🗊Презентация Житейская и научная психология

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Житейская и научная психология, слайд №1Житейская и научная психология, слайд №2Житейская и научная психология, слайд №3Житейская и научная психология, слайд №4Житейская и научная психология, слайд №5Житейская и научная психология, слайд №6Житейская и научная психология, слайд №7Житейская и научная психология, слайд №8Житейская и научная психология, слайд №9Житейская и научная психология, слайд №10Житейская и научная психология, слайд №11Житейская и научная психология, слайд №12Житейская и научная психология, слайд №13Житейская и научная психология, слайд №14Житейская и научная психология, слайд №15Житейская и научная психология, слайд №16Житейская и научная психология, слайд №17Житейская и научная психология, слайд №18Житейская и научная психология, слайд №19Житейская и научная психология, слайд №20Житейская и научная психология, слайд №21Житейская и научная психология, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Житейская и научная психология. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Житейская 
и научная психология

Кузибоев Ф.
Сотников А.
Гр.111
Описание слайда:
Житейская и научная психология Кузибоев Ф. Сотников А. Гр.111

Слайд 2





Введение: 
   Фундаментальными условиями существования человека являются:
  1) определенное сознательное представление им окружающего мира;
  2) определение своего места в мире.
   Практические задачи – это изучение представлений, связанных:
  а) с теми или иными свойствами психики,
  б) со способами поведения людей.
    Это необходимо для правильной организации жизни любого человека и общества в целом.
Описание слайда:
Введение: Фундаментальными условиями существования человека являются: 1) определенное сознательное представление им окружающего мира; 2) определение своего места в мире. Практические задачи – это изучение представлений, связанных: а) с теми или иными свойствами психики, б) со способами поведения людей. Это необходимо для правильной организации жизни любого человека и общества в целом.

Слайд 3





В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.
В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.
В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.
Описание слайда:
В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.

Слайд 4






Интерес к древним (Гиппократ, Фрейд и т.д.) описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) человека обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации, при создании которой “сотрудничали” – через века – представители самых различных специальностей. Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Выделение оснований действительности – всегда было связано с изучением того: 
1) кому этот мир представлен; 
2) “познанием самого себя”.
Описание слайда:
Интерес к древним (Гиппократ, Фрейд и т.д.) описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) человека обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации, при создании которой “сотрудничали” – через века – представители самых различных специальностей. Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Выделение оснований действительности – всегда было связано с изучением того: 1) кому этот мир представлен; 2) “познанием самого себя”.

Слайд 5






Такие понятия, как “душа”, “сознание”, “я” первоначально не были психологическими, и их разработка – от древности до наших дней – была уяснением условий познания вообще, то есть философии.
Душа как предмет познания, то есть “наука о душе” возникла в учении Аристотеля. В трактате “О душе” (Аристотель1976.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения новой науки, выделил основные психические процессы.
Описание слайда:
Такие понятия, как “душа”, “сознание”, “я” первоначально не были психологическими, и их разработка – от древности до наших дней – была уяснением условий познания вообще, то есть философии. Душа как предмет познания, то есть “наука о душе” возникла в учении Аристотеля. В трактате “О душе” (Аристотель1976.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения новой науки, выделил основные психические процессы.

Слайд 6





Многие философы прошлого, как
 и современные, были авторами:

1) оригинальных психологических концепций,
2) описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний.
Описание слайда:
Многие философы прошлого, как и современные, были авторами: 1) оригинальных психологических концепций, 2) описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний.

Слайд 7





Философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.
Философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.
Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются “вне” или “до­научными”. Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.
Описание слайда:
Философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения. Философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения. Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются “вне” или “до­научными”. Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Слайд 8





1.Общие понятия: 


Житейская психология — это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, объединяющие бытовой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека. Житейская психология была создана народом за долго до появления научной.
Научная психология - психология, реализующая научный подход, ориентированная на научный тип мышления и научные знания. Научные психологические знания - продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом. Научная психология официально появилась в 1879 году, когда немецкий психолог Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной  психологии. Появлению психологии способствовало развитие психологии и естественных наук. То есть она возникла на стыке двух областей знаний.
Описание слайда:
1.Общие понятия: Житейская психология — это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, объединяющие бытовой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека. Житейская психология была создана народом за долго до появления научной. Научная психология - психология, реализующая научный подход, ориентированная на научный тип мышления и научные знания. Научные психологические знания - продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом. Научная психология официально появилась в 1879 году, когда немецкий психолог Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Появлению психологии способствовало развитие психологии и естественных наук. То есть она возникла на стыке двух областей знаний.

Слайд 9






2.Взаимодействие житейской и научной психологии:
Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Это выражается в том, что:
• житейский и научный психолог часто являются одним и тем же человеком,
• житейские знания нередко служат исходным пунктом, основой для формирования научных понятий и представлений,
• и, наоборот, научные знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем.

 
Описание слайда:
2.Взаимодействие житейской и научной психологии: Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Это выражается в том, что: • житейский и научный психолог часто являются одним и тем же человеком, • житейские знания нередко служат исходным пунктом, основой для формирования научных понятий и представлений, • и, наоборот, научные знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем.  

Слайд 10





3.Характерные черты:
Описание слайда:
3.Характерные черты:

Слайд 11





4.Основные различия научной и житейской психологии

У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи (великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.) Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п. 
    Итак, каковы же основные различия научной и житейской психологии?
Описание слайда:
4.Основные различия научной и житейской психологии У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи (великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.) Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п. Итак, каковы же основные различия научной и житейской психологии?

Слайд 12





Первое:  «Конкретность – обобщенность»

   
    Житейские психологические знания, конкретны; они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам:
Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но только в рамках своей профессии. 
Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. 

Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Описание слайда:
Первое: «Конкретность – обобщенность» Житейские психологические знания, конкретны; они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам: Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но только в рамках своей профессии. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Слайд 13





Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
В физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. 
Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за соединением частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.
Нужно отметить одну из главных особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Описание слайда:
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. В физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за соединением частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну из главных особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Слайд 14





Второе: «Интуитивность – продуманность»

    Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления:
Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя. 
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
Научные психологические знания - продуманы, рациональны, вполне осознанны.
Описание слайда:
Второе: «Интуитивность – продуманность» Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления: Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя. Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов. Научные психологические знания - продуманы, рациональны, вполне осознанны.

Слайд 15





Третье: «Культурный уровень»

Культурный уровень научного знания и научных понятий более высок. Житейские психологические знания основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны и нередко ничем не отличаются от суеверий.
Подвержены ли моде, слухам, страхам и настроениям научные знания? В области точных наук - в малой степени, в области психологии - к сожалению, да. Неофициальный запрет на слово "формирование", сложившийся в психологии в последние десятилетия, едва ли имеет под собой какие-либо объективные, научные основания. Тем не менее и в области психологии научные суждения более обоснованы, чем житейские понятия, и с развитием психологической культуры постепенно все более приближаются к высоким стандартам науки.
Описание слайда:
Третье: «Культурный уровень» Культурный уровень научного знания и научных понятий более высок. Житейские психологические знания основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны и нередко ничем не отличаются от суеверий. Подвержены ли моде, слухам, страхам и настроениям научные знания? В области точных наук - в малой степени, в области психологии - к сожалению, да. Неофициальный запрет на слово "формирование", сложившийся в психологии в последние десятилетия, едва ли имеет под собой какие-либо объективные, научные основания. Тем не менее и в области психологии научные суждения более обоснованы, чем житейские понятия, и с развитием психологической культуры постепенно все более приближаются к высоким стандартам науки.

Слайд 16





Распространенные в психологическом сообществе убеждения, не имеющие серьезной доказательной базы:


Родовое проклятие можно снять, искренне попросив прощение у умершего.
Без материнской любви не может сформироваться полноценная личность.
Потеря близкого человека - это тяжелая психотравма.
Последствия детских психотравм дают о себе знать в течение всей последующей жизни
Поведенческая терапия менее эффективна, чем терапия глубинная.
Описание слайда:
Распространенные в психологическом сообществе убеждения, не имеющие серьезной доказательной базы: Родовое проклятие можно снять, искренне попросив прощение у умершего. Без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. Потеря близкого человека - это тяжелая психотравма. Последствия детских психотравм дают о себе знать в течение всей последующей жизни Поведенческая терапия менее эффективна, чем терапия глубинная.

Слайд 17





Четвертое: «Негатив и безответственность - определенность, ответственность»

Учитывая, что культурный уровень населения невысок и находится скорее на уровне человека-ребенка, основные черты верований житейской психологии - негативизм и безответственность. Типовые образцы негативных и безответственных верований житейской психологии:
 
Как Новый год проведешь, так год и сложится!
Понедельник - день тяжелый.
Утро добрым не бывает.
Каждый думает только о себе.
Тренинги никому не помогают.
Все болезни - от нервов.
Психологи, работающие в научно-ориентированной традиции, стремятся быть более определенными и ответственными в своих формулировках.
Описание слайда:
Четвертое: «Негатив и безответственность - определенность, ответственность» Учитывая, что культурный уровень населения невысок и находится скорее на уровне человека-ребенка, основные черты верований житейской психологии - негативизм и безответственность. Типовые образцы негативных и безответственных верований житейской психологии:   Как Новый год проведешь, так год и сложится! Понедельник - день тяжелый. Утро добрым не бывает. Каждый думает только о себе. Тренинги никому не помогают. Все болезни - от нервов. Психологи, работающие в научно-ориентированной традиции, стремятся быть более определенными и ответственными в своих формулировках.

Слайд 18





Пятое: «Методы проверки»

Житейские знания проверяются личным опытом, научно обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.
   Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
Научные знания осознанно систематизируются и аккумулируются.
Описание слайда:
Пятое: «Методы проверки» Житейские знания проверяются личным опытом, научно обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. Научные знания осознанно систематизируются и аккумулируются.

Слайд 19







Главное преимущество научной психологии в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как: 
возрастная психология, 
педагогическая психология, 
пато- и нейропсихология, 
психология труда, 
инженерная психология, 
социальная психология, 
зоопсихология и др.
Описание слайда:
Главное преимущество научной психологии в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как: возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда, инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Слайд 20






В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда (условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п.) психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Общая психология развивается через разработку специальных отраслей психологии, и именно это является основным общей психологии. Житейская психология такого метода лишена.
Описание слайда:
В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда (условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п.) психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Общая психология развивается через разработку специальных отраслей психологии, и именно это является основным общей психологии. Житейская психология такого метода лишена.

Слайд 21





Вывод

Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию - совершенствовать представления о человеческой психике. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная - их систематизирует.
Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Нужно чутко откликаться на запросы, идущие от жизни, и стремиться к тому, чтобы научные разработки входили в жизнь, повышали психологическую культуру людей, формировали более здоровую и позитивную житейскую психологию.
Описание слайда:
Вывод Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию - совершенствовать представления о человеческой психике. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная - их систематизирует. Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Нужно чутко откликаться на запросы, идущие от жизни, и стремиться к тому, чтобы научные разработки входили в жизнь, повышали психологическую культуру людей, формировали более здоровую и позитивную житейскую психологию.

Слайд 22





СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию