🗊Презентация Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза

Нажмите для полного просмотра!
Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №1Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №2Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №3Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №4Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №5Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №6Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №7Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №8Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №9Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №10Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №11Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №12Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №13Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №14Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №15Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №16Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №17Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №18Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №19Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №20Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №21Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №22Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №23Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №24Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №25Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №26Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №27Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №28Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №29Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №30Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №31Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №32Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №33Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №34Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №35Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №36Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №37Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №38Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №39Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №40Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №41Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №42Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №43Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №44Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №45Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №46Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №47Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №48Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №49Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №50Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №51Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №52Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №53Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №54Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №55Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №56Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №57Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №58Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №59Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №60Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №61Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №62Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №63Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №64Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №65Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №66Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №67Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №68Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №69Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №70Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №71Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №72Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №73Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №74Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №75Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №76Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №77Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №78Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №79Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №80Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №81Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №82Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №83Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №84Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №85Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №86Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №87Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №88Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №89Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №90Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №91Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №92Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №93Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №94Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №95Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №96Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №97Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №98Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №99Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №100Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №101Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №102Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №103Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №104Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №105Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №106Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №107Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №108Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №109Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №110Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №111Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №112Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №113Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №114Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №115Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №116Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №117Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №118Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №119Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №120Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №121Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №122Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №123Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №124Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №125Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №126Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №127Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №128Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №129Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №130Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №131Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №132Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №133Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №134Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №135Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №136Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №137Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №138Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №139Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №140Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №141Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №142

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза. Доклад-сообщение содержит 142 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1













Теоретические 
и методологические проблемы психологии дизонтогенеза
Описание слайда:
Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза

Слайд 2





Вы когда-нибудь видели? 
Вы когда-нибудь слышали? 
Девочка, 4.5 года, говорит: «У меня перчатки холодные, попробую их, но не рукой а ложечкой», а в 7 лет заявляет: «Неужели петух тоже может думать? Ведь для этого он должен поднять голову своей желтой лапкой» (наблюдение А.Н. Чеховой, 1963, цит. по В.В. Ковалеву, 1985)
Описание слайда:
Вы когда-нибудь видели? Вы когда-нибудь слышали? Девочка, 4.5 года, говорит: «У меня перчатки холодные, попробую их, но не рукой а ложечкой», а в 7 лет заявляет: «Неужели петух тоже может думать? Ведь для этого он должен поднять голову своей желтой лапкой» (наблюдение А.Н. Чеховой, 1963, цит. по В.В. Ковалеву, 1985)

Слайд 3





Вы когда-нибудь видели? 
Вы когда-нибудь слышали? 
Мальчик, 8 лет, говорит: «Я – мыльный пузырёк, сделан я из мыла, живу я в бутылочке и на улицу хожу» (наблюдение В.Е. Каган, 1981, цит. по В.В. Ковалеву, 1985)
Описание слайда:
Вы когда-нибудь видели? Вы когда-нибудь слышали? Мальчик, 8 лет, говорит: «Я – мыльный пузырёк, сделан я из мыла, живу я в бутылочке и на улицу хожу» (наблюдение В.Е. Каган, 1981, цит. по В.В. Ковалеву, 1985)

Слайд 4





Как вы думаете – это норма?
Да, норма 
Скорее, да, норма
Нет, не норма
Описание слайда:
Как вы думаете – это норма? Да, норма Скорее, да, норма Нет, не норма

Слайд 5





План лекции
История психологии дизонтогенеза. Причины дизонтогенеза
Клинические классификации видов дизонтогенеза, общая характеристика. Основные термины и понятия в психологии дизонтогенеза
Клиническая  классификация дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой,              Л. Каннера, В. В. Лебединского
Клинико-психологическая классификация дизонтогенеза                   М. и Н. Семаго
Описание слайда:
План лекции История психологии дизонтогенеза. Причины дизонтогенеза Клинические классификации видов дизонтогенеза, общая характеристика. Основные термины и понятия в психологии дизонтогенеза Клиническая классификация дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера, В. В. Лебединского Клинико-психологическая классификация дизонтогенеза М. и Н. Семаго

Слайд 6





История 
психологии дизонтогенеза
Онтогенетический подход при изучении психических расстройств в детском возрасте – впервые указал русский психиатр-клиницист 
М.С. Зеленский в 1864 году (цит. По В.М. Башина,  1980)
Описание слайда:
История психологии дизонтогенеза Онтогенетический подход при изучении психических расстройств в детском возрасте – впервые указал русский психиатр-клиницист М.С. Зеленский в 1864 году (цит. По В.М. Башина, 1980)

Слайд 7





История 
психологии дизонтогенеза
Английские клиницисты 
G. Maudsley и H. Jackson (в конце 19-го века) развили эволюционное учение 
Ч. Дарвина, что послужило началом развития эволюционно-онтогенетического раздела в психиатрии
Описание слайда:
История психологии дизонтогенеза Английские клиницисты G. Maudsley и H. Jackson (в конце 19-го века) развили эволюционное учение Ч. Дарвина, что послужило началом развития эволюционно-онтогенетического раздела в психиатрии

Слайд 8





Определение 
термина «онтогенез»
В общей биологии онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента его смерти 
(А.Н. Северцов, 1939; 
Г.А. Шмидт, 1972)
Описание слайда:
Определение термина «онтогенез» В общей биологии онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента его смерти (А.Н. Северцов, 1939; Г.А. Шмидт, 1972)

Слайд 9





Психический онтогенез 

– это важнейшая составная часть постнатального онтогенеза,
– это психическое развитие индивида
Описание слайда:
Психический онтогенез – это важнейшая составная часть постнатального онтогенеза, – это психическое развитие индивида

Слайд 10





Психический онтогенез
Наиболее интенсивный психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются:
отдельные психические функции
личность человека
Описание слайда:
Психический онтогенез Наиболее интенсивный психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются: отдельные психические функции личность человека

Слайд 11





Периоды возрастных кризов

2-4 года
6-8 лет
Пубертатный возраст – 12-18 лет (по А.Е. Личко, 1979)
Описание слайда:
Периоды возрастных кризов 2-4 года 6-8 лет Пубертатный возраст – 12-18 лет (по А.Е. Личко, 1979)

Слайд 12





Дизонтогенез – это нарушение психического развития
Различать с термином «нарушения психологического развития»!!!
Описание слайда:
Дизонтогенез – это нарушение психического развития Различать с термином «нарушения психологического развития»!!!

Слайд 13





Психический дизонтогенез
– это нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга (В.В. Ковалев, 1973, 1976, 1981, 1983)
Описание слайда:
Психический дизонтогенез – это нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга (В.В. Ковалев, 1973, 1976, 1981, 1983)

Слайд 14





Причины формирования 
психического дизонтогенеза
биологические (генетические, экзогенно-органические и др.) патогенные факторы
неблагоприятные микросоциально-психологические (социально-психологические) факторы (средовые воздействия); 
сочетание и тех, и других факторов
Описание слайда:
Причины формирования психического дизонтогенеза биологические (генетические, экзогенно-органические и др.) патогенные факторы неблагоприятные микросоциально-психологические (социально-психологические) факторы (средовые воздействия); сочетание и тех, и других факторов

Слайд 15





Роль социально-психологической 
среды в формировании 
психического дизонтогенеза
ведущая роль социального начала в формировании человека как личности
развитие многих характерных для человека церебральных структур и функций в постнатальном периоде в большой мере зависит от взаимодействия растущего организма с социальной средой  и от «обучения» в нейрофизиологическом смысле (Г. Д. Смирнов, 1972; K. Akert, 1979)
Описание слайда:
Роль социально-психологической среды в формировании психического дизонтогенеза ведущая роль социального начала в формировании человека как личности развитие многих характерных для человека церебральных структур и функций в постнатальном периоде в большой мере зависит от взаимодействия растущего организма с социальной средой и от «обучения» в нейрофизиологическом смысле (Г. Д. Смирнов, 1972; K. Akert, 1979)

Слайд 16





Классификации дизонтогенеза
Классификации дизонтогенеза
Описание слайда:
Классификации дизонтогенеза Классификации дизонтогенеза

Слайд 17





Л. Каннер (1955) 
недоразвитие 
искаженное развитие
Описание слайда:
Л. Каннер (1955) недоразвитие искаженное развитие

Слайд 18





Г. Е. Сухарева (1959) 
с позиций патогенеза (механизма) нарушений развития личности : 
Задержанное развитие
Поврежденное развитие
Искаженное развитие
Описание слайда:
Г. Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза (механизма) нарушений развития личности : Задержанное развитие Поврежденное развитие Искаженное развитие

Слайд 19





Я. Лутц (1968)
1) необратимое недоразвитие - олигофрения
2) дисгармоническое развитие - психопатия
3) регрессирующее развитие - прогрессирующие дегенеративные заболевания, злокачественная эпилепсия
4) альтернирующее развитие - при различной соматической и психической патологии
5) развитие, измененное по качеству и направлению, - при шизофреническом процессе
Описание слайда:
Я. Лутц (1968) 1) необратимое недоразвитие - олигофрения 2) дисгармоническое развитие - психопатия 3) регрессирующее развитие - прогрессирующие дегенеративные заболевания, злокачественная эпилепсия 4) альтернирующее развитие - при различной соматической и психической патологии 5) развитие, измененное по качеству и направлению, - при шизофреническом процессе

Слайд 20





В. В. Лебединский 
 (1970)
1) недоразвитие
2) задержанное развитие
3) поврежденное развитие
4) дефицитарное развитие
5) искаженное развитие
6) дисгармоническое развитие
Описание слайда:
В. В. Лебединский (1970) 1) недоразвитие 2) задержанное развитие 3) поврежденное развитие 4) дефицитарное развитие 5) искаженное развитие 6) дисгармоническое развитие

Слайд 21





Типы нарушений 
психического развития (по В.В. Лебединскому)
Описание слайда:
Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому)

Слайд 22


Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Вклад В.В. Лебединского 
в развитие типологии дизонтогенеза
В основу классификации В. В. Лебединского была положена классификация Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой
Были добавлены как самостоятельные варианты - задержанное, дефицитарное, дисгармоническое развитие
Данная классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития
Описание слайда:
Вклад В.В. Лебединского в развитие типологии дизонтогенеза В основу классификации В. В. Лебединского была положена классификация Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой Были добавлены как самостоятельные варианты - задержанное, дефицитарное, дисгармоническое развитие Данная классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития

Слайд 25





В.В. Лебединский выделил

группа аномалий, вызванных отставанием развития - недоразвитие, задержанное развитие
группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития – искаженное и дисгармоническое развитие
группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций – поврежденное и дефицитарное развитие
Описание слайда:
В.В. Лебединский выделил группа аномалий, вызванных отставанием развития - недоразвитие, задержанное развитие группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития – искаженное и дисгармоническое развитие группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций – поврежденное и дефицитарное развитие

Слайд 26





Другие 
классификации дизонтогенеза
Ретардация психического развития (по H. Rumke, 1972; 
E. Kretschmer., 1971)
Асинхрония психического развития (по E. Kretschmer., 1954)
Психический дизонтогенез на основе механизмов высвобождения и фиксации онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования (по В.В Ковалеву, 1985)
Описание слайда:
Другие классификации дизонтогенеза Ретардация психического развития (по H. Rumke, 1972; E. Kretschmer., 1971) Асинхрония психического развития (по E. Kretschmer., 1954) Психический дизонтогенез на основе механизмов высвобождения и фиксации онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования (по В.В Ковалеву, 1985)

Слайд 27





Ретардация
– это запаздывание или приостановка психического развития
Описание слайда:
Ретардация – это запаздывание или приостановка психического развития

Слайд 28





Виды ретардации
общая (тотальная) - запаздывание или приостановка развития всех психических функций, всех компонентов психики, всех свойств личности
частичная (парциальная) – запаздывание или приостановка развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности
Описание слайда:
Виды ретардации общая (тотальная) - запаздывание или приостановка развития всех психических функций, всех компонентов психики, всех свойств личности частичная (парциальная) – запаздывание или приостановка развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности

Слайд 29





Нейрофизиологические основы - нарушение темпа 
и сроков созревания 
отдельных функциональных систем 
(по П.К. Анохину, 1975) 
психических функциональных систем (по К.В. Судакову, 1982)
Описание слайда:
Нейрофизиологические основы - нарушение темпа и сроков созревания отдельных функциональных систем (по П.К. Анохину, 1975) психических функциональных систем (по К.В. Судакову, 1982)

Слайд 30





Асинхрония
– это искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие 
(Г.В. Сухарева, 1959; H. Harbauer, 1980 и др.)
Описание слайда:
Асинхрония – это искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие (Г.В. Сухарева, 1959; H. Harbauer, 1980 и др.)

Слайд 31





Свойства асинхронии
Выраженное опережение одних психических функций и свойств формирующейся личности
Значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств 
Это становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом
Описание слайда:
Свойства асинхронии Выраженное опережение одних психических функций и свойств формирующейся личности Значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств Это становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом

Слайд 32





Отличия асинхронии развития 
от физиологической гетерохронии
Качественные и количественные характеристики психики разные
При гетерохронии имеет место разновременность созревания церебральных структур (по П. К. Анохину, 1975)
Описание слайда:
Отличия асинхронии развития от физиологической гетерохронии Качественные и количественные характеристики психики разные При гетерохронии имеет место разновременность созревания церебральных структур (по П. К. Анохину, 1975)

Слайд 33





Психический дизонтогенез на основе механизмов высвобождения и фиксации 
онтогенетически более ранних форм 
нервно-психического реагирования 
(по В.В Ковалеву, 1985) 
приводит к задержке дальнейшего созревания незрелых структур и функций или персистирование (относительно стойкое сохранение) онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования
Описание слайда:
Психический дизонтогенез на основе механизмов высвобождения и фиксации онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования (по В.В Ковалеву, 1985) приводит к задержке дальнейшего созревания незрелых структур и функций или персистирование (относительно стойкое сохранение) онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования

Слайд 34





Механизмы (патогенез) 
формирования дизонтогенеза 
с позиций эволюционной эмбриологии:
Дисароморфоз – при тотальной ретардации (общей задержке психического развития) происходит общее нарушение морфофизиологического прогресса эмбрионального развития, в том числе нарушение эволютивного развития ЦНС и ее адаптационных функций
Нарушения идиоадаптации – при парциальной ретардации (частные адаптационные изменения эмбриогенеза)
Описание слайда:
Механизмы (патогенез) формирования дизонтогенеза с позиций эволюционной эмбриологии: Дисароморфоз – при тотальной ретардации (общей задержке психического развития) происходит общее нарушение морфофизиологического прогресса эмбрионального развития, в том числе нарушение эволютивного развития ЦНС и ее адаптационных функций Нарушения идиоадаптации – при парциальной ретардации (частные адаптационные изменения эмбриогенеза)

Слайд 35





Установление конкретных патогенетических механизмов 
требует углубленных мультидисциплинарных экспериментальных и клинико-лабораторных исследований на разных этапах онтогенеза (нейрофизиология, нейрохимия, иммунология/нейроиммунология, патоморфология, нейроэндокринология и др.)
Описание слайда:
Установление конкретных патогенетических механизмов требует углубленных мультидисциплинарных экспериментальных и клинико-лабораторных исследований на разных этапах онтогенеза (нейрофизиология, нейрохимия, иммунология/нейроиммунология, патоморфология, нейроэндокринология и др.)

Слайд 36





Типология дизонтогенеза 
по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго
Описание слайда:
Типология дизонтогенеза по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго

Слайд 37





Типология дизонтогенеза 
по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго
Недостаточное развитие
Асинхронное развитие
Поврежденное развитие
Дефицитарное развитие
Описание слайда:
Типология дизонтогенеза по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго Недостаточное развитие Асинхронное развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие

Слайд 38





Недостаточное развитие 
(по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго)

1. Тотальное недоразвитие: 
простой уравновешенный тип 
аффективно-неустойчивый тип 
тормозимо-инертный
2. Задержанное недоразвитие: 
темпово-задержанный тип (гармонический инфантилизм) 
неравномерно-задержанный тип (дисгармонический инфантилизм)
3. Парциальная несформированность высших психических функций:
с преобладанием несформированности регуляторного компонента
с преобладанием несформированности вербального компонента
с преобладанием несформированности вербально-логического компонента 
парциальная несформированность смешанного типа
Описание слайда:
Недостаточное развитие (по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго) 1. Тотальное недоразвитие: простой уравновешенный тип аффективно-неустойчивый тип тормозимо-инертный 2. Задержанное недоразвитие: темпово-задержанный тип (гармонический инфантилизм) неравномерно-задержанный тип (дисгармонический инфантилизм) 3. Парциальная несформированность высших психических функций: с преобладанием несформированности регуляторного компонента с преобладанием несформированности вербального компонента с преобладанием несформированности вербально-логического компонента парциальная несформированность смешанного типа

Слайд 39





Асинхронное развитие
(по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго)

дисгармоническое развитие экстрапунитивного, интрапунитивного и апатического типа 
искаженное развитие с преимущественными нарушениями в эмоциональной и когнитивной сферах
сочетание того и другого
Описание слайда:
Асинхронное развитие (по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго) дисгармоническое развитие экстрапунитивного, интрапунитивного и апатического типа искаженное развитие с преимущественными нарушениями в эмоциональной и когнитивной сферах сочетание того и другого

Слайд 40





Поврежденное развитие
(по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго)
локально поврежденное развитие 
диффузно поврежденное развитие
Описание слайда:
Поврежденное развитие (по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго) локально поврежденное развитие диффузно поврежденное развитие

Слайд 41





Дефицитарное развитие
(по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго)
раннедефицитарное развитие
позднедефицитарное развитие
Описание слайда:
Дефицитарное развитие (по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго) раннедефицитарное развитие позднедефицитарное развитие

Слайд 42





Преимущества классификации дизонтогенеза 
по М. М. и Н. Я. Семаго
Помимо традиционного способа классифицирования авторы использовали и нейропсихологический подход
Данная типология более глубокая и всесторонняя 
Это дает основание считать ее новым, хотя и далеко не последним шагом на пути анализа многообразных форм дизонтогенеза
Описание слайда:
Преимущества классификации дизонтогенеза по М. М. и Н. Я. Семаго Помимо традиционного способа классифицирования авторы использовали и нейропсихологический подход Данная типология более глубокая и всесторонняя Это дает основание считать ее новым, хотя и далеко не последним шагом на пути анализа многообразных форм дизонтогенеза

Слайд 43





План 
Объект психологии аномального развития. Предмет психологии аномального развития  
Методологические основы психологии аномального развития, по Л.С. Выготскому
Постулаты психологии дизонтогенеза
Задачи изучения нарушения психического развития в детском возрасте
Описание слайда:
План Объект психологии аномального развития. Предмет психологии аномального развития Методологические основы психологии аномального развития, по Л.С. Выготскому Постулаты психологии дизонтогенеза Задачи изучения нарушения психического развития в детском возрасте

Слайд 44





Объект психологии 
аномального развития 
- Психическое развитие ребенка
Описание слайда:
Объект психологии аномального развития - Психическое развитие ребенка

Слайд 45





Предмет психологии 
аномального развития 
– законы психического дизонтогенеза 
Методологические основы психологии аномального развития были заложены                 Л.С. Выготским, который сформулировал принципы, отражающие законы психического онтогенеза
Описание слайда:
Предмет психологии аномального развития – законы психического дизонтогенеза Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, который сформулировал принципы, отражающие законы психического онтогенеза

Слайд 46





Методологические основы 
психологии аномального развития, 
по Л.С. Выготскому
1) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций
2) Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем
Описание слайда:
Методологические основы психологии аномального развития, по Л.С. Выготскому 1) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций 2) Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем

Слайд 47





Методологические основы 
психологии аномального развития, 
по Л.С. Выготскому
3) Механизмы направления психической деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме
4) Психический дефект, формирующийся в процессе дизонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни
Описание слайда:
Методологические основы психологии аномального развития, по Л.С. Выготскому 3) Механизмы направления психической деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме 4) Психический дефект, формирующийся в процессе дизонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни

Слайд 48





Постулаты 
психологии дизонтогенеза
Патология подчиняется тем же законам, что и норма
Патология как увеличительное стекло, обнажаются нормальные феномены
Системное строение психики и сознания
Описание слайда:
Постулаты психологии дизонтогенеза Патология подчиняется тем же законам, что и норма Патология как увеличительное стекло, обнажаются нормальные феномены Системное строение психики и сознания

Слайд 49





Постулаты 
психологии дизонтогенеза
Первичные, вторичные, третичные симптомы (каузально-динамические связи vs. многофакторных моделей)
Дефект и компенсация
Дефект - понятие социальное
Творческое преодоление дефекта
Описание слайда:
Постулаты психологии дизонтогенеза Первичные, вторичные, третичные симптомы (каузально-динамические связи vs. многофакторных моделей) Дефект и компенсация Дефект - понятие социальное Творческое преодоление дефекта

Слайд 50





Постулаты 
психологии дизонтогенеза
Особая актуальность дефекта в аспекте развития
Ребенок не есть маленький взрослый
Ребенок с дефектом не просто менее развит, он развит иначе
Развитие заболевания накладывается на закономерности развития психики
Описание слайда:
Постулаты психологии дизонтогенеза Особая актуальность дефекта в аспекте развития Ребенок не есть маленький взрослый Ребенок с дефектом не просто менее развит, он развит иначе Развитие заболевания накладывается на закономерности развития психики

Слайд 51





Постулаты 
психологии дизонтогенеза
Дефект играет разное значение на разных этапах онтогенеза в силу их качественного своеобразия
Развитие: движущие силы и условия
Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – основная мишень для психолога, родителя, социума
Возможности и суть интервенции
Проблема развития и распада
Описание слайда:
Постулаты психологии дизонтогенеза Дефект играет разное значение на разных этапах онтогенеза в силу их качественного своеобразия Развитие: движущие силы и условия Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – основная мишень для психолога, родителя, социума Возможности и суть интервенции Проблема развития и распада

Слайд 52






Закономерности
аномального развития

1 .Темп психического развития
неравномерен, в различные периоды
происходит ускоренно либо
замедленно.
Описание слайда:
Закономерности аномального развития 1 .Темп психического развития неравномерен, в различные периоды происходит ускоренно либо замедленно.

Слайд 53





Специфические закономерности
аномального развития
• Чем тяжелее первичный дефект, тем более выраженными будут вторичные нарушения
• Чем раньше получен первичный дефект, тем тяжелее вторичные нарушения
Описание слайда:
Специфические закономерности аномального развития • Чем тяжелее первичный дефект, тем более выраженными будут вторичные нарушения • Чем раньше получен первичный дефект, тем тяжелее вторичные нарушения

Слайд 54





Специфические закономерности
аномального развития
• Первичное нарушение оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.
• У аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов.
Описание слайда:
Специфические закономерности аномального развития • Первичное нарушение оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. • У аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов.

Слайд 55





Задачи изучения нарушения психического развития в детском возрасте
Теоретические задачи
Практические задачи
Описание слайда:
Задачи изучения нарушения психического развития в детском возрасте Теоретические задачи Практические задачи

Слайд 56






Теоретические задачи

 Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи
 Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Описание структуры психологической нормы
 Изучая психологические дисциплины, возможно описать психологическую норму, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор нерешенная актуальная задача
 Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития
Описание слайда:
Теоретические задачи Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Описание структуры психологической нормы Изучая психологические дисциплины, возможно описать психологическую норму, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор нерешенная актуальная задача Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития

Слайд 57





Теоретические задачи
5) Выделение специфических законов и механизмов формирования нарушений психики
Описание слайда:
Теоретические задачи 5) Выделение специфических законов и механизмов формирования нарушений психики

Слайд 58





Законы и механизмы 
формирования нарушений психики
Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дизонтогенеза
Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дизонтогенеза
Описание слайда:
Законы и механизмы формирования нарушений психики Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дизонтогенеза Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дизонтогенеза

Слайд 59





Теоретические задачи
6) Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дизонтогенеза. В структуре дефекта - выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих
Описание слайда:
Теоретические задачи 6) Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дизонтогенеза. В структуре дефекта - выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих

Слайд 60





Практические задачи 
психологии аномального развития
1)Клинико-диагностическая – описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик
2) Воздействие – коррекция отклонений в развитии
3) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик
Описание слайда:
Практические задачи психологии аномального развития 1)Клинико-диагностическая – описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик 2) Воздействие – коррекция отклонений в развитии 3) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик

Слайд 61





Практические задачи 
психологии аномального развития
У ребенка все распады психики всегда сочетаются с развитием
Психология воздействия (психокоррекция и психотерапия)
Психотерапия –направлена на ведущую проблему с целью дальнейшей редукции симптома 
Психокоррекция – помощь в адаптации детей с нарушениями развития. 
Пластичность и гибкость мозга детей, через это можно преодолеть некоторые симптомы, используя «обходные пути»
Психология здоровья применима для детей с нарушениями развития
Описание слайда:
Практические задачи психологии аномального развития У ребенка все распады психики всегда сочетаются с развитием Психология воздействия (психокоррекция и психотерапия) Психотерапия –направлена на ведущую проблему с целью дальнейшей редукции симптома  Психокоррекция – помощь в адаптации детей с нарушениями развития. Пластичность и гибкость мозга детей, через это можно преодолеть некоторые симптомы, используя «обходные пути» Психология здоровья применима для детей с нарушениями развития

Слайд 62





План 
Проблемы дефекта и его компенсации
Проблема компенсации функций
Теория сложной структуры дефекта 
(по Л.С. Выготскому)
4. Соотношение биологического и социального факторов в процессе психического развития
5. Эволюционно- динамические теории дизонтогенеза
Описание слайда:
План Проблемы дефекта и его компенсации Проблема компенсации функций Теория сложной структуры дефекта (по Л.С. Выготскому) 4. Соотношение биологического и социального факторов в процессе психического развития 5. Эволюционно- динамические теории дизонтогенеза

Слайд 63





Дефект
Описание слайда:
Дефект

Слайд 64





СТРУКТУРА ДЕФЕКТА 
(Л.С. Выготский):
• Первичный дефект-нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни.
• Вторичный дефект-нарушения, возникающие опосредованно в процессе социального развития.
Описание слайда:
СТРУКТУРА ДЕФЕКТА (Л.С. Выготский): • Первичный дефект-нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. • Вторичный дефект-нарушения, возникающие опосредованно в процессе социального развития.

Слайд 65





Виды дефекта
Физический
Психический
Описание слайда:
Виды дефекта Физический Психический

Слайд 66





Виды дефекта
Первичный
Вторичный
Третичный
Описание слайда:
Виды дефекта Первичный Вторичный Третичный

Слайд 67





Компенсация 
физического дефекта
Описание слайда:
Компенсация физического дефекта

Слайд 68





Четыре «Д»
Описание слайда:
Четыре «Д»

Слайд 69





Депривация 
(И. Лагмейер, 3. Матейчек) 
- это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере в течение длительного времени
Описание слайда:
Депривация (И. Лагмейер, 3. Матейчек) - это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере в течение длительного времени

Слайд 70





Депривация 
(И. Лагмейер, 3. Матейчек) 
потеря чего-то такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей
это приводит к различным моральным и психологическим отклонениям в поведении и деятельности
Описание слайда:
Депривация (И. Лагмейер, 3. Матейчек) потеря чего-то такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей это приводит к различным моральным и психологическим отклонениям в поведении и деятельности

Слайд 71





Проявления 
психической депривации 
могут охватывать широкий диапазон изменений личности - от легких (не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и характера)
Описание слайда:
Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности - от легких (не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и характера)

Слайд 72





Психическая депривация 
может выявлять определенную картину невротических признаков, а иногда - выраженные соматические особенности
Описание слайда:
Психическая депривация может выявлять определенную картину невротических признаков, а иногда - выраженные соматические особенности

Слайд 73





Примеры 
психической депривации
Места лишения свободы
Патологические типы воспитания детей (по типу «Золушки», «Ежовые рукавицы» и др.)
Отсутствие матери (отсутствие отца – в меньшей степени ведет к депривации)
Детский дом
Асоциальная / антиобщественная группировка
Описание слайда:
Примеры психической депривации Места лишения свободы Патологические типы воспитания детей (по типу «Золушки», «Ежовые рукавицы» и др.) Отсутствие матери (отсутствие отца – в меньшей степени ведет к депривации) Детский дом Асоциальная / антиобщественная группировка

Слайд 74





 Формы 
психической депривации:

• депривация стимульная (сенсорная): снижено количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость
• депривация значений (когнитивная): слишком переменная хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и содержания, не позволяет понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне (И. Лангмейер, 
3. Майечек)
• депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какой-либо лица, или разложения аналогичного эмоциональной связи, если такой уже был создан
• депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли
Описание слайда:
Формы психической депривации: • депривация стимульная (сенсорная): снижено количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость • депривация значений (когнитивная): слишком переменная хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и содержания, не позволяет понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне (И. Лангмейер, 3. Майечек) • депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какой-либо лица, или разложения аналогичного эмоциональной связи, если такой уже был создан • депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли

Слайд 75





Проявление депривации, 
ее виды и последствия
Депривация - это изоляция человека от взаимодействия его внутреннего психического с внешним психическим
Описание слайда:
Проявление депривации, ее виды и последствия Депривация - это изоляция человека от взаимодействия его внутреннего психического с внешним психическим

Слайд 76





Проявление депривации, 
ее виды и последствия
временная или постоянная
полная или частичная
искусственная или обусловленная жизнедеятельностью 
депривация - это процесс и результат
Описание слайда:
Проявление депривации, ее виды и последствия временная или постоянная полная или частичная искусственная или обусловленная жизнедеятельностью депривация - это процесс и результат

Слайд 77





По содержанию 
депривация бывает

• сенсорная
• эмоциональная
• психомоторная
• духовная
• социальная
• познавательная
• психокультурная
Описание слайда:
По содержанию депривация бывает • сенсорная • эмоциональная • психомоторная • духовная • социальная • познавательная • психокультурная

Слайд 78





По продолжительности 
депривация бывает


• кратковременной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.)
• затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите)
• долговременной (отсутствие физической нагрузки за эти годы, отречение от светской жизни путем самоизоляции в монастыре, места лишения свободы, членство в культовых организациях (сектах) и т.д.)
Описание слайда:
По продолжительности депривация бывает • кратковременной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.) • затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите) • долговременной (отсутствие физической нагрузки за эти годы, отречение от светской жизни путем самоизоляции в монастыре, места лишения свободы, членство в культовых организациях (сектах) и т.д.)

Слайд 79





Любая депривация 
имеет уровни развития 
высокий
средний
низкий
Описание слайда:
Любая депривация имеет уровни развития высокий средний низкий

Слайд 80





Высокий уровень депривации 
изоляция человека достигла полной замкнутости, то есть полностью отсутствует взаимодействие внутреннего психического мира с внешним: помещение в одиночную камеру, пожизненное заключение
Описание слайда:
Высокий уровень депривации изоляция человека достигла полной замкнутости, то есть полностью отсутствует взаимодействие внутреннего психического мира с внешним: помещение в одиночную камеру, пожизненное заключение

Слайд 81





Средний уровень депривации
когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется или редко, время от времени и в малом объеме
Описание слайда:
Средний уровень депривации когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется или редко, время от времени и в малом объеме

Слайд 82





Низкий уровень депривации
когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, хотя и не в полном объеме и неактивно
Описание слайда:
Низкий уровень депривации когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, хотя и не в полном объеме и неактивно

Слайд 83





Сенсорная депривация 
это длительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений
актуализуется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода
в ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память
возникают яркие представления эйдетического, спроекцийованные извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные) на депривацию
Описание слайда:
Сенсорная депривация это длительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений актуализуется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода в ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память возникают яркие представления эйдетического, спроекцийованные извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные) на депривацию

Слайд 84





По мере увеличения времени пребывания в условиях 
сенсорной депривации 
на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью
появляются нарушения памяти, прямо зависящие от цикличности эмоциональных состояний
нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений
в отличие от состояний перед сном, которые бывают в обычных условиях, гипнотические состояния затягиваются на сравнительно длительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией непроизвольности
чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы
фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий
Описание слайда:
По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью появляются нарушения памяти, прямо зависящие от цикличности эмоциональных состояний нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений в отличие от состояний перед сном, которые бывают в обычных условиях, гипнотические состояния затягиваются на сравнительно длительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией непроизвольности чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий

Слайд 85





Духовная депривация 
и эмоциональная депривация 
Отсутствие положительного духовного влияния на психику человека приводит к постепенному увеличению негативного волевого потенциала, сформировавшегося в результате действия негативных эмоций
Описание слайда:
Духовная депривация и эмоциональная депривация Отсутствие положительного духовного влияния на психику человека приводит к постепенному увеличению негативного волевого потенциала, сформировавшегося в результате действия негативных эмоций

Слайд 86





Духовная депривация 
и эмоциональная депривация 
Конфликты межличностные
Поклонение деньгам
Ссоры, неудачи, разочарования
Страхи, невозможность быстрого обогащения 
Потеря близких
Переживание несправедливости
Обман ради материального обогащения
Отсутствие перспективы
Недовольство своим положением в обществе и т.п. 
Вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и т.п., снижает психическое здоровье человека
Описание слайда:
Духовная депривация и эмоциональная депривация Конфликты межличностные Поклонение деньгам Ссоры, неудачи, разочарования Страхи, невозможность быстрого обогащения Потеря близких Переживание несправедливости Обман ради материального обогащения Отсутствие перспективы Недовольство своим положением в обществе и т.п. Вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и т.п., снижает психическое здоровье человека

Слайд 87





Социальная депривация 
- это отклонение от реальных социальных норм в обществе и в различных социальных сообществах, которые отражают определенную степень изоляции индивида от социального круга и социальной среды
Описание слайда:
Социальная депривация - это отклонение от реальных социальных норм в обществе и в различных социальных сообществах, которые отражают определенную степень изоляции индивида от социального круга и социальной среды

Слайд 88





Роль общества для индивида
Социальное развитие субъекта происходит через обучение отдельных видов социальной деятельности
Субъект является составной частью всей социальной системы
Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которое соответствует определенным социальным позициям и статусам)
Описание слайда:
Роль общества для индивида Социальное развитие субъекта происходит через обучение отдельных видов социальной деятельности Субъект является составной частью всей социальной системы Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которое соответствует определенным социальным позициям и статусам)

Слайд 89





Роль общества для индивида
Субъект учится не только тех ролей, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тех, которые касаются других лиц
Знание этих ролей субъект усваивает путем непосредственного участия в социальных взаимодействиях
Описание слайда:
Роль общества для индивида Субъект учится не только тех ролей, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тех, которые касаются других лиц Знание этих ролей субъект усваивает путем непосредственного участия в социальных взаимодействиях

Слайд 90





Социальная депривация 
если в социальной структуре субъекта нет какого-либо существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье без отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыт взаимодействия с ними
Описание слайда:
Социальная депривация если в социальной структуре субъекта нет какого-либо существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье без отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыт взаимодействия с ними

Слайд 91





Социальная депривация 
Депривацию можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток незнание социальных ролей
Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривированный субъект плохо подготовлен к соответствующему выполнения ряда ролей, которых ожидают от него в обществе
Описание слайда:
Социальная депривация Депривацию можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток незнание социальных ролей Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривированный субъект плохо подготовлен к соответствующему выполнения ряда ролей, которых ожидают от него в обществе

Слайд 92





На развитие социальной 
депривации  влияет
социально-психологическое состояние общества, уровень его развития и процесс социализации конкретной личности
Описание слайда:
На развитие социальной депривации влияет социально-психологическое состояние общества, уровень его развития и процесс социализации конкретной личности

Слайд 93





Социальная депривация 
- это специфические отклонения от реальных социальных норм поведения и общения, которые образовались на основе отсутствия определенных условий социализации и возможностей всесторонне усваивать социокультурные общественные ЦЕННОСТИ
Описание слайда:
Социальная депривация - это специфические отклонения от реальных социальных норм поведения и общения, которые образовались на основе отсутствия определенных условий социализации и возможностей всесторонне усваивать социокультурные общественные ЦЕННОСТИ

Слайд 94





Познавательная депривация 
заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных мыслительных задач
речь идет об "умственной нагрузке", отсутствие которой приводит к торможению умственного развития или даже его регресса
развивается умственная «лень»
Описание слайда:
Познавательная депривация заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных мыслительных задач речь идет об "умственной нагрузке", отсутствие которой приводит к торможению умственного развития или даже его регресса развивается умственная «лень»

Слайд 95





Психокультурная депривация 
заключается в длительном отчуждении личности от усвоения чисто человеческих культурных ценностей, прежде всего произведений искусства, литературы, фольклора, обычаев, обрядов, традиций и т.д.
Описание слайда:
Психокультурная депривация заключается в длительном отчуждении личности от усвоения чисто человеческих культурных ценностей, прежде всего произведений искусства, литературы, фольклора, обычаев, обрядов, традиций и т.д.

Слайд 96





Девиация(лат. отклонение)
Это любые поступки , не соответствующие общераспространенным нормам..
К ним относятся как положительные отклонения, таки отрицательные.
В более узком смысле – негативные отклонения. В психологии такое поведение называется деликвентным.
Описание слайда:
Девиация(лат. отклонение) Это любые поступки , не соответствующие общераспространенным нормам.. К ним относятся как положительные отклонения, таки отрицательные. В более узком смысле – негативные отклонения. В психологии такое поведение называется деликвентным.

Слайд 97





Примеры девиаций
Нарушения влечений:
Дромомания – страсть к перемещениям (путешествие автостопом, на электричках, бродяжничество)
Пиромания (горящие «бомбочки», увлечение петардами, поджег тополиного пуха, в том числе)
Клептомания
Копролалия – страсть к произношению бранных слов
Симптом Плюшкина
Шоппголизм
Сексуальная аддикция
Алкогольная и наркотическая зависимость
Игромания
Описание слайда:
Примеры девиаций Нарушения влечений: Дромомания – страсть к перемещениям (путешествие автостопом, на электричках, бродяжничество) Пиромания (горящие «бомбочки», увлечение петардами, поджег тополиного пуха, в том числе) Клептомания Копролалия – страсть к произношению бранных слов Симптом Плюшкина Шоппголизм Сексуальная аддикция Алкогольная и наркотическая зависимость Игромания

Слайд 98





Примеры девиаций, 
связанные с риском для жизни
Суцидомания – влечение к суициду, в том числе причастность к асоциальным и антисоциальным группам, изучающим вопросы суицидов («Синий кит» и др. - запрещены в России!!!)
Парасуициды: «Зацепперы», экстремальные виды спорта и др.
Описание слайда:
Примеры девиаций, связанные с риском для жизни Суцидомания – влечение к суициду, в том числе причастность к асоциальным и антисоциальным группам, изучающим вопросы суицидов («Синий кит» и др. - запрещены в России!!!) Парасуициды: «Зацепперы», экстремальные виды спорта и др.

Слайд 99





Примеры девиаций
Все виды сексуальных перверзий (парафилии):
Имеет место подмена истинных объектов и способов сексуального удовлетворения
Гомосексуализм, педофилия, сатириазис, нимфомания, вуайеризм, фетишизм, зоофилия и многие другие
Описание слайда:
Примеры девиаций Все виды сексуальных перверзий (парафилии): Имеет место подмена истинных объектов и способов сексуального удовлетворения Гомосексуализм, педофилия, сатириазис, нимфомания, вуайеризм, фетишизм, зоофилия и многие другие

Слайд 100





Делинквентное поведение
- это тоже девиация, но грубо выходящая за рамки социальных норм: всегда связана с асоциальным и/или антисоциальным поведением
Описание слайда:
Делинквентное поведение - это тоже девиация, но грубо выходящая за рамки социальных норм: всегда связана с асоциальным и/или антисоциальным поведением

Слайд 101





Делинквентное поведение
Воровство
Терроризм и принадлежность к антиобщественным группам
Телефонный терроризм
Нанесение увечий другим людям, в том числе убийства
Издевательства над животными
Поджеги и повреждения имущества
Преступления на сексуальной основе (связанные с парафилиями)
Описание слайда:
Делинквентное поведение Воровство Терроризм и принадлежность к антиобщественным группам Телефонный терроризм Нанесение увечий другим людям, в том числе убийства Издевательства над животными Поджеги и повреждения имущества Преступления на сексуальной основе (связанные с парафилиями)

Слайд 102





Психическая деятельность
Описание слайда:
Психическая деятельность

Слайд 103





Адаптация индивида в социуме
Описание слайда:
Адаптация индивида в социуме

Слайд 104





Нормальная адаптация
В семье (наличие семьи, детей, определенного уклада семьи с традициями и т.д.)
В труде (дети – учеба, взрослые – профессия)
В пространстве «между семьей и трудом»: хобби, увлечения, спорт, общественно-политическая деятельность и т.д.
Описание слайда:
Нормальная адаптация В семье (наличие семьи, детей, определенного уклада семьи с традициями и т.д.) В труде (дети – учеба, взрослые – профессия) В пространстве «между семьей и трудом»: хобби, увлечения, спорт, общественно-политическая деятельность и т.д.

Слайд 105





Дезадаптация 
Страдает один или все аспекты адаптации в обществе
Описание слайда:
Дезадаптация Страдает один или все аспекты адаптации в обществе

Слайд 106





Понятие «Уклад семьи»
Описание слайда:
Понятие «Уклад семьи»

Слайд 107





Теория компенсации
На основе теории о сложной структуре дефекта, Л.С. Выготский выдвинул теорию компенсации:
► возможность компенсации нарушенной функции за счет опоры на сохранные функции. Чем дальше от первопричины отстоит дефект,тем легче он поддается коррекции.
Значение этой теории велико для специальной педагогики и психологии. Знание структуры дефекта позволяет правильно планировать коооекиионную работу.
►	она базируется на сохранных функциях
►	направлена на профилактику и коррекцию вторичных нарушений
► на первичный дефект влияние средствами педагогики незначительно
Описание слайда:
Теория компенсации На основе теории о сложной структуре дефекта, Л.С. Выготский выдвинул теорию компенсации: ► возможность компенсации нарушенной функции за счет опоры на сохранные функции. Чем дальше от первопричины отстоит дефект,тем легче он поддается коррекции. Значение этой теории велико для специальной педагогики и психологии. Знание структуры дефекта позволяет правильно планировать коооекиионную работу. ► она базируется на сохранных функциях ► направлена на профилактику и коррекцию вторичных нарушений ► на первичный дефект влияние средствами педагогики незначительно

Слайд 108





В настоящее время различают
коррекцию - исправление нарушенной функции, устранение, преодоление недостатка
компенсацию - возмещение нарушенной функции за счет усиления сохранных функций
Описание слайда:
В настоящее время различают коррекцию - исправление нарушенной функции, устранение, преодоление недостатка компенсацию - возмещение нарушенной функции за счет усиления сохранных функций

Слайд 109





Проблема компенсаций функций
Описание слайда:
Проблема компенсаций функций

Слайд 110





Например:
Описание слайда:
Например:

Слайд 111





Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта
Описание слайда:
Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта

Слайд 112





Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта
Описание слайда:
Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта

Слайд 113





Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта
Описание слайда:
Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта

Слайд 114





Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта
Описание слайда:
Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта

Слайд 115





Учение Л.С. Выготского 
о системном строении дефекта
Описание слайда:
Учение Л.С. Выготского о системном строении дефекта

Слайд 116





Возможность компенсации 
нарушений за счёт опоры 
на сохранные функции
Описание слайда:
Возможность компенсации нарушений за счёт опоры на сохранные функции

Слайд 117





Выводы:
Биологический фактор вызывает первичный дефект -
необратимые изменения в развитии организма ребенка.
Первичное нарушение влечет за собой
вторичные отклонения в развитии
и отклонения третьего порядка.
Вторичные отклонения являются основным
объектом психолого-педагогической коррекции
аномального развития.
Описание слайда:
Выводы: Биологический фактор вызывает первичный дефект - необратимые изменения в развитии организма ребенка. Первичное нарушение влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка. Вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогической коррекции аномального развития.

Слайд 118





Компенсация - сложный,
многоаспектный процесс перестройки
или замещения нарушенных или
недоразвитых функций организма
Описание слайда:
Компенсация - сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма

Слайд 119





Реабилитация -
процесс включения
ребенка с отклонениями в развитии и
поведении в социальную среду, в
нормальную общественно полезную
деятельность и адекватные
взаимоотношения со сверстниками
Описание слайда:
Реабилитация - процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками

Слайд 120





Компенсация по Л.С. Выготскому:
Компенсация - синтез биологического и
социального факторов;
Аномальные дети должны быть включены в
разнообразную социально-значимую деятельность;
Специальное воспитание должно быть подчинено
социальному;
При любом нарушении существуют первичные и
вторичные дефекты ( «структура дефекта»);
Судьбу личности решает не дефект, а его
социально-психологическая реализация.
Описание слайда:
Компенсация по Л.С. Выготскому: Компенсация - синтез биологического и социального факторов; Аномальные дети должны быть включены в разнообразную социально-значимую деятельность; Специальное воспитание должно быть подчинено социальному; При любом нарушении существуют первичные и вторичные дефекты ( «структура дефекта»); Судьбу личности решает не дефект, а его социально-психологическая реализация.

Слайд 121





Этапы компенсации
определение пораженной или частично
утраченной функции путем сопоставления с
нормальным действием другого аналогичного
органа
проведение оценки степени нарушения функций;
создание индивидуальной программы для
проведения компенсации
проведение контроля над процессом реализации
компенсации
при восстановлении поврежденной или частично
утраченной функции процесс компенсации
приостанавливается
Описание слайда:
Этапы компенсации определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа проведение оценки степени нарушения функций; создание индивидуальной программы для проведения компенсации проведение контроля над процессом реализации компенсации при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается

Слайд 122





Виды компенсации
Описание слайда:
Виды компенсации

Слайд 123





Условия развития компенсаторных функций
уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса
положение человека в обществе
условия семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы
Описание слайда:
Условия развития компенсаторных функций уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса положение человека в обществе условия семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы

Слайд 124


Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза, слайд №124
Описание слайда:

Слайд 125





Методы коррекции
Описание слайда:
Методы коррекции

Слайд 126





Эволюционно-динамические 
теории дизонтогенеза
Описание слайда:
Эволюционно-динамические теории дизонтогенеза

Слайд 127





Эволюционно-динамический, или, онтогенетический, подход 
основа понимания эволюционной теории 
Ч. Дарвина о развитии животного мира
единство биологического и социального в процессе формирования человека
человек - социальное существо
Описание слайда:
Эволюционно-динамический, или, онтогенетический, подход основа понимания эволюционной теории Ч. Дарвина о развитии животного мира единство биологического и социального в процессе формирования человека человек - социальное существо

Слайд 128





Эволюционно-динамический, или, онтогенетический, подход 
Формирование человека происходит за счет непрерывного взаимодействия социально-психических явлений с природно-психическими
Эти явления в человеке тесно связаны с нейрофизиологическими механизмами 
(В.В. Ковалев)
Описание слайда:
Эволюционно-динамический, или, онтогенетический, подход Формирование человека происходит за счет непрерывного взаимодействия социально-психических явлений с природно-психическими Эти явления в человеке тесно связаны с нейрофизиологическими механизмами (В.В. Ковалев)

Слайд 129





В процессе эволюции человека и его исторического общественного развития 
ведущее значение приобрели социально-психические явления, что способствовало выделению человека из животного мира. Этот переход от низшего к высшему представляет основное направление в развитии психики человека
Описание слайда:
В процессе эволюции человека и его исторического общественного развития ведущее значение приобрели социально-психические явления, что способствовало выделению человека из животного мира. Этот переход от низшего к высшему представляет основное направление в развитии психики человека

Слайд 130





Общая закономерность 
онтогенеза 
замещение и поглощение биологического и тесно связанного с ним природно-психического на качественно более высокое социально-психическое
Описание слайда:
Общая закономерность онтогенеза замещение и поглощение биологического и тесно связанного с ним природно-психического на качественно более высокое социально-психическое

Слайд 131





Общая закономерность 
онтогенеза 
преобладающие в психике ребенка раннего возраста природно-психические явления, как элементарные потребности в еде, сне, непосредственно связанные с инстинктами, примитивные эмоции удовольствия и неудовольствия, малодифференцированные проявления темперамента
с возрастом постепенно оттесняются социально-психическими феноменами
Описание слайда:
Общая закономерность онтогенеза преобладающие в психике ребенка раннего возраста природно-психические явления, как элементарные потребности в еде, сне, непосредственно связанные с инстинктами, примитивные эмоции удовольствия и неудовольствия, малодифференцированные проявления темперамента с возрастом постепенно оттесняются социально-психическими феноменами

Слайд 132





Ведущая движущая 
и организующая роль в онтогенезе 
принадлежит воспитанию в широком смысле слова
фактор социального наследования
Описание слайда:
Ведущая движущая и организующая роль в онтогенезе принадлежит воспитанию в широком смысле слова фактор социального наследования

Слайд 133





А. Валлон (1967), 
Н.П. Дубинин (1972)
только воспитание человека, развитие у него способностей к творческому восприятию всех достижений материальной и духовной культуры, обобщенных в социальной программе, создают личность человека
Описание слайда:
А. Валлон (1967), Н.П. Дубинин (1972) только воспитание человека, развитие у него способностей к творческому восприятию всех достижений материальной и духовной культуры, обобщенных в социальной программе, создают личность человека

Слайд 134





Общий характер закономерности 
соотношения биологического и социального 
в человеке как биосоциальном существе
Эта закономерность сохраняет свое значение, как в условиях здоровья, так и в условиях болезни, в особенности психической
Психическая болезнь вносит существенные изменения в соотношения биологического и социального в человеке
Описание слайда:
Общий характер закономерности соотношения биологического и социального в человеке как биосоциальном существе Эта закономерность сохраняет свое значение, как в условиях здоровья, так и в условиях болезни, в особенности психической Психическая болезнь вносит существенные изменения в соотношения биологического и социального в человеке

Слайд 135





Под влиянием психического заболевания 
выявляется временный или более стойкий сдвиг во взаимоотношениях между природно-психическим и социально-психическим с усилением природно-психических явлений
Описание слайда:
Под влиянием психического заболевания выявляется временный или более стойкий сдвиг во взаимоотношениях между природно-психическим и социально-психическим с усилением природно-психических явлений

Слайд 136





Понятие «сдвиг» 
при психических заболеваниях
сдвиг значительно легче и быстрее происходит в более раннем возрасте, что связано с недостаточной зрелостью и относительно меньшей устойчивостью социально-психических образований
Описание слайда:
Понятие «сдвиг» при психических заболеваниях сдвиг значительно легче и быстрее происходит в более раннем возрасте, что связано с недостаточной зрелостью и относительно меньшей устойчивостью социально-психических образований

Слайд 137





Конкретные выражения сдвига соотношений в психике 
патологическое усиление влечений, инстинктивных потребностей, низших эмоций 
при некоторых типах формирующихся психопатий и психопатоподобных состояний различного происхождения
Описание слайда:
Конкретные выражения сдвига соотношений в психике патологическое усиление влечений, инстинктивных потребностей, низших эмоций при некоторых типах формирующихся психопатий и психопатоподобных состояний различного происхождения

Слайд 138





Конкретные выражения сдвига соотношений в психике 
явления регресса психики с возникновением различных расстройств поведения, свойственных значительно более ранним этапам онтогенеза:
Описание слайда:
Конкретные выражения сдвига соотношений в психике явления регресса психики с возникновением различных расстройств поведения, свойственных значительно более ранним этапам онтогенеза:

Слайд 139






             двигательные стереотипии
             эхопраксии
эхолалии
моторные автоматизмы
мутизм
общее двигательное застывание
временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности
возобновление лепетной речи
появление повышенной боязливости и готовности к страхам, которые наблюдаются при шизофрении, реактивных состояниях, органических поражениях головного мозга
Описание слайда:
двигательные стереотипии эхопраксии эхолалии моторные автоматизмы мутизм общее двигательное застывание временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности возобновление лепетной речи появление повышенной боязливости и готовности к страхам, которые наблюдаются при шизофрении, реактивных состояниях, органических поражениях головного мозга

Слайд 140





Другой вид изменения соотношения между социальным и биологическим 
имеет место при различных типах общего и психического дизонтогенеза (нарушение развития), который выражается в различных ограничениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении состояния компонентов развивающейся психики ребенка и подростка
Описание слайда:
Другой вид изменения соотношения между социальным и биологическим имеет место при различных типах общего и психического дизонтогенеза (нарушение развития), который выражается в различных ограничениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении состояния компонентов развивающейся психики ребенка и подростка

Слайд 141





Основные клинические типы дизонтогенеза психики 
ретардация (запаздывание или приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики
асинхрония развития (неравномерное, диспропорциональное психическое развитие), при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают, либо происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к дисгармонии (Г.Е. Сухарева, 1959; В.В. Ковалев, 1976)
Описание слайда:
Основные клинические типы дизонтогенеза психики ретардация (запаздывание или приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики асинхрония развития (неравномерное, диспропорциональное психическое развитие), при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают, либо происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к дисгармонии (Г.Е. Сухарева, 1959; В.В. Ковалев, 1976)

Слайд 142





Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию