Описание слайда:
"Родитель" - контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество: 2 формы проявления Родителя: "заботящийся" (советы, поддержка, опека и т.п.) и "контролирующий" (запреты, санкции и т.п.).
"Родитель" - контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество: 2 формы проявления Родителя: "заботящийся" (советы, поддержка, опека и т.п.) и "контролирующий" (запреты, санкции и т.п.).
"Ребенок" - аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как "бунтующий" (против Родителя), "соглашающийся" и "отчуждающийся".
"Взрослый" - оценка ситуации, рациональность, компетентность, независимость.
"игры", трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть "хорошими", когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и "плохими", когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: "супружеские игры", "игры в кабинете врача", "игры преступного мира", "игры жизни" и т.д. В основе многих игр лежат скрипты, или "скрипт-программы" жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии "Ребенок", плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе Т. а., призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а. является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного "Взрослого", в первую очередь его деконтаминации, а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями.