🗊Презентация Смысловая организация предложения

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Смысловая организация предложения, слайд №1Смысловая организация предложения, слайд №2Смысловая организация предложения, слайд №3Смысловая организация предложения, слайд №4Смысловая организация предложения, слайд №5Смысловая организация предложения, слайд №6Смысловая организация предложения, слайд №7Смысловая организация предложения, слайд №8Смысловая организация предложения, слайд №9Смысловая организация предложения, слайд №10Смысловая организация предложения, слайд №11Смысловая организация предложения, слайд №12Смысловая организация предложения, слайд №13Смысловая организация предложения, слайд №14Смысловая организация предложения, слайд №15Смысловая организация предложения, слайд №16Смысловая организация предложения, слайд №17Смысловая организация предложения, слайд №18Смысловая организация предложения, слайд №19

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Смысловая организация предложения. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Смысловая организация предложения
1. Семантический синтаксис. Общее представление.
2. Основные понятия семантического синтаксиса.
3. Диктум (объективное содержание предложения).
	3.1. Событийные пропозиции.
	3.2. Логические пропозиции.
Описание слайда:
Смысловая организация предложения 1. Семантический синтаксис. Общее представление. 2. Основные понятия семантического синтаксиса. 3. Диктум (объективное содержание предложения). 3.1. Событийные пропозиции. 3.2. Логические пропозиции.

Слайд 2





Семантический синтаксис. 
Общее представление.
		Основная идея семантического синтаксиса:
	Смысл предложения не есть сумма значений составляющих его слов, это некое особое образование, имеющее собственную организацию, диктующее свои требования лексике и морфологическим формам, заставляя их выступать в тех или иных значениях.
	В настоящее время выделяют 3 основные способа описания семантики предложения:
от внеязыковой действительности (денотат и говорящий);
от формы (с опорой на структурные схемы);
с опорой на понятие пропозиции.
Описание слайда:
Семантический синтаксис. Общее представление. Основная идея семантического синтаксиса: Смысл предложения не есть сумма значений составляющих его слов, это некое особое образование, имеющее собственную организацию, диктующее свои требования лексике и морфологическим формам, заставляя их выступать в тех или иных значениях. В настоящее время выделяют 3 основные способа описания семантики предложения: от внеязыковой действительности (денотат и говорящий); от формы (с опорой на структурные схемы); с опорой на понятие пропозиции.

Слайд 3





1. Семантический синтаксис. 
Общее представление.
	Открытие Шарля Балли - содержание предложения 
	можно разделить на  диктум и модус.
	Диктум - это объективное содержание предложения, непосредственно характеризующее языковую действительность. Это событие, отраженное определенным образом в сознании.
		
	Модус - это субъективное содержание предложения, дополняет сообщение информацией об отношении говорящего к сообщаемому.
Описание слайда:
1. Семантический синтаксис. Общее представление. Открытие Шарля Балли - содержание предложения можно разделить на диктум и модус. Диктум - это объективное содержание предложения, непосредственно характеризующее языковую действительность. Это событие, отраженное определенным образом в сознании. Модус - это субъективное содержание предложения, дополняет сообщение информацией об отношении говорящего к сообщаемому.

Слайд 4





1. Семантический синтаксис. 
Общее представление.
	Предложения можно дифференцировать по тому,
	какую мыслительную операцию производит говорящий, воспринимая тот или иной фрагмент действительности.  
	
	Н.Д. Арутюнова выделила следующие типы предложений:
Характеризующие            День сегодня жаркий.
Реляционные                  Студенты сдали сессию.
Бытийные                       Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Классифицирующие        Муха - насекомое.
Идентифицирующие        Хозяин - это я.
Именующие                    Этот цветок называется незабудка.
Описание слайда:
1. Семантический синтаксис. Общее представление. Предложения можно дифференцировать по тому, какую мыслительную операцию производит говорящий, воспринимая тот или иной фрагмент действительности. Н.Д. Арутюнова выделила следующие типы предложений: Характеризующие День сегодня жаркий. Реляционные Студенты сдали сессию. Бытийные Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Классифицирующие Муха - насекомое. Идентифицирующие Хозяин - это я. Именующие Этот цветок называется незабудка.

Слайд 5





1. Семантический синтаксис. 
Общее представление.
	Предложения могут быть описаны с опорой на понятие структурной схемы (Н.Ю. Шведова, Г.А. Золотова и др.)
	
	Структурные схемы различают по двум параметрам:
	а) как отражают; 
	б) что обозначают. 

	Вечереет. 
	Vf3s - схема обозначает безличное предложение, в котором действие происходит вне субъекта.
	За стеной стучали молотками. 
	Vf3pl - схема обозначает неопределенно-личное предложение, действие целенаправленное, но субъект не назван.
	NB! Структурные схемы ограничивают реальные языковые возможности, но позволяют типологизировать предложения.
Описание слайда:
1. Семантический синтаксис. Общее представление. Предложения могут быть описаны с опорой на понятие структурной схемы (Н.Ю. Шведова, Г.А. Золотова и др.) Структурные схемы различают по двум параметрам: а) как отражают; б) что обозначают. Вечереет. Vf3s - схема обозначает безличное предложение, в котором действие происходит вне субъекта. За стеной стучали молотками. Vf3pl - схема обозначает неопределенно-личное предложение, действие целенаправленное, но субъект не назван. NB! Структурные схемы ограничивают реальные языковые возможности, но позволяют типологизировать предложения.

Слайд 6





2. Основные понятия
 семантического синтаксиса.

Описание объективного содержания предложения 
с опорой на понятие пропозиции
 
Пропозиция – это языковое воплощение 
некоего положения дел в действительности, 
объективное содержание предложения, 
рассмотренное в отвлечении от всех сопровождающих его 
субъективных значений и от тех особенностей, 
какие придает ему та или иная формальная организация
предложения (В.А. Белошапкова).
Описание слайда:
2. Основные понятия семантического синтаксиса. Описание объективного содержания предложения с опорой на понятие пропозиции Пропозиция – это языковое воплощение некоего положения дел в действительности, объективное содержание предложения, рассмотренное в отвлечении от всех сопровождающих его субъективных значений и от тех особенностей, какие придает ему та или иная формальная организация предложения (В.А. Белошапкова).

Слайд 7





2. Основные понятия
 семантического синтаксиса.
Предикат – это центральный компонент пропозиции, который отражает грамматическую сущность предложения и его соотнесенность с актом речи. 
	Он задает определенные места для участников ситуации; 
	определяет количество этих мест и их роль. 
	Одно и тоже положение дел может быть оформлено по-разному. 
	Учитывается природа предиката и количество актантов при нем. 
	Журналист написал статью. Я написал статью. Статья написана мной.
Актант - это элемент событийной пропозиции, соответствующий действующему лицу (субъекту), объекту, адресату.
Сирконстант - это  элемент событийной пропозиции, соответствующий времени и месту действия.
Описание слайда:
2. Основные понятия семантического синтаксиса. Предикат – это центральный компонент пропозиции, который отражает грамматическую сущность предложения и его соотнесенность с актом речи. Он задает определенные места для участников ситуации; определяет количество этих мест и их роль. Одно и тоже положение дел может быть оформлено по-разному. Учитывается природа предиката и количество актантов при нем. Журналист написал статью. Я написал статью. Статья написана мной. Актант - это элемент событийной пропозиции, соответствующий действующему лицу (субъекту), объекту, адресату. Сирконстант - это элемент событийной пропозиции, соответствующий времени и месту действия.

Слайд 8





2. Основные понятия
 семантического синтаксиса.
	Предикаты:
одноместные  
 Цветок распустился (1).
многоместные 
Он читает книгу  (2). Он отдал статью редактору (3).
Пропозиция может быть представлена:
 предикативным способом 
(через глагол и его распространители);
 непредикативным способом
 (причастия, деепричастия, отглагольные существительные). 
		
Все вы знаете, что Андрей  написал хорошую статью. 
(2 пропозиции, 2 предиката).
Все вы знаете о правилах написания статей.
(2 пропозиции, 1 предикат).
Описание слайда:
2. Основные понятия семантического синтаксиса. Предикаты: одноместные Цветок распустился (1). многоместные Он читает книгу (2). Он отдал статью редактору (3). Пропозиция может быть представлена: предикативным способом (через глагол и его распространители); непредикативным способом (причастия, деепричастия, отглагольные существительные). Все вы знаете, что Андрей написал хорошую статью. (2 пропозиции, 2 предиката). Все вы знаете о правилах написания статей. (2 пропозиции, 1 предикат).

Слайд 9





2. Основные понятия
 семантического синтаксиса.
Понятие пропозиции позволяет вычленить в  объективном содержании предложения несколько слоев:
собственно пропозитивный 
(отражает структуру пропозиции); 
припропозитивный 
(отражает внешние по отношению к пропозиции смыслы).
 Припропозитивные смыслы включают:
- смыслы фазосности начал, закончил (писать);
- смыслы интенсивности хлещет (дождь); 
- смыслы количественности понастроили (домов);
- смыслы негации (построили) не дом, а дворец.
Описание слайда:
2. Основные понятия семантического синтаксиса. Понятие пропозиции позволяет вычленить в объективном содержании предложения несколько слоев: собственно пропозитивный (отражает структуру пропозиции); припропозитивный (отражает внешние по отношению к пропозиции смыслы). Припропозитивные смыслы включают: - смыслы фазосности начал, закончил (писать); - смыслы интенсивности хлещет (дождь); - смыслы количественности понастроили (домов); - смыслы негации (построили) не дом, а дворец.

Слайд 10







3. Диктум. 
Объективное содержание предложения.

	Учебный вариант типологии пропозиций Т.В. Шмелевой

С-пропозиции «портретируют» действительность
 (отражают происходящие события  и их участников). 
	Студенты внимательно слушают лекцию.
Л-пропозиции  представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых установленных признаках, свойствах отношениях. 
	Эти студенты – будущие журналисты.
	Когда закончится лекция, мы обсудим спорные вопросы.
Описание слайда:
3. Диктум. Объективное содержание предложения. Учебный вариант типологии пропозиций Т.В. Шмелевой С-пропозиции «портретируют» действительность (отражают происходящие события и их участников). Студенты внимательно слушают лекцию. Л-пропозиции представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых установленных признаках, свойствах отношениях. Эти студенты – будущие журналисты. Когда закончится лекция, мы обсудим спорные вопросы.

Слайд 11






3. Диктум. 
Объективное содержание предложения.
Описание слайда:
3. Диктум. Объективное содержание предложения.

Слайд 12







3. Диктум. 
3.1. Событийные пропозиции.
Описание слайда:
3. Диктум. 3.1. Событийные пропозиции.

Слайд 13





3. Диктум. 
3.2. Логические пропозиции.


1. Пропозиция характеризации. 
Предмету или факту приписывается некоторый постоянный признак. 
	
	По типу приписываемых признаков выделяют три разновидности: 
анкетная  -  сообщает о некоторых признаках объекта из присущего ему набора    фамилия - Иванов, год рождения – 1989;
таксономическая - указывает на принадлежность объекта к тому или иному классу   Иванов  - студент;
качественная -  выделяет некоторые особенные признаки объекта, осмысляемые как качество Это его самая удачная статья.
Описание слайда:
3. Диктум. 3.2. Логические пропозиции. 1. Пропозиция характеризации. Предмету или факту приписывается некоторый постоянный признак. По типу приписываемых признаков выделяют три разновидности: анкетная - сообщает о некоторых признаках объекта из присущего ему набора фамилия - Иванов, год рождения – 1989; таксономическая - указывает на принадлежность объекта к тому или иному классу Иванов - студент; качественная - выделяет некоторые особенные признаки объекта, осмысляемые как качество Это его самая удачная статья.

Слайд 14





3. Диктум. 
3.2. Логические пропозиции.

2. Пропозиция отождествления (идентификации).
Сложная структура, которая предполагает операции
с двумя или более признаками одного предмета. 
Орфография то же, что правописание. 
Заходил тот человек, который звонил вчера.
Описание слайда:
3. Диктум. 3.2. Логические пропозиции. 2. Пропозиция отождествления (идентификации). Сложная структура, которая предполагает операции с двумя или более признаками одного предмета. Орфография то же, что правописание. Заходил тот человек, который звонил вчера.

Слайд 15





3. Диктум. 
3.2. Логические пропозиции.

3. Релятивные пропозиции 
Релятивные пропозиции 1 класса 
(в качестве объектов могут выступать предметы, лица, события):
соединение  и;
сопоставление а, сопоставлять, сравнивать;
подобие похож, сходен, аналогичен,  вроде, как;
противительность противоположный, напротив, наоборот,  но;
разделительность исключает,  альтернативен,  или, либо, не то... не то.
Описание слайда:
3. Диктум. 3.2. Логические пропозиции. 3. Релятивные пропозиции Релятивные пропозиции 1 класса (в качестве объектов могут выступать предметы, лица, события): соединение и; сопоставление а, сопоставлять, сравнивать; подобие похож, сходен, аналогичен, вроде, как; противительность противоположный, напротив, наоборот, но; разделительность исключает, альтернативен, или, либо, не то... не то.

Слайд 16





3. Диктум. 
3.2. Логические пропозиции.

Релятивные пропозиции 2 класса 
(качестве объектов допускаются только события):
 каузальная (условия, причины, следствия, уступки) потому что, так  что, несмотря на то, что..., вызывать, послужить причиной, в случае, из-за, по причине;
временная соотнесенность
   (следование, одновременность, предшествование) 
   когда, после того как, с тех пор как,  как только;
чередование (взаимоисключение)   то... то.
Описание слайда:
3. Диктум. 3.2. Логические пропозиции. Релятивные пропозиции 2 класса (качестве объектов допускаются только события): каузальная (условия, причины, следствия, уступки) потому что, так что, несмотря на то, что..., вызывать, послужить причиной, в случае, из-за, по причине; временная соотнесенность (следование, одновременность, предшествование) когда, после того как, с тех пор как, как только; чередование (взаимоисключение) то... то.

Слайд 17


Смысловая организация предложения, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18







Этапы характеризации диктума

Выделение пропозиций на основе анализа предложения.
Определение типа пропозиции (событийная или логическая).
Определение способа выражения пропозиции 
     (предикативный или непредикативный).
Определение элементов структуры событийных пропозиций и конкретизация каждого элемента.
Определение вида логической пропозиции с указанием её подвидов и способа представления.
Заключение о количественном и качественном составе диктума анализируемого предложения (СП + ЛП).
Описание слайда:
Этапы характеризации диктума Выделение пропозиций на основе анализа предложения. Определение типа пропозиции (событийная или логическая). Определение способа выражения пропозиции (предикативный или непредикативный). Определение элементов структуры событийных пропозиций и конкретизация каждого элемента. Определение вида логической пропозиции с указанием её подвидов и способа представления. Заключение о количественном и качественном составе диктума анализируемого предложения (СП + ЛП).

Слайд 19





Дома в Москве уже все было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, няня ненадолго зажигала огонь.
ЛП1 все по-зимнему — характеризация, объект «обстановка, образ жизни» выражен
местоимением все;
СП2 топили печи — физическое действие, субъект не обозначен («прислуга»), 
объект — печи;
СПЗ дети собирались в гимназию — физическое действие, характер действия 
уточняется обстоятельством в гимназию, субъект конкретен, обозначен 
именем дети, объект не выражен.
СП4 пили чай — физическое действие, субъект не выражен (ясен из контекста «дети»), 
объект — чай;
ЛП5 и — соединение во времени СПЗ и СП4 (релятивная 1 класса);
СПб было темно — физическое состояние среды;
СП7 няня зажигала огонь — физическое действие, субъект обозначен - няня,
объект - огонь;
ЛП8 — когда — временная соотнесенность, одновременность СПЗ и СП4 — с одной
стороны, и — с другой -  СП6 и СП7 (релятивная 2 класса).
Описание слайда:
Дома в Москве уже все было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, няня ненадолго зажигала огонь. ЛП1 все по-зимнему — характеризация, объект «обстановка, образ жизни» выражен местоимением все; СП2 топили печи — физическое действие, субъект не обозначен («прислуга»), объект — печи; СПЗ дети собирались в гимназию — физическое действие, характер действия уточняется обстоятельством в гимназию, субъект конкретен, обозначен именем дети, объект не выражен. СП4 пили чай — физическое действие, субъект не выражен (ясен из контекста «дети»), объект — чай; ЛП5 и — соединение во времени СПЗ и СП4 (релятивная 1 класса); СПб было темно — физическое состояние среды; СП7 няня зажигала огонь — физическое действие, субъект обозначен - няня, объект - огонь; ЛП8 — когда — временная соотнесенность, одновременность СПЗ и СП4 — с одной стороны, и — с другой - СП6 и СП7 (релятивная 2 класса).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию