🗊Презентация Психология одаренности и творчества

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
/ 60

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Психология одаренности и творчества. Доклад-сообщение содержит 60 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Психология одаренности и творчества
курс разработан:
канд. психол. наук, доцент каф. психология образования
С.Л. Белых
Описание слайда:
Психология одаренности и творчества курс разработан: канд. психол. наук, доцент каф. психология образования С.Л. Белых

Слайд 2





Одаренность
Одаренность – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В.Д. Дружинин
Одаренность - просто более высокий, чем у других, уровень способностей. 
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что одаренность означает вообще способность, а в качестве более высоких уровней одаренности выделял «талант» и «гениальность». 
Н.С. Лейтес считает, что если при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности ребенок значительно отличается от сверстников по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов, можно говорить об одаренности. 
П.И. Пидкасистый и В.Э. Чудновский понимают «одаренность как высокий уровень и качественно своеобразное сочетание способностей».
Описание слайда:
Одаренность Одаренность – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В.Д. Дружинин Одаренность - просто более высокий, чем у других, уровень способностей. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что одаренность означает вообще способность, а в качестве более высоких уровней одаренности выделял «талант» и «гениальность». Н.С. Лейтес считает, что если при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности ребенок значительно отличается от сверстников по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов, можно говорить об одаренности. П.И. Пидкасистый и В.Э. Чудновский понимают «одаренность как высокий уровень и качественно своеобразное сочетание способностей».

Слайд 3





Уровень способностей
Описание слайда:
Уровень способностей

Слайд 4





Задатки и способности
Описание слайда:
Задатки и способности

Слайд 5





Задатки и способности
задатки — врожденные анатомо физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем… …   Большая психологическая энциклопедия
Задатки — Задатки  анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки  врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на… …   Википедия
задатки — мн. (склонности) οἱ ἔξεις, ἡ διάθεση [ ις]: дурные задатки οἱ κακές δξεις· хорошие задатки τά προσόντα …   Русско-новогреческий словарь
задатки — см. склонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. задатки сущ., кол во синонимов: 1 • …   Словарь синонимов
Задатки — анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных… …   Психологический словарь
задатки — мн. Anlagen f pl, Fähigkeiten f pl …   Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
ЗАДАТКИ — ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких н. способностей, качеств. Хорошие з. Плохие з. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
ЗАДАТКИ — англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо физиологичес кие особенности организма, гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность… …  Энциклопедия социологии
задатки — יְכוֹלֶת נ , פּוֹטֶנציָאל ז * * * חומר …   Русско-ивритский словарь
задатки — мн. (склонности) disposition f, inclination f, aptitude f хорошие задатки bonnes inclinations дурные задатки mauvais instincts, mauvaises inclinations …   Большой французско-русский и русско-французский словарь
Описание слайда:
Задатки и способности задатки — врожденные анатомо физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем… …   Большая психологическая энциклопедия Задатки — Задатки  анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки  врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на… …   Википедия задатки — мн. (склонности) οἱ ἔξεις, ἡ διάθεση [ ις]: дурные задатки οἱ κακές δξεις· хорошие задатки τά προσόντα …   Русско-новогреческий словарь задатки — см. склонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. задатки сущ., кол во синонимов: 1 • …   Словарь синонимов Задатки — анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных… …   Психологический словарь задатки — мн. Anlagen f pl, Fähigkeiten f pl …   Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь ЗАДАТКИ — ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких н. способностей, качеств. Хорошие з. Плохие з. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова ЗАДАТКИ — англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо физиологичес кие особенности организма, гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность… …  Энциклопедия социологии задатки — יְכוֹלֶת נ , פּוֹטֶנציָאל ז * * * חומר …   Русско-ивритский словарь задатки — мн. (склонности) disposition f, inclination f, aptitude f хорошие задатки bonnes inclinations дурные задатки mauvais instincts, mauvaises inclinations …   Большой французско-русский и русско-французский словарь

Слайд 6





Общая схема индивидных свойств человека
(по А.Г. Асмолову)
Описание слайда:
Общая схема индивидных свойств человека (по А.Г. Асмолову)

Слайд 7


Психология одаренности и творчества, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





Задатки и способности
Границы способностей (по Лангмейеру)
Описание слайда:
Задатки и способности Границы способностей (по Лангмейеру)

Слайд 9





Соотношение среды и наследственности в общих и специальных способностях (по Дружинину)
Описание слайда:
Соотношение среды и наследственности в общих и специальных способностях (по Дружинину)

Слайд 10





Способности в структуре личности
Описание слайда:
Способности в структуре личности

Слайд 11





Б.Г. Ананьев
считает, что в структуру личности входят такие свойства:
определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); 
динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; 
статус  и социальные функции-роли; 
мотивация поведения и ценностные ориентации; 
структура и динамика отношений.
Описание слайда:
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.

Слайд 12





В.С. Мерлин
включает в структуру личности:
1. характер;
2. способности;
3. самосознание.
Описание слайда:
В.С. Мерлин включает в структуру личности: 1. характер; 2. способности; 3. самосознание.

Слайд 13





А.Г. Ковалев
в структуру личности входят:
3. Темперамент (система природных свойств);
2. Направленность (система потребностей, интересов и идеалов); 
1. Способности (ансамбль – интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств, синтез отношений и способов поведения).
Описание слайда:
А.Г. Ковалев в структуру личности входят: 3. Темперамент (система природных свойств); 2. Направленность (система потребностей, интересов и идеалов); 1. Способности (ансамбль – интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств, синтез отношений и способов поведения).

Слайд 14





Б.Д. Парыгин
в структуру личности включает
1. Общечеловеческие психические свойства;
2. Социально-специфические особенности, связанные с принадлежностью к этносу, классу, политической, профессионалньой, экономической общностям;
Индивидуально-неповторимые особенности личности.
Описание слайда:
Б.Д. Парыгин в структуру личности включает 1. Общечеловеческие психические свойства; 2. Социально-специфические особенности, связанные с принадлежностью к этносу, классу, политической, профессионалньой, экономической общностям; Индивидуально-неповторимые особенности личности.

Слайд 15





Схема свойств человека как индивида
Описание слайда:
Схема свойств человека как индивида

Слайд 16





ДОМИНАНТНЫЙ ПОДХОД
Модель структуры личности
Н.И. Рейнвальд
Описание слайда:
ДОМИНАНТНЫЙ ПОДХОД Модель структуры личности Н.И. Рейнвальд

Слайд 17


Психология одаренности и творчества, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Виды способностей
Общие способности (необходимые для выполнения любого вида деятельности):
Интеллект
Креативность
Специальные способности (необходимые для выполнения отдельных видов деятельности):
Художественные:
музыкальные
Изобразительные
Танцевальные 
Технические
Административно-деловые
Коммуникативные
Лидерские
Спортивные
И др.
Описание слайда:
Виды способностей Общие способности (необходимые для выполнения любого вида деятельности): Интеллект Креативность Специальные способности (необходимые для выполнения отдельных видов деятельности): Художественные: музыкальные Изобразительные Танцевальные Технические Административно-деловые Коммуникативные Лидерские Спортивные И др.

Слайд 19





Виды способностей
Описание слайда:
Виды способностей

Слайд 20





Креативность
— интегративное качество психики человека, которое обеспечива­ет продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.
Описание слайда:
Креативность — интегративное качество психики человека, которое обеспечива­ет продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.

Слайд 21





Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:
Когнитивных 
высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; 
чув­ствительность к необычному, уникальному, единичному; 
способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; 
память на редкие события; 
развитые воображение и фантазия; 
развитое дивергентное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др.
Эмоциональных
высокая эмоциональная возбудимость, 
преодоление состоя­ния тревожности, 
наличие стенических эмоций;
Мотивационных
потребность в понимании, исследовании, 
самовыражении и самоутверждении, 
потребность в автономии и независимости;
Коммуникативных
инициативность, 
склонность к лидерству, 
спонтанность.
Описание слайда:
Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей: Когнитивных высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чув­ствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др. Эмоциональных высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состоя­ния тревожности, наличие стенических эмоций; Мотивационных потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости; Коммуникативных инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.

Слайд 22





Креативность в широком смысле слова - это -
творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), 
способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах),
способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих
элементов ситуации (Е. Торренс),
способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).

Критерии креативности 
(Комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности)

1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);

2) оригинальность (способность производить "редкие" идеи,
отличающиеся от общепринятых, типичных ответов);

3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям,
противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро
переключаться с одной идеи на другую);

4) метафоричность (готовность работать в фантастическом,
"невозможном" контексте, склонность использовать символические,
ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в
простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое).
Описание слайда:
Креативность в широком смысле слова - это - творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). Критерии креативности (Комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности) 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); 2) оригинальность (способность производить "редкие" идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); 3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); 4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое).

Слайд 23





Пример задания на креативность
(слева – тест Barron, 1958; справа – тест Wallach, 1968)
Описание слайда:
Пример задания на креативность (слева – тест Barron, 1958; справа – тест Wallach, 1968)

Слайд 24





Интеллект
 Binet, Simon (1905): человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».
Векслер: «интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром».
Ж. Пиаже: Интеллект – это способность к адаптации.
Ч. Спирмен: Модель генерального фактора интеллекта.
Л. Терстоун: многофакторная модель интеллекта.
Сегодня: Интеллект – это способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
В.Н. Дружинин: Интеллект характеризуется когнитивным ресурсом (количество когнитивных элементов, которыми одновременно способен оперировать человек, либо количество измерений ментального пространства, в котором разворачиваются интеллектуальные операции.
М.А. Холодная: Интеллект – это форма организации ментального опыта.
Д.В. Ушаков: Структурно-динамическая модель интеллекта.
Д. Хокинс, С. Блейксли: запоминающе-прогностические рамки интеллекта.
Описание слайда:
Интеллект Binet, Simon (1905): человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни». Векслер: «интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром». Ж. Пиаже: Интеллект – это способность к адаптации. Ч. Спирмен: Модель генерального фактора интеллекта. Л. Терстоун: многофакторная модель интеллекта. Сегодня: Интеллект – это способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. В.Н. Дружинин: Интеллект характеризуется когнитивным ресурсом (количество когнитивных элементов, которыми одновременно способен оперировать человек, либо количество измерений ментального пространства, в котором разворачиваются интеллектуальные операции. М.А. Холодная: Интеллект – это форма организации ментального опыта. Д.В. Ушаков: Структурно-динамическая модель интеллекта. Д. Хокинс, С. Блейксли: запоминающе-прогностические рамки интеллекта.

Слайд 25





Пример теста, «независимого от культуры» 
(culture – free test; автор R. В. Cattell)
Описание слайда:
Пример теста, «независимого от культуры» (culture – free test; автор R. В. Cattell)

Слайд 26





Классификация факторных моделей интеллекта
Описание слайда:
Классификация факторных моделей интеллекта

Слайд 27





Основные подходы к исследованию интеллекта как способности
Описание слайда:
Основные подходы к исследованию интеллекта как способности

Слайд 28





Модель Спирмена 

ГРУППОВЫЕ 
ФАКТОРЫ

S-ФАКТОРЫ

ТЕСТЫ
Описание слайда:
Модель Спирмена ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ S-ФАКТОРЫ ТЕСТЫ

Слайд 29





Модель Л.Л. Терстоуна
Факторы - Первичные умственные способности
“S” – «пространственный» (способность оперировать «в уме» пространственными отношениями);
“P” – «восприятие» – (способность детализировать зрительные образы);
“N” – «вычислительный» (способность выполнять основные вычислительные действия);
“V” – «вербальное понимание» (способность раскрывать значение слов);
“F” – «беглость речи» (способность быстро подобрать слово по заданному критерию);
“M” – «память» (способность запоминать и воспроизводить информацию);
“R” – «логическое рассуждение» (способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур.
Описание слайда:
Модель Л.Л. Терстоуна Факторы - Первичные умственные способности “S” – «пространственный» (способность оперировать «в уме» пространственными отношениями); “P” – «восприятие» – (способность детализировать зрительные образы); “N” – «вычислительный» (способность выполнять основные вычислительные действия); “V” – «вербальное понимание» (способность раскрывать значение слов); “F” – «беглость речи» (способность быстро подобрать слово по заданному критерию); “M” – «память» (способность запоминать и воспроизводить информацию); “R” – «логическое рассуждение» (способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур.

Слайд 30





Структура интеллекта по Гилфорду
Описание слайда:
Структура интеллекта по Гилфорду

Слайд 31





МОДЕЛЬ СТЕРНБЕРГА
I. Метакомпоненты — процессы управления, которые регулируют конкрет­ные процессы переработки информации. К их числу относятся: 
1) призна­ние существования проблемы; 
2) осознание проблемы и отбор процессов, пригодных для ее решения; 3) выбор стратегии; 
4) выбор ментальной репрезентации; 
5) распределение «умственных ресурсов»; 
6) контроль за ходом решения проблем; 
7) оценка эффективности решения.
II. Исполнительные компоненты — процессы более низкого уровня иерар­хии. В частности, в так называемый процесс «индуктивного мышления» (успешность его определяется фактором G) вошли:
1) кодирование,
2) выявление отношений, 
3) приведение в соответствие, 
4) приме­нение сравнения,
5) обоснование, 
6) ответ.
III. Компоненты приобретения знаний необходимы для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компо­ненты. 
1) избирательное кодирование;
2) избирательное комбинирование; 
3) избирательное сравнение.
Главное для человека в ходе познания — отделить релевантную информа­цию от нерелевантной, сформировать из отобранной информации непротиворе­чивое целое.
В ходе решения задачи компоненты работают согласованно: метакомпо­ненты регулируют функционирование исполнительных компонент и «познавательных», а те в свою очередь обеспечивают обратную связь для метакомпонент.
Описание слайда:
МОДЕЛЬ СТЕРНБЕРГА I. Метакомпоненты — процессы управления, которые регулируют конкрет­ные процессы переработки информации. К их числу относятся: 1) призна­ние существования проблемы; 2) осознание проблемы и отбор процессов, пригодных для ее решения; 3) выбор стратегии; 4) выбор ментальной репрезентации; 5) распределение «умственных ресурсов»; 6) контроль за ходом решения проблем; 7) оценка эффективности решения. II. Исполнительные компоненты — процессы более низкого уровня иерар­хии. В частности, в так называемый процесс «индуктивного мышления» (успешность его определяется фактором G) вошли: 1) кодирование, 2) выявление отношений, 3) приведение в соответствие, 4) приме­нение сравнения, 5) обоснование, 6) ответ. III. Компоненты приобретения знаний необходимы для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компо­ненты. 1) избирательное кодирование; 2) избирательное комбинирование; 3) избирательное сравнение. Главное для человека в ходе познания — отделить релевантную информа­цию от нерелевантной, сформировать из отобранной информации непротиворе­чивое целое. В ходе решения задачи компоненты работают согласованно: метакомпо­ненты регулируют функционирование исполнительных компонент и «познавательных», а те в свою очередь обеспечивают обратную связь для метакомпонент.

Слайд 32





7 ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА
(по Х. Гарднеру)
1. Лингвистический интеллект. Характеризуется способностью использо­вать естественный язык для передачи информации, а также стимулирова­ния и возбуждения (поэт, писатель, редактор, журналист).
2. Музыкальный интеллект. Определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (исполнитель, композитор, музыкальный критик).
3. Логико-математический интеллект. Определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между сим­волами и понятиями путем манипулирования ими (математик, ученый).
4. Пространственный интеллект — способность видеть, воспринимать и ма­нипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-про­странственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
5. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщик, спортсмен, механик).
6. Межличностный интеллект. Обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения (учитель, психолог, продавец).
7. Внутриличностный интеллект. Представляет способность понимать себя, свои чувства, стремления (психолог, поэт).
Описание слайда:
7 ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА (по Х. Гарднеру) 1. Лингвистический интеллект. Характеризуется способностью использо­вать естественный язык для передачи информации, а также стимулирова­ния и возбуждения (поэт, писатель, редактор, журналист). 2. Музыкальный интеллект. Определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (исполнитель, композитор, музыкальный критик). 3. Логико-математический интеллект. Определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между сим­волами и понятиями путем манипулирования ими (математик, ученый). 4. Пространственный интеллект — способность видеть, воспринимать и ма­нипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-про­странственные композиции (архитектор, инженер, хирург). 5. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщик, спортсмен, механик). 6. Межличностный интеллект. Обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения (учитель, психолог, продавец). 7. Внутриличностный интеллект. Представляет способность понимать себя, свои чувства, стремления (психолог, поэт).

Слайд 33





ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
(по М.А. Холодной)
1) лица с высоким уровнем развития "общего интеллекта", имеющие показатели IQ > 135-140 единиц; выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта ("сообразительные"); · 
2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов ("блестящие ученики"); · 
3) лица с высоким уровнем развития дивергентных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на основе тестов креативности ("креативы"); · 
4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области ("компетентные"); · 
5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в некоторых реальных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах ("талантливые"); · 
6) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей ("мудрые").
Описание слайда:
ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ (по М.А. Холодной) 1) лица с высоким уровнем развития "общего интеллекта", имеющие показатели IQ > 135-140 единиц; выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта ("сообразительные"); · 2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов ("блестящие ученики"); · 3) лица с высоким уровнем развития дивергентных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на основе тестов креативности ("креативы"); · 4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области ("компетентные"); · 5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в некоторых реальных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах ("талантливые"); · 6) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей ("мудрые").

Слайд 34





РЕДУКЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ
Описание слайда:
РЕДУКЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ

Слайд 35





КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА
Работа психики как единая система, перерабатывающая информацию
Описание слайда:
КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА Работа психики как единая система, перерабатывающая информацию

Слайд 36





КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ
(автор понятия – Х.А. Виткин)
1) когни­тивный стиль — это процессуальная характеристика, а не результативная;
2) когнитивный стиль — биполярное свойство, а способности — униполярное;
3) когнитивный стиль — устойчивая во времени характеристика, проявляющаяся на всех уровнях (от сенсорики до мышления); 
4) к стилю неприменимы оценоч­ные суждения, представители каждого стиля имеют преимущество в отдельных ситуациях
Описание слайда:
КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ (автор понятия – Х.А. Виткин) 1) когни­тивный стиль — это процессуальная характеристика, а не результативная; 2) когнитивный стиль — биполярное свойство, а способности — униполярное; 3) когнитивный стиль — устойчивая во времени характеристика, проявляющаяся на всех уровнях (от сенсорики до мышления); 4) к стилю неприменимы оценоч­ные суждения, представители каждого стиля имеют преимущество в отдельных ситуациях

Слайд 37





КЛАССИФИКАЦИЯ 
КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ
(по М.А. Холодной)
1) полезависимость — поленезависимость; 
2) импульсивность — рефлексивность; 
3) ригидность — гибкость когни­тивного контроля; 
4) узость — широта диапазона эквивалентности; 
5) ширина категорий; 
6) толерантность к нереалистическому опыту; 
7) когнитивная про­стота — когнитивная сложность; 
8) узость — широта сканирования; 
9) конкрет­ная — абстрактная концептуализация; 
10) сглаживание — заострение различий.
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ (по М.А. Холодной) 1) полезависимость — поленезависимость; 2) импульсивность — рефлексивность; 3) ригидность — гибкость когни­тивного контроля; 4) узость — широта диапазона эквивалентности; 5) ширина категорий; 6) толерантность к нереалистическому опыту; 7) когнитивная про­стота — когнитивная сложность; 8) узость — широта сканирования; 9) конкрет­ная — абстрактная концептуализация; 10) сглаживание — заострение различий.

Слайд 38





Модель психологического устройства интеллекта
иллюстрирующая особенности его структурной организации с точки зрения состава и строения ментального опыта субъекта 
(по М. А. Холодной)
Описание слайда:
Модель психологического устройства интеллекта иллюстрирующая особенности его структурной организации с точки зрения состава и строения ментального опыта субъекта (по М. А. Холодной)

Слайд 39





Концептуальные структуры мышления
Описание слайда:
Концептуальные структуры мышления

Слайд 40





ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 
РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
(по Ж.Годфруа, 1993)
1. Быстрота восприятия (Thurstone, 1955)      
2. Интеллект (по Bayley, 1970)      
3. Суждения (Thurstone, 1955).
Описание слайда:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА (по Ж.Годфруа, 1993) 1. Быстрота восприятия (Thurstone, 1955) 2. Интеллект (по Bayley, 1970) 3. Суждения (Thurstone, 1955).

Слайд 41





Акселератный и ретардантный тип развития способностей
Описание слайда:
Акселератный и ретардантный тип развития способностей

Слайд 42





СВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕСТОВ И УРОВНЯ АНДРОГЕНОВ
Описание слайда:
СВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕСТОВ И УРОВНЯ АНДРОГЕНОВ

Слайд 43





IQ знаменитых людей в возрасте 17 и 26 лет
Описание слайда:
IQ знаменитых людей в возрасте 17 и 26 лет

Слайд 44





Соотношение интеллекта и креативности
(по В.Н. Дружинину)
Описание слайда:
Соотношение интеллекта и креативности (по В.Н. Дружинину)

Слайд 45





Двухуровневая структура способностей 
(по В.Н. Дружинину)
Описание слайда:
Двухуровневая структура способностей (по В.Н. Дружинину)

Слайд 46





МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
(по В.А. Крутецкому)
1) особенности восприятия логико-математических отношений и конкретных данных задач;
2) особенности запоминания отношений и конкретных данных задач;
3) способность к обобщению логико-математических отношений задач и методов рассуждения;
4) гибкость мыслительных процессов как способность переключаться с одного способа решения на другой (на другие);
5) обратимость мыслительных процессов как способность к перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;
6) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами.
Описание слайда:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (по В.А. Крутецкому) 1) особенности восприятия логико-математических отношений и конкретных данных задач; 2) особенности запоминания отношений и конкретных данных задач; 3) способность к обобщению логико-математических отношений задач и методов рассуждения; 4) гибкость мыслительных процессов как способность переключаться с одного способа решения на другой (на другие); 5) обратимость мыслительных процессов как способность к перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли; 6) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами.

Слайд 47





МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
(по Р. Атаханову)
Мышление человека функционирует, имея в своей основе некоторое конкретное предметное содержание, соотносимое с той или иной сферой действительности. В процессе мышления путем последовательного преобразования данного материала субъект усваивает соответствующие его закономерности. 
Мысленное преобразование исследуемого объекта приобретает специфические черты в зависимости от материала как содержательной основы функционирования мышления, и поэтому характер такого материала может служить критерием различения предметных видов мышления: математического, экономического, исторического и т. д.
По Р. Атаханову, структура математического мышления соответствует структуре мышления «вообще», но отличается предметным содержанием.
Описание слайда:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (по Р. Атаханову) Мышление человека функционирует, имея в своей основе некоторое конкретное предметное содержание, соотносимое с той или иной сферой действительности. В процессе мышления путем последовательного преобразования данного материала субъект усваивает соответствующие его закономерности. Мысленное преобразование исследуемого объекта приобретает специфические черты в зависимости от материала как содержательной основы функционирования мышления, и поэтому характер такого материала может служить критерием различения предметных видов мышления: математического, экономического, исторического и т. д. По Р. Атаханову, структура математического мышления соответствует структуре мышления «вообще», но отличается предметным содержанием.

Слайд 48





Четыре группы испытуемых, 
каждая из которых, неза­висимо от содержания решаемой зада­чи, имела некоторые общие особен­ности мышления
(исследование динамики умствен­ного развития младших школьников в разных условиях обучения Ле Тхи Кхань Кхо, 1985)
1) эмпирический спо­соб ориентации в условиях задачи — имеются зачаточные формы анализа, отсутствуют рефлексия и планирование; 
2) эмпирический способ ориентации в условиях задачи — имеются зачаточ­ные формы рефлексии и планирова­ния, начальные стадии становления анализа; 
3) теоретический способ ориентации в условии задачи — имеет­ся относительно развитое действие анализа, наблюдается процесс станов­ления рефлексии  и планирования (это группа «аналитиков»); 
4) теоре­тический способ ориентации в услови­ях задачи — проявляется относительно высокий уровень развития анализа, рефлексии и планирования (это группа «рефлексирующих»).
Описание слайда:
Четыре группы испытуемых, каждая из которых, неза­висимо от содержания решаемой зада­чи, имела некоторые общие особен­ности мышления (исследование динамики умствен­ного развития младших школьников в разных условиях обучения Ле Тхи Кхань Кхо, 1985) 1) эмпирический спо­соб ориентации в условиях задачи — имеются зачаточные формы анализа, отсутствуют рефлексия и планирование; 2) эмпирический способ ориентации в условиях задачи — имеются зачаточ­ные формы рефлексии и планирова­ния, начальные стадии становления анализа; 3) теоретический способ ориентации в условии задачи — имеет­ся относительно развитое действие анализа, наблюдается процесс станов­ления рефлексии  и планирования (это группа «аналитиков»); 4) теоре­тический способ ориентации в услови­ях задачи — проявляется относительно высокий уровень развития анализа, рефлексии и планирования (это группа «рефлексирующих»).

Слайд 49





4 уров­ня развития мышления
(соотношение анализа, планирования и рефлексии)
1) эмпириче­ское мышление (доаналитический уровень); 
2) аналитический уровень тео­ретического типа мышления; 
3) пла­нирующий уровень теоретического типа мышления; 
4) рефлексирующий уро­вень теоретического типа мышления (собственно теоретическое мышление).
Описание слайда:
4 уров­ня развития мышления (соотношение анализа, планирования и рефлексии) 1) эмпириче­ское мышление (доаналитический уровень); 2) аналитический уровень тео­ретического типа мышления; 3) пла­нирующий уровень теоретического типа мышления; 4) рефлексирующий уро­вень теоретического типа мышления (собственно теоретическое мышление).

Слайд 50





МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
(по Теплову)
Музыкальность – способность переживания музыки как выражения определенного эмоционального содержания, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Звуковысотный слух, его дифференцированность от тембрового и динамического слуха.
Мелодический и гармонический слух, ладовое чувство (способность тонко чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения).
Способность к отвлеченным и свободным (абстрактным) музыкальным слуховым представлениям.
Чувство ритма.
Д. К. Кирнарская создала комплект диагностических музыкальных задач, для успешного решения которых необходимы два вида операций с достаточно развитыми структурами - селекция отдельных элементов и их комбинирование (Н.И. Чуприкова называет это музыкальным мышлением).
Описание слайда:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ (по Теплову) Музыкальность – способность переживания музыки как выражения определенного эмоционального содержания, эмоциональная отзывчивость на музыку. Звуковысотный слух, его дифференцированность от тембрового и динамического слуха. Мелодический и гармонический слух, ладовое чувство (способность тонко чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения). Способность к отвлеченным и свободным (абстрактным) музыкальным слуховым представлениям. Чувство ритма. Д. К. Кирнарская создала комплект диагностических музыкальных задач, для успешного решения которых необходимы два вида операций с достаточно развитыми структурами - селекция отдельных элементов и их комбинирование (Н.И. Чуприкова называет это музыкальным мышлением).

Слайд 51





Конструктивно-технические способности
Описание слайда:
Конструктивно-технические способности

Слайд 52





Спортивные способности, физическое развитие
Описание слайда:
Спортивные способности, физическое развитие

Слайд 53





Н.И. ЧУПРИКОВА О СПОСОБНОСТЯХ
В любой сфере способности предполагают высокую степень дифференцированности восприятия и действия (умения различать многочисленные аспекты рассматриваемой области и вырабатывать к ним адекватное отношение).
Когнитивная сложность – это способность учитывать большое количество факторов при оценке ситуации.
Описание слайда:
Н.И. ЧУПРИКОВА О СПОСОБНОСТЯХ В любой сфере способности предполагают высокую степень дифференцированности восприятия и действия (умения различать многочисленные аспекты рассматриваемой области и вырабатывать к ним адекватное отношение). Когнитивная сложность – это способность учитывать большое количество факторов при оценке ситуации.

Слайд 54





Технологический процесс профотбора менеджеров по критерию способностей
Описание слайда:
Технологический процесс профотбора менеджеров по критерию способностей

Слайд 55





Культурная обусловленность проявления способностей
Описание слайда:
Культурная обусловленность проявления способностей

Слайд 56





Традиционная модель процесса развития детской одаренности в образовательной среде
Описание слайда:
Традиционная модель процесса развития детской одаренности в образовательной среде

Слайд 57





Модель развития детской одаренности
в образовательной среде
Описание слайда:
Модель развития детской одаренности в образовательной среде

Слайд 58


Психология одаренности и творчества, слайд №58
Описание слайда:

Слайд 59





Влияние обучения на уровень и характер способностей
В работе А. Р. Лурия [173] ярко продемонстрировано изменение в выполнении творческих конструктивных задач у группы детей при соответствующем обучении и отсутствие таковых изменений у другой группы, где деятельность была организована иначе. 

Спустя полтора года дети из второй группы выполняли такие задания быстрее и легче, чем из первой группы.
Описание слайда:
Влияние обучения на уровень и характер способностей В работе А. Р. Лурия [173] ярко продемонстрировано изменение в выполнении творческих конструктивных задач у группы детей при соответствующем обучении и отсутствие таковых изменений у другой группы, где деятельность была организована иначе. Спустя полтора года дети из второй группы выполняли такие задания быстрее и легче, чем из первой группы.

Слайд 60





Организация эксперимента на близнецах
А.Р. Лурия: Мы предъявляли ребенку модель и просили скопировать ее из кубиков. Предъявляемые модели отличались от обычно применяемых в дошкольных учреждениях тем, что контуры отдельных элементов, необходимых для постройки, были скрыты (рис. 2). Ребенку предъявлялся либо двухмерный контур модели, которую ему предстояло построить, либо объемная трехмерная модель, покрытая плотной белой бумагой, так что были видны лишь ее общие контуры. Простая модель, где видны все отдельные кубики, из которых состоит постройка, может быть скопирована ребенком просто путем визуального сравнения лежащих перед ним кубиков с кубиками в постройке-модели. Контурная модель представляет для ребенка определенную задачу, не давая ему подробной информации о том, как составлять компоненты постройки. В противоположность конструктивным заданиям обычного типа контурная модель заставляет ребенка самостоятельно решать, какие кубики лучше всего пригодны для выполнения задания.
Наконец, наша конструктивная задача отличалась от постройки из кубиков в ситуации свободной игры еще и тем, что она удерживала ребенка в границах, обусловленных моделью, с которой он мог постоянно сверять результаты своей работы. Это требование удерживало ребенка в пределах конструктивного мышления и препятствовало переключению на свободную игру.
Описание слайда:
Организация эксперимента на близнецах А.Р. Лурия: Мы предъявляли ребенку модель и просили скопировать ее из кубиков. Предъявляемые модели отличались от обычно применяемых в дошкольных учреждениях тем, что контуры отдельных элементов, необходимых для постройки, были скрыты (рис. 2). Ребенку предъявлялся либо двухмерный контур модели, которую ему предстояло построить, либо объемная трехмерная модель, покрытая плотной белой бумагой, так что были видны лишь ее общие контуры. Простая модель, где видны все отдельные кубики, из которых состоит постройка, может быть скопирована ребенком просто путем визуального сравнения лежащих перед ним кубиков с кубиками в постройке-модели. Контурная модель представляет для ребенка определенную задачу, не давая ему подробной информации о том, как составлять компоненты постройки. В противоположность конструктивным заданиям обычного типа контурная модель заставляет ребенка самостоятельно решать, какие кубики лучше всего пригодны для выполнения задания. Наконец, наша конструктивная задача отличалась от постройки из кубиков в ситуации свободной игры еще и тем, что она удерживала ребенка в границах, обусловленных моделью, с которой он мог постоянно сверять результаты своей работы. Это требование удерживало ребенка в пределах конструктивного мышления и препятствовало переключению на свободную игру.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию