🗊Презентация Художественные средства выразительности

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Художественные средства выразительности, слайд №1Художественные средства выразительности, слайд №2Художественные средства выразительности, слайд №3Художественные средства выразительности, слайд №4Художественные средства выразительности, слайд №5Художественные средства выразительности, слайд №6Художественные средства выразительности, слайд №7Художественные средства выразительности, слайд №8Художественные средства выразительности, слайд №9Художественные средства выразительности, слайд №10Художественные средства выразительности, слайд №11Художественные средства выразительности, слайд №12Художественные средства выразительности, слайд №13Художественные средства выразительности, слайд №14Художественные средства выразительности, слайд №15Художественные средства выразительности, слайд №16Художественные средства выразительности, слайд №17Художественные средства выразительности, слайд №18Художественные средства выразительности, слайд №19Художественные средства выразительности, слайд №20Художественные средства выразительности, слайд №21Художественные средства выразительности, слайд №22Художественные средства выразительности, слайд №23Художественные средства выразительности, слайд №24Художественные средства выразительности, слайд №25Художественные средства выразительности, слайд №26Художественные средства выразительности, слайд №27Художественные средства выразительности, слайд №28Художественные средства выразительности, слайд №29Художественные средства выразительности, слайд №30Художественные средства выразительности, слайд №31Художественные средства выразительности, слайд №32Художественные средства выразительности, слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Художественные средства выразительности. Доклад-сообщение содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Описание слайда:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2





ЭПИТЕТ
ЭПИТЕТ  - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.  
 Например: железная выдержка, серебряный голосок - здесь прилагательные являются именно эпитетами,
так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и
экспрессивно-эмоциональную  нагрузку
Описание слайда:
ЭПИТЕТ ЭПИТЕТ  - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.   Например: железная выдержка, серебряный голосок - здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную  нагрузку

Слайд 3





МЕТАФОРА
МЕТАФОРА  -  вид тропа: переносное знание слова,
основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое   сравнение,
построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,
«словно» отсутствуют, но подразумеваются. 
Например:
Мальчишки бурлили на последней парте
Костер рябины красной
Описание слайда:
МЕТАФОРА МЕТАФОРА  -  вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое   сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Например: Мальчишки бурлили на последней парте Костер рябины красной

Слайд 4





ФРАЗЕОЛОГИЗМ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  -
устойчивые по составу словосочетания (выражения)
например: набрать в рот воды  - молчать, 
пятое колесо в телеге  - лишний, 
нажимать на все педали  - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др.  
Для Ф. характерны: 
 постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать  собака
наплакала),
 недопустимость включения в их структуру новых слов (нельзя сказать
вместо семь пятниц на неделе  - семь пятниц на этой неделе), 
Устойчивость грамматического строения (нельзя вместо шито белыми нитками сказать шито белой
ниткой),  
в большинстве случаев строго закрепленный порядок слов (нельзя вместо
битый небитого везет  - небитого битый везет).
Описание слайда:
ФРАЗЕОЛОГИЗМ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  - устойчивые по составу словосочетания (выражения) например: набрать в рот воды  - молчать, пятое колесо в телеге  - лишний, нажимать на все педали  - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др.   Для Ф. характерны:  постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать  собака наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов (нельзя сказать вместо семь пятниц на неделе  - семь пятниц на этой неделе), Устойчивость грамматического строения (нельзя вместо шито белыми нитками сказать шито белой ниткой),   в большинстве случаев строго закрепленный порядок слов (нельзя вместо битый небитого везет  - небитого битый везет).

Слайд 5





ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид тропа:  изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи,
способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются
живому существу.   
Например:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?
Ф.И. Тютчев
Описание слайда:
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид тропа:  изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.   Например: О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? Ф.И. Тютчев

Слайд 6





ОКСЮМОРОН 
ОКСЮМОРОН  - вид тропа:  словосочетание,  составленное из слов, противоположных по смыслу,основанное на парадоксе: «Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной» (А. Ахматова); «Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало
ведь и хуже...» (В. Вишневский), горькая радость, сладкие слезы, «Живой труп» (Л.Н. Толстой),
«Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский).
Описание слайда:
ОКСЮМОРОН ОКСЮМОРОН  - вид тропа:  словосочетание,  составленное из слов, противоположных по смыслу,основанное на парадоксе: «Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной» (А. Ахматова); «Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало ведь и хуже...» (В. Вишневский), горькая радость, сладкие слезы, «Живой труп» (Л.Н. Толстой), «Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский).

Слайд 7





СИНЕКДОХА И МЕТОНИМИЯ
Синекдоха
Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного
Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)
Метонимия
Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Сюда по новым им волнам 
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
Описание слайда:
СИНЕКДОХА И МЕТОНИМИЯ Синекдоха Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин) Метонимия Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий Сюда по новым им волнам  Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Слайд 8





ГИПЕРБОЛА И ЛИТОТА
ГИПЕРБОЛА  - вид тропа: 
чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п.
описываемого явления (ср. ЛИТОТА). Например:
Поэзия –
      та же добыча радия.
В грамм добыча,
          в год труды.
Изводишь
            единого слова ради
Тысячи тонн
         словесной руды. 
В. Маяковский
ЛИТОТА - вид тропа,  
противоположный гиперболе (см.):  художественное преуменьшение величины, силы,
значения явления или предмета («мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок»).
Описание слайда:
ГИПЕРБОЛА И ЛИТОТА ГИПЕРБОЛА  - вид тропа:  чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления (ср. ЛИТОТА). Например: Поэзия –       та же добыча радия. В грамм добыча,           в год труды. Изводишь             единого слова ради Тысячи тонн          словесной руды.  В. Маяковский ЛИТОТА - вид тропа,   противоположный гиперболе (см.):  художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета («мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок»).

Слайд 9





ИРОНИЯ
ИРОНИЯ (от греч. eirōneia  - притворство, насмешка)  -  Вид комического:
осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; 
тонкая, скрытая  насмешка. 
 Уселся он [Онегин] с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку... 
А.С. Пушкин  
Описание слайда:
ИРОНИЯ ИРОНИЯ (от греч. eirōneia  - притворство, насмешка)  -  Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется;  тонкая, скрытая  насмешка.  Уселся он [Онегин] с похвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку...  А.С. Пушкин  

Слайд 10





АНТИТЕЗА. ПРИЕМ КОНТРАСТА
Антитеза выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; ... если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь;
Описание слайда:
АНТИТЕЗА. ПРИЕМ КОНТРАСТА Антитеза выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; ... если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь;

Слайд 11





ПРИЕМ ПОВТОРА 
Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть.
Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.
Анафора — разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…
Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Описание слайда:
ПРИЕМ ПОВТОРА Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть. Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа. Анафора — разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Слайд 12





СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…
Описание слайда:
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Слайд 13





Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы!
Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы!
Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?
Риторическое обращение или восклицание используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания. Русь! Русь! Куда стремишься ты? Образующийся при нуле градусов лед не тонет в воде. Поистине сказочное свойство!
Описание слайда:
Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы! Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы! Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Риторическое обращение или восклицание используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания. Русь! Русь! Куда стремишься ты? Образующийся при нуле градусов лед не тонет в воде. Поистине сказочное свойство!

Слайд 14





ГРОТЕСК
Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. (Салтыков-Щедрин «История одного города»)
Описание слайда:
ГРОТЕСК Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. (Салтыков-Щедрин «История одного города»)

Слайд 15





ГРАДАЦИЯ
Градация - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в значений (“нисходящей градации”). Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности.
Описание слайда:
ГРАДАЦИЯ Градация - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в значений (“нисходящей градации”). Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности.

Слайд 16





АЛЛЕГОРИЯ
Аллегория - иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.
Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)
Описание слайда:
АЛЛЕГОРИЯ Аллегория - иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи. Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

Слайд 17





ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Описание слайда:
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Слайд 18





АЛЛИТЕРАЦИЯ И АССОНАНС
АЛЛИТЕРАЦИЯ  - один из видов
звукописи (см): повторение в стихотворной речи (реже  - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности.  
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
А. С. Пушкин

АССОНАНС  (от франц. assonance  - созвучие)  - 1. Один из видов звукописи (см.):
многократное повторение в стихотворении (реже  - в прозе) одинаковых гласных звуков,
усиливающее выразительность художественной речи.
Брожу ли я вдоль улиц шумных
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
А.С. Пушкин
Описание слайда:
АЛЛИТЕРАЦИЯ И АССОНАНС АЛЛИТЕРАЦИЯ  - один из видов звукописи (см): повторение в стихотворной речи (реже  - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности.   Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. А. С. Пушкин АССОНАНС  (от франц. assonance  - созвучие)  - 1. Один из видов звукописи (см.): многократное повторение в стихотворении (реже  - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи. Брожу ли я вдоль улиц шумных Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин

Слайд 19





ДРУГОЕ
Инверсия
Вопросно-ответная форма изложения
Вопросительные предложения
Цитирование
Диалог
Ряды однородных членов предложений
Вводные слова
Заимствованная лексика
Профессиональная лексика
Назывные предложения
Неопределенно-личные предложения
Описание слайда:
ДРУГОЕ Инверсия Вопросно-ответная форма изложения Вопросительные предложения Цитирование Диалог Ряды однородных членов предложений Вводные слова Заимствованная лексика Профессиональная лексика Назывные предложения Неопределенно-личные предложения

Слайд 20





ДРУГОЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Неологизм  - новые слова и способы выражения, вводимые в речь: программист, хакер, секьюрити, наличка
Архаизм -  устаревшие слова, значения слов, словосочетания и другие единицы языка, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея, рыбарь – рыбак, очи-глаза
Историзм  - устаревшие слова, значения слов или словосочетания, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: коллежский асессор, ермолка, лорнет, извозчик, жандарм
Контекстные синонимы - слова, которые в том или ином тексте сближаются, поскольку относятся к одному предмету. Примеры типа: «День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов) ; «Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою» (Ф. М. Достоевский) .
Описание слайда:
ДРУГОЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Неологизм  - новые слова и способы выражения, вводимые в речь: программист, хакер, секьюрити, наличка Архаизм -  устаревшие слова, значения слов, словосочетания и другие единицы языка, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея, рыбарь – рыбак, очи-глаза Историзм  - устаревшие слова, значения слов или словосочетания, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: коллежский асессор, ермолка, лорнет, извозчик, жандарм Контекстные синонимы - слова, которые в том или ином тексте сближаются, поскольку относятся к одному предмету. Примеры типа: «День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов) ; «Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою» (Ф. М. Достоевский) .

Слайд 21





ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Определите средства выразительности:
1. У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро…
А) Сравнение Б) Эпитет В) Антитеза Г) Олицетворение
2. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (Маяковский)
А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Оксюморон 
3. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (Ахматова)
А) Сравнение Б) Олицетворение В) Эпитет Г) Анафора
4. Есть тоска веселая в алостях зари. (Есенин)
А) Сравнение Б) Метафора В) Оксюморон Г) Эпифора
5. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)
А) Гипербола Б) Литота В) Эпитет Г) Антитеза
Описание слайда:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Определите средства выразительности: 1. У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро… А) Сравнение Б) Эпитет В) Антитеза Г) Олицетворение 2. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (Маяковский) А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Оксюморон 3. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (Ахматова) А) Сравнение Б) Олицетворение В) Эпитет Г) Анафора 4. Есть тоска веселая в алостях зари. (Есенин) А) Сравнение Б) Метафора В) Оксюморон Г) Эпифора 5. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов) А) Гипербола Б) Литота В) Эпитет Г) Антитеза

Слайд 22





ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
6) Ликует буйный Рим. (Лермонтов)
А) Метонимия Б) Перифраз В) Сравнение Г) Гипербола
7) Гаснут красные крылья заката…(Есенин)
А) Метонимия Б) Оксюморон В) Метафора Г) Гипербола
8) Не станет нас! А миру хоть бы что.
Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хаям)
А) Анафора Б) Эпифора В) Градация Г) Эпитет
9) Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (Пушкин)
А) Анафора Б) Перифраз В) Аллитерация Г) Ассонанс
10) Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…(Лермонтов)
А) Гипербола Б) Риторическое обращение В) Метафора Г) Анафора
Описание слайда:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА 6) Ликует буйный Рим. (Лермонтов) А) Метонимия Б) Перифраз В) Сравнение Г) Гипербола 7) Гаснут красные крылья заката…(Есенин) А) Метонимия Б) Оксюморон В) Метафора Г) Гипербола 8) Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хаям) А) Анафора Б) Эпифора В) Градация Г) Эпитет 9) Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (Пушкин) А) Анафора Б) Перифраз В) Аллитерация Г) Ассонанс 10) Ты дал мне жизнь, но счастья не дал; Ты сам на свете был гоним, Ты в людях только зло изведал…(Лермонтов) А) Гипербола Б) Риторическое обращение В) Метафора Г) Анафора

Слайд 23





ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
11) Слова отзвучивают и утекают, как вода, - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын) 
А) Парцелляция Б) Анафора В) Инверсия Д) Антитеза 
12) В лоб целовать - заботу стереть.
 В лоб целую.
 В глаза целовать - бессонницу снять.
 В глаза целую. (М. Цветаева)
А) Антитеза Б) Эпифора В) Риторическое восклицание Г) Синтаксический параллелизм
13) Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью…(Лермонтов)
А) Литота Б) Ирония В) Градация Г) Олицетворение
14) Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой. (Пушкин)
А) Сравнение Б) Параллелизм В) Метафора Г) Олицетворение
15) Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела ура. (Горький)
А) Метонимия Б) Метафора В) Сравнение Г) Эпитет
16) И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя … (Пушкин)
А) Повтор Б) Сравнение В) Многосоюзие Г) Оксюморон
Описание слайда:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА 11) Слова отзвучивают и утекают, как вода, - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын) А) Парцелляция Б) Анафора В) Инверсия Д) Антитеза 12) В лоб целовать - заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать - бессонницу снять. В глаза целую. (М. Цветаева) А) Антитеза Б) Эпифора В) Риторическое восклицание Г) Синтаксический параллелизм 13) Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью…(Лермонтов) А) Литота Б) Ирония В) Градация Г) Олицетворение 14) Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. (Пушкин) А) Сравнение Б) Параллелизм В) Метафора Г) Олицетворение 15) Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела ура. (Горький) А) Метонимия Б) Метафора В) Сравнение Г) Эпитет 16) И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя … (Пушкин) А) Повтор Б) Сравнение В) Многосоюзие Г) Оксюморон

Слайд 24





ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
17) За окнами давка,
Толпится листва. (Пастернак)
А) Сравнение Б) Олицетворение В) Антитеза Г) Эпитет
18) Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг… (Лермонтов)
А) Оксюморон Б) Эпитет В) Антитеза Г) Метафора
19) Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном, скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком, мог выработать в себе такую великолепную волю. (А. Чехов)
А) Литота Б) Метонимия В) Сравнение Г) Цитирование
20) Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль. (Лермонтов)
А) Антитеза Б) Оксюморон В) Эпитет Г) Олицетворение
21) В пыли влачусь — и в небесах витаю; 
Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка)
А) Оксюморон Б) Антонимы В) Антитеза Г) Синонимы
22) Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой. (С. Поделков)
А) Анафора Б) Сравнение В) Параллелизм Г) Градация
Описание слайда:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА 17) За окнами давка, Толпится листва. (Пастернак) А) Сравнение Б) Олицетворение В) Антитеза Г) Эпитет 18) Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг… (Лермонтов) А) Оксюморон Б) Эпитет В) Антитеза Г) Метафора 19) Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном, скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком, мог выработать в себе такую великолепную волю. (А. Чехов) А) Литота Б) Метонимия В) Сравнение Г) Цитирование 20) Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль. (Лермонтов) А) Антитеза Б) Оксюморон В) Эпитет Г) Олицетворение 21) В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка) А) Оксюморон Б) Антонимы В) Антитеза Г) Синонимы 22) Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой. (С. Поделков) А) Анафора Б) Сравнение В) Параллелизм Г) Градация

Слайд 25





ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
23) Там, где несколько аллей стекались в одну, белел большой алебастровый Сталин с каменной усмешкой в усах. (А. Солженицын)
А) Эпитет Б) Инверсия В) Гипербола Г) Сравнение
24) При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз! 
(Ф.М. Достоевский)
А) Метонимия Б) Градация В) Аллегория Г) Гипербола
25) Сидит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберет,
Где ворота, а где рот.
А) Гипербола Б) Литота В) Сравнение Г) Инверсия
Описание слайда:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА 23) Там, где несколько аллей стекались в одну, белел большой алебастровый Сталин с каменной усмешкой в усах. (А. Солженицын) А) Эпитет Б) Инверсия В) Гипербола Г) Сравнение 24) При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз! (Ф.М. Достоевский) А) Метонимия Б) Градация В) Аллегория Г) Гипербола 25) Сидит лодырь у ворот, Широко разинув рот, И никто не разберет, Где ворота, а где рот. А) Гипербола Б) Литота В) Сравнение Г) Инверсия

Слайд 26





ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.
Описание слайда:
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Слайд 27





ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
(1)Напомню один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве.
(6)Самому дорогому ей человеку!
(11)Досада накапливалась.
(13)Открытая улыбка осветила ее лицо. 
(15)И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь.
(31)С тех пор эти воспоминания для твоей души — открытая рана.

Стиль А. Костюнина кажется намеренно простым. О сложном, о важном писатель говорит так, чтобы было понятно каждому. И всё же художественная проза А. Костюнина строится с использованием средств художественной выразительности: (А)_______(«на твоих глазах» в предложении 1, «изо всех сил» в предложении 11), (Б)_______(«досада накапливалась» в предложении 11, «осветила» в предложении 13, «открытая рана» в предложении 31), (В)_______(предложение 6), (Г)_______(«как живой» в предложении 15).
 
Список терминов:
1) устойчивое выражение
2) лексический повтор
3) синтаксический параллелизм
4) метафора
5) метонимия
6) сравнение
7) эпитет
8) парцелляция
9) восклицательное предложение
Описание слайда:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (1)Напомню один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве. (6)Самому дорогому ей человеку! (11)Досада накапливалась. (13)Открытая улыбка осветила ее лицо. (15)И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь. (31)С тех пор эти воспоминания для твоей души — открытая рана. Стиль А. Костюнина кажется намеренно простым. О сложном, о важном писатель говорит так, чтобы было понятно каждому. И всё же художественная проза А. Костюнина строится с использованием средств художественной выразительности: (А)_______(«на твоих глазах» в предложении 1, «изо всех сил» в предложении 11), (Б)_______(«досада накапливалась» в предложении 11, «осветила» в предложении 13, «открытая рана» в предложении 31), (В)_______(предложение 6), (Г)_______(«как живой» в предложении 15).   Список терминов: 1) устойчивое выражение 2) лексический повтор 3) синтаксический параллелизм 4) метафора 5) метонимия 6) сравнение 7) эпитет 8) парцелляция 9) восклицательное предложение

Слайд 28





(8)«Дух вон!» — это значит «умер».
(8)«Дух вон!» — это значит «умер».
(9)«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. 
(12)Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. 
(14)Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
(19)Расширять горизонты жизни — это уже лучше, но все же что-то не то. 
(20)У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово — «окоём».
Академик Д. Лихачёв занимался не только чистой наукой. Его публицистические выступления формировали взгляды и мироощущение нескольких поколений. Какие средства выразительности присущи размышлениям Д. Лихачёва, адресованным молодёжи? Конечно, они изобилуют (А)__________(например, «быть открытым» в предложении 12, «заслоны мелочей» в предложении 14, «расширять горизонты» в предложении 19). В тексте встречается(Б) _________(«душно» в предложении 9), (В)_________(«дух вон» в предложении 8). Яркий образ создаёт(Г) _________ М. Волошина («окоём» в предложении 20).
 
Список терминов:
1) метонимия
2) антонимы
3) синонимы
4) анафора
5) устойчивое сочетание
6) синтаксический параллелизм
7) неологизм
8) инверсия
9) метафора
Описание слайда:
(8)«Дух вон!» — это значит «умер». (8)«Дух вон!» — это значит «умер». (9)«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. (12)Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (14)Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек. (19)Расширять горизонты жизни — это уже лучше, но все же что-то не то. (20)У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово — «окоём». Академик Д. Лихачёв занимался не только чистой наукой. Его публицистические выступления формировали взгляды и мироощущение нескольких поколений. Какие средства выразительности присущи размышлениям Д. Лихачёва, адресованным молодёжи? Конечно, они изобилуют (А)__________(например, «быть открытым» в предложении 12, «заслоны мелочей» в предложении 14, «расширять горизонты» в предложении 19). В тексте встречается(Б) _________(«душно» в предложении 9), (В)_________(«дух вон» в предложении 8). Яркий образ создаёт(Г) _________ М. Волошина («окоём» в предложении 20).   Список терминов: 1) метонимия 2) антонимы 3) синонимы 4) анафора 5) устойчивое сочетание 6) синтаксический параллелизм 7) неологизм 8) инверсия 9) метафора

Слайд 29





(3) Милый Костя! (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. 
(3) Милый Костя! (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. 
(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…   
(22) Нет, покорно благодарю!.. 
(33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину.
Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, — особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях — товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом — эмоционально приподнятом — тоне. Достигается это с помощью (А)___ («служат точно путеводными маяками» — предложение 6, «точно изжеваны теленком» — предложение 15, «как вода» — предложение 37), (Б)___ (предложения 33, 35), (В)___ (предложения 3, 22). С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах — отклики не искушенных в литературе читателей. (Г)___ («романы», «сперва», «примусь», «бывало», «глядь», «покорно благодарю», «помрем» — предложения 16-24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи.

Список терминов:

1Сравнение  2метафора  3гипербола  4просторечная лексика 5восклицательные предложения 6лексический повтор 7противопоставление 8эпитеты 9контекстные синонимы
Описание слайда:
(3) Милый Костя! (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (3) Милый Костя! (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…    (22) Нет, покорно благодарю!.. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, — особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях — товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом — эмоционально приподнятом — тоне. Достигается это с помощью (А)___ («служат точно путеводными маяками» — предложение 6, «точно изжеваны теленком» — предложение 15, «как вода» — предложение 37), (Б)___ (предложения 33, 35), (В)___ (предложения 3, 22). С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах — отклики не искушенных в литературе читателей. (Г)___ («романы», «сперва», «примусь», «бывало», «глядь», «покорно благодарю», «помрем» — предложения 16-24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи. Список терминов: 1Сравнение 2метафора 3гипербола 4просторечная лексика 5восклицательные предложения 6лексический повтор 7противопоставление 8эпитеты 9контекстные синонимы

Слайд 30





(15) В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24)Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя.
(15) В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24)Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя.
Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)___ (предложения 15,16,19) и (Б)___ (предложения 23–24). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («отступать внутрь себя», предложение 28) и (Г)___ («храброе сердце», «заветные мечтания»).
Список терминов:
анафора
метафора
гипербола
однородные члены
парцелляция
лексический повтор
противопоставление
эпитеты
контекстные синонимы
Описание слайда:
(15) В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24)Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. (15) В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24)Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)___ (предложения 15,16,19) и (Б)___ (предложения 23–24). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («отступать внутрь себя», предложение 28) и (Г)___ («храброе сердце», «заветные мечтания»). Список терминов: анафора метафора гипербола однородные члены парцелляция лексический повтор противопоставление эпитеты контекстные синонимы

Слайд 31





(1)О книгах, которые читают для развлечения, принято говорить пренебрежительно: «бульварное чтиво», «макулатура». 
(6) Конечно, чтение детектива (даже если это роман Конан Дойла или Агаты Кристи) и, скажем, Толстого — совсем разные занятия, и удовольствие здесь различной природы. (7) Некоторые книги, например Достоевского или Белля, выматывают душу. (8)Но ведь когда книга не нравится, ее бросают, а раз продолжают читать, значит, и она тоже доставляет удовольствие.
 (13) Эстетическое чувство есть у каждого человека, но его следует развивать, иначе эталоном прекрасного останутся пошловатые песенки и дешевые мелодрамы. (16)Более того, оно сделается и вовсе невозможным, если человек спросит: «Зачем мне это надо?» (18) Разве что старым афоризмом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять». 
(1)О книгах, которые читают для развлечения, принято говорить пренебрежительно: «бульварное чтиво», «макулатура». 
(6) Конечно, чтение детектива (даже если это роман Конан Дойла или Агаты Кристи) и, скажем, Толстого — совсем разные занятия, и удовольствие здесь различной природы. (7) Некоторые книги, например Достоевского или Белля, выматывают душу. (8)Но ведь когда книга не нравится, ее бросают, а раз продолжают читать, значит, и она тоже доставляет удовольствие.
 (13) Эстетическое чувство есть у каждого человека, но его следует развивать, иначе эталоном прекрасного останутся пошловатые песенки и дешевые мелодрамы. (16)Более того, оно сделается и вовсе невозможным, если человек спросит: «Зачем мне это надо?» (18) Разве что старым афоризмом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять». 
Размышляя о том, какие книги мы читаем и зачем, авторы, чтобы сделать движение своей мысли нагляднее и отчетливее, используют такие синтаксические средства выразительности, как скопление (А)___(предложения 6,7,8), а также (Б)___ (предложения 16,18). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («выматывают душу», предложение 7) и (Г)___(«бульварное чтиво», «макулатура», «дешевые мелодрамы», предложения 1,13).
Список терминов:
фразеологизм
метафора
гипербола
экспрессивная лексика
парцелляция
лексический повтор
вводные слова
эпитеты
предложения с прямой речью
Описание слайда:
(1)О книгах, которые читают для развлечения, принято говорить пренебрежительно: «бульварное чтиво», «макулатура». (6) Конечно, чтение детектива (даже если это роман Конан Дойла или Агаты Кристи) и, скажем, Толстого — совсем разные занятия, и удовольствие здесь различной природы. (7) Некоторые книги, например Достоевского или Белля, выматывают душу. (8)Но ведь когда книга не нравится, ее бросают, а раз продолжают читать, значит, и она тоже доставляет удовольствие. (13) Эстетическое чувство есть у каждого человека, но его следует развивать, иначе эталоном прекрасного останутся пошловатые песенки и дешевые мелодрамы. (16)Более того, оно сделается и вовсе невозможным, если человек спросит: «Зачем мне это надо?» (18) Разве что старым афоризмом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять». (1)О книгах, которые читают для развлечения, принято говорить пренебрежительно: «бульварное чтиво», «макулатура». (6) Конечно, чтение детектива (даже если это роман Конан Дойла или Агаты Кристи) и, скажем, Толстого — совсем разные занятия, и удовольствие здесь различной природы. (7) Некоторые книги, например Достоевского или Белля, выматывают душу. (8)Но ведь когда книга не нравится, ее бросают, а раз продолжают читать, значит, и она тоже доставляет удовольствие. (13) Эстетическое чувство есть у каждого человека, но его следует развивать, иначе эталоном прекрасного останутся пошловатые песенки и дешевые мелодрамы. (16)Более того, оно сделается и вовсе невозможным, если человек спросит: «Зачем мне это надо?» (18) Разве что старым афоризмом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять». Размышляя о том, какие книги мы читаем и зачем, авторы, чтобы сделать движение своей мысли нагляднее и отчетливее, используют такие синтаксические средства выразительности, как скопление (А)___(предложения 6,7,8), а также (Б)___ (предложения 16,18). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («выматывают душу», предложение 7) и (Г)___(«бульварное чтиво», «макулатура», «дешевые мелодрамы», предложения 1,13). Список терминов: фразеологизм метафора гипербола экспрессивная лексика парцелляция лексический повтор вводные слова эпитеты предложения с прямой речью

Слайд 32





УКАЖИТЕ, КАКОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНО В ПРИВЕДЕННОМ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИИ. 



Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) фразеологизм
4) сравнение
На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)
1) олицетворение 
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)
1) олицетворение 
2) метафора
3) эпитет
4) фразеологизм 
А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение 
Описание слайда:
УКАЖИТЕ, КАКОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНО В ПРИВЕДЕННОМ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИИ.  Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.) 1) олицетворение  2) метафора 3) эпитет 4) сравнение Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.) 1) олицетворение  2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм  А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение 

Слайд 33





УКАЖИТЕ, КАКОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНО В ПРИВЕДЕННОМ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИИ. 
Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)
1) олицетворение 
2) метафора 
3) эпитет 
4) сравнение 
Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)
1) олицетворение
2) метафора 
3) эпитет 
4) сравнение 
Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)
1) олицетворение 
2) метафора
3) фразеологизм 
4) сравнение 
Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)
1) олицетворение 
2) метафора 
3) эпитет 
4) сравнение 
Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)
1) олицетворение 
2) фразеологизм 
3) эпитет 
4) сравнение 
Описание слайда:
УКАЖИТЕ, КАКОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНО В ПРИВЕДЕННОМ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИИ.  Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.) 1) олицетворение  2) метафора  3) эпитет  4) сравнение  Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) метафора  3) эпитет  4) сравнение  Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.) 1) олицетворение  2) метафора 3) фразеологизм  4) сравнение  Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.) 1) олицетворение  2) метафора  3) эпитет  4) сравнение  Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.) 1) олицетворение  2) фразеологизм  3) эпитет  4) сравнение 



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию