🗊Презентация Коммуникативная организация предложения

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Коммуникативная организация предложения, слайд №1Коммуникативная организация предложения, слайд №2Коммуникативная организация предложения, слайд №3Коммуникативная организация предложения, слайд №4Коммуникативная организация предложения, слайд №5Коммуникативная организация предложения, слайд №6Коммуникативная организация предложения, слайд №7Коммуникативная организация предложения, слайд №8Коммуникативная организация предложения, слайд №9Коммуникативная организация предложения, слайд №10Коммуникативная организация предложения, слайд №11Коммуникативная организация предложения, слайд №12Коммуникативная организация предложения, слайд №13Коммуникативная организация предложения, слайд №14Коммуникативная организация предложения, слайд №15Коммуникативная организация предложения, слайд №16Коммуникативная организация предложения, слайд №17Коммуникативная организация предложения, слайд №18Коммуникативная организация предложения, слайд №19Коммуникативная организация предложения, слайд №20Коммуникативная организация предложения, слайд №21Коммуникативная организация предложения, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Коммуникативная организация предложения. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Коммуникативная организация предложения 
1. Актуальное членение предложения.
2. Средства выражения актуального членения. 
Типы высказываний.
3. Роль ремы в организации и типологии текста.
4. Текстообразующая функция темы.
Описание слайда:
Коммуникативная организация предложения 1. Актуальное членение предложения. 2. Средства выражения актуального членения. Типы высказываний. 3. Роль ремы в организации и типологии текста. 4. Текстообразующая функция темы.

Слайд 2





1. Актуальное членение предложения
Предложение, рассматриваемое со стороны его коммуникативной организации,  принято называть высказыванием. 
Впервые о порядке слов в предложении заговорил Анри Вейль в 1844г. В отечественном языкознании эту мысль  выразил Ф.Ф. Фортунатов.
Вильям Матезиус показал, что деление предложения на две части  имеет чисто языковой, а не психологический смысл. Он ввел понятия высказывание и актуальное членение.
Описание слайда:
1. Актуальное членение предложения Предложение, рассматриваемое со стороны его коммуникативной организации, принято называть высказыванием. Впервые о порядке слов в предложении заговорил Анри Вейль в 1844г. В отечественном языкознании эту мысль выразил Ф.Ф. Фортунатов. Вильям Матезиус показал, что деление предложения на две части имеет чисто языковой, а не психологический смысл. Он ввел понятия высказывание и актуальное членение.

Слайд 3





1. Актуальное членение предложения
Коммуникативное членение -   это приспособление предложение к конкретному акту коммуникации. 
Предложение может быть описано как коммуникативная единица. 
Коммуникативный аспект неразрывно связан со смысловой и структурной организацией предложения. 
Суть актуального членения предложения - это деление на информацию известную и новую.
Описание слайда:
1. Актуальное членение предложения Коммуникативное членение - это приспособление предложение к конкретному акту коммуникации. Предложение может быть описано как коммуникативная единица. Коммуникативный аспект неразрывно связан со смысловой и структурной организацией предложения. Суть актуального членения предложения - это деление на информацию известную и новую.

Слайд 4





1. Актуальное членение предложения
	Динамическое единство связного текста обеспечивается поступательным движением в нем информации. 
	Предложения как звенья целого располагают свои компоненты так, чтобы информация развивалась последовательно от данного, известного… к новому, неизвестному. 
	Полюс данного противостоит в предложении полюсу нового в нерасторжимом целом, что и выражается актуальным членением (Золотова Г.А.).
Описание слайда:
1. Актуальное членение предложения Динамическое единство связного текста обеспечивается поступательным движением в нем информации. Предложения как звенья целого располагают свои компоненты так, чтобы информация развивалась последовательно от данного, известного… к новому, неизвестному. Полюс данного противостоит в предложении полюсу нового в нерасторжимом целом, что и выражается актуальным членением (Золотова Г.А.).

Слайд 5





1. Актуальное членение предложения
Тема -  это исходный пункт высказывания, отправная точка передачи актуальной информации; обычно предопределена предшествующим контекстом, актуально менее значима, чем рема.
Рема -  это новая информация, то, что сообщается о теме; актуально более значима.  Рема заключает в себе основное содержание и является коммуникативным центром высказывания.
Описание слайда:
1. Актуальное членение предложения Тема - это исходный пункт высказывания, отправная точка передачи актуальной информации; обычно предопределена предшествующим контекстом, актуально менее значима, чем рема. Рема - это новая информация, то, что сообщается о теме; актуально более значима. Рема заключает в себе основное содержание и является коммуникативным центром высказывания.

Слайд 6





1. Актуальное членение предложения
	Сюда же/ арабы свозили цветы со всей Грузии./ Запах цветов / заполнил всю улицу./ В окнах / появились первые хозяйки./ Они / торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище. / Это зрелище / не оставляло равнодушными и прохожих. /  Они / краем глаза наблюдали за арабами. / А те / будто хотели засыпать цветами дома до второго этажа./
Описание слайда:
1. Актуальное членение предложения Сюда же/ арабы свозили цветы со всей Грузии./ Запах цветов / заполнил всю улицу./ В окнах / появились первые хозяйки./ Они / торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище. / Это зрелище / не оставляло равнодушными и прохожих. / Они / краем глаза наблюдали за арабами. / А те / будто хотели засыпать цветами дома до второго этажа./

Слайд 7





1. Актуальное членение предложения
	Актуальное членение предложения не  может быть соотнесено с грамматическим.

	1. Актуальное членение всегда бинарно, а грамматическое предполагает какое угодно количество членов.
	2. Тема и рема могут быть комплексными,  т.е. объединяют несколько членов предложения. Образовывать тему и рему могут различные члены предложения. 
	Встает она / затемно.  
	С этого дня / они стали неразлучны.
	3. Подлежащее и сказуемое могут выступать как в функции темы, так и ремы, но  частотность реализации этих возможностей у них разная.
	
	Существует тенденция, что для подлежащего более характерна роль темы, а для сказуемого наиболее типична рема.
Описание слайда:
1. Актуальное членение предложения Актуальное членение предложения не может быть соотнесено с грамматическим. 1. Актуальное членение всегда бинарно, а грамматическое предполагает какое угодно количество членов. 2. Тема и рема могут быть комплексными, т.е. объединяют несколько членов предложения. Образовывать тему и рему могут различные члены предложения. Встает она / затемно. С этого дня / они стали неразлучны. 3. Подлежащее и сказуемое могут выступать как в функции темы, так и ремы, но частотность реализации этих возможностей у них разная. Существует тенденция, что для подлежащего более характерна роль темы, а для сказуемого наиболее типична рема.

Слайд 8





1. Актуальное членение предложения
	Более тесно, чем с грамматической, актуальное членение связано со смысловой организацией предложения. 

Для семантического субъекта наиболее типична функция темы, а для предиката функция ремы  Ему / ничего не сказали.
	
Границы предложения и высказывания могут не совпадать. 
	Одна грамматическая структура может быть разделена на ряд отдельных сообщений. 
	Это явление называется  парцелляцией (художественные тексты)
	Но нельзя же так. Вслух. Криком. При всех. Точно на эшафоте перед казнью (М. Цветаева).
	И снова идешь среди воя собак. Своей. Привычной. Поступью. Тигра (И. Сельвинский).

Высказывание может не иметь формы предложений (устная речь) Ух, ты! Ага! Подумать только! Спокойной ночи! Привет!
Описание слайда:
1. Актуальное членение предложения Более тесно, чем с грамматической, актуальное членение связано со смысловой организацией предложения. Для семантического субъекта наиболее типична функция темы, а для предиката функция ремы Ему / ничего не сказали. Границы предложения и высказывания могут не совпадать. Одна грамматическая структура может быть разделена на ряд отдельных сообщений. Это явление называется парцелляцией (художественные тексты) Но нельзя же так. Вслух. Криком. При всех. Точно на эшафоте перед казнью (М. Цветаева). И снова идешь среди воя собак. Своей. Привычной. Поступью. Тигра (И. Сельвинский). Высказывание может не иметь формы предложений (устная речь) Ух, ты! Ага! Подумать только! Спокойной ночи! Привет!

Слайд 9





2. Средства выражения 
актуального членения
	
	1. Основными средствами выражения актуального членения являются  порядок слов и  интонация.  
	
	Слова располагаются таким образом, 
	чтобы фразовое ударение выделило рему. 
	Прямой порядок слов свойственен  
	экспрессивным и стилистически нейтральным высказываниям. 
	 Долгая зимняя ночь / прошла незаметно.
	При субъективном или обратном порядке слов рема выносится на первое место. Изменяется и место фразового ударения. 
	Прошла незаметно / долгая зимняя ночь.
	Тот или иной порядок слов и место фразового ударения, выражающие актуальное членение предложения, называют  линейно-динамической структурой предложения.
Описание слайда:
2. Средства выражения актуального членения 1. Основными средствами выражения актуального членения являются порядок слов и интонация. Слова располагаются таким образом, чтобы фразовое ударение выделило рему. Прямой порядок слов свойственен экспрессивным и стилистически нейтральным высказываниям. Долгая зимняя ночь / прошла незаметно. При субъективном или обратном порядке слов рема выносится на первое место. Изменяется и место фразового ударения. Прошла незаметно / долгая зимняя ночь. Тот или иной порядок слов и место фразового ударения, выражающие актуальное членение предложения, называют линейно-динамической структурой предложения.

Слайд 10





2. Средства выражения 
актуального членения
	Стилистический эффект за счет перемещения рематического глагола в препозицию создается в фольклорном повествовании, народных сказках и литературных стилизациях :
	Посадил дед репку… Позвал дед бабку… Кликнула внучка Жучку («Репка»).
		
	Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села  у окна на лавочку («Маша и Медведь»).
Описание слайда:
2. Средства выражения актуального членения Стилистический эффект за счет перемещения рематического глагола в препозицию создается в фольклорном повествовании, народных сказках и литературных стилизациях : Посадил дед репку… Позвал дед бабку… Кликнула внучка Жучку («Репка»). Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку («Маша и Медведь»).

Слайд 11





2. Средства выражения 
актуального членения
	Как отмечает В.З. Санников, возможно обыгрывание тема-рематической структура фразы, например:
- Ты женишься на мне, потому что я унаследовала от тети Норы виллу?
- Что за чушь? Я женился бы на тебе, от кого бы ты ее не наследовала.
В первой реплике – Что наследуется?
Во второй реплике – От кого наследуется?
Какой здесь прелестный уголок! Вообще я от природы без ума.
Я и раньше замечала, что Вы без ума от природы.
Описание слайда:
2. Средства выражения актуального членения Как отмечает В.З. Санников, возможно обыгрывание тема-рематической структура фразы, например: - Ты женишься на мне, потому что я унаследовала от тети Норы виллу? - Что за чушь? Я женился бы на тебе, от кого бы ты ее не наследовала. В первой реплике – Что наследуется? Во второй реплике – От кого наследуется? Какой здесь прелестный уголок! Вообще я от природы без ума. Я и раньше замечала, что Вы без ума от природы.

Слайд 12





2. Средства выражения 
актуального членения

2. Дополнительным средством выражения актуального членения предложения являются частицы. Они маркируют тему или рему.
постпозитивные частицы  то,  же выделяют тему 
	В городе же он казался больным. Уроки- то выучил?
показателем ремы является отрицательная частица не (не перед сказуемым)
	 Он послал письмо не в Москву.
Описание слайда:
2. Средства выражения актуального членения 2. Дополнительным средством выражения актуального членения предложения являются частицы. Они маркируют тему или рему. постпозитивные частицы то, же выделяют тему В городе же он казался больным. Уроки- то выучил? показателем ремы является отрицательная частица не (не перед сказуемым) Он послал письмо не в Москву.

Слайд 13





2. Типы высказываний
	Одно  и то же  по грамматической форме и лексическому наполнению предложение может быть воплощено (в зависимости от своего коммуникативного задания)  в нескольких высказываниях 
	Журналист написал статью.
	
	Все коммуникативные задания могут быть сведены к 4 типам вопросов (классификация Ш. Балли):
Полный диктальный вопрос. Что случилось? В чем дело? Направлен ко всему содержанию высказывания
Частичный диктальный вопрос. Кто это сделал? Направлен к части высказывания, предполагает незнание одного аспекта.
Полный модальный вопрос. Предполагает, что известно событие, но неизвестно, соответствует ли оно действительности. Сомнение в реальности события. Журналист написал ли статью?
Частичный модальный вопрос. Уточняется один аспект. 
	Журналист ли написал статью?
Описание слайда:
2. Типы высказываний Одно и то же по грамматической форме и лексическому наполнению предложение может быть воплощено (в зависимости от своего коммуникативного задания) в нескольких высказываниях Журналист написал статью. Все коммуникативные задания могут быть сведены к 4 типам вопросов (классификация Ш. Балли): Полный диктальный вопрос. Что случилось? В чем дело? Направлен ко всему содержанию высказывания Частичный диктальный вопрос. Кто это сделал? Направлен к части высказывания, предполагает незнание одного аспекта. Полный модальный вопрос. Предполагает, что известно событие, но неизвестно, соответствует ли оно действительности. Сомнение в реальности события. Журналист написал ли статью? Частичный модальный вопрос. Уточняется один аспект. Журналист ли написал статью?

Слайд 14





2. Типы высказываний
В соответствии с представленными вопросами П. Адамец 
предложил различать 4 типа высказываний 
по характеру заключенной в них актуальной информации:

Общеинформативные высказывания  передают информацию в целом  Звонок на урок прозвенел.

Частноинформативные высказывания  представляет частный аспект всей информации Этот звонок был для него особенным.  

Общеверификативные  высказывания   представляет реакцию на мнение собеседника, коррекция этого мнения 
	Звонок на урок все-таки прозвенел.

Частноверификативные высказывания  устанавливают реальность не факта в целом, а одного аспекта  Не один он услышал звонок.
Описание слайда:
2. Типы высказываний В соответствии с представленными вопросами П. Адамец предложил различать 4 типа высказываний по характеру заключенной в них актуальной информации: Общеинформативные высказывания передают информацию в целом Звонок на урок прозвенел. Частноинформативные высказывания представляет частный аспект всей информации Этот звонок был для него особенным. Общеверификативные высказывания представляет реакцию на мнение собеседника, коррекция этого мнения Звонок на урок все-таки прозвенел. Частноверификативные высказывания устанавливают реальность не факта в целом, а одного аспекта Не один он услышал звонок.

Слайд 15





3. Роль ремы в организации и типологии текста
	Рема имеет следующую функциональную направленность:
содержит то текстовое звено, в котором осуществляется взаимодействие лексики и грамматики;
внутри предложения противопоставлена теме, содержит новую коммуникативно значимую информацию;
за рамками предложения вступает в смысловые отношения с ремами других предложений;
создает рематическую доминанту текстового фрагмента, сигнализирующую его семантическую общность и способствующую членению текста.
	Рематическая доминанта – это взаимодействие рем в тексте.
Описание слайда:
3. Роль ремы в организации и типологии текста Рема имеет следующую функциональную направленность: содержит то текстовое звено, в котором осуществляется взаимодействие лексики и грамматики; внутри предложения противопоставлена теме, содержит новую коммуникативно значимую информацию; за рамками предложения вступает в смысловые отношения с ремами других предложений; создает рематическую доминанту текстового фрагмента, сигнализирующую его семантическую общность и способствующую членению текста. Рематическая доминанта – это взаимодействие рем в тексте.

Слайд 16





3. Роль ремы в организации и типологии текста
Г.А. Золотова выделяет следующие типы РД:
предметная РД (однородность предметов, описание обстановки).
качественная РД  (характеристики, признаки описываемых предметов).
акциональная РД  (быстрая смена действий, событий).
статуальная РД (значение состояния или изменения состояния).
импрессивная РД (эмоциональное восприятие субъекта, оценка).
				
				Средства рематизации:
				- порядок слов, финальная позиция ремы;
				- предложения с отрицаниями;
				- соответствующая пунктуация.
Описание слайда:
3. Роль ремы в организации и типологии текста Г.А. Золотова выделяет следующие типы РД: предметная РД (однородность предметов, описание обстановки). качественная РД (характеристики, признаки описываемых предметов). акциональная РД (быстрая смена действий, событий). статуальная РД (значение состояния или изменения состояния). импрессивная РД (эмоциональное восприятие субъекта, оценка). Средства рематизации: - порядок слов, финальная позиция ремы; - предложения с отрицаниями; - соответствующая пунктуация.

Слайд 17





4. Текстообразующая функция темы
	Тематическая прогрессия – это способ развития темы в тексте.
	Три основных разновидности ТП. 
Линейная ТП -  тема последовательно развивается из ремы предыдущего высказывания. У одной из стен / стоял деревянный стол. / Над ним / висели зеркальца./ Возле каждого зеркальца / торчала свеча.

Константная ТП – тема повторяется, проходит через весь текст как постоянная величина. Лелька / была существом вялым и пассивным./ Но зато / она / была 
	красивой./ Она / была самой хорошенькой девочкой в нашей школе.

Производная ТП – тема последующего является производной от темы предыдущего. Фауна и флора / готовятся к приближающимся холодам./ Семена и плоды /  уже созрели./ На листве деревьев и кустов / видны следы зубов./ Звери /запасают корм на зиму.
Описание слайда:
4. Текстообразующая функция темы Тематическая прогрессия – это способ развития темы в тексте. Три основных разновидности ТП. Линейная ТП - тема последовательно развивается из ремы предыдущего высказывания. У одной из стен / стоял деревянный стол. / Над ним / висели зеркальца./ Возле каждого зеркальца / торчала свеча. Константная ТП – тема повторяется, проходит через весь текст как постоянная величина. Лелька / была существом вялым и пассивным./ Но зато / она / была красивой./ Она / была самой хорошенькой девочкой в нашей школе. Производная ТП – тема последующего является производной от темы предыдущего. Фауна и флора / готовятся к приближающимся холодам./ Семена и плоды / уже созрели./ На листве деревьев и кустов / видны следы зубов./ Звери /запасают корм на зиму.

Слайд 18





4. Текстообразующая функция темы
	Возможно явление тематического скачка, т.е. одновременное развитие двух тем, сменяющих друг друга. 

	Средства тематизации:
порядок слов (инициальная позиция темы);
перифраза (одна тема – разные названия);
анафора 
(повторение темы в начале каждого предложения);
синтаксический ноль 
(тема не выражена, но она есть).
Описание слайда:
4. Текстообразующая функция темы Возможно явление тематического скачка, т.е. одновременное развитие двух тем, сменяющих друг друга. Средства тематизации: порядок слов (инициальная позиция темы); перифраза (одна тема – разные названия); анафора (повторение темы в начале каждого предложения); синтаксический ноль (тема не выражена, но она есть).

Слайд 19






Сюда же / арабы свозили цветы со всей Грузии./ Запах цветов / заполнил всю улицу./ В окнах / появились первые хозяйки./ Они / торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище. / Это зрелище / не оставляло равнодушными и прохожих. /  Они / краем глаза наблюдали за арабами. / А те / будто хотели засыпать цветами дома до второго этажа./
Описание слайда:
Сюда же / арабы свозили цветы со всей Грузии./ Запах цветов / заполнил всю улицу./ В окнах / появились первые хозяйки./ Они / торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище. / Это зрелище / не оставляло равнодушными и прохожих. / Они / краем глаза наблюдали за арабами. / А те / будто хотели засыпать цветами дома до второго этажа./

Слайд 20





Сюда же / арабы свозили цветы со всей Грузии./ Запах цветов / заполнил всю улицу./ В окнах / появились первые хозяйки./ Они / торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище. / Это зрелище / не оставляло равнодушными и прохожих. /  Они / краем глаза наблюдали за арабами. / А те / будто хотели засыпать цветами дома до второго этажа./

Средства выражения актуального членения:
- прямой порядок слов (инициальная позиция темы);
- перифраза (прохожие – они, арабы – те, хозяйки - они);
- повторы (цветы – запах цветов, зрелище – зрелище);
- указательные местоимения (это, те);
- постпозитивные частицы (же);
- существительные, указывающие на отношения части и целого
(окна – улица).
Описание слайда:
Сюда же / арабы свозили цветы со всей Грузии./ Запах цветов / заполнил всю улицу./ В окнах / появились первые хозяйки./ Они / торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище. / Это зрелище / не оставляло равнодушными и прохожих. / Они / краем глаза наблюдали за арабами. / А те / будто хотели засыпать цветами дома до второго этажа./ Средства выражения актуального членения: - прямой порядок слов (инициальная позиция темы); - перифраза (прохожие – они, арабы – те, хозяйки - они); - повторы (цветы – запах цветов, зрелище – зрелище); - указательные местоимения (это, те); - постпозитивные частицы (же); - существительные, указывающие на отношения части и целого (окна – улица).

Слайд 21






В Москве три Обыденских переулка./ Название / этих переулков/ вводит людей в заблуждение./  На самом деле ничего обыденного / в них / нет./ Наоборот, переулки эти,/ отличаются некоторыми приятными качествами./ Они / сбегают к Москве-реке и упираются в пустынную набережную./ По обочинам этих переулков / весной даже цветут одуванчики./
Описание слайда:
В Москве три Обыденских переулка./ Название / этих переулков/ вводит людей в заблуждение./ На самом деле ничего обыденного / в них / нет./ Наоборот, переулки эти,/ отличаются некоторыми приятными качествами./ Они / сбегают к Москве-реке и упираются в пустынную набережную./ По обочинам этих переулков / весной даже цветут одуванчики./

Слайд 22






В Москве три Обыденских переулка./ Название / этих переулков/ вводит людей в заблуждение./  На самом деле ничего обыденного / в них/ нет./ Наоборот, переулки эти,/ отличаются некоторыми приятными качествами./ Они / сбегают к Москве-реке и упираются в пустынную набережную./ По обочинам этих переулков / весной даже цветут одуванчики./

Средства выражения актуального членения:
- прямой порядок слов;
- повторы (переулки);
- указательные местоимения (этих, эти);
- перифраза (переулки - они);
- вводные слова и конструкции (наоборот).
Описание слайда:
В Москве три Обыденских переулка./ Название / этих переулков/ вводит людей в заблуждение./ На самом деле ничего обыденного / в них/ нет./ Наоборот, переулки эти,/ отличаются некоторыми приятными качествами./ Они / сбегают к Москве-реке и упираются в пустынную набережную./ По обочинам этих переулков / весной даже цветут одуванчики./ Средства выражения актуального членения: - прямой порядок слов; - повторы (переулки); - указательные местоимения (этих, эти); - перифраза (переулки - они); - вводные слова и конструкции (наоборот).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию