🗊Средства художественной выразительности

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Средства художественной выразительности, слайд №1Средства художественной выразительности, слайд №2Средства художественной выразительности, слайд №3Средства художественной выразительности, слайд №4Средства художественной выразительности, слайд №5Средства художественной выразительности, слайд №6Средства художественной выразительности, слайд №7Средства художественной выразительности, слайд №8Средства художественной выразительности, слайд №9Средства художественной выразительности, слайд №10Средства художественной выразительности, слайд №11Средства художественной выразительности, слайд №12Средства художественной выразительности, слайд №13Средства художественной выразительности, слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать Средства художественной выразительности. Презентация содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Средства художественной выразительности
Описание слайда:
Средства художественной выразительности

Слайд 2





Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.

Способы выражения сравнения:
1) с помощью  сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто.
А она за мною мчится и кусает, как волчица.
2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо).
Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать  явление, увидеть его 
    по-новому и передать чувство и мысль.
Описание слайда:
Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим. Способы выражения сравнения: 1) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто. А она за мною мчится и кусает, как волчица. 2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо). Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.

Слайд 3





Аллегория- иносказательное изображение явления
 Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы:  плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело.
Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл:
 Близок локоть, да не укусишь.
 Волков бояться –в лес не ходить.
 Под лежачий камень вода не течёт.
 Соловья баснями не кормят.
Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.
Описание слайда:
Аллегория- иносказательное изображение явления Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело. Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл: Близок локоть, да не укусишь. Волков бояться –в лес не ходить. Под лежачий камень вода не течёт. Соловья баснями не кормят. Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.

Слайд 4





Эпитет- художественное определение
предмета или явления
Седые волосы- определение
Серебряные седины –эпитет
Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь
Берёза- белоствольная, ветвистая, густая,  нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая.
Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
Описание слайда:
Эпитет- художественное определение предмета или явления Седые волосы- определение Серебряные седины –эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

Слайд 5





Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями
И стоит он, околдован
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан. Весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон.
Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.
Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.
Описание слайда:
Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдован Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью пуховой. Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая. Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.

Слайд 6





Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.
1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт…
3) Робко месяц смотрит в очи,
    Изумлён, что день не минул,
    Но широко в область ночи
    День объятия раскинул.
Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.
Описание слайда:
Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт… 3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.

Слайд 7





Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями.
1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп.
2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем. 
3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут )
   Про день Бородина! (великая битва 1812года)
4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия)
 Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.
Описание слайда:
Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. 1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп. 2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем. 3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут ) Про день Бородина! (великая битва 1812года) 4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия) Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.

Слайд 8





Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов.
1) Что ищет он к стране далёкой
    Что кинул он в краю родном.
2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий».
3)Где стол был яств, там гроб стоит.
Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
Описание слайда:
Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном. 2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». 3)Где стол был яств, там гроб стоит. Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.

Слайд 9





Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.)
1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 
2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное.
3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы
4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого

Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
Описание слайда:
Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.) 1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы 4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.

Слайд 10





Гипербола- художественное преувеличение
В сто сорок солнц закат пылал
Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.
Описание слайда:
Гипербола- художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.

Слайд 11





Порядок слов в предложении
Три правила построения предложений в тексе
1)не повторять одни и те же слова
2) использовать синтаксис  в соответствии с требованиями стиля
3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания:
Человек идёт по дороге -нейтральное выражение
Идёт человек по дороге -разговорный характер.
Надо мною синее небо -нейтральная окраска.
Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание.
Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.
Описание слайда:
Порядок слов в предложении Три правила построения предложений в тексе 1)не повторять одни и те же слова 2) использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля 3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания: Человек идёт по дороге -нейтральное выражение Идёт человек по дороге -разговорный характер. Надо мною синее небо -нейтральная окраска. Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание. Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.

Слайд 12





Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово.
1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов
    Тамара в театр пошла - инверсия
2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
   В тени их весёлый раскинулся стан…
3)Родник между ними из почвы бесплодной,
   Журча, пробивался волною холодной…
Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.
Описание слайда:
Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово. 1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов Тамара в театр пошла - инверсия 2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их весёлый раскинулся стан… 3)Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной… Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.

Слайд 13





Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений
Клянусь я первым днём творенья
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
лексический повтор: клянусь, днём
синтаксический повтор: 
   Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
Описание слайда:
Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор: клянусь, днём синтаксический повтор: Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.

Слайд 14





Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства.
1)Из повести Гоголя «Майская ночь»:
  «Знаете ли вы украинскую ночь?
    О, вы не знаете украинской ночи!»
 2) Цветы, любовь, деревья, праздность,
     Поля! Я предан вам душой.
Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.
Описание слайда:
Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1)Из повести Гоголя «Майская ночь»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой. Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию