





К. Леви-Стросс об современном человеке
5. Современные европейские народы утратили единство чувственного и рационального в своей культурной жизни, и это чревато деградацией гуманизма.
Описание слайда:
К. Леви-Стросс об современном человеке 5. Современные европейские народы утратили единство чувственного и рационального в своей культурной жизни, и это чревато деградацией гуманизма.

Слайд 102






Создав мир символов, современный человек в своей культурной жизни отошел от следования бессознательной структуре разума, которая дана людям природой и которая идентична природе.
Описание слайда:
Создав мир символов, современный человек в своей культурной жизни отошел от следования бессознательной структуре разума, которая дана людям природой и которая идентична природе.

Слайд 103






Таким образом, все драмы современной культуры, согласно Леви-Строссу, – это плата за забвение природы.
Описание слайда:
Таким образом, все драмы современной культуры, согласно Леви-Строссу, – это плата за забвение природы.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию