🗊Презентация Дифференциальная психофизиология

Нажмите для полного просмотра!
Дифференциальная психофизиология, слайд №1Дифференциальная психофизиология, слайд №2Дифференциальная психофизиология, слайд №3Дифференциальная психофизиология, слайд №4Дифференциальная психофизиология, слайд №5Дифференциальная психофизиология, слайд №6Дифференциальная психофизиология, слайд №7Дифференциальная психофизиология, слайд №8Дифференциальная психофизиология, слайд №9Дифференциальная психофизиология, слайд №10Дифференциальная психофизиология, слайд №11Дифференциальная психофизиология, слайд №12Дифференциальная психофизиология, слайд №13Дифференциальная психофизиология, слайд №14Дифференциальная психофизиология, слайд №15Дифференциальная психофизиология, слайд №16Дифференциальная психофизиология, слайд №17Дифференциальная психофизиология, слайд №18Дифференциальная психофизиология, слайд №19Дифференциальная психофизиология, слайд №20Дифференциальная психофизиология, слайд №21Дифференциальная психофизиология, слайд №22Дифференциальная психофизиология, слайд №23Дифференциальная психофизиология, слайд №24Дифференциальная психофизиология, слайд №25Дифференциальная психофизиология, слайд №26Дифференциальная психофизиология, слайд №27Дифференциальная психофизиология, слайд №28Дифференциальная психофизиология, слайд №29

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Дифференциальная психофизиология. Доклад-сообщение содержит 29 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Дифференциальная
психофизиология
Описание слайда:
Дифференциальная психофизиология

Слайд 2





 ДПФ как раздел ПФ
Описание слайда:
ДПФ как раздел ПФ

Слайд 3





 
Тип -  совокупность свойств.
Тип – устойчивое сочетание свойств.
Типология -результат типологического описания и сопоставления.
Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:
индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)
иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (интегральная индивидуальность).
Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.
Возбуждение – активное состояние нервной ткани, через которую проходит поток нервных импульсов, следующих с определенной частотой. О возбуждении можно судить по реакции: движению тела, речи и т.п.
Торможение – задержка потока нервных импульсов (при наличие раздражителя),  при котором нервная ткань находится в состоянии возбуждения, однако активность не осуществляется. 
Условное  и безусловное возбуждение и торможение 
 - запредельное торможение, при возникновении нового очага возбуждения (БТ) – 
- угасательное торможение (УТ при отсутствии у подкрепления условного рефлекса)
Описание слайда:
Тип - совокупность свойств. Тип – устойчивое сочетание свойств. Типология -результат типологического описания и сопоставления. Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений: индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека) иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (интегральная индивидуальность). Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами. Возбуждение – активное состояние нервной ткани, через которую проходит поток нервных импульсов, следующих с определенной частотой. О возбуждении можно судить по реакции: движению тела, речи и т.п. Торможение – задержка потока нервных импульсов (при наличие раздражителя), при котором нервная ткань находится в состоянии возбуждения, однако активность не осуществляется. Условное и безусловное возбуждение и торможение - запредельное торможение, при возникновении нового очага возбуждения (БТ) – - угасательное торможение (УТ при отсутствии у подкрепления условного рефлекса)

Слайд 4





Типологический подход к изучению индивидуальных различий
Точкой отсчета служит не "норма", а "тип", понимаемый как единство природного и социального
 Основные  показатели  - врожденные особенности психических свойств индивида

Типы, в основе которых лежат природные различия людей, взаимодействуют и дополняют друг друга, благодаря чему возрастают адаптационные возможности популяции в целом
Описание слайда:
Типологический подход к изучению индивидуальных различий Точкой отсчета служит не "норма", а "тип", понимаемый как единство природного и социального Основные показатели - врожденные особенности психических свойств индивида Типы, в основе которых лежат природные различия людей, взаимодействуют и дополняют друг друга, благодаря чему возрастают адаптационные возможности популяции в целом

Слайд 5





Круг проблем дифференциальной психофизиологии
Способности и одаренность -  изучение роли врожденных задатков , таких как  свойства нервной системы и темперамент
Функциональные асимметрии – изучение особенностей психических функций у людей с разными типами функциональных асимметрий
Межполовые различия психических функций человека
Разработка методов оптимизации и коррекции процессов обучения, профессиональной деятельности и общения на основе индивидуальных психофизиологических особенностей человека
Описание слайда:
Круг проблем дифференциальной психофизиологии Способности и одаренность - изучение роли врожденных задатков , таких как свойства нервной системы и темперамент Функциональные асимметрии – изучение особенностей психических функций у людей с разными типами функциональных асимметрий Межполовые различия психических функций человека Разработка методов оптимизации и коррекции процессов обучения, профессиональной деятельности и общения на основе индивидуальных психофизиологических особенностей человека

Слайд 6





В основе  - концепция свойств НС
Проблема индивидуально-психологических различий. 
Методологическая (единая) основа решения – представление об уровневой организации индивидуальности 
Теоретическая основа – концепция свойств НС Павлова (сила, уравновешенность, подвижность) – как причина (основание) индивидуально-психологических различий
Описание слайда:
В основе - концепция свойств НС Проблема индивидуально-психологических различий. Методологическая (единая) основа решения – представление об уровневой организации индивидуальности Теоретическая основа – концепция свойств НС Павлова (сила, уравновешенность, подвижность) – как причина (основание) индивидуально-психологических различий

Слайд 7





Предмет дифференциальной психофизиологии
Описание слайда:
Предмет дифференциальной психофизиологии

Слайд 8





Области применения дифференциальной  психофизиологии
Спортивная психология
Прогнозирование успешности на соревнованиях
Подбор и обучение оптимальному стилю тренировок
Рекомендации по режимам тренировок
Педагогическая психология
Решение проблем детей со сложностями в обучении
Прогнозирование и оптимизация успешности обучения в классах с различной интенсивностью занятий
Оптимизация отношений учитель- ученик
Психология менеджмента и  психология труда
Профотбор, прогнозирование успешности деятельности соискателя 
Подбор коллектива с учетом индивидуальных типологических особенностей
 Помощь в выборе сотрудником оптимальных стилей деятельности
Рекомендации по оптимизации рабочего распорядка для конкретных сотрудников
Прогнозирование стиля руководства
Описание слайда:
Области применения дифференциальной психофизиологии Спортивная психология Прогнозирование успешности на соревнованиях Подбор и обучение оптимальному стилю тренировок Рекомендации по режимам тренировок Педагогическая психология Решение проблем детей со сложностями в обучении Прогнозирование и оптимизация успешности обучения в классах с различной интенсивностью занятий Оптимизация отношений учитель- ученик Психология менеджмента и психология труда Профотбор, прогнозирование успешности деятельности соискателя Подбор коллектива с учетом индивидуальных типологических особенностей Помощь в выборе сотрудником оптимальных стилей деятельности Рекомендации по оптимизации рабочего распорядка для конкретных сотрудников Прогнозирование стиля руководства

Слайд 9





И.П.Павлов

    создатель науки о ВНД и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы, лауреат Нобелевской премии.
Описание слайда:
И.П.Павлов создатель науки о ВНД и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы, лауреат Нобелевской премии.

Слайд 10


Дифференциальная психофизиология, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





 Основные положения концепция Павлова 
Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.
Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.
Таких основных свойств три: сила, уравновешенность, подвижность. Они общие и постоянные для данного животного.
Сочетание основных свойств образуют четыре основные типа нервной системы (НС), или высшей нервной деятельности (ВНД).
Эти основные типы НС соответствуют четырем классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераментах.
Описание слайда:
Основные положения концепция Павлова Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур. Таких основных свойств три: сила, уравновешенность, подвижность. Они общие и постоянные для данного животного. Сочетание основных свойств образуют четыре основные типа нервной системы (НС), или высшей нервной деятельности (ВНД). Эти основные типы НС соответствуют четырем классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераментах.

Слайд 12





Основные свойства нервной системы 
 
   1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;
   2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;
   3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессов торможения  и возбуждения. (Павлов И.П.)
   
В дальнейшем к этому списку были добавлены следующие свойства:
   4. Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;
   5. Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов;
   6. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.
Описание слайда:
Основные свойства нервной системы    1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;    2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;    3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессов торможения  и возбуждения. (Павлов И.П.)     В дальнейшем к этому списку были добавлены следующие свойства:    4. Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;    5. Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов;    6. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.

Слайд 13





Учение И. П. Павлова о типах темперамента
Описание слайда:
Учение И. П. Павлова о типах темперамента

Слайд 14





СИЛА НС
Сила -  работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение (либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) воздействие), не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). 
Зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках. 

 Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. 
 Слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.
Описание слайда:
СИЛА НС Сила - работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение (либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) воздействие), не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках. Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.

Слайд 15





Подвижность основных нервных процессов – возбуждения и торможения 
Способность  нервных процессов (возбуждения и торможения) поспевать  по скорости протекания и быстроте смены  за колебаниями среды.  
Скорость переключения с одного нервного процесса на другой.
Способность быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно. 
Скорость и легкость смены нервных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также скорость возникновения и прекращения нервного процесса,  быстрота образования новых условных рефлексов. 
Малоподвижная НС (ригидная, инертная)  - относительно медленное протекание основных нервных процессов – возбуждения и торможения и затрудненность их взаимной смены. Раздражитель изменился, а НС отвечает еще на предыдущий раздражитель.
Описание слайда:
Подвижность основных нервных процессов – возбуждения и торможения Способность нервных процессов (возбуждения и торможения) поспевать по скорости протекания и быстроте смены за колебаниями среды. Скорость переключения с одного нервного процесса на другой. Способность быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно. Скорость и легкость смены нервных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также скорость возникновения и прекращения нервного процесса, быстрота образования новых условных рефлексов. Малоподвижная НС (ригидная, инертная) - относительно медленное протекание основных нервных процессов – возбуждения и торможения и затрудненность их взаимной смены. Раздражитель изменился, а НС отвечает еще на предыдущий раздражитель.

Слайд 16





Уравновешенность  нервных процессов 
Равновесие основных нервных процессов – возбуждения и торможения – по их силе.  
 Уравновешенная НС    -  оба нервных процесса примерно одной и той же силы,  они уравновешивают друг друга.  
Неуравновешенная  -   один из нервных процессов (обычно возбуждение) по силе преобладает над другим (торможением),  
Два подтипа
 - с преобладанием процесса возбуждения (возбудимый тип),
 - с преобладанием процесса торможения (тормозной тип).
Описание слайда:
Уравновешенность нервных процессов Равновесие основных нервных процессов – возбуждения и торможения – по их силе. Уравновешенная НС - оба нервных процесса примерно одной и той же силы, они уравновешивают друг друга. Неуравновешенная - один из нервных процессов (обычно возбуждение) по силе преобладает над другим (торможением), Два подтипа - с преобладанием процесса возбуждения (возбудимый тип), - с преобладанием процесса торможения (тормозной тип).

Слайд 17





Новые свойства НС 
Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;
Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов;
Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.
Описание слайда:
Новые свойства НС Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций; Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов; Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.

Слайд 18





Динамичность  
 Определяет легкость  возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. 
От динамичности зависит скорость и успешность первичного приспособления индивида к новым условиям.

Лабильность 
 определяет скорость возникновения и прекращения нервного процесса, в отличие от подвижности, характеризующей быстроту смены одного процесса другим).
Лабильность – максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. В дифференциальной психофизиологии лабильность – одно из свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Описание слайда:
Динамичность Определяет легкость возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. От динамичности зависит скорость и успешность первичного приспособления индивида к новым условиям. Лабильность определяет скорость возникновения и прекращения нервного процесса, в отличие от подвижности, характеризующей быстроту смены одного процесса другим). Лабильность – максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. В дифференциальной психофизиологии лабильность – одно из свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Слайд 19





Лабильность нервной  системы 
Скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель.
Проявления лабильности-инертности НС   -  в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности:  
в динамике речевого выражения мыслей, 
в скорости актуализации имеющихся знаний, 
в скорости реагирования на внешние раздражители, 
в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, 
в легкости приспособления к новым видам деятельности и т. д.
Описание слайда:
Лабильность нервной системы Скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель. Проявления лабильности-инертности НС - в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности: в динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации имеющихся знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т. д.

Слайд 20





Типологические особенности личности и деятельности
Типологический комплекс – совокупность свойств нервных процессов, которые обуславливают выраженность какого-либо психологического феномена
Важно учитывать при профотборе в профессиях где важны такие качества как стрессоустойчивость, монотоноустойчивость, устойчивость к психологическому пресыщению, низкий тремор, скорость реакции и др.
Описание слайда:
Типологические особенности личности и деятельности Типологический комплекс – совокупность свойств нервных процессов, которые обуславливают выраженность какого-либо психологического феномена Важно учитывать при профотборе в профессиях где важны такие качества как стрессоустойчивость, монотоноустойчивость, устойчивость к психологическому пресыщению, низкий тремор, скорость реакции и др.

Слайд 21





Типологические комплексы
Высокая стрессоустойчивость – сильная нервная система
Устойчивость к монотонии – слабая нервная система + инертность, высокая активация и низкая динамичность
Устойчивость к психическому пресыщению – сильная нервная система + инертность
Низкий тремор – слабая нервная система + низкая активация и низкая динамичность
Описание слайда:
Типологические комплексы Высокая стрессоустойчивость – сильная нервная система Устойчивость к монотонии – слабая нервная система + инертность, высокая активация и низкая динамичность Устойчивость к психическому пресыщению – сильная нервная система + инертность Низкий тремор – слабая нервная система + низкая активация и низкая динамичность

Слайд 22





Типологические комплексы
	 В одном человеке не могут сочетаться противоположные качества – нельзя требовать, чтобы человек обладал высокой стресоустойчивостью и устойчивостью к монотонии одновременно
	
   При действии одного и того же фактора у людей с разными типологическими особенностями могут возникать качественно разные психологические состояния (например, психическое пресыщение или монотония)
Описание слайда:
Типологические комплексы В одном человеке не могут сочетаться противоположные качества – нельзя требовать, чтобы человек обладал высокой стресоустойчивостью и устойчивостью к монотонии одновременно При действии одного и того же фактора у людей с разными типологическими особенностями могут возникать качественно разные психологические состояния (например, психическое пресыщение или монотония)

Слайд 23





Типологические особенности как фактор деятельности
Типологические особенности влияют на динамику деятельности - скорость, интенсивность, длительность протекания психических реакций
Типологические свойства необходимо учитывать при отборе к деятельности связанной с риском, высоким физическим или психо-эмоциональным напряжением
Интеллектуальные способности не зависят от типологических свойств.
Описание слайда:
Типологические особенности как фактор деятельности Типологические особенности влияют на динамику деятельности - скорость, интенсивность, длительность протекания психических реакций Типологические свойства необходимо учитывать при отборе к деятельности связанной с риском, высоким физическим или психо-эмоциональным напряжением Интеллектуальные способности не зависят от типологических свойств.

Слайд 24





Свойства нервной системы и учебная деятельность
	Типологические особенности влияют на учебную деятельность двумя путями:

Особенности способностей и задатков 
	– слабые и инертные типы  - большая склонность к вербально-логическому мышлению
	-сильные и подвижные типы  - большая склонность к пространственно-образному мышлению
Особенности условий обучения 
	- слабые и инертные типы плохо переносят лимит времени,  но устойчивы к монотонным заданиям
	- сильные подвижные – хорошо переносят лимит времени, но не устойчивы к монотонным заданиям
Описание слайда:
Свойства нервной системы и учебная деятельность Типологические особенности влияют на учебную деятельность двумя путями: Особенности способностей и задатков – слабые и инертные типы - большая склонность к вербально-логическому мышлению -сильные и подвижные типы - большая склонность к пространственно-образному мышлению Особенности условий обучения - слабые и инертные типы плохо переносят лимит времени, но устойчивы к монотонным заданиям - сильные подвижные – хорошо переносят лимит времени, но не устойчивы к монотонным заданиям

Слайд 25





Индивидуальные стили деятельности
Индивидуальный стиль – система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата
Зависит от комплекса свойств нервной системы, но формируется в процессе обучения и деятельности и только в том случае, когда человек ищет наилучшие пспособы для достижения лучших результатов
Описание слайда:
Индивидуальные стили деятельности Индивидуальный стиль – система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата Зависит от комплекса свойств нервной системы, но формируется в процессе обучения и деятельности и только в том случае, когда человек ищет наилучшие пспособы для достижения лучших результатов

Слайд 26





Две группы приемов индивидуального стиля
Развитие сильных сторон -максимальное использование имеющихся задатков и способностей
Компенсация слабых сторон
Описание слайда:
Две группы приемов индивидуального стиля Развитие сильных сторон -максимальное использование имеющихся задатков и способностей Компенсация слабых сторон

Слайд 27





Соотношение между стилем и эффективностью деятельности
Приспособление деятельности к человеку – низкая эффективность
Приспособление человека к деятельности- возможна высокая эффективность, но человек часто не удовлетворен работой
Взаимное приспособление – высокая эффективность и самореализация человека – главная задача дифференциальной психофизиологии
Описание слайда:
Соотношение между стилем и эффективностью деятельности Приспособление деятельности к человеку – низкая эффективность Приспособление человека к деятельности- возможна высокая эффективность, но человек часто не удовлетворен работой Взаимное приспособление – высокая эффективность и самореализация человека – главная задача дифференциальной психофизиологии

Слайд 28





Подготовительная и исполнительная деятельность
Люди с сильной, подвижной нервной системой мало внимания уделяют подготовительной части, но способны быстро реагировать на изменения условий на стадии исполнения
Люди с слабой и инертной нервной системой большое внимание уделяют подготовительному этапу, но при необходимости отступить от продуманного плана  в момент исполнения, могут не справиться
Описание слайда:
Подготовительная и исполнительная деятельность Люди с сильной, подвижной нервной системой мало внимания уделяют подготовительной части, но способны быстро реагировать на изменения условий на стадии исполнения Люди с слабой и инертной нервной системой большое внимание уделяют подготовительному этапу, но при необходимости отступить от продуманного плана в момент исполнения, могут не справиться

Слайд 29





Возрастные и половые особенности проявления свойств нервной системы
Увеличение силы нервных процессов по мере взросления
Предпубертатный период - увеличение подвижности нервных процессов 
Пубертатный период – смещение динамического баланса в сторону преобладания возбуждения. 
Пубертатный период у мальчиков - увеличение активации нервной системы 
Пубертатный период у девочек - снижение активации нервной системы
Старение – снижение силы и подвижности нервных процессов, нарушения активационного и динамического баланса.
Описание слайда:
Возрастные и половые особенности проявления свойств нервной системы Увеличение силы нервных процессов по мере взросления Предпубертатный период - увеличение подвижности нервных процессов Пубертатный период – смещение динамического баланса в сторону преобладания возбуждения. Пубертатный период у мальчиков - увеличение активации нервной системы Пубертатный период у девочек - снижение активации нервной системы Старение – снижение силы и подвижности нервных процессов, нарушения активационного и динамического баланса.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию